Что такое конституция рф кратко для детей

Подробное решение Параграф § 19 по обществознанию для учащихся 6 класса, авторов А.И. Кравченко, Е.А. Певцова 2014

  • Гдз рабочая тетрадь по Обществознанию за 6 класс можно найти тут

Вопрос 1. Что такое Конституция? Зачем нужна Конституция? Сколько Конституций было в истории нашего государства?

Конституция — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конституция — учредительный документ государства, в котором изложены основные цели создания государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путем референдума.

Как правило, все конституционные акты сходны по своему содержанию. Они включают в себя следующие положения. Определение организации государственной власти, права и полномочия органов власти и её отношения к гражданам. Обязанности и основные права граждан — гражданские свободы.

В 1924 году была принята первая Конституция СССР. За каждой республикой было закреплено право свободного выхода из состава Союза. В 1936 году появилась новая Конституция СССР. Отдельная глава документа посвящалась правам и обязанностям граждан страны. Эта конституция провозглашала право на труд с гарантией предоставления работы, право на отдых, социальное обеспечение по старости, свободу слова, печати и др. В 1977 году была принята новая Конституция СССР. В ней были закреплены основные права и свободы граждан. В том числе в ней закреплялось право граждан СССР на бесплатное образование всех видов. Ныне действующая Конституция нашего государства — Конституция Российской Федерации (РФ) — была принята 12 декабря 1993 года.

Вопрос 2. Как вы думаете, почему эти слова помещены в Преамбуле Конституции? Свой ответ обоснуйте.

Потому что Конституцию можно охарактеризовать как договор между населением и государством, где определяется порядок формирования государства и взаимоотношение сторон.

Вопрос 3. Объясните смысл понятий: «право», «нормативный правовой акт», «Конституция», «референдум».

Право — это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Конституция — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конституция — учредительный документ государства, в котором изложены основные цели создания государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путем референдума.

Референдум — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

Вопрос 4. Зачем нужна Конституция? Почему её называют Основным законом государства?

Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конституция — учредительный документ государства, в котором изложены основные цели создания государства.

Конституция как важнейший документ государства имеет особые признаки. Вот некоторые из них:

1. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает, что все нормативные правовые акты в стране должны создаваться в строгом соответствии с основным законом, не противореча ему ни в чём.

2. Конституция носит основополагающий характер. Она устанавливает основы государственного и общественного строя, права, свободы и обязанности граждан, систему органов власти, порядок их образования и компетенцию.

3. Конституция имеет прямое действие. Каждый гражданин, чьи конституционные права нарушены, может обратиться в суд за их защитой, напрямую ссылаясь на Основной закон страны.

Вопрос 5. Перечислите признаки Конституции.

Конституция как важнейший документ государства имеет особые признаки. Вот некоторые из них:

1. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает, что все нормативные правовые акты в стране должны создаваться в строгом соответствии с основным законом, не противореча ему ни в чём.

2. Конституция носит основополагающий характер. Она устанавливает основы государственного и общественного строя, права, свободы и обязанности граждан, систему органов власти, порядок их образования и компетенцию.

3. Конституция имеет прямое действие. Каждый гражданин, чьи конституционные права нарушены, может обратиться в суд за их защитой, напрямую ссылаясь на Основной закон страны.

Вопрос 6. Какой день в нашей стране отмечается как День Конституции? Почему?

Ныне действующая Конституция нашего государства — Конституция Российской Федерации (РФ) — была принята 12 декабря 1993 года. В этот день состоялся референдум — всенародное голосование, на котором российский народ одобрил новую Конституцию, и она стала Основным законом.

Практикум

1. Согласны ли вы с утверждением: «Конституцию государства должен знать каждый гражданин»? Аргументируйте своё мнение.

Да. Если человек не знает конституцию страны, он не знает свои права и обязанности.

2. Составьте план раздела «Из истории Конституции нашей страны»: выделите основные смысловые части и озаглавьте их.

1. Первые конституции.

2. Конституции СССР.

3. Принятие Конституции РФ и её основные положения.

4. Содержание Конституции РФ.

5. Обязанность Президента при вступлении в должность.

3*. Прочитайте отрывок из Преамбулы к Конституции РФ (с. 165) и найдите в этом тексте слова, доказывающие, что народ является источником власти в России.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Содержание

Классный час Конституция – основной закон государства»

Цель: знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями.

Задачи:

  • воспитание чувства гордости за свою страну;
  • развитие интереса к истории России;
  • расширение кругозора.

Ход классного часа

Учитель: Сегодня наш классный час посвящен Конституции – основному закону государства. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже знаем.

– Как называется наша Родина?

Учащиеся: Наша Родина называется – Россия. (слайд 1)

Учитель: Как называют людей, живущих в России?

Учащиеся: Людей, живущих в России, называют россиянами.

Учитель: Почему к Москве у нас особое отношение?

Учащиеся: Москва – это столица нашей Родины. (слайд 2)

Учитель: Какие символы государства вы знаете?

Учащиеся: Основные символы государства – это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. (слайд 3)

Учитель: Правильно. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

– Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции. (слайд 4)

– А кто знает, что такое Конституция?

Учащиеся: Конституция – это основной закон государства.

Учитель: Верно. (слайд 5)

– В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы. (слайд 6)

Учитель: Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. (слайд 7)

– Мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю что вам это будет интересно. (слайд 8)

– В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, — вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот как она начиналась:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации». (слайд 9)

– Сегодня мы поговорим с вами об основных положениях Конституции Российской Федерации. (слайд №10)

– Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.

– В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация – Россия…» А что значит слово «федерация»?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз».

– Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны. (слайд 11)

– Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:

– «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям». (слайд 12)

– И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: «Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством. (слайд 13)

– Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Правильно, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу. (слайд 14)

– Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил — Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий впереди, во главе». Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В статье 81 о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет». (слайд 15)

– Кто является президентом в России в настоящее время?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Что такое Государственная Дума? Чем она отличается от правительства?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Государственная Дума выбирается народом сроком на 4 года, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране. Это исполнительная власть. (слайд 16)

Учитель: Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть принимающая законы. Она избирается, как и президент, всенародно на 4 года. В её состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в её состав, если ему 21 год. (слайд 17)

Учитель: Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть. Как вы думаете. Чем она занимается?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательной властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России. (слайд 18)

Учитель: Мы говорили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?

Заслушиваются ответы детей.

Учитель: Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие? (слайд 19)

Учитель: Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие. (слайд 20)

Учитель: В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами. Какими же правами обладает и какие обязанности должен исполнять гражданин России?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина. (слайды 21, 22)

Это интересно:  Проверить банк на страхование вкладов
Права и свободы граждан Обязанности граждан
Право на жизнь Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Право на защиту своей чести и доброго имени Обязанность защищать Родину
Право личную неприкосновенность Обязанность соблюдать законы
Право на жилище и его неприкосновенность Обязанность платить налоги
Право на свободное передвижение
Свобода совести, свобода вероисповеданий
Свобода мысли и слова
Право избирать и быть избранным
Право на труд
Право на отдых
Право на получение социальной помощи
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Право на образование
Право на получение юридической помощи
Свобода информации
Свобода творчества

Учитель: Сегодня вы – дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. (слайд 23) У каждого ребёнка есть право на любовь и заботу. Как много в сегодня в мире, да и нашей стране, детей оставленных в детских домах, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чём, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем, и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребёнка!

Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» (слайд 24)

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.

Источники информации:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы/ сост. М.А. Козлова. –М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  3. Интернет-ресурсы.

План-конспект занятия (старшая группа) на тему:
Детям о Конституции.

Как рассказать ребенку дошкольного возраста о том, что такое конституция в доступной для него форме? Я попыталась это сделать, используя мульфильмы из цикла «Смешарики. Азбука прав ребенка.», дидактические игры, проблемные игровые ситуации. Представленная совместная организованная деятельность была реализована в старшей группе. Дети были активны, проявляли интерес.

Скачать:

Вложение Размер
konstitutsiya.docx 22.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Детям о конституции»

Конспект мероприятия, посвященного Дню Конституции России.

Цель: создать условия для ознакомления детей с Конституцией РФ на доступном для их возраста уровне.

Задачи: 1) Знакомство с государственной символикой РФ, правами и обязанностями детей;

2) Воспитание любви, уважения и гордости к Родин;

3) Развитие умения отвечать на поставленные вопросы, решать проблемные задачи;

4) Знакомство с понятиями Конституция, законы, права, обязанности, государственные символы.

После гимна дети садятся на стульчики.

В: Ребята, что это за музыка?

В: Да, ребята, это гимн нашей страны. Гимн – это торжественная песнь Родины. Он прославляет народ и страну. Когда люди поют гимн, они дают клятву любить свою страну, трудиться для общего счастья. Гимн поют стоя, в знак особого уважения при звучании гимна мальчики и мужчины должны снять головные уборы. Гимны звучат в особо торжественных случаях (приезд глав государств, их прием и проводы, государственные праздники, при награждении победителей на спортивных состязаниях: чемпионатах, олимпиадах и т. д.). Страна у нас самая большая, самая сильная и самая красивая. И в этой замечательной стране мы с вами живем.

В: Как вы думаете, если мы с вами прослушали гимн нашей станы, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

В: Да, ребята, послушайте стихотворение о нашей стране России. Его нам расскажет Даша, которой 4 года. Она совсем как вы. Стихотворение называется «Необъятная страна». Написал его Владимир Степанов.

В: А теперь послушайте загадку.

На парад когда идем, мы его с собой берем.

Без него нельзя никак. Это наш, Российский …(флаг).

Флаг России называют еще триколором, так как он состоит из трёх цветов. Белый цвет означает добро и чистоту, синий –это небо – верность, красный – отвага, мужество и героизм.

В: Ребята, у нас в стране много разных праздников отмечают. И один из таких праздников «День Конституции». Конституция – это главный закон страны, в котором описаны все наши права и обязанности. Посмотрите, в этой книге написаны правила, которые все мы должны соблюдать. Это и есть конституция.

Воспитатель показывает Конституцию детям.

В: Ребята, мы свами тоже обязаны соблюдать законы нашей страны: прилежно заниматься, охранять природу, соблюдать правила поведения в общественных местах. Вы уже большие ребятки и должны хорошо знать, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Хорошо или плохо».

Если хороший поступок – хлопайте в ладошки, а если плохой – топайте ногами.

Игра «Хорошо или плохо»

В: А теперь давайте поговорим о ваших правах. Посмотрите на экран.

Дети смотрят фрагмент мультфильма на экране.

Видеоролик (Права 1)

В: Итак, главное право всех нас – это право на жизнь.

В: Ребенок имеет право на семью.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

В: Сейчас мы с вами еще посмотрим видео, на что вы имеете право.

Видеоролик «Смешарики» (право на имя)

В: Ребенок имеет право на имя.

В: Человек имеет право на труд. А вы умеете трудиться? Как вы помогаете взрослым?

В: Молодцы. Но человек имеет право не только на труд, но и на отдых. А как вы отдыхаете?

Физминутка «Начинаем отдыхать»

Раз, два, три, четыре, пять

Спинку бодро разогнули

Ручки кверху потянули.

Раз и два – присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два — вперед нагнуться,

Ра и два – назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней,

Здоровей и веселей!

Видеоролик (право на медпомощь)

В: Ребенок имеет право на медицинскую помощь.

В: Ребенок имеет право на полезное и качественное питание.

Игра «Выбери полезные продукты»

(Перед детьми корзина с продуктами, среди которых чипсы, сухарики, газированная вода и т.д. Дети выбирают полезные продукты (морковь, яблоки, кукурузу, картофель, молоко и др., объясняя свой выбор)

Завершающий этап. Рефлексия.

В: Ребята, мы сегодня много посмотрели мультфильмов, поиграли. Вам понравилось? Что вам понравилось больше всего? Что эта за книга? Вспомните, какие у вас есть права?

В: Давайте сейчас проверим, как вы запомнили ваши права (показ картинок)

В: Ребята, посмотрите, что у меня есть (шары). Какого цвета шары? (синий, белый, красный) На что они похожи? Давайте вспомним, что означают цвета нашего флага.

В: А теперь давайте, как Смешарики загадаем желание, а потом отпустим шарики.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно — методическое пособие : » Формирование системы знаний о городе и пополнения представлений детей о Санкт-Петербурге у детей дошкольного возраста.» Автор : Соколова Ирина В.

«Наши меньшие друзья» — занятие по ознакомлению с окружающим миром. Цель — способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным. Задачи: форми.

Стихи о весне и о весенних праздниках (8 марта, стихи о маме, день космонавтики, день земли, 9 мая).

О важности проблемы воспитания положительного отношения к школе.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема «Знакомство с часами»Организационный моментЗдравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ве.

Презентация Детям о природе. Всё о воробье.

Давно отмечено, что дети находятся ближе к природе, чем взрослые, более тонко чувствуют ее закономерности и поэтому хотят понять причину явлений. Они способны понять причины, если объясне.

Кратко о конституции рф для школьников. Классный час «Конституция – основной закон государства». Какие права имеет ребенок по конституции рф

12 декабря наша страна отмечает один из самых важных государственных праздников — День Конституции. Знаете ли вы, дорогие ребята, что такое Конституция?

Это Основной закон государства. Он определяет основы общественного строя, права и обязанности граждан, систему государственных органов.

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года, а ее полный текст, с которым мог ознакомиться каждый гражданин, был опубликован 25 декабря в «Российской газете».

Чем же важна для нас принятая Конституция? Тем, что она определяет не только наш строй, права и обязанности людей, но и все остальные законы страны! Как вы думаете, является ли текст Конституции всегда неизменным или нет? Верно! Жизнь наша меняется, в связи с этим и в Конституцию вносятся поправки. Последняя из поправок — это положение о том, что Государственная Дума избирается сроком на 5 лет, а Президента Российской Федерации мы избираем на 6 лет на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выполняться должен он

Инженером и студентом,

Летчиком и президентом.

Все мы — граждане страны

Выполнять его должны!

Он дает права, свободы,

Мир и счастье для народа.

Жизнь закон определяет,

Выполняться должен он!

Если обратиться к истории, то можно вспомнить, что современной Конституции предшествовала Конституция 1918 года, затем Конституция 1924 года — первая Конституция СССР (Союза Советских Социалистических Республик). На смену ей пришли Конституции 1936 и 1977 годов.

Сегодняшняя Конституция — прочный фундамент демократического развития России, это документ, реально работающий. Конституцию должен знать каждый гражданин страны, ведь это главный документ!

Как же выглядит экземпляр «номер один» Основного закона страны? Тот экземпляр, которым пользуется сам Президент. Текст президентской Конституции оправлен в переплет из тончайшей кожи красного цвета, его украшает накладной серебряный Герб России, на нем имеется тисненая золотая надпись «Конституция Российской Федерации». Хранится этот экземпляр в библиотеке Главы государства в Кремле.

Нерабочий праздничный день 12 декабря с 2005 года стал рабочим днем. Такую поправку в Трудовой кодекс Российской Федерации приняла Государственная Дума. В День Конституции россияне должны трудиться и радовать страну своими достижениями.

Почему День Конституции один из важнейших праздников России?

Когда его отмечают?

Рабочий это день или выходной?

Что такое Конституция?

Почему Конституция так важна для страны и ее граждан?

Вносятся ли в Конституцию поправки? С чем это связано?

Как выглядит экземпляр Конституции «номер один», которым пользуется Президент?

Где он хранится?

На сколько лет мы выбираем Государственную Думу?

На сколько лет мы выбираем Президента?

Елена Сапарова
Конспект занятии для детей младшего школьного возраста по теме «Права ребенка в новом веке»

Конспект занятии для детей младшего школьного возраста по теме «ПРАВА РЕБЕНКА В НОВОМ ВЕКЕ » .

Задачи : познакомить с основным законом – Конституцией России ; дать представления о правах ребенка ; объяснить детям, что означает понятие «право » , объяснить, где отражены права ; формировать представления о правах и обязанностях

Оборудование : рисунки детей ; три листа, на каждом из которых написано какое-либо право по Конституции ; книга Е. С. Шабельника «Ваши права » , Конституция России ; изображения сказочных героев.

Ход занятия

1. Вступительная часть.

Мы начинаем наше занятие , посвященное празднику. Скоро – 12 декабря. Я думаю, многие знают, какой праздник отмечает наша страна? (День Конституции )

Да, Россия отмечает День Конституции . Мы – жители России и обязаны знать символы государства.

Напомним друг другу, какие государственные символы имеет наша страна. (Герб, флаг, гимн)

А зачем стране нужна своя символика?

О символах мы уже говорили, сейчас предлагаю поговорить о другом. Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились главные вопросы :

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют ?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.

Что же такое – законы? Об этом нам расскажут (Ф. И.)

Ученик : Законы – это правила , которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

Ученица : Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией . Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

2. Знакомство с Конституцией .

Итак, Конституция (показать брошюру) – основной закон, по которому мы с вами живем.

Что записано в Конституции ? Об этом нам расскажут. (ф. и.)

Мальчик : В Конституции записаны права наших граждан , такие как : право на образование , охрану здоровья, отдых и труд и др.

Девочка : Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

Ребята у каждого из вас есть права и обязанности . Право жить , право на семью , на учебу, отдых и т. д. А что же такое Право ?

Мальчик : Право – это правила , по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

Девочка : Права ребенка надо знать ,

Не только знать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

3. «Путешествие» по стране Правознайке .

Познакомиться с некоторыми правами , вспомнить их нам поможет мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке Мы отправляемся в путь , чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев , уничтожают и обижают их.

Ну, ребята, дружно встанем,

Ручки вверх потянем.

Руки на пояс, наклоны вперед.

Теперь спинки держим ровно,

На месте будем мы шагать.

Тихо все на место сядем

И закроем глазки.

Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями. Открываем глазки!

1. В какой сказке и кто нарушал права на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключение Буратино» . Карабас Барабас.)

2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергелся попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок» )

3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга)

* Право на бесплатное образование.

* Право на свободный труд , защита от безработицы.

* Право на неприкосновенность жилища.

Продолжая путешествие пол стране Правознайке , мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино» . Перед нами 3 островка, чтобы узнать их название, надо ответить на вопросы :

1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили ? (3 ответ)

2. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что не имел какого права ? (ответ 2)

3. Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом ? (ответ 1)

Вы сможете продолжить путешествие по стране Правознайке , если прочитаете книгу Е. Шабельника «Ваши права »

В нашей Конституции есть статья 43 , которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам : «Каждый человек имеет право на образование… »

Какие же права есть у школьников ?

Напомнят нам (ф. и.)

Мальчик : Право на учебу , право на отдых между уроками, право на каникулы , право на занятиях в кружках и секциях .

Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права , но и обязанности.

Какие же обязанности у школьника ?

Обязанности : Уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников) ; культурно вести себя в классе, школе и за пределами , ходить опрятным, выполнять устав школы .

1-ый мальчик. Открыты все пути у нас

Без края, без награды,

Но школьникам сейчас

Пока учиться надо.

2-й мальчик. Учеба — очень интересный труд,

Нам силу, радость

3-й мальчик. К тому же мы прекрасно понимаем :

Кто с детства трудности преодолевает,

Судьбой своей тот управляет .

И тот, кто учится отлично в школе ,

Характер закаляет свой и волю.

4. Заключительная часть.

Вот и подходит к концу наше занятие , посвященное Дню Конституции . Давайте подведем итог.

Итог, где же записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России – Конституции .)

Зачем нужна Конституция

В заключение нашего занятия выступят (ф. и.)

1-й. Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

2-й. Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море.

3-й. Нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

4-й. Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

Вводились обязательное 8-классное образование, бесплатная медицинская помощь населению, 7-часовой рабочий день, всеобщее избирательное право. СЛАЙД 8 А в 1977 году была принята новая Конституция СССР, закреплявшая однопартийную политическую систему(КПСС). В Конституции было впервые введено понятие «народ»; именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.. Утверждался принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних Конституциях. Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование. Она получила название «брежневской конституции» , так как была принята во время правления страной Л.И.Брежневым.

Детский сад общеразвивающего вида №22 «умка»

Детям о Конституции» (классный час для учащихся 6 класса) Задачи: 1. Расширить представление детей о Конституцией РФ – основного закона нашей страны.

Формирование чувства собственного достоинства 3. Осознания своих прав, свобод, обязанностей. 4. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека.

5. Воспитывать у детей уважение к своей стране Ход занятия: Дорогие ребята! У каждого из вас есть свой любимый праздник – день рождения. В этот день приятно получать поздравления и подарки, а потом,загадав желание,задуть свечи на праздничном пироге.

Но этот праздник только ваш, семейный,на который собираются близкие и друзья. А есть праздники общие для всего народа, для всей нашей многонациональной страны.

И один из таких праздников День Конституции. Так что же такое Конституция? СЛАЙД 2 Конституцию принято называть Основным законом государства.

Права и обязанности детей согласно конституции рф

На Конституции принесли присягу уже три российских президента: 9 августа 1996 года — Борис Ельцин при избрании его на второй срок, 7 мая 2000 года и 7 мая 2004 года — Владимир Путин и 7 мая 2008 года — Дмитрий Медведев — со словами: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». По-разному относятся россияне к Дню Конституции. Кто-то считает его не праздником, а просто выходным днём. Кто-то, напротив, считает, что граждане должны знать и уважать Конституцию, помнить о том, что живут в демократическом правовом государстве. Ты ещё слишком мал, чтобы разбираться в таких вещах.

Материал (4 класс) по теме: конституция россии

СЛАЙД 12 Кроме прав и свобод граждан Конституция содержит ещё и обязанности СТ,38 — Забота родителей о детях и их воспитание СТ,38 — Трудоспособные дети,достигшие 18 лет,заботятся о нетрудоспособных родителях СТ,59 — Защита Отечества (долг и обязанность гражданина Российской Федерации) СТ,57 — Каждый обязан платить установленные налоги и сборы СТ,43 — Получение основного общего образования (Основное общее образование обязательно – 9 классов) СЛАЙД 13 Каждый ученик может подробнее узнать о Конституции РФ, прочитав сам закон, или специальный справочник для школьников А сейчас мы проведём небольшую викторину и посмотрим насколько внимательно вы слушали мой рассказ. А называется наша викторина «Конституция и я» СЛАЙД 14 Игра организована по принципу телевикторины «Своя игра».

Викторина содержит четыре группы вопросов: 1.

Конституция рф для детей

Конституция рф для детей В законодательстве России словосочетание «Инаугурация Президента Российской Федерации» не применяется. Порядок проведения инаугурации законодательством не регламентируется.

Вместе с тем, статьёй 82 Конституции России определяется, что при вступлении в должность президент России приносит народу присягу в торжественной обстановке, в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда России.Таким образом, учитывая отсутствие законодательных запретов и ограничений, сценарий инаугурации может быть любым, при условии обязательного наличия во время церемонии принесения присяги вновь избранным президентом России. Конституция рф для детей презентация По краям креста — узкий выпуклый рант. Знак при помощи венка из лавровых ветвей соединяется с цепью знака.

Какие права имеет ребенок по конституции рф

В Советском Союзе сложилась традиция считать государственным праздником день принятия Конституции. Первая советская Конституция была утверждена в 1918 г.
Затем была Конституция 1924 г., а 5 декабря 1936 г. был принят Основной закон страны, действовавший более 40 лет. 7 октября 1977 года была принята новая Конституция СССР, и, соответственно, изменился красный день календаря: теперь он стал 7 октября, а не 5 декабря. В современной России эта традиция была продолжена. 12 декабря 1993 года на референдуме была принята Конституция Российской Федерации, а с 1994 года указом президента день 12 декабря был объявлен государственным праздником. Ещё совсем недавно этот день являлся официальным выходным, но с 2004 года выходной день отменили, оставив сам праздник без изменения. Конституция — закон, Основной и главный. День, когда он утверждён — Это праздник славный.

Детям о дне конституции российской федерации

Под свободой понимается возможность жить так, как он сам этого хочет, но при условии, что это не будет вредить другим. Можно сказать, что свобода является противопоставлением таким понятиям, как рабство и принуждение.

Относительно детей здесь стоит сказать, что по Конституции РФ запрещена эксплуатация детей, а также их похищение и торговля. 3. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Для государства РФ охрана детского здоровья является главным фактором развития.

Вне зависимости от социального положения ребенок имеет право получить медицинскую помощь в любом государственном медицинском учреждение. Также стоит отметить, что дети, которые еще не являются совершеннолетними, но им больше пятнадцати лет, имеют право сами решать, соглашаться или нет на медицинское вмешательство. 4. Право на воспитание в семье. Каждый ребенок имеет право на родительскую защиту и заботу.

О празднике день конституции для детей

Конституция Важно В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 43 1. Каждый имеет право на образование. 2. Символика россии Внимание Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Детям о конституции(классный час для учащихся 6 класса)

  • Право наследования гарантируется. Статья 38
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Конституция рф для детей

Чтобы понять это отличие, необходимо рассмотреть два понятия. Первое – это правоспособность. Быть правоспособным значит иметь все права, предусмотренные Конституцией РФ, причем правоспособностью человек обладает с рождения. Второе понятие – это дееспособность. Как раз дееспособным ребенок не является, так как она наступает с совершеннолетия, а значит и некоторыми правами ребенок сможет обладать только с этого момента, например, избирательное право. Основные права ребенка, которые закреплены в Конституции РФ: 1. Право на жизнь. Этим правом обладают все люди с самого рождения. Оно подразумевает под собой запрет на убийство человека, а также то, что государство обязано охранять и защищать человеческую жизнь. 2. Право на свободу и личную неприкосновенность. Данное право – фундамент правового набора человека.

Конституция рф для детей презентация

  • Одна ты на свете! Одна ты такая —
  • Хранимая Богом родная земля!Припев:
  • Широкий простор для мечты и для жизни
  • Грядущие нам открывают года.
  • Нам силу дает наша верность Отчизне.
  • Так было, так есть и так будет всегда!Припев:
    • Славься, Отечество наше свободное,
    • Братских народов союз вековой,
    • Предками данная мудрость народная!
    • Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Скачать гимн России

  • Со словами + без слов (mp3)

Скачать ноты гимна России

Гимн Российской Федерации[Смотреть видео онлайн] Государственные символы России.

Классный час «Конституция — основной закон государства»

Воспитание чувства гордости за свою страну

Знакомство с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями

Ход классного часа

Сегодня мы продолжаем наш длинный разговор о нашей Родине. О чём пойдёт наш разговор, вы узнаете, если правильно сложите слово ТУ-КОНС-ТИ-ЦИЯ

Какое слово получилось? (КОНСТИТУЦИЯ). Вы знаете, что это такое? А что бы вы хотели узнать?(составляется план занятия)

Что сказано в нашей Конституции?

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

Что люди могут делать и что нельзя?

Что они обязаны и что не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ответа на эти вопросы жизнь превращалась в неразбериху. Об этом и говорится в основном законе нашей страны – Конституции.Обратимся к нашему помощнику – толковому словарю.

Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с заглавной буквы.

На какой вопрос нашего плана мы ответили?

Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция. В истории Российской Федерации было пять конституций, включая ныне действующую. Первая была принята ещё в 1918 году, а последняя — 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования.

Ответили мы на второй вопрос нашего плана?

Что такое “право” и что такое “обязанность”? В чем их различие?

“Право” — это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот “обязанность”, наоборот, — это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие. Пользуясь этим нехитрым объяснением, давайте попробуем составить таблицу “Права и обязанности граждан России”. Кстати, в Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причем, права даются в совокупности со свободами.

Права и свободы граждан

право избирать и быть избранным,

равенство прав и свобод,

право на личную неприкосновенность,

право на защиту своей чести и доброго имени,

право на свободное передвижение,

право на жилище и его неприкосновенность,

право на образование,

право на охрану здоровья и медицинскую помощь,

право на получение юридической помощи,

право на получение социальной помощи,

свобода мысли и слова,

обязанность защищать Родину,

обязанность соблюдать законы,

обязанность сохранять природу и окружающую среду,

обязанность платить налоги.

А есть ли у государства какие-то символы? Они одинаковые у всех государств?

А знаете, с чего начинается Конституция? На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны. Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России. (слушают)

Государственный гимн является официальным символом любого государства.

Какие ещё символы государства вы знаете? (флаг, герб )

Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)

Что означают эти цвета? (Белый – благородство, синий – честность, красный – кровь пролитая за Отечество, смелость и великодушие, присущие русским людям)

А помните ли вы последовательность расположения цветов Российского флага?

(моделирование из цветных полосок)

Где можно увидеть герб? (флаги, монеты, печати ) Посмотрите на герб РФ. Что он представляет собой?

Что символизирует всадник, поражающий копьем змея? (победу добра над злом)

Что символизирует двуглавый орел? (Россия — одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках — Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая — на Запад при едином теле — едином направлении; символизируют в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации;)

Что символизирует скипетр и держава? (единая власть и сильное государство.)

Игра «Кто нарушил право?»

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.

1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)

2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (ответ: лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города)

3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас-Барабас.)

4. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга)

5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Защищён ли человек законом?

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Может ли человек владеть имуществом?

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

На этом наша беседа заканчивается. Что нового вы узнали сегодня? А ваша главная обязанность какая? Хорошо учиться.

Цель: знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями.

  • воспитание чувства гордости за свою страну;
  • развитие интереса к истории России;
  • расширение кругозора.

Ход классного часа

Учитель: Сегодня наш классный час посвящен Конституции – основному закону государства. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже знаем.

– Как называется наша Родина?

Учащиеся: Наша Родина называется – Россия. (слайд 1)

Учитель: Как называют людей, живущих в России?

Учащиеся: Людей, живущих в России, называют россиянами.

Учитель: Почему к Москве у нас особое отношение?

Учащиеся: Москва – это столица нашей Родины. (слайд 2)

Учитель: Какие символы государства вы знаете?

Учащиеся: Основные символы государства – это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. (слайд 3)

Учитель: Правильно. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

– Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции. (слайд 4)

– А кто знает, что такое Конституция?

Учащиеся: Конституция – это основной закон государства.

Учитель: Верно. (слайд 5)

– В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы. (слайд 6)

Учитель: Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. (слайд 7)

– Мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю что вам это будет интересно. (слайд 8)

– В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, — вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот как она начиналась:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации». (слайд 9)

– Сегодня мы поговорим с вами об основных положениях Конституции Российской Федерации. (слайд №10)

– Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.

– В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация – Россия…» А что значит слово «федерация»?

Учитель: «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз».

– Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны. (слайд 11)

– Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:

– «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям». (слайд 12)

– И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.

Учитель: «Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством. (слайд 13)

– Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Правильно, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу. (слайд 14)

– Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил — Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий впереди, во главе». Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В статье 81 о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет». (слайд 15)

– Кто является президентом в России в настоящее время?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Что такое Государственная Дума? Чем она отличается от правительства?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Государственная Дума выбирается народом сроком на 4 года, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране. Это исполнительная власть. (слайд 16)

Учитель: Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть принимающая законы. Она избирается, как и президент, всенародно на 4 года. В её состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в её состав, если ему 21 год. (слайд 17)

Учитель: Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть. Как вы думаете. Чем она занимается?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательной властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России. (слайд 18)

Учитель: Мы говорили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?

Заслушиваются ответы детей.

Учитель: Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие? (слайд 19)

Учитель: Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие. (слайд 20)

Учитель: В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами. Какими же правами обладает и какие обязанности должен исполнять гражданин России?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина. (слайды 21, 22)

Права и свободы граждан Обязанности граждан
Право на жизнь Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Право на защиту своей чести и доброго имени Обязанность защищать Родину
Право личную неприкосновенность Обязанность соблюдать законы
Право на жилище и его неприкосновенность Обязанность платить налоги
Право на свободное передвижение
Свобода совести, свобода вероисповеданий
Свобода мысли и слова
Право избирать и быть избранным
Право на труд
Право на отдых
Право на получение социальной помощи
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Право на образование
Право на получение юридической помощи
Свобода информации
Свобода творчества

Учитель: Сегодня вы – дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. (слайд 23) У каждого ребёнка есть право на любовь и заботу. Как много в сегодня в мире, да и нашей стране, детей оставленных в детских домах, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чём, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем, и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребёнка!

Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» (слайд 24)

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы/ сост. М.А. Козлова. –М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  3. Интернет-ресурсы.

Статья написана по материалам сайтов: xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai, nsportal.ru, namvd.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector