Политика привлечения иностранных инвестиций

В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объедине­ний и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления» и Основах законодательства об иностранных инвестициях были определены различные формы привлечения иностранных инвестиций, в частности:

· долгосрочная аренда иностранными предпринимателями имущества, в том числе недвижимого имущества, и их участие в зонах совместного предпринимательства (свободных экономических зонах);

· создание совместных предприятий с частичным участием иностранного капитала и предприятий со стопроцентным иностранным капиталом;

· приобретение иностранными предпринимателями ценных бумаг (портфельные инве­стиции);

· предоставление возможности свободного реинвестирования полученной прибыли в рублях на территории России или перевода ее за границу в иностранной валюте.

Условия СП привлекали руководителей государственных предприятий тем, что они получали возможность перевести часть государствен­ного имущества в состав самостоятельных коммерческих структур и распоряжаться им на правах собственника-учредителя и зачастую, имея статус генерального директора или президента СП, осуществлять самостоятельные внешне­торговые сделки и свободные продажи на внутреннем рынке. Появлялись дополнительные стимулы для российских руководителей и персонала СП, например, более высокий уровень заработной платы, работа в более современной технологиче­ской и организационной среде, стажировки у иностранных партнеров.

Следует отметить, что с позиции экономики создание СП означало признание недостаточности собственных инвестиционных ресурсов и неэффективность политики исключительно централизованного «внедрения» научно-технических разработок без опоры на внутреннюю мотивацию товаропроизводителей. Политически эти новшества использовались тогдашним руководством как подтверждение деклараций СССР об отказе от «холодной войны» с Запа­дом, о его движении к интеграции в мировую политику и ми­ровую экономику.

В 1987—1990 гг. в СССР постепенно формировался инве­стиционный климат, схожий с климатом других стран-реципиентов. Новые нормативные акты вводили в юридическую платформу деятельности СП привлекательные для инвесторов параметры. В этот период была ликвидирована разница условий деятельности СП, сформированных с партне­рами из социалистических и несоциалистических стран, раз­решено создание предприятий, полностью принадлежащих за­рубежным инвесторам, устранены ограничения по занятию иностранцами руководящих постов в СП. Иностранные инве­сторы получили возможность использовать свою часть рубле­вой прибыли СП для товарных закупок и реинвестиций в СССР. Эти нормы были закреплены в «Основах законодатель­ства СССР об иностранных инвестициях», которые содержали гарантию сохране­ния условий деятельности предприятий с иностранными инве­стициями в течение пяти лет после ввода в действие каких-либо юридических норм, ухудшающих условия их хозяйство­вания. В 1990 г. правительство попыталось создать ряд свобод­ных экономических зон на территории страны как островков концентрированного привлечения иностранных инвестиций.

Первый период характеризовался активным привлечением ПИИ. К концу 1990 г. было создано более 3000 СП, причем значительное их количество сформировалось в производственной сфере.[1]

В то же время закон об иностранных инвестициях 1991 г. не включил такие принципиальные для создания более привлекательного инвестиционного климата в России положения, как полноту гарантий защиты капитала иностранных инвесторов в предпринимательской деятельности, мораторий на ухудшение условий деятельности иностранных инвесторов и предприятий с их участием.

Серьезные зарубежные инвесторы были намерены получить крупный, если не контрольный пакет акций, который обеспечивал возможность осуществлять реальное управление предприятием и решать такие принципиальные вопросы, как модернизация производственного аппарата и совершенствование методов управления сбытом и персоналом. Включение таких инвесторов в процесс приватизации сдержи­валось как нерешительностью органов власти, так и нежеланием новых российских собственников делить управление предпри­ятиями с иностранцами, привыкшими к более строгому и эф­фективному менеджменту.

На развитие реального сектора экономики России и привлечение ПИИ были направлены принятые в 1994 г. указы Президента РФ № 1004 «О некоторых вопросах налоговой политики» и № 1199 «О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности, в т.ч. осуществляемой с привлечением иностранных кредитов». Указы регламентировали неухудшение в течение 3 лет нормативного регулирования деятельности предприятий с иностранными инвестициями и освобождение на 1994 г. от уплаты НДС и специального налога на поддержание важнейших отраслей народного хозяйства оборудования, машин и механизмов для производственного развития предприятий, ввозимых в РФ по контрактам, заключенным до 01.01.1993 г. Однако срок иммунитета на 3 года был явно мал для крупных промышленных предприятий, к тому же Минфин Российской Федерации отказался признать распространение стабилизационной оговорки на налоговые изъятия.

25 января 1995 г. был опубликован Указ Президента РФ № 73 «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ». В этот же период была принята Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику РФ (введена в действие постановлением Правительства РФ № 1016 от 13 октября 1995 г). Наконец, Федеральный закон № 31-ФЗ от 13 марта 1995 г. «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности» отменил все льготы по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами на товары, ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности, в том числе и предприятиям с иностранными инвестициями.

В целом, политика российского государства в этот период была непоследовательной, противоречивой. Она формировалась под влиянием интересов большинства директоров крупных приватизированных предприятий, слабых позиций правительственного большинства в Государственной Думе, а также новых предпринимательских элит, сформировавшихся в значительной степени из числа получившей доступ к приватизированной собственности партийно-хозяйственной номенклатуры.

Начало третьего периода политики государства по привлечению ПИИ относится к 1996 году, этот период длится до настоящего времени.

В начале 1996 года вступил в силу федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» (СРП). Он дополнил в отношении ПИИ в освоение полезных ископаемых закон РФ «О недрах» 1992 года, который установил как основную форму участия инвесторов, в том числе иностранных, в этом виде деятельности, — административно — правовую форму в виде необходимости получения разрешения (лицензии). Закон о СРП 1995 г. пошел по другому пути — пути договорных отношений.

Стороны СРП — государство и инвесторы. Инвесторами могут быть и российские, и иностранные юридические лица и граждане — индивидуальные предприниматели. С инвесторами соглашения заключаются на основе принципа «двух ключей» — Правительством России совместно с органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится участок недр. Правительство России и орган власти субъекта РФ заключают между собой отдельное соглашение о порядке раздела между собой государственной части прибыльной продукции и порядке возмещения убытков, причиненных инвестору. Говоря о сторонах СРП, нужно упомянуть о возможности по закону создать консорциум инвесторов, т. е. объединение инвесторов на основе договора о совместной деятельности. Этот консорциум не пользуется правами юридического лица. Его участники несут солидарную ответственность перед государством, которое вправе предъявлять требования уплаты долга ко всем участникам и любому в отдельности.

По закону «О недрах» при получении лицензии инвестор становится собственником добытого минерального сырья, а государство собирает с него налоги и сборы. При СРП инвестор получает часть продукции, но основную часть налогов не платит, т. к. они компенсируются передаваемой государству продукцией. Это именуется разделом продукции. В разных странах имеются разные схемы раздела продукции. По российскому закону о СРП установлена двухступенчатая система: вначале выделяется часть продукции, которая идет в возмещение расходов, затрат инвестора («компенсационная продукция»), а затем прибыльная часть продукции делится между государством и инвестором в пропорции, установленной в соглашении. Законом установлена замена разделом продукции не всех налогов, а части. Для инвестора положительная сторона — это то, что он в меньшей степени зависит от изменений в российской налоговой системе. Кроме того, имеются месторождения более богатые и легкодоступные, а есть бедные и труднодоступные. Раздел продукции позволяет дифференцировать эти месторождения и сделать добычу рентабельной.

СРП отличается от классического понимания договора концессии, по которому произведенная продукция полностью принадлежит концессионеру. По СРП прибыльная часть продукции должна быть поделена между государством и инвестором. Это отличает его и от договора подряда, по которому произведенная продукция принадлежит государству.

СРП является предпринимательским договором, т. к. инвестор действует за свой счет и на свой риск. СРП является инвестиционным договором, т. к. компенсационная часть про­дукции поступает в собственность инвестору, и это является своего рода возвращен­ным государством инвестору инвестиционным кредитом.

Участок земли для разработки полезных иско­паемых предоставляется инвестору на условиях долгосрочной земельной аренды. Экс­плуатация недр — монополия государства, его исключительное право. Однако возможна временная передача права пользования недрами, и в этой связи государство становится участником оборота, а его товаром является право пользования недрами.

Закон о СРП (ст. 7) приводит перечень обязательных условий СРП. Это — про­грамма реализации СРП; требование о соблюдении стандартов, правил безопасно­сти, охраны окружающей среды, здоровья людей; описание участка недр; срок действия соглашения, порядок изменения его условий и прекращения действия; ви­ды налогов и платежей инвестора государству, система раздела продукции; пре­имущественное право российских юридических лиц быть поставщиками необходи­мого оборудования и других товаров, подрядчиками при выполнении разных работ и перевозчиками; обязанность закупки определенной части оборудования для добычи минерального сырья российского происхождения. Все указанные условия в понимании ст. 432 ГК РФ являются существенными, т. е. без согласования которых сторонами соглашение не вступает в силу.

Минеральное сырье, находящееся в собственности инвестора, свободно экс­портируется им без каких-либо количественных ограничений, за исключением слу­чаев, предусмотренных законом о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Это случаи, которые вызваны соображениями национальной безопасности, а также необходимостью соблюдать международные обязательства России. Теоретически, как пример возможных международных обязательств, можно предста­вить себе договоренность между Россией и ОПЕК о добровольном ограничении экс­порта нефти.

Условия СРП сохраняются в том виде, как они согласованы, на весь период действия соглашения, за исключением случаев существенного изменения обстоя­тельств. Предусмотрена стабилизационная оговорка о том, что если законы изменяются таким образом, что ухудшаются усло­вия деятельности инвесторов, то в СРП вносятся изменения, обеспечивающие инве­стору достижение тех ком­мерческих результатов, из которых он исходил при заклю­чении СРП.

Срок СРП, как правило, 20 лет для добычи полезных ископаемых и 25 лет, ес­ли добыче предшествует геологическое изучение недр. Максимальный срок по зако­ну о недрах — 50 лет.

После завершения инвестором определенных этапов работ по соглашению участки недр возвращаются инвестором государству. По результатам геологической разведки инвестор передает информацию на государственную экспертизу, без чего нельзя приступать к добыче.

Это интересно:  Бюджетные фонды рф перечень

Главное положение — иностранные инвесторы облагаются налогами и сборами на общих основаниях с отечественными, российскими инвесторами. При СРП исходят из таких видов затрат, как затраты, подлежащие возмещению, и затраты, не подлежащие возмещению. Возмещаемые затраты —это те, которые включены в ут­вержденную уполномоченным государственным органом смету, и которые были по­несены инвестором при исполнении CPП. Такие затраты возмещаются за счет ком­пенсационной продукции. Затраты, не включенные в смету, или затраты, включен­ные в смету, но не утвержденные указанным органом, не подлежат возмещению.

Закон применяется к вложениям иностранного капитала в коммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятель­ность, т. е. деятельность с целью извлечения прибыли. Закон не применяется к вложениям иностранного капитала в некоммерческие организации, которые занимаются образова­тельной, благотворительной, научной, религиозной или иной общественно полезной деятельностью. Отношения по вложению иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также страховые организации регулируют­ся специальным законодательством о банках и банковской деятельности и о страховании. Это оправдывается необходимостью защитить специальными нормами отечественные банки и страховые организации в период их становления.

В России до настоящего времени не используются многие инвестиционные льготы, широко применяемые другими развивающимися странами с целью привлечения ПИИ. Не предусмотрен вычет из налогооблагаемых сумм расходов на обучение персонала и рекламу. Отсутствуют льготы по ускоренному списанию оборудования (существующими правилами списание, например, компьютерной техники предусмотрено лишь после 10 лет эксплуатации). Это препятствует привлечению ПИИ в высокотехнологичные отрасли промышленности, требующие большой суммы капиталовложений, постоянного обновления и совершенствования оборудования, а также подготовки квалифицированного персонала. Не применяются и «налоговые каникулы», призванные способствовать созданию новых предприятий с иностранным капиталом. Использование таких льгот способствовало бы привлечению ПИИ в Россию.

В целом для политики России в отношении ПИИ на протяжении, как второго, так и третьего периодов характерно расхождение деклараций с реальной нормотворческой и административной практикой. В контактах с международными финансовыми организа­циями и западными деловыми кругами представители российского руководства неоднократно заявляли о стремлении к распространению на ПИИ национального режима хозяйствования. В то же время в реальности инвестиционный климат для российских инвесторов не улучшался, а к ним все более подравнивались и иностранные инвесторы. Попытки исполнительной власти отчасти компенсировать влияние данных факторов путем принятия постановлений правительства и указов президента, предоставляющих льготы иностранным инвесторам, в известной мере содействовали притоку ПИИ, однако не изменили качественно ситуацию. Проблема активизации действий всех ветвей государственной власти на основе четкой формулировки принципов и приоритетов политики привлечения ПИИ остается и в настоящее время весьма актуальной.

[1]Примерами таких СП являются: в нефтедобыче — «Юганскфракмастер, «Такт»; в машиностроении и металлообработке – «Хоматек», «Станковендт», «МДМ», «Вентинтер», «Интерскрап», «Седин-Шисс», «Бакмил» и др.; в информационных технологиях, включая связь – «Диалог», «Интерквадро», «Вариант», «Утилекс», «Интерсофит», «Телур», «Комстар»; в строительстве – «Дельфин», «Перестройка», «Хайтекстрой»; в социальной сфере – «Интермед», «Сана», «Макдональдс», «Дели», «Арлекино».

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику

Цели и задачи политики России в области привлечения иностранных инвестиций

Государственная инвестиционная политика Российской Федерации (РФ) представляет собой комплекс проводимых государством целенаправленных мер по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйственной деятельности в целях реализации стратегии экономического и социального развития страны, что и определит основные направления инвестиционной деятельности в целом. В ее задачи входят: улучшение инвестиционного климата в стране, что затрагивает законодательство, налогообложение, государственное управление и экономику в целом, выбор и поддержка развития перспективных отраслей хозяйства, определение приоритетных отраслевых и региональных направлений вложения иностранных инвестиций, обеспечение конкурентоспособности российской продукции, поддержка иностранных и отечественных инвестиций в развитие экспортного производства, поддержка развития малого и среднего бизнеса и другие. Решение этих задач должно способствовать притоку иностранного капитала в российскую экономику.

Основными направлениями эффективной политики для привлечения инвестиций являются формирование стабильной нормативно-правовой базы, позволяющей регулировать привлечение инвестиций и предпринимательскую деятельность инвесторов; расширение форм привлечения инвестиций в экономику; укрепление отечественной валюты, стабилизация российского рынка ценных бумаг; организация системы информационного, маркетингового и консалтингового обеспечения инвестиционных программ и проектов; учреждение различных организационно-правовых структур для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, венчурных фондов, лизинговых фондов; создание условий для возврата, вывезенного из России капитала; а так же развитие системы гарантий, защиты и страхования отечественных и иностранных инвестиций, системы залоговых операций на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Одним из важнейших направлений государственной инвестиционной политики является обеспечение законодательно закрепленных механизмов государственных гарантий иностранных инвестиций, вкладываемых в российскую экономику. Система государственных гарантий возвратности кредитов может способствовать привлечению отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики с одновременным регулирование им доступа. Необходимость системы гарантий с участием государства обусловлена неблагоприятным состоянием основных участников кредитно-гарантийных операций — предприятий и банков. Так, малые и средние предприятия в основном не обладают достаточным имуществом и ресурсами, которые они могут предоставить в залог под кредит. Часто и крупные государственные предприятия ограничены в гарантоспособности, предусмотренной существующим законодательством. Кредитные ставки слишком высоки, а их частное и непредсказуемое изменение затрудняет планирование деятельности предприятий даже на ближайшую перспективу. Банки не заинтересованы работать с малыми и средними предприятиями, поскольку велики накладные расходы, а доходы в расчете на одного заемщика незначительны. Для банков предпочтительнее кредитование крупных предприятий по причине увеличения соотношения между доходом в расчете на одного крупного заемщика и накладными расходами. В связи с этим задача государства — создавать условия для кредитования банками и инвесторами малых предприятий: предоставлять государственные гарантии возвратности кредитов, т. е., разделяя с кредитором риски, государство осуществляет привлечение инвестиций и кредитных средств в сферу малого предпринимательства. Следует так же отметить, что разработанная правительством инвестиционная политика может быть эффективной, если для ее реализации созданы необходимые условия, включая наличие полной и доступной информационной системы, коммуникационной стратегии, консалтингового обеспечения и соответствующей системы финансовых инструментов, необходимых для иностранного инвестора. Привлечение иностранных капиталовложений в российскую экономику могло бы способствовать наличие налоговых льгот, финансовая помощь государства, современные технические и оперативные условия для иностранных компаний. Одной из проблем государственной инвестиционной политики в России является неравномерное распределение иностранных инвестиций по отраслям экономики и регионам. В отраслях, в которые уже привлекаются иностранные инвестиции вследствие их высокого потенциала, использования специальных побудительных механизмов не требуется. В то время как развитие приоритетных отраслей(отраслей с высоким экспортным потенциалом: космические технологии, авиация, транспортное оборудование, химическая, пищевая и обрабатывающая промышленность; а так же отрасли, необходимые для всей экономики: биотехнологии для медицинского и сельскохозяйственного применения и информационные технологии) напрямую может зависеть от наличия соответствующих условий. Что касается положения с притоком иностранных инвестиций в регионы Российской Федерации, то здесь наблюдается еще более сложная ситуация, учитывая их крайне неравномерное социальное экономическое развитие, различные природно-климатические условия и многие другие факторы, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на намерения иностранных инвесторов относительно принятия решения о возможности и целесообразности капиталовложений в тех или иных регионах России. Кондратьев В. С. Особенности инвестиционной модели развития России. М.: ФОРУМ, 2011.- С.63.

Необходимо вновь вернуться к доступу иностранных инвесторов к информации о текущей деятельности правительства РФ, региональных властей, а так же информации о приоритетных инвестиционных проектах, имеющих реальные гарантии и льготное налогообложение. Основным средством доведения информации до инвестора должна стать коммуникационная система, которая будет способствовать закреплению благоприятного имиджа России как места размещения инвестиций и росту доверия российских и иностранных инвесторов. В этом плане могли бы положительную роль сыграть общероссийские государственные выставки приоритетных инвестиционных проектов с открытым доступом; проведение информационных семинаров по вопросам привлечения иностранных инвестиций. В дополнение к информационной и коммуникационной системам может положительную роль сыграть хорошо организованная эффективная консалтинговая сеть, включающая внешние консультативные организации, расположенные в стране получателе иностранного капитала. Основная функция этих организаций — проведение проектного и постпроектного консультирования, побуждающего иностранных инвесторов вкладывать капиталы в реальный сектор российской экономики. Для поддержки и финансирования соответствующего инвестиционного проекта существует разработка системы финансовых инструментов, основанных на конкурентоспособных условиях кредитования. Это, в свою очередь, позволит России привлечь иностранные производственные технологии, участвовать в совместных предприятиях и проектах научно-технического сотрудничества. В этом плане основными инструментами финансирования являются: эмиссия акций и облигаций на российском рынке капиталов, лизинг и внешние займы. Разработка и реализация информационной, коммуникационной, консалтинговой систем, а также системы финансовых инструментов, как основы эффективного механизма реализации государственной инвестиционной политики, позволит России осуществлять согласованную и тщательно продуманную политику привлечения иностранных инвестиций с учетом национальных приоритетов и на основе создания благоприятного инвестиционного климата при обязательном условии соблюдения собственных экономических интересов. Современная государственная инвестиционная политика направлена на определение и поддержку приоритетных отраслей российской экономики и регионов. Такими приоритетными областями привлечения иностранных инвестиций являются: освоение невостребованного научно-технического потенциала и развитие наукоемких производств, наращивание экспортного потенциала, обеспечение импорто-замещения, насыщения внутреннего рынка продукцией потребительского назначения, развитие агропромышленного комплекса. В условиях наличия невостребованного научно-технического отечественного потенциала особое значение имеет привлечение иностранных инвестиций в развитие и поддержку российских научно-исследовательских институтов, на обновление их материально-технической и экспериментальной базы. Для привлечения капитала в отрасли с высоким экспортным потенциалом требуется специальные меры государственной поддержки, направленные на поощрение иностранных и отечественных инвестиций в развитие экспортного производства. В этом плане достаточно эффективным является создание совместных предприятий с участием иностранного капитала, что может способствовать вовлечению российских предприятий в мирохозяйственные процессы. При этом необходимо отметить, что одним из важнейших критериев расстановки отраслевых приоритетов привлечения иностранных капиталовложений является непосредственная поддержка тех отраслей, которые обладают хорошими потребительскими перспективами, но рыночная доля которых пока недостаточна по причине большого объема импорта продукции этих отраслей при наличии неплохо развитого и вполне конкурентоспособного на внутреннем рынке отечественного производства. Что касается возможных перспектив привлечения иностранных инвестиций в регионы России, то здесь необходимо учитывать их специфические особенности. В этой связи следует иметь в виду, что в России имеются три типа регионов, каждый из которых имеет свою специфику: это трудоизбыточные районы Ставропольского и Краснодарского края, Ростовской области; моноотраслевые и депрессивные районы почти всей зоны Севера; а также центры сосредоточения огромного топливно-энергетического комплекса и добывающей промышленности Восточной Сибири; Архангельской, Тюменской областей; и высокоразвитые, с мощным научно-техническим потенциалом регионы Центра, юга Сибири и Дальнего Востока. Для привлечения иностранных инвестиций в эти регионы целесообразно применять государственную политику стимулирования иностранных инвестиций, сочетающую предоставление льготных налогов, кредитов для создания рабочих мест и стимулирования предпринимательской деятельности. А так же государственную политику следует направлять на создание благоприятного режима для иностранных инвестиций за счет использования ускоренной амортизации. Чапек М. В. Инвестиционная привлекательность экономики России. Спб.: Феникс, 2010.- С.80.

Это интересно:  Образец претензии банку по кредитному договору

Определяя региональное направление приложения капитала, иностранный инвестор в первую очередь оценивает такие факторы, как наличие водных ресурсов и возможностей по очистке стоков, обеспечение электроэнергией, наличие сырьевой базы, инфраструктура и легкость доступа на основные рынки, материально-техническое снабжение, транспорт и коммуникации, наличие квалифицированных кадров, трудовые отношения и законодательство, сбытовые системы, близость к рынкам сбыта. В связи с этим государственные и научно-исследовательские учреждения используют статистические данные и достоверную информацию о достоинствах и недостатках основных регионов России, что может позволить правительству определить приоритетные региональные направления привлечения капитала, а иностранному инвестору принять наиболее эффективное решение о вложении средств. Иностранный инвестор, вкладывая свой капитал, естественно, стремится занять свою достойную нишу на российском рынке, который характеризуется огромной потребительской емкостью. Постоленко М. Л. Управление внешнеэкономической деятельностью в России. М: ФОРУМ, 2012. — С.348.

Следовательно можно сделать вывод, для сочетания интересов сторон в рамках государственной инвестиционной политики разрабатывается соответствующая целенаправленная стратегия привлечения иностранных инвестиций, которая призвана способствовать реализации потенциала российской экономики и разработке природных ресурсов страны для внутренних потребностей производства и населения. Не мало важным является сочетание национальных интересов и потребностей развития России, поскольку это создает благоприятные условия для повышения уровня жизни населения, развития отечественного производства и экономического роста России в целом. Реализация основных направлений государственной инвестиционной политики позволит создать эффективный механизм привлечения иностранного капитала в российскую экономику.

Российское государство для выполнения функции регулирования иностранного капитала использует как экономические, так и административные методы воздействия на экономику путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов, разработки и реализации инвестиционной политики, выработки мер, направленных на улучшение инвестиционного климата.

Привлечение иностранных инвестиций: контуры государственной политики *

Доронина Н.Г., заведующая отделом международного частного права ИЗиСП, доктор юридических наук.

Вышла в свет книга, посвященная одному из актуальных аспектов экономического развития нашей страны — привлечению иностранных инвестиций и предназначенная для широкого круга специалистов в области экономики, юриспруденции, а также для практических работников коммерческих и государственных организаций. Монография, написанная на основе современных данных, представляет научный интерес в различных аспектах. Тема Право и экономика» становится все более востребованной. Основное внимание в представленной работе уделено вопросам экономики. Автор исследует роль, которую играют инвестиции в системе мирохозяйственных связей. При этом особое внимание уделяется анализу инвестиций в российской экономике, в частности развитию регионов Российской Федерации.

Обращение автора к правовым проблемам при проведении экономического исследования не случайно. Понятие «инвестиции» является в равной степени как экономической, так и правовой категорией. Рассматривая проблемы инвестиций, автор обращался в своем исследовании к материалам Центра экономико-правовых проблем Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Благодаря удачному сочетанию правового и экономического анализа автору удалось точно определить перспективные направления как в праве, так и в экономике, в части привлечения иностранных инвестиций, а также сформулировать содержание понятия «инвестиции».

Изданная работа интересна тем, что государственная инвестиционная политика становится в современных условиях предметом международного общения, международной договоренности. Примером тому является система международной торговли, известная как Всемирная торговая организация (ВТО), в которой действуют специальные структурные подразделения по изучению и координации торгово-экономической политики участвующих государств.

Представленная монография дает ясный и четкий ответ на вопрос, долгое время занимавший правоведов: что важнее в регулировании инвестиций — защита национальных интересов или всемерное поощрение и защита иностранных инвестиций, в том числе путем предоставления льгот и преимуществ исключительно иностранным, а не отечественным инвесторам.

Хотя работа и не ставит перед собой специальной задачи дать оценку действующему законодательству Российской Федерации об иностранных инвестициях, однако экономический анализ современных тенденций в развитии иностранных инвестиций в мире и в России заставляет задуматься о том, насколько действующее законодательство в этой области отвечает современным требованиям международного экономического сотрудничества. В монографии дается объективное освещение нормативно-правовой базы привлечения иностранных инвестиций (гл. 14), положениям которой и уделяется основное внимание в настоящей рецензии.

В работе содержатся положения, позволяющие рассматривать данное монографическое исследование как несомненный вклад в развитие не только экономической, но и правовой науки. Так, например, авторское определение инвестиций. Очень часто юристы отказываются давать определение инвестициям, поскольку, по их мнению, понятие «инвестиции» не относится к правовым категориям, несмотря на то что легальное определение иностранных инвестиций содержится в законе. В юридической литературе, с другой стороны, неоднократно указывалось на то, что определение, содержащееся в законе, не позволяет раскрыть экономическую сущность возникающих отношений при вложении капитала.

С выходом в свет данной монографии этот пробел в науке можно считать восполненным. Содержащееся в ней определение инвестиций как экономического ресурса (с. 1), способствующего развитию производительных сил, с тем уточнением, приводимым в сноске, что такой ресурс равноценен мобилизации денежных средств для целей финансирования, имеет большое значение и для развития действующего в этой области законодательства, и для развития в будущем международного инвестиционного сотрудничества.

Приведенное выше определение инвестиций позволяет выделить среди огромного числа правоотношений, возникающих в рыночной экономике, те, которые отражают их экономическое содержание. Договорные отношения, возникающие на основе аренды оборудования между банком (инвестиционной фирмой) — лизингодателем, поставщиком и лизингополучателем, следует рассматривать как инвестиционные отношения, поскольку такая характеристика соответствует их экономическому содержанию. К такой же категории инвестиционных отношений на том же основании следует относить и отношения между участниками паевого инвестиционного фонда, о чем прямо говорится в Федеральном законе от 29 ноября 2001 г. N 153-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

Общее определение инвестиций, содержащееся в книге, акцентирует внимание на вопросах инвестиционной политики, на необходимости обращения к внешним ресурсам при решении экономических задач. Казалось бы, достаточность внутренних ресурсов должна служить естественным ограничением для притока иностранного капитала в ту или иную страну. Однако факторы влияния на государственную инвестиционную политику слишком разнообразны, чтобы следовать указанной логике. Положительным вкладом в науку является анализ таких факторов, влияющих на инвестиционную политику и на привлечение иностранного капитала. Автор учитывает при этом, что «сложность данного объекта регулятивной деятельности государства состоит в необходимости постоянного балансирования между требованиями, противоречащими одно другому» (с. 9). Частный и публичный интерес в конкретном правоотношении, интересы национального или иностранного инвестора и экономическая безопасность государства — вот примеры наиболее ярких противоречий.

Общий вывод, предлагаемый автором в части формулирования государственной политики, заслуживает поддержки. Он заключается в признании полезности иностранных инвестиций для целей экономического роста. При этом, по мнению автора, следовало бы оптимизировать приток иностранного капитала, направляя его в высокотехнологические отрасли экономики, остерегаясь одновременно «уничтожающей конкуренции» со сторон иностранных инвесторов.

Нормативно-правовая база регулирования иностранных инвестиций рассматривается в последней главе монографии, как бы подводя итог экономическому исследованию различного рода тенденций в развитии инвестиций. С самого начала развития законодательства об иностранных инвестициях была поставлена задача (практически аналогичная современной) — привлечения иностранных инвестиций в форме новейших технологий в советскую социалистическую экономику. Приведенная в книге периодизация инвестиционного законодательства отражает данный период. Однако именно на первом этапе, при принятии первых нормативно-правовых актов, посвященных иностранным инвестициям, возобладала тенденция интернационализации регулируемых правоотношений, результатом чего стало развитие многих негативных явлений, анализу которых автор уделяет достаточно много внимания в первом разделе монографии. Попытка в последующие годы исправить ситуацию в развитии законодательства не принесла успехов.

В настоящее время, как это удачно показано в книге, развивается тенденция «локализации» правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации, которая заключается в стремлении подчинить деятельность иностранных инвесторов действию национального законодательства. В настоящее время правовое регулирование иностранных инвестиций в большей степени подчинено действию международно-правовой системы защиты иностранных инвесторов, созданной на основе многосторонней Вашингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств 1965 г. и двухсторонних соглашений о поощрении и защите капиталовложений. Попытка переломить сложившуюся тенденцию нашла отражение в недавно принятых законах Российской Федерации.

Прежде всего речь идет о Федеральном законе от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», в котором нашла отражение данная тенденция. Следующим примером стал Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Если первый Закон предусматривает ограничение деятельности иностранных инвесторов с целью защиты экономических интересов Российского государства, то второй дает необходимое (для соблюдения Россией своих международных обязательств) обоснование введения таких ограничений. Закон содержит необходимый инструментарий для проведения государственной инвестиционной политики как на российском, так и на международном рынке.

Введение государством различного рода регулятивных мер требует своего обоснования для того, чтобы действия договаривающегося государства были понятны и прозрачны торговым партнерам по международным соглашениям. Как правило, принятие мер ограничительного свойства объясняется целями защиты национального рынка и предотвращения нарушений условий конкуренции на российском рынке со стороны иностранных инвесторов. Законодательная основа принятия таких мер позволяет разрешить одно из упомянутых автором противоречий между необходимостью защиты национальных интересов и проведением государственной политики привлечения иностранного капитала.

Как и любая монографическая работа, данное издание не лишено недостатков. Одним из них является определенная недооценка автором действительно важной роли, которую играет международно-правовое регулирование иностранных инвестиций. При рассмотрении особенностей внутреннего регулирования инвестиций и инвестиционной политики нельзя не учитывать действие международно-правовых актов, применяемых участниками инвестиционных отношений. В случае нарушения их прав нормы международного права оказываются сильнее действия норм национального законодательства. Однако именно международные договоры ускользают из поля зрения автора. Если в начале книги они и упоминаются, то в конце своего исследования автор как бы забывает о существовании двухсторонних соглашений о поощрении и защите иностранных инвестиций. В то же время именно к нормам международных соглашений обращается иностранный инвестор, если возникает ситуация, требующая защиты своих прав.

Это интересно:  Приказ об отмене совмещения должностей образец

В силу действия конституционного положения о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15), нормы инвестиционных соглашений приобретают силу норм прямого действия. Их толкование при рассмотрении инвестиционных споров может вступить в противоречие с интересами государства, стремящегося обеспечить экономическую безопасность страны, опираясь на нормы национального законодательства. Примеры таких коллизий дает практика рассмотрения инвестиционных споров в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров, созданном на основании уже упоминавшейся Вашингтонской конвенции.

Учитывая современную практику рассмотрения споров с участием иностранных инвесторов, представляется весьма решительным высказывание автора о трансформации стабилизационной оговорки в отказ государства от судебного иммунитета по спорам с иностранными инвесторами (с. 346). Ведь даже проект Федерального закона об иммунитете государства, который находится в Государственной Думе на обсуждении, говорит об условиях отказа в признании иммунитета — не своего, а иммунитета иностранного государства. Защита государством своих интересов, как правило, опирается на особый статус государства. Признание особого статуса государства лежит в основе международных публичных отношений; он обеспечивает защиту государственных интересов в международном праве. Инвестиционное международное сотрудничество не является в этом случае исключением.

Вопросы иммунитета, затронутые автором, требуют более тонкого юридического анализа и тщательной аргументации, что, безусловно, выходит за рамки экономического анализа основ государственной политики. Но без такого анализа подобные смелые утверждения могут уже сами по себе нанести вред при защите экономических интересов государства.

Следует обратить внимание на некоторые нестыковки в определении инвестиций, сформулированном автором. Для инвестиций, как утверждает автор, характерна их ориентация на извлечение прибыли, хотя лишь и в отдаленном будущем (с. 2). Однако при обращении к отдельным видам инвестиций автор отходит от этого определения. Так, им приводятся данные об общем объеме инвестиций, которые включают средства, затраченные гражданами за границей (с. 39). Последние вряд ли можно отнести к инвестициям или к категории «вывоз капитала».

Неточность встречается и при определении транснациональной корпорации (ТНК) как основного игрока на мировых рынках капитала. С правовой точки зрения ТНК не является самостоятельной организационной формой (фирмой или компанией особого вида), и вряд ли о ТНК можно говорить как о субъекте международных отношений (с. 48). В то же время автор справедливо признает, что в разных странах применяются разнообразные организационные формы для иностранного инвестирования (с. 57). Наиболее распространенным способом расширения производства является создание филиала иностранного юридического лица. Разветвленная сеть зарубежных филиалов и дочерних компаний рассматривается и в юридической литературе как один из признаков ТНК.

Хотя в создании благоприятного инвестиционного климата главная роль отводится федеральным органам власти, которые обеспечивают надлежащие условия деятельности иностранных инвесторов путем заключения международных договоров и соглашений, хотелось бы также получить большую определенность при рассмотрении в монографии вопросов участия регионов в формировании благоприятного инвестиционного климата. При этом важной составляющей инвестиционной политики региона как самостоятельного субъекта Федерации является точное соблюдение международных обязательств Российской Федерации в части правового регулирования инвестиций. Все другие аспекты региональной инвестиционной политики субъектов Федерации в работе изложены исчерпывающе. Особо следует выделить то, что в книге содержится анализ практики применения Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с. 284) и Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Заслуживает поддержки предложение автора по развитию соглашений диагонального характера между государством в лице федеральных органов и (или) субъектов Федерации, с одной стороны, и частным инвестором — с другой. Необходимо только, чтобы именно для этого случая Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» учитывал возможность участия в таких соглашениях и иностранного инвестора. Такое участие предполагает и выбор сторонами применимого права, и присутствие условия о порядке разрешения вероятного спора. К сожалению, данным вопросам в книге не уделено внимания. Видимо, с тем расчетом, что они должны получить освещение в специальной юридической литературе. Отмеченные недостатки не умаляют значимости проведенного исследования и для экономистов, и для юридического сообщества, интересующегося проблемами государственного регулирования иностранных инвестиций. Выход в свет такой монографии подчеркивает перспективность совместных экономико-правовых исследований для решения крупных государственных задач, стоящих перед экономикой страны.

Политика стимулирования привлечения иностранных инвестиций

Читайте также:

  1. Aмортизационная политика
  2. F-ции кредита. Политика ЦБ в области кредита.
  3. I. Внутренняя и внешняя политика Александра I
  4. I. Государственная политика в конце XVI начале XVII вв.
  5. I. Государственная политика. Понятие, элементы, цели.
  6. II. Внутренняя и внешняя политика России при первых Романовых
  7. III. Внутренняя политика Александра III. Контрреформы 1880-1890-х гг.
  8. III. Политика московских князей на I этапе.
  9. VII. Инновационная политика предприятий СКСТ
  10. Аграрная политика РФ.
  11. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  12. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Регулирование инвестиционного капитала

Тема 6: Регулирование инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность может регулироваться на нескольких уровнях: национальном, международном, наднациональном, а также с помощью инструментов (форм) стимулирования и ограничения.

Рис 6.1. Система регулювання міжнародної інвестиційної діяльності

Правовые методы реализуются через систему гражданского и процессуального права.

Административные методы юридически определяют хозяйствующие субъекты, регламентируют вопросы собственности, вопросы разрешения споров в судебном порядке.

Экономические методы реализуются через систему дотаций, кредитов, фискальной политики.

Социально-психологические методы ориентированы на формирование идеологии, менталитета граждан и общества в целом при помощи организационно-оформленных институтов.

Рис 6.2. Схема оценки инвестиционного климата

Стратегия привлечения и использования иностр. инвестиций.

Мировой опыт показывает, что во время трансформации общ-ва иностранные инвестиции на определённое время явл. важным фактором эконом. стабилизации, а при их интенсивном использовании и одним из факторов эконом. роста (Рис. 6.2.)

Основные режимы инвест. политики гос-ва:

— Режим наибольшего благоприятствования, т.е. принимающая страна создаёт для инвесторов одной страны такие же благоприятные условия, как и для инвесторов для любой другой страны, гарантирует защиту от каких-либо форм дискриминации со стороны государства и является определяющим для создания равных конкурентных возможностей между инвесторами различных стран.

— Национальный режим – означает отношение принимающей стороны к деятельности иностр. инвесторов. Это режим, при котором принимающая страна создаёт для иностр. инвесторов такой же благоприятствующий режим, как и для нац. предпринимателей.

— Справедливый и равноправный режим – регулируется в инвест. соглашениях между странами и предлагает критерий, при помощи которого можно оценить взаимоотношения между иностр. инвестором и правительством принимающей страны.

— Режим транспарентности – требует своевременного информирования инвесторов об изменениях в инвестиц. режимах принимающей страны, в т.ч. через публикацию или друг способ доведения информации об изменениях в действующем законодательстве.

Рис. 6.3. Селективное регулирование иностранных инвестиций

Рис. 6.4. Формы стимулирования иностранной инвестиционной деятельности

Можно выделить три направления реализации гос. политики принимающих стран относительно привлечения ПИИ.

1.) Повышение имиджа принимающей страны реализуется благодаря распространению рекламных материалов, которые характеризуют данную страну, её потенциальные возможности, относительно привлечения ПИИ. Для этого используются СМИ, специальные издания, проводятся дискуссии, специальные встречи и т.п. с целью информационного осветления условий инвестирования. Это направления требует огромных затрат и может осуществляться преимущественно на гос. уровне. Хотя и гос. возможностей бывает недостаточно. В этом случае приоритет отдается отдельным сферам, самым важным для экономического развития той или иной страны;

2.) Предоставление государством комплексного пакета услуг возможным иностранным инвестициям относительно поддержки их инвестиционной деятельности. Это консультационные услуги, облегчения прохождения через разные бюрократических этапов регистрации и налогового контроля, получения разрешений и др. Конечно, в основу такой политики ставятся нац. интересы принимающей страны, а не интересы иностр. инвестора. Оба указанные направления характерны для практики стран, которые развиваются, где административные формальности и отсутствие адекватной информации являются существенным стимулирующим фактором для иностранных инвесторов.

3.) Предоставление иностранным и национальным предприятиям финансовых, фискальных и других льгот. На финансовые услуги больше ориентируются развитые страны. Финансовые субсидии предоставляются на уровне регионов, городов или районов с целью стимулирования регионального развития отдельных сфер экономики принимающей страны. Основное требование субсидирования – «прозрачность» финансовых льгот и возврат средств в случае невыполнения ряда обязательств. В США, например, требование возврата может применяться относительно программ с высоким риском.

В развитых странах также широко используются налоговые льготы, в частности укоренная амортизация, снижение ставок корпоративного налога.

Таким образом, в практике стимулирования иностранных инвестиций промышленно развитых стран преобладают финансовые средства, а в практике развивающихся государств и странах с переходной экономикой – фискальные, или налоговые, способы стимулирования. Чаще используются льготная пошлина на импортированное производственное оборудование (что в промышленно развитых странах является малоэффективным способом из-за невысоких ставок пошлин на большинство видов промышленного оборудования – несколько процентов), уменьшение ставок корпоративного налога на прибыль, предоставление налоговых каникул.

В странах с переходной экономикой применяются такие методы стимулирования: уменьшения стандартного уровня ставок налога на корпоративные доходы, предоставление налоговых каникул, льготные ставки пошлин на сырьё или оборудование. В некоторых странах используется система налоговой стабилизации, которая гарантирует постоянность налоговых ставок на протяжении установленного периода.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector