Порядок введения чрезвычайного положения

попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Порядок введения чрезвычайного положения:

  • 1. издание указа Президентом РФ;
  • 2. утверждение указа Президента РФ Советом Федерации Федерального Собрания РФ;
  • 3. обнародование указа Президента РФ. Сроки действия чрезвычайного положения:
  • 4. на всей территории Российской Федерации не может превышать 30 суток;
  • 5. в отдельных местностях Российской Федерации не может превышать 60 суток.

Содержание указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения:

  • 1. обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;
  • 2. обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
  • 3. границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
  • 4. силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;
  • 5. перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
  • 6. государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
  • 7. время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Меры и временные ограничения, применяемые независимо от обстоятельств введения чрезвычайного положения:

  • 1. полное или частичное приостановление на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления;
  • 2. установление ограничений на свободу передвижения на территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда из нее, включая установление ограничений на выезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • 3. усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
  • 4. установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • 5. установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
  • 6. запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, а также иных массовых мероприятий;
  • 7. запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
  • 8. ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
  • 9. приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химические и биологически опасные вещества;
  • 10. эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного в соответствии с п. а» ст.3 ФКЗ «О чрезвычайном положении» «…а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; …»:

  • 1. введение комендантского часа, т.е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;
  • 2. ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;
  • 3. приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
  • 4. проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;
  • 5. ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности — временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;
  • 6. выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств — за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;
  • 7. продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного в соответствии с п. «б» ст.3 ФКЗ «О чрезвычайном положении» «…б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. »:

  • 1. временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
  • 2. введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;
  • 3. привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;
  • 4. отстранение от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
  • 5. отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных п. «ж» ст.11 и п. «в» ст.13 ФКЗ «О чрезвычайном положении», и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
  • 6. в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

Силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения: органы внутренних дел, органы уголовно-исполнительной системы, федеральные органы безопасности, внутренние войска, органы по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, дополнительные силы, привлекаемые в исключительных случаях (Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы).

Задачи, решаемые Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами:

  • 1. поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда из нее;
  • 2. охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;
  • 3. разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;
  • 4. участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;
  • 5. участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Процедура введения и осуществления режима чрезвычайного положения

Процедура введения и осуществления режима чрезвычайного положения состоит из следующих стадий:

1. Возбуждение процедуры введения режима;

2. Принятие решения о введении режима чрезвычайного положения;

3. Утверждение решения о введении режима; информирование заинтересованных субъектов о введении режима чрезвычайного положения;

4. Осуществление режима;

5. Прекращение или отмена режима; информирование заинтересованных субъектов об отмене режима.

Рассмотрим данные стадии.

1. Возбуждение процедуры введения чрезвычайного положения является первой стадией процедуры введения и осуществления режима.

Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» устанавливает, что чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

Это интересно:  Виды лицензий на недропользование

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Следовательно, основание для возбуждения процедуры введения и осуществления режима является наличие указанных выше обстоятельств.

2. Принятие решения о введении чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение на всей территории РФ или ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. В указе Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны быть определены:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

3. Утверждение решения о введении чрезвычайного положения. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. После обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в возможно короткие сроки без специального вызова. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в качестве первоочередного.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Информирование заинтересованных субъектов о введении чрезвычайного положения. В случае введения чрезвычайного положения федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, согласно международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в трехдневный срок уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и информирует Генерального секретаря Совета Европы о временных ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по указанным международным договорам, об объеме этих отступлений и о причинах принятия такого решения (ст. 37 ФКЗ «О ЧП»).

В случае введения чрезвычайного положения в отдельных местностях Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, в течение суток с момента принятия Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановления об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения уведомляет сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения (ст. 38 ФКЗ «О ЧП»).

На территории, на которой введено чрезвычайное положение не проводятся выборы и референдум.

Президент РФ вправе приостановить действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на данной территории чрезвычайного положения.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В исключительных случаях могут привлекаться Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы.

В условиях чрезвычайного положения могут создаваться органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. Указом Президента Российской Федерации может вводиться особое управление этой территорией путем создания:

а) временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;

б) федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

При необходимости введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, Президент Российской Федерации обращается к населению территории, на которой введено чрезвычайное положение, и должностным лицам органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на данной территории, с предупреждением о возможности введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, путем создания временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, либо федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. Указанное обращение доводится до сведения населения территории, на которой введено чрезвычайное положение, через средства массовой информации.

Временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, действует на основании положения, утверждаемого Президентом Российской Федерации, ему могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение.

В случае, если на территории, на которой введено чрезвычайное положение, создание временного специального органа управления указанной территорией не обеспечило достижения целей введения чрезвычайного положения, может быть создан федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. При этом временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, прекращает свои полномочия.

Руководитель федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, назначается Президентом Российской Федерации. Положение о федеральном органе управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, утверждается Президентом Российской Федерации.

При введении особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, путем создания федерального органа управления, осуществление полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории, приостанавливается, а их функции возлагаются на федеральный орган управления.

Органы особого управления вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.

Организации, должностные лица и граждане, находящиеся на территории, на которой введено чрезвычайное положение, обязаны оказывать всемерную поддержку органам особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, и выполнять приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.

Законодательство определяет особый порядок задержания граждан, нарушивших комендантский час. Граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, — до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних делили его заместителя. По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на десять суток. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру.

5. Отмена или прекращение режима чрезвычайного положения. Чрезвычайном положение отменяется по истечении 30 суток, если оно вводилось на всей территории РФ, или по истечении 60 суток, если оно вводилось на ее отдельных местностях. По истечении указанных сроков чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента РФ.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, Президент РФ досрочно отменяет чрезвычайное положение полностью или частично.

Решение об отмене чрезвычайного положения подлежит обнародованию.

Указы Президента РФ и иные нормативные правовые акты РФ, нормативные акты субъектов РФ, принятые в целях обеспечения режима чрезвычайного положения и связанные с временными ограничениями прав и свобод граждан, организаций, утрачивают силу одновременно с прекращением периода действия чрезвычайного положения без специального о том уведомления.

Прекращение периода действия чрезвычайного положения влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по этим основаниям (ст. 33 ФКЗ «О ЧП»).

Информирование заинтересованных субъектов об отмене режима чрезвычайного положения. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, информирует о прекращении периода действия чрезвычайного положения и о возобновлении в полном объеме действия положений Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод соответственно Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и Генерального секретаря Совета Европы.

3. Основания и порядок введения чрезвычайного положения

3.1. Обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения

В соответствии с федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г.) (Ст. 1), чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

Это интересно:  Подпись за другого человека где ставить черту

Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации [20].

Обстоятельства введения чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Введение чрезвычайного положения

1. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Содержание указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения

В указе Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны быть определены:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения [20].

Обнародование указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

Утверждение Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения

1. После обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в возможно короткие сроки без специального вызова.

2. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в качестве первоочередного.

3. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.

4. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Особенности деятельности Федерального Собрания Российской Федерации в период действия чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации

При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения.

Срок действия чрезвычайного положения

1. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, – 60 суток.

2. По истечении срока, указанного в части первой настоящей статьи, чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным конституционным законом для введения чрезвычайного положения.

Отмена Президентом Российской Федерации чрезвычайного положения

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального конституционного закона срока Президент Российской Федерации отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в котором оно оповещалось о введении чрезвычайного положения [1, 20].

Условия, основания и порядок введения ЧП

Читайте также:

  1. I. Основания прекращения трудового договора
  2. II. Порядок представления ходатайств о помиловании
  3. II. ПОРЯДОК ПРИЙМАННЯ І ЗВІЛЬНЕННЯ ПРАЦІВНИКІВ
  4. II. Разрешительный порядок ввоза/вывоза товаров.
  5. III. Время, порядок и место проведения
  6. III. Порядок выполнения работы
  7. III. Порядок выполнения работы
  8. III. Порядок выполнения работы
  9. III. Порядок выполнения работы
  10. III. Порядок выполнения работы
  11. III. Порядок выполнения работы
  12. III. Порядок выполнения работы

ОСНОВАНИЕ И ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ чрезвычайного положения

Современная ситуация в Российской Федерации характеризуется девальвацией материальных и нравственных ценностей, резким усилением противоречий между интересами различных социальных групп людей. Рост национальной самоизоляции, возрастание групповых интересов нередко приводит к изменениям в обществе, приобретает уродливые формы, которые трансформируются в национальный и групповой национализм и эгоизм. Отсюда происходит обострение социально-политических, экономических, национально территориальных, религиозных и иных противоречий, находящих выход в экстремальных проявлениях.

Наиболее острой формой этих проявлений стали межнациональные и межрелигиозные конфликты, а также массовые беспорядки, характеризующиеся возрастающим количеством вооруженных столкновений. Это порой ведет к многочисленным человеческим жертвам.

Прогноз событий, складывающихся в стране, дает основание полагать, что существующие сегодня на территории РФ конфликты не только не ослабевают, но, напротив, имеют тенденцию к еще большему росту и распространению. Не исключается возможность столкновений на этнической почве и связанный с этим терроризм, территориальные притязания и сепаратизм.

В то же время, наряду с социально политическими по своему характеру конфликтами надо отметить и наличие ЧС техногенного и природного характера, которые тоже приводят к большим материальным потерям и человеческим жертвам.

В этих условиях происходит дестабилизация деятельности государственных, общественных и иных организаций, появляются условия для совершения различного рада правонарушений.

Для предотвращения негативных социально политических, национально территориальных, религиозных и других явлений государство в лице его конкретных должностных лиц или органов предусматривает введение ЧП.

ЧП является многоактным общественным образованием, отражающим диалектику административно правовых средств и методов юридического воздействия. Оно выражает интересы государства и граждан, служит реальным действенным политико-юридическим инструментом общества в ЧС.

ЧП — это разновидность административно правового режима в обществе и государстве. Оно обусловлено объективной потребностью регулирования общественного порядка в ЧС. До 1988 года наше государственное право не знало такой правовой категории, как ЧП. Только в 1988 году в Конституцию было внесено дополнение, позволяющее в интересах защиты государства и безопасности его граждан объявлять ЧП по всей стране или в ее отдельных местностях.

В настоящее время на территории РФ действует Закон РФ «О ЧП», который выступает в качестве фактического основания для возникновения такого правового режима, как ЧП.

Довольно часто ЧС представляют собой совокупность опасных факторов, создающих угрозу безопасности жизненно важных интересов личности, общества, государства и требует для своего урегулирования иного нормативного воздействия, иной управляющей системы, чем те, которые действуют в обычных условиях. ЧП, при помощи которого происходит такая перестройка юридического инструментария, обладает своей спецификой: оно конкретизирует свое внимание на ограничении ряда институтов демократии, на запретах и властно принудительных функциях, так как для стабилизации обстановки требуется беспрекословное выполнение нормативных указаний, максимальное подчинение общей цели — спасению жизни, здоровья и имущества людей.

Основания и порядок введения ЧП регламентируются Федеральным конституционным законом РФ от 30 мая 2001 года № 3 ФКЗ «О ЧП» с изменениями от 30 июня 2003 года № 2 ФКЗ, а точнее только Главой II.

Это интересно:  Какой нормативный документ носит обязательный характер

ЧП, вводимое на всей либо части территории РФ, означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий определенные ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. ЧП является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя РФ. Его целью является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи.

ЧП вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ, и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

– попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

– ЧС природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных АСДНР.

ЧП может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения ЧП, представляют собой реальную чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности обществу, гражданам или конституционному строю государства, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

В то же время одного фактического основания для возникновения такого специального правового режима недостаточно. Необходимо еще юридическое основание — правовой акт, т.е. для ЧП характерен особый порядок введения, выражающийся в предоставлении Президенту права издавать «Указ о введении ЧП».

В соответствии со ст. 88 Конституции РФ Президент РФ вводит ЧП на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Указ Президента РФ о введении ЧП незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Этот указ должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 72 часов с момента его обнародования. Если оно одобрено, то выходит соответствующее постановление, иначе указ теряет свою силу.

В указе Президента Российской Федерации о введении ЧП должны быть определены:

– обстоятельства, послужившие основанием для введения ЧП;

– обоснование необходимости введения ЧП;

– границы территории, на которой вводится ЧП;

– силы и средства, обеспечивающие режим ЧП;

– перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

– государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях ЧП;

– время вступления указа в силу, а также срок действия ЧП.

Указ Президента РФ о введении ЧП подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

ЧП на всей территории РФ или в отдельных ее местностях вводится Указом Президента РФ с немедленным уведомлением руководства субъекта Федерации или распоряжением руководства субъекта Федерации с немедленным уведомлением Президента РФ. Введение ЧП без согласия руководства субъекта Федерации допускается лишь с целью пресечения массовых беспорядков, сопровождающихся насилием.

ЧП — это временная мера, и поэтому срок его действия для всей территории РФ не может превышать 30 суток, а вводимый на части территории РФ — 60 суток. По истечении этого срока ЧП прекращается или продлевается на такой же срок постановлением Правительства РФ. При введении ЧП указывается территориальная граница, в пределах которой оно действует.

Целью введения ЧП является:

– нормализации в кратчайшие сроки обстановки;

– устранение угрозы безопасности личности, общества, государства;

– восстановление законности и правопорядка;

– оказание помощи пострадавшим гражданам и организациям;

– ликвидация последствий беспорядков, катастроф, стихийных бедствий и т.д.

Непосредственным объектом административно правового воздействия ЧП являются управленческие отношения, т.е. формы государственного управления, вводимые на период ЧП.

В местностях, где объявлено ЧП, расширяются полномочия органов власти и управления (ст.15 Закона), может вводиться особая форма управления. Высшие органы государственной власти и управления РФ вправе отменить любое решение нижестоящих органов, действующих на территориях, где введено ЧП.

Государственные органы, осуществляющие управление в условиях ЧП, могут наделяться чрезвычайными полномочиями для принятия мер, необходимых для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка и законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. Эти чрезвычайные меры могут предусматривать временное ограничение прав и свобод граждан.

Органы исполнительной власти территории, на которой введено ЧП, могут быть поставлены в прямое подчинение Президенту РФ, т.е. вводится прямое президентское правление (ст.16 Закона). Специально создаваемым временным органам на территории, где объявлено ЧП, могут, делегированы полномочия органов государственной власти и управления (ст.17 Закона). Кроме этого, в исключительных случаях МВД РФ и ФСБ РФ по поручению Парламента могут создать совместный оперативный штаб и назначить коменданта на территории, на которой введено ЧП. Комендант издает приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима ЧП обязательные к исполнению на соответствующей территории, координирует деятельность правоохранительных органов. В то же время на территории, где введено ЧП, устанавливаются ограничения, направленные на изменение прав и свобод граждан, компетенцию организаций и учреждений (ст.22 24 Закона).

Выделяются три группы общественных отношений, возникающих с введением ЧП:

Организационно-структурные отношения обеспечивают переход от одной структуры к другой в условиях ЧП.

Организационно-функциональные связи, возникающие в процессе деятельности органов исполнительной власти, обеспечивают динамику управленческой системы в условиях ЧП.

Административные отношения возникают между правонарушителями и правоохранительными органами или должностными лицами. Их организующее значение состоит в том, что путем применения взысканий, предусмотренных нормой чрезвычайного законодательства, орган стремится юридическими средствами обеспечить должное поведение человека в условиях ЧП. Суть этих мер сводится к осуществлению безопасности личности, общества и государства в ЧП.

Но все вышеперечисленные меры не должны влечь за собой какой- либо дискриминации отдельных лиц или групп населения исключительно по признаку расы, национальности, пола, языка, религии, политических убеждений или социального происхождения.

В условиях ЧП в исключительных случаях Президент РФ по поручению Парламента может принимать меры по привлечению Вооруженных сил РФ для обеспечения внутреннего порядка и безопасности.

Подводя итог данного раздела, можно сделать следующие выводы:

Условия введения ЧП — это реальная, чрезвычайная и неизбежная угроза безопасности обществу, гражданам или конституционному строю государства, устранение которой невозможно без принятия чрезвычайных мер.

При этом основаниями введения ЧП могут быть массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных и общественных органов, а также ЧС, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения.

Для обеспечения режима ЧП используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Законодательство предусматривает гарантии прав и ответственность граждан и должностных лиц в условиях ЧП. В частности, меры административного принуждения, применяемые в условиях ЧП и влекущие за собой изменений установленных законом полномочий органов государственного управления, прав общественных организаций, а также прав, свобод и обязанностей граждан, должны осуществляться в тех пределах, в которых это требуется остротой создавшегося положения.

Эти меры должны быть совместимы с обязательствами, вытекающими из действующих международных договоров Российской Федерации в области прав человека.

Введение ЧП не может служить основанием для каких-либо ограничений права на жизнь, предусматривает свободу от пыток, жесткого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, права на свободу мысли. Религии в понимании этих прав и свобод, принятом в Международном пакте о гражданских и политических правах и не противоречащих им законах РФ.

Порядок и условия применения силы, специальных средств и огнестрельного оружия, состоящих на вооружении органов внутренних дел, регулируется законами РФ и не подлежит изменению в условиях ЧП.

Неправомерное применение сил сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими, превышение должностными лицами служебных полномочий, включая гарантии прав граждан, установленных законодательством о ЧП, влечет за собой юридическую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Отмена ЧМ влечет за собой прекращение производства по делам о нарушениях режима ЧП и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному аресту.

Нормативные акты, принятые для обеспечения режима ЧП, утрачивают силу одновременно с прекращением ЧП без специального о том уведомления.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector