Методы проведения финансового контроля

Методы финансового контроля — приемы и способы, используемые при реализации той или иной формы финансового контроля в зависимости от конкретных обстоятельств.

Наличие у финансового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированные подходы к их решению, т. е. необходимость использования тех или иных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных объектов. Применение определенного метода зависит и от ряда других факторов: правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов; форм и объектов проведения контроля; оснований возникновения контрольных правоотношений; особенностей ведения бухгалтерского учета; финансово-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъекта и т. д.

Относительно финансового контроля можно выделить шесть основных методов: наблюдение, обследование, анализ, проверка, ревизия и финансово-экономическая экспертиза. [31]

Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации. Обследование является одним из основных методов предварительного финансового контроля и направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование применяется для оперативного выявления соблюдения финансовой дисциплины, а также определения целесообразности всесторонней более глубокой проверки подконтрольного объекта. Основной целью обследования являются общий анализ финансово-хозяйственной деятельности и выявление ее недостатков. Реализация названной цели достигается путем решения следующих задач: исследования (мониторинга) финансовой документации; выявления финансового состояния объекта проверки; проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначения государственных (муниципальных) расходов и т. д. Анализ представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей — выявление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы.

Данный метод финансового контроля осуществляется финансовыми органами, ведущими расчеты хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоговыми органами, внебюджетными фондами и т. д.). В результате анализа финансовой деятельности контролируемого объекта производится доначисление налогов или уточнение налогооблагаемой базы, что значительно влияет на рост доходов государственных или муниципальных бюджетов.

Проверка представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов с целью выявления нарушений финансового законодательства. В ходе осуществления проверки, контролирующие органы более глубоко анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция, совершенная территориальными, коллективными или индивидуальными субъектами финансовых правоотношений. Субъектами, имеющими права на проведение проверок, являются практически все органы и агенты финансового контроля.

В зависимости от различных оснований проверки подразделяются на комплексные, тематические, документальные, камеральные, выездные, встречные и др. Формой завершения проверки служит акт о выявленных нарушениях (акт проверки) или (в случае отсутствия нарушений) письменное заключение проверяющего. В акте проверки отражаются все основные выявленные нарушения и недостатки в целях последующего рассмотрения дела компетентным органом (должностным лицом). На основании изложенных в акте фактических данных руководитель контролирующего органа вправе принять одно из решений: о направлении проверяемому субъекту предписаний об устранении выявленных нарушений финансового законодательства; о применении к нарушителю мер ответственности в соответствии с возложенной компетенцией; о направлении материалов дела в иной компетентный орган финансового контроля; о предъявлении иска в суд в защиту нарушенных прав государства (муниципального образования). При вынесении решения о привлечении подконтрольного объекта к ответственности акт проверки имеет доказательственную силу, однако указанные в нем факты должны быть исследованы в ходе судебного разбирательства.

Ревизия представляет собой комплексную проверку, направленную на взаимосвязанное изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, граждан-предпринимателей и др. Характерными чертами ревизии являются максимальный охват экономических и юридических сторон деятельности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетание различных приемов финансового контроля. Ревизия осуществляется с целью выявления законности, достоверности и целесообразности финансовых операций, что достигается в ходе контроля за следующими сферами финансово-хозяйственной деятельности: соблюдением финансовой дисциплины; рациональным использованием государственных денежных средств; сохранностью материальных и денежных ресурсов; правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности и др.

Проведение ревизии требует оперативности, высокой квалификации сотрудников проверяющего органа, четкого механизма их взаимодействия, поэтому комплексные проверки осуществляются органами финансового контроля.[32]

Ревизии классифицируются на несколько видов по следующим основаниям:

  • 1. По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.[33]
  • 2. По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые.

В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере — не реже одного раза в два года.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.[34]

3. По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов; и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.[35]

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, называются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц. Руководитель и главный бухгалтер имеют возможность представить по акту ревизии возражения. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. Руководитель проверяемой организации принимает меры, которые способствуют решению проблем и нарушений, выявленных при проведении ревизии. Финансово-экономическая экспертиза — проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности и контролируемого субъекта за проверяемый период. Этот прием финансового контроля является наиболее сложным, трудоемким, но важным и необходимым как для контролирующего органа, так и для подконтрольного субъекта. В ходе проведения экономической экспертизы финансовой деятельности какого-либо субъекта анализу подвергаются планы-прогнозы развития территорий, бизнес-планы предприятий, периодическая и годовая отчетность, на основании которых исследуются главные экономические показатели финансовой деятельности проверяемых субъектов.[36]

3) Методы проведения финансового контроля

1)Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых м расходных документах. Выделяют 2 вида проверок: документальная и камеральная – сами представители предприятия приносят документы на проверку контрольного органа.

Это интересно:  Как получить компенсацию по квартплате после армии: на каком основании поставщики коммунальных услуг обязаны сделать перерасчет, субсидия, документы на компенсацию

2) обследование – заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными аспектами хозяйственной деятельности предприятия. Проводятся контрольные замеры, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности,, анкетирование, наблюдение и т. д.

3) Анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу.

Цель анализа: детальное изучение периодической и годовой финансовой отчетности.

4) Ревизия – Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.

Это комплекс взаимосвязанных проверок деятельности предприятия, проводимых с помощью документального и фактического контроля. Цель: выявление и предупреждение нарушений в финансовой деятельности объекта.

5)наблюдение (мониторинг) Общее ознакомление с финансовым состоянием объекта контроля за выполнением определенных действий, как правило, ведется по 1 или нескольким показателям деятельности.

6)Надзор Проводится контролирующими органами за предприятиями получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности, на предмет соблюдения определенных нормативов.

4) Аудиторский финансовый контроль: его организация, формы и методы

Независимый финансовый контроль осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами). В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993г. №2263, аудиторская деятельность — аудит — представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными. Аудиторы могут оказывать также услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства РФ.

Особенно это важно для предприятий, не имеющих бухгалтерской службы, которые могут поручать на основе договора ведение бухгалтерского учета и отчетности аудиторской организации или соответствующим специалистам.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с государственным финансовым контролем, проводимым специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестации и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ(1), инициативная — по решению хозяйствующего субъекта

Обязательная аудиторская проверка может также проводиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда при наличии в производстве возбужденного (возобновлённого производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Обязательной аудиторской проверке подлежат акционерные общества, банки и другие кредитные организации, биржи, брокерские конторы, страховые организации, организации с иностранными инвестициями.

Аудит представляет собой форму независимого, нейтрального контроля за деятельностью банков и иных кредитных учреждений. Он существует в двух основных формах:

Внешним аудит банковской деятельности осуществляется на договорной платной основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими соответствующей лицензией Центрального банка, или физическими лицами — независимыми частными аудиторами, также получившими лицензию. В целях координации и согласования деятельности аудиторских организаций создаются их различные объединения: ассоциации, палаты и т.д.

Палаты аудиторского контроля создаются в первую очередь для аттестации аудиторов (выдачи квалификационных удостоверений), регистрации аудиторских организаций, методической помощи, координации и контроля за аудиторской деятельностью. В их функции также входит рассмотрение претензий на некачественное проведение аудита и санкции в отношении аудиторов и аудиторских организаций, не обеспечивающих требуемый уровень финансового контроля.

Выдача лицензий аудиторам осуществляется по итогам аттестации (сдачи экзамена). При аттестации к аудиторам предъявляются определенные требования: наличие высшего образования, практического опыта работы в области экономики, финансов, учета и права, а также успешной сдачи экзаменов по форме, определенной палатой (советом) аудиторского контроля.

Порядок осуществления внешних аудиторских проверок. В качестве основных целей внешних аудиторских проверок можно выделить:

подтверждение достоверности банковской отчетности;

подтверждение факта соблюдения (несоблюдения) банком установленных нормативных и законодательных требований;

анализ финансово-хозяйственной деятельности банка;

подготовка и выдача официального заключения аудиторов, состоящего из двух основных частей: констатирующей и рекомендательной.

Для реализации указанных целей аудиторы проверяют состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля, устанавливают соответствие финансово-хозяйственных операций законодательству и достоверность отчетности, и в соответствии с заключенным договором аудитор вправе оказать банку также различные услуги по анализу финансово-хозяйственной деятельности, консультации и рекомендации в вопросах учета, отчетности, инвестиций и т.д.

Проведение аудиторской проверки не должно нарушать нормальной работы банка, для чего разрабатывается программа проведения аудиторской проверки, которая утверждается руководством банка и доводится до сведения ответственных исполнителей. Это необходимо для того, чтобы установить такую очередность и сроки работы аудиторов с документацией банка, которые не нарушали бы ритма работы проверяемых подразделений и служб.

Финансовый контроль на предприятии: организация, методы проведения

Внутренний финансовый контроль является важной составляющей финансового управления компанией. Он необходим чтобы проконтролировать:

  • выполнение финансового плана;
  • его отклонение от запланированного;
  • эффективность принятых решений по итогам запланированного периода.

Внутренний финансовый контроль обычно проводится организацией личными силами и проводится исключительно в интересах собственной компании.

Задачи финансового контроля в организации:

  1. осуществляет контроль последовательности выполнения финансового плана;
  2. осуществляет анализ эффективности проводимых методов финансового плана;
  3. осуществляет контроль своевременности реализации финансового плана;
  4. осуществляет контроль отклонения реализованного плана от запланированного.

Этапы финансового контроля в организации

Существует несколько этапов финансового контроля в организации:

Предварительный контроль проводится в момент формирования финансового плана, бюджета организации. Он помогает уже при планировании бюджета предотвратить потенциальные проблемы нецелевого или нерационального использования финансов, а также обнаружить дополнительные финансовые ресурсы.

Предварительный анализ может состоять из следующих этапов:

  • подготовка (при необходимости) и инструктаж специалистов, проводящих предварительный контроль;
  • выработка плана действий для проверяющих сотрудников;
  • сбор и анализ финансовых документов;
  • обработка полученной информации;
  • документальное оформление результатов предварительного контроля.

Текущий контроль осуществляется совместно с осуществлением утвержденного финансового плана, реализации бюджетов. Он направлен на то, чтобы оперативно выявить нецелевое использование финансовых средств, неэффективное использование ресурсов компании,

Текущий контроль может состоять из следующих этапов:

  • подготовка (при необходимости) и инструктаж специалистов, проводящих текущий контроль;
  • выработка плана действий для проверяющих сотрудников;
  • сбор и анализ финансовых документов, экономических показателей;
  • обработка полученной информации;
  • документальное оформление результатов текущего контроля.
Это интересно:  Ставки на спорт реклама

Последующий контроль предназначен для окончательной оценки эффективности проведенных этапов финансового плана, оценки плюсов и минусов, работу с недостатками финансового плана или бюджета и выработку в будущем более эффективного финансового плана или бюджета.

Методы финансового контроля внутри организации

Традиционного сложилось несколько методов проведения финансового контроля внутри организации. К методам финансового контроля можно отнести:

Метод «Анализ» подразумевает детальный анализ бухгалтерской и финансовой отчетности, для того чтобы оценить итоги деятельности организации, обеспеченность организации активами и эффективность их использования.

Метод «Проверки» подразумевает проверку отчетной и расходной документации. Проводится для обнаружения недочетов и недостатков в деятельности компании.

Метод «Обследование» состоит в большом охвате финансовых, экономических, бухгалтерских показателей. При данном методе оценивается общее финансовое состояние организации, ее потенциал и резервы для ее роста.

Метод «Наблюдение» применяется для оценки текущего анализа финансовой ситуации в компании. Он проводится для обнаружения расхождения между фактическими и плановыми показателями финансового плана (бюджета). Метод «Наблюдение» может состоять из:

  • Анализа текущей деятельности организации;
  • Выявления основных условий для роста, условий для финансовой стабильности, а также неблагоприятных показателей, которые могут привести к банкротству или ликвидации компании;
  • Выяснения причин несоответствия текущих и плановых показателей;
  • Анализа оперативной финансовой отчетности организации.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Как организовать финансовый контроль в организации

Для эффективной организации финансового контроля в компании, прежде всего, необходимо выбрать вид финансового контроля (предварительный, текущий, последующий); далее подготовить план проведения этого процесса; определить какие инструменты будут задействованы для достижения запланированных целей; назначить компетентных сотрудников, которые будут проводить этот контроль. После этого проводится анализ финансового состояния организации. Для этого:

  • изучаются финансовые, бухгалтерские, внутренние, юридические и другие документы организации;
  • анализируются финансово-экономические показатели компании;
  • определяется эффективность рабочих процессов внутри организации;
  • определяется компетентность работающих сотрудников;
  • оценивается деятельность компании в целом – ее конкурентноспособность, платежеспособность, рентабельность, закредитованность и прочие показатели.

На основании изучения всех этих аспектов деятельности компании, делаются выводы, которые должны быть задокументированы должным образом, результаты сопоставляются с предыдущими периодами и соответственно будущие финансовые планы организации корректируются в соответствии с полученными результатами проверки.

Объекты финансового контроля организаций

Самым главным объектом финансового контроля является финансовый план (бюджет) организации. Финансовый план (бюджет)– это совокупность принятых решений в компании по управлению ее финансами. Для этого в организации создают ряд документов, в которых прописаны действия по реализации финансового плана (бюджета), определяют наличие необходимых инструментов для реализации запланированных действий, назначают сотрудников для реализации запланированного.

Цели финансового контроля компаний

К целям финансового контроля организации можно отнести:

  • оценка эффективности ведения учета в организации, повышение эффективности учета в случае выявления неудовлетворительного ведения учета;
  • оценка компетентности и квалификации сотрудников, повышение их компетенции в случае выявления их неудовлетворительной компетентности;
  • оценка эффективности финансового управления в организации, повышение эффективности в случае выявления неудовлетворительного финансового управления;
  • оптимизация финансового управления в организации;
  • выявление причин эффективного или неэффективного финансового управления организации;
  • разработка более совершенного финансового плана на будущие периоды времени с учетом результатов проведенного финансового контроля.

Показатели финансовой устойчивости компании

Существует ряд показателей, определяющих финансовую устойчивость компании:

Коэффициенты Формула
Коэффициент автономии (КА) КА = ССК/ОСК; КА = СЧА/ОСА
Коэффициент финансирования (КФ) КФ = СПЗК/ССК
Коэффициент задолженности (КЗ) КЗ = СПЗК/ОСК
Коэффициент текущей задолженности (КТЗ) КТЗ = СПКЗК/ОСК
Коэффициент долгосрочной финансовой независимости (КДФН) КДФН = (ССК + СПДЗК)/ОСА

ССК – сумма собственного капитала компании

СЧА – стоимость чистых активов

ОСА – общая стоимость активов

ОСК – общая сумма капитала

СПЗК – сумма привлеченных заемных капиталов организации

СПКЗК – сумма привлеченных краткосрочных заемных капиталов компании

СПДЗК – сумма привлеченных долгосрочных заемных капиталов компании

Показатели ликвидности (платежеспособности) компании

Коэффициенты Формула
Коэффициент абсолютной платежеспособности (КАП) (СДА + СКФИ)/СТФО
Коэффициент промежуточной платежеспособности (КПП) (СДА – СКФИ + СДЗ)/СТФО
Коэффициент текущей платежеспособности (КТП) СОА/СТФО

СДА – сумма денежных активов организации

СКФИ – сумма краткосрочных финансовых инвестиций организации

СТФО – сумма текущих финансовых обязательств

СДЗ – сумма дебиторской задолженности

СОА – сумма оборотных активов организации

СТФО – сумма текущих финансовых обязательств компании

Показатели оборачиваемости активов

Коэффициенты Формула
Коэффициент оборачиваемости всех активов в заданном периоде (КОАзп) КОАзп = ООРП/ОСА
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов компании в заданном периоде (КООАзп) КООАзп = ООРП/ССОА
Период оборота всех активов, дни (ПОА) ПОА = ОСА/ ООРП; ПОА = Д/КООАзп

ООРП – общий объем реализации продукции в заданном периоде

ССОА – средняя стоимость оборотных активов в заданном периоде

ООРП – однодневный объем реализации продукции в заданном периоде

Д – число дней в заданном периоде

Показатели рентабельности организации

Коэффициенты Формула
Коэффициент экономической рентабельности (КЭР) КЭР = СЧП/ОСА
Коэффициент финансовой рентабельности (КФР) ЕФР = СЧП/ССК
Коэффициент коммерческой рентабельности (ККР) ККР = СЧПрп/ООРП

СЧП – сумма чистой прибыли компании, полученная от всех видов хозяйственной деятельности в заданном периоде

СЧПрп сумма чистой прибыли компании, полученная от всех видов реализованной продукции в заданном периоде

Методы и способы проведения финансового контроля

Под методами контроля понимаются приемы и способы его осуществления. Финансовый контроль осуществляется, как правило, двумя основными методами: ревизией и проверкой. По методам проведения виды финансового контроля подразделяются на:

  • — наблюдение;
  • — проверки;
  • — обследования;
  • — надзор;
  • — экономический анализ;
  • — ревизии.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка — производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Она позволяет выявить нарушения финансовой дисциплины.

Виды проверок раскрыть по Указу № 510 (плановая, внеплановая; дополнительная, контрольная, основная; комплексная и тематическая; камеральная и выездная)

Обследование охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей. При обследовании объекта используются такие приемы, как опрос, анкетирование и др. Итоги обследования используются, как правило, для оценки финансового положения объекта контроля, реорганизации производства и т.п.

Надзор производится за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Например, Центральный банк России и Национальный банк Республики Беларусь осуществляют надзор за деятельностью коммерческих банков. Несоблюдение последними правил и нормативов, приводящее к риску банкротства, ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Экономический анализ — как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Он позволяет проконтролировать выполнение плановых заданий, соблюдение норм расходования средств и отчислений в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, соблюдение финансовой дисциплины, состояние планирования и других операций.

Ревизия — наиболее распространенная и очень важная форма финансового контроля, предусматривающая глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. В ходе ревизии устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильность ведения бухгалтерского учета по отдельным или всем направлениям деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [7].

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии:

полные — предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта;

Это интересно:  Основные нарушения прав инвесторов

частичные — проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;

комплексные — являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результатов;

тематические. Они проводятся по однотипным предприятиям, учреждениям. Здесь проверяется один и тот же круг вопросов. Значение тематической ревизии заключается в том, что, охватывая большое число однородных объектов, она дает возможность проверить состояние определенного участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.

В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают ревизии:

сплошные — предполагают проверку всех операций на оп¬ределенном участке деятельности за весь проверяемый период;

выборочные — это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;

комбинированные — предусматривают проверку одних участков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции [8].

Весь процесс документальной ревизии можно разбить на несколько этапов:

  • 1 Предъявление полномочий. По прибытии на проверяемый объект ревизор обязан предъявить руководителю своё удостоверение и предписание (приказ) на проведение ревизии.
  • 2 Проведение инвентаризации материальных ценностей и проверка сохранности денежных средств.
  • 3 Личное ознакомление с объектом.
  • 4 Непосредственная документальная проверка операций подконтрольного объекта.
  • 5 Систематизация ревизионных материалов и составление акта.
  • 6 Реализация материалов ревизии на подконтрольном объекте и информирование органа, назначившего ревизию, о её результатах. При необходимости материалы ревизии могут быть переданы следственным органам.
  • 7 Проверка выполнения приказа, изданного на предприятии, об устранении причин и условий, приведших к нарушениям, и наказании виновных должностных лиц [6].

По месту проведения контрольных действий проверка (ревизия) подразделяется на камеральную и выездную.

Камеральная проверка (ревизия) проводится контролирующим органом по месту своего нахождения на основе данных различных документов, предоставляемых субъектами хозяйствования или их представителями, а также на основании имеющихся у контролируемого органа документов и сведений.

Выездная проверка (ревизия) проводится непосредственно по месту нахождения субъекта хозяйствования.

По периодичности проведения проверки (ревизии) делятся на плановые и внеплановые.

Плановая проверка (ревизия) проводится на основе ежемесячных или квартальных графиков проверок, утвержденных приказом или распоряжением начальника (заместителем начальника) контролирующего органа. Плановые проверки (ревизии) одного и того же субъекта предпринимательской деятельности могут проводиться не более одного раза в год. Внеплановая проверка (ревизия) одного и того же субъекта предпринимательства проводится только по поручению президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, налоговых, правоохранительных и судебных органов. Иные контролирующие органы вправе обращаться к указанным органам и Совету по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь с предложениями о необходимости проведения внеплановых проверок.

Выделяют так же встречную проверку, под которой понимается установление фактического отражения субъектов предпринимательской деятельности в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, осуществляющихся с другими субъектами предпринимательской деятельности, в отношении которых проводятся плановые или внеплановые проверки.

На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.

Проверки и ревизии — самые эффективные методы финансового контроля. Их отличает друг от друга широта и глубина проверяемых вопросов. Эффективность финансового контроля во многом зависит не только от знания методов проверки, но и от правильного их сочетания в соответствии с поставленными задачами.

Способами осуществления проверок являются:

  • — проведение встречных проверок;
  • — осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений и иных объектов плательщика (иного обязанного лица);
  • — проведение личного досмотра;
  • — контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в том числе реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);
  • — назначение инвентаризации имущества плательщика (иного обязанного лица);
  • — контрольная закупка товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг);
  • — иные определенные законодательными актами способы.

Как правило, различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие, аналитико-нормативные проверки.

Формальная проверка заключается в контроле за правильностью оформления самого документа. При этой проверке выясняется: соблюдена ли установленная форма документа, написан ли на надлежащем бланке, имеются ли на нем необходимые подписи, печати, штампы и прилагаемые к нему другие документы.

Фактическая проверка имеет большое значение. При ее проведении устанавливается достоверность расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств. В данном случае проводится инвентаризация, на основе которой производится сличение действительного наличия материально-денежных средств с учетными данными. При фактических проверках могут производиться контрольные замеры, химико-технологический анализ и т.п.

Важным методом установления достоверности финансово-хозяйственных операций является встречная проверка. Она производится в тех случаях, когда возникает сомнение в подлинности и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется, нет ли расхождения в документах подконтрольного объекта с документами его партнеров.

Корреспондирующая проверка представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах. Аналитико-нормативная проверка заключается в сопоставлении учетных и отчетных данных с установленными показателями и нормами. Это дает возможность выявить неоправданные отклонения от них. Отсутствие отклонений нередко связано с завышенными нормами, что позволяет фактические затраты показывать на уровне таких норм. Завышенные нормы — фактор, способствующий хищениям товарно-материальных ценностей и денежных средств. Проверки так же могут быть тематическими и комплексными.

Текущий контроль проводится ежедневно, систематически путем рассмотрения финансовой информации, анализа для оперативного устранения сбоев, нарушений, закрепления положительного опыта работы. Он позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

Таким образом, финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально — экономического развития страны и отдельных регионов [9].

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Основным методом финансового контроля является ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.

Существующие формы и методы финансового контроля, позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, online-buhuchet.ru, vuzlit.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector