Из чего складывается таможенная стоимость в гтд

Декларанта в процессе таможенной очистки интересует в первую очередь размер необходимых к уплате таможенных платежей. Для их расчета нужно сначала определить базу для их расчета, т.е. таможенную стоимость (ТС) каждого товара в декларации. Таможенная стоимость исчисляется в рублях. Вкратце суть таможенной стоимости можно описать так: таможенная стоимость – стоимость товара на границе Таможенного Союза.

Существует шесть методов определения таможенной стоимости. Каждый из них применяется последовательно, начиная с первого и при невозможности использования предыдущего.

Метод 1. По стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Метод 2. Метод по стоимости сделки с идентичными товарами.

Метод 3. Метод по стоимости сделки с однородными товарами.

Метод 4. Метод вычитания.

Метод 5. Метод сложения.

Метод 6. Резервный метод.

На практике в основном большинстве случаев используются 1 и 6 методы.

Если ваша поставка отвечает следующим требованиям, то можно использовать для определения таможенной стоимости первый метод:

— присутствует сделка купли-продажи товара, т.е. поставка не является безвозмездной. Иначе говоря, за ввозимый товар вы должны будите заплатить своему поставщику или уже заплатили (про особенности оформления поставок без оплаты поставщику я рассказывал тут );

— вы как покупатель не ограничены в правах на пользование и распоряжение товаром, кроме некоторых случаев, оговоренных законодательством (например, можете перепродать купленный товар в определенном географическом регионе или ограничения существенно не влияют на стоимость товара). Формулировка, конечно, расплывчатая, поэтому, если есть хоть какие-то ограничения в праве пользованием (распоряжением) товара согласно условиям контракта, то выбор метода доверьте вашему брокеру;

— продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

— часть выручки от перепродажи не будет причитаться продавцу, кроме некоторых случаев;

— отсутствует какая-либо взаимосвязь между продавцом и покупателем, которая повлияла на стоимость товара.

Если эти требования выполнены, то можно приступить к самому расчету таможенной стоимости.

Итак, считаем таможенную стоимость ввозимых товаров. Берем фактурную стоимость товара из инвойса и переводим в рубли по курсу ЦБ на день подачи декларации. Далее прибавляем к этому числу все дополнительные расходы (тоже в рублях), которые вы понесли для того, чтобы товар добрался до таможенной границы Таможенного Союза. Это расходы (если они не были изначально включены в стоимость товара) на упаковку, погрузку, доставку, вознаграждения всяким посредникам (в т.ч. экспедиторам), перегрузку, перетарку, страхование, лицензионные платежи (и аналогичные связанные с использованием интеллектуальной собственности), проектирование (и аналогичные услуги, связанные с производством товара). Все эти расходы должны быть документально подтверждены, иначе данный метод будет не применим. Расходы, связанные с доставкой товара и прочие, которые вы понесли после пересечения границы, не участвуют в данном расчете.

Что делать, если товаров в декларации много, а дополнительные расходы указаны для всей партии, а не потоварно? Тогда расходы распределяются пропорционально каждому товару. Расходы, связанные с перемещением товаров (перевозка, перегрузка и т.п.), раскидываются пропорционально весу брутто товаров. Расходы, связанные со страхованием, агентским вознаграждением, ложатся пропорционально фактурной стоимости товаров.

Если поставка безвозмездная (т.е. даром), то используется метод 6. Например, некий «доброжелатель» прислал в адрес вашей фирмы образцы своей продукции. Или запчасти в рамках гарантийных обязательств ранее поставленного оборудования. Платежи все равно придется вам платить. И таможенная стоимость не будет равна нулю. Ее нужно определить. В таком случае желательно, чтобы в инвойсе (проформе) была указана стоимость и добавлена фраза, что стоимость указана для таможенных целей и оплате не подлежит. Тогда используем, метод 6 на базе метода 1 (на сленге брокеров – шесть по первому, «6 по 1»). Это значит, что считаем по алгоритму метода 1. Подробнее об оформлении таких поставок читайте в этой статье.

Остальные методы определения таможенной стоимости используются крайне редко, кроме «6 по 3». Но этот вариант можно чаще встретить при корректировке таможенной стоимости самим таможенным органом и является темой отдельной статьи.

Выбранный метод определения таможенной стоимости указывается в графе 43 декларации на товары.

В графе 45 указывается размер таможенной стоимости (не забываем, что в рублях) на каждый товар, а в графе 12 – на все товары декларации.

Структура расчета таможенной стоимости фиксируется в отдельном документе, называемом Декларацией таможенной стоимости (ДТС). При ввозе товара ДТС-1 для метода 1, ДТС-2 для методов 2-6.

При вывозе (только, когда есть вывозные таможенные пошлины) ДТС-3 и ДТС-4, соответственно.

На уровне законодательных документов можно ознакомиться с определением таможенной стоимости в разделе 5 Таможенного Кодекса Евразийского Экономического Союза.
(Ранее до 31/12/2017 действовало «Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза»)

Если в данном материале Вы не нашли ответ на интересующий вопрос, то пишите по адресу manager@rastamozhitvspb.ru и в скором времени я обновлю статью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Таможенная стоимость товара

Таможенная стоимость – цена товара, которую участник внешнеэкономической деятельности предъявляет представителю таможенного органа при пересечении грузом таможенной границы Таможенного союза. Когда заполняется грузовая таможенная декларация (ГТД) (нынче именуемая декларацией на товары – ДТ) в одной из граф необходимо указать таможенную стоимость товара.

Таможенная стоимость напрямую влияет на затраты при таможенном оформлении товаров, так как таможенные пошлины, сборы и таможенный НДС уплачиваются исходя из величины таможенной стоимости товара.

Определяется таможенная стоимость декларантом, таможенным представителем, действующим от имени владельца груза. Определение таможенной стоимости товара четко контролируется и проверяется таможенными органами, т.к. попытка необоснованного самостоятельного снижения ее размера может повлечь за собой серьезные последствия. Однако оценка для таможенных органов может производиться и независимой компанией, что позволяет определить объективную рыночную стоимость товаров и производить корректные расчеты суммы таможенной пошлины и НДС.

Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров.

Методы определения (оценки) таможенной стоимости (Customs valuation code)

1. Метод оценки по цене сделки с ввозимыми товарами

Условия применения метода оценки по цене сделки в ввозимыми товарами:

  • товар ввозится в соответствии с внешнеторговыми сделками купли-продажи;
  • взаимозависимость между продавцом и покупателем количественно определена и учтена при расчете ТС;
  • нет ограничений прав покупателя как собственника товара, за исключением:
    • — ограничений, установленных законодательством РФ;
    • — ограничений географического региона;
    • — ограничений, существенно не влияющих на цену товара;
  • нет условий, количественное влияние которых на цену товара не может быть определено;
  • отдельные элементы таможенной стоимости должны быть количественно определены и документально подтверждены.

В приказе № 1 от 5 января 1994 г. сформирован комплект документов для применения 1-ого метода:

  • устав участника ВЭД (учредительные документы);
  • контракт купли-продажи;
  • счет-фактура (инвойс) и банковские платежные документы или счет проформу (для условно-стоимостных сделок);
  • транспортные и страховые документы;
  • счет за транспортировку или заверенную калькуляцию транспортных расходов;
  • таможенную декларацию страны отправления;
  • упаковочные листы;
  • лицензию, если она необходима;
  • сертификат о происхождении товара, сертификат качества, соответствия.

По требованию таможенного органа могут быть представлены дополнительные документы, приказ № 1 от 05.01.94, пункт 2.5, распоряжение ГТК № 01-14/1490 от 31.10.97.

База для определения таможенной стоимости: цена сделки непосредственно с ввозимыми товарами, подлежащими оценке.

Цена сделки: как цена, фактически уплаченная, так и цена, подлежащая уплате за ввозимые товары. В нее включаются следующие расходы, если они не были ранее в нее включены:

  • расходы на транспортировку ввозимых товаров до места их таможенного оформления, в том числе: расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и складированию товаров;
  • расходы на страхование;
  • расходы по выплате комиссионных и иных посреднических вознаграждений;
  • стоимость контейнеров в случаях, если в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
  • стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
  • соответствующая часть стоимости следующих товаров (работ, услуг), которые прямо или косвенно были предоставлены импортером бесплатно или по сниженной цене в целях использования для производства или продажи (отчуждения) на экспорт оцениваемых товаров;
  • сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью оцениваемых товаров;
  • инструменты, штампы, формы и другое подобное оборудование, использованное при производстве оцениваемых товаров;
  • вспомогательные материалы, израсходованные при производстве оцениваемых товаров (смазочные материалы, топливо и т. д.);
  • инженерная и опытно-конструкторская проработка, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне территории Российской Федерации, непосредственно необходимые для производства оцениваемых товаров;
  • лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые импортер прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия продажи (отчуждения) оцениваемых товаров;
  • часть дохода импортера от любой последующей продажи (отчуждения) или использования оцениваемых товаров, которые подлежат возврату экспортеру.

Особенности: цена сделки не может быть использована для определения таможенной стоимости, если:

  • существуют ограничения в отношении прав импортера на оцениваемый товар, за исключением: ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;
  • ограничений географического региона, в котором товары могут быть переданы (отчуждены) повторно;
  • ограничений, существенно не влияющих на цену товаров;
  • цена сделки зависит от соблюдения каких-либо условий, влияние которых не может быть учтено;
  • данные, использованные декларантом при определении таможенной стоимости, не подтверждены документально;
  • импортер и экспортер являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом.
Это интересно:  Заявление в ифнс об уточнении платежа

2. Метод оценки по цене сделки с идентичными товарами

База для определения таможенной стоимости:

Цена сделки с идентичными товарами, т. е. одинаковыми во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим параметрам:

    назначение и характеристики;

  • качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
  • страна происхождения;
  • производитель.
  • Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве базы для определения таможенной стоимости, если эти товары:

    • проданы (отчуждены) для ввоза на территорию Российской Федерации;
    • ввезены одновременно или не ранее, чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
    • ввезены на тех же коммерческих условиях и примерно в тех же количествах, что и оцениваемые товары.

    Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичными товарами, должна быть скорректирована с учетом расходов, указанных выше на основании достоверных, документально подтвержденных сведений.

    Особенности: в случае, если при применении настоящего метода выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости импортируемых товаров применяется самая низкая из них.

    3. Метод оценки по цене сделки с однородными товарами

    База для определения таможенной стоимости: цена сделки по товарам, однородным с импортируемыми, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

    При определении однородности товаров учитываются следующие их характеристики:

    • назначение и характеристики;
    • качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
    • страна происхождения.

    Цена сделки с однородными товарами принимается в качестве базы для определения таможенной стоимости, если:

    • товары проданы для ввоза на территорию РФ;
    • ввезены одновременно или не ранее, чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
    • ввезены в тех же количествах и на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемые товары.

    4. Метод на основе вычитания стоимости

    Определение таможенной стоимости по методу вычитания стоимости производится в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются на территории Российской Федерации в неизменном состоянии.

    База для определения таможенной стоимости: цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары, продаются наибольшей партией на территории Российской Федерации во время, максимально приближенное ко времени ввоза (не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров), покупателю, не зависимому от продавца.

    Из цены единицы товаров вычитаются, если они могут быть выделены, следующие компоненты:

    • расход на выплату комиссионных вознаграждений и расходы на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы на территории Российской Федерации после выпуска товаров в свободное обращение;
    • суммы импортных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации, в связи с ввозом или продажей товаров. Этот метод используется редко, т.к. величина прибыли является коммерческой тайной.

    5. Метод оценки на основе сложения стоимости

    База для определения таможенной стоимости: цена товара, рассчитанная путем сложения:

    • стоимости материалов и иных издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;
    • общих затрат, характерных для продажи в Российскую Федерацию из страны-экспортера товаров того же вида, в том числе стоимости транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, страхования по месту таможенного оформления на территории Российской Федерации и т. д.;
    • прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в Российскую Федерацию таких товаров.

    При определении таможенной стоимости с помощью данного метода должны учитываться все расходы, включаемые в цену товара. В РФ этот метод встречается крайне редко, т.к. трудно получить информацию о себестоимости товара у иностранного производителя.

    6. Резервный метод

    В случае, если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения указанных пяти методов или таможенные органы аргументированно считают, что эти пять методов определения таможенной стоимости не могут быть использованы, то таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется и обосновывается с учетом мировой таможенной практики.

    При применении резервного метода таможенные органы предоставляют декларанту имеющуюся в их распоряжении ценовую информацию.

    В этом случае в качестве базы для таможенной оценки может использоваться:

    • таможенная стоимость идентичных однородных товаров или товаров того же класса и вида (использование 6-го метода на базе 1-го, 2-го, 3-го);
    • цена ввозимых идентичных или однородных товаров или товаров того же класса или вида, по которой они продаются на внутреннем рынке РФ, скорректированная с учетом вычетов (метод 6 на базе метода 4);
    • ценовые данные из независимых источников информации (каталоги типа Отто», прейскуранты цен, биржевые котировки цен).

    Определение ТС по методу 6 должно базироваться на реальных, обоснованных ценовых данных. Обязательным требованием является обеспечение максимально возможного подобия товаров, т.е. при рассмотрении предполагаемых аналогов для сравнения стоимости товаров сначала подбираются идентичные товары, затем однородные, а при их отсутствии — товары того же класса или вида.

    Особенности: в качестве базы определения таможенной стоимости не могут быть использованы:

    • цена на внутреннем рынке;
    • цена на товары отечественного происхождения;
    • цена товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи страны;
    • произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена.

    В некоторых случаях при использовании метода № 6 невозможно использовать оценочные базы, установленные методами 1-5:

    • если товары ввозят по договору аренды или найма;
    • если товары реимпортируются после ремонта или модернизации;
    • если товары ввозят временно в качестве испытательных образцов или выставочных экспонатов;
    • если ввозят уникальную продукцию, предметы искусства.

    В этих случаях допускается использование разумных подходов к оценке товара, не вступая в противоречие с установленными законодательством принципами таможенной оценки, согласуя их с реальной коммерческой практикой и информацией, имеющейся в стране импортера.

    Каждую методику применяют последовательно и только после того, как будет доказано ее несоответствие, приступают к расчету по следующей методике. Окончательно выбранная методика и обоснование ее выбора должно быть внесено в соответствующую графу таможенной декларации.

    В некоторых случаях, ввозимые или вывозимые товары освобождаются от выплаты таможенных пошлин, но оценка для таможенного контроля все равно является обязательной:

    • в случае ввоза товаров или оборудования, в качестве безвозмездной благотворительной помощи юридическим лицам от некоммерческих или благотворительных организаций;
    • в случае ввоза иностранными гражданами оборудования, которое является вкладом в уставной капитал российской компании;
    • в случае ввоза медицинского оборудования, занесенного в специальный перечень.

    Во всех перечисленных случаях для получения соответствующей льготы, освобождающей товар от уплаты таможенных пошлин, необходимо предоставлять документальное подтверждение.

    Изменения в определении таможенной стоимости товаров в Таможенном союзе

    С 1 июля (6 июля) 2010 г. вопросы определения таможенной стоимости регулируются Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (далее — Соглашение) (Соглашение от 25.01.2008 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»). Указанное Соглашение устанавливает единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения ЕТТ ТС, а также применения иных мер, отличных от таможенно-тарифного регулирования.

    Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию и вывозимые с нее (Правила основаны на принципах и положениях по оценке товаров для таможенных целей ГАТТ, 1994).

    Таблица соответствия названий методов таможенной оценки, предусмотренных Законом РФ «О таможенном тарифе», статьям Соглашения:

    • Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (статьи 4, 5 Соглашения);
    • Метод по стоимости сделки с идентичными товарами (статья 6 Соглашения);
    • Метод по стоимости сделки с однородными товарами (статья 7 Соглашения);
    • Метод вычитания (статья 8 Соглашения);
    • Метод сложения (статья 9 Соглашения);
    • Резервный метод (статья 10 Соглашения);

    Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется в соответствии с законодательством государства — члена ТС, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров (п. 1 ст. 64 комментируемой главы). Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 500 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации» утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их незаконного перемещения через таможенную границу РФ, а также определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

    Определение таможенной стоимости вывозимых товаров производится путем применения следующих методов:

    • по стоимости сделки с вывозимыми товарами;
    • по стоимости сделки с идентичными товарами;
    • по стоимости сделки с однородными товарами;
    • сложения стоимости;
    • резервного метода.

    Форма деклараций для заявления таможенной стоимости, а также порядок и условия заявления таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории ТС, установлены ФТС России в соответствии с законодательством РФ (Приказ ФТС России от 16 апреля 2008 г. N 435 «Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) на товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости»).

    Вопросы декларирования и контроля таможенной стоимости (согласно ст. 75 комментируемого Кодекса таможенная стоимость является основой налогооблагаемой базы при исчислении пошлин товаров) на территории ТС регулируются комментируемой главой. Кроме того, порядок декларирования таможенной стоимости установлен Протоколом об обеспечении единообразного применения правил определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, и Протоколом об обмене информацией, необходимой для определения и контроля стоимости товаров между таможенными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Россией, от 12 декабря 2008 г. (Соглашение от 12.12.2008 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»).

    Отличительными от действующего на территории РФ порядка особенностями заявления и контроля таможенной стоимости являются:

    • значения понятия «место прибытия товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза». С 1 июля (6 июля) 2010 г. в таможенную стоимость подлежат включению расходы по транспортировке, разгрузке, перегрузке до места прибытия товаров на единую таможенную территорию ТС. В таможенном законодательстве РФ такие расходы подлежали включению в таможенную стоимость доставку товаров до аэропорта, морского порта или иного места их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации;
    • возможность проведения консультаций между таможенным органом и декларантом с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с идентичными или однородными товарами (такая норма в таможенном законодательстве РФ отсутствовала);
    • при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости идентичных или однородных товаров введение 90-дневного ограничения временного периода для определения их усредненной величины;
    • возможность отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров, если при таможенном декларировании данная величина не может быть определена в связи с отсутствием у декларанта документов, подтверждающих точные сведения, необходимые для ее расчета. В этом случае на основании п. 5 ст. 64 комментируемой главы допускается ее заявление на основе имеющихся у декларанта документов и сведений, а исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов — исходя из заявленной таможенной стоимости. Такие случаи определения таможенной стоимости, а также порядок декларирования и контроля таможенной стоимости, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев устанавливаются решением КТС.
    Это интересно:  Как написать жалобу в трудовую инспекцию

    Декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного оформления (декларирования) товаров (глава 27 комментируемого Кодекса), а также комментируемой главой. Условия декларирования таможенной стоимости товаров, представления документов для ее подтверждения, формы деклараций таможенной стоимости, а также правила их заполнения должны быть урегулированы решениями КТС (ст. 65 комментируемой главы).

    Контроль правильности определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом, совершающим таможенные операции. Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками (глава 18 комментируемого Кодекса).

    Заявляемая декларантом таможенная стоимость и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

    В соответствии с комментируемым Кодексом декларанту отказывается в выпуске товаров, если декларантом в срок выпуска товаров на основании принятого таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости не осуществлена ее корректировка и не уплачены доначисленные таможенные платежи или не представлено в срок выпуска товаров обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (в случае принятия таможенным органом решения о проведении дополнительной проверки). Комментируемым Кодексом предусмотрено, что перечисленные действия должны быть совершены декларантом в пределах сроков временного хранения (ст. 168 комментируемого Кодекса), а также не предусмотрен отказ в выпуске товаров (ст. 201 комментируемого Кодекса).

    Согласно п. 2 ст. 64 комментируемой главы при изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость, определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы ТС.

    В соответствии со ст. 65 заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны быть представлены таможенному органу. В случае непредставления доказательств, подтверждающих достоверность использованных декларантом данных, таможенный орган вправе принять решение о невозможности использования выбранного декларантом метода таможенной оценки.

    Дополнительные расходы, возникшие у декларанта в связи с уточнением заявленной им таможенной стоимости либо представлением таможенному органу дополнительной информации, несет декларант.

    Комментируемой главой также регулируются вопросы проведения таможенным органом дополнительной проверки при обнаружении им признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров либо невозможности их документального подтверждения. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением КТС.

    Согласно комментируемой главе если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные ст. 196 комментируемого Кодекса для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии со ст. 88 комментируемого Кодекса.

    На основании ст. 67 комментируемого Кодекса устанавливаются виды решений в отношении таможенной стоимости товаров:

    1. решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров;
    2. решение о корректировке таможенной стоимости товаров.

    Корректировка таможенной стоимости — изменение таможенной стоимости, на основании которой были рассчитаны таможенные платежи и налоги, подлежащие взысканию при производстве таможенных операций с товаром. Комментируемой главой установлены основания для корректировки таможенной стоимости товаров: заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильный выбор метода определения таможенной стоимости товаров и (или) определение таможенной стоимости.

    При несогласии декларанта с решением таможенного органа РФ в отношении определения таможенной стоимости товара это решение может быть обжаловано в порядке, определяемом главой 7 ТК РФ.

    На основании ст. 8 комментируемого Кодекса информация, представляемая декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, определенная в качестве составляющей коммерческую тайну или являющаяся конфиденциальной, может использоваться таможенным органом исключительно в таможенных целях и не может передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специального разрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных комментируемым Кодексом и законодательными актами РФ.

    Таким образом, комментируемый Кодекс наделяет КТС полномочиями по установлению (Решение КТС от 20.09.2010 N 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров»):

    • порядка декларирования таможенной стоимости, в том числе формы декларации таможенной стоимости и правил их заполнения (п. 3 ст. 65);
    • порядка осуществления контроля таможенной стоимости товаров, в том числе формы решений в отношении таможенной стоимости и порядка их доведения до декларанта (ст. 66 — 67);
    • порядка контроля таможенной стоимости товаров, в том числе проведения дополнительной проверки (п. 1 ст. 69);
    • порядка осуществления корректировки таможенной стоимости, в том числе формы корректировки таможенной стоимости товаров и пересчета таможенных пошлин, налогов (п. 4 ст. 68);
    • случаев определения таможенной стоимости в соответствии с ч. 1 п. 5 ст. 64, а также порядка декларирования и контроля таможенной стоимости, особенностей исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев (п. 5 ст. 64);
    • особенностей определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате переработки товаров на таможенной территории (п. 2 ст. 246);
    • особенностей определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате переработки товаров для внутреннего потребления (п. 2 ст. 271).

    Ваше удовольствие от ВЭД — наша приятная забота!

    Из чего складывается таможенная стоимость в гтд

    Proforma invoice (проформа инвойс)
    Proforma invoice (проформа инвойс) – предварительный счет на оплату товара, который предоставляет поставщик (отправитель, производитель, фабрика, экспортёр).
    Перевозчик
    Перевозчик – лицо или компания, ответственная за доставку товара из одного пункта в другой. Перевозчик отвечает за целостность и сохранность товара, доставку груза в установленные сроки.
    Склад
    Склад – обозначенная территория (крытая или открытая площадка, резервуар) на территории которой находятся грузы.

    Таможенная консультация

    Что такое таможенная стоимость (индикативная стоимость) товара?

    Таможенная стоимость товара является основой для начисления всех импортных налогов и сборов. При таможенном оформлении импортных товаров, исходя из таможенной стоимости, рассчитываются таможенные платежи: пошлина, НДС, акциз и другие таможенные сборы.

    При формировании таможенной стоимости товара, затраты, понесенные до момента пересечения таможенной границы (если они не включены в инвойс), прибавляются к фактурной стоимости.

    Таможенная стоимость товара включает:

    • инвойсовую стоимость товара (это фактическая стоимость товара, которую указывает производитель или продавец товара);
    • затраты на доставку товара до границы;
    • погрузо-разгрузочные работы до границы;
    • тара, упаковка и работы связанные с упаковкой товара;
    • страхование;
    • затаможку в стране экспорта (открытие экспортной декларации);
    • роялти или другие лицензионные платежи, которые должен оплатить покупатель в связи с условиями продажи товара, если такие платежи не включены в стоимость товара;
    • часть выручки от продажи товара в Украине, которая по условиям контракта, обязательно должна быть перечислена продавцу;
    • любые другие затраты, которые возникают до момента пересечения товаром границы.

    Пример расчета таможенной стоимости:

    В Украину из Италии поставляется женская одежда. Согласно договора купли-продажи, товар поставляется на условиях EXW (склад производителя г.Милан).

    Логистика предполагает перевозку товара на Украину, через консолидационный в Тревизо. На складе в Тревизо необходимо открыть экспортную декларацию ЕХ. Затем в составе сборной поставки груз будет доставлен на Украину (г. Киев).

    Инвойсовая стоимость товара 5000евро. Учитывая условия контракта, для определения таможенной стоимости необходимо к инвойсовой стоимости товара прибавить затраты, которые будут понесены от склада производителя до таможенной границы Украины.

    Затраты на доставку товара до таможенной границы Украины:

    • доставка от склада производителя (г. Милан) до консолидационного склада в г. Тревизо -100 евро;
    • погрузо-разгрузочные работы и обработка груза на складе в г. Тревизо (20 евро);
    • открытие экспортной декларации (25 евро);
    • страховка (50 евро);
    • доставка от склада в Тревизо до Киева составляет 850евро. Из которых 400евро – это доставка от Тревизо до таможенной границы Украины.

    Получается, таможенная стоимость товара на границе Украины составит: 5000евро+100евро+20евро+25евро+50евро+400евро=5595евро.

    Раньше, при таможенном оформлении импортных товаров декларант предоставлял в таможню справку-счёт от предприятия-перевозчика. В этой справке была указана стоимость перевозки товара от места отправки (загрузки) до границы Украины. Эти затраты прибавлялись к стоимости товара, которую указал производитель и таким образом возникала таможенная стоимость товара.

    Для таможни был риск, что импортёр и перевозчик могли договориться о том, чтобы в справке-счёте на транспортировку, которая предъявлялась при таможенном оформлении, стоимость услуг была ниже фактической. Таким образом, таможня могла недополучить часть налогов и сборов. Пережить такое таможня конечно не могла и в 2008 году этот вопрос был решён при помощи приказа ГТСУ N 16/1-848-ЕП от 26.05.2008 г. Таможня фактически ввела индикативные цены на транспортировку, чтобы лишить возможности импортёров занижать затраты на транспортировку грузов, тем самым снижая налогооблагаемую базу.

    Интересная ситуация происходит в ситуации, когда расходы, которые были понесены после пересечения таможенной границы, вычитаются (если они включены в инвойс). Такая практика больше мечта, чем реальность. По негласному распоряжению декларант должен написать письмо в таможню, что не может подтвердить затраты понесённые после того как товар пересёк границу государства и просит фактурную стоимость считать таможенной, тем самым увеличивая налогооблагаемую базу. Зачем импортёр собственноручно завышает таможенную стоимость? У него нет другого выбора. Таковы реалии сегодняшней таможни.

    Это интересно:  Приватизировать гараж в гаражном кооперативе

    Что касается занижения таможенной стоимости, очень часто инвойс не соответствует действительности (его любят занижать). Каждый импортёр хочет снизить свои затраты на импорт груза. Это нормально, хотеть больше заработать, заплатить меньше и продавать свои товары по конкурентным ценам. Поэтому при таможенном оформлении импортных товаров таможенные органы, а в частности отдел контроля таможенной стоимости, сравнивает инвойсовую стоимость с индикативной таможенной стоимостью, которая есть в таможенной базе (БД ЕАИС ГТСУ/ ЕК ЄАІС ДМСУ).

    БД ЕАИС ГТСУ – база данных единой автоматизированной информационной системы ГТСУ (Государственной таможенной службы Украины). На украинском языке это звучит так: БД ЕК ЄАІС ДМСУ.

    Индикативная стоимость товара (индикативная цена) – формируется на основании всех оформленных товаров, таможенное оформление которых уже проведено и таможенная стоимость подтверждена. Специалист отдела контроля таможенной стоимости сравнивает заявленную декларантом стоимость с ценами таможенной стоимости идентичных или похожих товаров, которые есть в таможенной базе.

    Если задекларированный уровень стоимости товаров ниже стоимости идентичных товаров, то таможня требует от декларанта дополнительных доказательств правильности задекларированной стоимости. Если декларант не может предоставить эти доказательства, то таможенную стоимость повышают до уровня идентичных, похожих или аналогичных товаров, которые есть в таможенной базе.

    Существует 6 методов определения таможенной стоимости:

    1. По цене договора относительно товаров, которые импортируются (стоимость инвойса).

    2. По цене договора относительно идентичных товаров.

    3. По цене договора относительно подобных (аналогичных) товаров.

    4. На основе вычитания стоимости.

    5. На основе добавления стоимости (вычисленная стоимость).

    В Таможенном кодексе Украины в статье 54 указано, что основным является метод определения таможенной стоимости товаров по цене договора относительно товаров, которые импортируются. Если таможенная стоимость не может быть определена с помощью 1 метода, то каждый следующий метод должен применяться по очереди: сначала второй, затем третий, четвёртый, пятый и шестой.

    Практика показывает, что при импорте товаров специалисты отдела цен и тарифов зачастую не смотрят на стоимость товара и документы подтверждающие реальную стоимость товара, которые предоставляет импортёр, а обращают внимание на аналогичные товары в таможенной базе (БД ЕАИС ГТСУ), которая и является единственным источником достоверности декларируемой таможенной стоимости.

    Наиболее часто применяемые таможней методы определения таможенной стоимости – второй (идентичные товары), третий (подобные товары) и шестой (резервный или «определяю стоимость, как хочу») – во всех трех случаях источником информации будет таможенная база. Редко можно встретить случаи, когда таможня определяет стоимость путем сложных вычислений добавления или вычитания стоимости, четвертым и пятым методом соответственно.

    Исходя из украинского законодательства, если таможенник хочет поднять таможенную стоимость товара импортёру, то он может требовать такое количество документов, которое ни один импортёр не сможет предоставить.

    Полный список документов, которые может требовать таможня от импортёра, предусмотренный статьей 53 Таможенного кодекса Украины:

    • договор с третьими лицами, связанный с договором (контрактом) о поставке товаров, таможенная стоимость которых определяется;
    • счета об осуществлении платежей третьим лицам в интересах продавца;
    • счета об уплате комиссионных, брокерских (посреднических) услуг, связанных с выполнением условий договора (контракта);
    • соответствующая бухгалтерская документация;
    • лицензионный или авторский договор (контракт);
    • каталоги, спецификации, прейскуранты (прайс-листы) фирмы – производителя товара;
    • калькуляция фирмы-производителя товаров;
    • копия грузовой таможенной декларации страны отправителя, а в случае, когда в такой стране товар размещался в таможенном режиме, которым не предусмотрена уплата налогов и в соответствии с которым товар находился под таможенным контролем;
    • копия грузовой таможенной декларации, оформленной в предыдущей экспорту таможенном режиме;
    • выводы о качественных и стоимостных характеристиках товаров, подготовленных специализированными экспертными организациями, которые имеют соответствующие полномочия согласно законодательству;
    • сертификат происхождения товара;
    • сведения о качественных характеристиках товара;
    • информация внешнеторговых и биржевых организаций о стоимости товара и/или сырья.

    Одним из любимых документов автора данной статьи является документ, под названием «Калькуляция фирмы-производителя товаров» или другими словами калькуляция себестоимости от производителя товара, который таможня может требовать согласно статье 53 Таможенного кодекса Украины.

    Стандартная ситуация: человек или предприятие покупает у завода-производителя автомобиль или партию автомобилей марки Merсedes. Приходит на таможню, предоставляет все документы для импорта: контракт, инвойс, спецификацию, техническое описание автомобиля, счета из банка об оплате и.т.д., а таможня требует калькуляцию себестоимости этого мерседеса от завода-производителя. Представляете истерику немцев на такой запрос. Как минимум, такая калькуляция себестоимости является коммерческой тайной завода-производителя и ни одному нормальному работнику такого завода не докажешь, что у нас в Украине такие законы и таможня требует этот документ. Как максимум такое требование таможни является изначально невыполнимым и абсурдным.

    Касаемо невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости, таможенники, на законодательном уровне получили варианты отмазок согласно статьям 53, 54, 55, 58 Таможенного кодекса Украины и Приказу МФУ № 598 от 24.05.2012 «Об утверждении формы решения о корректировке таможенной стоимости товаров, Правил заполнения решения о корректировке таможенной стоимости товаров и Перечня дополнительных составляющих к цене договора». В этой статье содержится информация, почему таможня может отказать импортёру в применении первого метода определения таможенной стоимости.

    В этой статье, в качестве «подсказки» для таможенников, предлагаются варианты отказов применения первого метода определения таможенной стоимости:

    • наличие ограничений относительно прав покупателя (импортера) на использование оцениваемых товаров (за исключением тех, которые устанавливаются Законом или внедряются органами государственной власти в Украине, ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы (отчуждены повторно), которые не влияют в значительной мере на стоимость товара);
    • наличие условий или предостережений относительно продажи оцениваемых товаров, которые делают невозможным определение стоимости этих товаров;
    • наличие условий, по которым часть выручки от последующей перепродажи, распоряжения или использования товаров покупателем поступает прямо или опосредствовано продавцу;
    • наличие отношений связанности между продавцом и покупателем, которые повлияли на цену оцениваемых товаров;
    • наличие заключения, что определенная декларантом таможенная стоимость товара ниже, чем прямые расходы на производство этого товара, в том числе сырья, материалов и/или комплектующих, которые входят в состав товара;
    • неподача декларантом дополнительных документов или отказ от их представления с учетом Методических рекомендаций по применению отдельных положений Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины, и представления сведений для ее подтверждения;
    • наличие сомнений относительно достоверности сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости и тому подобное;
    • непредставление основных документов и подтверждающих сведений о заявленной таможенной стоимости товаров (согласно статье 53 Таможенного Кодекса Украины);
    • неверно произведен расчет таможенной стоимости;
    • несоответствие выбранного декларантом или уполномоченным им лицом метода определения таможенной стоимости товара условиям;
    • поступление в таможенный орган документально подтвержденной официальной информации от таможенных органов других стран относительно недостоверности заявленной таможенной стоимости.

    Подытожив всё вышеперечисленное, можно сказать, что если импортёр декларирует товар со стоимостью, которая ниже, стоимости в таможенной базе, то как бы импортёр не доказывал свою правоту, таможня увеличит эту стоимость до той, которая есть в базе. Крайне редко встречаются исключения, но это единичные случаи, а не ежедневная практика.

    Таможенников, конечно тоже можно понять, они же тоже люди. Никто не будет рисковать своим местом в таможне. Если сверху спустили негласный приказ, который очень хорошо подкреплён законодательной базой, всем подымать таможенную стоимость товара и наполнять бюджет, то как тут можно не подчиниться?

    Дополнительная информация:

    Более подробную информацию об индикативной стоимости вы можете найти здесь.

    Таможенная стоимость товара указывается в 45 графе ГТД (грузовой таможенной декларации. Заполняет эту графу декларант, а контролирует и корректирует сотрудник таможни. Если говорить о практике работы в Украине, раньше эта графа называлась «Таможенная стоимость/Митна вартість», но в 2008 году эту графу переименовали и теперь она носит название «Корректировка/Коригування».

    Если вас интересует стоимость доставки и таможенной очистки из Европы в Украину для вашего конкретного груза, вы можете отправить нам запрос, воспользоввавшись формой заказа на нашем сайте.

    Какая разница между графами 45 «Таможенная стоимость» и 12 «Общая таможенная стоимость» грузовой таможенной декларации? Зачем нужна графа 12 грузовой таможенной декларации?

    Грузовая таможенная декларация заполняется в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915 (зарегистрирован Минюстом России 10.09.2003 N 5060).
    Согласно данной Инструкции в графе 45 грузовой таможенной декларации необходимо указать в валюте Российской Федерации таможенную стоимость декларируемых товаров, определяемую в соответствии с законодательством Российской Федерации и заявленную в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами ГТК России, в декларации таможенной стоимости (с округлением до целой величины по правилам округления), а также указать через знак разделителя «/» номер метода определения таможенной стоимости по классификатору методов определения таможенной стоимости товаров, помещаемых под таможенные режимы, применимые к ввозимым товарам.
    В соответствии с правилами заполнения графы 12 данную графу необходимо заполнять не во всех случаях, а только если в грузовой таможенной декларации декларируется несколько товаров различных наименований, в том числе декларируемых с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД. При этом в графе указывается общая таможенная стоимость декларируемых в этой грузовой таможенной декларации товаров, полученная путем суммирования величины таможенной стоимости каждого товара, приведенной в графах 45 основного листа грузовой таможенной декларации и добавочных листов.
    М.К.Антипов
    Министерство экономического
    развития и торговли РФ
    14.02.2005

    Статья написана по материалам сайтов: lcmg.ru, elc-ua.com, www.lawmix.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector