Льгота по ндс для управляющих компаний жкх

Вновь темой нашей статьи стали новые налоговые льготы по НДС для управляющих организаций. Сегодня мы имеем исключительную возможность познакомиться с мнением главного бухгалтера крупной управляющей организации, которая решила отказаться от применения льгот.

В основе такого решения – профессиональное суждение бухгалтера-практика, работающего в сфере ЖКХ более 13 лет. В интервью респондент поделилась своими соображениями, опасениями и выводами. Надеемся, они дадут пищу для размышления нашим читателям.

Елена Аркадьевна, принятие Федерального закона от 28.11.2009 № 287-ФЗ было весьма ожидаемым событием для бухгалтеров компаний ЖКХ. Как Вы отреагировали на подписание этого документа?

Действительно, 28 ноября 2009 года управляющим организациям и ТСЖ была предоставлена льгота по налогу на добавленную стоимость. Не скрою, я встретила эту новость с надеждой: вот вздохнем с облегчением, порадуемся за себя и жителей многоквартирных домов. Только первая волна моей радости быстро ушла, и какой-то неприятный осадок мешал радоваться дальше, не отпускало ощущение дежавю.

Вторая часть НК РФ стала трактовать льготу так: услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности (пп. 10 п. 2 ст. 149). Правда, опять же, с оговоркой, что до 1 января 2004 года освобождается от налогообложения реализация на территории РФ услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду) (ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ).

Только позже, после начала действия пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, уже к середине 2004 года разгорелись жаркие споры: можно ли применять льготу к жилищной услуге в целом и тождественны ли понятия «техническое обслуживание» и «услуги по предоставлению в пользование жилых помещений».

Вот, например, письмо налоговой инспекции от 03.02.2004: «Пунктом 1 ст. 11 НК РФ предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Не правда ли, хочется позвать опытных дешифровальщиков, чтобы понять смысл сказанного? Такими специалистами выступили аудиторы, доказывая право жилищников на льготу по НДС. Суды по спорам того периода не всегда признавали это право за жилищными организациями. Вот почему уже четкое ощущение дежавю притупило радость от новости и заставило прочитывать поправки еще и еще раз.

Что же насторожило Вас в формулировках новых положений Налогового кодекса?

Вопросов возникло немало. Но начнем по порядку – с коммунальных услуг. Давайте читать пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ вместе.
Реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями… – здорово, это мы, мы предоставляем коммунальные услуги жителям в соответствии со ст. 162 ЖК РФ и договорами на управление многоквартирными домами, заключенными с жителями. …созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги… Опять мы.

А еще заглянем в Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, и подтвердим свою правоту: исполнитель – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы… предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Все точно, никаких сомнений.
Читаем дальше Налоговый кодекс?…при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса…

Стоп. А это что? Описка? Опечатка? Перевод на агентскую схему? Нежелание чиновников, писавших поправку к кодексу, принимать терминологию Правил предоставления коммунальных услуг? Да, действительно, вода проходит по трубам дома в том же виде, в котором ее доставил поставщик. Но давайте опираться на факты: у управляющей организации заключен договор на поставку коммунального ресурса – тонны воды, гигакалории тепла. Но она, в свою очередь, оказывает коммунальную услугу. Нет в договорах с жителями условий о поставке им тонн и гигакалорий, есть комфортные условия проживания гражданина: температура воздуха в комнатах не менее 18 градусов, бесперебойная подача в квартиру воды, электроэнергии, работа канализации и т. д.

Мне очень понравилось высказывание одного из руководителей теплоснабжающей организации на встрече, посвященной обсуждению тогда еще новых Правил предоставления коммунальных услуг. «Поймите, – говорил он, – мы доставили тонны горячей воды до стенки дома в соответствии с условиями договора, а вот как дальше тепло и горячая вода будут попадать в квартиры – забота не наша, а обслуживающей дом организации, хоть в ведрах и мешках доставляйте воду и тепло в квартиры». Все правильно, должна работать комплексная формула:

Ресурс + Исправно работающие инженерные системы дома =

Благоприятные условия проживания (коммунальная услуга)

То есть управляющая организация не покупает коммунальную услугу, а именно оказывает ее.
Кроме этого, встает вопрос: а как поступать с нежилыми помещениями? Если внимательно прочитать пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, то можно заметить, что использованы термины и понятия Правил предоставления коммунальных услуг, которые регулируют отношения с потребителями-гражданами.

Смущает также упоминание граждан в пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ: …созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги… Однако разъяснений пока нет. Проработав полгода, год, а может, и больше, мы сможем получить разъяснения, что льгота распространяется только на услуги для собственников-граждан. А ведь еще нужно не забыть, что есть коммунальные услуги для собственных нужд управляющей организации. Неужели нас опять ждут споры, связанные с терминологией? Ведение раздельного учета? Нагромождение в простой и ясной схеме бухгалтерского учета громоздких надстроек налогового учета?

Поступим проще. Существуют Правила предоставления коммунальных услуг. Плохие они или хорошие – спорить не будем: они есть, и это факт. И именно этот документ дает возможность сделать равными доходы и расходы управляющей организации в части оказания собственникам помещений коммунальных услуг. А если равны доходы и расходы, соответственно, будут равными НДС «входной» и НДС начисленный. Да, отказавшись от льготы, придется вести учет и заполнять декларацию, но, согласитесь, примерно столько же времени займет ведение раздельного учета, поскольку появятся расчеты по разделению «входного» НДС на облагаемую и необлагаемую деятельность.

Иначе говоря, Вы считаете целесообразным отказаться от применения налоговой льготы в отношении реализации коммунальных услуг. Может быть, в части содержания и ремонта общего имущества использовать освобождение от НДС выгоднее?

Чтобы ответить на этот вопрос, внимательно прочитаем пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, согласно которому освобождается от налогообложения реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

О как бы хотелось упростить учет, забыть про счет 19, отнести весь «входной» НДС на затраты и забыть про налоговые проверки в части применения налоговых вычетов! Пожалуй, такое желание есть у каждого бухгалтера.

Это интересно:  Получить рвп по браку

Наша управляющая организация частично осуществляет свою деятельность через подрядчиков, большую же часть работ выполняем силами своих подразделений. В момент становления компании экономические расчеты показали, что часть работ действительно выгоднее передать на подряд, а часть – для более оперативного их проведения и получения положительного экономического эффекта – нужно оставить себе. К тому же не будем забывать, что наши сотрудники – это люди с колоссальным опытом, разбрасываться которыми было бы недальновидно.

Но время не стоит на месте и условия хозяйствования меняются, к тому же жилищный фонд стареет, процент износа неуклонно растет, дома требуют все больших вложений. Может быть, при применении льготы и переходе на полный подряд работать будет выгоднее? Может быть, мы получим экономию и сможем провести больше работ? Но давайте вновь вернемся к Налоговому кодексу.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов… учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).

Следовательно, весь НДС, предъявленный управляющей компании подрядными организациями, увеличит затраты компании. Может, тогда попробовать нанять организации, которые также не являются плательщиками НДС? Но ведь и на них распространится действие процитированной статьи НК РФ, значит, себестоимость работ, а следовательно, и цена договора подряда увеличатся на данные суммы. Экономия? Сомнительно!

Может быть, у нас появится шанс уменьшить свои расходы? А, вот, нашли! Наличие подрядных организаций должно, просто обязано привести к сокращению численности работающих в управляющей компании. Но подождите: в соответствии с ТК РФ мы должны уведомить сотрудников о сокращении за два месяца.

То есть при переходе на новую схему работы и заключении договоров с подрядчиками с 01.01.2010, мы еще два месяца платим заработную плату «лишним» сотрудникам, потом выплачиваем пособие в течение двух месяцев, параллельно производя выплаты подрядным организациям (оплачивая в том числе работу управленческого аппарата подрядчика). Экономия? Опять же, сомнительно. И стоит ли ломать в спешном порядке работоспособную структуру управляющей организации и хозяйственные связи ради данной сомнительной экономии?

Если компаниям, выполняющим работы по договору управления своими силами, применение льготы невыгодно, может быть, оно на руку тем управляющим отранизациям, которые сразу приняли модель управления через заключение договоров подряда? Льгота прописана четко и ясно: применяй – не хочу!

Может быть, и выгодно, но вот только вышли изменения в НК РФ слишком поздно – в декабре. Как же быть с ценой облуживания общего имущества?

В соответствии со ст. 162 ЖК РФ в договоре управления должен быть оговорен порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а п. 13 ст. 155 ЖК РФ регламентирует сроки информирования граждан о цене обслуживания: наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений… и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов. Получается, что во второй половине декабря 2009 года цена уже была сформирована с НДС. Самое простое – убрать НДС из цены и предъявить гражданам к уплате уменьшенную на налог сумму. Но ведь при формировании цены многим еще не было известно о льготе, не было известно, что «входной» НДС увеличит затратную часть. Может быть, тогда и данной льготой не пользоваться, чтобы не нести незапланированных расходов? Бухгалтеры замерли и решили ждать разъяснений.

И они последовали. И если до получения рекомендаций вопросов было много, то теперь их стало ужасающе много. Письменные консультации Минфина на сегодняшний день не просто повторяют тексты пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, но уже имеют расшифровку работ и услуг по содержанию общего имущества, взятую из п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). Видимо, из этого заключения последовал вопрос: а каков порядок налогообложения управленческих услуг? Некоторые консультанты и бухгалтеры сделали вывод, что раз услуга по управлению не выделена в данном перечне, то под льготу она не попадает.

Предлагаю еще раз обратиться к Жилищному кодексу и выяснить, существует ли отдельно услуга по управлению. В пункте 2 ст. 162 сказано: по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива…) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Как мы видим, отдельной услуги по управленческой деятельности ЖК РФ не предусматривает. Возможно, ошибка в рассуждениях бухгалтеров и консультантов появилась из сметы расходов, определяющих цену обслуживания на год, и обусловлена непониманием того, что доходом управляющей организации будет являться вся сумма начисленных денежных средств за содержание общего имущества многоквартирного дома, несмотря на то что часть работ (или весь их объем) будут выполнять подрядчики.

Привлечение подрядных организаций – это всего лишь способ выполнения работ. И пусть в договоре управления в составе цены будут выделены управленческие расходы, это всего лишь часть общей стоимости работ (услуг), которая не создает отдельного дохода управляющей компании. Поэтому говорить о том, что у управляющих организаций, которые выполняют все работы подрядным способом, льгота предоставляется только на работы, выполненные подрядчиком, неправильно.

Мы опять и опять упираемся в разное толкование терминов и понятий экспертами, консультантами, налоговыми инспекторами и бухгалтерами. Все, что нас ждет, – это новый виток споров и судебных разбирательств.
А может быть, пока отказаться от льготы, при необходимости изменить структуру управляющей компании и способы обслуживания общего имущества в многоквартирном доме, просчитать экономически обоснованную цену обслуживания, а льготу
в 2010 году применить осознанно тем, кто действительно получит от этого положительный результат?

Да, действительно, проблем управляющие организации, которые решили применять льготы по НДС, получат немало. Но не нужно забывать об освобождении от обложения НДС сумм резерва на ремонт общего имущества. Эта норма распространяется на все организации, выбирать, следовать ей или нет, нельзя. Как Вы оцениваете это нововведение?

Последняя льгота, которую ввели тем же законом (п. 3 ст. 162 НК РФ), касается денежных средств, полученных управляющими организациями… на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Резерв обозначен. Но давайте рассматривать его с точки зрения бухгалтерского и налогового учета. У всех уже имеющихся резервов есть правила образования, учета, нормирования, сроки использования. Новый же резерв ничего подобного не имеет. Формирование данного резерва также не прописано и в ЖК РФ. Можно решить, что это авансовые платежи населения на капитальный ремонт или сборы на текущий ремонт в ТСЖ, а можно снова придумать новый термин. И опять вопросы и вопросы…

Это интересно:  Коды должностей для штатного расписания

Елена Аркадьевна, в целом уже понятно, что Вы весьма скептически относитесь к поправкам в Налоговом кодексе. Прошу подвести итоги нашей беседе и дать совет нашим читателям.

Как-то грустно получается: законодатели хотели сдержать рост цен для населения, но при этом забыли про «входной» НДС, который неизбежно приведет к увеличению затрат. Хотели, может быть, облегчить работу бухгалтерам, но забыли про большой объем работ, выполняемых управляющими компаниями дополнительно, и возникающую необходимость вести раздельный учет. Вопросов больше, чем грамотных ответов.

Я думаю, что более правильным будет не торопиться, чтобы не увязнуть в бесконечных спорах, чтобы не получить отрицательный эффект от деятельности в конце года, чтобы подготовиться к следующему году.

В том далеком, 2004 году наша бухгалтерия (тогда еще МУПа) тоже наделала ошибок в учете НДС и пересчитывали потом, и переделывали. Да и налоговая инспекция пришла с проверкой более позднего периода, что очень выручило. Но этот опыт научил внимательно читать, сопоставлять формулировки и трактовки разных отраслей законодательства, просчитывать и предлагать более выгодные для предприятия условия работы. Наверное, каждый бухгалтер должен провести эту работу на своем рабочем месте и сделать выводы, правильные для его предприятия, не нарушающие закон и позволяющие предприятию успешно работать и развиваться.

Беседу вела редактор журнала Е. В. Емельянова

Способы исчисления НДС при использовании льготы в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества (Денисова М.О.)

Дата размещения статьи: 01.06.2015

Мы продолжаем разговор о практическом применении управляющими организациями налоговых льгот, начатый в статье М.О. Денисовой «Применение льготы по НДС», N 11, 2013 (где были обозначены основные сложности использования льгот, установленных пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ), и продолженный в N 1, 2014 (относительно налогообложения коммунальных услуг).

Норма и разъяснения по ее применению

Ключевой момент. Льгота по НДС предоставляется УК, только если работы (услуги) реализуются потребителям по стоимости их приобретения у третьих лиц.

Практика налоговых проверок

Таким образом, при применении УК льготы по НДС первостепенное значение имеют два факта:
— выполняет (оказывает) ли УК потребителям какие-либо работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества из общего их массива собственными силами;
— по какой стоимости УК реализует потребителям работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества, для выполнения (оказания) которых она привлекает третьих лиц: по стоимости приобретения или повышенной стоимости.
Несомненно, большинство УК — это коммерческие организации, деятельность которых направлена на извлечение прибыли. Применять «наценку» к тарифам на коммунальные услуги запрещает закон, поэтому получать легальную прибыль УК могут только в рамках деятельности по содержанию и ремонту общего имущества. Это достигается двумя способами: путем удорожания стоимости работ (услуг), приобретенных у сторонних организаций, посредством самостоятельного выполнения конкретных мероприятий по содержанию и ремонту по максимальной стоимости с минимальными затратами.

УК применяет льготу в отношении всех работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества

УК не применяет льготу или применяет ее избирательно, так как не все работы (услуги) выполняет (оказывает) подрядным способом

Универсальные рекомендации

Обобщая известную нам практику налоговых проверок, управляющим организациям, которые стремятся использовать возможности льготного налогообложения, предоставленные им пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, с минимальным обострением отношений с налоговыми органами, можно посоветовать лишь одно — организовать соответствующую детализацию данных о составе, стоимости работ (услуг) для потребителей и их происхождении.
Иными словами, правомерность применения льготы может быть подтверждена следующими действиями и документами:
— расшифровкой состава работ (услуг) по содержанию и ремонту, вошедших в предмет договора управления, с указанием цены и способа выполнения (оказания) каждой работы (услуги);
— раскрытием методики расчета размера ежемесячной платы (как правило, это 1/12 цены договора);
— обособлением в составе платы тех ее составляющих, которые имеют целевой (накопительный) характер (взносов на текущий или капитальный ремонт) и не облагаются НДС еще и в силу специальной нормы (пп. 1 п. 3 ст. 162 НК РФ);
— разъяснением причин расхождений между величиной квартальной платы, предъявляемой потребителям, и квартальных затрат, связанных с выполнением (оказанием) работ (услуг) по содержанию общего имущества (например, относительно того, что в летние месяцы в составе платы за содержание общего имущества УК поступает выручка, в том числе в виде стоимости работ по сдвижке снега, которые фактически будут выполняться в зимние месяцы, тогда же появятся затраты на их приобретение).

Способ исчисления НДС при использовании льготы в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества предопределен способом извлечения УК прибыли по договору управления.
Если все элементы комплексной услуги по содержанию и ремонту общего имущества УК исполняет подрядным способом, применяя при этом наценку на одну или несколько составляющих услуги, льгота по НДС распространяется только на размер платы, соответствующей стоимости работ (услуг), предъявленной УК подрядными организациями. С образующейся разницы необходимо начислить НДС («метод разниц»). При этом у УК возникнут определенные сложности с подсчетом налоговой базы в рамках каждого квартала, ведь достоверно определить размер добавочной стоимости по комплексной услуге можно только по окончании года. Отдельная проблема — возникновение непредвиденных расходов на содержание и ремонт общего имущества, перекрывающих заложенную УК прибыль. В данном случае УК не будет начислять налог к уплате в бюджет, но и вычеты потеряет (подробнее об этом см. статью М.О. Денисовой «Способы исчисления НДС при использовании льготы в отношении коммунальных услуг», N 1, 2014).
Если комплексную услугу по содержанию и ремонту УК исполняет смешанным способом (часть — собственными силами, часть — с помощью подрядчиков) независимо от того, как именно образуется ее прибыль (путем удорожания стоимости работ (услуг), приобретенных на стороне, или с использованием приемов ценообразования в части собственных работ (услуг)), она вправе:
— считать, что не подпадает под действие пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, и не применять льготу;
— не подавать в инспекцию заявление об отказе от льготы.
При выборе данной тактики высока вероятность возникновения споров с налоговиками, разрешаемых в судебном порядке.
Если УК планирует и при смешанном способе оказания комплексной услуги воспользоваться льготой в отношении элементов, исполняемых подрядчиками, ей необходимо продумать соответствующую детализацию в договоре управления (наглядно продемонстрировав в нем происхождение конкретной работы (услуги) и ее стоимость) и отслеживать соотношения соответствующей части платы, предъявляемой потребителям, и стоимости приобретения льготируемой работы (услуги).

Учитывается ли сумма НДС в цене коммунальных услуг?

27 декабря 2016 года появилось письмо ФНС РФ N СД-19-3/197, в котором служба пояснила, что при приобретении КУ потребителями сумма НДС всегда учитывается в цене коммунальных услуг.

Подробнее о содержании письма расскажем сегодня.

Цена коммунальных услуг

В Федеральную налоговую службу часто поступают вопросы о том, выставляется ли НДС при приобретении потребителями коммунальных услуг. Поэтому ведомство составило письмо, в котором разъяснило, учитывается ли сумма НДС в цене коммунальных услуг.

Это интересно:  Куда жаловаться на мтс

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения считаются:

  • операции по осуществлению товаров, работ и услуг на территории России,
  • передача имущественных прав.

Другие операции налогами не облагаются. Полных их перечень представлен в ст. 149 НК РФ. Нас интересует пп. 29 п. 3 указанной статьи, согласно которому не подлежит налогообложению реализация КУ, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК и другими специализированными потребительскими кооперативами.

ФНС РФ делает вывод, что от налогообложения НДС освобождаются операции по осуществлению коммунальных услуг только тех управляющих организаций, которые в установленном порядке предоставляют КУ потребителям.

Организация коммунального комплекса

Коммунальные услуги, осуществляемые организациями коммунального комплекса, не освобождаются от налогообложения НДС.

Что такое организация коммунального комплекса, объясняет Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ. Это юридическое лицо:

  • занимающееся системами коммунальной инфраструктуры,
  • эксплуатирующее объекты для утилизации ТБО.

Организационно-правовая форма юридического лица не важна, чего не скажешь о порядке использования системы коммунальной инфраструктуры.

Она должна применяться для производства товаров или оказания услуг для обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

П. 1 ст. 168 НК РФ определяет, что при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене товара предъявляет к оплате покупателю сумму налога.

НДС на коммунальные услуги

Осуществление КУ организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС.

Когда дальше УО поставляет коммунальные услуги потребителям, НДС она не прибавляет (пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ). Однако, согласно п. 2 ст. 170 НК РФ, суммы НДС, предъявлённые управляющей организации организациями коммунального комплекса, учитываются УО в стоимости приобретённых КУ.

Поэтому потребители оплачивают КУ по стоимости, в которой уже учтена сумма НДС.

ФНС РФ приводит пример. Организация коммунального комплекса предоставляет коммунальную услугу управляющей организации по тарифу и НДС согласно этому тарифу: 100 и 18 рублей соответственно.

НДС УО учитывает в стоимости приобретённых коммунальных услуг и поставляет их потребителям за 118 рублей с учётом НДС.

ФНС РФ напоминает, что в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ управляющая организация может отказаться от освобождения от налогообложения операций, перечисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ.

Если УО выбирает этот вариант, то потребители оплачивают тариф, увеличенный на сумму НДС – 118 рублей, из которых 100 рублей – тариф и 18 рублей – НДС. Поэтому потребители приобретают коммунальные услуги с уже учтённой суммой НДС.

Управление многоквартирными домами: налогообложение в ЖКХ

Вопрос: Управляющая компания ЖКХ является плательщиком НДС. Она приобретает у ООО «Теплоснабжение» коммунальные услуги и реализует их населению. Начисляется ли НДС на коммунальные услуги (на тарифы для населения, утвержденные отделом цен, муниципальным образованием)?

Федеральным законом от 28.11.2009 № 287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 287-ФЗ) в п. 3 ст. 149 НК РФ внесены изменения, согласно которым п. 3 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 29. В силу данной нормы не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими компаниями ЖКХ, ТСЖ, ЖСК, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Если в муниципальном образовании тарифы установлены (без НДС) то у управляющей компании ЖКХ суммы, полученные от жильцов для оплаты коммунальных услуг, совпадают с суммой, причитающейся поставщику – организации коммунального комплекса.

Однако, как правило, тарифы устанавливаются с учетом НДС – орган регулирования (администрация муниципального образования или РЭК) накручивает НДС на тарифы и утверждает их – делая пометку «с учетом НДС» или «в том числе НДС».

Если организация коммунального комплекса находится на общем режиме налогообложения и выставляет счета управляющей компании ЖКХ с НДС (тариф «в т.ч. НДС» или «с учетом НДС»), то в этом случае у управляющей компании ЖКХ возникает разница в силу того, что в соответствии с пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ управляющая компания ЖКХ освобождена от уплаты НДС при реализации коммунальных услуг населению и населению предъявляется тариф без НДС, а перед поставщиком (организацией коммунального комплекса) необходимо рассчитываться в размере суммы, увеличенной на величину НДС.

В этом случае есть два варианта действий:
— управляющей компании ЖКХ отказаться от налоговой льготы, предусмотренной пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ:
Напомним, что на основании п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

— управляющей компании ЖКХ предъявлять потребителям за коммунальные услуги суммы, включающие НДС, но не выделять НДС отдельной строкой.

Это позволит, во-первых, управляющей компании ЖКХ избежать убытков. Во-вторых, пользоваться предоставленной законом налоговой льготой и не платить НДС по коммунальным услугам в бюджет.

Рубрики раздела «Вопросы – ответы ЖКХ. Проблемы ЖКХ и их решение»

Жилищно-коммунальные услуги (оплата коммунальных услуг)

Вопрос: Здравствуйте! Наша управляющая организация предлагает собственникам жилья тариф на свои услуги с учетом НДС. В составе тарифа на содержание МКД (многоквартирных домов) имеются услуги сторонних организаций (обслуживание лифтов, страхование лифтов, санитарная обработка мусоропроводов), которые выставлены им без НДС. Однако управляющая организация начисляет на них НДС при формировании тарифа. Правомерно ли это?
Посмотреть ответ
Вопрос: Здравствуйте. Мы предоставляем коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения населению. В этом году планируем сменить систему налогообложения с общей на упрощенную. Может ли это повлиять на снижение уже установленных для нас тарифов на коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение)?
Посмотреть ответ

Управление многоквартирными домами

Вопрос: Здравствуйте! Мы создали управляющую организацию ЖКХ. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 14.05.2014. следующий наш шаг – создание печати и открытие расчетного счета. Документы в банк для открытия счета поданы. Подскажите, пожалуйста, по какой форме нужно уведомлять об открытии счета в банке налоговую инспекцию и Фонды обязательного страхования.
Посмотреть ответ
Вопрос:

Здравствуйте! В связи с принятыми в первом чтении поправками к закону №261-ФЗ «Об энергосбережении…» участились вопросы от собственников жилья о проведении энергоаудита в нашем жилом доме. Меня, как директора управляющей компании, интересует:

1. Какие обязанности в области организации энергосбережения существуют у управляющих компаний ЖКХ.

2. За чей счет осуществляется проведение энергосберегающих мероприятий?

3. Какие требования предъявлять к энергоаудиторам при поиске специалистов, оказывающих услуги по проведению энергоаудита в МКД.
Благодарю за пояснения.

Статья написана по материалам сайтов: xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, roskvartal.ru, www.g-k-h.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector