Федеральный закон о кредитных историях

В момент принятия ФЗ 218 «О кредитных историях» в декабре 2004 года много писалось о его преимуществах, основными из которых назывались более простая процедура получения займа для добросовестных заемщиков и снижение кредитных ставок. Предполагалось, что работа кредитных бюро облегчит работу банков, предоставляя им всю необходимую информацию о потенциальном должнике, тем самым уменьшая риски невозврата кредитов и экономя время банков на получение о нем сведений.


Скачать N 218-ФЗ от 30 декабря 2004 года по ссылке.

Процесс работы бюро

После вступления Закона в силу кредитные бюро начали свою работу, но обещанного снижения ставок это не повлекло. Бюро начали заниматься сбором информации, получаемой от кредитных организаций в отношении только заемщиков, создавать о них кредитные истории и предоставлять данные самим субъектам этих историй по личному требованию, финансовым институтам, которые заключили с ними договоры, и правоохранительным органам по запросам.

В своей деятельности кредитные бюро подотчетны Банку России, который вносит их в специальный государственный реестр. Только после этого бюро может начать работу. В отличие от банков, для деятельности бюро лицензия не требуется. Лицензированию подлежат только мероприятия, связанные с технической защитой конфиденциальной информации. Этот документ выдается Федеральной службой по техническому и экспортному контролю на основании Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановления Правительства РФ от 3 февраля 2012 года (в редакции от 15.06.2016).

В связи с этим Банк России не может прекратить деятельность кредитных бюро простым отзывом у них лицензий, поскольку не он ее выдает. Он может исключить их из реестра за нарушение закона и несоблюдение своих предписаний. Для этого Банк России должен обратиться в суд с исковым заявлением.

Бюро являются коммерческими структурами в области предоставления информационных услуг.

С 1 марта 2015 начали действовать изменения, внесенные в Закон N 218. Согласно новым положениям от банков требуется предоставлять в адрес бюро не только информацию о заемщиках, но также о принципалах, поручителях и заключенных договорах о переуступке прав и залогах.

С этого времени перестал действовать добровольный порядок передачи данных и вне зависимости от желания заемщика, информация о нем и его договорах с любой финансовой организацией направляется в кредитное бюро. Банки и другие финансовые службы работают с бюро на основании соглашений, которые они обязаны заключать.

Дополнения в Закон предоставили право на получение финансовой информации нотариусам. Это имеет положительный момент, поскольку, если имущество наследодателя обременено долгами, нотариус своевременно проинформирует об этом наследников.

Состав кредитной истории

Кредитная история граждан состоит из трех частей:

  1. Титульная;
  2. Основная;
  3. Дополнительная (закрытая).

Первые две содержат полные данные о заемщике, его займах с указанием конкретных сумм, судебных разбирательствах в отношении него, просроченных кредитах и иных несвоевременных платежах. В дополнительной закрытой части находятся сведения о банках, которые предоставили информацию, формирующую кредитную историю, а также сведения о тех, кто ее запрашивал.

О коллекторах

В июле 2016 года Закон был дополнен новыми положениями, которые коснулись коллекторов. Теперь все зарегистрированные юридические лица, для которых эта деятельность является основной, обязаны заключать договоры с кредитными бюро и информировать их обо всех перешедших к ним правах требования долга с субъектов кредитных историй. В свою очередь, бюро должны предоставлять коллекторам информацию о должниках, но не в полном объеме, а только из титульной и основной частях кредитной истории.

Информация о кредитной истории теперь доступно всем

Граждане имеют право ознакомиться с документами, которые касаются их и хранятся в бюро. Для этого необходимо сначала обратиться в Центральный каталог, и узнать, в каком конкретно бюро находятся их данные. После чего направить заявления о предоставлении кредитного отчета. Один раз в год запрашиваемая информация выдается бесплатно. За все остальные обращения будут выставляться счета на оплату. Количество годовых запросов законом не регламентируется.

Любому лицу также предоставлено право на оспаривание содержащихся в кредитном бюро сведений, их изменение и исключение из кредитного дела, в случае ошибочности. При отказе бюро предоставить полную информацию из дела заявителя, он может обратиться в суд.

С момента вступления в силу этого закона возникает много вопросов относительно его соответствия другому ФЗ «О банках и банковской деятельности» в части банковской тайны. Многие эксперты полагают, что раскрытие информации в таком объеме широкому кругу лиц нарушает права граждан. Дискуссии по этому поводу продолжаются, но единого мнения нет.

Кроме того, 13 июля 2015 году был принят Закон с таким же номером (ФЗ 218) «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно положениям этого законодательного акта данные об обременениях всех зарегистрированных объектов недвижимости являются публичной информацией. Сведения об имеющихся ограничениях и арестах выдаются по запросу любого лица.

Такой подход практически исключил возможность двойных залогов и других манипуляций, и облегчил процедуру получения кредитов на условиях ипотеки. С другой стороны, гаранты и поручители по кредитным договорам часто лишены возможности взять кредит для себя, поскольку заемщики, за которых они поручились, еще не выполнили обязательств перед банками. Особенно если это касается ипотечных займов.

Закон «О кредитных историях»

Федеральный закон № 218-ФЗ «О кредитных историях» был принят Государственной думой 22 декабря 2004 года.

Он устанавливает правовые и организационные основы для объединения и обмена информацией об исполнении заемщиком своих обязательств перед кредитором. Эти сведения позволяют банкам оценивать свои риски при выдаче кредитов. Согласно закону банки должны предоставлять в бюро кредитных историй (БКИ) информацию о своих заемщиках, которые дали на это свое согласие.

— определяет, что такое кредитная история, ее содержание, а также как она формируется, хранится и используется;

— регулирует деятельность бюро кредитных историй, их создание, ликвидацию и реорганизацию; определяет принципы взаимодействия бюро с заемщиками, органами государственной власти и Банком России;

— устанавливает, что такое Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ) Банка России, с какой целью он был создан, как им осуществляется сбор и хранение, а также предоставление заемщикам и банкам информации о БКИ, в которых находятся кредитные истории.

Регулятором, который осуществляет контроль и надзор за деятельностью бюро кредитных историй, устанавливается Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР).

ФЗ № 218 О кредитных историях

Федеральный закон № 218-ФЗ О кредитных историях раскрывает нам все особенности, нюансы, наши права и обязанности в получении, хранении нашей кредитной истории. Мы должны знать этот закон хотя бы потому, что это в наших интересах — поддерживать, регулярно проверять кредитную историю для того, что бы банки давали нам кредиты, и конечно уберечь себя от ошибок, и в случае неправомерных действий быстро среагировать.

Банк России

Любые другие Интернет-сайты, имеющие созвучные или схожие доменные адреса, не имеют отношения к Банку России. В связи со случаями мошенничества в сети «Интернет», приводим некоторые рекомендации, которые помогут Вам обеспечить конфиденциальность информации, хранящейся в бюро кредитных историй и Центральном каталоге кредитных историй:

  • не передавайте свои паспортные данные, код субъекта кредитной истории и дополнительный код субъекта кредитной истории посторонним лицам;
  • не отвечайте на письма, присланные по электронной почте, которые под различными предлогами запрашивают Вашу конфиденциальную информацию.

Кредитная история – информация, состав которой определен Федеральным законом от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях», и характеризующая исполнение субъектом кредитной истории принятых на себя обязательств по договору займа (кредита), а также иному договору или обязательству, предусмотренным Федеральным законом № 218-ФЗ.

Субъект кредитной истории – юридическое или физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), которое является заемщиком по договору займа (кредита), поручителем, принципалом, в отношении которого выдана банковская гарантия, или в отношении которого вынесено вступившее в силу и не исполненное в течение 10 дней решение суда о взыскании с должника денежных сумм в связи с неисполнением им обязательств по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи либо алиментных обязательств и в отношении которого формируется кредитная история, а также физическое лицо, в отношении которого арбитражным судом принято к производству заявление о признании его несостоятельным (банкротом).

Это интересно:  В какие страны можно выезжать военнослужащим

Бюро кредитных историй – юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющееся коммерческой организацией и оказывающее услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг. Пользователь кредитной истории – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, получившие письменное или иным способом зафиксированное согласие субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета в целях, указанных в согласии субъекта кредитной истории.

Кредитная история физического лица состоит из четырех частей, юридического лица — из трех частей:

  • I часть – «титульная часть кредитной истории» — содержит сведения о субъекте кредитной истории, по которым его можно идентифицировать (например, для физического лица: Ф.И.О., данные документа, удостоверяющего личность и проч.; для юридического лица: полное и сокращенное наименования, ИНН, ОГРН и проч.);
  • II часть – «основная часть кредитной истории» — содержит дополнительные сведения о субъекте кредитной истории, его обязательствах (в том числе информацию о сумме и сроке исполнения обязательств), сведения о процедурах банкротства и иную информацию;
  • III часть – «дополнительная (закрытая) часть кредитной истории» — содержит сведения об источниках формирования кредитной истории, о пользователях кредитной истории, а также в отношении приобретателя права требования (в случае уступки права требования по договору займа (кредита).

В случае если субъектом кредитной истории является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, его кредитная история состоит из IV частей. IV часть кредитной истории – «информационная часть кредитной истории» — содержит сведения о предоставлении займа (кредита) или об отказе в заключении договора займа (кредита) (в том числе с указанием причины отказа), о заключении договора поручительства, информацию об отсутствии двух и более подряд платежей по договору займа (кредита) в течение 120 календарный дней с даты наступления срока исполнения обязательства по договору займа (кредита), которое не исполнено заемщиком.

Предмет и цели регулирования настоящего Федерального закона

  1. Настоящим Федеральным законом определяются понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируется связанная с этим деятельность бюро кредитных историй, устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России.
  2. Целями настоящего Федерального закона являются создание и определение условий для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций.

Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

  • кредитная история — информация, состав которой определен настоящим Федеральным законом и которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй;
  • договор займа (кредита) — договор займа, кредитный договор, иные договоры, которые содержат условие предоставления товарного и (или) коммерческого кредита;
  • кредитный отчет — документ, который содержит информацию, входящую в состав кредитной истории, и который бюро кредитных историй предоставляет по запросу пользователя кредитной истории и иных лиц, имеющих право на получение указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • источник формирования кредитной истории — организация, являющаяся заимодавцем (кредитором) по договору займа (кредита) и представляющая информацию, входящую в состав кредитной истории, в бюро кредитных историй;
  • субъект кредитной истории — физическое или юридическое лицо, которое является заемщиком по договору займа (кредита) и в отношении которого формируется кредитная история;
  • бюро кредитных историй — юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющееся коммерческой организацией и оказывающее в соответствии с настоящим Федеральным законом услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг;
  • пользователь кредитной истории — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, получившие согласие субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета для заключения договора займа (кредита);
  • Центральный каталог кредитных историй — структурное подразделение Банка России, которое ведет базу данных, создаваемую в соответствии с настоящим Федеральным законом для поиска бюро кредитных историй, содержащих кредитные истории субъектов кредитных историй;
  • государственный реестр бюро кредитных историй — открытый и общедоступный федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о бюро кредитных историй, внесенных в указанный реестр уполномоченным государственным органом.

Содержание кредитной истории

Кредитная история субъекта кредитной истории — физического лица состоит из:

  1. титульной части;
  2. основной части;
  3. дополнительной (закрытой) части.

В титульной части кредитной истории физического лица содержится следующая информация о субъекте кредитной истории:

  • фамилия, имя, отчество (если последнее имеется), дата и место рождения;
  • данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (номер, дата и место выдачи, наименование органа, выдавшего паспорт или иной документ, удостоверяющий личность);
  • идентификационный номер налогоплательщика (если лицо его указало);
  • страховой номер индивидуального лицевого счета, указанный в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования (если лицо его указало).

В основной части кредитной истории физического лица содержатся следующие сведения (если таковые имеются):

  • В отношении субъекта кредитной истории:

а) указание места регистрации и фактического места жительства;

б) сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

  • В отношении обязательства заемщика:

а) указание суммы обязательства заемщика на дату заключения договора займа (кредита);

б) указание срока исполнения обязательства заемщика в полном размере в соответствии с договором займа (кредита);

в) указание срока уплаты процентов в соответствии с договором займа (кредита);

г) о внесении изменений и (или) дополнений к договору займа (кредита), в том числе касающихся сроков исполнения обязательств;

д) о дате и сумме фактического исполнения обязательств заемщика в полном и (или) неполном размерах;

е) о погашении займа (кредита) за счет обеспечения в случае неисполнения заемщиком своих обязательств по договору;

ж) о фактах рассмотрения судом, арбитражным и (или) третейским судом споров по договору займа (кредита) и содержании резолютивных частей судебных актов, вступивших в законную силу, за исключением информации, входящей в состав дополнительной (закрытой) части кредитной истории;

з) иная информация, официально полученная из государственных органов.

  • В дополнительной (закрытой) части кредитной истории физического лица содержатся следующие сведения:

В отношении источника формирования кредитной истории:

а) полное и сокращенное (в случае, если таковое имеется) наименования юридического лица, в том числе фирменное наименование, наименование на одном из языков народов Российской Федерации и (или) иностранном языке;

б) единый государственный регистрационный номер юридического лица;

в) идентификационный номер налогоплательщика;

г) код основного классификатора предприятий и организаций (далее — ОКПО);

2) в отношении пользователей кредитной истории:

а) в отношении пользователя кредитной истории — юридического лица:

  • полное и сокращенное (в случае, если таковое имеется) наименования юридического лица, в том числе фирменное наименование, наименование на одном из языков народов Российской Федерации и (или) иностранном языке;
  • единый государственный регистрационный номер;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • код ОКПО;
  • дата запроса.

б) в отношении пользователя кредитной истории — индивидуального предпринимателя:

  • сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • фамилия, имя, отчество (если последнее имеется);
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (номер, дата и место выдачи, наименование органа, выдавшего паспорт или иной документ, удостоверяющий личность);
  • дата запроса.
Это интересно:  Красное и белое арендодателям

Кредитная история субъекта кредитной истории — юридического лица состоит из:

  • титульной части;
  • основной части;
  • дополнительной (закрытой) части.

В титульной части кредитной истории юридического лица содержится следующая информация о субъекте кредитной истории:

  • полное и сокращенное (в случае, если таковое имеется) наименования юридического лица, в том числе фирменное наименование, наименование на одном из языков народов Российской Федерации и (или) иностранном языке;
  • адрес (местонахождение) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом, его телефон;
  • единый государственный регистрационный номер юридического лица;
  • идентификационный номер налогоплательщика.

Сведения о реорганизации юридического лица:

а) полное и сокращенное (в случае, если таковое имеется) наименования реорганизованного юридического лица, в том числе фирменное наименование, наименование на одном из языков народов Российской Федерации и (или) иностранном языке;

б) единый государственный регистрационный номер реорганизованного юридического лица;

в) код ОКПО реорганизованного юридического лица.

В основной части кредитной истории юридического лица содержатся следующие сведения (если таковые имеются):

В отношении субъекта кредитной истории:

а) о процедурах банкротства юридического лица — если арбитражным судом принято к производству заявление о признании юридического лица несостоятельным (банкротом);

б) основные части кредитных историй реорганизованных юридических лиц, прекративших существование, — если юридическое лицо было создано путем реорганизации;

В отношении обязательства заемщика:

а) указание суммы обязательства заемщика на дату заключения договора займа (кредита);

б) указание срока исполнения обязательства заемщика в полном размере в соответствии с договором займа (кредита);

в) указание срока уплаты процентов в соответствии с договором займа (кредита);

г) о внесении изменений и (или) дополнений к договору займа (кредита), в том числе касающихся сроков исполнения обязательств;

д) о дате и сумме фактического исполнения обязательств заемщика в полном и (или) неполном размерах;

е) о погашении займа (кредита) за счет обеспечения в случае неисполнения заемщиком своих обязательств по договору;

ж) о фактах рассмотрения судом, арбитражным и (или) третейским судом споров по договору займа (кредита) и содержании резолютивных частей судебных актов, вступивших в законную силу, за исключением информации, указанной в дополнительной (закрытой) части кредитной истории;

з) иная информация, официально полученная из государственных органов.

В дополнительной (закрытой) части кредитной истории юридического лица содержится следующая информация:

В отношении источника формирования кредитной истории:

а) полное и сокращенное (в случае, если таковое имеется) наименования юридического лица, в том числе фирменное наименование, наименование на одном из языков народов Российской Федерации и (или) иностранном языке;

б) единый государственный регистрационный номер юридического лица;

в) идентификационный номер налогоплательщика;

В отношении пользователей кредитной истории:

а) в отношении пользователя кредитной истории — индивидуального предпринимателя:

  • сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • фамилия, имя, отчество (если последнее имеется);
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (номер, дата и место выдачи, наименование органа, выдавшего паспорт или иной документ, удостоверяющий личность);
  • дата запроса;

б) в отношении пользователя кредитной истории — юридического лица:

  • полное и сокращенное (в случае, если таковое имеется) наименования юридического лица, в том числе фирменное наименование, наиме нование на одном из языков народов Российской Федерации и (или) иностранном языке;
  • единый государственный регистрационный номер юридического лица;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • код ОКПО;
  • дата запроса.

В основной части кредитной истории также может содержаться индивидуальный рейтинг субъекта кредитной истории, рассчитанный на основании методик, утвержденных соответствующим бюро кредитных историй. В состав кредитной истории включается информация о всех изменениях содержащихся в ней сведений.

Представление информации в бюро кредитных историй

  1. Источники формирования кредитной истории представляют всю имеющуюся информацию, определенную статьей 4 настоящего Федерального закона, в бюро кредитных историй на основании заключенного договора об оказании информационных услуг. Допускается заключение договора об оказании информационных услуг с несколькими бюро кредитных историй.
  2. Договор об оказании информационных услуг, заключаемый между источником формирования кредитной истории и бюро кредитных историй, является договором присоединения, условия которого определяет бюро кредитных историй.
  3. Кредитные организации обязаны представлять всю имеющуюся информацию, определенную статьей 4 настоящего Федерального закона, в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, в порядке, предусмотренном настоящей статьей, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй.
  4. Источник формирования кредитной истории представляет информацию в бюро кредитных историй только при наличии на это письменного или иным способом документально зафиксированного согласия заемщика. Согласие заемщика на представление информации в бюро кредитных историй может быть получено в любой форме, позволяющей однозначно определить получение такого согласия.
  5. Источники формирования кредитной истории представляют информацию в бюро кредитных историй в срок, предусмотренный договором о предоставлении информации, но не позднее 10 дней со дня совершения действия (наступления события), информация о котором входит в состав кредитной истории в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо со дня, когда источнику формирования кредитной истории стало известно о совершении такого действия (наступлении такого события). Информация представляется в бюро кредитных историй в форме электронного документа.
  6. Представление источниками формирования кредитной истории информации, определенной статьей 4 настоящего Федерального закона, в бюро кредитных историй в соответствии с настоящей статьей не является нарушением служебной, банковской, налоговой или коммерческой тайны.

Хранение и защита информации

  • Бюро кредитных историй обеспечивает хранение кредитных историй в течение 15 лет со дня последнего изменения информации об обязательствах заемщика, содержащейся в кредитной истории.
  • Бюро кредитных историй обеспечивает защиту информации при ее обработке, хранении и передаче сертифицированными средствами защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Бюро кредитных историй, его должностные лица несут ответственность за неправомерное разглашение и незаконное использование получаемой информации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
  • Совокупность информации, указанной в статье 4 настоящего Федерального закона, полученной бюро кредитных историй в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, является ограниченно оборотоспособным объектом.
  • Предоставление информации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой или коммерческой тайны.

Обязанности бюро кредитных историй

  1. Бюро кредитных историй обязано представлять титульные части хранящихся в нем кредитных историй физических и юридических лиц в Центральный каталог кредитных историй в течение двух рабочих дней со дня начала формирования соответствующей кредитной истории или со дня внесения изменений в титульную часть кредитной истории.
  2. Бюро кредитных историй в целях обеспечения безопасности хранения кредитных историй обязано иметь лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.
  3. Бюро кредитных историй обязано предоставить кредитный отчет любому пользователю кредитной истории на основании заключенного договора об оказании информационных услуг и запроса, соответствующего требованиям, установленным статьей 6 настоящего Федерального закона.
  4. Бюро кредитных историй обязано в течение одного рабочего дня со дня получения сведений в соответствии с настоящим Федеральным законом включить указанные сведения в состав кредитной истории соответствующего субъекта кредитной истории.

Федеральный закон о кредитных историях

Многоканальная бесплатная горячая линия

  1. Вся суть закона о кредитной истории
  2. Изменения в законе на 2016 год
  3. Дополнения и изменения
  4. Изменения в законе на 2017 год
  5. Полномочия БКИ

Кредитная история для многих стала именно тем препятствием, которое делает невозможной необходимую покупку или же взятие ссуды для определенных целей. В бюро кредитных историй собрана абсолютно вся информация, касающаяся ваших действий с финансами, будь то кредит наличными, покупка товара в рассрочку или же оформление быстрого микрозайма. Поэтому узнав о том, что закон о кредитных историях в 2017 году может измениться, потребителям стало интересно узнать, что же их ожидает.

Федеральный закон 218, вступивший в силу в предпоследний день 2004 года, регулирует порядок формирования КИ, а также состав тех данных, которые в нее входят. Спустя более 10 лет, 28 июня 2014 года, в него были внесены определенные изменения, вступившие в силу первого марта 2015 года. Цель данного ФЗ – повысить безопасность и минимизировать риски как тех, кто дает деньги в долг, так и тех, кто выданными кредитами пользуется.

Это интересно:  Отпуск внешнему совместителю по трудовому кодексу

Кроме того, все внесенные изменения были направлены на увеличение эффективности деятельности кредитных организаций, кооперативов, МФО и т.п. Для этого было предложено вносить в данные КИ не только информацию о том, насколько добросовестно физические лица выполняют свои обязательства по взятым кредитам, но и некоторые другие моменты, касающиеся, в том числе, и юридических лиц:

  • Сведения о своевременности арендной платы за помещение (для юрлиц);
  • Информацию о своевременности оплаты коммунальных услуг (для физических и юридических лиц);
  • Сведения о порядке оплаты услуг связи физ- и юрлицами;
  • Информацию о выполнении физическим лицом алиментных обязательств.

Закон о кредитных историях 2015, со всеми его дополнениями и изменениями, в окончательно принятом виде просуществовал относительно недолго – уже через 15 месяцев в него снова были внесены поправки.

Изменения в законе о кредитных историях, принятые в июне 2016 года, коснулись нескольких пунктов. Так, утверждена новая трактовка понятия «субъект кредитной истории» — с момента принятия правок под определение попадает физ- или юрлицо, которое соответствует одному из определений:

  1. Являющееся заемщиком по договору кредита (займа);
  2. Являющееся поручителем по договору кредита (займа);
  3. Являющееся лицом, которому выдана банковская гарантия;
  4. Являющееся лицом, в пользу которого вынесено судовое решение о взыскании денежных средств, если оно не было исполнено на протяжении 10 дней.

Главнее отличие внесенных изменений касается того, что в соответствии с Законом о кредитах и должниках 2016 заемщик, который участвует в накопительно-ипотечной системе по программе жилобеспечения военнослужащих, не является субъектом кредитной истории.

Кроме того, согласно внесенным правкам, закрытая информационная часть кредитной истории может быть предоставлена по требованию суда, в котором рассматривается дело конкретного физического или юридического лица.

С первого января этого года в силу вступил новый закон о кредитных историях, а точнее – все тот же закон о кредитных историях, но вновь с дополнениями и уточнениями. Так, главное отличие от Федерального закона 218 о кредитных историях новая редакция отличается тем, что теперь необязательно в титульной части КИ указывать СНИЛС. Такие изменения вызваны тем, что ряд граждан не имеют возможности предоставить страховой номер, в частности, некоторые самозанятые граждане и те, кто подлежит ведомственному пенсионному обеспечению, не имеют их вовсе. Поэтому, в соответствии с новым законом о кредитных историях, СНИЛС будет указываться только в том случае, если субъект кредитной истории его где-либо указывал.

Следует отметить, что принятые изменения были вызваны необходимостью упорядочить базу кредитных историй. К сожалению, согласно установленной ранее схеме, когда потребительский кредит выдавался только лишь по предъявлению паспорта, у отдельных лиц могло быть несколько кредитных историй: смена паспорта по его утере или любой другой причине подразумевала и смену номера документа, а значит – новый кредит формировал КИ уже как бы на нового человека. С одной стороны, требование предоставления СНИЛС должно было решить эту проблему и объединить все данные о взятых кредитах одним лицом в единое целое. Однако столкнувшись на практике с проблемами, описанными выше, данная поправка была признана недоработанной и отменена. Напомним, в соответствии с 218-ФЗ «О кредитных историях» СНИЛС для получения кредита не требовался.

Специалисты считают, что дополнение к принятому 30.12.2004 №218-ФЗ «О кредитных историях» о СНИЛС могло бы минимизировать случаи получения кредитов и микрозаймов по поддельным документам, так как подделать и паспорт, и СНИЛС одновременно практически невозможно.

Закон о кредитных историях 2017 предусматривает внесение всего лишь двух пунктов, отсутствовавших ранее:

  1. Если источник формирования КИ не передает в центральный каталог кредитных историй данные о субъекте в связи с окончанием срока действия договора, или же в случае переуступки требований источником третьему лицу, он обязан в срок, не превышающий пять рабочих дней, предоставить всю необходимую информацию в соответствии с законом о бюро кредитных историй.
  2. В соответствии с Федеральным законом 218 ФЗ о кредитных историях, с 2017 года индивидуальные предприниматели и юридические лица, планирующие выдать кредит потребителю, имеют право получить информационную часть КИ данного лица даже без его согласия. Согласно закону о персональных данных, другие части КИ могут быть предоставлены только по согласию непосредственно субъекта. В соответствии с Федеральным законом о кредитных историях, информационная часть КИ должна быть предоставлена по требованию в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Важно понимать, что помимо информационной части, в КИ содержатся и другие данные, которые могут как стать препятствием на пути к получению потребительского кредита, так и помочь в данном вопросе. Поэтому в интересах субъекта, планирующего взять кредит или микрозайм, сразу же давать согласие на получение всех данных.

ФЗ о кредитных историях регулирует порядок работы бюро, занимающиеся сбором информации о выполнении кредитных обязательств гражданами РФ. Так, БКИ имеет право:

  • Предоставлять в соответствии с договором информацию, если такие услуги не противоречат указаниям, изложенным в ФЗ;
  • Вычислять индивидуальный кредитный рейтинг конкретного лица, на основании имеющихся в БКИ данных;
  • Создавать ассоциации и союзы, призванные регулировать деятельность бюро, защищать интересы его сотрудников и координировать их действия.

Закон о кредитной истории содержит достаточно большое количество пунктов, охватывающих все стороны кредитной деятельности. В нем предусмотрено изложение как прав, так и обязанностей всех сторон, а потому все споры, возникающие на разных этапах сотрудничества между кредиторами и кредитованными лицами по любым вопросам, должны решаться исключительно в соответствии с изложенными в нем положениями.

Юрист, финансист и наш главный редактор, человек который живет на 3 города (Питер-Москва-Лондон). Окончил СПбГУ – Санкт-Петербургский государственный университет при кафедре административного и финансового права.

г. Москва, ЮВАО, р-н Люблино, м. Печатники,
Люблинская улица, 42, 3 этаж, офис 309

Алексей Терехов-Ким

Подписывайтесь на наш Телеграм канал «Честные займы» , где мы публикуем правду о микрофинансовых компаниях. Рассказываем о надежных МФО и показываем как не переплачивать при выборе займа. Если вы хотите стать финансово грамотными, знать о потребительских кредитах больше а также быть юридически подкованным — подписывайтесь!

А может быть сначала надо было тарифы ЖКХ привести в соответствие с реальными затратами монополистов (тарифы завышены на 30-40%), зарплаты реально снижаются, пенсии — не пенсии, а подкачки. Загнали людей в долговые ямы. Люди становятся заложниками кредитных историй, банк допустил ошибку при внесении сведений, а заемщик бегай высунув язык и доказывай, что ты добросовестный заемщик. А также не мешало бы делать банковскую историю банков, как они обманывают заемщиков, как обманом навязывают страховки, как на две действующие страховки оформляют третью при объединении кредитов по инициативе банка, как при указанной полной стоимости кредита 29%, оказывается, что фактическая полная кредита может быть и 40% и 70%, как рефинансируют кредиты при снижении ключевой ставки (сдохнут, но не снизят), как навязывают новые кредиты. Вот посмотрит заемщик такую банковскую историю и не будет брать никакие кредиты у этих ростовщиков. И Набиуллина может спать спокойно, закредитованность населения сразу упадёт.

При отправке комментария на публикацию, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных — Политика о персональных данных

Статья написана по материалам сайтов: www.banki.ru, bogkreditov.ru, 9cr.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector