Что такое рекламная конструкция по закону

Мы изобразили в виде таблицы основные положения письма ФАС РФ от 27.12.2017 г., чтобы Вы точно смогли разграничить рекламу и вывеску.

Что не признается рекламой?

Что признается рекламой?

Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, к которому направлено внимание и формируется интерес, не признается рекламой

1. Информация, содержащая выражения «Добро пожаловать», «Въезд 24 часа», «Выезд», «Счастливого пути» и т.п., размещенная на конструкции, в том числе установленной при въезде или выезде на территорию, занимаемую организацией, не является рекламой.

Информация, содержащая прямое указание на объект рекламирования, к которому направлено внимание и формируется интерес потребителей

1. Информация, размещенная на фасаде здания, содержащая выражения «Покупайте продукцию «name» компании «name»!».

Информация, содержащая указания на объект, не являющийся по сути «рекламным», т.е. не подпадающий под понятие «товар» (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот)

1. Размещение на фасаде торгового объекта или магазина изображения красивого пейзажа, смешной картинки, природного явления и т.д.

Информация, содержащая указания на объект, являющийся по своей сути рекламным объектом

1. Размещение изображения товарного знака на продукции организации.

Информация, не индивидуализирующая объект рекламирования, т.е. не содержащая следующую информацию:

— о наименовании организации

— названий товаров (работ, услуг)

— средств индивидуализации юридических лиц

— товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар (объект рекламирования) среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним.

1. Размещение на фасаде торгового объекта или магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, пейзаж, бутылка вина, пивная кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков, характеристики, цены указанных товаров.

Информация, индивидуализирующая объект рекламирования

1. Вывеска на здании с изображением товарного знака продукции компании, характеристикой товара и ценой.

Сведения справочно-информационного характера, размещенные на конструкциях-указателях вне места нахождения организации

Сведения справочно-информационного, размещенные в месте нахождения организации

1. Информация, содержащая сведения о профиле деятельности организации или ассортименте реализуемых товаров и услуг и направление движения и расстояние до такой организации, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц;

2. Размещение коммерческого обозначения организации в месте ее нахождения, иной информации для потребителей в месте реализации товара, оказания услуг (информации о режиме работы, товаре и даже ассортименте), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой (информация для потребителей нерекламного характера);

3. Крышная конструкция на торговом центре в виде указания названия данного торгового центра.

Информация, размещенная на конструкциях-указателях вне места нахождения организации, с индивидуализацией товаров, наименования юридических лиц

1. Конструкции, содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, размещенные на территории, прилегающей к зданию, в котором осуществляет свою деятельность указанная организация, вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещенной в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией.

Информация, обязательная к размещению в силу закона (п. 2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе») или обычая делового оборота

1. Размещение на конструкции, на фасаде здания в месте нахождения организации сведений о наименовании общества, номере телефона и/или официальном сайте юридического лица в сети Интернет, если в этой информации не содержится конкретных сведений о товаре, об условиях его приобретения или использования;

2. Размещение информационных табло с указанием наименования АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе стоимости реализуемого моторного топлива на территории АЗС и при приближении к АЗС, является сложившимся обычаем делового оборота, такие табло рекламой не являются (размещение сведений об АЗС иными способами может рассматриваться в качестве рекламы).

Целью размещения информации о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте входа в организацию или месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании)

Информация, содержащая справочные сведения

1.Справочно-информационные, аналитические материалы, обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний;

2.Конструкция с изображением в виде креста, размещенная на здании, в котором осуществляет свою деятельность аптека (в качестве указания профиля деятельности организации без указания на конкретный товар как объект рекламирования);

3.Информирование о культурных мероприятиях (театральные афиши и киноафиши);

4.Размещение информации на фасаде здания рядом со входом в здание, в котором находится организация, либо в границах окон помещения, в котором осуществляет свою деятельность организация, либо непосредственно над оконными проемами или под оконными проемами такого помещения, либо в пределах участка фасада здания, являющегося внешней стеной конкретного помещения в здании.

Сведения, не являющиеся по своей сути справочными (в т.ч. не раскрывающие обязательную информацию для потребителей)

1. Конструкции, содержащие информацию о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией рекламных акциях и/или скидках, либо различные лозунги, слоганы,объявления, либо иную информацию об определенном лице или товаре, товарном знаке и иных средств индивидуализации, не обязательную к размещению, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования Федерального закона О рекламе», в том числе в случае их размещения непосредственно в месте нахождения организации.

Хотите разместить вывеску организации, так, чтобы информация, отраженная на ней не привлекала пристального внимания антимонопольных органов и не влекла за собой административную ответственность? Вы руководствуетесь мнением, что легче предупредить проблему, чем решать ее?

В настоящей статье содержатся проверенные практикой (в том числе и судебной) отличия вывески от рекламной конструкции и самые свежие идеи и веяния по данной теме.

Американский писатель и журналист Джеймс Кейн говорил: «Какова вывеска, таково и заведение». Не стоит говорить, что, несмотря на утрированность этого высказывания, оно достаточно актуально и по сей день. Не секрет, что очень многие представители бизнес сообщества хотят иметь как можно более внушительную (избыточную по размеру, информативности, цветовой гамме) вывеску, иногда пренебрегая при этом элементарным соблюдением требований российского законодательства.

Однако штрафы со стороны антимонопольных органов, минимальный размер, которых за самовольное размещение рекламы для организаций составляет пятьсот тысяч рублей, могут стать весомой причиной для уместной корректировки запросов предпринимателей.

Уже в начале работы над концепцией вывески нужно учитывать множество факторов, в том числе требования законодательства, разъяснения антимонопольного органа и судебную практику, сложившуюся в конкретном регионе.

Итак, в чем же заключается принципиальная разница между вывеской и рекламой?

Что понимается под рекламой с точки зрения закона.

Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 ФЗ «О рекламе»).

Объектами рекламирования являются товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари (далее по тексту товар), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Реклама размещается на рекламных конструкциях, под которыми согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ «О рекламе», понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары и иные технические средства стабильного размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства, является ненадлежащей.

Системный анализ гражданского законодательства РФ свидетельствует о том, что объектом рекламирования может быть только товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров (п. 1,3 статьи 455, п. 1 ст. 467 Гражданского кодекса РФ). Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Для размещения конструкции, содержащей рекламу, необходимо получить соответствующее разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (п. 9 ст. 19 ФЗ «О рекламе»).

В случае самовольного размещения рекламной конструкции на индивидуального предпринимателя могут наложить штраф от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридическое лицо в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей (ст. 14.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

При этом стоит обратить особое внимание на то, что требования ФЗ «О рекламе» о получении разрешения на установку и эксплуатацию не распространяются на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

В чем отличия рекламной конструкции от вывески.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. В силу п. 2 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» до сведения потребителя, в том числе должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.

В отличие от рекламы, под которой как уже говорилось выше понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к предпринимателю, его товарам, идеям и начинаниям, вывеска, содержащая сведения, распространение которых является для бизнеса обязательным, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения.

Учитывая изложенное, сами по себе слова и выражения: «аптека», «парикмахерская», «продукты питания», «кафе» и т.д., размещенные в месте нахождения организации служат целям идентификации данной организации для потребителя и не могут рассматриваться как реклама.

Письмом ФАС России от 28.11.2013 № АК/47658/13 предусмотрено что, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (кондитерская, ресторан и т.д.) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки) может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, коммерческого обозначения либо фирменного наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака, также не рассматривается в качестве рекламы. Также не могут быть признаны рекламой, размещенные в месте нахождения организации конструкции, содержащие обобщенное наименование группы товаров не позволяющей выделить конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес.

Это интересно:  В течении какого срока выплачивают больничный лист

Высказанная выше точка зрения прямо поддерживается Федеральной антимонопольной службой РФ в письмах № АК/6745 от 15.03.2010г., № АК/47658/13 от 28.11.2013г.

При этом позиция Федеральной антимонопольной службы РФ полностью согласуется с позицией, высказываемой по данному вопросу Высшим арбитражным судом РФ.

Например, в соответствии с п. 1 Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает критериям, предъявляемым к рекламе, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

Ранее данная позиция была высказана в п.18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе».

Поэтому не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Это означает, что наружные вывески, обычно вывешиваемые над входом, независимо от способа их выполнения (обычные, световой короб, реклама, установленная на крыше и т.д.) не являются рекламными конструкциями, что означает, что на их размещение не нужно получать разрешение на установку и последующую эксплуатацию.

Еще раз дополнительно обращаем внимание читателя на то, что в случае если в месте нахождения организации будут размещаться конструкции с изображением единиц продукции конкретных видов товаров (с маркировкой, наименованием, товарным знаком или иными обозначениями, позволяющими индивидуализировать конкретного производителя и марку товара), такие изображения будут признаваться рекламой соответствующего товара, и к ним будут применяться, в том числе, требования Федерального закона «О рекламе» к рекламе отдельных видов товаров.

Революционные идеи ФАС России

Все уже привыкли, что отсутствие четких, законодательно установленных критериев делает весьма уязвимым размещение любой нестандартной вывески, например, значительной по размеру, либо содержащей графическое изображение или товарный знак

Нередкими являются случаи, когда такие конструкции признавались антимонопольным органом, арбитражными судами рекламными со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Однако в последнем Письме «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных» от 28.11.2013 № АК/47658/13 ФАС России высказала несколько интересных и почти революционных идей.

Во-первых, ФАС России разъяснила, что в случае размещения на фасаде магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, бочка, кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке. Однако, по мнению ФАС России, фотографии и изображения товаров также не могут быть признаны вывеской, поскольку не содержат информации, обязательной к размещению согласно Закону РФ «О защите прав потребителей». Дополнительно ФАС России оговорилась о том, что порядок распространения такой информации может быть определен в акте органа местного самоуправления, в котором установлены правила благоустройства территории.

Во-вторых, ФАС России отметила, что в случае, если организация занимает все многоэтажное здание, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании не может рассматриваться как реклама данной организации, поскольку такая информация направлена на информирование о месте нахождения данного юридического лица.

Вопрос о том воспримут ли указанные выше позиции арбитражные суды, пока остается открытым. Однако уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что для региональных управлений антимонопольной службы – это разъяснение станет весомым.

Медведева Александра,

юрисконсульт ЗАО «Центр юридической защиты предпринимателя»,

_________________________________________________________________________________________________________________________

Остались вопросы? Посетите новый раздел сайта: Вывеска или реклама?

Новый закон о рекламных конструкциях

На прошлой неделе был опубликован закон о рекламных конструкциях и совершенствовании порядка распространения наружной рекламы. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ преследует двуединую цель. Во-первых, это изменение порядка заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, правил их размещения, во-вторых, упрощение процедуры демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций.

По задумке законодателей, принятие новых правил приведет к значительному сокращению в стране наружной рекламы, поскольку будет ограничено число мест для ее установки и исключены факты бесконтрольной эксплуатации наружных конструкций. В связи с этим закон провозглашает, что все без исключения рекламные щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки и электронных табло должны размещаться строго в соответствии с утвержденными органами местного самоуправления схемами размещения рекламных конструкций.

В данных схемах будут указываться конкретные места возможного размещения рекламных конструкций, а также типы и виды рекламных конструкций с точным определением площади информационных полей и технических характеристик этих конструкций. Причем схема должна будет обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, и соответствовать требованиям безопасности. Схемы подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и обязательному опубликованию.

В свою очередь органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются правом определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям.

Кроме того, субъекты РФ наделяются правомочием определять конкретные предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы. Причем, согласно закону, такие сроки не могут быть менее пяти и более десяти лет (первоначально предполагалось разрешить заключение договоров сроком до 15 лет).

Что касается демонтажа незаконных рекламных конструкций, то закон в значительной мере упрощает его порядок. По сути, вводится административный порядок демонтажа незаконных рекламных конструкций. В соответствии с законом владелец рекламной конструкции обязан будет демонтировать рекламную конструкцию, установленную без разрешения, в течение месяца со дня выдачи предписания о демонтаже. В противном случае демонтаж в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания осуществляет собственник имущества, к которому присоединена рекламная конструкция. Причем собственник недвижимости вправе будет потребовать с владельца рекламной конструкции возмещения всех понесенных расходов.

Если в установленный срок собственник недвижимости не выполнит демонтаж конструкции, такой демонтаж осуществляется за счет средств местного бюджета. При этом по требованию органа местного самоуправления владелец рекламной конструкции либо собственник имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан будет возместить все расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Напомним, что в соответствии с ранее действующими правилами при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления вправе был лишь обратиться в суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа. И принудительный демонтаж был возможен только в случае принятия судом соответствующего решения, что приводило к неоправданному затягиванию процесса удаления с улиц незаконной рекламы.

Кстати, именно нормы об упрощении демонтажа наружной рекламы вызвали в обществе наибольшее число дискуссий и негативных откликов. Даже Правительство РФ рекомендовало не поддерживать данный законопроект, заявив о том, что он представляет угрозу для развития конкуренции на рекламном рынке, и владельцы рекламных конструкций лишатся права на судебную защиту своих интересов.

В итоге парламентарии постарались учесть в финальной редакции закона все прозвучавшие замечания. Отказываться от административного порядка сноса незаконной рекламы депутаты, конечно, не стали, но в законе было прописано, что демонтаж рекламной конструкции может быть обжалован в суде в течение трех месяцев со дня демонтажа рекламной конструкции.

Важным моментом нового закона является и то, что он в целях установки и использования рекламной конструкции требует от ее владельца получения разрешения именно на “установку и эксплуатацию”, а не только на “установку”, как это было ранее. Данное уточнение, введенное законом, не позволит недобросовестным владельцам конструкций отказывать в их демонтаже со ссылкой на то, что истечение срока действия разрешения на установку не влечет за собой невозможности эксплуатации рекламной конструкции.

Одновременно закон вводит ограничения в отношении рекламы, размещаемой на транспортных средствах. Так, использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, равно как и переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.

Таким образом, теперь достаточным основанием для привлечения к ответственности послужит само переоборудование автомобиля с полной или частичной утратой его первоначальных функций, и правоприменителям не нужно будет доказывать факт использования транспорта именно в рекламных целях. Штраф за указанное правонарушение составит для граждан от трех тысяч до пяти тысяч рублей, для должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а для юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Ужесточается административная ответственность и за нарушение требований к установке и эксплуатации рекламных конструкций. Теперь установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения или с нарушением законных требований повлечет наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. Напомним, ранее за указанное правонарушение, совершенное юридическими лицами, предусматривался штраф в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Новый закон уже вступил в силу, но до утверждения местными властями соответствующих схем размещения (конечный срок — 1 января 2014 года) будет применяться ныне действующий порядок размещения рекламных конструкций. При этом с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций станет осуществляться исключительно при наличии утвержденных схем размещения таких конструкций.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Наружная реклама

Наиболее верное и полное понятие наружной рекламы дает С.П.Гришаев:

Термин «наружная реклама» произошел от английского «outdoor», что означает «за дверью дома или вне помещения». Наружная реклама может встречаться на автострадах, в парках, пешеходных зонах, на парковках крупных магазинов. Таким образом, носители рекламной информации всегда находятся в местах публичных — на «открытом воздухе», они открыты для восприятия в любое время дня и ночи независимо от выходных и других подобных условий.

Как отмечено в литературе, наружная реклама является эффективным и доступным информационным средством, и, как показывают последние исследования, эта «отрасль рекламного дела» занимает стабильное третье место после телевизионной и печатной рекламы. Во многом это объяснимо простым визуальным характером воздействия рекламных данных на аудиторию . Иногда наружная реклама носит гибридный характер, совмещая стационарные рекламные конструкции со средствами аудиовизуального показа (реклама на крупноформатных жидкокристаллических дисплеях на улицах).

См.: Петриченко А.Н. Социальная наружная реклама // Реклама и право. 2006. N 1. С. 18.

Это интересно:  Госпошлина за форму 14001

В Законе о рекламе наружной рекламе посвящена ст. 19, согласно ч. 1 которой распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее — рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований указанной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) — собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником. Таким образом, в ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе законодателем вводится обобщающее понятие рекламной конструкции, на которой и размещается наружная реклама. Следует обратить внимание, что понятие владельца рекламной конструкции шире, чем понятие собственника, поскольку включает в себя субъектов других вещных прав, например права хозяйственного ведения или права оперативного управления. Субъектами права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия. Собственником имущества, переданного в хозяйственное ведение, остается государство (Российская Федерация или ее субъект) или муниципальное образование. Объектами права хозяйственного ведения являются те виды имущества (в том числе здания, сооружения, станки и т.д.), которые были переданы предприятию собственником, а также имущество, приобретенное в результате производственной деятельности.

Для рекламных конструкций характерны такие признаки, как длительный срок использования, привязка к определенному объекту недвижимости. Определяющим критерием при отнесении рекламных конструкций к объектам наружной рекламы является их месторасположение — на внешних конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. Следовательно, технические средства, предназначенные для размещения рекламной информации, расположенные внутри зданий, строений, сооружений, не являются объектами наружной рекламы.

В некоторых случаях в качестве рекламных конструкций используются транспортные средства. При этом следует иметь в виду, что использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается (ч. 2 ст. 20 Закона о рекламе). Такого рода использование является нарушением законодательства. Согласно ч. 2 ст. 14.38 КоАП РФ использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, в том числе переоборудование транспортного средства для распространения рекламы, в результате которого транспортное средство полностью или частично утратило функции, для выполнения которых оно было предназначено, переоборудование кузова транспортного средства с приданием ему вида определенного товара влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тыс. руб.; на должностных лиц — от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн руб.

Законодатель установил целевое назначение рекламных конструкций: они должны использоваться исключительно в целях распространения рекламы или социальной рекламы (ч. 2 ст. 19 Закона о рекламе).

В Законе обозначены следующие действия, которые осуществляются в наружной рекламе, — установка, эксплуатация и монтаж-демонтаж рекламной конструкции, на которой она размещена. При этом для установки рекламной конструкции необходимо заключение договора с собственником территории, на которой будет установлен рекламоноситель, и разрешение в органе местного самоуправления на срок действия договора. Указанный договор и разрешение являются разрешительной документацией.

В ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе указывается, что субъекты РФ должны устанавливать предельные сроки договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы. Такие сроки не могут быть менее пяти лет и более 10 лет. Однако конкретные сроки договоров устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти или местного самоуправления муниципального района (городского округа) в границах предельных сроков в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы.

Эксплуатация рекламной конструкции — это ряд технических действий, включающих регулярную замену изображения, обслуживание электроосветительной арматуры, ремонт экспонирующей поверхности, поддержание внешнего вида самой конструкции и т.д.

Эксплуатировать рекламные конструкции можно только при наличии разрешения на их установку и эксплуатацию (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе). Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 отмечено, что, рассматривая дела, связанные с привлечением лиц к административной ответственности за установку рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установку рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, суды должны исходить из того, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.37 КоАП РФ, могут являться не только заказчик по договору на установку рекламной конструкции, в интересах которого производится такая установка, но и лицо, непосредственно выполнившее работу по установке рекламной конструкции, так как оно обязано удостовериться в том, что заказчик работ обладает соответствующим разрешением на установку рекламной конструкции.

Именно для рекламных конструкций характерны конфликтные ситуации, когда вывески ошибочно рассматриваются в качестве рекламных конструкций. В связи с этим следует учитывать положения ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», согласно которым при входе на рынок должна быть размещена вывеска, оформленная на русском языке и при необходимости на других языках народов РФ, с указанием типа рынка, его наименования, режима работы, наименования управляющей рынком компании. В некоторых случаях местные органы власти пытаются запретить размещение над входом в офисы конструкции с уличной вывеской, в которой указано наименование фирмы, считая, что таким образом нарушается законодательство о рекламе.

В таких ситуациях следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа. Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории Российской Федерации обычаям делового оборота. Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске по месту нахождения не может рассматриваться как реклама.

Установлен запрет на распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения. В случае нарушения этого запрета предусмотрена административная ответственность. Так, согласно ч. 1 ст. 14.38 КоАП РФ размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2 тыс. 500 руб.; на должностных лиц — от 10 до 15 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 до 200 тыс. руб.

— на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами;

— на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и 50 м — в населенных пунктах, непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 м от них;

— на участках автомобильных дорог и улиц с высотой насыпи земляного полотна более 2 м;

— на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов с радиусом кривой в плане менее 1200 м, в населенных пунктах — на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600 м;

— над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах;

— на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;

— на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах;

— на участках автомобильных дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и 150 м — в населенных пунктах;

— ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств;

— в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м — в населенных пунктах;

— сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м в населенных пунктах;

— сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части.

Следует отметить, что определенные ограничения введены в отношении наружной рекламы на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Эти ограничения связаны с размещением наружной рекламы с целью недопущения ограничения видимости дорожных знаков и иных технических средств организации дорожного движения.

Кроме этого, в государственном стандарте РФ установлено, что при внутреннем и наружном освещении наружной рекламы ее фотометрические характеристики (освещенность, яркость) не только не должны превышать аналогичные характеристики дорожных знаков, но и должны быть на четверть ниже последних.

Договор на размещение рекламной конструкции, расположенной на недвижимом имуществе, может заключаться не только с собственником этой недвижимости, но и с субъектами права хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно позиции Пленума ВАС РФ, выраженной в п. 19 Постановления от 08.10.2012 N 58, в случае смены собственника рекламной конструкции новый собственник не обязан переоформлять разрешение на ее установку либо получать новое разрешение.

Возможны ситуации, когда недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, передается в доверительное управление. Речь идет о заключении предусмотренного Гражданским кодексом РФ договора доверительного управления.

По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) (п. 1 ст. 1012 ГК РФ).

Этот договор представляет собой самостоятельную разновидность гражданско-правового договора, порождающего обязательства по оказанию услуг. Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему, и последний обязан во всех сделках с третьими лицами указывать, что он действует в качестве доверительного управляющего, т.е. подчеркивая тем самым, что сделка совершается не в его личных интересах, а в интересах третьего лица. Несмотря на это, доверительный управляющий не является представителем, поскольку действует от собственного имени.

Это интересно:  Ипотека на покупку коммерческой недвижимости физическим лицом

В ходе доверительного управления осуществляется использование вверенного доверительному управляющему имущества, что предполагает совершение управляющим в интересах собственника (управомоченного лица) или выгодоприобретателя как юридических, так и фактических действий с целью получения соответствующего дохода.

Согласно ч. 7 ст. 19 Закона о рекламе в случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, передано собственником в доверительное управление, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с доверительным управляющим при условии, что договор доверительного управления не ограничивает доверительного управляющего в совершении таких действий с соответствующим имуществом.

На период действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции владелец рекламной конструкции имеет право беспрепятственного доступа к недвижимому имуществу, к которому присоединяется рекламная конструкция, и пользования этим имуществом для целей, связанных с осуществлением прав владельца рекламной конструкции, в том числе с ее эксплуатацией, техническим обслуживанием и демонтажем.

Наружная реклама нередко размещается на стенах и крышах многоквартирных домов. При этом нередки случаи, когда рекламные баннеры устанавливаются без какого бы то ни было согласования с жильцами или с организациями, осуществляющими их обслуживание. В некоторых случаях такая реклама напрямую нарушает права жильцов по пользованию жилыми помещениями: например, рекламный баннер закрывает окна жилых помещений или же подсветка рекламной конструкции направлена прямо в окна.

Порядок установки подобной рекламы регулируется ст. 19 Закона о рекламе. Первоначальная редакция этой статьи довольно подробно регулировала вопросы, связанные с установкой и эксплуатацией рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности. Однако в ней не были решены аналогичные вопросы в случаях размещения рекламы на многоквартирных домах или с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В частности, при установке рекламных конструкций на жилых домах не учитывалось, что в соответствии со ст. 290 ГК РФ и ст. 36 ЖК РФ крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома, а также иные объекты, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, являются общим имуществом собственников помещений в данном доме и принадлежат собственникам помещений в доме на праве общей долевой собственности. Соответственно, решение о передаче указанного имущества в пользование третьим лицам (в том числе для размещения на нем рекламных конструкций) должно приниматься общим собранием собственников помещений в данном доме.

На практике договоры либо вообще не заключались, либо заключались с местной администрацией, которая не имела правомочий давать разрешение. Таким образом, из-за недостаточно четкой регламентации ст. 19 Закона о рекламе отношений по получению согласия собственников помещений в многоквартирном доме на размещение наружной рекламы на многоквартирных домах в некоторых городах органы местного самоуправления принимали решения, обязывающие рекламодателей и рекламопроизводителей заключать договоры о размещении рекламы не с собственниками общего имущества, а с органом местного самоуправления либо созданным им для этих целей унитарным предприятием. В договорах использовалось противоречащее законодательству понятие «рекламные площади, принадлежащие муниципальному образованию».

Кроме этого, из-за отсутствия прямого указания в ЖК РФ на то, что решение о размещении рекламных конструкций на многоквартирных домах представляет собой решение о передаче общего имущества в пользование для целей рекламы, указанные решения в ряде случаев принимались в нарушение ч. 2 ст. 44 ЖК РФ не общими собраниями, а исполнительными органами товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

В результате договоры о размещении рекламных конструкций заключались с лицами, не обладающими соответствующими полномочиями, чем нарушались права и законные интересы собственников общего имущества, используемого для размещения наружной рекламы.

Нарушалось не только закрепленное ЖК РФ исключительное право собственников помещений в многоквартирном доме на распоряжение принадлежащим им имуществом, но и их право на получение дохода от передачи имущества в пользование. В случаях, когда решение о размещении рекламных конструкций принимали органы местного самоуправления, доход по заключенному договору поступал, как правило, в бюджет муниципального образования.

В 2009 году ситуация изменилась. В действующей редакции ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе отмечено следующее: «Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме».

Однако большинство жильцов, которые заключают договор с управляющей компанией, даже не подозревают, что они передают ей право установки на их здании рекламной конструкции. В соответствии с положениями Закона о рекламе и Жилищного кодекса РФ, чтобы принять решение о заключении договора на установку рекламной конструкции, необходимо провести общее собрание собственников помещений, которое должно поддержать такое решение. Однако на практике в большинстве случаев такого не происходит, к тому же собрание жильцов не в состоянии провести какие-либо конкурсные процедуры, связанные с выбором компании — оператора рекламоносителя.

Некоторые товарищества собственников жилья выходят из положения, включая в договор управления многоквартирным домом пункт о праве от имени собственников принимать решения о разрешении на установку рекламоносителей и взимать за это плату.

Изменения были внесены и в ЖК РФ. Пункт 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ был изложен в новой редакции, согласно которой к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится «принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме». К тому же в соответствии с п. 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится «принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания».

Порядок получения согласия собственников жилых помещений установлен в ст. 46 ЖК РФ, согласно которой решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме обязательно для всех собственников помещений, в том числе тех, которые не участвовали в голосовании.

В целях борьбы с коррупцией и пополнения доходов местных бюджетов разрешения на размещение наружной рекламы должны выдаваться на основании публичных торгов (аукционов или конкурсов). Так, согласно ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством РФ. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах. Под применимым в данном случае законодательством имеется в виду ст. 447 ГК РФ, определившая порядок заключения договоров на торгах.

В ч. 5.6 ст. 19 Закона о рекламе особо подчеркивается, что аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия указанного договора.

Таким образом, законодатель особо подчеркивает, что отношения с органами власти строятся на равноправных началах и произвольно расторгнуть договор с владельцем рекламной конструкции они не могут.

Однако есть ряд случаев, когда органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа может быть принято решение об аннулировании разрешения. Так, согласно ч. 18 ст. 19 Закона о рекламе органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решение об аннулировании разрешения принимается в следующих случаях:

— в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме о своем отказе от дальнейшего использования разрешения;

— в течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции;

— если рекламная конструкция не установлена в течение года со дня выдачи разрешения или со дня демонтажа рекламной конструкции ее владельцем в период действия разрешения;

— если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, социальной рекламы;

— если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных ч. 5.1, 5.6, 5.7 ст. 19 Закона о рекламе, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством РФ;

— в случае нарушения требований, установленных ч. 9.3 ст. 19 Закона о рекламе.

Источник: Реклама: правовое регулирование. М.: Редакция “Российской газеты”, 2015. Вып. 10. 172 с.

Статья написана по материалам сайтов: www.urcenter-dv.ru, www.klerk.ru, zakoniros.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector