Местное самоуправление в системе народовластия

Местное самоуправление представляет собой одну из форм осуществления народовластия на местном уровне. В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в России признается и гарантируется местное самоуправление. «Европейская хартия местного самоуправления»[55] принятая Советом Европы в 1990 г., подчеркивает, что местное самоуправление – это важный элемент демократического государственного строя, важный способ приближения гражданина к управлению.

Под местным самоуправлением понимается гарантированная Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Включение положений, касающихся местного самоуправления в первой главе Конституции Российской Федерации, закрепляет его в качестве основы конституционного строя.

Местное самоуправление является одной из форм народовластия, что подтверждается ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации, согласно которой народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. На местном уровне субъектом власти выступает население отдельных муниципальных образований. Механизмы осуществления местного самоуправления находят отражение в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[56]. Согласно ст. 3 этого Закона гграждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. самостоятельность местного самоуправления обеспечивается рядом гарантий, закрепленных в том числе и на конституционном уровне, среди которых определяющее место занимает судебная защита местного самоуправления. Так, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 № 15-П[57] отмечал, что конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления, в пределах своих полномочий обеспечивающего решение населением вопросов местного значения (ст. 12 и ст. 130, ч. 1, Конституции Российской Федерации), не может быть ограничен законодателем субъекта Российской Федерации (ст. 76, ч. 5, Конституции Российской Федерации).

Исходя из конституционной характеристики местного самоуправления как одного из уровней публичной власти, призванного в единой системе народовластия совместно с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека (ст. 2; ст. 7, ч. 1; ст. 18 Конституции Российской Федерации), федеральный законодатель самостоятельно устанавливает организационно-правовой механизм достижения указанных конституционных целей и, закрепляя общие принципы организации местного самоуправления, определяет на основе согласования общегосударственных и местных интересов оптимальные в конкретных исторических условиях способы формирования органов местного самоуправления[58].

Особенность местного самоуправления – организационная обособленность от органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). Оно самостоятельно в пределах своих полномочий по решению вопросов местного значения и жизнеобеспечения людей на территории конкретного муниципального образования. Местное самоуправление осуществляется только на территории муниципального образования и является обязательным уровнем осуществления власти. Население не имеет право отказываться от местного самоуправления, а органы государственной власти не имеют право ограничивать или лишать граждан на местное самоуправление.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Назовите формы народовластия, закрепляемые в Конституции Российской Федерации.

2. Что такое местное самоуправление? Какое значение имеет право на местное самоуправление в системе прав и свобод человека?

3. Раскройте содержание положения о том, что носителем суверенитета и источником государственной власти в России является ее многонациональный народ.

4. Расскажите порядок организации и проведения референдума Российской Федерации. Охарактеризуйте юридическую силу решений, принятых на референдуме.

5. Что такое представительная демократия? Назовите формы представительной демократии.

6. Охарактеризуйте роль выборов в системе институтов народовластия.

7. Назовите нормативные правовые акты, регулирующие систему местного самоуправления в России.

8. Нарисуйте схему институтов непосредственной демократии в России.

Местное самоуправление в системе народовластия

Местное самоуправление в РФ — это система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Безусловно, существует много определений «местного самоуправления», однако вышеуказанное наиболее полно отражает сущность этого явления.

Основными источниками права, регулирующими институт местного самоуправления в РФ являются:

  • · Европейская хартия местного самоуправления от 15 окт. 1985 г.;
  • · Конституция РФ, которая закрепляет местное самоуправление, выступающее самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти;
  • · ФЗ от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В данном разделе работы предлагается выявить роль местного самоуправления в системе народовластия, рассматривая этот институт в качестве: права населения на самостоятельное решение вопросов местного значение; формы народовластия.

Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения. Под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действую в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. Европейская Хартия указывает на роль местных органов в реализации местного самоуправления, устанавливает право указанных органов на самостоятельную деятельность, кроме того это право осуществляется не только выборными органами, но и через формы прямого участия граждан в реализации функций местного самоуправления. Право населения на местное самоуправление обеспечивается правом каждого гражданина РФ на осуществление местного самоуправления. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Это интересно:  Бухгалтер материальной группы должностные обязанности

Конституция РФ закрепляет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Федеральный закон, развивая конституционные положения, закрепил: «население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления».

Это право население может реализовать путем образования самостоятельного муниципального образования, на территории которого будет осуществляться местное самоуправление. При этом отсутствие муниципальной собственности не может служить основанием для отказа в образовании нового муниципального образования. Конкретный порядок образования муниципальных образований, их объединения, преобразования или упразднения должен устанавливаться законом субъекта РФ.

Гражданам гарантируется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, право равного доступа к муниципальной службе, право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Признавая право населения на осуществление местного самоуправления, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления данного права. Государство признает и защищает равным образом наряду с другими формами собственности муниципальную собственность. Государство признает право населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления.

Изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Местное самоуправление позволяет демократизировать систему управления и решать местные вопросы с гораздо меньшей степенью бюрократизации и большей эффективностью по сравнению с централизованной системой управления. Конституция РФ установила, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако это не означает, что местное самоуправление автономно от государства и противостоит ему. Упомянутый принцип означает не свободу от государства, а свободу внутри его. Местное самоуправление развивается на основе и в соответствии с законами государства. Исключение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти следует трактовать не как потерю ими государственно-властной природы, а как установление своеобразного разделения публичной власти «по вертикали».

Местное самоуправление — это не просто форма самоорганизации населения для решения вопросов местного значения, это и форма осуществления публичной власти, власти народа.

7.2. Местное самоуправление в системе народовластия

Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление, которое, естественно, порождает различные подходы к его исследованию.

Местное самоуправление можно рассматривать в качестве:

основы конституционного строя;

права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;

Местное самоуправление как основа конституционного строя

Местное самоуправление согласно Европейской хартии местного самоуправления составляет одну из основ любого демократического строя. «Принцип местного самоуправления, — гласит ст. 2 Хартии, — должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в конституции государства».

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Конституция РФ, закрепляя местное самоуправление в качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. В соответствии со ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. В силу этого государственные органы уже не выступают, как раньше, в качестве вышестоящей инстанции, руководящей деятельностью местных органов власти, заслушивающей отчеты и имеющей право отмены их решений.

Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Таким образом, закрепление местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и осуществления управления страной предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственно, прежде всего перед своим населением. Конституция не дает исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления. Основываясь на положениях Конституции РФ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов в области местного самоуправления.

Это интересно:  Есть ли кпп у ип индивидуального предпринимателя

Принцип местного самоуправления должен быть закреплен в конституциях (уставах) субъектов Федерации, которые, признавая местное самоуправление в качестве одного из основополагающих начал организации публичной власти на своей территории и определяя систему организации этой власти, не могут снижать уровень федерального гарантирования самостоятельности местного самоуправления.

В соответствии со ст. 16 Конституции РФ положения ее ст. 3 и 12, гарантирующие местное самоуправление, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Никакие другие конституционные нормы не могут противоречить ее положениям о местном самоуправлении, закрепленным в гл. 1. Это является важной гарантией развития местного самоуправления в нашей стране.

Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

Статья 3 Европейской хартии местного самоуправления определяет местное самоуправление как «право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения». Таким образом, связывая местное самоуправление с правом органов местного самоуправления на самостоятельную и под свою ответственность деятельность, Хартия указывает прежде всего на роль местных органов в реализации местного самоуправления. Но вместе с тем в ней установлено, что это право осуществляется не только выборными органами самоуправления, но и через формы прямого участия граждан в реализации функций местного самоуправления.

Российское законодательство признает основным субъектом права на самоуправление население муниципальных образований (городских и сельских поселений и др.). Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вместе с тем Конституция исходит из того, что право местного самоуправления осуществляется населением, как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления.

Население не может отказаться от своего права на осуществление местного самоуправления, ибо местное самоуправление, его осуществление населением — необходимый элемент конституционной организации власти народа: наличие его в системе публичной власти субъекта Федерации является конституционным требованием.

Местное самоуправление в системе народовластия

Местное самоуправление играет важную роль в системе определенных форм реализации принадлежащей народу власти, единственным источником которой народ и является [1] . В соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Самостоятельный характер реализации власти народа органами местного самоуправления обусловлен также и положениями ст. 12 Конституции РФ о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Концептуальные положения гл. 1 Конституции РФ о народовластии и роли в нем местного самоуправления нашли свое отражение в Законе об общих принципах организации местного самоуправления.

В российском государствоведении понятия «власть народа», «государственная власть» нередко ассоциируются с понятием публичной власти [2] . Публичность (от лат. pyblicus — общественный, гласный, открытый) несет в себе ёмкое содержание. Если раньше к публичному праву относили преимущественно вопросы государственной власти, отношения граждан и государственной администрации, то сейчас публичное право охватывает и другие сферы, в том числе местное самоуправление. Нередко местное самоуправление характеризуется как «муниципальная публичная власть» [3] . Муниципальная власть и власть государственная — формы публичной власти, власти народа [4] .

Для понимания публично-властной природы местного самоуправления важной представляется позиция Конституционного Суда РФ. Она была сформулирована в ряде постановлений, в частности в постановлении от 24 января 1997 г. № 1 -II [5] , где говорилось, что организация публичной власти на местах может осуществляться как органами государственной власти местного уровня, так и муниципальными органами, не входящими в систему органов государственной власти субъекта Федерации. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. № 3-П [6] отмечалось, что понятие «органы власти» само по себе не свидетельствует об их государственной природе. Публичная власть может быть и муниципальной.

Можно выделить следующие характерные черты муниципальной власти:

  • — местное самоуправление выступает в роли самостоятельного института публичной власти, закрепленного в Конституции РФ и законодательстве;
  • — муниципальная власть имеет свой механизм осуществления функций местного самоуправления (население, органы и должностные лица местного самоуправления);
  • — муниципальная власть реализуется повседневно и непрерывно;
  • — муниципальная власть действует только в пределах муниципального образования, а властные предписания обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями, органами и должностными лицами, находящимися на этой территории;
  • — муниципальная власть основывается на муниципальной собственности, местном бюджете, праве установления местных налогов и сборов на территории муниципального образования, которые придают ей самостоятельность и компетенционную обособленность;
  • — муниципальная власть осуществляется в рамках закона [7] .

Развернувшаяся в юридической литературе научная дискуссия по вопросам сущности и проявлений публичной власти, взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления позволяет обобщенно выделить ряд позиций ученых о природе местного самоуправления и соотношении муниципальной (местной) власти с государственной властью.

  • 1. Обосновывается концепция негосударственной природы местного самоуправления. По мнению сторонников этой позиции, местное самоуправление не составляет и но своей природе не может составлять компонент государственной организации, а является институтом гражданского общества. Государственность заканчивается там, где начинается местное самоуправление [8] . Негосударственный характер власти органов местного самоуправления объясняется тем, что в их системе отсутствуют строгая иерархия и соподчиненность; они действуют не от имени государства; вопросы местного значения решают с учетом особенностей развития своей территории; их материально-финансовую базу составляет муниципальная собственность и местный бюджет; они обладают более тесной связью с населением, чем государственные органы; у органов местного самоуправления слабо развиты политические функции.
  • 2. Власть местного самоуправления признается аналогичной государственной власти или государственной властью особого рода. Г. В. Бара- башев характеризовал концепцию негосударственной природы местного самоуправления как миф, который создан на основе устаревших западных теорий местного самоуправления. По его мнению, местное самоуправление — это власть местного населения в делах местного значения, осуществляемая гражданами непосредственно и через выборные органы в рамках закона, но без вмешательства центральной власти [9] .
  • 3. Местное самоуправление — публичная власть, существующая наряду с государственной властью [10] . Сторонники этой точки зрения считают, что реализация власти народа через органы местного самоуправления представляет собой самостоятельное направление, отдельное от реализации власти народа через органы государственной власти. Оба эти направления объединяет единый источник — власть народа. В. Е. Чиркин характеризует власть местного самоуправления как «ограниченную законодательством государства (федеративного или унитарного), а также законами субъектов федерации в федеративном государстве публичную, неполитическую, негосударственную власть» [11] .
  • 4. Местное самоуправление олицетворяет собой пограничное явление между государством и обществом, соединяющее их между собой; в нем есть сочетание общественных форм (в организации) и властных полномочий (в юридической силе принимаемых решений) [12] . Местное самоуправление многогранно: оно относится к ряду управленческих явлений, призванных целенаправлять, организовывать и регулировать общественную жизнедеятельность на территории муниципального образования; выступает средством реализации инициативы и практического осуществления самодеятельности, воплощения творческой энергии и ответственности населения по месту жительства; это форма реализации прав и свобод человека и гражданина.
Это интересно:  Стандарт аренда безвозмездное пользование бюджетное учреждение

Положение ст. 12 Конституции РФ о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти не означает, что они совершенно независимы друг от друга. Возможность наделения законом органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ), право органов местного самоуправления участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (ст. 20 Закона об общих принципах организации местного самоуправления), а также право органов государственной власти в соответствии с законом осуществлять отдельные полномочия органов местного самоуправления (ст. 75 указанного закона) являются свидетельством того, что, реализуя власть народа, органы государственной власти и органы местного самоуправления не только не обособляются, но и тесно взаимодействуют друг с другом [13] .

Муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти. К ним можно отнести: четко выраженный институциональный характер; наличие обособленного аппарата, осуществляющего эту власть; наличие самостоятельного вида служебной деятельности (муниципальной службы); непрерывность осуществления власти во времени; ее универсальность, всеобщность; конституционно-правовая урегулированность муниципальной власти; осуществление власти на определенной территории; возможность использования предусмотренных законом средств государственного принуждения; установление и взимание соответствующих налогов и сборов; самостоятельное формирование и исполнение бюджета [14] .

Власть местного самоуправления самостоятельна как форма публичной власти, но не самодостаточна и нуждается в существенной поддержке со стороны государственной власти. Органы государственной власти обеспечивают защиту прав местного самоуправления. При этом государственные органы, должностные лица, предприятия, учреждения и организации, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать права местного самоуправления.

Важнейшей чертой местного самоуправления, отражающей его специфику как формы осуществления власти народа, является институт ответственности. Закон об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 70) предусматривает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, перед физическими и юридическими лицами. Основания, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления на основе закона определяются уставами муниципальных образований.

Таким образом, власть местного самоуправления (муниципальная власть) — это основанная на положениях Конституции РФ, федерального законодательства, законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований самостоятельная форма реализации власти народа, осуществляемая на территориях муниципальных образований и выражающаяся в волевом воздействии населения, органов и должностных лиц местного самоуправления на участников муниципальных правоотношений, направленном на решение в интересах населения вопросов местного значения, а также и отдельных государственных полномочий, переданных законом органам местного самоуправления, посредством принятия в установленном порядке обязательных для исполнения муниципальных правовых актов, с возможностью применения для их реализации необходимых мер государственного принуждения.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, studfiles.net, studme.org.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector