Ликвидация юр лица ано

Ликвидация АНО регулируется действующим государственным законодательством. По официальным требованиям любая ликвидация ооо с долгом предполагает предварительную публикацию информации в средствах массовой информации. Сообщение о проведении предстоящей процедуры должно опубликоваться за два месяца перед закрытием организации.

Решение об открытии автономной некоммерческой организации принимается довольно часто для создания определенных условий для предпринимательской деятельности. Эта форма является самой оптимальной для следующих сфер деятельности:

  1. Спорт.
  2. Медицина.
  3. Образование.
  4. Другие важные сферы деятельности человека.

В некоторых случаях открытие АНО – это единственный вариант для организации процесса коммерческой деятельности. Но не всегда рыночные условия благосклонны к новому предпринимателю, поэтому проблема закрытия некоммерческих организацией всегда остается актуальной. На практике применяются различные подходы к ликвидации, однако далеко не все из них являются безопасными.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.

Специфика проведения процедуры ликвидации АНО

Ликвидация юридического лица имеет специфические особенности, которые не присущи процедуре закрытия индивидуального предприятия или другой форме собственности. Ликвидация АНО не может осуществляться без согласия всех учредителей. Большую роль в этом случае отыгрывают взносы учредителей, которые предполагают исключительно имущественный характер. Учредители не могут сохранять право на имущество организации.

Стоит учитывать, что учредители АНО не несут ответственность за функционирование организации в обоюдном порядке. Наряду с данными правилами, можно сделать вывод о том, какие действия необходимо выполнить для проведения ликвидации АНО:

  1. Создание официального уведомления, сообщающего о том, что решение о ликвидации АНО было принято всеми учредителями.
  2. Формирование письменного сообщения о том, что в процессе собрания была создана специальная комиссия для ликвидации, и был выбран ликвидатор-управляющий.
  3. Официальные данные о ликвидаторе-управляющем, который будет контролировать процесс в дальнейшем.
  4. Создание письменного уведомления о составлении промежуточного баланса предприятия, который необходим для ликвидации АНО.
  5. Представление отчета о создании баланса ликвидационного.

Какие необходимы документы при ликвидации АНО

Наряду с подачей сообщения в СМИ необходимо подготовить и подать на рассмотрение следующий пакет документов:

  1. Заявление о государственной регистрации АНО.
  2. Справка, сделанная на основе сведений из протокола АНО о начале ликвидации.
  3. Отчет о создании промежуточного баланса с официальной печатью того налогового органа, который осуществлял фискальный контроль над организацией.
  4. Квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.
  5. Подтверждение публикации в СМИ о ликвидации АНО.

В рамках правил некоторых территориальных фискальных органов могут действовать и другие правила. Например, для ликвидации АНО необходимо подать справку о том, что все печати организации были вовремя сданы в государственные органы.

Альтернативные подходы к закрытию организации

Альтернативная ликвидация ооо все чаще начинает практиковаться с целью максимальной минимизации рисков и финансовых потерь в процессе налоговых проверок. Проведение такой процедуры может не только сэкономить денежные средства собственников, но и ускорить процесс официального завершения деятельности предприятия.

Выбрав данный подход, предприниматель, может сократить общее количество контактов с государственными органами, которые часто приводят к налоговым вычетам.

Стоит учесть, что принудительная ликвидация юридического лица не может предполагать возможности использования альтернативных вариантов закрытия. Чаще всего данный метод применяется для ликвидации АНО с долгом или при добровольном закрытии.

Альтернативные варианты предполагают следующие методы ликвидации:

  1. Смена генерального директора и всех учредителей.
  2. Проведение реорганизации для достижения результата ликвидации АНО.
  3. Ликвидационные мероприятия, предполагающие слияние организаций.

Подходы к ликвидации могут иметь принципиально разные механизмы действия. Например, реорганизация предприятия предполагает полную приостановку функционирования предприятия. А вот смена генерального директора не учитывает необходимости полного закрытия. После смены руководства на бумаге АНО продолжает функционировать, хотя требования ликвидации могут считаться выполненными в данном случае.

Ликвидация АНО при смене генерального директора проводится довольно быстро. Для выполнения всех необходимых требований достаточно двадцати пяти рабочих дней. Данный вариант ликвидации отличается высокой экономичностью, он является самым бюджетным среди всех подходов к закрытию организации.

Негативным моментом является то, что информация о деятельности АНО не удаляется из ЕГРЮЛ, следовательно, государственные органы в любой момент могут поднять документы и начать процесс расследования дела. А если учредители захотят провести нотариальное освидетельствование для проведения сделки, тогда им придется потратиться на невероятно высокие нотариальные сборы.

Альтернативные подходы к ликвидации АНО всегда учитывают определенный уровень ответственности. Предприниматели, которые решили уклониться от ответственности полузаконным способом, рискуют получить наказание в виде субсидиарной ответственности.

Каждый из вышеперечисленных методов имеет свои преимущества и недостатки. Однако стоит помнить о том, что альтернативная ликвидация АНО не может на 100% обезопасить учредителей. Определенный риск присутствует всегда, поэтому необходимо всегда здраво оценивать все опасности привлечения к ответственности.

Возможно вам будет интересно

Об авторе

В 2000 году окончил юридический факультет НИУ Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Ликвидация некоммерческой организации — пошаговая инструкция 2018-2019 годов

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО в 2018-2019 годах

Общие положения о ликвидации НКО

Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).

Поскольку НКО является юрлицом по законодательству РФ, ее деятельность официально не считается прекращенной до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Помимо гражданских, НКО участвуют и в других правоотношениях:

Их завершение проводится по отдельным правилам. Так, все работники должны быть предупреждены о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации за 2 месяца (подробнее о процедуре — в статье «Увольнение работника в связи с ликвидацией организации»).

В соответствии с п. 11 ст. 89 Налогового кодекса ликвидация является основанием для внеплановой выездной проверки организации, проведение которой может растянуться на длительное время (см. статью «Каковы сроки проведения налоговой проверки?»). Ее завершение является необходимым условием для составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ).

В нашей статье рассматривается последовательность действий при добровольном завершении деятельности НКО, которая выглядит следующим образом.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО предусматривает следующие этапы:

  1. Принятие решения о ликвидации оформляется в виде протокола общего собрания участников (учредителей). Целесообразно включить в этот же протокол пункт об избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора, п. 4 ст. 62 ГК РФ). Подробности — в статье «Ликвидационная комиссия – формирование, состав, полномочия».
  2. В течение 3 рабочих дней о принятом решении уведомляется территориальный орган Минюста РФ (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ, уведомление по ф. P15001, утв. приказом ФНС РФ «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, далее — приказ № ММВ-7-6/25@). Особенность ликвидации НКО — необходимость подачи документов не в ФНС РФ непосредственно, а в территориальный орган (управление) Минюста РФ или в сам Минюст РФ в зависимости от того, какой из этих органов является регистрирующим. В этот же орган представляется уведомление по ф. P15002 о создании ликвидационной комиссии или избрании ликвидатора.
  3. Сообщение о ликвидации публикуется в «Вестнике государственной регистрации». Направляются письменные уведомления кредиторам, определенным по данным бухучета.
  4. Утверждается промежуточный ликвидационный баланс (ЛБ), который представляется с уведомлением по ф. Р15003.
  5. Проводятся расчеты с кредиторами, формируется ЛБ (пп. 4, 6 ст. 63, ст. 64 ГК РФ). В Пенсионный фонд представляются сведения о страховом стаже и страховых взносах работников.
  6. В Минюст подается заявление по ф. Р16001 для внесения записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ.

Особенности ликвидации НКО отдельных видов

Законом № 7-ФЗ и другими законодательными актами предусматриваются особенности процедуры ликвидации для НКО отдельных видов. В частности:

  • Фонд ликвидируется согласно судебному акту (ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 закона № 7-ФЗ) в соответствии с процедурой, предусмотренной гл. 27 Кодекса административного судопроизводства (см., например, решение Приволжского районного суда г. Казани от 18.01.2018 по делу № 2-1124/18).
  • Для ликвидации отделения иностранной неправительственной НКО предусмотрены дополнительные основания, указанные в п. 2.1 ст. 18 закона № 7-ФЗ.
  • Действие порядка ликвидации по закону № 7-ФЗ не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения, автономные учреждения (пп. 4, 4.1, 4.2, 5 ст. 1, ст. 19.1 закона № 7-ФЗ). Например, религиозные НКО ликвидируются по основаниям, указанным в ст. 14 закона «О свободе совести…» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (см. решение ВС ЧР от 02.02.2018 по делу № 3а-15/2018).

Независимо от применения закона № 7-ФЗ, на все виды юрлиц распространяются нормы ГК РФ при отсутствии специальных норм. Полномочия и обязанности при ликвидации, предусмотренные законодательством, возложены на ликвидатора.

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Основные обязанности ликвидатора сведены в таблицу.

Ликвидация АНО

Автономная некоммерческая организация (АНО) это вид некоммерческой организации, которая создается в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Она не имеет членства и учреждается на основании добровольных имущественных взносов физических или юридических лиц.

Одним из видов деятельности компании «Консалт-групп» являются юридические услуги по созданию, сопровождению деятельности и ликвидации автономной некоммерческой организации (АНО).

Что включает в себя услуга юридического сопровождения ликвидации АНО:

1. Консультации юристов и бухгалтеров в ходе ликвидации.

2. Оформление сопутствующих документов, в том числе, промежуточного и окончательного ликвидационного баланса (по желанию клиента).

3. Публикация о ликвидации в СМИ.

4. Представление интересов АНО в Министерстве Юстиции, ИФНС и у нотариуса.

5. Получение документов после регистрации ликвидации.

Решите проблемы сейчас — позвоните нам:

Оставьте заявку и мы перезвоним Вам
в течение 15 минут! Каждому, кто оставит заявку или позвонит нам сегодня — консультация по любому вопросу бесплатно!

Шаг 1
Шаг 2
Шаг 3

Порядок ликвидации АНО

Ликвидация АНО происходит в том же порядке, что и ликвидация всех остальных юридических лиц, в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, за некоторыми исключениями. Особенности ликвидации такого типа юридических лиц, как АНО, закреплены в федеральном законе «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г.

Решение о ликвидации АНО принимается его учредителями на общем собрании. Одновременно принимается решение о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора АНО. После принятия такого решения к ликвидационной комиссии переходят все права и обязанности по управлению автономной некоммерческой организации. Основная цель деятельности ликвидационной комиссии – проведение процедуры ликвидации АНО, выявление должников и кредиторов, взыскание задолженности и удовлетворение требований кредитов, продажа имущества с торгов, распоряжение оставшимся имуществом в соответствии с уставом АНО. Ликвидационная комиссия выступает от имени АНО в суде и в государственных органах.

Процедура ликвидации АНО состоит из последовательных этапов, каждый из которых строго регламентирован по срокам, пропуск которых может повлечь за собой негативные правовые последствия, в том числе признание ликвидации несостоявшейся.

Прежде всего, ликвидационная комиссия АНО (или ликвидатор) должны опубликовать в специальном издании сообщение о ликвидации АНО и о порядке и сроках, в течение которых кредиторы АНО могут заявить свои требования. Причем этот срок должен быть не менее 2-х месяцев со дня публикации. Об этом решении АНО должно уведомить Министерство юстиции в трехдневный срок.

Далее она принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации АНО.

Выплаты кредиторам производятся из денежных средств, имеющихся в АНО, в очередности, установленной Гражданским кодексом. Однако если их недостаточно, тогда осуществляется продажа имущества с торгов.

После истечения срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Об этом также уведомляется Министерство юстиции.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Он утверждается общим собранием учредителей АНО (ст.19 закона «О некоммерческих организациях»).

По итогам расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями на общем собрании.

Ликвидация считается завершенной, а автономная некоммерческая организация — прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Решите проблемы сейчас — позвоните нам:

Оставьте заявку и мы перезвоним Вам
в течение 15 минут! Каждому, кто оставит заявку или позвонит нам сегодня — консультация по любому вопросу бесплатно!

Порядок ликвидации некоммерческих организаций

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), названным Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ликвидация некоммерческой организации состоит из следующих этапов:

принятие решения о ликвидации некоммерческой организации;

формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора;

публикация сообщения о ликвидации в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица;

уведомление кредиторов некоммерческой организации о ликвидации некоммерческой организации;

составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;

осуществление расчетов с кредиторами;

составление ликвидационного баланса;

государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.

Согласно нормам ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

по решению суда. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации. Указанные уведомления могут быть представлены некоммерческой организацией как одновременно, так и последовательно.

В трехдневный срок уведомления о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) некоммерческой организации с приложением соответствующего решения представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган.

На территории Вологодской области указанные документы представляются в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области (далее — Управление).

В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 7-ФЗ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

В целях обеспечения размещения юридическими лицами сведений, обязательных для публикации в силу закона, Федеральной налоговой службой учреждено средство массовой информации — журнал «Вестник государственной регистрации».

По окончанию срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса учредителями (участниками) некоммерческой организации либо органом, принявшими решение о ликвидации некоммерческой организации, в Управление представляется уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, с приложением промежуточного ликвидационного баланса.

Статьей 21 Федерального закона № 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором заявителем подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации некоммерческой организации, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами (муниципальными органами) в установленных федеральным законом случаях;

документ об уплате государственной пошлины;

документ, подтверждающий представление соответствующих сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме того, некоммерческая организация одновременно с документами для государственной регистрации в связи с ликвидацией представляет подтверждение публикации сообщения о ликвидации в органах печати.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за государственную регистрацию ликвидации юридического лица взимается государственная пошлина 800 рублей, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства.

В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ заявителем при ликвидации юридического лица является конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

Максимальный срок государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией составляет десять рабочих дней.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация — прекратившей свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Формы уведомления (Р15001) и заявления (Р16001) представляемых в Управление для государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ликвидацией, утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года № MMВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Подпись заявителя на уведомлении и заявлении должна быть засвидетельствована нотариально.

Статья написана по материалам сайтов: rusjurist.ru, www.consult-gp.ru, minjust.ru.

»

Это интересно:  Норматив холодной воды на человека 2024
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector