Обязанности президента рф по конституции кратко

В Конституции РФ регулированию конституционно-правового статуса Президента России посвящена глава 4.

Правовой статус Президента РФ. Президент РФ является главой государства. В соответствии со своим положением Президент олицетворяет единство многонационального народа России, суверенную государственность.

Согласно Конституции Президент России выступает как гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Конституция России, не относя Президента РФ ни к одной из ветвей власти, наделяет его правом и обязанностью обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, их взаимосвязи с местным самоуправлением. Для федеративного государства с достаточно большим количеством субъектов очень важно обеспечить слаженное сотрудничество как органов трех ветвей власти, так и органов власти Федерации и ее субъектов.

Президент РФ как глава государства принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Данные функции Президент осуществляет не любыми способами, а только теми, которые входят в круг его полномочий, установленных Конституцией России (ч. 2 ст. 80).

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Данная функция вытекает из положения Президента как главы государства. Однако следует иметь в виду, что Президент не обладает абсолютным правом руководить внутренней и внешней политикой; он осуществляет указанную функцию в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, которые и очерчивают поле его деятельности.

В качестве главы государства Президент представляет РФ внутри страны и в международных отношениях (ч. 4 ст. 80). Это положение соответствует международной практике.

Полномочия Президента России весьма обширны. Условно их можно разбить на несколько групп.

1) Полномочия по взаимодействию с органами законодательной власти: назначение выборов Государственной Думы; роспуск Государственной Думы; внесение законопроектов в Государственную Думу; подписание и обнародование федеральных законов; обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики РФ; назначение референдумов;

2) Полномочия по взаимодействию с органами исполнительной власти и органами при Президенте РФ: назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

Президент также назначает на должности и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ; назначает и освобождает после соответствующих консультаций дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях; формирует Совет Безопасности и возглавляет его; формирует Администрацию Президента РФ;

3) Полномочия по отношению к судебной власти и Прокуратуре: представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ; назначает на должности судей других федеральных судов; вносит предложение Совету Федерации о назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

4) Полномочия в области обороны и безопасности: является Верховным главнокомандующим; утверждает военную доктрину России; в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение, о чем незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе; вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

5) В области внешней политики: осуществляет руководство внешней политикой; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемые при нем дипломатических представителей;

6) В отношении граждан: решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование.

Основные функции Президента РФ

Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ, согласно которой он:

является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

в установленном Конституцией РФ порядке принимает

меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Первая из основных функций Президента РФ — быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а не конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране. Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не. соблюдает Конституцию РФ, а тем более когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения. Президент не только вправе, но просто обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза территориальной целостности, безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях, — естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента.

Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная власть, неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широким нарушениям прав человека, не взрывают механизм общественного согласия и не приводят к массовому неповиновению властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действий Президента. Как гарант прав и свобод граждан Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия и впредь до принятия федеральных законов принимать указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих и др.), по борьбе с организованной преступностью и т. д.

Это интересно:  Фгос когда вступил в силу

Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Ясно, что и здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий, установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Так, только сам Президент и в меру своего разумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и предпринять соответствующие действия, которые могут быть поэтапными, если, конечно, речь не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когда требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок объявления войны, нов наш век, полный непредсказуемых событий, может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого оперативного и адекватного реагирования. Каждый, кому дороги интересы России, должен признать, что грош цена всей конституционной законности, если Президент не реализует свою конституционную функцию, хотя и сформулированную в весьма общих выражениях, и допустит территориальный распад государства, внешнее вмешательство во внутренние дела или развитие сепаратизма.

Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции должно проходить в «установленном Конституцией РФ порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен.

Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного Суда (следует помнить, что в России другие органы государственной власти правом толкования Конституции РФ не обладают).

Весьма сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие от ряда стран (Франция и др.) Президент РФ не называется в Конституции РФ «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент РФ и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, однако, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Упоминание в этой связи федерального закона указывает на то, что в определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует также Федеральное Собрание. Взаимоотношения Президента и парламента в данном процессе — самый болезненный нерв формирования государственной политики. Однако возможностей у парламента, учитывая сложность законодательного процесса, все же меньше, чем у Президента. И практически организовать на теоретической и экспертной базе разработку проблем внутренней и внешней политики, собрать для этого необходимую информацию и т. д. в большей мере под силу Президенту, В целом процесс определения основных направлений политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания, но последнее всегда сохраняет возможность откорректировать президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального закона.

Конституционные функции Президента РФ конкретизируются и дополняются Законом РФ «О безопасности». Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы, общество — его материальные и духовные ценности, государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, а граждане, общественные и иные организации и объединения объявляются Законом субъектами безопасности.

В этом Законе закреплены некоторые функции и полномочия Президента РФ. Так, Президент РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, возглавляет Совет Безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности. Следовательно, именно Президент РФ напрямую (т.е. минуя Председателя Правительства) руководит перечисленными в Законе силами безопасности: Вооруженными Силами, Федеральной службой безопасности, органами внутренних дел, внешней разведкой, Федеральной службой охраны, обеспечивающей безопасность органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их высших должностных лиц, налоговой службой, формированиями гражданской обороны, пограничными войсками, внутренними войсками, службой правительственной связи и информации, обеспечения безопасности средств связи и, информации и др. Эти силы управляются самостоятельными министерствами и ведомствами, руководители которых подчинены Президенту РФ (Министерство обороны, Министерство юстиции, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Федеральная служба охраны, Служба внешней разведки, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственная техническая комиссия, Федеральная служба железнодорожных войск, Государственная фельдъегерская служба).

Это интересно:  Учебный отпуск трудовой кодекс

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по обеспечению национальных интересов и безопасности Российской Федерации Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

В этом документе сформулированы национальные интересы России, угрозы национальной безопасности и задачи по обеспечению национальной безопасности. конституционный статус президент россия

Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в федеральные округа (это и есть право представительства «внутри страны»), и эти представители являются должностными лицами, представляющими Президента.

Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства.

В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, принятые должностными лицами от имени Российского государства без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).

Президент РФ, его конституционные функции и полномочия.

Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

На основании четвёртой главы Конституции президент России осуществляет следующие полномочия:

— назначает, с одобрения Государственной думы, председателя Правительства Российской Федерации;

— имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

— принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

— представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;

— по предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;

— представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;

— формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

— утверждает военную доктрину Российской Федерации;

— формирует администрацию президента Российской Федерации;

— назначает и освобождает полномочных представителей президента Российской Федерации;

— назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

— назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В соответствии с требованием Конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания;

— назначает выборы Государственной думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;

— распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;

— назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

— вносит законопроекты в Государственную думу;

— подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию президентом РФ в течение семи дней и обнародованию;

— обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

— Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;

— Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— Президент Российской Федерации может отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

— осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

— ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

— подписывает ратификационные грамоты;

— принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей;

— решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

— награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

В процессе осуществления своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Место и роль Правительства РФ в системе государственного управления.

Правительство Российской Федерации — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.

Статус правительства и порядок его деятельности определены 6-й главой Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года.

Это интересно:  При сокращении штатов выплата компенсации работающим пенсионерам

Полномочия

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов президента Российской Федерации (статья 3 Закона «О Правительстве РФ»).

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

· разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

· обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

· обеспечивает проведение единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

· осуществляет управление федеральной собственностью;

· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

· осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами президента РФ.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов президента РФ правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в РФ. Постановления и распоряжения правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам президента РФ могут быть отменены президентом РФ.

Федеральное собрание РФ: структура, функции, полномочия.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Статус Федерального Собрания определён в главе 5 Конституции России.

Функции и полномочия Федерального Собрания распределены между двумя палатами — Государственной Думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации).

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).

Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции Российской Федерации).

Структура Федерального Собрания

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъектов, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом, одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

— для заслушивания посланий президента Российской Федерации;

— для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;

— для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Основные функции Президента РФ

Функции Президента РФ — это основные направление его деятельности в установленной сфере.

Является гарантом Конституции РФ, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Представительская функция в международных отношениях.

Решение вопросов связанных с принятием в гражданство и с прекращением гражданства; учреждением государственных наград и почетных званий; представлением политического убежища и др. Представительство государства в лице президента в Международном плане проявляется во всех сферах, где требуется уровень отношений в лице глав государств (подписание договоров, ведение переговоров, встречи глав государства и т.д.).

Определение основных направлений внутренней и внешней политики

Основные направления внутренней и внешней политики определяются Президентом в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, принимаемыми Федеральным Собранием с учетом позиции политических партий, общественных институтов. Так же наиболее важной формой реализации функции являются ежегодные послания Президента Федеральному собранию. В них дается взвешенная, объективная оценка состояния всех сфер жизни общества.

Охрана суверенитета РФ и ее независимости.

На главу государства возлагается принятие мер по охране основ жизнедеятельности государства. Признание этих свойств государства является основополагающим для Президента в осуществлении его полномочий в сфере международных отношений, равно как и в аспектах внутренних ситуаций, могущих представлять угрозу для суверенитета в целостности государства. Президент, в частности, уполномочен вводить военное или чрезвычайное положение; как Верховный Главнокомандующий Президент несет ответственность за надлежащий уровень боеспособности страны, за состояние Вооруженных сил РФ, их способность обеспечить охрану суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Обеспечение согласованного функционирования органов государственной власти.

Одним из принципов федеративного устройства РФ является единство системы государственной власти ( ст. 5 Конституции ). Наличие сложной системы органов государственной власти – федеральных, региональных, законодательных и исполнительных при действии принципа разделения властей обуславливает необходимость обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Такого рода функция и возложена на Президента.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, infopedia.su, nstuleaks.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector