Кратко охарактеризуйте все виды социальных норм

Нормативные регуляторы поведения членов общества делятся на социальные нормыинесоциальные нормы.

Социальные нормырегулируют отношения между людьми и их коллективами.

Все социальные нормы обычно подразделяются на следующие виды:

    • обычаи;
    • традиции;
    • деловые обыкновения;
    • религиозные;
    • политические;
    • нормы общественных объединений (корпоративные);
    • моральные;
    • правовые.

Обычаи— такие правила поведения, которые сложились исторически, на протяжении жизни многих поколений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Есть обычаи нравственного содержания (нравы), различного рода правила этикета, обрядов, ритуалов.

Традиции— близки к обычаям и во многом идентичны им. Однако их создание не обязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы — стремление людей следовать модному поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих. Привычка соблюдать обычаи и традиции для большинства членов общества превращается во внутреннюю потребность, стереотип поведения.

Деловые обыкновения— складываются в производственной, научной, учебной деятельности людей и направлены на повышение ее эффективности. В современном обществе существуют как древние, многовековые обычаи и традиции, которые носят реакционный характер и с которыми необходимо бороться (кровная месть, умыкание невесты и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и основанные на идеях коллективизма, добра и человечности.

Религиозные нормы— правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого Завета — не убий, не укради, почитай родителей своих и др.).

Политические нормырегулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Они могут существовать как в форме общих лозунгов (принцип народовластия, строительство коммунизма, внедрение основ рыночной экономики и др.), так и в виде более конкретных политических норм (приватизация государственной собственности, внедрение принципов местного самоуправления, экономическая программа, пенсионная, налоговая реформы и т.д.). В любом случае они выступают формой осознания и выражения классового, коллективного, группового интереса, оценки политического бытия. Политические нормы могут содержаться во взглядах философов, политических деятелей, лидеров политических партий, социальных движений, их публичных выступлениях, в уставах и программах партий и иных общественных объединений относительно структуры и характера государственной власти, ее задач и функций, общих и конкретных программ и направлений ее деятельности. В зависимости от конкретно-исторических условий, соотношения классовых, национальных, религиозных сил, уровня сознания общества и его культуры, взаимодействие таких норм бывает различным. Это и взаимоподдержка, и компромиссное согласование, и противоборство. Политические нормы не могут иметь первенства над правом. Иное порождает политический произвол и способствует созданию тоталитарных режимов. Только там возможны подлинно демократический строй и цивилизованное гражданское общество, где политика, политические нормы опираются на закон, где право ограничивает политическую власть, где человек, его интересы и права являются основным объектом деятельности государства.

Нормы общественных объединений (корпоративные нормы)регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодежных, женских, творческих, научных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных и других объединений), порядок их создания и функционирования (структура, порядок управления, полномочие органов объединения, размер членских взносов и т.д.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями. Такие нормы формулируются в уставах и других документах объединений, выражают волю и интересы их членов и обязательны только для них. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений. К числу корпоративных относятся также нормы, предусмотренные уставами кооперативов и других негосударственных организаций коммерческого характера. Некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нормами. Законодательство создает правовую основу организации и деятельности общественных объединений, определяет общий порядок их создания, взаимоотношения с государственными органами. Конституция РФ предусматривает право каждого на объединение, гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Законом установлены запреты создавать объединения, имеющие преступные цели или осуществляющие свою деятельность насильственными методами, а также совершать действия, выходящие за пределы задач, предусмотренных их уставами.

Мораль— это взгляды, представления людей о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости. Одновременно это и нормы, принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов, а также чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение с точки зрения добра, справедливости и порядочности. Будучи формой общественного сознания, мораль, как и право, носит исторический характер. Она находится в движении, постоянно изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и, в первую очередь, экономические факторы. Мораль первобытного общества, эпох рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны друг другу. Мораль предполагает ценностную оценку личности не только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения. Высшими моральными принципами для человека являются его:

Это интересно:  Плата за использование природных ресурсов

— осознание собственного долга.

Виды социальных норм:

По способу создания и средствам охраны их требований от нарушений:

  • · нормы права — это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются (признаются) государством и охраняются его принудительной силой;
  • · нормы морали — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением;
  • · нормы религии регулируют отношения между верующими людьми, их участие в отправлении культов, порядок богослужения и т.д. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.). Охрана и защита этих социальных норм осуществляется самими верующими;
  • · нормы обычаев — это правила поведения, сложившиеся в обществе при определенных условиях и в результате их многократного повторения, вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека;
  • · нормы традиций — это правила поведения, выступающие в виде наиболее общих и стабильных направлений деятельности человека, связанные с определенным духовным складом личности, ее мировоззрением (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции).Традиции соблюдаются в силу общественного принуждения;
  • · нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются при проведении национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей и официальных приемов (банкетов).
  • · организационные нормы (корпоративные) представляют собой правила поведения, содержащиеся а уставах, программах и других документах компаний, предприятий, партий, профсоюзов, общественных объединений и т.д.. Эти нормы обязательны только для членов данных общественных формирований и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных в их уставных документах.

По содержанию выделяют:

  • · политические нормы,
  • · трудовые нормы,
  • · семейные нормы,
  • · эстетические нормы;
  • · нормы культуры,
  • · экономические нормы и др.

По степени устойчивости и масштабам применения:

  • · нормы, которые действуют постоянно и повсеместно;
  • · нормы, которые зависят от ситуации.

По выполняемым функциям:

  • · нормы, которые выполняют функцию стандартов поведения (обязанности, правила);
  • · нормы, которые выполняют функцию ожиданий поведения (реакция других людей).
  • 3. Социальные санкции — наказания или поощрения, которые способствуют соблюдению норм. Санкции приобретают легитимность на основе норм. Санкции с ценностями ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Таким образом, нормы защищены с двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций.

Выделяют 4 типа санкций:

  • · Формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, установление памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления) и т.д..
  • · Неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка и т.д..
  • · Формальные негативные санкции — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви и т.д..
  • · Неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья и т.д..

От способа применения санкций зависит форма контроля:

  • · самоконтроль— применение санкций совершается самим человеком, не требует присутствия посторонних лиц и направлено на себя;
  • · внешний контроль — применение санкций требует присутствия посторонних лиц.
  • 4. Власть — это способность достигать желаемых результатов вопреки сопротивлению других.

Власть включает в себя следующие элементы:

  • 1. право истолковывать события и выдвигать цели развития;
  • 2. особые позиции в распределении ресурсов;
  • 3. контроль за доступом к информации как особому ресурсу;
  • 4. возможность диктовать правила деятельности, запрещать те или иные ее виды;
  • 5. способность оказывать личное влияние на людей.

Власть реализуется путем:

  • · прямого насилия;
  • · экономического принуждения;
  • · легитимного господства посредством утверждения авторитета .

Авторитет может основываться:

  • · на личных качествах (харизматическая власть),
  • · силе закона (власть права),
  • · обычаях (традиционная власть).
  • 2. В большинстве случаев члены общества следуют как официально установленным, так и фактически сложившимся социальным нормам, что в немалой степени сохраняет его как систему. В зависимости от внутренних мотивов можно выделить два варианта нормативного поведения:
    • · когда человек следует определенным социальным нормам, не задумываясь над тем, верны ли они, то такое поведение принято называть конформизмом, который предполагает пассивное принятие существующего порядка, отсутствие собственной позиции, некритическое следование любому образцу;
    • · если индивид следует нормам с целью привести свое поведение в соответствие с требованиями более высокого авторитета (Бог, общественность, родители, начальник), то это определяется как подчинение.
Это интересно:  Как принимаются законы в рф схема

С точки зрения внешней оценки оба типа поведения можно назвать нормативным, или конформным, поведением. В данном случае индивид корпоративен», т.е. является «игроком команды». Нормативное поведение отражает эффективность процесса социализации в отношении доминирующих стандартов культуры.

Вместе с тем в обществе также имеет место неприятие и неисполнение социальных норм. Такое поведение индивидов или социальных групп определяется как некомформное, или ненормативное. Оно может носить позитивный характер, что способствует установлению в обществе более прогрессивных норм поведения, деятельности (искусство, научно-техническое и социальное творчество), или иметь патологический, негативный, дисфункциональный характер, что ведет к разрушению прогрессивных тенденций. Такое поведение, деятельность индивидов и социальных групп и принято называть собственно девиантным (отклоняющимся) поведением.

Девиантное (отклоняющееся) поведение (франц. deviation от лат. deviare — сбиваться с пути) — поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.

Можно говорить о девиантности в широком и узком значениях этого слова.

В широком смысле термин «девиантность» подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм, начиная с самых незначительных, например, нарушения пропускного режима в учреждении, и кончая самыми серьезными типа убийства.

В узком значении девиантность обозначает проступки, которые не одобряются общественным мнением, не являются противоправными, не подпадают под статью Уголовного кодекса (например, более высокая зарплата жены окружающим может показаться ненормальным явлением, так как муж испокон веку считался главным источником семейных доходов). Для более серьезных форм нарушения специалисты применяют другие термины, а именно делинквентность и преступность (криминальное поведение).

Делинквентное поведение — совокупность поступков, которые не одобряются законом, но не наказуемо с точки зрения Уголовного кодекса. Прежде всего, это административные правонарушения: мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине со стороны покупателя, переход улицы или курение в неположенном месте и др..

Преступное поведение — это уголовно наказуемое поведение. Ннапример, драка с нанесением тяжких телесных повреждений, убийство и др..

Характерная черта девиантного поведения культурный релятивизм. Это означает, что социальная норма, принятая либо обществом, либо законодательством, — явление сугубо относительное. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе нормальным, в другом — рассматриваться как социальная патология. Например, в первобытное время каннибализм, убийство стариков и детей, кровосмешение считались нормальным явлением, вызванным экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным устройством (разрешение брака между родственниками), но в современном обществе это считается девиантным, а в некоторых случаях и криминальным поведением.

Основные виды девиации (в широком смысле слова).

Виды социальных норм

Нормы права – правила, устанавливаемые и охраняемые государством.

Нормы морали (нравственности) – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Охраняются силой общественного мнения. Имеет место точка зрения, что мораль шире, охватывает всё; нравственность уже, по содержанию ближе к этике. Другие авторы считают, что понятия «мораль» и «нравственность» полностью совпадают.

Нормы общественных организаций (корпоративные) – правила поведения, устанавливаемые самими общественными организациями, адресованные членам этих общественных организаций и охраняемые с помощью мер общественного воздействия. Эти нормы регулируют порядок создания и прекращения деятельности общественных объединений, их цели, задачи, компетенцию руководящих органов, права и обязанности членов. Нормы корпоративных объединений формально определены, издаются в письменном виде, принимаются коллективными структурами.

Нормы обычаев – правила поведения, сложившиеся в обществе в результате их многократного и длительного повторения и вошедшие в привычку людей. Среди обычаев особое место занимают обыкновения (деловые обычаи) – повторяющаяся хозяйственная, бытовая и иная практика, которая в силу привычки, повторяемости постепенно приобретает регулятивное значение; это обычаи, выработанные в процессе деятельности органов государства, в деловой (хозяйственной, коммерческой) деятельности и действующие в единстве с нормами права.

Нормы традиций – обобщенные и стабильные правила поведения, действующие в определенной сфере жизнедеятельности людей (семейные, профессиональные, военные, национальные и др.).

Нормы ритуалов – правила, которые определяют поведение людей при совершении обрядов (проведение национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных деятелей). Особенность норм ритуалов – поддерживают красочность, театрализованность.

Технические нормы – это правила наиболее целесообразного обращения людей с природой, орудиями труда, различными техническими средствами. Это: правила выполнения строительных работ, инструкции по эксплуатации машин, механизмов и т.д. Технические нормы – это социальные нормы с техническим содержанием. Это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство». Поэтому их называют нормами с «полусоциальным» характером. Среди технических норм есть такие, которые получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу (технико – правовые). Они становятся не только целесообразными, но и обязательными правилами поведения, охраняются от нарушений с помощью государственного принуждения. Так, уголовное законодательство предусматривает ответственность за нарушение эксплуатации транспорта, производства строительных работ и т.д.

Это интересно:  Безопасность как социальное явление

Военно – технические нормы – это правила наиболее целесообразного использования военной техники; закрепляются в актах военного законодательства ( уставах, наставлениях, инструкциях).

Религиозные нормы – это правила поведения, выработанные различными вероисповеданиями. Эти нормы регулируют порядок проведения религиозных обрядов, организации и деятельности религиозных объединений и являются обязательными для лиц, исповедующих данную религию. Эти нормы имеют признаки корпоративных норм, а также норм морали и обычаев. Религиозные нормы содержатся в различных религиозных писаниях (Библия, Коран, Талмуд). Известно, что в процессе исторического развития религиозные нормы имели юридическое значение и обеспечивались, в том числе, принудительной силой государства. Например, в период феодализма в Европе были широко распространены каноническое (церковное) право и церковная юрисдикция. Каноническое право действовало как дополнение к светскому праву и данном конкретном обществе регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом. В современный период в большинстве стран церковь отделена от государства, религиозные нормы распространяются только на верующих и не имеют юридического значения. Современные государства правовыми нормами определяют основу деятельности религиозных организаций, в этом и заключается соприкосновение религиозных норм с правом. В светском государстве никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Нормы этикета, корректности, приличия и др. Эти нормы регламентируют тактичность в обращении с людьми, вежливость, благопристойность в поведении, в словах; установленный порядок образа действий, поведения, форм обхождения.

3.Критерии разграничения норм права от других социальных норм:

– по происхождению: нормы права издаются государством; корпоративные нормы вырабатываются соответствующими организациями; нормы нравственности и обычаи (традиции, ритуалы) складываются постепенно в процессе развития общества;

по форме выражения: нормы права фиксируются в официальных издаваемых органами государства нормативных актах (обладают формальной определенностью); иные социальные нормы существуют либо в сознании общества или отдельных социальных групп или могут быть записаны в различных источниках, не имеющих официального характера;

– по способу охраны от нарушений:все социальные нормы в большинстве случаев соблюдаются и исполняются добровольно под влиянием сознательности и внутренней убежденности людей; но лишь за нормами права стоит возможность государственного принуждения; гарантиями соблюдения иных социальных норм выступает сила общественного мнения, возможность применения мер общественного воздействия;

по степени детализации: нормы права носят абстрактный характер, но вместе с тем отличаются достаточно большой степенью детализации; обычаи, традиции и ритуалы носят казустичный характер и максимально приближены к конкретным ситуациям; нормы морали не содержат строгих детализированных правил, а являются общими принципами, которым стараются следовать люди в своем поведении;

по формам ответственности: нарушение правил, изложенных в нормах права, влечет применение мер юридической ответственности; нарушение всех остальных социальных норм влечет применение иных мер социальной ответственности.

В чем проявляется единство норм права и других социальных норм:

те и другие представляют собой социальные нормы, т.е. правила поведения общеобязательного характера;

у них общая цель упорядочение и совершенствование общественной жизни и утверждение в обществе общечеловеческих ценностей;

у них один и тот же объект регулирования – общественные отношения; они адресуются к одним и тем же людям, группам, слоям, коллективам;

они определяют возможные и должные границы поведения людей;

они являются составными частями надстройки, в их основе лежит один и тот же экономический базис общества;

они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, в формировании у граждан юридической и нравственной культуры, правосознания;

их требования во многом совпадают;

мораль осуждает совершение правонарушений.

Между правом нормами морали могут возникать и довольно часто острые противоречия, коллизии и расхождения. Нравственные и правовые требования не всегда и не во всем согласуются, а иногда прямо противостоят друг другу. Оптимальное сочетание этического и юридического всегда было трудно разрешимой проблемой, идеальной гармонии в этом вопросе обычно достичь не удается. Противоречия неизбежно имеют место.

Контрольные вопросы к лекции (тема № 9).

1.Виды социального регулирования

2.Признаки социальных норм

3.Соотношение норм права и других социальных норм

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector