Плата за использование природных ресурсов

1. Конституция Российской Федерации.

2. Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 года.

3. Закон РСФСР “ О плате за землю “ от 11 октября 1991 года.

4. Постановление Правительства Российской Федерации “ О порядке определения нормативной цены земли “ от 3 ноября 1994 года.

5. Сборник нормативных актов по экологическому праву М. 1997

6. В.В.Петров “ Земельное право России “ изд.1995 года .

7. Б.В.Ероофеев “ Земельное право России (общая часть) “изд. 1994 года.

8. Учебник “ Сельскохозяйственное, природноресурсовое законодательство и правовая охрана природы “ изд. 1990 года.

9. Гирусов “Экология и экономика природопользования.“ изд. 1998 года.

[1] Сборник нормативных актов по экологическому праву М. 1997

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Платность использования природных ресурсов

Система платности природных ресурсов служит для стимулирования субъектов экологических правоотношений к более бережному использованию природных ресурсов. Система предполагает уплату определённой суммы природопользовакелем за использование природных ресурсов. Плата регулируется отраслевым природоресурсным законодательством.

В структуре платы за природные ресурсы предусмотрен вид компенсационных платежей, которые взымаются за все виды потерь. Причинённых юридическим и физическим лицам в результате осуществления какой-либо деятельности.

Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за пользование лесными ресурсами плату взимают в виде лесных податей (налога) и арендной платы, за пользование водными объектами — в виде регулярных платежей в течение срока водопользования, за пользование землёй — в виде земельного налога, арендной платы.

Плата за загрязнение окружающей среды

Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от организационно — правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, которым предоставлено право ведения производственно — хозяйственной деятельности на территории РФ.

Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

  • — выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • — сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
  • — размещение отходов;
  • — другие виды вредного воздействия.

В настоящее время действует порядок определения платы, который предусматривает два базовых норматива платы:

  • — за выбросы в рамках предельно допустимых нормативов;
  • — выбросы в пределах установленных лимитов.

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества.

На основе базовых нормативов разрабатывают и утверждают дифференцированные(по территориям) ставки платы.

Существующий порядок определяет три вида платы.

  • 1) Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, которые определяются путём умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
  • 2) Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов, которая соответственно определяется путём умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
  • 3) Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды, которая определяется путём умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Это интересно:  Приказ об исполнительской дисциплине образец

При отсутствии у природопользователя разрешения на выброс, сброс, размещение отходов применяется плата за сверхлимитное загрязнение, причём из прибыли предприятия.

Введение платы за природопользование не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению ущерба, причинённого экологическим правонарушением. природный загрязнение охрана

Плата за пользование природными ресурсами

Отношения по плате за отдельные природные ресурсы регулируются преимущественно соответствующими природоресурсными законодательными актами: Земельным кодексом РФ, Законом РФ О недрах», Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Федеральным законом «О животном мире» и др.

Общие требования платности использования земли

Общие требования платности использования земли установлены Земельным кодексом РФ. Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ плата за использование земли взимается в формах:

    1. земельного налога (до введения в действие налога на недвижимость) и
    2. арендной платы.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

За арендуемую землю взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 15 Налогового кодекса РФ (часть первая) земельный налог относится к местным налогам.

Платежи за пользование недрами

Платежи при пользовании недрами регулируются в разделе V Закона РФ «О недрах». При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

  • разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование;
  • регулярные платежи за пользование недрами;
  • сбор за участие в конкурсе (аукционе).

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Это интересно:  Предпринимательское право как отрасль права

Порядок и условиях взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, определен постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2003 г. N 249. Регулярные платежи за пользование недрами по указанным участкам уплачиваются пользователями недр, осуществляющими поиск и разведку месторождений, ежеквартально и зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Общие требования о плате за водопользование

Общие требования о плате за водопользование устанавливаются Водным кодексом РФ (ст. 20). Такая плата предусматривается договором на водопользование. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Платежи за пользование лесным фондом в виде арендной платы или платы по договору купли-продажи лесных насаждений регулируются Лесным кодексом РФ. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 г.

Общие требования к платежам за пользование животным миром установлены Федеральным законом «О животном мире». Пользователи объектами животного мира, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 52).

Плата за использование природных ресурсов

Платежи за загрязнение окружающей среды представляют собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду. Платежи предназначены для:

— возмещения затрат, связанных с компенсацией воздействия выбросов и сбросов;

— стимулирования снижения поддержания выбросов.

На предприятии осуществляются платежи за пользование землей и водными объектами, а также за загрязнение окружающей среды.

Рассмотрим динамику платежей за пользование природными ресурсами в хозяйстве.

Таблица 1 – Платежи за пользование природными ресурсами

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Налог на воду, руб.
Земельный налог, руб.
Итого платежей, руб.

По водному налогу плата взимается в пределах, установленным лимитом на воспроизводство и охрану окружающей среды, за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов. За исследуемый период плата по налогу на воду снижается.

Плата за пользование землей производится в виде налога на землю. При расчете налога на землю учитываются минимальная ставка платы за 1 га земли, площадь земли и коэффициенты, характеризующие вид почв и земель, плодородие почв, месторасположение и агроклиматическую зону. Объем платежей за землю не увеличился.

В состав платежей за загрязнение окружающей среды входят платежи за выбросы от стационарного объекта, за выбросы от передвижного объекта, платежи за сбросы загрязняющих веществ в пределах ПДС, платежи за сбросы загрязняющих веществ в пределах ВСС, платежи за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ, платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов, платежи за сверхлимитное размещение отходов установленных лимитов. Плата предприятием осуществляется ежеквартально, есть подтверждающие документы (Приложение…), но для удобства и наглядности информация по платежам представлена в таблице 30 по годам, т. е. в каждом году отражена информация по платежам как сумма сводных показателей поквартально по тем же самым платежам.

Это интересно:  Виды лицензий на недропользование

Таблица 2 – Платежи за выбросы в атмосферу

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
руб. % руб. % руб. % руб. % руб. %
Плата за выбросы от стационарного объекта в пределах ПДВ 6410,4 7,9 7124,2 16,5 6592,7 15,5 7089,1 16,5 7702,7 21,4
Плата за выбросы от передвижного объекта 316,5 0,4 379,2 0,9 514,0 1,2 576,7 1,3 512,9 1,4
Плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах ПДС 753,9 0,9 2010,4 4,7 1277,5 1112,2 2,6 454,3 1,3
Плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах ВСС 0,0 0,0 0,0 1616,4 3,8 2159,5 5,0 0,0
Плата за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ 53259,3 65,7 33572,6 77,9 27357,5 64,3 31517,9 73,1 27371,3 75,9
Плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов 4889,3 6,0 0,0 0,0 634,1 1,5 0,0
Плата за сверхлимитное размещение отходов установленных лимитов 15392,1 19,0 0,0 5789,4 13,6 0,0 0,0 0,0
Сумма платежа, исчисленная без учета льгот и вычетов всего 81021,4 43086,4 43147,5 43089,5 36041,2

Значительная часть платежей приходится на плату за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ более 65 %. Основной источник загрязнения – отходы от переработки.

На долю платежей за выбросы веществ от передвижных источников и размещение отходов производства и потребления приходится незначительная часть платежей.

Так как природные ресурсы находятся в пределах установленных лимитов, то платежи за них могут быть отнесены к себестоимости продукции предприятия.

Проанализируем удельный вес экологических платежей в себестоимости производимой продукции.

Таблица 3 – Удельный вес экологических платежей в себестоимости производимой продукции

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Платежи за природные ресурсы, руб.
Платежи за загрязнение среды, руб. 81020,93 43086,37 42547,82 44089,52 36041,22
Общая сумма платежей, руб. 193020,93 156086,37 248547,82 241089,52 237041,22
Себестоимость продукции, тыс. руб.
Удельный вес платежей в себестоимости, % 0,19 0,11 0,15 0,13 0,12

Общая сумма платежей увеличилась за 5 лет на 44020,29 руб., в основном это связано с ростом платежей за природные ресурсы. В 2010 г. удельный вес платежей в себестоимости продукции составляет 0,19%. За 5 лет изменение было незначительным и сильно на себестоимость продукции не повлияло.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector