Что такое смп в закупках

Говоря о такой сфере деятельности, как осуществление закупок с участием некоммерческих организаций социально-ориентированной направленности и субъектов малого предпринимательства (СМП), следует отметить тот факт, что она имеет ряд особенностей. При подаче формы на участие в закупках вышеперечисленные субъекты декларируют свой статус.

Организации данного типа, находясь в области поддержки своей деятельности государством, имеют ряд преимуществ при осуществлении сбыта своей продукции, что может вызывать, как позитивные тенденции, так и порождать ряд правонарушений и злоупотреблений. Ниже будут рассмотрены аспекты закупочной деятельности этих организаций.

Содержание

Закупки у СМП

При намерении принять участие в закупках субъекты не предоставляют подтверждающие статус СМП документы, а лишь декларируют его во время подачи заявки. Для организаций такого типа законодательно предусмотрена поддержка в их деятельности, что означает для заказчика обязательность в ряде случаев совершения закупок учреждениями продукции у организаций, имеющих статус рассматриваемых в этой статье.

Определение СМП

Действующим законодательством, в частности Федеральным законом от 24 июля № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»,четко регламентировано, какие организации можно отнести к объединениям рассматриваемого нами типа. Это представители потребкооперации, хозяйства фермеров и крестьян, а также лица, имеющие статус ИП. Это только предприятия, в которых форма собственности — частная.

Основополагающими критериями для подтверждения статуса СМП являются такие показатели, как штатная численность сотрудников, размеры прибыли, структура капитала.

Установлено ограничение для участия госструктур и компаний некоторых иных типов для действий, связанных с участием в уставном капитале СМП. Это заключается в том, что доля таких участников не может составлять в общей доле более четверти от общего размера. В данном случае исключением являются средства различных инвестиционных фондов, в том числе и паевых.

Здесь идет речь об участии непосредственно Российской Федерации, ее субъектов, а также муниципальные образования. Могут принимать участие такие некоммерческие организации, как, например, фонды благотворительной направленности, церковные общины, а также и зарубежные юридические лица.

Установлено ограничение для не принадлежащих к субъектам малого или среднего бизнеса юридических лиц (количеством от одного и более). Для них доля участия может составлять не более одной четвертой части от общего уставного капитала. Кроме того,суммарные доли иностранных юрлиц, и юрлиц, не являющихся субъектамирассматриваемого нами сегмента бизнеса, должны быть меньше половины всего уставного капитала каждая (менее 49 процентов). Данное обстоятельство отражается в уставе СМП.

Изменение категории СМП может произойти в результате изменения критериев соответствия организации к субъекту малого бизнеса в сторону увеличения, либо уменьшения относительно установленных ранее в течение 3 лет. Рассмотрим это на примере такого показателя, как численность сотрудников, приведенная к средней величине. Ограничение в данной сфере не относится к компаниям, чьи функции заключаются в разработке и внедрении продуктов, относящихся к сфере интеллектуальной собственности.

Кроме того, Правительством России в целях стимулирования и оказания поддержки малому бизнесу, работающему в сфере прогрессивных технологий, востребованных на внешнем и внутреннем рынке, составлен и учрежден реестр, представляющий собой список организаций, обеспечивающих своей деятельностью господдержку деятельности в сфере инноваций. К предприятиям малого бизнеса, которые учреждены при участии вышеуказанных организаций, вышеозначенные ограничения не относятся. Данное положение нашло отражение в действующем законодательстве.

Если за расчетный период года, предшествующий текущему, среднее количество занятых в организации лиц составило 100 и менее сотрудников, то ее можно отнести к субъектам малого предпринимательства.

Льготы по закупкам у СМП

Порядок участия в закупках СМП имеет свои особенности и законодательно отрегулирован на федеральном уровне, в частности Федеральным законом № 44-ФЗ. Законодательство своей целью ставит поддержку малого предпринимательства путем совершения у его субъектов закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе и предприятий, имеющих ориентацию на социальные приоритеты в своей деятельности.

Говоря о данном аспекте, необходимо отметить, что у различных организаций он разный. Если речь идет об учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний исправительно-трудовых учреждениях, обладающих производственными мощностями для производства продукции (как правило, для изготовления одежды и обуви для подразделений силовых ведомств), использующих труд заключенных и промышленных объединениях граждан с ограниченными возможностями (к ним могут относиться и так называемые учебно-производственные предприятия, выпускающие продукцию бытового и хозяйственного назначения), имеется преимущество по цене предлагаемой ими продукции.

Объединения же, представляющие малый и социально-направленный бизнес, имеют право на закупки определенного количества. При этом не допускается производить какое-либо разделение закупок для таких организаций.

Механизм поддержки

Объем осуществляемых закупок определяется утверждаемым и законодательно закрепленнымпланом-графиком у СМП и НКО социальной ориентации и не может быть ниже 15 процентов от их общего объема. При этом все закупки производятся согласно составляемому плану-графику.

Составление плана-графика производится в соответствии и на основании суммы финансов, которые предполагается использовать заказчиком при закупке, законодательно определен перечень продукции, которая подлежит обязательной закупке у СМП и НКО. Также имеется и перечень продукции, не подлежащих обязательной закупке.В список необязательных входит продукты оборонных предприятий, работы, связанные с ядерной энергетикой, закупки у представителей компаний, представляющих естественные монополии, программы предоставления кредитов.

В случае победы в конкурсе на заключение контракта победителем стала организация, относящаяся к СМП или НКО социальной направленности, в отчете о проведении сделки указывается сумма, равная проценту, изначально отраженному и составляющему процент привлечения СМП и НКО.

Размер договоров субподряда входит в зачет объема проведенной закупки у СМП, при условии наличия в контракте соисполнителей, а также если исполнитель предоставляет документы о субподряде.

Актуальные проблемы

Что касается проблем, то они обусловлены наличием пробелов в законодательстве. Как пример можно рассмотреть ситуацию, при которой заказчик официально объявляет о проведении закупки с привлечением СМП и НКО социальной направленности, однако его объявление остается без ответа. Формально требование законодательства считается выполненным, так как в данной ситуации важно не заключить контракт, а лишь иметь желание и предложить его заключить.

Данная ситуация требует разрешения путем изменения норм административного законодательства, а также принятия законов, которые помогут избежать коллизий такого рода.

Как проводить закупки у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций

Заказчики обязаны проводить закупки:

  • у социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), которые заняты определенными видами деятельности (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);
  • у субъектов малого предпринимательства (СМП).

Как заказчику убедиться в том, что участник закупки по Закону № 44-ФЗ принадлежит к субъектам малого предпринимательства или некоммерческим организациям?

Участник закупки – представитель субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП и СОНКО) обязан декларировать свою принадлежность к данным категориям. Для этого он должен составить декларацию и приложить ее к заявке на участие в закупке.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) не предъявляет требований к оформлению декларации. Поэтому участник может ее составить в произвольной форме либо воспользоваться образцом, который приведет заказчик в документации о закупке. Об этом сказано в части 3 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.

Это интересно:  До какого числа нужно сдать сзв м

Вместе с тем, в рамках электронного аукциона у участника есть возможность указать свой статус с помощью интерфейса электронной площадки. А именно поставить галочку в графе, указывающей на то, что он СМП или СОНКО. Нужно ли в этом случае требовать от участника еще и декларацию? Это спорный вопрос.

Но конкретного перечня товаров (работ, услуг), которые нужно у них закупать, нет. То есть объект закупки может быть любым (даже приобретение жилого помещения для госнужд). Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 15 января 2015 г. № Д28и-79.

Главное, что такие закупки должны составлять не менее 15 процентов от совокупного годового объема .

Закупать у СМП и СОНКО можно двумя способами.

Как рассчитать годовой объем закупок, которые нужно сделать у СМП и СОНКО

Сделать это удобнее по следующей формуле:

В 15-процентной норме необходимо учитывать закупки, в которых СМП и СОНКО:

При расчете годового объема для закупок у СОНКО и СМП нельзя учесть закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • работ в области атомной энергии;
  • проведенные закрытыми способами.

Однако, если эти закупки, кроме предоставления кредитов и закупок у единственного поставщика, проведены у СОНКО и СМП (по ч. 1.2 ст. 30 Закона № 44-ФЗ), их объем все же нужно учесть в 15-процентной норме . То есть сумму этих закупок при расчете из совокупного годового объема не надо отнимать. Их также нужно включить в отчет , который заказчик составляет по итогам года и в котором отражает количество их закупок.

Такой порядок приведен в частях 1.1, 1.2, 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и разъяснен в письме Минэкономразвития России от 2 июня 2015 г. № Д28и-1455.

А вот если рассчитанный объем закупок у СМП И СОНКО составил 0 руб., то проводить закупки у них не обязательно. Такое возможно, если, к примеру, заказчик проводит все свои закупки только у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Такие разъяснения приведены в письмах Минэкономразвития России от 11 марта 2015 г. № Д28и-643, от 18 февраля 2015 г. № Д28и-413, от 31 декабря 2014 г. № Д28И-2891.

Внимание! Если заказчик будет проводить закупки товаров (работ, услуг) у СМП и СОНКО в меньшем размере, чем установлено Законом № 44-ФЗ, ему грозит административная ответственность. Так, на должностных лиц (контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы) могут наложить административный штраф в размере 50 тыс. руб. (ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, письмо Минэкономразвития России от 10 марта 2015 г. № Д28и-590).

Пример расчета и последующего пересчета нормы закупок у СМП и СОНКО

В 2016 году учреждение планирует заключение контрактов:

  • на приобретение легковых автомобилей (2 000 000 руб.);
  • на приобретение компьютеров (600 000 руб.), в том числе у единственного поставщика, на сумму 80 000 руб.;
  • на благоустройство территории учреждения (1 000 000 руб.);
  • на проведение текущего ремонта (700 000 руб.);
  • на техническое обслуживание оргтехники, компьютеров (800 000 руб.), в том числе у единственного поставщика, на сумму 50 000 руб.

В конце 2015 года контрактов с исполнением в 2016 году учреждение не заключало.

Контрактный управляющий рассчитал минимальный объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

В процессе проведения этого конкурса была подана только одна заявка, которая соответствует требованиям. Конкурс был признан несостоявшимся. Контрактный управляющий направил обращение в контрольный орган о согласовании заключения контракта с участником, который подал единственную заявку, как с единственным поставщиком. Спустя 10 рабочих дней согласование было получено и контракт заключен.

Сделал он это так:

Первый способ закупки: проводить закупки только среди СМП и СОНКО конкурентным способом

В таком случае начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не должна превышать 20 млн руб. Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.

Если заказчик проводит определение поставщиков только среди СМП и СОНКО, то он должен указать это в извещении о проведении закупки (п. 2 письма Минэкономразвития России от 22 мая 2015 г. № Д28и-1296). А участники, в свою очередь, обязаны декларировать в заявках свою принадлежность к данным категориям.

Кроме того, в проект контракта надо включить требование об оплате товара (работы, услуги), отдельного этапа исполнения контракта в течение 30 дней со дня подписания документа о приемке. Об этом сказано в частях 3, 8 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.

Что делать заказчику, если закупка по Закону № 44-ФЗ только среди СМП и СОНКО не состоялась?

Заказчику имеет смысл отменить указанное ограничение и провести закупку в общем порядке .

В этом случае цену контракта в годовом объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций не нужно учитывать. То есть в 15-процентную норму входят только те закупки, которые проведены исключительно для СМП и СОНКО. А вот остальные закупки учитывать в объеме закупок у СМП и СОНКО не нужно, даже если победит кто-то из этих категорий участников. Об этом сказано в части 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 10 февраля 2015 г. № Д28и-173.

Второй способ закупки: установить в извещении о закупке и проекте контракта дополнительное условие

Дополнительное условие контракта – требование к победителю закупки, чтобы он привлекал к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНКО. Участником такой закупки может быть любая организация, а НМЦК в данном случае значения не имеет.

Стоит отметить, что если победителем такой закупки станет СМП (СОНКО), то на него данное условие не распространяется. Так считает Минэкономразвития России в письме от 17 сентября 2015 г. № Д28и-2812. При этом специалисты все же рекомендуют прописать это в проекте контракта.

Условие о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков и соисполнителей из СМП и СОНКО, необходимо включить в контракт. В том числе нужно прописать:

  • объем такого привлечения – в виде процента от цены контракта;
  • условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если они не привлекут к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из СМП и СОНКО;
  • что на победителя из числа СМП и СОНКО это требование не распространяется.

Пример формулировки условия о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков и соисполнителей из СМП и СОНКО

«Застройщик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков (подрядчиков) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 процентов от стоимости настоящего контракта.

Застройщик несет перед Заказчиком ответственность в соответствии с законодательством РФ за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (подрядчиков) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

Такой порядок установлен в пункте 2 части 1, частях 5, 6 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и разъяснен в письмах Минэкономразвития России от 17 сентября 2015 г. № Д28и-2812, от 6 апреля 2015 г. № Д28и-837, от 10 марта 2015 г. № Д28и-590, от 9 декабря 2014 г. № Д28и-2740.

Совет: В проекте контракта (и в самом контракте) стоит установить условие о его расторжении в одностороннем порядке, если поставщик (подрядчик, исполнитель) ненадлежащим образом выполнит условие. И тогда, если контрагент в соответствии с условиями не привлечет к исполнению СМП и СОНКО, заказчик сможет расторгнуть контракт (п. 9 письма Минэкономразвития России от 17 марта 2015 г. № Д28и-747).

Это интересно:  Должностная инструкция муниципального служащего 2020

Как составить отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО

По итогам года заказчики отчитываются об объеме закупок у СМП и СОНКО. Для этого контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы составляет и размещает в ЕИС специальный отчет. Срок сдачи – до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Форма отчета и требования к его заполнению утверждены постановлением Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 238.

Отчет должен содержать сведения:

  • о контрактах, которые были заключены с СМП и СОНКО;
  • о несостоявшихся закупках с участием СМП и СОНКО.

В то же время не нужно включать в отчет закупку, когда в извещении установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНКО , а победителем закупки стал собственно субъект малого предпринимательства (или СОНКО).

И, конечно, не нужно включать в отчет сведения о закупке, если контракт заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. То есть когда конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок) у СМП и СОНКО оказалась недействительна.

Такие правила установлены в частях 4, 4.1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и разъяснены в письмах Минэкономразвития России от 10 февраля 2015 г. № Д28и-173, от 23 декабря 2014 г. № Д28и-2792.

Особенности участия СМП и СОНКО в закупках для государственных или муниципальных нужд

Особенности участия СМП и СОНКО в закупках для государственных или муниципальных нужд

Процесс осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ-44).

Закон определяет привилегированные условия участия субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНКО) в закупках товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд. Заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и СОНКО в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. (ч.1 ст.30 ФЗ-44).

Осуществление закупок у СМП и СОНКО является обособленной процедурой – ее участниками являются исключительно СМП и СОНКО, в извещениях о проведении закупок устанавливается соответствующее ограничение. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНКО (ч.3 ст.30 ФЗ-44).

В случае признания не состоявшимися закупок у СМП или СОНКО, заказчик вправе отменить ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП или СОНКО, и осуществить закупки на общих основаниях (ч. 4 ст.30 ФЗ-44).

Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (исполнителю, подрядчику), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО. При этом условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения об участии исключительно СМП и СОНКО, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Субъекты малого предпринимательства (СМП)

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать сорок девять процентов каждая;

средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 года № 101 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия – 60 млн. рублей;
  • малые предприятия – 400 млн. рублей;
  • средние предприятия – 1000 млн. рублей.

Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО)

Ст. 30 ФЗ-44 устанавливает преимущества для социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНКО) при участии в закупках для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Преимущества распространяются на СОНКО, осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п.1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (за исключением СОНКО, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования):

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

Это интересно:  Аренда счет бухгалтерского учета

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ.

Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В целях повышения уровня конкуренции законодательство – 44-ФЗ и 223-ФЗ – регламентирует участие в закупках субъектов малого бизнеса и предоставляет им определенные преференции при участии в торгах.

Понятие

44-ФЗ и 223-ФЗ не содержат определения субъектов малого бизнеса и то, каким условиям они должны соответствовать для отнесения их к указанной категории. Понятие данной категории содержится в ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 2007 года.

Базовые принципы и особенности закупок у субъектов малого бизнеса приводятся в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Субъекты малого бизнеса могут участвовать в закупках, которые проводятся:

  1. На общих основаниях.
  2. Специально для субъектов малого предпринимательства и исключающих других участников.
  3. С условием привлечения субъектов малого бизнеса на субподряд.

Закупки у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ должны осуществляться, согласно «Положению об особенностях участия субъектов малого бизнеса и предпринимательства…», утвержденному Постановлением Правительства от 2014 года №1352. Действие указанного документа распространяется на следующие группы лиц:

  1. Заказчиков с годовым объемом выручки более 500 млн р.
  2. Кредитных организаций с величиной активов за прошлый календарный год более 500 млн р.
  3. Автономных учреждений, которые за прошлый год закупили товары и услуги на суммы свыше 250 млн р.
  4. Госкомпаний, которые были основаны в рамках ФЗ и их дочерних компаний.
  5. АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и его дочерних компаний.

Контроль за исполнением положений постановления должно осуществлять АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Особенности участия в госзакупках

Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены такие особенности для участия в закупках:

  1. Предельный размер НМЦК при закупках у субъектов малого бизнеса составляет 20 млн р., согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ.
  2. При определении поставщиков в извещении о проведении закупок указывается на то, что в число ее участников могут входить только представители малого предпринимательства.
  3. Свою принадлежность к субъектам малого бизнеса участники подтверждают в декларативной форме. Заказчик не имеет права запрашивать у них подтверждающие документы. Эта позиция озвучена в совместном письме ФАС и Минэкономразвития.
  4. Согласно ч. 15 ст. 44 44-ФЗ, для субъектов малого бизнеса устанавливается сниженный размер обеспечения: он не может быть более 2% от начальной цены контракта.
  5. Заказчик не вправе требовать предоставление обеспечения при цене контракта до 1 млн р.

Также указанный закон не предусматривает обязательного обеспечения по заявке, но при наличии такого требования в отношении субъектов малого бизнеса предусмотрены льготы. Обеспечение по заявке не может быть более 2% от НМЦК, а по договору – более 5%.

Также некоторые заказчики из перечня №475-р от 2016 года должны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у СМП. В Постановлении Правительства №1352 от 2014 года приведены требования к содержанию отчета о годовых объемах закупки у малого бизнеса.

Соответствие условиям для участия в закупках

Для соответствия понятию СМП юридические лица должны отвечать следующим условиям:

  1. Суммарная доля участия в них России, регионов, МО, общественных, религиозных, благотворительных и иных организаций в уставном капитале не может превышать 25%.
  2. Доля участия иностранных юрлиц доля участия одного или нескольких юрлиц, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не могут быть более 49%.
  3. Среднесписочная численность работников за прошлый календарный год должна находиться в пределах 15 человек для микропредприятий, 100 человек – для малых предприятий, от 101 до 250 человек для средних предприятий. В случае проведения закупки среди участников, которые относятся к субъектам малого бизнеса, численность персонала не должна превышать 100 человек.
  4. Выручка от продажи товаров и услуг без учета НДС либо балансовая стоимость активов на прошлый календарный год не может превышать предельных значений по Постановлению Правительства. Для субъектов малого бизнеса эта цифра должна составлять не более 800 млн р., для микропредприятий – 120 млн р., для средних предприятий – 2 млрд р.

У вновь созданных организаций учитываются показатели численности, выручки или стоимости активов с момента создания компании.

Объем закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ и 223-ФЗ

44-ФЗ и 223-ФЗ обязывают заказчиков закупать определенную часть товаров, работ и услуг у представителей малого бизнеса. При этом законодательно установлен минимальный объем закупок, который должен приходиться на указанную группу поставщиков и исполнителей.

  • закупки для обеспечения обороны и государственной безопасности;
  • услуги кредитования;
  • закупки у единственного поставщика;
  • тендеры, проведенные закрытым способом;
  • работы в области использования атомной энергии.

Каждый год заказчики по 44-ФЗ должны публиковать в ЕИС отчет о закупках у субъектов малого бизнеса за прошлый год.

Способы закупок

  • через открытый конкурс;
  • через конкурсы с ограниченным участием;
  • через двухэтапные конкурсы;
  • через запросы предложений, котировок;
  • через электронные аукционы.

С 2019 года они проводятся исключительно в электронном формате.

Существует ли перечень закупок у СМП

В ранее действующем законе №94, который регулировал порядок госзакупок, был представлен перечень товаров, работ и услуг, которые должны закупаться у субъектов малого бизнеса.

С принятием ФЗ-44 прежний закон утратил свою юридическую силу и в действующей редакции нет перечня товаров, услуг и работ, которые должны осуществляться у субъектов малого бизнеса. Таким образом, заказчики вправе закупать у субъектов малого предпринимательства любые товары, работы и услуги и предоставлять им при этом преференции.

Что касается 223-ФЗ, то для осуществления закупок исключительно среди субъектов малого бизнеса в обязанности заказчиков входит утверждение перечня товаров, работ и услуг, которые могут закупаться только у них.

Такой перечень заказчик разрабатывает самостоятельно исходя из своих предпочтений. При его подготовке стоит основываться на классификации товаров, работ и услуг по ОКПД-2 и, помимо наименования товара, прописывать его номер по классификатору.

Заказчик не сможет ограничивать число участников тендера в иных случаях, когда такая закупка не перечислена в перечне.

Сроки оплаты контрактов

Срок оплаты товаров, работ и услуг является одним из важнейших условий по контракту. Договор может предусматривать одну из следующих форм оплаты: единовременную, с авансированием или поэтапную.

ФЗ-223 напрямую никак не регламентирует порядок исполнения заказчиком своих обязательств перед исполнителями и поставщиками. Но в подзаконных нормативно-правовых актах, среди которых Постановление Правительства №1352 от 2014 года, сказано, что оплата должна быть произведена в течение 30 дней (если победителем стал субъект малого бизнеса).

Заказчик по 223-ФЗ может предусмотреть иные сроки для оплаты в утвержденном им Положении о закупках.

Таким образом, ФЗ-223 и ФЗ-44 предусматривают определенные преференции для участия в закупочных мероприятиях субъектами малого бизнеса. Так, они предусматривают сниженный объем обеспечения, более сжатые сроки для оплаты выполненных услуг и возможность участия в отдельных тендерах без крупных поставщиков и подрядчиков.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Статья написана по материалам сайтов: nalogobzor.info, www.agr-city.ru, zakonguru.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector