Методы борьбы с экстремизмом

Профилактика экстремизма.

Несомненно, профилактика экстремизма, особенно в среде молодёжи, является более выгодным способом борьбы с экстремизмом чем запрещение организаций и уголовное преследование их членов. К экстремизму особенно склонна молодёжь в следствии незначительного жизненного опыта, юношеского максимализма, подверженности различным вредным влиянием и чужому мнению. Именно профилактика молодёжного экстремизма позволит снизить масштабы этой проблемы в будущем.

Для этого необходимо во первых всеми силами формировать у молодёжи правовую культуру. Проводить мероприятия, направленные на юридическое просвещения молодых людей, чтобы те знали свои права и обязанности и учились уважать права и обязанности других людей.

Во вторых нужно прививать молодёжи культуру толерантности, общечеловеческих ценностей и уважения ко всем людям независимо от пола, национальности, религиозных воззрений, политических взглядов или социального положения. С детства необходимо закладывать мысль о недопустимости разжигания розни или презрения к другому человеку.

В третьих важной проблемой является отсутствие досуга у большого количества молодёжи. Посещение театров, музеев, концертов, патриотическое воспитание, спортивные мероприятия – всё это поможет в социальной и политической адаптации молодых людей, убережёт их от опасности попасть под влияние экстремистов.

В четвёртых повышение социальной защищённости молодёжи и увеличения возможностей трудоустройства молодых специалистов, даже без опыта работы, позволит снизить опасность экстремизма, вызванного низким заработком или безработицей.

В пятых контроль спецслужб за сетью «Интернет» позволит пресекать попытки экстремистских лидеров вербовать молодёжь, ограничит доступ молодых людей к потенциально вредоносной информации, позволит выявлять экстремистские организации на стадии формирования и проводить с молодыми экстремистами профилактическую работу.

Борьба с экстремизмом.

На данный момент борьба с экстремизмом в Российской Федерации ведётся в основном полицейскими методами. Опорой власти в этой борьбе выступают статья 282 УК РФ (разжигание розни) и статья 280 УК РФ (создание экстремистской организации). Также на примере меджлиса мы можем видеть что инструментом в данной борьбе может выступать статья 281 УК РФ (диверсия). В основном осуждённые по этой статье до недавнего времени получали административные сроки или их наказание ограничивалось выплатой штрафа. Однако в последнее время государство активизировало борьбу с экстремизмом, причём не только организованным, но и индивидуальным. Полицейский метод борьбы показал себя эффективным и позволил ликвидировать немало экстремистских сообществ, однако он не позволит решить проблему экстремизма в полной мере.

Помимо полицейского есть и идеологический способ борьбы. Необходимо вести активную пропаганду против деструктивных экстремистских теорий, предлагать позитивный образ жизни, который должен быть более привлекательным для молодёжи чем деструктивный образ жизни «революционера», предлагаемый экстремистами. В отличие от религиозного экстремизма, борьба с которым должна вестись осторожно, чтобы не оскорбить умеренных представителей определённой религии, борьба с политическим экстремизмом может вестись радикальными пропагандистскими методами.

В данном виде борьбы полезно наличие гражданской самоорганизации, модели, при которой сами граждане при поддержке государства создают антиэкстремистские сообщества и ведут борьбу с экстремизмом в сети «Интернет» или ведут пропаганду в других средствах массовой информации. Только полноценное сочетание полицейского и пропагандистского способов позволит максимально уменьшить опасность экстремизма и экстремистских организаций.

Заключение

Подводя итоги данного исследования, мы можем сделать следующие выводы из имеющейся информации.

1) Проблема политического экстремизма является одной из основных глобальных проблем современного общества, в частности из за того что экстремизм часто ведёт за собой терроризм.

2) Проблематика политического экстремизма является крайне сложной, так как до сих пор не выработано единого политологического и правового определения понятия экстремизм.

3) Одной из причин роста экстремизма является глобализация и развитие сетевых коммуникаций, поэтому в дальнейшем возможно эта проблема может усилиться.

4) Для Российской Федерации проблема политического экстремизма является крайне болезненной. Это видно на примерах запрещённых сегодня политических организаций, которые оказывали большое влияние на политическую жизнь в стране и из-за того что остаётся почва для создания новых объединений подобного рода.

5) Борьба с экстремизмом и экстремистскими организациями должна вестись не только полицейскими, но и пропагандистскими методами. Однако лучшим средством борьбы с экстремизмом является его профилактика в молодёжной среде.

Список использованных источников:

1) Программа Национал-большевистской партии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nbp-chuvashia.narod.ru/vstup_nbp/program.html, свободный.

2) Славяно-арийские веды.// издательство «Родович» 2009

3) Ю. И. Мухин. Антибюрократическая азбука.// М.: «Русское слово», 1992.

Cписок использованной литературы:

1) Горбунов А.А. Политический экстремизм и терроризм – специфические формы проявления политического процесса/А.А. Горбунов//Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2008. – № 4.

2) Гаджаева А.К. Современные проблемы противодействия политическому экстремизму/А.К. Гаджаева. – Молодой ученый. – 2014. – № 3

3) Морозов И.Л. Политический экстремизм в современной России – новые тенденции/И.Л.Морозов//PolitBook. – 2012. – № 3.

4) Мельниченко, О. В. Молодежный экстремизм в России: совре-менные проблемы и пути разрешения : моногр. / О. В. Мельниченко, Г. В. Синцов, Д. Е. Феоктистов. – Пенза : ПГУ-ПИРО, 2012.

5) Ю. М. Антонян. Терроризм. Криминологическое и уголовно — правовое исследование. /М., Щит-М 2008

6) Peter T. Coleman, Andrea Bartoli. Addressing extremism. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.libertyunderattack.com/wp-content/uploads/2015/06/Addressing-Extremism-ICCCR-ICAR.pdf, свободный.

Методы борьбы с экстремизмом заразительны по причине своей простоты и доступности, поскольку не требуют обладания высокой профессиональной квалификации.

Методы борьбы с экстремизмом заразительны по причине своей простоты и доступности, поскольку не требуют обладания высокой профессиональной квалификации.

Достаточно одного чувства, ощущения и представления об экстремизме и воли пресечь экстремистские проявления.

Если перефразировать слова выдающего отечественного политика двадцатого века, то можно сказать, что экстремизм и/или терроризм есть продукт и проявление социально-экономических (классовых) противоречий; экстремизм и/или терроризм возникают там, тогда и постольку, где, когда и поскольку социально-экономические (классовые) противоречия объективно не могут быть примирены. А само наличие экстремистских и/или террористических проявлений доказывает, что такие противоречия непримиримы. Противоречия, послужившие основой для таких проявлений, могут возникать и между разными группами одного класса. Например, разными группировками бюрократии, “олигархов”.

Экстремистские и/или террористические проявления всегда имеют политический характер, связаны с борьбой за политическую власть, сами суть политика. Причём такая политика, которая не признаёт никаких позитивных юридических законов. Право для такой политики есть одно из средств борьбы, наряду с бомбами.

Если вспомнить крайние формы определения государства, согласно которым государство, как политическая организация общества, в своей сущности представляет диктатуру господствующего в этом обществе класса или какой-то одной группировки этого класса, то этот класс или его группировка, в целях защиты своей власти, противодействуют экстремистским и/или террористическим проявлениям другого класса или другой группы из своего же класса.

Экстремистская и/или террористическая деятельность, независимо от её масштабов, пусть на мизерном уровне, есть форма развязывания и ведения гражданской войны.

Юридическим признанием такой войны есть принятие Верховной властью законов о противодействии экстремистской и/или террористической деятельности. Такие законы принимаются, чтобы придать легитимность войне со стороны Верховной власти.

Верховная власть в такой войне может использовать все формы борьбы и всю государственную машину. Это война. А в войне никто не связан никаким законами, кроме законов войны. Поэтому всякие юридические законы о ведении такой войны не могут не носить обобщенный характер директив по ведению военных действий с противником (экстремистами, террористами).

Продолжительное существование законов о противодействии экстремистской и/или террористической деятельности вредно для других позитивных законов, как неправо вредно для права. Неправо есть раковая опухоль для права. Неправо, принимая внешнюю форму права и соблюдения юридических процедур, разлагает право. Ибо всякий следователь, прокурор, судья, применяющий в целях оберегания господства и власти одной классовой группы закон-неправо, быстро заражается этим неправом и во всех остальных случаях применяет право лишь как юридическую проформу. Всё право извращается и приобретает характер неправа. Право подменяется целесообразностью.

Это интересно:  Отношения в 14 лет что должно быть

Если Верховная власть позволяет себе применять неправо в собственных благих целях, то точно так же начинают прибегать к неправу и все другие группы и социальные слои. Используют уже самоё право как неправо. Любого можно обвинить в экстремизме. У любого можно отобрать коммерческую организацию. Формально используя юридические процедуры.

Использование права как неправа есть фальсификация уголовных дел, облыжное обвинение, пренебрежение правилами доказывания в судебном процессе и так далее. Фактически систематическое нарушение судебных процедур в интересах какой-то группы есть форма замещения права неправом самой судебной системой.

Опять вспомним, что политика есть концентрированное выражение экономики. И если одна группа определённого класса лишает другую группу того же класса экономической базы существования, то это есть политика, политическая борьба, борьба за власть. А использование в этой борьбе судебных процедур есть подмена права неправом.

Подмена права неправом в самой судебной системе есть уже война всех против всех.

Покуда есть политика, законы-неправо всегда будут суще ствовать в той или иной степени. Наиболее совершенно неправо законодательно было отражено в статье 58 Уголовного кодекса РСФСР в редакции 1926 года.

Методы борьбы с экстремизмом

Тема 12.Причины появления религиозного экстремизма и пути борьбы с ним

1. Значение термина Религиозный экстремизм»;

2. Причины возникновения религиозного экстремизма;

3. Методы профилактики религиозного экстремизма.

Значение термина «Религиозный экстремизм»

Экстремизм (от лат. extremus — крайний, последний) как известно, в самом общем виде характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила, в стремлении переустройства мира в соответствии с религиозными фундаменталисткими взглядами.

Религиозный экстремизм, это отрицание системы традиционных для общества ценностей, норм морали и права, а также агрессивная пропаганда «идей», действующая под видом влечения к религии. Во многих, если не во всех, конфессиях можно обнаружить религиозные представления и соответствующие им действия верующих, которые имеют антиобщественный характер, то есть в той или иной степени выражают неприятие светского общества и других религий с позиций того или иного религиозного вероучения.

Религиозный экстремизм — это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

Религиозный экстремизм — это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией.

Религиозный экстремизм, это оборотная сторона любой религии, ее темная, опасная сторона действующая под видом влечения к религии, зарождая и развивая безнравственные взгляды и принципы, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушении общепризнанных норм морали и права, препятствующие становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества.

Признаками религиозного экстремизма являются:

— фанатичные нетерпимость и жесткость, которые заставляют человека слепо следовать исключительно своим собственным мнению и предрассудкам и не позволяют экстремисту принимать во внимание интересы окружающих людей;

— показная и постоянная чрезмерность в религиозном поведении и тенденция заставить других поступать так же;

— отказ от следования общепризнанных норм морали и права, приоритетностей, ведущий к неуместности и несвоевременности применения тех или иных религиозных предписаний;

— грубая и резкая манера общения с людьми, в жестком и категоричном подходе;

— идеологическое содержание в виде приверженности к крайним религиозной и иных сферах общественной жизни;

— общественная опасность, которая выражается в причинении существенного вреда основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений либо в создании угрозы причинения такого вреда;

— деятельный характер, выражающийся, как правило, в незаконных и наносящих вред обществу способах и формах выражения протеста против установленного порядка в той или иной сфере социальных отношений.

Причины возникновения религиозного экстремизма

Религиозный экстремизм — явление неслучайное и имеет объективные причины появления. Понимание причин появления экстремизма должно предшествовать определение наличия религиозного экстремизма и применению методов противодействия. Имея результат определения, определяются истинные причины возникновения религиозного экстремизма. С самого начала необходимо признать, что не существует одного изолированного фактора, ответственного за развитие и распространение экстремизма. Напротив, религиозный экстремизм является сложным феноменом с различными взаимосвязанными, прямыми и косвенными причинами и предпосылками, часть из которых берет начало в далеком прошлом, часть — в современности. Соответственно, мы не должны, подобно некоторым школам мысли замыкаться на отдельных аспектах.

Причины возникновения религиозного экстремизма могут быть разные, к которым относятся:

— деформация политических структур;

— падение жизненного уровня значительной части населения;

— подавление властями инакомыслия и оппозиции;

— отсутствие религиозного знания;

— национальный гнет, амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач и т. д.

Одной из причин возникновения религиозного экстремизма является демократическое преобразование свободы совести. Однако свобода совести — важная и ценная свобода граждан в современном правовом государстве, ее толкование как вседозволенности религиозных объединений (в т. ч. международных), позволило создать условия для появления в обществе экстремистских идеологий.

Причины возникновения религиозного экстремизма находятся в самом человеке, в его взаимоотношениях с членами семьи, родственниками, а при более глубинном анализе может быть обнаружен в противоречиях между внутренним миром экстремиста и окружающим обществом. Между верой и поведением, идеалами и реальностью, религией и политикой, словами и поступками, мечтами и фактическими достижениями, светской и религиозной жизнью. Естественно, что подобные психологические внутренние противоречия могут привести какую-то часть молодежи к нетерпимости и агрессии.

Методы профилактики религиозного экстремизма

Противодействие религиозному экстремизму — трудная, но выполнимая задача. Решая ее, однако, надо отдавать себе отчет, что речь идет о длительной работе.

Религия это мощное орудие и надо помнить что, религиозный фанатизм является серьёзным препятствием в профилактики экстремистских действий.

Для решения проблемы профилактики противодействия религиозному экстремизму, обеспечения процесса оздоровления социально-политической обстановки необходимо использовать адекватные средства психологического и идеологического воздействия на носителей подобных идей. В средствах массовой информации, школах и высших учебных заведениях необходимо вскрывать антигуманистическую природу религиозного фанатизма и экстремизма, вести разъяснительную работу, объясняя и доказывая утопичность и деструктивность фанатической идеологии и практики, пропагандировать гуманистическую идеологию и гуманистические ценности.

Непростая проблема религиозного экстремизма со всеми сопутствующими ей причинами, мотивами и стимулами требует сложного и системного подхода в решении. Комплексность решения должна быть обусловлена многообразностью кризиса, однако необходимо осознать фундаментальную суть вопроса: религиозный экстремизм есть, прежде всего, религиозный феномен, затрагивающий психологическое, социальное, экономическое и политическое измерения.

Религиозный экстремизм является преимущественно молодежным явлением.

Для преодоления религиозного экстремизма могут применяться самые различные формы противодействия: и политические, и социологические, и психологические, и силовые, и информационные и другие. Разумеется, в современных условиях на первый план выходят силовые и политические формы борьбы. Важную роль призвана играть правоприменительная практика. В соответствии с нормами права ответственности подлежат не только организаторы и исполнители преступных акций религиозного экстремизма, но и их идейные вдохновители.

Это интересно:  Где взять справку о доходах пенсионеру

Одной из причин религиозного экстремизма является интеллектуальная слепота и невежество, которые становятся катализаторами таких явлений как шовинизм, ксенофобия, агрессивность по отношению к инакомыслию, терроризм. Поэтому противодействовать феномену экстремизма необходимо прежде всего на интеллектуальном уровне.

Противодействие экстремизму осуществляется по следующим основным направлениям:

— принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремизма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих его осуществлению;

— выявление и пресечение экстремизма;

— международное сотрудничество в области противодействия экстремизму.

Главной целью противодействия религиозному экстремизму должны стать не рядовые исполнители, а действительные организаторы и заказчики, которые, как правило, остаются в тени. Необходимо вести профилактическую работу в отношении организаторов экстремистских организаций, идейных вдохновителей. Важной составляющей борьбы против религиозного экстремизма является также диалог с общественностью. На местах в него следует вовлекать представителей муниципальных администраций, общественных организаций.

Запрещение различной литературы под предлогом ее экстремистского характера должно происходить в соответствии с установленными едиными цензурными нормативами, так как при желании под определение «экстремистская литература» можно подогнать очень много чего, включая стихи Пушкина, Лермонтова и сочинения Ленина.

Гораздо эффективнее запретов встречное просвещение, которое позволит читателю критически воспринимать написанное. Но нашим чиновникам это не интересно, поскольку требует умения вести серьезную работу реально, а не имитировать ее. А главное, для борьбы с экстремистской и вообще любой другой идеологией, требуется альтернативная идеология и собственная внутренняя убежденность в ней. К сожалению (а может и к счастью) у современных государственных пропагандистов нет ни того ни другого.

С религиозным экстремизмом должны бороться и общество, и государство. Методы этой борьбы у них, разумеется, различные. Если государство должно устранить социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению религиозного экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, то общество (в лице общественных объединений, средств массовой информации и рядовых граждан), должно противодействовать религиозно экстремизму, противопоставляя экстремистским идеям и призывам гуманистические идеи, этнической и религиозной толерантности гражданского мира и межнационального согласия.

Древние традиционные религии разработали механизмы самоконтроля, которые у современных вновь созданных религиозных организаций нередко отсутствуют. Но в условиях самозабвенного энтузиазма механизмы дают неизбежные сбои.

Методы борьбы с экстремизмом



Особенности проявления экстремизма и терроризма в обществе. Способы и методы противостояния

Чтобы противостоять экстремизму и терроризму, для результативной профилактики и борьбы, необходимо изучение всех аспектов и особенностей этих опасных для общества явлений. Экстремизм и терроризм – это крайний по форме агрессивный вызов человечеству, и любые акты экстремизма и терроризма являются преступными, и не имеют оправдания независимо от мотивов, форм и методов.

Первопричиной обострившихся за последние годы проблем экстремизма и терроризма в современной России является то, что страна за относительно короткий интервал времени переместилась из одного исторического периода в другой. При этом изменилось государственное устройство, институты власти и ее атрибуты, изменилась прежняя политическая система, меняются соотношения форм собственности и вся система социальных взаимоотношений, изменилось и положение Российской Федерации в мировом сообществе, ее взаимоотношения с иностранными государствами. Но все эти временные сложности переходного периода не должны позволить возникать экстремистким настроениям в любом их проявлении. Для этого государством в целом, в каждом регионе, должна вестись постоянная разъяснительно-предупредительная работа по предотвращению проявлений экстремизма и возможностей террористических агрессий. Одним из элементов такой работы служит информационная работа, раскрывающая сущность и формы таких противоправных явлений, как экстремизм и терроризм, чтобы иметь возможность своевременно их распозновать и предотвращать.

На сегодня выделяют и различают множество форм экстремизма, например, такие как: политический, националистический, религиозный, подростково-молодежный, экологический, антиглобалистский, моральный и др.

Политический экстремизм – крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинению силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов.

Националистический экстремизм – радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия, в крайних формах – терроризм в отношении людей иной этнической группы.

Религиозный экстремизм – жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления (что получает теологическое обоснование и оправдание).
Подростково-молодежный экстремизм – взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении.

Экологический экстремизм – радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений, в пикетировании и демонстрациях за защиту окружающей среды. Представители экологического экстремизма используют крайние, даже террористические средства для того, чтобы обратить внимание общественности на наиболее актуальные и болезненные экологические проблемы. Радикальные меры могут проявляться, в частности, в нападении на лиц, носящих мех животных и др.

Антиглобалистский экстремизм – радикальные взгляды и агрессивное поведение в отношении организаций, влияющих на глобализацию в экономическом, политическом, культурном пространстве. Непримиримость к созданию единого рынка, политических и экономических монополий. Экстремисты в антиглобалистском движении склонны к организации массовых беспорядков, применению прямого насилия для борьбы с транснациональными компаниями, международными экономическими и политическими институтами глобального характера.
Моральный экстремизм – крайняя нетерпимость к определенного типа нравственным нормам и правилам поведения, допущение насилия для утверждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей. Примерами могут выступать резкая критика распущенности, сквернословия, ношения эпатажной одежды, несоблюдения религиозных и светских «кодексов чести» и др.

Особенности проявления экстремизма в полиэтнической среде обусловлены многими факторами, в том числе и изменениями этнонационального состава населения. Сегодня остро стала проблема свободного перемещения людей. В обществе всякое перемещение, миграции воспринимаются как угроза безопасности. Это обусловлено тем, что миграция часто сопровождается явлениями, угрожающими безопасности принимающего сообщества такими как возникновение этнической монополии мигрантов на отдельные виды экономической деятельности, вливание части мигрантов в криминальный сектор экономики, что способствует росту преступности. В ответ усиливается напряженность в местах концентрации мигрантов — на этой почве возникают локальные очаги этносоциального насилия, формируется потенциал политического радикализма и экстремизма.

Следует отметить, что руководство страны постоянно обращает внимание на необходимость пресекать самым решительным образом проявления ксенофобии, расизма, антисемитизма. Так В.В. Путин подчеркивает, что борьба с терроризмом и экстремизмом остается одной из приоритетной задач Министерства внутренних дел. Следует учитывать, что эти проявления особенно характерны для молодежи, в силу своего возраста, наиболее эмоциональной части общества. Нынешняя социальная и политическая ситуация, сложившаяся в России, резко идеологизировала и политизировала определенную часть российской молодежи.

Ксенофобия – протестное состояние на основе неприятия, страха перед незнакомыми, чужими, нетерпимости, неадекватности восприятия приезжих. Нередко такое состояние развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, провоцирующих стихийный экстремизм, его проявления в виде оформленной идеологии и целенаправленной деятельности организованных групп или лиц.

Обращает внимание современные механизмы формирования экстремистских движений — зачастую те группировки, которые совершают преступления экстремального толка, складываются через Интернет, идет поиск единомышленников в соответствующих блогах. Тем не менее, в России пока не существуют эффективные методы контроля. Очевидна необходимость соответствующей законодательной базы за осуществлением деятельности Интернета.

Д.А. Медведев обратил внимание на то, что проявления экстремизма во всех его формах зависят от специфических российских проблем. Во-первых, это бедность, которую пока не преодолели. И решение этой проблемы является главной задачей для государства. И вторая проблема – это коррупция. Коррупция как системный вызов, как угроза национальной безопасности, как проблема, которая порождает неверие граждан в возможность государства навести порядок и обезопасить граждан от всякого рода преступных поборов, от необходимости платить деньги за те услуги, которые они не заказывали. С коррупцией, правовым нигилизмом, естественно, связана и необходимость укрепления правоохранительной системы, судебной системы.

Одной из форм экстремизма и терроризма является религиозно-политический экстремизм. Анализ ситуации в Северо-Кавказском регионе показывает, что, несмотря на принимаемые меры силового, оперативного и пропагандистского характера, органам государственной власти Российской Федерации не удается пока достигнуть значимых успехов в борьбе с религиозным, в первую очередь исламским экстремизмом. Под религиозным экстремизмом следует понимать деятельность в сфере межрелигиозных отношений, находящую свое выражение в насильственных попытках навязывания обществу определенной системы религиозных воззрений, а также обоснование либо оправдание такой деятельности.

Наибольшую остроту религиозный экстремизм приобретает в случае использования религиозной идеологии в националистических и сепаратистских целях, что особенно актуально в случаях религиозной и этнической мобилизации народов. Пресечение религиозного экстремизма требует объединения усилий религиозных организаций, правоохранительных органов, общественности и граждан, создания атмосферы неприятия любой формы религиозной нетерпимости.

Успешно развивается законодательство по пресечению религиозного экстремизма в субъектах Российской Федерации, для которых эта проблема особенно актуальна. Очевидно, что для изменения ситуации сегодня уже недостаточно только рассуждений о предупреждении экстремизма и терроризма и борьбы с ним. Необходимо приложить значительные усилия со стороны государства и общества для изживания условий их проявления. В последние годы проявления экстремистской и террористической деятельности уменьшили свой потенциал. Этому способствовало развитие и ужесточение законодательства Российской Федерации, активная деятельность правоохранительной системы. Однако, эти негативные явления нельзя недооценивать. Действующее законодательство все еще не позволяет эффективно противодействовать экстремизму и терроризму во всех формах и проявлениях, и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Для успешной реализации политико-правовых основ противодействия экстремистской и террористической деятельности необходима консолидированная позиция общества, культуры, духовенства, правозащитных и общественных организаций.

Анализ проявления экстремистских и террористических действий в регионах России выявляет следующие факторы: а) политические – проявление политики устрашения и насилия в достижении определенных политических целей, провоцирование вооруженных конфликтов, провокации на межэтнической и межрелигиозной основе; б) социально-психологические – применительно к молодежи экстремизм в определенной степени может стимулироваться присущей молодым людям повышенной возбудимостью; в) социально-экономические (материальное неравенство, страх перед будущим); г) идеологические (отсутствие общенациональной идеи, целей развития страны и общества); д) информационные; е) социально-исторические (последствия репрессий, войн, нищеты, дискриминации и т.д.).

Государственной структурой противодействия экстремизму и терроризму являются органы внутренних дел. Основой для построения организационной структуры по предупреждению преступлений экстремистского и террористического характера выступает действующая государственная система выявления, предупреждения, пресечения террористических актов. Она включает в себя: Федеральную антитеррористическую комиссию РФ, региональные антитеррористические комиссии субъектов РФ, региональный межведомственный оперативный штаб, межведомственные оперативные штабы по противодействию терроризму субъектов РФ, Оперативный штаб МВД России.
В профилактической деятельности необходимо учитывать психологию террористов. Мотивы террористов разнообразны, но в основном выявляются корыстные (способ зарабатывать) и бескорыстные – идеологические, которые могут быть идейно-политическими, религиозными, социальными, социокультурными и др. Одним из факторов, способствующих проявлению экстремистских и террористических проявлений является миграционная ситуация.

Важен вопрос создания системы участия гражданского общества в предупреждении экстремистских и террористических проявлений, на оздоровление общества и налаживание гибкого взаимодействия общественных структур с органами государственной власти. Такое взаимодействие можно положить в основу создания единой системы предупреждения и профилактики ксенофобии и экстремизма и формирование в обществе толерантного сознания и единой общегражданской идентичности.

В регионах России сегодня уже действуют различные объединения граждан, созданные в целях оказания содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления в обеспечении правопорядка. Одним из направлений в профилактике экстремизма и терроризма является работа со СМИ. Средства массовой информации должны быть сопричастными к решению проблем, связанных с борьбой с терроризмом, мобилизацией общественного мнения, воспитанием ответственного политического и правового сознания. СМИ оказывают мощное влияние на этноконтактные установки людей с различной этнокультурной идентичностью. В условиях конфликта нередко служат эффективным средством этнической мобилизации. Принимая во внимание разрушительный характер конфликтных межэтнических противостояний, правомерно говорить о защите общества от конфликтогенного воздействия отдельных журналистов и СМИ, провоцирующих нарастание ксенофобии и негативно воздействующих на этноконтактную ситуацию.
Центром толерантного воспитания должны быть школа и семья. Необходимо всемерно пропагандировать среди учащихся гражданственность патриотизм, интернационализм, а также воспитывать в молодых людях уважение и терпимость, разъяснять опасность и разрушительность экстремизма любой природы, недопустимость использования насилия для достижения поставленных целей, какими бы благородными они ни выглядели.

Большими ресурсами профилактики экстремизма и терроризма обладает творческая интеллигенция. Трудно переоценить степень воздействия на общественное сознание талантливых художественных и документальных произведений, разоблачающих человеконенавистническую сущность самой природы экстремизма и терроризма и позитивно воздействующих на формирование доброжелательного отношения в многонациональной и социально неоднородной среде.

При всей важности оперативной составляющей работы в данном направлении основным становиться вопрос профилактики. Сегодня в условиях криминализации общества, роста преступности – воссоздание системы профилактики правонарушений входит в ряд приоритетных государственных программ. Учитывая изложенные негативные тенденции и тот факт, что экстремизм, по своей сути, является питательной средой и базой терроризма, ставится двуединая задача – пресечение преступлений экстремистской направленности (выявление и раскрытие) и профилактика этих проявлений. Путь эффективности решения этих проблем лежит в области политико-правового регулирования и проведения комплексных профилактических мероприятий, с использованием политических, юридических, идеологических, социально-экономических и административных общественных методов в их комплексном взаимодействии.

Важнейшее значение в деле предупреждения терроризма имеет общественная изоляция террористических групп, лишение их внутренней и внешней поддержки, выявление и ликвидация источников их финансирования, включая легитимные и криминальные доходы террористов как внутри страны, так и из-за рубежа, в том числе изоляцию террористов от источников пополнения оружия и материальных средств, ввоза и продажи оружия.

Наиболее важным и ответственным компонентом всей антитеррористической деятельности является вскрытие и устранение причин и условий, порождающих терроризм, разработка политики государственного противодействия терроризму как социально-политическому явлению, координация и согласованность усилий силовых и гражданских структур, централизация руководства всеми действиями по профилактике и борьбе с терроризмом, а также всестороннее обеспечение осуществляемых военных, специальных и идеологических мероприятий.

Рассматривая борьбу с терроризмом и религиозным экстремизмом как приоритетную стратегическую задачу, международное сообщество расширяет сотрудничество по предупреждению и пресечению террористических акций, совершенствует механизм координации взаимодействия по укреплению международно-правовых основ их противодействию.
Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.

Статья написана по материалам сайтов: pravo.studio, lib.kstu.kz:8300, www.mirniy.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector