Федеральный закон о госслужбе

2.1.Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федера­ции»

Одним из основополагающих федеральных законов о государ­ственной службе является федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федера­ции». В нем в соответствии с Конституцией РФ закрепляются:

• правовые и организационные основы системы госу­дарственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой;

видовую классификацию государственной службы: орга­низационное и правовое обособление государственной граж­данской, военной и правоохранительной служб как самосто­ятельных ее видов;

основы регламентирования государственной службы:

должности государственной службы и должности феде­ральной государственной гражданской службы,

реестры должностей и реестры государственных служащих,

правовое положение (статус) федерального государ­ственного служащего,

формирование кадрового состава государственной службы,

поступление на государственную службу, ее прохожде­ние и прекращение,

классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания,

стаж (общая продолжительность) государственной службы, персональные данные государственных служащих,

управление государственной службой,

кадровый резерв для замещения должностей государ­ственной службы, финансирование государственной службы,

про­граммы ее реформирования и развития;

общие принципы и основные положения правового регу­лирования государственной службы: на их основе принимаются «видовые» федеральные законы о государственной службе, в том числе о гражданской службе, о правоохранительной службе, законы субъектов РФ, в частности о гражданской службе субъектов РФ;

основные пединституты государственной гражданской службы.К ним относятся: классификация должностей; порядок их занятия; аттестация; переподготовка и резерв кадров гражданских служащих; правовое положение граж­данских служащих и др.

2.2.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Феде­рации»

Базовым федеральным законом в области регулирова­ния гражданской службы в России является также федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Феде­рации». Именно он содержит основные правовые нормы, регламентирующие вопросы гражданской службы как одного из видов государственной службы Рос­сийской Федерации.

Структура этого Закона включает в себя преамбулу, опре­деляющую, что данным Законом в соответствии с Конститу­цией РФ и Федеральным законом № 58-ФЗ устанавлива­ются правовые, организационные и финансово-экономические основы гражданской службы Российской Федерации.

Федеральный закон № 79-ФЗ регулирует многие вопросы, которые касающиеся правового реформирования гражданской службы. В нем определяются ее прин­ципы, правовое положение федерального гражданского слу­жащего и гражданского служащего субъекта РФ, устанавливаются классифика­ция должностей гражданской службы и квалификационные требования к должностям гражданской службы, порядок поступления на эту службу и ее прохождения, основные усло­вия труда служащих, механизм урегулирования конфликта интересов на гражданской службе и ряд других вопросов.

Следует обратить внимание на то, что многие нормы, содержащиеся в Федеральном законе № 79-ФЗ, были вве­дены впервые:

— установлено, что гражданская служба осуществляется не в отдельном государственном органе, а является видом государственной службы по обеспечению полномочий Рос­сийской Федерации или субъектов РФ;

— учреждены четыре новые категории должностей граж­данской службы (руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты);

— введен конкурсный отбор при приеме на работу лиц, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы;

— основной формой соглашения о приеме на работу предусмотрен служебный контракт (долгосрочный или заключаемый на определенный период);

— в целях повышения ответственности и эффективности исполнения служащим своих обязанностей введен долж­ностной регламент, регулирующий служебную деятельность;

— для определения соответствия служащего занимае­мой должности предусмотрена аттестация государственного служащего (один раз в три года);

— установлены классные чины вместо квалификацион­ных разрядов;

— гражданским служащим разрешено при условии уве­домления нанимателя заниматься иной оплачиваемой дея­тельностью, за исключением коммерческой или предприни­мательской, если это не приводит к конфликту интересов;

— определен механизм разрешения возможных конфлик­тов между государственными и личными интересами на госу­дарственной службе;

— установлено, что более доступной для общества должна стать информация о функционировании граждан­ской службы, а в деятельности государственных служа­щих шире использоваться возможности информационных ресурсов, интернет-технологий и других видов электронной инфраструктуры;

— закреплен единый порядок формирования кадрового резерва;

— предусмотрено, что с целью усиления мер по предот­вращению коррупции сведения о доходах, имуществе и обя­зательствах имущественного характера служащего должны представляться в кадровую службу;

— предусмотрен новый порядок оплаты служебной дея­тельности служащих с учетом эффективности деятельности государственного органа, а также комплекс материальных и моральных поощрений и награждений за безупречную и эффективную службу;

— для привлечения на государственную службу высоко­квалифицированных специалистов из числа выпускников высших и средних специальных учебных заведений пред­усмотрена возможность заключения договора между пред­ставителем нанимателя, образовательным учреждением и студентом на подготовку с последующим обязательством прохождения последним государственной службы и др.

В Федеральном законе № 79-ФЗ были впервые закреплены основания для направления гражданского служащего на допол­нительное профессиональное образование — профессиональ­ную переподготовку и повышение квалификации, которые должны осуществляться по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Установлена прямая зависимость карьерного роста служащего от результатов полученного им дополнительного образования, что должно способствовать усилению мотивации к обучению. Кроме того, был введен единый для государственных органов порядок планирования и размещения государственного заказа на дополнительное про­фессиональное образование гражданских служащих.

Отдельного внимания заслуживает должностной (служеб­ный) регламент государственного служащего. Предусматрива­ется, что он является основным правовым актом, регламенти­рующим служебную деятельность гражданского служащего, в том числе должностные и служебные права, обязанности и ответственность. Благодаря регламенту каждый государственный служащий будет знать перечень самостоятельно принимаемых им решений, сроки рассмотрения и процедуры их принятия. В целом должностной регламент должен вклю­чать в себя функции, задачи и полномочия государственного служащего; регулировать взаимодействие государственного органа с гражданином, участие заявителей в принятии реше­ний; определять сферу ответственности чиновника; содер­жать процедуру рассмотрения споров и конфликтов.

Это интересно:  К мерам бюджетного принуждения не относится

Таким образом, Федеральный закон № 79-ФЗ охватывает основные направления регулирования деятельности граж­данских служащих Российской Федерации.

Важным федеральным законом для развития гражданской службы в современной России следует считать Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе»

Указанным Законом в целях нормативного правового закрепления механизма ротации на гражданской службе внесены изменения в федеральные законы № 58-ФЗ; № 79-ФЗ.

Статья 11 Федерального закона № 58-ФЗ дополнена поло­жениями, согласно которым ротация государственных слу­жащих обеспечивает формирование кадрового состава госу­дарственной службы. Особенности, порядок ее проведения и перечень должностей, по которым предусматривается ротация государственных служащих, определяются феде­ральными законами о видах государственной службы.

Федеральный закон № 79-ФЗ дополнен статьей 60.1. В ней статье устанавливаются цели ротации, сроки и порядок ее проведения, право гражданского служащего отказаться от замещения должности в порядке ротации при наличии причин, препятствующих ее замещению, и обя­занность представителя нанимателя в данном случае пред­ложить иную должность государственной гражданской службы.

Федеральный закон № 79-ФЗ предусматривает два вида ротации гражданских служащих: внутри органа государ­ственного управления и между органами государственного управления. Во втором случае проведение ротации требует согласованных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителей федеральных орга­нов исполнительной власти, находящихся в ведении феде­ральных министерств, по согласованию с федеральными министрами.

Таким образом, приоритетом вводи­мой ротации выступает перераспределение руководителей территориальных органов федеральных органов исполни­тельной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции между субъектами РФ.

План проведения ротации федеральных гражданских слу­жащих утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью кото­рого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.

Перечень должностей гражданской службы субъекта РФ, по которым предусматривается ротация гражданских слу­жащих субъекта РФ, и план проведения ротации граждан­ских служащих субъекта РФ утверждаются нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

7 июля 2004 года

15 июля 2004 года

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации») устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Судебная практика и законодательство — 79-ФЗ О государственной гражданской службе

10.22. Участвует в проведении служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих (далее — гражданские служащие), предусмотренных положениями Федерального закона от 27.07.2014 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», осуществляемых структурным подразделением по вопросам государственной гражданской службы и кадровой политики.

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2017, N 15, ст. 2139);

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

19. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы в Аппарате ЦИК России и изъявивший желание участвовать в конкурсе, подает заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

21. Гражданский служащий Минкомсвязи России, изъявивший желание участвовать в конкурсе, проводимом в Минкомсвязи России, подает заявление на имя представителя нанимателя.

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

21. Гражданский служащий Росархива, изъявивший желание участвовать в конкурсе, проводимом в Росархиве, подает заявление на имя руководителя Росархива.

— дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Законом о гражданской службе и другими федеральными законами;

— членство в профессиональном союзе;

— рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с Законом о гражданской службе и другими федеральными законами;

8) иные документы, предусмотренные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

3.9. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы в аппарате Счетной палаты и изъявивший желание участвовать в конкурсе, подает заявление на имя Председателя Счетной палаты.

Это интересно:  Мелкое хищение до какой суммы 2020

155. Персональные данные являются служебной информацией, отнесенной к конфиденциальным сведениям (служебной тайне), доступ к которой ограничен в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных», Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» , Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» , и подлежат защите уполномоченными должностными лицами при осуществлении их обработки.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2017, N 1 (ч. 1), ст. 46), Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 4, ст. 640) приказываю:

79 ФЗ о госслужбе с изменениями 2020 года: что нового, содержание важнейших статей

Государственные служащие в России имеют особый статус. Они защищены нормами законодательства от давления со стороны общественности и исполнительной власти. В работе к таким специалистам применяются повышенные требования.

79 ФЗ о государственной гражданской службе в РФ: основные положения

Документ регулирует комплекс отношений, связанных с работой человека во властных структурах. Об общем содержании закона можно судить по оглавлению. В акте представлены:

  • общие положения: предмет, правовые основы, принципы и т.д.;
  • должности, классификация позиций, относящихся к госслужбе, ведение реестра;
  • статус служащего: права, требования, запреты, обязанности;
  • порядок занятия должности;
  • требования к трудовому контракту;
  • основания для расторжения контракта со служащим, последствия увольнения гражданина из госоргана;
  • обработка и охрана персональной информации о служащем;
  • регламентация условий труда: вознаграждение, прохождение службы, поощрение, гарантии;
  • надзор в сфере госслужбы;
  • рассмотрение трудовых споров работников;
  • вступление в силу нормативного акта.

Что говорит ФЗ о государственных должностях

В Российской Федерации утверждён перечень государственных должностей. В него включены:

  • Президент РФ;
  • Председатель Правительства и его замы;
  • Федеральный министр;
  • Судья Верховного Суда;
  • иные.

Полный список утверждён в указе Президента РФ № 32 от 11.01.1995 г. (действующая редакция от 15.05.2018 г., актуальна на 2020-й год). Лица, занимающие эти посты, не относятся к категории госслужащих.

Статья 14 Федерального закона № 79 о госслужбе

Полный перечень прав, которые имеет гражданский служащий. Среди прочих указаны:

  • право на отдых, что подразумевает ограничение служебного дня, установление выходных и отпуска;
  • право требовать от нанимателя обеспечения материально-технической стороны работы;
  • право на доступ госсекретам и в государственные органы, включая ведомства муниципального уровня;
  • право на защиту жизни и здоровья самого госслужащего, его родственников и имущества со стороны государства.

Статья 15 ФЗ 79

Положения раздела регламентируют основные обязанности госслужащего. Среди прочего работник властных структур должен:

  • соблюдать требования нормативных актов РФ;
  • исполнять правила служебного распорядка и требования должностного регламента;
  • поддерживать достаточный уровень квалификации;
  • беречь государственную собственность (например, отключать электроприборы после окончания работы);
  • не разглашать госсекреты.

Госслужащий не должен исполнять неправомерное распоряжение руководителя.

Статья 16 ФЗ 79

На государственную службу не могут принять гражданина в следующих случаях:

  • дееспособность гражданина ограничена по решению суда;
  • наличие судебного запрета на занятие определённых должностей;
  • отсутствие гражданства РФ;
  • отказ от допуска к госсекретам;
  • представление подложных документов при приёме на работу;
  • не были соблюдены ограничения, установленные законодательством о коррупции;
  • служащий не указал сведения о своих доходах или представил ложную информацию;
  • гражданин не указал интернет-ресурсы, на которых он опубликовал личную информацию о себе в общем доступе, в соответствии со статьёй 20.2 ФЗ-79;
  • в иных случаях.

Ст. 17 ФЗ 79

Для действующих служащих предусмотрены определённые запреты.

Запрещается замещать должность, если человек был:

  • избран в орган самоуправления местного уровня;
  • избран в профсоюз;
  • назначен или избран на государственную должность.

Сотрудник государственного ведомства не может:

  • заниматься коммерческой деятельностью;
  • открывать счета в кредитно-финансовых организациях, созданных в другом государстве, в отделении не на территории РФ;
  • получать подарки от компаний и граждан, передача которых обусловлена служебным положением;
  • использовать собственность государства для удовлетворения личных нужд;
  • разглашать служебную информацию или использовать её не в рамках служебных обязанностей;
  • представлять по месту работы интересы третьих лиц;
  • создавать по месту работы политические партии, общественные организации;
  • выполнять иные действия, запрещённые данной статьёй.

Ст. 18

В статье утверждён список правил, которыми должен руководствоваться гражданин при исполнении обязанностей на службе:

  • выполнять работу на высоком профессиональном уровне;
  • не выходить за пределы компетенции ведомства;
  • понимать, что основу работы определяет соблюдение прав и законных интересов граждан РФ;
  • исключить влияние личных интересов на принятие решений;
  • соответствовать морально-этическим требованиям, предъявляемым к госслужащим.
  • выполнять иные предписания, определённые в статье 18 ФЗ-79.

Типовой кодекс этики для сотрудников государственных структур утверждён приказом № 79 от 26.04.2011 г. Судебного департамента при ВС РФ. На основе этого документа в различных ведомствах разрабатываются собственные акты, регулирующие поведение работников с этической точки зрения.

Ст. 25

Статья касается срока заключения контракта с гражданином, поступающим на гражданскую службу.

Наниматель и служащий вправе установить период действия контракта от 1 года до 5 лет. В законе определён перечень случаев, когда соглашение заключается на ограниченный срок.

Ст. 31

В статье регламентируются случаи, когда должность сокращается или ликвидируется ведомство. Служащего должны уведомить о предстоящих изменениях, предложить занять другую должность сообразно его профессиональному уровню.

Это интересно:  Справка о судимости несудимости

Ст. 33

Содержание статьи касается случаев расторжения контракта. Указаны следующие причины:

  • истечение периода действия контракта;
  • соглашение сторон;
  • отказ гражданина от перевода в другой населённый пункт, если туда перемещается государственный орган;
  • получение гражданства другой страны;
  • иные.

Статья 37

Тут перечислены причины, когда служащие увольняются по инициативе нанимателя. Основаниями могут быть:

  • несоответствие отдельным требованиям, предъявляемых к госслужащим в соответствии с законом;
  • неудовлетворительное прохождение тестов на определение уровня квалификации;
  • появление на работе в состоянии опьянения;
  • грубого нарушения служебных обязанностей.

Статья 46

В этой части, закон регламентирует порядок исчисления и предоставления отпуска гражданским служащим.

Ст. 50

Нормы статьи регулируют оплату труда служащих. Денежное довольствие складывается из нескольких частей:

  • оклада по должности;
  • выплаты за классный чин;
  • надбавки за выслугу лет;
  • надбавки за работу в особых условиях;
  • премии.

Ст. 57 ФЗ 79 о государственной гражданской службе

В статье утверждён перечень взысканий за дисциплинарные проступки. Служащий может быть подвергнут:

  • увольнению;
  • выговору;
  • замечанию;
  • предупреждён о неполном соответствии занимаемой должности.

Ст. 59

Статья регламентирует проверку исполнения служащим его обязанностей. Мероприятие инициирует представитель ведомства по собственной инициативе или после получения письменного обращения гос. служащего.

Руководство должно установить наличие или отсутствие дисциплинарного нарушения. Максимальный период проверки – 1 месяц.

В ходе проверки государственный служащий имеет право:

  • давать комментарии, подавать заявления;
  • жаловаться на действия проверяющих;
  • просмотреть итоговое заключение и другие материалы проверки после её завершения.

Отпуск на госслужбе по 79 ФЗ

Служащие имеют право на ежегодный отдых в размере 30 дней. За работником сохраняется должность, ему выплачивается средний заработок.

Размер отпуска зависит от выслуги лет. Если гражданин проработал в госорганах более 15 лет, ему дополнительно предоставляют 10 дней отдыха.

Закон о запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета

Запрет был введён законом № 79-ФЗ от 07.05.2013 г. Лица, занимающие посты в органах власти на федеральном и местном уровнях лишались права иметь вклады и счета в финансовых компаниях, учреждённых в других государствах, в отделениях за пределами РФ. Также не могут иметь указанные активы супруги государственных служащих и их несовершеннолетние дети.

Регулирование данного вопроса производится также нормами статьи 7.1 ФЗ-273 «О противодействии коррупции» и статьи 17 Федерального Закона №79.

Новое в законодательстве о госслужбе, о проекте нового закона

ФЗ-79 регулирует многие аспекты работы граждан в государственных ведомствах. Изменения статей закона связаны с доработкой отдельных положений статуса служащих. Так в 2017 году были добавлены положения, касающиеся профессионального развития сотрудников госорганов.

Проект нового закона не разрабатывается, в правительстве и парламенте не обсуждается необходимость проведения реформы.

О материальном резерве

ФЗ-79 от 29.12.1994 регулирует накопление и хранение ресурсов, необходимых для обеспечения неотложных нужд государства в случае возникновения чрезвычайных ситуациях.

Вопросы пополнения и обновления запасов находятся в ведении Федерального агентства по госрезервам.

Об акционерных обществах

Госслужащие не могут участвовать в управлении коммерческими компаниями. Если у него есть акции, они должны быть переданы другому лицу в доверительное управление. Соответствующие нормы записаны в статье 11 Закона.

Тексты ФЗ 79 о государственной гражданской службе, последняя редакция с комментариями

Скачать и распечатать нормативный акт в последней редакции можно здесь. Если гражданин не понятен смысл отдельных положений ФЗ-79, то ему следует читать комментарий к нормативному документу или обратиться за помощью к юристам.

А вот тут скачивайте комментарии. ⇐

О последних изменениях, что регулировалось, и когда изменения и закон вступили в силу

Последние изменения в ФЗ-79 были внесены законом № 423-ФЗ, принятым 28.12.2017 г. В новой редакции была изложена статья номер 44. Теперь кадровая работа должна вестись с использованием государственных информационных систем.

Суть таких систем кратко раскрывается в новой статье № 44.1. Это базы данных, необходимые для информационного обеспечения работы гос. органов на местном и федеральном уровнях. Подробно юридические аспекты работы систем описаны в постановлении Правительства № 227 от 05.03.2018 г.

Дополнения начали действовать с 1 января 2018 года.

ФЗ-79 – комплексный документ, регламентирующий работу граждан в органах власти. Нормами предусмотрены повышенные требования к служащим, определены дополнительные гарантии.

Закон «О Государственной службе РФ» 2020 года (79-ФЗ редакция 2018-2019)

Закон «О Государственной службе РФ» — N 79-ФЗ — утверждает финансово-экономические, правовые и организационные основы государственной гражданской службы нашего государства. Регулирует отношения, касающиеся поступления на государственную гражданскую службу, её прохождения и прекращения. Определяет правовой статус федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта России. Касается таких вопросов, как реестры должностей и формирование кадрового состава государственной службы, военная, правоохранительная, государственная гражданская службы и т.д.

Закон «О Государственной службе РФ» 2015 года № 79-ФЗ был принят 25.04.2003 г.

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ ‘О системе государственной службы Российской Федерации’ (далее — Федеральный закон ‘О системе государственной службы Российской Федерации’) устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Статья написана по материалам сайтов: legalacts.ru, rusfz.ru, ipipip.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector