Конвенция о запрещении химического оружия

Общая информация

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении была открыта к подписанию Генеральным секретарем ООН (депозитарий Конвенции) в Париже 13 января 1993 года и вступила в силу 29 апреля 1997 года (через 180 дней после сдачи на хранение 65-й ратификационной грамоты, статья XXI КЗХО). Россия, имевшая самые крупные запасы химоружия в мире – 40 тыс. тонн – стала полноправным участником Конвенции 5 декабря 1997 года.

Конвенция — международно-правовой документ, направленный на решение двух масштабных задач. Первая — ликвидация целого класса оружия массового уничтожения под строгим международным контролем (разоружение), вторая — запрещение производства и применения химоружия (предотвращение его распространения). Конвенция является бессрочной.

Для контроля за осуществлением Конвенции государства-участники учредили Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО), ее штаб-квартира расположена в г. Гааге, Нидерланды. ОЗХО также является международной площадкой для обсуждения всех вопросов, касающихся выполнения Конвенции.

Участниками Конвенции является 191 страна. Вне Конвенции остаются такие государства-члены ООН, как Ангола, Египет, Израиль, КНДР и Южный Судан. В январе 2015 года КЗХО ратифицировала Мьянма, ставшая 191-м участником Конвенции. Вопрос об участии в КЗХО недавно образованных государств, в отношении статуса и признания которых в международном сообществе не сложилось консенсуса (например, Палестина), пока в повестке дня не стоит.

Одним из основополагающих обязательств государств по КЗХО являются обязательства по ст.VII. («Национальные меры по осуществлению»). Согласно данной статье все государства-участники обязуются принять на национальном уровне надлежащее законодательство по обеспечению выполнения норм КЗХО. Обязательства стран-участников по статье VII весьма актуальны, поскольку у 46 государств имплементирующее законодательство полностью отсутствует (у большинства из них соответствующие документы находятся на утверждении в правительстве или в парламенте).

Руководящие органы

В качестве органов ОЗХО учреждены: Конференция государств-участников (КГУ), Исполнительный совет (ИС) и Технический секретариат (ТС).

  • КГУ, являющаяся директивным органом ОЗХО, осуществляет надзор за осуществлением Конвенции и принимает меры по реализации ее предмета и цели. Раз в 5 лет собираются специальные сессии Конференции для рассмотрения осуществления Конвенции.
  • ИС состоит из 41 члена, которые избираются КГУ сроком на два года в соответствии с принципом ротации. Его возглавляет председатель, избираемый сроком на один год. При формировании состава ИС особое внимание уделяется справедливому географическому распределению, значимости химической промышленности, а также политическим интересам и интересам безопасности. Места в ИС распределены по региональным группам: Африка и Азия – по 9 государств, Восточная Европа – 5 стран, Латинская Америка и Карибский бассейн – 7 мест, западноевропейским государствам предоставляется 10 мест. ИС проводит очередные (регулярные) сессии 3 раза в год.
  • ТС (подотчетен ИС) возглавляет Генеральный директор, назначаемый КГУ по представлению ИС сроком на четыре года, срок его пребывания на этом посту может быть продлен еще на один период. С июля 2009 года Генеральным директором ТС является Ахмет Узюмджю (Турция); его второй срок полномочий истекает в июле 2017 года. В состав ТС также входят инспекторы, научные, технические и административные сотрудники различной квалификации, необходимой для содействия выполнению предмета и целей Конвенции. ТС осуществляет проверочно-инспекционную деятельность в государствах-участниках с целью подтверждения выполнения положений КЗХО, оказывает помощь КГУ и ИС в выполнении ими своих функций и занимается выполнением других задач, порученных ему руководящими органами ОЗХО.

Сроки ликвидации химоружия

Основываясь на вышеуказанных положениях, на 11-й сессии КГУ (декабрь 2006 года) для России и США срок ликвидации химарсеналов был перенесен на 2012 год. В соответствии с решением 46-й сессии ИС (июль 2006 года) аналогичное продление было одобрено для уничтожения химоружия, оставленного Японией на территории Китая в период Второй мировой войны, а также Италией (на основании решения 48-й сессии ИС, март 2007 года) – для ликвидации «старого химического оружия» (определение дано в КЗХО, Статья II, пункт 5).

Япония и Китай представили на 67-й сессии Исполсовета ОЗХО (февраль 2012 года) план ликвидации оставленного японского химоружия, в соответствии с которым его уничтожение «предпочтительно» завершить не позднее конца 2016 года, за исключением захоронения в районе г. Хэрбалинь, где процесс уничтожения продолжится до 2022 года. По приблизительным оценкам, в Китае находится от 700 тыс. до 2 млн. единиц боеприпасов.

Во исполнение решения 16-й сессии КГУ КЗХО в ходе 68-й сессии Исполсовета ОЗХО (май 2012 года) государства-обладатели представили подробные планы полного завершения уничтожения остающегося у них после 29 апреля 2012 года химоружия. Россия объявила конечной датой своей программы химразоружения 31 декабря 2015 года, США – 30 сентября 2024 года, Ливия – 31 декабря 2016 года.

В декабре 2014 года в рамках 19-й сессии КГУ КЗХО в соответствии с поручением Президента Российской Федерации правительственная делегация во главе с Председателем государственной комиссии по химразоружению М.В.Бабичем обеспечила принятие деполитизированного, по сути, технического решения о продлении сроков завершения полного уничтожения химического оружия в Российской Федерации, информировав партнеров о завершении этого процесса не позднее 2020 года.

Ход ликвидации химоружия в государствах-обладателях

Россия по состоянию на начало 2015 года уничтожила порядка 34,764 тыс. тонн отравляющих веществ или порядка 84,5 % своих запасов химического оружия. Два объекта («Горный» в Саратовской области и «Камбарка» в Удмуртской Республике) из семи, предусмотренных национальной программой уничтожения запасов химоружия, выведены из режима проверки по Конвенции в связи с завершением там процесса ликвидации химоружия. Четыре других объекта («Марадыковский» в Кировской области, «Леонидовка» в Пензенской области, «Щучье» в Курганской области, «Почеп» в Брянской области) будут выведены из эксплуатации к 31 декабря 2015 года. На 77-й сессии Исполсовета (7-10 октября 2014 года) был представлен план переноса сроков уничтожения российского химоружия на объекте «Кизнер» в Удмуртской Республике с расчетом завершить этот процесс не позднее конца 2020 года.

США, имевшие запасы в 31,5 тыс. тонн отравляющих веществ (являлись вторым после России крупнейшим обладателем запасов химоружия), присоединились к Конвенции 29 апреля 1997 года и к 29 апреля 2012 года ликвидировали порядка 90% запасов отравляющих веществ. Работы в США приостановлены до конца 2015 года в связи с тем, что пока не вступили в строй два объекта по уничтожению в г. Пуэбло (штат Колорадо) и г. Блу-Грасс (штат Кентукки).

Ливия, ставшая членом КЗХО в 2004 году, в феврале 2014 года уничтожила 31,1 тонн иприта и начала подготовку к ликвидации менее опасных химикатов. Ливия была вынуждена приостановить 6 февраля 2011 года работы по уничтожению отравляющих веществ из-за технической неисправности имевшегося оборудования. Италия же по причине военно-политической нестабильности в стране смогла поставить необходимое оборудование лишь в октябре 2011 года. Эти факторы повлияли на сроки уничтожения химпотенциала.

Ирак, присоединившийся к КЗХО в 2009 году, представил в ОЗХО предварительную информацию о составе и структуре объявленных запасов только в октябре 2011 года. Кроме того, пока у страны нет четкого плана по их уничтожению, а также технологических и финансовых возможностей для решения этой задачи.

Сирия подписала Конвенцию 13 сентября 2013 года и официально присоединилась через 30 дней – 13 октября 2013 года. 23 июня 2014 года из Сирии были вывезены все имевшиеся на ее территории компоненты химоружия. Процесс ликвидации вывезенного сирийского химоружия начался на борту американского специализированного судна «Кейп Рэй» 7 июля 2014 года и уже к 18 августа 2014 года он был полностью завершен. По состоянию на начало 2015 года уничтожено порядка 98 проц. всех вывезенных токсичных химвеществ.

Во исполнение требований КЗХО и соответствующего решения Исполсовета ОЗХО с конца 2014 года при содействии Управления по обслуживанию проектов ООН (UNOPS) ведутся работы по уничтожению 12 бывших сирийских объектов по производству химоружия (7 авиационных ангаров и 5 подземных бункеров). Завершить указанные работы планируется в июле-августе 2015 года.

В рамках «сирийского досье» еще остается ряд вопросов, связанных с уточнением первоначальных объявлений Дамаска по статье III КЗХО и информации о применении на территории Сирии хлора в качестве химоружия. Для этих целей Гендиректор учредил две специальные миссии, которые продолжают свою работу.

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления и применения химического оружия и о его уничтожении

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления и применения химического оружия и о его уничтожении – это международное безоговорочное соглашение, имеющее целью абсолютную ликвидацию химического оружия как оружия массового уничтожения. Разработана в Женеве в рамках деятельности Конференции по разоружению.

Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 30.11.1992, открыта для подписания 13.01.1993, вступила в силу 29.04.1997. Является бессрочной.

Установленные обязательства ее государств-участников:

  • не разрабатывать, не производить, не приобретать, не накапливать или не сохранять, не передавать, не применять химическое оружие и не приводить военных приготовлений к его применению, не помогать, не поощрять или не побуждать каким-либо образом кого бы то ни было к нарушению Конвенции;
  • не использовать химических средств борьбы с беспорядками, в качестве средств ведения войны;
  • уничтожить все запасы химического оружия и объекты по его производству не позже 10 лет после вступления Конвенции в силу.
Это интересно:  Психолог в мвд обязанности

Государство-участник Конвенции имеет право разрабатывать, производить, приобретать иным образом, сохранять, передавать и использовать токсичные химикаты и их прекурсоры в целях, не запрещаемых данной Конвенции:

  • промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях;
  • в целях, непосредственно связанных с защитой от токсичных химикатов и от химического оружия;
  • в военных целях, не имеющих отношения к применению химического оружия и к использованию токсичных химикатов как средств ведения войны;
  • в правоохранительных целях, включая борьбу с беспорядками.

Конвенция предусматривает сотрудничество, проведение консультаций и инспекций государств-участников по взаимному согласию в отношении любой проблемы, связанной с реализацией положений Конвенции, включая использование международных процедур в рамках ООН.

Для соблюдения Конвенции государства-участники создали Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО), рабочими органами которой являются:

  • Конференция государств-участников (главный орган);
  • Исполнительный совет;
  • Технический секретариат.

Технический секретариат наделен правами осуществлять систематические инспекции на объектах по хранению и производству химического оружия (в период) до полной их ликвидации, а на промышленных объектах по производству и использованию химикатов, необходимых для получения отравляющих веществ (ОВ), — в течение всего времени действия Конвенции.

В практике международных договоров по разоружению в данной Конвенции впервые предусмотрено право в случае подозрений просить об инспектировании любого объекта (даже не имеющего отношения к ОВ), расположенного на территории или в ином месте под юрисдикцией или контролем государства-участника. Государство, в отношении которого проводится инспекция по запросу, не имеет права отказаться от нее.

Конвенция предусматривает оказание помощи участникам и защиту от химического оружия в случае угрозы или применения против них ОВ. Предусмотрен обмен химикатами, оборудованием и научно-технической информацией между участниками Конвенции в целях, не запрещенных последней.

В случаях несоблюдения Конвенции осуществляются меры по исправлению ситуации:

  • применяются санкции против участников-нарушителей;
  • возникшая проблема доводится до Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН.

Организация по запрещению химического оружия, предусмотренная Конвенцией, создана на I сессии Конференции государств-участников в мае 1997 года в Гааге (Нидерланды) со штаб-квартирой в этом городе. К концу 2005 года в ОЗХО входило более 160 государств. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию 31.10.1997. До ратификации Российская Федерация воздерживалась от каких-либо действий, лишающих ее объекта и цели. В мае 1997 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия». Действует федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996 года № 305.

Источники: Новая Конвенция: На пути к полному запрещению химического оружия // Хроника ООН. 1993. Том 29. № 4; Федеральные и региональные проблемы уничтожения химического оружия / Информационно-аналитический сборник РАН. 2005. Выпуски 5–6.

Конвенция о запрете химического оружия

12 сентября 2013 года генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, который является депозитарием Конвенции о запрещении химического оружия, подтвердил получение документа от властей Сирии о присоединении к документу. Согласно заключительным положениям Конвенции, для Сирии она вступит в силу через 30 дней. Однако в своем письме сирийские власти заявили, что готовы соблюдать положения этого договора уже сейчас.

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении была подписана в Париже 13 января 1993 года 130 государствами и вступила в силу 29 апреля 1997 года. Она стала первым международным документом, поставившим под контроль химическое оружие /ХО/ как вид вооружения. Участниками Конвенции было задекларировано в общей сложности свыше 71 тыс. тонн боевых отравляющих веществ /ОВ/. О наличии собственных запасов химоружия заявили Албания, Индия, Ливия, Россия, США и еще одна неназванная страна. Китай, Италия, Франция, Великобритания, Словения, Канада и Япония заявили о наличии небольшого количества чужого химоружия времен Второй мировой войны.

Для каждой страны был составлен поэтапный график уничтожения этого вида оружия. Государства самостоятельно определяют технологию уничтожения отравляющих веществ, однако Конвенция запрещает их затопление, захоронение и сжигание, химические вещества должны уничтожаться только на специально созданных для этой цели установках и при международном наблюдении. Для обеспечения контроля за выполнением положений Конвенции в 1997 году была создана Организация по запрещению химического оружия /ОЗХО/.

Обладатели запасов ХО обязались ликвидировать его в течение десяти лет после вступления Конвенции в силу. Однако в силу экономических причин в 2006 году этот срок был продлен на 5 лет — до апреля 2012 года. Например, Албания и Великобритания уничтожили все запасы ХО в 2007 году, Индия и Южная Корея — в 2009 году. Для США, задекларировавших 31,5 тыс. тонн отравляющих веществ /зарин, иприт, VX/, срок полной ликвидации химзапасов был отодвинут сначала до 2017, затем до 2024 года. К апрелю 2012 года было ликвидировано 90%. в объеме 29,9 тыс. тонн. Россия задекларировала 40 тыс. тонн отравляющих веществ /ОВ/, это самый большой арсенал ХО в мире. Уничтожение началось в 2002 году. В июне 2011 года срок обязательств по уничтожению химоружия был продлен до 31 декабря 2015 года. На сегодняшний момент уничтожено 76 проц. запасов.

В настоящее время участницами Конвенции являются 189 стран /без учета Сирии/. В государствах-членах Конвенции проживают почти 98%. населения земного шара, их территории составляют почти столько же материковой площади земли. В этих странах сосредоточено 90 проц. мировой химической промышленности. Вне режима Конвенции остаются 6 стран /также без учета Сирии/ — Ангола, Египет, Израиль, КНДР, Мьянма и Южный Судан /Израиль и Мьянма только подписали Конвенцию в 1993 г./.

Конвенция о запрещении химического оружия

Почти 15 лет станы мира выполняют Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, вступившую в силу 29 апреля 1997 г. К тому времени Конвенцию подписало большинство стран мира, а 65 государств ее ратифицировали. В настоящее время 188 стран являются участниками Конвенции, не ратифицировали ее только восемь государств, жители которых составляют 2% населения Земли.

Для реализации Конвенции государства-участники учредили Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО), которая обеспечивает ее осуществление, включая международный контроль соблюдения обязательств и обеспечение форума для консультаций и сотрудничества между государствами-участниками. Штаб-квартира Организации находится в Гааге (Нидерланды).

Практика осуществления Конвенции за весь период высветила целый ряд серьезных проблем, которые заставляют задуматься о дальнейшей роли этого документа в деле полного запрещения химического оружия и создания условий, обеспечивающих невозможность возникновения новых видов этого оружия в ближайшем будущем.

УНИЧТОЖЕНИЕ ЗАПАСОВ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

Самым важным и одним из сложных обязательств Конвенции является полное уничтожение запасов химического оружия в мире. После первоначальных объявлений государствами-участниками своих запасов выяснилось общее количество имеющегося в мире химического оружия, которое составило более 70 тыс. тонн отравляющих веществ в боеприпасах и емкостях. Кроме этого было выявлено и объявлено определенное количество старого и оставленного химического оружия, которое практически перестало быть химическим оружием, пригодным к применению. Это оружие хранилось длительное время в условиях окружающей среды, в том числе под землей и водой. В ходе осуществления Конвенции некоторые страны обнаруживали на своей территории и извлекали некоторое количество закопанного и затопленного оружия, которое было необходимо объявлять и уничтожать под контролем ОЗХО.

Впервые в истории человечества химическое оружие было применено в ходе Первой мировой войны.

Самые большие запасы химического оружия имели Россия – 40 тыс. тонн, и США – 30 тыс. тонн отравляющих веществ. Обеспечение безопасного уничтожения такого количества высокотоксичных отравляющих веществ представило для этих двух стран серьезную научную и технологическую проблему, которая потребовала значительных финансовых затрат. По Конвенции государства-участники должны были уничтожить все свои запасы химического оружия в течение 10 лет. Предусматривалась возможность отсрочки, завершение процесса ни в коем случае не могло превысить 15 лет после вступления Конвенции в силу. Таким образом, предельным сроком завершения уничтожения всех запасов химического оружия по Конвенции является 29 апреля 2012 г. Какая же складывается реальная ситуация по этой проблеме?

Российская Федерация не смогла завершить уничтожение всех своих запасов химического оружия в десятилетний срок и попросила отсрочку до возможного предельного срока, которая в 2006 г. ОЗХО была предоставлена. Такая же отсрочка ОЗХО была предоставлена США. Однако к концу 2011 г. было уничтожено только 70% всего имеющегося химического оружия в мире. По прогнозу, к 29 апреля 2012 г. России предстоит уничтожит около 40%, а США – менее 10% запасов химического оружия. Таким образом, предельный срок завершения уничтожения химического оружия, регламентированный обязательствами по Конвенции, не будет выполнен.

Это интересно:  Из чего складывается таможенная стоимость в гтд

Эта ситуация стала ясна задолго до сегодняшнего дня, и в рамках ОЗХО еще год назад были начаты консультации государств-участников по обсуждению путей преодоления сложившегося противоречия. На 16-й сессии Конференции государств-участников Конвенции (декабрь 2011 г.), большинством членов было принято согласованное решение, в соответствии с которым окончательный продленный срок уничтожения химического оружия государствам, владеющим им, был установлен Конференцией в соответствии с частью IV А) Приложения по проверке к Конвенции, и дальнейшие продления этого срока сверх этой даты невозможны.

Таким образом, формулировка решения последней Конференции не имеет юридического статуса уровня международного договора – Конвенции, так как принята руководящим органом ОЗХО, и пока носит рекомендательный характер под довлеющим положением невыполненного обязательства в отношении конкретного окончательного срока уничтожения химического оружия. Более того, некоторые страны, которые не ратифицировали Конвенцию и имеют запасы химического оружия, в случае вступления в нее в будущем окажутся нарушителями Конвенции.

Для России уничтожение оставшейся части запасов химического оружия продолжает представлять серьезную проблему. Уже уничтоженные запасы химического оружия в основном включали отравляющие вещества иприт, люизит и Vx, содержащиеся в достаточно больших емкостях и крупногабаритных боеприпасах. Если иприт и люизит имеют относительно небольшую токсичность, то Vx является малолетучим веществом и не создает поражающих концентраций в воздухе при обычных условиях. По этой причине все проведенные работы позволяли обеспечить высокую производительность и представляли меньшую опасность. Оставшиеся запасы представляют большое количество малогабаритных снарядов и боеприпасов сложных конструкций в снаряжении таких высокотоксичных и летучих фосфорорганических веществ, как зарин и зоман. Эти отравляющиеся вещества способны при испарении в обычных условиях создавать опасные концентрации паров в воздухе, что требует повышенного внимания к уровню обеспечения безопасности персонала. При уничтожении этих химических боеприпасов практически невозможно обеспечить высокую производительность технологических процессов и ускорить срок их уничтожения.

По информации Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия, 11 сентября 2010 г. во время пусконаладочного процесса по уничтожению химических боеприпасов произошло чрезвычайное происшествие. В воздухе рабочей зоны было зафиксировано превышение ПДК продуктов детоксикации зомана. Рабочие сжигали радиоактивные массы в печах. На медицинском осмотре после завершения рабочей смены у четырех человек обслуживающего гражданского персонала обнаружили миоз глаз (сужение зрачков), что можно трактовать, как первичную степень отравления фосфорорганическими веществами. В срочном порядке рабочих отправили на обследование. Через 10 дней все они в удовлетворительном состоянии вернулись домой.

В США в последние годы интенсивность работ по уничтожению химического оружия значительно снизилась. После апреля 2012 г. останется уничтожить менее 3 тыс. тонн отравляющих веществ, хранящихся на двух объектах в Пуэбло и Блю-Грасс. В соответствии с имеющимися планами, работы по их уничтожению продлятся до 2021 г. Называлось много причин продления ранее названных сроков завершения уничтожения запасов химического оружия в США, однако, не исключено, что основную роль в этой ситуации играет задержка сроков уничтожения химического оружия в Российской Федерации. Вполне вероятно, что в США принято политическое решение по сохранению паритета в обладании запасами химического оружия до завершения полного уничтожения этого оружия в России.

В некоторых странах было обнаружено некоторое количество закопанного химического оружия.

ТЕХНОЛОГИИ ШАГНУЛИ ВПЕРЕД, КОНВЕНЦИЯ – ОТСТАЛА

Конвенция по запрещению химического оружия разрабатывалась как бессрочный международный договор, обеспечивающий процессы химического разоружения и создание условий для невозможности появления новых видов химического оружия, их распространения и использования во враждебных целях. Безусловно, на первом этапе задача уничтожения существующих запасов этого оружия являлась самой важной. Но после завершения уничтожения всех запасов химического оружия в мире Конвенция должна продолжить выполнение своей роли в полном объеме.

Последние достижения научно-технического прогресса создали новые условия и предпосылки, осложняющие международный контроль процессов химического разоружения. Настал момент, когда необходимо провести анализ соответствия существующих положений Конвенции реалиям сегодняшнего дня и оценить потенциал документа по решению проблем, которые могут возникнуть в будущем.

К настоящему времени выявлены следующие основные тенденции, которые требуют своего рассмотрения и выявления мер для их эффективного решения в рамках осуществления этого международного договора в будущем:

— синтез новых токсичных химикатов, не отраженных в списках по Конвенции;

— появление новых токсичных химикатов (инкапаситантов), имеющих временный поражающий эффект;

— внедрение гибких производственных линий в химической промышленности, позволяющих в короткий срок перепрофилировать предприятие для производства новой продукции;

— сложность практического использования существующего в Конвенции механизма инспекции по запросу.

Всем известно, что в целях, не связанных с химическим оружием, во многих научно-исследовательских центрах мира синтезируются сотни новых токсичных веществ, в том числе высокотоксичных с нетрадиционными механизмами поражающего действия, которые не входят в имеющиеся списки химикатов по Конвенции. Конечно, большинство новых химикатов не может быть использовано для создания химического оружия. Однако возможности бинарной технологии расширяют диапазон опасных химикатов для целей Конвенции.

В Конвенции в параграфе 1 Статьи II дано определение химического оружия, покрывающее все токсичные химикаты и их прекурсоры, в том числе и те, которые будут синтезированы и открыты в будущем. Однако процедуры проверки, изложенные в тексте Конвенции, не обеспечивают возможность использования этого критерия при осуществлении международного контроля. На всех объектах, которые подвергаются контролю инспекторами ОЗХО, процедурами предусмотрено определение исключительно химикатов Списка 1, 2 или 3, приведенных в Конвенции. Не говоря уже о невозможности обнаружить в ходе инспекции токсичный химикат, не включенный в списки по Конвенции, сами процедуры проверки существенно ограничивают возможности по обнаружению на объектах инспекции необъявленных токсичных химикатов. Процедуры проверки практически на всех типах контролируемых объектах регламентируют мероприятия по отбору и анализу проб, а также возможность передачи этих проб в назначенные лаборатории только с согласия инспектируемого государства-участника.

Таким образом, единственным путем выполнения Конвенции в будущем является периодическое дополнение списочных химикатов.

Перед началом процесса уничтожения общее количество химического оружия в мире составило более 70 тыс. тонн.

Требуют самого серьезного внимания вещества, относящиеся к классу так называемых инкапаситантов, воздействие которых на людей может приводить к временному поражающему эффекту. Эти вещества могут быть использованы для целей войны при решении боевых задач в тактической зоне. Однако в Конвенции недостаточно полно отражены вопросы ограничения использования таких химикатов. По состоянию на сегодняшний день эти токсичные химикаты не только не объявляются, но, формально, они даже не запрещены для применения в целях войны. Рассмотрим положения Конвенции, которые имеют отношение к указанной проблеме:

1. В соответствии со Статьей II, параграф 1, пункт «а», токсичные химикаты, даже если они не включены в Приложение по химикатам Конвенции, относятся к химическому оружию, за исключением тех случаев, когда они предназначены для целей, не запрещаемых по Конвенции.

2. К разрешенным целям, в том числе, относится «правоохранительная деятельность, включая борьбу с беспорядками» (Статья II, параграф 9, пункт 2), что определяет правоохранительную цель более широкого содержания по сравнению с входящей в нее целью борьбы с беспорядками в стране.

3. По Конвенции подлежат обязательному объявлению только химические средства борьбы с беспорядками (Статья III, параграф 9, пункт «d»). Более того, формально запрещается использование для целей войны только химических средств борьбы с беспорядками (Статья I, параграф 5). Кроме того, при отсутствии необходимых ограничений в Конвенции широкий спектр токсичных химикатов, которые могут быть использованы в правоохранительных целях и имеющие нетрадиционный механизм поражающего действия, не подлежат контролю. Весь технологический процесс – начиная от синтеза таких химикатов, разработки средств их применения, производства и накопления запасов, остается вне целей и предмета Конвенции. В соответствии с фундаментальным определением Конвенции эти средства являются химическим оружием, однако выявить эту ситуацию на основе требований Конвенции можно только после установления факта их применения в войне, что не может считаться приемлемым для эффективного процесса запрещения химического оружия.

Невозможность практически проконтролировать производство и накопление указанных образцов открывает путь создания химических средств, которые могут быть использованы для применения в целях войны в тактической зоне боевых действий. Причем эффективность поражающего действия этих средств находится на уровне современного химического оружия. Поэтому существует настоятельная необходимость практического внедрения методов и средств контроля таких химикатов и приведения в соответствие всех положений Конвенции для безусловного выполнения ее целей.

Вследствие развития научно-технического прогресса, внедрения гибких химических производств, использования многоцелевого оборудования и микрореакторов задачи контроля промышленности в интересах Конвенции стали более сложными. В настоящее время в ОЗХО обсуждается лишь вопрос об увеличении количества инспекций на промышленные объекты, однако эта мера не может решить столь сложную проблему. Согласно ежегодным объявлениям во всех государствах-участниках насчитывается более 4 тысяч производственных объектов. Возможности ОЗХО по проведению инспекций составляют немногим более 100 таких объектов в год. Таким образом, на полную проверку всех существующих объектов промышленности потребуются несколько десятилетий, за которые все они претерпят коренные технологические изменения.

Это интересно:  Помощь пенсионерам от соцзащиты в 2024 году

Многие новые токсичные химикаты сегодня формально даже не запрещены для применения в целях войны.

Но если рассмотреть по Конвенции меры контроля производственных зон, которые производят конкретные органические химикаты, то в части IX, пункт 14, Приложения по проверке указано, что «…общая цель инспекций заключается в проверке совместимости проводимой деятельности с представленной в объявлениях информацией. Конкретная цель инспекций заключается в проверке отсутствия любого химиката Списка 1, и особенно его производства, за исключением его производства в соответствии с целями, не запрещенными по Конвенции».

Однако следует отметить, что в обязательствах Конвенции по объявлениям производственных зон отсутствует требование по представлению информации о производимых, перерабатываемых и потребляемых химикатах. Это сводит на нет эффективность выполнения задачи по проверке совместимости деятельности объекта с объявлениями. В то же самое время, любая деятельность с токсичным химикатом, который не содержится в перечне списочных химикатов по Конвенции, не может быть выявлена посредством международных инспекций.

Согласно положениям Конвенции (часть IX, пункт 11, Приложение по проверке) технический секретариат осуществляет произвольный выбор производственных зон для инспекции посредством соответствующего механизма. Надо честно сказать, что предусмотренный в Конвенции механизм выбора производственных зон для инспекций, основанный на разработке компьютерных программ и учете справедливого географического распределения, не позволяет оценить риск любого объекта для целей Конвенции. Любая информация, которая не содержит типов производимых химикатов, не может дать объективную основу для оценки степени опасности объектов химической промышленности для целей Конвенции. В идеале требуется достоверная оценка потенциальных свойств производимых химикатов, в том числе относительно возможности их использования в качестве прекурсоров для бинарной технологии или в качестве инкапаситантов. Для практического решения этой задачи потребуется внести изменения в объявления таких объектов и разработать научную методологию для решения этой важной задачи.

МЕХАНИЗМ ИНСПЕКЦИИ ПО ЗАПРОСУ

Наиболее важная роль в механизме международного контроля отводится инспекции по запросу. ОЗХО по просьбе государства-участника проводит такую инспекцию любого объекта или пункта на территории любого другого государства-участника с целью прояснения возможного несоблюдения положений настоящей Конвенции.

Штаб-квартира Организации по запрещению химического оружия, расположенная в Гааге.

Однако, по мнению многих специалистов, прописанные в тексте Конвенции процедуры по ее осуществлению неадекватны требуемым задачам по выявлению признаков нарушения обязательств по Конвенции, особенно в отношении деятельности по созданию химического оружия. В распоряжении ОЗХО еще нет ни однозначных процедур, ни полного набора соответствующих технических средств и методов, которые позволили бы надежно проверить выполнение всего комплекса обязательств по химическому разоружению, позволяющих довести выполнение задач контроля до конца.

Так, процедурами инспекций по запросу предусмотрено ограничение анализа проб установлением наличия или отсутствия химикатов Списков 1, 2 и 3, или соответствующих продуктов распада (Приложение по проверке, часть Х, пункт 48). Согласно процедурам «регулируемого доступа» инспекционная группа и инспектируемое государство проводят переговоры относительно доступа, конкретной инспекционной деятельности, в том числе отбора проб (Приложение по проверке, часть Х, пункт 47). Это означает, что существует процедурная возможность не допустить передачу проб в назначенные лаборатории ОЗХО для достоверного определения типа контролируемого химиката.

Таким образом, контроль одного из важнейших обязательств Конвенции – запрещение разработки химического оружия, не обеспечен ни методической базой, ни процедурами осуществления проверки.

Кроме того, инспекция по запросу может проводиться ОЗХО только после предъявления в Технический секретариат организации достоверных данных по фактам нарушений Конвенции. Но эта информация, как правило, добывается разведывательным путем, и ее источники государства-участники не готовы раскрывать для обоснования правомерности запроса.

По вышеизложенным причинам за 15 лет осуществления Конвенции не было проведено ни одной инспекции по запросу.

Таким образом, в том политическом значении, которым Конвенцией определен статус инспекции по запросу, а также по уровню его технического обеспечения в настоящее время, этот механизм не может объективно выявлять опасность появления новых видов химического оружия. Требуется уточнение многих положений Конвенции, чтобы придать механизму инспекции по запросу практическую значимость и возможность его полезного использования для повышения качества международного контроля. Однако, для исправления ситуации в отношении качества механизма инспекции по запросу, потребуется внесение поправок в положения Конвенции, что приведет к необходимости повторения процесса ратификации Конвенции всеми государствами-участниками.

НУЖНА ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ

После уничтожения всех имеющихся в мире запасов химического оружия и ликвидации объектов по его производству, хранению и уничтожению с ОЗХО снимется значительная часть задач. Ведь с первых дней осуществления Конвенции работа по проверке указанных объектов занимала более 60% ресурсов ОЗХО по персоналу, оборудованию и финансам. То, что на другие, не менее важные задачи, тратилось меньше средств и времени, можно оправдать неотложностью задачи ликвидации огромного военно-химического потенциала.

В новых условиях в интересах эффективности осуществления Конвенции целесообразно перенаправить усилия ОЗХО на исключения опасности разработки, производства и распространения новых видов химического оружия в мире на долгосрочный период. Это в свою очередь обусловливает необходимость развития структуры ОЗХО и процедур ее работы с целью совершенствования механизма международного контроля.

В июле 2011 г. закончила работу консультативная группа экспертов из 15 стран, которая по заданию генерального директора ОЗХО подготовила доклад «Будущие приоритеты Организации по запрещению химического оружия». В нем проведен анализ сложившейся ситуации с выполнением Конвенции о запрещении химического оружия и сформулированы предложения о повышении эффективности международного контроля по ряду проблемных вопросов химического разоружения на ближайшую перспективу.

По проблеме списочных химикатов экспертами объективно отмечено фундаментальное положение, согласно которому любая контрольная система, основанная на списке, через какое-то время теряет свои возможности, если они не будет регулярно обновляться. Группа экспертов рекомендует государствам-участникам пересматривать списки на регулярной основе – каждые четыре или пять лет. Однако при этом не отражена необходимость корректировки процедур проверки объектов, которые по Конвенции существенно ограничивают возможности международного контроля.

Не нашли отражения в докладе проблемы, связанные с опасностью разработки и использования химических средств на основе токсичных химикатов временно-выводящего действия (инкапаситантов).

Конвенция о запрещении химического оружия будет эффективна только при условии исключения опасности разработки и распространения его новых видов.

Что касается повышения эффективности мер проверки других химических производственных объектов, то при ясном понимании недостаточности представляемой в объявлениях информации, эксперты в своем докладе все внимание посвящают поиску косвенных путей.

Остается надеяться, что обсуждение доклада консультативной группы государствами-участниками ОЗХО приведет к согласованию эффективных мероприятий по развитию структуры организации и процедур ее работы с целью совершенствования механизма международного контроля.

Ситуация с реализацией Конвенции о запрещении химического оружия на сегодняшний момент находится на переломном этапе. Только полностью исключив опасность разработки, производства и распространения новых видов химического оружия в мире, можно говорить об эффективности Конвенции на долгосрочный период.

Для обеспечения жизнеспособности и эффективности Конвенции ее положениями предусмотрен механизм внесения изменений в приложения по Конвенции. Большинство вопросов, которые были подняты выше, могут быть эффективно решены путем внесения таких изменений. Это касается и дополнений в списки токсичных химикатов, и расширения объема объявлений по промышленности, и повышения эффективности процедур проверки объектов, и т.д. Ранее, в 1999, 2000 и 2005 гг. этот механизм был успешно использован ОЗХО в интересах решения конкретных задач по осуществлению Конвенции.

Однако в последнее время, хотя на различных форумах и семинарах достоверно выявляются слабые места Конвенции, реальные пути выправления ситуации в ОЗХО не предлагаются и не рассматриваются. Все чаще с трибуны сессий конференции ОЗХО звучит призыв не допускать пересмотра положений Конвенции. Это можно было бы объяснить приверженностью известному принципу о том, что лучшее враг хорошего, если бы механизм внесения изменений в Конвенцию не был бы три раза успешно использован. При той серьезности выявленных недостатков текста Конвенции и их влияния на эффективность выполнения ее целей, возникает подозрение, что основные участники Конвенции в этом просто не заинтересованы.

Только политическая воля и реальная заинтересованность государств-участников Конвенции, прежде всего России и США, может способствовать сохранению эффективных мер по запрещению химического оружия.

Александр Дмитриевич ГОРБОВСКИЙ – доктор технических наук, профессор, член Международного научно-консультативного совета по затопленному химическому оружию, эксперт Российского Зеленого Креста по проблемам химического оружия

Статья написана по материалам сайтов: fireman.club, tass.ru, www.oborona.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector