Банковские гарантии в 2021 году

Сразу пять законов с изменениями положений о госзаказе появилось в конце 2018 г. Среди них — правила предоставления нового обеспечения в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию, уменьшения суммы обеспечения при частичном исполнении контракта, выплаты НДС в связи с его увеличением до 20%. Часть поправок уже вступила в силу, другие начнут действовать с 01.07.2019.

В конце декабря Президент РФ подписал несколько законов с поправками в сфере госзакупок. Один из них регулирует вопросы уплаты обеспечения в случае отзыва лицензии у банка, который предоставил банковскую гарантию, уменьшения обеспечения при частичном исполнении, права некоторых учреждений не предоставлять обеспечение заявки и т.д. Второй содержит нормы, касающиеся закупок у единственного поставщика. Еще три закона связаны с проведением экспертизы в госзакупках.

Новое обеспечение при отзыве лицензии у банка

В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) теперь предусмотрены положения о том, что делать, если у банка, который выдал банковскую гарантию для госконтракта, отозвали лицензию. Поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» (далее — Закон № 502-ФЗ).

Если заказчик установил требование об обеспечении исполнения контракта, то он должен включить в него условие о последствиях отзыва у банка лицензии. В частности, о том, что в такой ситуации поставщик обязан предоставить новое обеспечение исполнения контракта. На это дается один месяц со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен. За каждый день просрочки получения нового обеспечения начисляются пени. Это 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.

В случае предоставления нового обеспечения исполнения контракта возврат банковской гарантии заказчиком гаранту не осуществляется, взыскание по ней не производится.

Эти положения будут применяться к закупкам, извещения об осуществлении которых размещены в Единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 01.07.2019.

Антидемпинговые меры

В Законе № 44-ФЗ уточнили положения, связанные с антидемпинговыми мерами. В частности, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 млн руб. и менее, а участник закупки, с которым заключается контракт, предложил цену контракта, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта. Раньше в Законе № 44-ФЗ было указано, что в такой ситуации контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем обеспечение, указанное в документации конкурса или аукциона, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки. По новым правилам информации о добросовестности не достаточно: одновременно придется предоставлять обеспечение исполнения контракта в размере обеспечения, указанного в документации о закупке. Это положение действует с 27.12.2018 (Закон № 502-ФЗ).

Право не предоставлять обеспечение заявки

Теперь все государственные и муниципальные учреждения, которые участвуют в закупках, вправе не предоставлять обеспечение заявки на участие в закупке. Раньше было предусмотрено, что такое право имеют только казенные учреждения. Это правило не распространяется на государственные и муниципальные предприятия, участвующие в процедурах закупок. Они по-прежнему обязаны предоставлять обеспечение заявки. Норма вступила в силу 27.12.2018 (Закон № 502-ФЗ).

Уменьшение обеспечения при частичном исполнении

С 01.07.2019 размер обеспечения исполнения контракта может быть уменьшен пропорционально стоимости исполненных обязательств, если заказчик принял и оплатил их в порядке и сроки, предусмотренные контрактом (Закон № 502-ФЗ).

Заказчик вправе уменьшить сумму банковской гарантии по мере поступления оплаты по контракту. Уменьшение обеспечения, предоставленного в виде банковской гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии. Датой такого отказа признается дата включения информации в реестр контрактов. Также поправками предоставлена возможность уменьшения размера обеспечения, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения.

Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком требований об уплате неустоек, предъявленных заказчиком, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Такое уменьшение не допускается в случаях, определенных Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.

Налог на добавленную стоимость

С 2021 г. начал действовать Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ, предусматривающий повышение ставки НДС с 18 до 20%. Когда приняли эту поправку, было не ясно, кто должен платить эти два дополнительных процента, если контракт уже заключен, но его исполнение планируется в 2021 г. Поэтому в Закон № 502-ФЗ включили положение о том, что в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения ставки НДС, если приемка произошла после 01.01.2019, а увеличенный размер НДС не предусмотрен условиями контракта. Такое соглашение можно заключить до 01.10.2019.

Государственные и муниципальные заказчики как получатели бюджетных средств могут изменить условие о ставке НДС в пределах лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

Ответственность за ложное заключение

В Законе № 44-ФЗ теперь указано, что результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывает эксперт или уполномоченный представитель экспертной организации. Оно должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ. Это предусмотрено Федеральным законом от 27.12.2018 № 512-ФЗ «О внесении изменений в статьи 41 и 94 Федерального закона „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“».

За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение экспертом, экспертной организацией законодательных требований установлена административная и уголовная ответственность.

принудительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо

лишением свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При совершении такого преступления, если оно привело к причинению по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти, предусмотрены более серьезные наказания.

Эти поправки вступили в силу 08.01.2019.

Внешняя экспертиза

По новым правилам внешняя экспертиза, то есть привлечение сторонних экспертных организаций, не требуется, если контракт заключен в результате несостоявшихся электронных процедур. Такое исключение появилось в перечне случаев, когда заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика. Это правило действует с 27.12.2018 (Закон № 502-ФЗ). Оно не распространяется на правоотношения сторон по приемке и экспертизе продукции до 27.12.2018 по контрактам, заключенным по итогам несостоявшихся электронных аукционов.

Закупки у единственного поставщика

Закон № 502-ФЗ ввел дополнительное основание для закупки у единственного поставщика при оказании услуг по изготовлению бланков документов, удостоверяющих личность, бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и некоторых других документов.

Также установлен порядок закупки для госнужд у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента РФ, а также постановлением или распоряжением Правительства РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ (Федеральный закон от 27.12.2018 № 518-ФЗ «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“», начнет действовать с 28.03.2019). В таких правовых актах должны быть указаны:

Это интересно:  Общий порядок подготовки к судебному заседанию

предельный срок, на который заключается контракт;

обязанность единственного поставщика исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично.

Еще в таких актах может быть определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта.

Требования к банковской гарантии: изменения 2018–2019 года в сфере государственных закупок

Банковская гарантия представляет собой очень удобный финансовый инструмент. Она позволяет компаниям принимать участие в тендерах, не изымая из оборота собственные средства для обеспечения заявки или предоставления денежного обеспечения исполнения контракта.

Многие руководители уже хорошо знакомы с требованиями к банковским гарантиям и с правилами их оформления, установленными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Однако на протяжении 2018 года мы наблюдали внесение поправок в данный акт, согласно которым изменяется и порядок оформления гарантий, и требования к банкам, которые могут их выдавать, и непосредственно сами требования к проведению госконкурсов. Причем данный процесс захватывает и первую половину 2021 года: часть поправок вступило в силу с 1 января, некоторые вводятся в действие с 1 марта и 1 июля.

Требования к банковской гарантии по 44-ФЗ: изменения 2018 года

Прежде чем обсуждать новшества, кратко напомним о том, что понимается под банковской гарантией.

Банковская гарантия — это обязательство, которое подтверждает, что в случае, если исполнитель не выполнит определенные условия, банк заплатит бенефициару, то есть заказчику, неустойку в определенном размере. Существуют различные виды гарантий, например:

  • банковская гарантия на обеспечение заявки. Предоставляется исполнителем для участия в конкурсе и гарантирует, что в случае победы исполнитель не откажется подписывать договор;
  • банковская гарантия целевого применения аванса. Если заказчик выплатил исполнителю аванс, эта гарантия подтверждает, что средства будут потрачены на исполнение обязательств по контракту;
  • банковская гарантия на исполнение контракта. Если исполнитель не выполнит условия контракта либо выполнит их не в полном объеме или не в срок, банк выплачивает заказчику неустойку.

Банковские гарантии по госконтрактам регулируются Законом № 44-ФЗ, в котором прописаны следующие моменты:

  • гарантию может выдать только аккредитованный банк, включенный в реестр Министерства финансов РФ. Ознакомиться со списком таких банков можно непосредственно на сайте Минфина. Перечень регулярно пересматривается;
  • банковская гарантия в обязательном порядке вносится в реестр банковских гарантий. На данный момент информация о банковских гарантиях, выданных после 1 июля 2018 года, доступна на сайте Центробанка [1] ;
  • в том случае, если исполнение контракта каким-либо образом связано с государственной тайной, гарантия вносится в закрытый реестр;
  • банковская гарантия может оформляться в письменном или электронном виде. Электронная банковская гарантия подтверждается электронной цифровой подписью (ЭЦП). Письменная оформляется в формате, установленном постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 года № 1005.

Новая редакция 44-ФЗ: основные изменения 2018–2019 года

Новая редакция закона и вступившие в силу постановления Правительства РФ: от 12 апреля 2018 года № 439, от 12 апреля 2018 года № 440, от 29 июня 2018 года № 748 и пр., — вносят изменения в оформление банковской гарантии, изменяют требования к проведению государственных конкурсов и требования к банкам, имеющим право выдавать документ. Вот самые заметные нововведения:

  • новые способы проведения закупок в электронной форме — открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений. В электронной форме отныне проводятся и закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • единые требования к операторам электронных площадок (в том числе специализированных), к электронным площадкам и функционированию этих площадок. Также озвучены правила утраты юридическим лицом статуса оператора электронной площадки (в том числе специализированной) для целей Закона № 44-ФЗ;
  • новый порядок установления требования об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах. Так, обязанность установить это требование возникает у заказчика, уже когда начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн руб. (ранее внесение финансового обеспечения заявки требовалось для конкурсов и аукционов при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн);
  • новая процедура обеспечения заявки. Самое главное нововведение — требование открытия участником специального банковского счета. Средства для обеспечения заявки будут блокироваться именно на этом счете. Его можно открыть только в уполномоченных банках, соответствующих предусмотренным в постановлении Правительства РФ от 29 июня 2018 года № 748 требованиям и включенных в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 13 июля 2018 года № 1451-р. Такие счета открываются в короткие сроки, в том числе в день обращения, поскольку банки заключают с операторами площадок соглашения о взаимодействии. Если у участника закупки счет открыт в нескольких уполномоченных банках, один из них может быть наделен статусом специального. Для этого участнику необходимо заключить с таким банком дополнительное соглашение;
  • новые требования к банковской гарантии. В частности, в банковской гарантии должны быть закреплены права заказчика по предоставлению требования об уплате по ней денежной суммы как в бумажном, так и в электронном виде. Также внесены уточнения в список документов, подлежащих представлению заказчиком одновременно с требованием об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

С 1 июля 2018 года получить банковскую гарантию можно только в банках, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ, и имеющих:

  • универсальную лицензию;
  • объем собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн руб. по состоянию на 14 декабря 2018 года [2] ;
  • кредитный рейтинг от «В-(RU)» агентства АКРА и от «ruB-» по шкале рейтингового агентства «Эксперт РА», присвоенный на дату направления информации Банком России;
  • доказательства отсутствия задолженностей по банковским депозитам, размещенным за счет средств федерального бюджета;
  • участие в системе обязательного страхования вкладов физических лиц.

Перечень банков, выдающих банковскую гарантию

Сегодня на сайте Минфина РФ любой желающий может ознакомиться со списком банков, имеющих право выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ.

На конец 2018 года в этот перечень входили 203 кредитные организации [3] . В списке находятся как федеральные, так и региональные банки. Из самых известных и крупных можно отметить «ЮниКредит Банк», «Совкомбанк», «Банк ВТБ», «Альфа-Банк», Сбербанк, «Запсибкомбанк».

Этот список банков обновляется на основе данных, предоставленных Центральным банком РФ, уточненная информация появляется в свободном доступе с довольно высокой периодичностью — пять раз в месяц.

Это интересно:  Что можно узнать по снилс физического лица

Можно ожидать, что ужесточение требований к кредитным организациям, выдающим банковские гарантии, будет приводить к сокращению их количества. Для участников тендеров и конкурсов это означает определенные сложности в оформлении гарантий — очевидно, что и сами банки будут более строго рассматривать заявки. Однако это вовсе не означает, что для малого и среднего бизнеса эта возможность будет закрыта. При поддержке брокерских компаний получить банковскую гарантию смогут даже небольшие организации.

Помощь в получении банковской гарантии

Куда можно обратиться за содействием в получении банковской гарантии? Ответить на данный вопрос мы попросили Андрея Тюрина — эксперта крупной консалтинговой компании КСК групп:

«Сегодня в интернете довольно много рекламы компаний, предлагающих посредничество в получении банковских гарантий. Часто выдать документ обещают за два часа и предлагают доставить его прямо на дом или в офис. Хочется предостеречь от принятия подобных предложений, поскольку процесс получения подлинной банковской гарантии довольно сложен, ведь, по сути, это выдача банком гарантии погашения финансовых обязательств. Для ее получения требуется предоставление объемного пакета документов, которые тщательно проверяются службой безопасности банка. Банки стараются оградить себя от рисков, поэтому в ряде случаев от компании-соискателя могут потребовать еще и предоставления залогового обеспечения, обычно недвижимости.

Но ускорить получение банковской гарантии при желании можно, обратившись в авторитетную консалтинговую фирму со значительным опытом работы. Примером таковой можно назвать КСК групп, более 20 лет успешно реализующую проекты по привлечению финансирования различной степени сложности.

Сроки получения банковской гарантии при нашем содействии минимальны. При необходимости эксперты КСК групп могут уложиться в сутки. Подобная оперативность достигается благодаря сотрудничеству со значительным количеством банков-партнеров, входящих в список Минфина и имеющих право выдачи банковской гарантии. Поскольку взаимодействие с банками осуществляется нами на уровне руководства, а не рядовых менеджеров, решение вопроса всегда оказывается максимально быстрым.

При обращении клиента в КСК групп наш экспертный отдел берет на себя функции анализа финансового положения компании-клиента, который выполняется на основании документации и бухгалтерской отчетности принципала. В итоге удается подобрать соответствующий банк, куда мы адресно отправляем заявку на предоставление банковской гарантии под конкретные цели.

Исходя из нашего многолетнего опыта и партнерства с банками, мы имеем возможность согласовывать наиболее выгодные для обеих сторон условия. Именно поэтому поданные нашими специалистами заявки всегда рассматриваются в приоритете, и в большинстве случаев мы добиваемся одобрения на кредитном комитете банка.

В итоге клиент, обратившись в КСК групп, получает банковскую гарантию на индивидуальных условиях: под более низкий процент, чем в среднем по рынку, и на более продолжительный срок. Довольно часто нам удается добиться от банка лояльности и в вопросе залогового обеспечения.

Что касается оперативности получения банковской гарантии, то мы всегда даем реалистичные обещания и укладываемся в сроки, которые берем на себя».

Р. S. В КСК групп можно получить бесплатную первичную консультацию, позвонив по телефону или оставив заявку на сайте. При этом менеджеры разъяснят все интересующие клиента моменты и сориентируют по срокам и стоимости.

Для получения банковской гарантии, соответствующей всем требованиям, стоит внимательно отнестись к выбору компании-посредника. Серьезные консалтинговые компании сотрудничают только с банками, включенными в реестр Минфина и имеющими аккредитацию.

Узнайте, как даже при минимальном пакете документов можно получить банковскую гарантию.

С помощью банковской гарантии можно участвовать в госконкурсе, не изымая собственные средства из оборота компании.

Изменения в законодательстве и ужесточение требований к банкам могут сделать процесс получения банковской гарантии затруднительным. Снизить риск отказа и ускорить процедуру можно, воспользовавшись услугами консалтинговых компаний.

Банковская гарантия — наиболее распространенный вид обеспечения при участии в тендерах и госзакупках.

  • 1 http://centrobank.su/bankovskaya-garantiya/34-proverka-v-reestre-44-fz.html
  • 2,3 https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks/

По­сте­пен­ный пе­ре­ход в элек­трон­ный фор­мат пред­по­ла­га­ет, что все по­став­щи­ки, ак­к­ре­ди­то­ван­ные на элек­трон­ных тор­го­вых пло­щад­ках, бу­дут за­ре­гист­ри­ро­ва­ны в ЕИС. Прой­ти ре­гист­ра­цию мож­но с 1 ян­ва­ря по 31 де­каб­ря 2021 го­да. И с 1 ян­ва­ря 2021 го­да по­лу­чить ак­к­ре­ди­та­цию на ЭТП мож­но бу­дет толь­ко пос­ле ре­гист­ра­ции в ЕИС.

Изменения в 44 фз с 1 июля 2021 года

В 2021 году 44-ФЗ претерпел сильные изменения. Часть из них вступает в силу только с 1 июля. На данный момент они в большей степени затрагивают интересы поставщиков, однако в Правительстве идёт активное обсуждение новых инициатив, которые могут вновь существенно изменить систему работы с госзакупками.

Банковские гарантии

Перевод закупок в электронную форму и новая система предоставления обеспечения исполнения заявок привела к технической невозможности использования поставщиками банковских гарантий. Поэтому согласно пункту 52 статьи 112 до 30 июня 2021 года вносить обеспечение можно только в виде денежных средств.

С 1 июля 2021 года эта проблема будет решена. Поставщики, как и прежде, смогут использовать банковские гарантии. Технически это будет выглядеть следующим образом:

  1. Вместе с заявкой участник предоставляет уникальный номер БГ из официального реестра, размещенного в ЕИС.
  2. Оператор торговой площадки проверяет наличие документа с таким номером в реестре.
  3. Если все в порядке, заявка передается на рассмотрение заказчику. Если БГ не числится в реестре, предложение поставщика отклоняется.
  4. Сведения о предоставленной банковской гарантии направляются оператором заказчику.

В 44-ФЗ появится пункт 30 статьи 34. В нем говорится об обязанности поставщика предоставить новое обеспечение исполнения контракта, если у банка, выдавшего гарантию, в период проведения закупки была отозвана лицензия. Новое обеспечение должно быть передано в течение 1 месяца со дня получения поставщиком соответствующего уведомления. Это требование должно быть обязательно прописано в контракте. В случае неисполнении его поставщиком, ему начисляется пени за каждый день просрочки.

В статье 45 появится новый пункт 3.1. Он гласит, что уменьшение размера обеспечения исполнения контракта в виде БГ в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав на эту гарантию. Датой отказа признается день включения соответствующей информации в реестр банковских гарантий.

Обеспечение исполнения контракта

Будут внесены корректировки и в пункт 7 статьи 96. Согласно новым правилам поставщик в процессе исполнения договорных обязательств может изменить способ обеспечения контракта.

Размер обеспечения может быть уменьшен в случае направления заказчиком в реестр контрактов информации об исполнении поставщиком обязательств по поставке товара, оказанию услуг или о выполнении им отдельного этапа, предусмотренного договором. При этом уменьшение обеспечения производится пропорционально объему выполненных обязательств. Важно учесть, что приемка товара или работ должна быть произведена в установленные контрактом сроки.

Если обеспечение вносилось в форме банковской гарантии, то требовать выплаты по ней заказчик может в размере, не превышающем суммы, рассчитанной на основании информации об исполненной части договора, отраженной в ЕИС. Когда обеспечение предоставлялось в виде денежных средств, по заявлению поставщика заказчик обязан вернуть в установленные законом сроки сумму соответствующую исполненным обязательствам.

Снижение размера обеспечения контракта возможно только при условии отсутствия неисполненных поставщиком требований о выплате штрафов, пеней и неустоек, предъявленных заказчиком в соответствии с нормами действующего законодательства. Уменьшить обеспечение невозможно, если речь идет о контрактах, заключенных с целью поддержания безопасности и обороноспособности государства, защиты здоровья и законных интересов граждан. Эти правила будут прописаны в пункте 7.2 статьи 96.

Независимый регистратор

С 1 октября 2021 года в силу вступают постановления Правительства Российской Федерации № 881, 882 и 883. В них идет речь о правилах мониторинга доступности ЕИС и фиксации всех действия участников закупок. С этой целью ещё в конце 2014 года было разработано специальное программное обеспечение под названием «Независимый регистратор», которое позволяет совершать следующие действия:

  1. В режиме реального времени записывать все действия участников закупки, осуществляемые на электронной торговой площадке.
  2. Удостоверяться в доступности ЭТП, правильной настройке компьютера и подключении к интернету.
  3. Передавать все собранные программой данные в зашифрованном виде в контролирующие органы для последующего рассмотрения поступивших жалоб.
Это интересно:  Порядок поверки газового счетчика в частном доме

Скачать программу можно в ЕИС. Там же размещена подробная инструкция по ее установке и эксплуатации.

Закупки для нужд обороны

Приобретение товаров и услуг, необходимых для обеспечения безопасности и обороны страны, проводится в соответствии с нормами постановления Правительства №1428 от 27.11.2017 года. Изначально подразумевалось, что этот документ будет действовать до начала 2021 года.

В конце декабря 2018 года правительство издало Постановление №1687, которым вносятся поправки в Постановление №1428. Согласно им установленные правила закупок для обороны будут действовать до 1 июля 2021 года.

Планы правительства

С начала 2021 года началось активное обсуждение поправок, которые планируется внести в систему государственных закупок. Среди наиболее значимых из них выделяют:

  1. Минпромторг предлагает расширить перечень товаров, на которые установлен запрет на допуск иностранной продукции. На обсуждение вынесены такие позиции, как хлебопекарные печи, тестомесы, посудомоечные машины, газовые плиты и так далее.
  2. Услуги по оздоровлению и отдыху детей разрешат закупать исключительно с помощью конкурса с ограниченным участием. При этом к потенциальным поставщикам планируется предъявлять ужесточенные требования в части наличия опыта оказания подобных услуг.
  3. По мнению Минэкономразвития, регламентировать проведение электронных торгов необходимо отдельным законом. Такие процедуры должны быть унифицированы, к участникам могут предъявляться только стандартные требования. В феврале 2021 года состоялся первый этап обсуждения этой идеи.
  4. Премьер-министр выказал недовольство по поводу возросшего количества случаев проведения закупок у единственного поставщика. Он приказал подготовить проект изменений в 44-ФЗ, которые сократят перечень оснований для приобретения товаров и услуг таким способом.

Таким образом, с июля 2021 года 44-ФЗ претерпит серьезные изменения в части банковской гарантий и порядка уменьшения размера обеспечения контрактов. Но судя по всему на этом правительство не остановится и продолжит модернизировать систему. По мнению экспертов, велика вероятность того, что планируемые поправки в законодательство будут приняты.

Нововведения с 1 января 2021 года в госзакупках

Очередные изменения в 44-ФЗ вступят в силу с начала следующего 2021 года. Мы ранее писали о целом блоке нововведений, часть которых уже действуют.

Сейчас рассмотрим те из них, которые вступят в силу в 2021 году.

Электронные процедуры закупок

Одно из главных нововведений: с января 2021 года заказчики должны использовать следующие виды конкурентных процедур:

открытый конкурс в электронной форме, двухэтапный конкурс в электронной форме, конкурс с ограниченным участием в электронной форму;

Все эти процедуры заказчики могли использовать уже с 1 июля 2018 года наравне с бумажной формой.

Однако, 44-ФЗ предусматривает случаи, когда можно будет проводить тендеры и в бумажной форме. Это относится к закупкам проводимым согласно статьям: 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1.

По решению Правительства РФ некоторые закрытые закупки также могут быть проведены в электронной форме.

На общих же основаниях – бумажная формат будет отменена.

В связи с этим всем участникам будет необходимо пройти аккредитацию на электронных торговых площадках. Об особенностях этой процедуры мы расскажем ниже.

Регистрация в ЕИС и аккредитация на ЭТП

Начиная с 1 января 2021 года все участники госзакупок должны будут зарегистрироваться в единой информационной системе. По этим данным будет формироваться ЕРУЗ – единый реестр участников закупок. За его ведение отвечает Федеральное казначейство.

В связи с этим упрощается процесс получения аккредитации на государственных электронных площадках – она будет активирована автоматически в течение 1 дня после попадания участника в ЕРУЗ. Пройти же аккредитацию на ЭТП без регистрации в ЕИС – с 1 января 2021 будет невозможно.

Если участник уже аккредитован на всех федеральных площадках, то зарегистрироваться в ЕИС ему надо будет в течение 2021 года.

Исходя из этого можно сказать, что единый реестр участников закупок облегчит работу поставщиков с площадками, т.к. не придется по несколько раз заполнять заявления и прикреплять документы.

Инструкцию по прохождению аккредитации в ЕИС Вы можете посмотреть ниже. Обращаем Ваше внимание, что руководитель компании должен быть зарегистрирован и авторизован на портале Госуслуг.

Обеспечение заявки в форме банковской гарантии

Изменения в 44-ФЗ с 2021 года очередной раз коснулись обеспечения заявки: с 1 июля 2021 года банковскую гарантию для обеспечения участия можно использовать в таких видах закупок как электронный аукцион, открытый конкурс в электронной форме, двухэтапный конкурс в электронной форме и в конкурсе с ограниченным участием.

Участник сам будет выбирать – внести ему денежные средства или предоставить банковскую гарантию. Оформить гарантию на обеспечение заявки так же, как и раньше надо будет в банках, перечень которых установил Минфин.

Рассмотрение заявки на БГ будет занимать в банке некоторое время: от нескольких дней до недели. Поэтому необходимо учесть этот момент и определить какой вариант для будет наилучшим: внести собственные денежные средства, воспользоваться тендерным займом или получить банковскую гарантию.

С учетом того, что процент за банковскую гарантию будет приблизительно равен стоимости использования займа, то удобнее второй вариант, т.к. срок рассмотрения заявки и перечисление денежных средств будет быстрее, по сравнению с выпуском БГ.

Тендерный займ на любую площадку за 2 часа

переводим на специальный счет участника

Отчетность по закупкам у субъектов малого предпринимательства

С 1 января 2021 года изменяется расчет объема закупок у субъектов малого предпринимательства: заказчикам разрешат включать в расчет СГОЗ закупки у единственного поставщика из СМП или СОНКО, которые осуществляются в случае признания конкурентного способа определения поставщика (среди СМП) несостоявшимся.

На данный момент в совокупный объем закупок у СМП и СОНКО не включаются контракты, заключенные с единственным поставщиком, даже если он является представителем субъектов малого предпринимательства.

Это нововведение с января 2021 года упростит жизнь заказчикам, т.к. в обязательном порядке не менее 15% контрактов должно быть заключено именно с представителями СМП, СОНКО. А с учетом закупок у единственного поставщика, которые начнут учитываться в СГОЗ, достичь планки в 15% станет проще.

Создание государственной информационной системы (ГИС)

С 1 октября 2021 года должна начать функционирование ГИС, которая будет обеспечивать мониторинг и фиксацию действий, а также бездействий участников в ЕИС и на ЭТП. А именно:

Отслеживать и хранить информацию о работоспособности ЕИС и ЭТП.

Фиксацию действий и бездействий участников на ЭТП и в ЕИС.

Хранение информации о действиях/бездействиях участников закупок, а также о сформированных документах.

Правительством РФ устанавливается федеральный орган, отвечающий за ГИС, порядок ведения данной системы и устанавливаются технические требования к ее функционированию и взаимодействию с ЕИС.

Об изменениях уже вступивших в силу, Вы можете прочитать в этой статье.

Статья написана по материалам сайтов: www.aif.ru, goszakupkirf.ru, tender-rus.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector