Коды доходов бюджета на 2024 год

С КБК на 2017 год и 2018 год вы можете ознакомиться в отдельных материалах.

Содержание

Изменение КБК в 2024 году

Несмотря на то что КБК-2019 утверждены новым документом, КБК по основным налогам и взносам остались неизменны, то есть такими же, что и в 2018 году. В связи с этим приводить изменения КБК в 2024 году в сравнительной таблице просто нет смысла. Но в приведенных ниже таблицах вы найдете КБК, которые будут действовать в 2024 году.

КБК-2019

КБК для уплаты налогов для организаций и ИП на ОСН

КБК для уплаты налогов для организаций и ИП на спецрежимах

КБК по страховым взносам

КБК для уплаты прочих налогов для всех организаций и ИП

КБК для уплаты пеней

КБК для уплаты штрафов

Новые КБК с 2024 года: последние новости

Сейчас на регистрации в Минюсте находится документ, вносящий поправки в Приказ № 132н (Приказ Минфина от 30.11.2018 № 245н). Когда этот документ вступит в силу, перечень КБК пополнится новыми кодами. Причем эти новые коды касаются, в основном, обычных физлиц.

Новые КБК на 2024 год для физлиц

Поправочным приказом будут введены, в частности, КБК для уплаты:

  • налога на профессиональный доход (этот налог должны уплачивать самозанятые граждане) — 182 1 05 06000 01 1000 110;
  • единого налогового платежа физлица — 182 1 06 07000 01 1000 110.

Сопоставительная Таблица Кодов Видов Доходов Бюджетов И Соответствующих Им Кодов Аналитической Группы Подвидов Доходов Бюджетов Применяемых В 2024 Году К Кодам Применяемым В 2024 Году Увязанная С Кодом Косгу»

Новый порядок применения КОСГУ в 2024 году

Так, например, к иным выплатам текущего характера физическим лицам (подстатья 296) по вышеуказанным принципам отнесена выплата компенсаций за задержку выплат в пользу физических лиц, в том числе компенсации работникам, предусмотренной ст. 236 ТК РФ. К иным выплатам текущего характера организациям (подстатья 297) относится внесение получателями бюджетных средств денежных средств в качестве обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов на поставку товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд.

Как уже было отмечено выше, с 1 января 2024 года учреждения госсектора будут применять Порядок № 209н. В первую очередь скажем, что с документом можно ознакомиться на официальном сайте Минфина (https://www.minfin.ru) – он размещен в разделе «Бюджет», под рубрикой «Бюджетная классификация Российской Федерации». Дополнительно к Порядку № 209н на сайте размещены следующие вспомогательные материалы, которыми могут воспользоваться бухгалтеры учреждений здравоохранения:

Применение КВР и КОСГУ в 2024 году для бюджетных учреждений

  • по уплате страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациям (подстатья 227 «Страхование» КОСГУ);
  • по приобретению услуг, работ, осуществляемых для целей капитальных вложений, таких как разработка проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов, экспертиза проектной документации, пусконаладочные работы и т.д. (подстатья 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ).
  • инвестиций в основные фонды (основные средства), нематериальные активы, в том числе на строительство объектов капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества, реконструкцию, техническое перевооружение;
  • приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, отнесенного к основным средствам.

Письмо — Минфина России от N 02-05-10

— выплата суточных, а также денежных средств на питание (при невозможности приобретения услуг по его организации), а также компенсация расходов на проезд и проживание в жилых помещениях (найм жилого помещения) спортсменам и студентам при их направлении на различного рода мероприятия (соревнования, олимпиады, учебную практику и иные мероприятия) и иные подобные расходы (подстатья 226).

Отличительной особенностью социальных пособий и компенсаций является их связь с социальными рисками для персонала. К таким рискам относятся болезнь, утрата постоянного заработка, иные риски, которые могут негативно сказаться на имущественном положении работника (пункт 7 Порядка).

Письмо Минфина России от N 02-05-10

Например, субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных организаций в сфере молодежной политики (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2017 N 657), соглашением о предоставлении которых предусмотрены количественные показатели результативности — количество проведенных семинаров, лекций и тому подобное, подлежат отражению как безвозмездные перечисления организациям на продукцию (подстатьи 24В).

Одновременно описание подстатьи 222 «Транспортные услуги» дополнено расходами на выплату компенсации работникам за использование личного транспорта для служебных целей. Данные расходы направлены напрямую на процесс производства и поэтому отражены именно в рамках данной подстатьи.

Приведена сопоставительная таблица кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов на 2018 и 2024 годы

Победитель оказался в сложной ситуации: он не только терял выгодную сделку, но и рисковал полностью утратить 5 миллионов рублей, внесенных им на торговую площадку в качестве обеспечения контракта. Эти средства должны были уйти в государственный бюджет как штраф за нарушение условий участия. Кроме того, юрлицо попадало в реестр недобросовестных поставщиков, что закрывало ему доступ к электронным закупкам на долгие годы. Ситуация катастрофическая! И все — из-за небольшой ошибки в документах со стороны банка, выдавшего гарантию.

Маленькие неточности в контрактах могут стать причиной больших неприятностей, но могут и наоборот – содействовать экономии миллионов рублей. В этом убедилась компания ООО «Новое время», которая участвовала в торгах на строительство детского сада. Сумма контракта достигала 150 миллионов рублей, и компания успешно выиграла этот лот, однако перед заключением контракта узнала о найденных ошибках при оформлении банковской гарантии, из-за чего документ был признан подложным.

Сравнительная таблица изменений КБК в 2024 году

В 2024 изменились КБК по пеням и штрафам, начисляемым при просрочке уплаты или неуплате дополнительных взносов на пенсионное страхование (ОПС) – за работников, работающих на вредном (список 1) или опасном (список 2) производстве. В 2018 году КБК по таким пеням и штрафам зависели от проведения или непроведения спецоценки условий труда (см. материалы рубрики «Спецоценка условий труда (СОУТ)»).

Рекомендуем: Для определения соответствия измененного КБК таможни назначению предстоящего перевода воспользуйтесь приложением №2 к информации ФТС – перечнем таможенных КБК, рекомендуемых для использования участниками внешнеэкономической деятельности при уплате таможенных и иных платежей в доход федерального бюджета.

Бюджетная классификация 2024

Обратите внимание, расходы на компенсацию за пользование личным транспортом в служебных целях, проезд и проживание в командировках надо учитывать по подстатьям КОСГУ 222 «Транспортные услуги» и 226 «Прочие работы, услуги». На подстатье КОСГУ 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» остались только суточные.

214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме». По ней учитывайте расходы на выплаты сотрудникам компенсаций, которые не относятся к заработной плате. Например, компенсация расходов по проезду и провозу багажа при переезде. Такие расходы перенесли из подстатьи 212.

Соответствие КВР и КОСГУ на 2024 год: таблица

Каждый госзаказчик ведет учет средств, составляет отчетность и планирует грядущие траты в соответствии с требованиями законодательства с применением специальных кодов. КОСГУ расшифровывается как классификация операций сектора государственного управления. Коды в ней соответствуют группам расходов и доходов. Полная версия кода содержит 20 символов.

Порядок применения КОСГУ в 2024 году

Так, например, к иным выплатам текущего характера физическим лицам (подстатья 296) по вышеуказанным принципам отнесена выплата компенсаций за задержку выплат в пользу физических лиц, в том числе компенсации работникам, предусмотренной ст. 236 ТК РФ. К иным выплатам текущего характера организациям (подстатья 297) относится внесение получателями бюджетных средств денежных средств в качестве обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов на поставку товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд.

  • налогов (включаемых в состав расходов), государственной пошлины и сборов, разного рода платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (подстатья 291);
  • штрафных и иных экономических санкций (подстатьи 292 – 295);
  • иных выплат физическим и юридическим лицам (подстатьи 296 – 299).

Обзор нормативной базы за

ФНС России в письме от 24.01.2019 N ЕД-4-15/1044 сообщает, что заверять книги покупок и продаж усиленной квалифицированной электронной подписью нужно только непосредственно перед отправкой в налоговую. Пока книги просто хранятся на компьютере, подписывать их не нужно, объясняет ФНС.

Например, предполагается, что на подстатью 114 КОСГУ нужно будет относить, в том числе доходы от платежей на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На подстатью 132 КОСГУ — доходы от оказания медицинских услуг, причем не только в рамках базовой, но и территориальной программы ОМС. Кроме того, уточнено применение подстатей 241 и 281 КОСГУ, по которым будут отражать операции по безвозмездной передаче активов (финансовых, нефинансовых) и обязательств текущего (подстатья 241) и капитального (подстатья 281) характера внутри сектора госуправления. А из подстатьи 349 КОСГУ удалят упоминание о подарочной и сувенирной продукции, приобретенной не для продажи. Несколько подробнее описано применение статей 560 и 660 КОСГУ.

7 Ноября 2018Внесены изменения в таблицу соответствия кодов доходов в увязке с КОСГУ

Минфин России внес некоторые изменения в сопоставительную таблицу кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов, применяемых в 2018 году, к кодам, используемым в 2024 году, в увязке с кодами КОСГУ. Данная таблица была размещена в июне этого года, а вот сейчас уточнены некоторые увязки между кодами (информация Минфина России от 28 июня 2018 г.). В частности, аналитическая группа подвида доходов 140 «Суммы принудительного изъятия» не будет применяться с подстатьей 174 «Выпадающие доходы» КОСГУ. При этом добавлена дополнительная увязка данного кода доходов – с подстатьей 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ».

Это интересно:  Как получить квитанцию на оплату транспортного налога

Указания 65н с изменениями на 2024 год

  • КДБК 000 1 14 02022 02 0000 440 — отражает доходы от продажи лома черных и цветных металлов, которые образовались в результате хозяйственной деятельности (например, реализация металлического сейфа);
  • КДБК 000 1 14 00000 00 0000 000 — отражаются полученные средства, поступившие в счет возмещения вреда по недостачам (ОС, НМА, МЗ), с применением кодов подвида доходов бюджета 400 «Выбытие НФА»;
  • КДБК 000 1 13 02992 02 0000 130 — суммы возвращенных остатков субсидий от бюджетных и автономных учреждений, образовавшихся из-за невыполнения государственного (муниципального) задания;
  • КДБК 000 2 18 02000 02 0000 180 — суммы остатков субсидий господдержки, полученных от предприятий, которые не выполнили условия господдержки (не достигли установленных показателей).

Например, ГБОУ ДОД ДЮСШОР «АЛЛЮР» перечислила страховые взносы в ФНС, в платежном поручении указан неправильный КБК. В таком случае ФНС не получит положенную сумму, то есть задолженность по страховым взносам за ГБОУ «АЛЛЮР» будет не погашена. При первой камеральной проверке инспектор начислит штрафы и пени за просрочку.

Новые изменения по КБК: что важно знать бюджетникам и НКО

Важные изменения по КБК с 14.04.2019

Чиновники внесли очередные коррективы в новый порядок применения кодов бюджетной классификации (КБК). В соответствии с нововведениями, коды доходов и КИФ теперь допустимо указывать при планировании. Например, при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного или автономного учреждения.

В обновленном порядке КБК чиновники расширили перечень программ, национальных проектов, целевых мероприятий и направлений. Все нововведения закреплены в Приказе Минфина России от 06.03.2019 № 36н.

Коды доходов по статье 180 дополнены новыми содержаниями поступлений. С 14.04.2019 в эту статью бюджетники могут включать следующие операции по начислению доходов:

  • по налогам, объектом обложения которых является доход бюджетного или автономного учреждения;
  • по НДС, начисленному с продаж госучреждения;
  • по налогу на прибыль.

Нововведения в отношении КИФ представлены следующим образом:

Следует относить поступления бюджетных и автономных госучреждений по операциям:

  • в рамках внутренних расчетов;
  • в отношении возврата дебиторской задолженности прошлых периодов, по расходам, понесенным ранее;
  • в части возвращенного аванса подотчетному лицу, который был выдан в прошлые отчетные периоды.

Отражаем возвраты в пользу госучреждений бюджетного и автономного типа, по операциям:

  • в части целевых субсидий прошлых периодов;
  • в отношении субсидий по капитальным вложениям;
  • в виде грантов бюджетникам, направляемым в качестве субсидий;
  • выбытия по внутренним расчетам учреждения;
  • иным аналогичным операциям по возвратам.

Дополнены и коды видов расходов. Теперь КВР 112, 122, 133, 134 могут включать выплаты ежемесячного пособия по уходу за малышом, причитающегося неработающим женам военнослужащих по контракту за пределами РФ (жены пребывают по месту службы супруга). Также суммы возмещения расходов на медпомощь отдельным категориям граждан РФ.

Новый порядок

Приказ № 65н, который устанавливал ключевые правила применения бюджетной классификации, прекращает свое действие 31.12.2018. С нового, 2024, года будут действовать обновленные нормативы. Чиновники утвердили:

  1. Приказ № 132н от 08.06.2018, который содержит новый порядок формирования и применения кодов БК.
  2. Приказ № 209н от 29.11.2017, который определяет порядок применения КОСГУ в учете.

Теперь детально определим, что изменилось в кодификации доходной и расходной частей БК.

КБК по налоговым платежам

Ключевая часть всех платежей — это оплата налогов, сборов, пошлин и взносов. Эти транши формируют доходную часть бюджета нашей страны. Каждый вид фискального обязательства имеет свой уникальный код БК. Причем для некоторых категорий налогообложения предусмотрены многочисленные варианты кодификации, идентифицирующие платеж, налогоплательщика, объект обложение и прочие признаки.

Порядок оплаты фискальных обязательств именно в части формирования кодов бюджетной классификации остался практически неизменным. КБК по налогам на 2024 год — таблица была скорректирована незначительно. Чиновники ввели только 12 новых кодов.

Акциз на темное судовое топливо, ввозимое в Россию.

Госпошлина за выдачу акцизных марок с двухмерным штриховым кодом, содержащим идентификатор ЕГАИС.

Госпошлина за выдачу федеральных специальных марок с двухмерным штриховым кодом, содержащим идентификатор ЕГАИС.

Налог на прибыль при выполнении Соглашений о разработке месторождений нефти и газа, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, на условиях соглашений о разделе продукции, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ.

Акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку.

Акциз на темное судовое топливо, производимое на территории РФ.

Акциз на темное судовое топливо, ввозимое на территорию РФ.

Единый налоговый платеж физического лица.

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных полностью или частично на территориях, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.45 НК РФ.

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных полностью или частично на территориях, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 333.45 НК РФ.

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных полностью или частично на территориях, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.45 НК РФ.

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных полностью или частично на территориях, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 333.45 НК РФ.

А вот, к примеру, КБК по НДФЛ на 2024 год — таблица не предусматривает изменений. Следовательно, организация обязана перечислить налог за декабрь 2024 года по тем же КБК, что и за январь 2024 г. Страховое обеспечение также перечисляйте по действующим КБК по взносам на 2024 год, таблица не изменилась.

КБК для
штрафов

НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ.

НДФЛ с доходов, полученных гражданами, зарегистрированными в качестве:

  • предпринимателей;
  • частных нотариусов;
  • других лиц, занимающихся частной практикой (ст. 227 НК РФ).

НДФЛ с доходов, полученных гражданами в соответствии со ст. 228 НК РФ.

НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей с доходов, полученных нерезидентами, работающими по найму у граждан на основании патента (ст. 227.1 НК РФ).

КБК по страховым взносам за работников

Взносы на пенсионное страхование по основным тарифам

Взносы на социальное страхование

Взносы на медицинское страхование

Взносы на пенсионное страхование по дополнительным тарифам

Тариф не зависит от результатов СОУТ

Тариф зависит от результатов СОУТ

За работников из Списка 1

За работников из Списка 2

Взносы на травматизм

КБК по страховым взносам ИП

Взносы ИП на пенсионное страхование

Фиксированные взносы (МРОТ × 26 %)

Фиксированные взносы ИП на медицинское страхование

Изменения в доходах

Обновленные КБК 2024 — таблица соответствия в части доходов не определила существенных изменений. В новом году все доходные поступления бюджетной сферы должны распределяться на две ключевые группы: 100 «Доходы» и 400 «Выбытие нефинансовых активов». Обновленный порядок аналогичен правилам 2024 года. Однако нововведения все же есть: изменились отдельные статьи группы 100 «Доходы».

Изменение № 1. Статья 120

Ранее в статью 120 «Доходы от собственности» следовало включать поступления, связанные с использованием государственного, муниципального имущества. Аренду, платежи за пользование природными ресурсами, а также плату за право заключения госконтрактов (платеж за победу в закупках) также относили к статье 120.

С 2024 года состав дополнен, теперь в статью 120 относите следующие категории доходов:

  • аренда — операционная и финансовая;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • начисленные проценты по депозитам, остаткам денежных средств;
  • начисленные проценты по выданным займам и иным финансовым инструментам;
  • дивиденды, полученные от инвестирования;
  • доли в полученной прибыли, убытке от инвестирования;
  • предоставление неисключительных прав (средства индивидуализации, интеллектуальная деятельность);
  • платежи за право заключения госконтрактов;
  • концессионная плата;
  • иные варианты поступлений от использования собственности.

Изменение № 2. Статья 130

Эта статья БК была дополнена новым видом доходных поступлений. Теперь к ст. 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат» следует относить поступление оплаты за предоставление информации из государственных источников (реестров).

Изменение № 3. Статья 140

Ст. 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» также была скорректирована незначительно. В первую очередь чиновники скорректировали формулировку вида доходов, поступающих в пользу учреждений бюджетной сферы, в счет оплаты за нарушение условий государственных, муниципальных контрактов и договоров. Новое название:

Но и это еще не все. С 2024 г. в ст. 140 включайте доходы учреждения от штрафных санкций по долговым обязательствам.

Изменение № 4. Статья 150

Безвозмездные денежные поступления в 2024 году следовало распределять по подгруппам статьи 150. Их было три:

  • 151 «Поступления от других бюджетов»;
  • 152 «От наднациональных организаций и иностранных государств»;
  • 153 «От международных финкомпаний».

В 2024 г. это распределение упразднено. Теперь таблица КБК на 2024 год с изменениями подразумевает, что любые безвозмездные платежи следует отражать в ст. 150 без какой-либо детализации.

К тому же учитывайте, что законодатели расширили перечень доходов, отнесенных к безвозмездным поступлениям, новым пунктом. Теперь гранты, пожертвования и иные безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц относите на ст. 150, а не на ст. 180, как это ранее предписывала инструкция 65н.

Изменение № 5. Статья 180

Коррективы коснулись и перечня «Прочих поступлений». Теперь в эту статью доходов относите все неналоговые доходы, которые не были отнесены к другим статьям группы 100, а именно:

  • невыясненные поступления, например платеж с неверным КБК;
  • доход от продажи, реализации товаров, изъятых или задержанных;
  • субсидии на иные цели и на осуществление капитальных вложений;
  • компенсации возмещения вреда, за исключением страхового возмещения.

Новое в расходах

В расходной части классификации также не обошлось без нововведений. Чиновники скорректировали порядок применения подразделов БК. Ключевые новшества связаны с оплатой расходов на профессиональную подготовку кадров. Приказ № 132н содержит общие и специальные условия, которые определяют, когда затраты на профессиональную подготовку можно отнести в подраздел 0705.

Новые КБК с 2024 года — таблица кодов видов расходов (КВР) тоже была обновлена только частично. Важные изменения коснулись командировок, оплаты труда и выплаты пособий.

КВР 111 «ФОТ учреждений» дополнен следующими затратами:

  1. Выплата дополнительной компенсации по ч. 3 ст. 180 ТК РФ.
  2. Выплата единовременного денежного поощрения, в том числе и поощрения, связанного с выходом работника на пенсию по выслуге лет.
  3. Выплата образовавшейся задолженности по оплате труда за время вынужденных прогулов на основании судебного решения, вступившего в законную силу.

КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждения, за исключением ФОТ» также дополнили относительно новыми видами затрат. Однако стоит отметить, что и ранее данные траты следовало относить на КВР 112, рекомендации и разъяснения были представлены в Письмах Минфина, но на законодательном уровне закреплены не были. Это несоответствие было исключено.

Это интересно:  Порядок списания гсм на предприятии

На что обратить внимание? В КВР 112, как и ранее, следует относить затраты на служебные командировки сотрудников. Однако с 2024 году КОСГУ по командировкам применяют в новом порядке. В 2024 году все командировочные расходы отражались на КОСГУ 212 (проезд, проживание и суточные). Теперь чиновники решили разбить расходы по группам. Следовательно, затраты на проезд относите на КОСГУ 222, на проживание — 226, а суточные проводите по КОСГУ 212.

Оплату командировок по договорам (контрактам), заключенным с учреждением, оплачивайте по старым правилам — КВР 244 и соответствующий КОСГУ (билеты — 222, гостиница — 226).

КВР 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий» дополнили:

  1. Компенсация затрат тренеров, спортсменов и учащихся при направлении их на различные мероприятия, конкурсы и соревнования. Оплачивается питание, проезд и проживание.
  2. Компенсация учащимся образовательных учреждений суточных, питания и затрат на проезд к местам обучения, прохождения практики, подготовки диплома и так далее.

КВР 244 также был расширен дополнительными видами затрат. Стоит отметить, что все расходы, внесенные Приказом 132н, и ранее относились к 244 коду. Такой вывод можно сделать на основании рекомендаций и разъяснений Минфина. Теперь «спорные» затраты отнесены в этот КВР на законодательном уровне.

Это не все изменения 2024 года, а только их незначительная часть. К примеру, чиновники скорректировали наименования кодов видов расходов. Значительной корректировки подверглись КВР 632, 633, 634, 812, 813, 814 и так далее.

Порядок применения бюджетной классификации с 2024 года

Автор: Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 2024 года утрачивают силу Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н. Взамен этого документа вступят в силу:

– Приказ от 08.06.2018 № 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структуре и принципах назначения»;

– Приказ от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее – Порядок № 209н).

Указанными документами необходимо руководствоваться уже при составлении плана ФХД на очередной финансовый год. При этом в части применения видов расходов автономными учреждениями новый порядок будет аналогичен действующему, а правила применения КОСГУ существенно изменятся.

В целях методологического сопровождения и перехода на использование нового порядка применения КОСГУ финансовым ведомством дополнительно подготовлены:

таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 1 января 2024 года;

сопоставительная таблица порядка применения классификации операций сектора государственного управления, установленного на 2018 и 2024 годы.

К сведению: вышеуказанные таблицы размещены на официальном сайте Минфина (www.minfin.ru) в рубрике «Бюджет», разделе «Бюджетная классификация Российской Федерации».

Разграничение операций

В Порядке № 209н содержится новый подход к разграничению операций по поступлениям и выплатам. Представим его в виде схемы:

Таким образом, поступления и выплаты подразделяются в зависимости от формы (денежные/натуральные), от характера (текущие/капитальные) или от типа выплат (социальные/несоциальные).

Согласно п. 7 Порядка № 209н под поступлениями, перечислениями капитального характера понимаются поступления, перечисления, направленные:

на осуществление получателями инвестиций в основные фонды (основные средства), нематериальные активы (в том числе на строительство объектов капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества, реконструкцию, техническое перевооружение);

на приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, отнесенного к основным средствам.

К поступлениям, перечислениям текущего характера относятся соответственно безвозмездные поступления, безвозмездные перечисления организациям, не отнесенные к поступлениям, перечислениям капитального характера.

К социальным выплатам причисляются пособия и компенсации персоналу, связанные с социальными рисками, такими как болезнь, утрата постоянного заработка, которые могут негативно сказаться на его имущественном положении. К социальным выплатам в натуральной форме относятся пособия в виде оплаты товаров, работ, услуг населению, а также компенсации (возмещения) расходов населения на приобретение товаров, работ и услуг.

Несоциальные выплаты включают возмещение (компенсацию) персоналу расходов, связанных с осуществлением служебных, трудовых обязанностей, таких как расходы на компенсацию за использование личного транспорта для служебных целей, расходы, связанные со служебными командировками (за исключением выплаты суточных), компенсация за содержание служебных собак по месту жительства, компенсация стоимости вещевого имущества, иные аналогичные расходы.

КОСГУ по доходам

Порядок применения статей 120, 130, 140 (в том числе подстатей, их детализирующих) для автономных учреждений не изменен по сравнению с порядком, установленным в 2018 году, и не предусматривает обособление на перечисления текущего и капитального характера.

К статье 120 добавлены подстатьи 12А, 12К, 12Т (по всей вероятности, они не будут применяться у автономных учреждений).

В статью 130 включены новые подстатьи:

– 137 – суммы ожидаемых возмещений по встречным требованиям или требованиям к другим лицам, при исполнении обязательства по которым предусмотрено формирование соответствующего резерва;

– 13S – доходы по выполненным этапам работ по договору строительного подряда.

Статья 150 детализирована подстатьями 151 – 159, 15А, 15В, 15С, 15D, на которых группируются безвозмездные поступления текущего и капитального характера в денежной форме.

К статье 170 добавлены подстатьи 177, 17Т, 17Z (не будут применяться автономными учреждениями). Операции по данным кодам отражаются по факту учетных операций, при планировании их нет.

Статья 180 детализирована кодами 181 – 189, 18K, 18T. Для автономных учреждений порядок применения подстатей 181 – 188 не изменен по сравнению с порядком, установленным в 2018 году. По коду 189 будут отражаться только прочие доходы в денежной форме. Поступление доходов в натуральной форме будет учитываться по статье 190 (см. ниже). Новые коды не предназначены для применения автономными учреждениями.

Статья 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» новая и детализируется следующим образом:

– 191 «Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от организаций государственного сектора»;

– 192 «Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от организаций (за исключением организаций государственного сектора)»;

– 193 «Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от физических лиц»;

– 194 «Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от нерезидентов»;

– 195 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от организаций государственного сектора»;

– 196 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от организаций (за исключением организаций государственного сектора)»;

– 197 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от физических лиц»;

– 198 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления капитального характера от нерезидентов»;

– 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления». Например, к таким поступлениям относятся доходы от оприходования объектов нефинансовых активов с забалансового счета, излишков, выявленных при инвентаризации, имущества в результате разукомплектации объектов основных средств, а также от безвозмездного получения нефинансовых активов и изменения кадастровой стоимости земельных участков (такие операции в 2018 году отражаются по подстатье 189).

Операции по статье 190 (в разрезе подстатей) отражаются по факту учетных операций, при планировании их нет.

КОСГУ по расходам

Далее рассмотрим расходы, наиболее распространенные у автономных учреждений.

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда (статья 210)

Данная статья детализирована подстатьями 211 – 214. Подстатья 214 является новой, на ней будут отражаться прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме (подробнее о таких выплатах рассказано ниже).

В Методических рекомендациях Минфина даны пояснения о том, что в понятие «заработная плата» включается зарплата, выплачиваемая регулярно; надбавки за сверхурочную работу, работу в ночные часы или в выходные дни или другие виды ненормированного рабочего времени; ежегодные дополнительные премии; выплаты сотрудникам, не работающим в течение коротких промежутков времени (например, сотрудникам, находящимся в отпусках), за исключением отсутствия в связи с болезнью, травмой. При этом заработная плата не включает:

1) возмещение работодателем расходов, понесенных его работниками в целях выполнения ими трудовых обязанностей, например:

возмещение расходов на поездки, переезд или связанных с ними расходов, производимых работниками, когда они заступают на новые рабочие места, или требуемых работодателями для переселения в другую местность;

возмещение понесенных работниками расходов на инструменты, оборудование, спецодежду или другие предметы, которые необходимы исключительно или в первую очередь для того, чтобы они могли выполнять свою работу;

2) социальные пособия, подлежащие выплате работодателем своим работникам, в виде:

компенсационных выплат работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или получения травмы;

выходных пособий и компенсаций работникам при их увольнении.

Как уже отмечалось выше, выплаты следует разграничивать по типу (социальные/несоциальные) и по форме (в денежной/натуральной форме). В зависимости от такого разграничения следует применять соответствующие коды.

Несоциальные и социальные выплаты работникам.

Отличительной особенностью социальных пособий и компенсаций является их связь с социальными рисками для персонала.

Отдельные выплаты работникам, имеющие социальный характер, из подстатей 211, 212 и 262, применяющихся в 2018 году для отражения данных выплат, с 2024 года включены в подстатьи 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» и 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме». К таким выплатам относятся, в частности:

пособие за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или полученной им травмы;

выходные пособия и компенсации работникам при их увольнении;

ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. персоналу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

К социальным пособиям и компенсациям персоналу относятся также не поименованные в Порядке № 209н, например, единовременные денежные пособия (поощрения) государственным (муниципальным) служащим в связи с выходом на пенсию (подстатья 266).

К несоциальным выплатам работникам (подстатьи 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» и 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме») относятся обязательные выплаты, связанные с привлечением и удержанием работников, направленные на стимулирование занятости в соответствующей сфере, в том числе:

подъемное пособие при переезде на новое место работы (службы) лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, судьям, работникам загранучреждений и другим работникам в соответствии с законодательством РФ;

компенсация (возмещение) расходов на проезд и провоз багажа работника и членов его семьи, заключившего трудовой договор о работе в организации, расположенной в районе Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, и прибывшего из другого региона РФ;

компенсация (возмещение) расходов на оплату или оплата проезда к месту проведения отпуска и обратно военнослужащим и приравненным к ним лицам, членам их семей и иные аналогичные выплаты.

Это интересно:  За что лишают водительских прав

Выплаты в денежной и натуральной формах.

Согласно Порядку № 209н к выплатам (пособиям и компенсациям) в натуральной форме относятся оплата товаров, работ, услуг, предоставленных работникам (населению), а также компенсация (возмещение) их расходов на приобретение товаров, работ и услуг. То есть выплаты в натуральной форме имеют стоимостный эквивалент, выраженный в стоимости товаров, работ, услуг на момент их предоставления работникам.

Так, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей относится к прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме (подстатья 214), поскольку данная выплата:

не обусловлена наличием социальных рисков, которые могут негативно сказаться на имущественном положении работника;

осуществляется в целях обеспечения (компенсации стоимости) услуги, гарантированной законодательством, определенным категориям работников.

Выплаты в денежной (натуральной) форме могут носить как социальный, так и несоциальный характер.

Возмещения (компенсации), связанные с осуществлением трудовых обязанностей.

В 2018 году по подстатье 212 «Прочие выплаты» отражаются операции по выплатам работникам возмещений и компенсаций расходов, понесенных ими в связи с процессом производства.

В Методических рекомендациях Минфина разъяснено, что в международной статистической практике такие выплаты не рассматриваются как выплаты в интересах работников, а относятся к категории расходов, производимых работником с целью выполнения трудовых обязанностей.

В результате из подстатьи 212 (2018 год) в статью 220 «Оплата работ, услуг» (2019 год) перенесены следующие операции:

возмещение расходов, связанных со служебными командировками (проезд, проживание, иные расходы, связанные с выполнением служебного задания в командировке), компенсация стоимости вещевого имущества, компенсация за содержание собак по месту жительства (подстатья 226 «Прочие работы, услуги»);

компенсация за использование личного транспорта для служебных целей (подстатья 222 «Транспортные услуги»).

Также в Порядке № 209н предусмотрены подстатьи, предназначенные для отражения операций по выплатам бывшим работникам (сотрудникам):

– 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам»;

– 265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме».

Оплата работ, услуг (статья 220)

Что касается расходов на оплату работ, услуг, в силу Порядка № 209н они тоже подразделяются на расходы по приобретению работ, услуг:

1) потребляемых непосредственно в процессе производства;

2) потребляемых непосредственно работником для собственных нужд (не связанных с процессом производства).

Последние классифицируются как часть прочих несоциальных выплат персоналу в натуральной форме и подлежат отражению по подстатье 214.

Также из перечня расходов на транспортные услуги (подстатья 222), который применяется в 2018 году, исключены расходы на оплату проезда к месту проведения отпуска и обратно отдельным категориям лиц в связи с тем, что данные операции не являются услугами, необходимыми для выполнения служебных, трудовых обязанностей. Указанные расходы подлежат отражению по подстатье 214.

Аналогично расходы на приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также на компенсационную выплату этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов, отражаются по подстатье 214.

Одновременно описание подстатьи 222 «Транспортные услуги» дополнено расходами на выплату компенсации работникам за использование личного транспорта для служебных целей. Данные расходы направлены напрямую на процесс производства и поэтому отражены именно в рамках данной подстатьи.

Согласно Порядку № 209н по подстатье 223 «Коммунальные услуги» из перечня операций исключены расходы на приобретение бутилированной питьевой воды, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, аккредитованной в установленном законодательством РФ порядке на право выполнения исследований качества питьевой воды, выдано заключение о признании воды не соответствующей санитарным нормам. Указанные расходы в 2024 году подлежат отражению по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».

Также Порядком № 209н предусмотрено выделение расходов на арендную плату в соответствии с заключенными договорами аренды земельных участков и (или) других обособленных природных объектов по подстатье 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами».

С 2024 года также выделяются новые подстатьи, отражающие операции:

по уплате страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями (подстатья 227 «Страхование»);

по приобретению услуг, работ, осуществляемых для целей капитальных вложений, таких как разработка проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов, экспертиза проектной документации, пусконаладочные работы «вхолостую» и иные аналогичные работы, услуги (подстатья 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»).

Из подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ исключены расходы на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе приобретение пользовательских, лицензионных прав на программное обеспечение, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных. Данные расходы подлежат отражению по отдельным подстатьям группы 300 «Поступление нефинансовых активов» – 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» и 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования».

Также из подстатьи 226 в подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» перенесены расходы на приобретение бланков строгой отчетности.

Одновременно в подстатью 226 «Прочие работы, услуги» с 2024 года перенесены из подстатей 212, 296, применяемых в 2018 году, следующие операции:

возмещение персоналу расходов, связанных со служебными командировками (проезд, транспорт);

возмещение персоналу расходов на прохождение медицинского осмотра;

компенсация за содержание служебных собак по месту жительства;

компенсация стоимости вещевого имущества;

осуществление представительских расходов, прием и обслуживание делегаций;

оплата судебных издержек, связанных с представлением интересов Российской Федерации в международных судебных и иных юридических спорах;

выплата суточных, денежных средств на питание, а также компенсация расходов на проезд и проживание в жилых помещениях спортсменам и студентам при их направлении на различного рода мероприятия.

Прочие расходы (статья 290)

Данная статья детализируется подстатьями, отражающими расходы:

на уплату налогов (включаемых в состав расходов), государственной пошлины и сборов, разного рода платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (подстатья 291);

на уплату штрафных и иных экономических санкций (подстатьи 292 – 295);

на осуществление иных выплат физическим и юридическим лицам (подстатьи 296 – 299).

В отношении последних расходов в Методических рекомендациях Минфина разъяснено, что выплаты физическим и юридическим лицам также подразделяются на текущие, капитальные и детализируются по получателям. В свою очередь, к капитальным выплатам, включаемым в данную категорию, относятся крупные, исключительные, непериодические выплаты компенсаций за значительный ущерб или серьезные травмы, не покрываемые страховыми полисами, и иные аналогичные расходы.

Для отражения выплат текущего и капитального характера в Порядке № 209н предусмотрены следующие подстатьи:

– 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам»;

– 297 «Иные выплаты текущего характера организациям»;

– 298 «Иные выплаты капитального характера физическим лицам»;

– 299 «Иные выплаты капитального характера организациям».

Так, к иным выплатам текущего характера физическим лицам (подстатья 296) относятся:

а) выплаты компенсаций за задержку выплат в пользу физических лиц, в том числе выплаты работникам компенсации, предусмотренной ст. 236 ТК РФ;

б) возмещение ущерба, причиненного уничтожением или повреждением принадлежащего судье или членам его семьи имущества;

в) выплаты бывшим работникам государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) органов к памятным датам, профессиональным праздникам и т. п. К иным выплатам текущего характера организациям (подстатья 297) относится внесение получателями бюджетных средств денежных средств в качестве обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.

При этом операции, связанные с приобретением товаров, работ и услуг, включенные в 2018 году в прочие расходы, перенесены в подстатьи 226, 349. К таким операциям относятся:

приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи (подстатья 349);

осуществление представительских расходов, прием и обслуживание делегаций (подстатья 226);

оплата судебных издержек, связанных с представлением интересов Российской Федерации в международных судебных и иных юридических спорах (подстатья 226);

приобретение (изготовление) специальной продукции (подстатья 349);

выплата суточных понятым, а также лицам, принудительно доставленным в суд или к судебному приставу-исполнителю (подстатья 226);

выплата суточных, а также денежных средств на питание (при невозможности приобретения услуг по его организации), а также компенсация расходов на проезд и проживание в жилых помещениях (наем жилого помещения) спортсменам и студентам при их направлении на различного рода мероприятия (соревнования, олимпиады, учебную практику и иные мероприятия) и другие подобные расходы (подстатья 226).

Поступление (выбытие) нефинансовых активов

В порядке применения статей (подстатей) групп 300 «Поступление нефинансовых активов» и 400 «Выбытие нефинансовых активов» тоже предусмотрены изменения.

Статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» и 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» детализированы подстатьями 341 – 349, 441 – 449 соответственно. Например, к подстатье 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» относится приобретение антибиотиков, лекарственных препаратов, аптечек и санитарных сумок для оказания первой помощи и т. п. На подстатью 349 относят расходы на приобретение материальных запасов однократного применения (отдельные виды расходов были поименованы выше).

Статья 350 «Увеличение стоимости права пользования» детализирована подстатьями:

– 351 «Увеличение стоимости права пользования активом» – для отнесения операций, отражающих увеличение стоимости права пользования активом при признании объекта учета операционной аренды в составе нефинансовых активов (применяется только для учета, при планировании расходов применяется подстатья 224);

– 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования», 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования». Отнесение нематериальных активов к активам с определенным или неопределенным сроком полезного использования производится с учетом нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета. При этом расходы на приобретение нефинансовых активов с предустановленным программным продуктом, необходимым для обеспечения их функционирования, в случае если договором не предусмотрено выделение стоимости права пользования этим программным обеспечением обособленно, отражаются по соответствующим статьям 310 «Увеличение стоимости основных средств», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (в части оборудования для научно-исследовательских работ).

Статья написана по материалам сайтов: yrokurista.ru, gosuchetnik.ru, www.audit-it.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector