Основные направления современной западной философии

Конец 19 – начало 20 века – это время широкого распространения различных течений в современной западной философии. Проблема разграничения естественно-научного и гуманитарно-философского знания привела к возникновению двух противостоящих друг другу трактовок философии – сциентистской и антисциентистской.

Основные направления современной западной философии.

«Философия жизни» (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Шпенглер) пыталась подойти ко всем явлениям с точки зрения одного принципа – жизненной реальности, лежащей в основании мира, которая иррациональна, невыразима в понятиях. Это некоторая энергия, воля, жизненный порыв, импульс, чистое стремление, пафос, который сообщает человеку движение, но не дает ничего готового.

Экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Камю, Сартр) возник в 20 г. ХХ века.

В центре внимания индивидуальные смысложизненные вопросы: вины и ответственности, смерти и выбора. Предшествующая философия знала бытие как познанное; бытие выступало как нечто безличное и объективное. Экзистенциализм говорит об особом бытии, человечески окрашенном, которое неотделимо от сознания. Это есть бытие-сознание, для которого существуют все феномены бытия, но которое не может быть объектом познания. Бытие должно быть постигнуто как некая изначальная непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта. Говорят о переживании человеком своего бытия в мире. Бытие здесь дано непосредственно в виде существования или экзистенции.

Герменевтика (Дильтей, Шлейермахер, Гадамер) — искусство и теория истолкования текста, имеющая целью выявить его смысл, исходя их объективных (грамматическое значение слов) и субъективных (намерение автора) оснований. Говорят о «понимании» как методе гуманитарных наук в противовес «объяснению» в естествознании, связанным с установлением закона.

Структурализм (возник в начале ХХ века в лингвистике, психологии, этнологии, эстетике, литературоведении — Клод Леви-Стросс, Фуко, Лакан) – направление, которое специально исследует анализ структуры в различных областях бытия и знания, поиск логических структур, объективно существующих за многообразием явлений культуры, которые являются продуктом бессознательной и сознательной деятельности людей.

Феноменология (Гуссерль)- учение о феноменах чистого сознания, априорных структурах сознания, попытка прояснения в сознании различного рода явлений. Познание возможностей, то есть условий и предпосылок существования какого-либо феномена, независимо от того, реален он или нет. Постижение всего многообразия интенциональных актов сознания, то есть исследование тех актов, в которых происходит конституирование смыслов (направленность сознания на предмет).

Неотомизм – течение современной католической философии (Жильсон, Маритен, Войтыла). Защищая религиозное видение универсума и человека, утверждают предустановленное свыше непротиворечивое единство эмпиризма и рационализма, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности, религии и науки.

15. Русская философия X – XVIII в.в.

Русская философия является выражением развивающегося процесса осмысления учеными устоев бытия и оснований познания и преобразования действительности. В сочинениях отечественных философов нашли выражение подлинно значимые, магистральные идейные поиски народа с долгой, богатой и поучительной историей. Русская философия, возникнув в глубине веков, развивалась в тесном взаимодействии с экономическим, религиозным, политическим, правовым, моральным и эстетическим сознанием народа. Эта философия наряду со стремлением отвечать требованиям высокой научности заключает в себе беззаветный поиск путей к достижению общественного блага.

Древнерусская философия, несмотря на ее связь с опытом предшествующей христианской философии других народов, обладает значительностью и оригинальностью.

Сегодня большинство историков философии вопреки примеру Н. О. Лосского и В. В. Зеньковского начинает излагать историю отечественной философии не с XVIII, а с X в. Это объясняется тем, что дата возникновения русской философии, по мере изучения истории культуры, дохристианской религии, памятников литературы Древней Руси, перемещается учеными в глубину веков.

Философия зарождается на Руси из потребности объяснения мироустройства, целей существования государства, общества и человека, из необходимости разработки принципов социальной организации и общения. Особое значение для формирования древнерусской философии имели Евангелие и Псалтырь.

Существенное значение для формирования национального самосознания древних россиян имели летописи. Летописный свод “Повесть Временных Лет” лежит в основе почти всех русских летописей. Значительную роль в формировании отечественного философского сознания принадлежит Кириллу Туровскому (ок. 1130 — 1182).

Содержательным в философском отношении является “Послание Никифора митрополита Киевского к великому князю Владимиру…” (Никифор был митрополитом (1104 — 1120). В нем показывается двойственность человека, вскрываются механизмы сознания. В душе человека выделяется Никифором словесное (ум, разум), яростное (чувства, страсти) и желанное (целеустремленность). Трехчленная душа, по Никифору, пользуется пятью органами чувств. Благодаря этому становится возможным познание.

Большое значение в развитии отечественной философии принадлежит трудам Нила Сорского (ок. 1433 — 1581), (в миру Николай Майков) — выходца из служилой московской семьи. Несколько лет провел на православном Востоке, посетил Палестину, Константинополь, Афон.

Еще один крупный философ — Максим Грек (ок. 1470 — 1556). Он считается самым крупным мыслителем XVI в. Максим Грек оставил после себя 300 оригинальных и переводных работ. Интерес к философии пробуждается не только переменами в жизни России, но и ростом грамотности. В 1685 г. было открыто первое высшее учебное заведение в России — Славяно-греко-латинская академия в Москве. Во главе ее философской жизни стояли братья Иоаникий (1663 — 1717) и Софроний (1652 — 1730) Лихуды. Существенный вклад в развитие русской философии в XVII в. внесли Симеон Полоцкий (1629 — 1680), Сильвестр Медведев (1641 — 1691).

Развитие русской философской мысли в X — XVIII вв. характеризуется: а) тесной связью с христианской философией и религией; б) практической направленностью, выражающейся в попытках осмыслить связь человека и бога, человека и общества, личности и государства; г) преобладанием в ней проблем социальной философии и этики; д) воплощением ее идей в художественной форме; е) обращенностью внимания не столько к внешнему миру, сколько к внутреннему миру человека. Следует отметить, что названные обстоятельства ослабляли внимание к теоретической разработке проблем познания, сознания и диалектики, что отличает русскую философию от западноевропейской философии этого периода.

16. Русская философия XIX – XX в.в.

Русская философия — это философия предупреждения. Её лейтмотив — нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. 4. Проблемное поле русской философии 19 века распадается на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы:

-сфера познания («вера» — «знание»)

-сфера действия («аполитизм» — «революционаризм»)

-сфера нравственности («альтруизм» — «эгоизм») В каждой из этих сфер присутствует альтернативная ориентация на определённый идеал: -в сфере познания — это идеал рациональности или духовности (задаваемые наукой или религией) -в сфере действия (социальной) — идеал социальности: монархия или демократия (либерализм, социализм, анархия) -в сфере нравственности — идеал человека, определяемый: а) с помощью определённых форм коллективности — государство, народ, община, церковь; б) посредством личных атрибутов — природа человека, нравственное чувство, разумность.

состоять в том, чтобы «дать миру какой-нибудь важный урок». По Чаадаеву основную роль в развитии общества играет Божественное откровение, которое должно вдохновлять человечество к построению Царства Божия на земле.

«Славянофильство» и «западничество».

1) Славянофильство:Сущность славянофильства определялось идеей «несхожести» России и Запада,самобытности русского духовно-исторического процесса.Славянофилы:

Были выразителями идеи самобытности русского национального самосознания.

Все основные идеи славянофилов тяготеют к полюсу тотальности:

-Критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной, бездушной.

-Православие — духовная основа русской нации, подлинный двигатель исторического процесса;

-Монархия — идеальная форма государственного устройства России, наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа;

Западничество:В полемике со славянофилами складывалась русская философия индивидуальности, тяготевшая к тем или иным формам западничества. Западники:

Были выразителями идеи единого общемирового прогрессивного развития.

1.Они активно выступали за европеизацию страны, т.е. ликвидацию феодально- крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути.

2.Считали религию и церковь тормозом общественного прогресса.

3.Высоко оценивали человеческий разум и науку, уважительно

относились к правовым нормам общества.

4.Основной ценностью общества для них является индивид, а государство прозвано защищать его права и свободы.

5.В социальной сфере они ориентировались либо на конституционную монархию, либо на социалистические или анархические формы государственного правления.

«Почвенники» — философское направление, для которого главной была идея о «национальной почве» как основе социального и духовного развития России.

«Народники»:-сохранили веру в науку

-считали, что царство «нравственности, справедливости» может наступить лишь через деятельность героев, способных повести за собой бессознательное массовое движение.

Одним из ведущих направлений в русской философии XIX — начала XX в. была религиозно-идеалистическая философия. Наиболее ярким ее представлением был Владимир Сергеевич Соловьев(1853 — 1900) — философ, поэт, публицист. Вл. С. Соловьевым была заложена традиция русской философии Всеединства. Он провидел и посильно реализовал плодотворнейшую тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и мистического типов философствования, западной и восточной культурной традиции.

Бердяев Николай Александрович (1874 — 1948) — философ и публицист.

В основе философского мировоззрения Н. А. Бердяева лежит различение мира призрачного и мира. Человек, его тело и дух находятся в плену у «мира», призрачного бытия. Задача же человека состоит в том, чтобы освободить свой дух из этого плена, «выйти из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь». Это возможно лишь благодаря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-творца. Свобода и творчество неразрывно связаны. Глубинное основание полового влечения Бердяев видит в том, что ни мужчина, ни женщина сами по себе не есть образ и подобие Бога в полном смысле этого слова. Только соединяясь в любви, они образуют целостную личность, подобную личности божественной. Это воссоединение в любви есть одновременно творчество, выводящее человека из мировой данности, царства необходимости в космос, в царство свободы. Любовь творит иную, новую жизнь, вечную жизнь лица.

Это интересно:  Код отпуска в табеле учета рабочего времени

Константин Эдуардович Циолковский (1857 — 1935) — известный ученый, основоположник современной космонавтики, представитель естественно-научной ветви «космической философии». К. Э. Циолковский пытался решить ряд философских проблем: о смысле космоса в целом, о месте человека в космосе, о конечности или бесконечности человеческого существования, путях построения счастливого будущего.

Основные направления современной западной философии

Современная западная философия чрезвычайно многообразна. Вместе с тем, в ней есть свои центры притяжения в виде относительно самостоятельных направлений или течений. Их тоже много, но в плане самой общей картины можно ограничиться тремя, достаточно, как представляется, репрезентативными: аналитическим, феноменологическим и постмодернистским, экзистенциализм.

Аналитическая философия обязана своим существованием «лингвистическому повороту» как отличительной черте современного философствования. В ней язык рассматривается как вполне самостоятельная и важнейшая область философского исследования. На сегодняшний день она наиболее полно выражает рационалистический дух философствования.

Рациональность же, которую являет аналитическая философия, было бы правильно назвать логико-семантической. В ее основании — правила и законы логики, а также знаково-смысловые средства познавательной деятельности человека.

Так же, как и «рациональность», понятие «аналитическая философия» употребляется в двух смыслах. Аналитическая философия в узком смысле — это доминирующее направление в англоязычной философии ХХ века, представленное такими именами (теперь уже классиками), как Бертран Рассел, Джордж Эдвард Мур, Людвиг Витгенштейн. В широком смысле «аналитическую философию» можно трактовать как определенный стиль философствования. Он характеризуется строгостью и точностью используемой терминологии, вниманием к нюансам, или тончайшим оттенкам, мысли, недоверием к широким обобщениям и умозрительным построениям, к «доводам сердца», поэтической непричесанности мысли, вкусовым предпочтениям и эмоциональным мнениям. Для него важно не только (а иногда и не столько) «что», но и «как» — с помощью каких аргументов и корректно ли получен тот или иной результат.

Аналитики полны уверенности в возможности разрешения сложнейших философских и научных проблем с помощью строгих логико-семантических методов. Более того, они считают, что многие из этих проблем и возникли по причине неправильного использования языка, небрежного обращения со словами. Философия тем самым перестает быть теорией и превращается в аналитическую деятельность по лингвистическому прояснению мыслей, устранению неточностей в обозначении, по исправлению.

В отличие от аналитической традиции, ориентированной на факты (эмпирические и языково-лингвистические) сами по себе, феноменология обращает наше внимание на «человеческий фактор» как ключ к тому, что реально существует.

Исходный пункт феноменологии как философского учения — возможность обнаружения и описания интенциональной (направленной на предмет) жизни сознания. Существенная черта феноменологического метода — отказ от любых непроясненных предпосылок. Феноменология также исходит из идеи неразрывности и в то же время взаимной несводимости (нередуцируемости) сознания и предметного мира (природы, социума, духовной культуры).

Феноменология — это учение о бытии сознания, которое несводимо (равно как и невыводимо из них) к «практическим последствиям» (прагматизм), к иррациональному потоку бытия или образу культуры (философия жизни), к практической деятельности (марксизм), к индивидуальному или коллективному бессознательному (психоанализ), к знаковым системам и структурным связям как каркасу культуры (структурализм), к логическому и лингвистическому анализу (аналитическая философия).

Феноменологическая методология оказала и продолжает оказывать существенное влияние на развитие психологии, антропологии, психиатрии, гуманитарное знание в целом. И это понятно. Социально-гуманитарная реальность непременно включает в себя значения, смыслы. Любое общественное явление, как уверяют, и совершенно справедливо, феноменологи, необходимо рассматривать с учетом того, как люди его воспринимают, какие значения в него вкладывают, каким смыслом наделяют. Вне и без этих символических значений оно повисает каким-то отчужденно-ребристым каркасом, непонятным и пугающим одновременно.

Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Он является прежде всего культурой постиндустриального, информационного общества.

В методологическом плане постмодернистская философия опирается на принципы плюрализма и релятивизма, согласно которым в реальной действительности постулируется «множественность порядков», между которыми невозможно установление какой-либо иерархии. Данный подход распространяется на теории, парадигмы, концепции или интерпретации того или иного «порядка». Каждая из них является одной из возможных и допустимых, их познавательные достоинства в равной мере являются относительными.

В соответствии с принципом плюрализма сторонники постмодернистской философии не рассматривают окружающий мир как единое целое, наделенное каким-либо объединяющим центром. Мир у них распадается на множество фрагментов, между которыми отсутствуют устойчивые связи.

Постмодернистская философия отказывается от категории бытия, которое в прежней философии означало некий «последний фундамент», добравшись до которого мысль приобретает бесспорную достоверность. Прежнее бытие уступает место языку, объявляемому единственным бытием, которое может быть познано.

Постмодернизм весьма скептически относится к понятию истины, пересматривает прежнее понимание знания и познания. Он решительно отвергает сциентизм (это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире) и перекликается с агностицизмом (направление в философии, отрицающее возможность объективного познания субъектом окружающей действительности посредством собственного опыта).

Постмодернистская философия выражает разочарование в рационализме, а также в разработанных на его основе идеалах и ценностях.

Постмодернизм в философии сближает ее с наукой и литературой, усиливает тенденцию к эстетизации философской мысли.

В целом постмодернистская философия выглядит весьма противоречивой, неопределенной и парадоксальной.

Постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Он неплохо справился с разрушением многих отживших сторон и элементов предшествующей эпохи. Что же касается положительного вклада, то в этом плане он выглядит довольно скромно. Тем не менее, некоторые его черты и особенности, видимо, сохранятся в культуре нового столетия.

Экзистенциализм не является академической доктриной, его основные темы — человеческое существование, судьба личности, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни.

Существенное определение нашего бытия, именуемого экзистенцией, есть его незамкнутость, открытость, предпосылкой чего является конечность экзистенции, ее смертность. В силу своей конечности экзистенция является временной, и ее временность существенно отличается от объективного времени как чистого количества, безразличного по отношению к заполняющему его содержанию.

Личность, согласно экзистенциализму, есть самоцель, коллектив — средство, обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов. Общество, далее, призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности, гарантируя ей правовой порядок, ограждающий личность от посягательств на ее свободу. Но роль общества остается при этом, в сущности, отрицательной: свобода, которую оно может предоставить индивиду, это «свобода от» — свобода экономическая, политическая и т.п. Подлинная же свобода, «свобода для», начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности, где индивиды сталкиваются не как производители материальных благ и не как субъекты правовых отношений, а как экзистенции. Общество при этом лишь ограничивает личность. Отсюда центр тяжести перемещается с родового, общественного на единичного человека.

Сегодняшний человек, согласно экзистенциализму, может черпать силы только в своей слабости, он может обрести смысл своей жизни не перед лицом вечного и бесконечного, а перед лицом смерти. Освободить человека от всех надежд на то, что он может обрести свободу с помощью чего-то вне себя, и от всех иллюзий, связанных с этими надеждами, поставить его перед собой и заставить заглянуть в себя — вот та задача, которую поставил перед собой экзистенциализм.

Основные направления современной западной философии.

Следующее направление современной философской мысли определяется как созерцательно — истолковывающее (феноменология, герменевтика, структурализм).

Антропологическое направление. Философская антропология — это часть современной философии, в которой изучается человек как особая родовая сущность, рассматривается его природа, выявляется и создается картина мира, смысловым центром которой выступает человек.

40. Философские идеи фрейдизма.Фрейдизм — психологическая концепция начала XX в. З. Фрейда и развившееся на ее основе учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации.

41. Экзистенциалистский тип философствования.

Экзистенциализм (существование) считается одним из крупнейших течений в мировой философии XX в. В нем отражена реакция интеллигенции на неустойчивость и трагизм жизни, незащищенность человека от социальных бурь и потрясений, на возрастание отчуждения между людьми. Сторонники экзистенциализма стремились отыскать новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности. Родоначальником экзистенциализма считается Серен Кьеркегор (1813 — 1856). Высшей же ценностью является Бог. Только отдав себя Богу, человек как личность приобщается настоящей экзистенции и обретает подлинное существование в Боге. Согласно Кьеркегору, судьба личности, индивида выше любой кооперации массС. Кьеркегор, решая проблемы человеческого существования в неприветливом и мрачном мире, исходит из того, что человек входит в жизнь неподготовленным и воспринимает ее первоначально как место праздника, проходя по ступеням своего совершенствования, он способен двигаться от эстетического отношения жизни, при котором целью существования выступает наслаждение, к этическому, при котором целью жизни становится разумное служение долгу, и приближаться к религиозному отношению к жизни, которая превращается в служение Богу.

М. Хайдеггер решает проблему человеческого существования иначе. Для него главная задача на пути разрешения вопросов человеческого существования в мире — закладка фундамента под понимание мира. В этом качестве выступает онтология, базирующаяся на прислушивании к бытию и на выработке отношения к нему в соответствии с теми сигналами, которые подает оно нам при нашем стремлении комфортабельно устроиться в мире. Мыслитель стремится найти консенсус между миром и человеком на основе человеческого разума, обогащенного знаниями о гармонии мира.

Для К. Ясперса решение проблем человеческого существования в мире возможно на основе приспособления к миру. Мыслитель предостерегает против бездумного расшатывания устоев западного общества и желает направить усилия людей на ответственное созидание мирового сообщества, в котором народы сольются в единую семью.

Ж.-П. Сартр и А. Камю, высвечивая неблагополучие мира и показывая его абсурдность, предлагают не падать духом, а мужественно выполнять свой человеческий долг, не страшась утрат, не склоняясь под ударами судьбы, спокойно делать свое будничное дело, когда же гнет действительности становится нестерпимым, отваживаться на бунт, устраняющий и ослабляющий этот гнет.

42. Философская герменевтика.

С точки зрения герменевтики, философия не имеет дела с объективным миром. Она представляет собой широкий спектр мировоззренческих позиций, которые обнаруживают себя в зависимости от тех или иных социальных, а иногда личных предпочтений. Герменевтическая процедура есть не просто понимание различного рода текстов, памятников, событий культурной жизни, а постижение их смыслов. Согласно Гадамеру, герменевтика является самой философией, ибо никаких других областей, помимо пространства человеческого общения и культуры, у философии нет.Гадамер подчеркивает, что мы живем внутри языка и в нашей сознательной жизни не можем ни на минуту выйти из него. Прямая зависимость человека от языка определяет универсальный лингвистический характер отношения человека к миру.Бытие, по Гадамеру, есть язык, самостоятельная, независимая от человека субстанция. С одной стороны, диалог, по Гадамеру, не ограничивается общением двух лиц, в котором достигается взаимопонимание, он также встроен в отношения между интерпретатором и текстом. С другой стороны, тексты должны быть доступны для понимания и множества интерпретаций. Согласно Гадамеру, толкование текстов совершается в контексте определенных традиций, обусловленных историческими и социокультурными факторами. Это значит, что интерпретатор подходит к своему предмету с предубеждением, из границ которого выйти невозможно. Герменевтика признает единственно доступным и ценным мир человеческого общения. Внутри его образуется мир культуры, ценностей, смыслов, основу которых составляет язык. Все составляющие культуры, все культурное достояние должны быть поняты и истолкованы.

43. Философский смысл проблемы бытия.БЫТИЕ — объективная и субъективная реальности в своей совокупности. Все то, что существует. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории сущего, называется онтологией. Содержание учения раскрывается через взаимосвязь категорий существования, реальности, бытия, субстанции, мышления, а также объективного и субъективного, среди которых особое место занимает категория бытия. Вся совокупность событий и ситуаций, процессов и явлений, внутренних переживаний, намерений и замыслов, с которыми имеет дело человек, с которыми он так или иначе сталкивается, называется состоянием.Действительность (реальность) — это совокупность всех состояний в прошлом, настоящем и будущем. Следовательно, она сложна и изменчива, так как состояния постоянно переходят друг в друга. В самом общем плане, существование — категория онтологии для бытия, возникающего из сущности, наличного бытия вещей.

Действительность, охватывающую все, что существует вне человеческого сознания, называют объективной реальностью. Сюда, прежде всего, относят окружающую человека природу. (Первозданная природа, Естественная среда обитания, Искусственная среда обитания человека.) В своем развитии природа проходит две основных преемственно связанных стадии — неорганическая и органическая (связанная с появлением жизни), или биосфера.

Субъективная реальность — это продукт деятельности человека, точнее, его высокоразвитого сложного мозга. Субъективная реальность выражается, прежде всего, в мыслях и образах, в научных знаниях и художественных замыслах и т. д.

Выделяют материальное бытие(например, Солнечная система) и идеальное (идея возникновения Солнечной системы.

Бытие как таковое может быть подразделено на потенциальное (существование в возможности) и актуальное (существование в действительности).

Развитие философии породило различные варианты трактовок бытия.

Суть первой — материалистической — концепции состоит в том, что под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств.

В объективно-идеалистическом понимании бытие предстает в виде объективно существующей идеи. В третьей концепции бытия — субъективно идеалистической — бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать — это значит быть воспринимаемым. Субстанция — это то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего.

44. Философское учение о материи.Материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

· Материя как объективная реальность.

Категория материя» имеет под собой объективное основание: существование многообразной действительности независимо от сознания и воли человека. Материя есть объективная реальность, отражаемая человеком в его чувствах и мыслях.

· Основные философские и естественнонаучные представления о материи.

В естествознании всякое познание — это познание материи, поскольку наука стремится дать не только внешнее описание вещей, но и раскрыть их внутреннюю основу — причину их существования и те свойства, которыми они обладают.

· Современные представления о структуре и уровнях организации материи.

Крушение старых представлений о материи привело некоторых естествоиспытателей и философов к «физическому идеализму». Заблуждение представителей «физического идеализма» состояло в том, что они смешивали естественно-научные представления о материи с философской категорией «материя». Однако на деле оказалось, что делимость атома означала не «исчезновение» материи, а углубление и расширение наших знаний о материи и ее свойствах, а также открытие ее новых видов. Относительно недавно наука проникла в структуру элементарных частиц и вплотную начала исследование физического вакуума.

· Вещество и поле.

Уже к началу XX в. окончательно выяснилось, что материя — не только вещество, но и различные виды полей — гравитационные, электромагнитные, ядерные. Была доказана неисчерпаемость, вечность и бесконечность материи.

· Основные формы движения материи.

Движение — атрибут, неотъемлемое свойство материи, они тесно связаны и не существую друг без друга. Можно выделить пять основных форм движения, неразрывно связанных между собой: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Каждая форма движения материи органически связана с определенным уровнем ее структурной организации.

45. Формы бытия материи.Материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Движение, пространство и время как основные формы бытия материи.

Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменение состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием. Движение — это изменение вообще. Движение — атрибут, неотъемлемое свойство материи, они тесно связаны и не существую друг без друга. Можно выделить пять основных форм движения, неразрывно связанных между собой: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Особым видом движения, изменения является развитие. Развитие — это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными законо- мерностями и необратимостью.

Пространство– это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность (длина, ширина, высота), структурность сосуществования и взаимодействия элементов во всех материальных системах. Пространство реального бытия трехмерно и в этой трехмерности оно бесконечно и неисчерпаемо. Кроме того, пространство однородно и изотропно. Однородность пространства связана с отсутствием в нем «выделенных» каким-либо образом точек. Изотропность пространства означает равноправность в нем любого из возможных направлений. Свойства пространства: симметрия и асимметрия, их форма и размеры; расстояние между элементами или подсистемами, границы между ними.

Время – форма бытия материи, выражающая длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития.Понятие пространства и времени соотносительны не только с материей, но и друг с другом: в понятии пространства отражается структурная координация различных объектов в один и тот же момент времени, а в понятии времени – координация длительности сменяющих друг друга объектов и их состояний в одном и том же месте пространства.В основе общей теории относительности лежит положение о том, что четырехмерное пространство-время, где действуют силы тяготения, подчиняется соотношениям неэвклидовой геометрии («искривление» пространства). Эта теория говорит о влиянии на ход времени гравитационных масс.

46. Диалектика как учение о всеобщих законах бытия.ДИАЛЕКТИКА — учение о движении, изменении, преобразовании и развитии всех мировых явлений и процессов в их непрерывной взаимосвязи. Диалектика как учение о наиболее общих законах всяких изменений и развития в природе, обществе и мышлении рассматривает, прежде всего, три проблемы:

— особенности, отличающие развитие от других изменений и его направления;

— формы, в которых совершается любое развитие.

В истории философии сложились три основные формы диалектики:

1) античная, которая была наивной и стихийной (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон);

2) немецкая классическая (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель), разработанная на идеалистической основе;

3) материалистическая, основы которой были заложены Марксом и Энгельсом. Объективная диалектика — это развитие реального мира, т. е. природы и общества. Субъективная диалектика — это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и мышления.

Противостоит диалектики догматизм, под которым понимается подход к тем или иным проблемам, игнорирующий конкретные условия места и времени, склонность к абстрактным, оторванным от реальной жизни положениям, часто претендующим на непререкаемые истины. Наиболее адекватной содержанию современной эпохи является материалистическая диалектика. Согласно ей, субстанцией мира является саморазвивающаяся материя. Это означает, что при рассмотрении любого уровня организации материи в нем обязательно обнаруживаются направленные необратимые изменения.Элементами структуры диалектики являются принципы, законы и категории.

Принципы — это основные, исходные положения какого-либо учения, которых субъект придерживается в своей познавательной и практической деятельности.

Под законом в философии понимается существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение.

Категории диалектики — формы мышления, которые отражают свойства и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики.

47. Основные законы диалектики.

1) Закон перехода количества в качество и качества в количество.

Суть: количественные изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные изменения. Переход количества в качества представляет собой скачок, главным признаком которого является не временное, а содержательно-коренное изменение качества. Характеристики (категории) закона: качество, количество, мера, скачок, свойства и отношения.

Качество – внутренняя определенность. Второй момент в определении качества – специфичность. Качество – целостная характеристика вещи, свойства – множественная характеристика.

Свойство – это выражение качества вещи в отношении к другой вещи; признак вещи. Свойства не возникают, а обнаруживаются при взаимодействии вещей (химические свойства, свойства личности). Чтобы выявить свойства вещи, надо встать к ним в определенные практические отношения, опосредованные орудиями труда. Отношение – связь вещей, их устойчивое взаимодействие.

Количество – внешняя специфическая определенность вещи. Характерным признаком количества является его делимость на однородные элементы. Количество может быть определено через перечисление его видов: это всё что может быть выражено величиной, размерами, степенью и т.д.

Мера – диалектическое единство качества и количества. Скачок – переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое. Эволюция – постепенные количественные и качественные изменения.

2) Закон единства и борьбы противоположностей.

В соответствии с этим законом всякий предмет содержит в себе противоречия, т. е. противоположности, единство, борьба, взаимодействие которых заставляет предмет изменяться определенным образом.

Противоречие — взаимное исключение, взаимное отрицание предполагающих друг друга сторон, свойств, тенденций.

Противоположность – единство взаимоисключающих и предполагающих друг друга сторон, свойств и тенденций в вещах и явлениях.

Борьба противоположностей – взаимодействие, столкновение противоположностей, в процессе которого происходит их взаимное отрицание.

Единство противопол-ей: они неразрывно связаны между собой, взаимно обусловливают друг друга, взаимно переходят друг в друга.

3) Закон отрицания отрицания – это закон противоречивого развертывания целостной сущности.

Каждое конечное является результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развития материи, всякое конечное может быть рождено только бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие выступает в качестве отрицания этого конечного. Характерный пример здесь зерно, которое дает жизнь новому растению, его рост и созревание порождают новое зерно49. Сознание: его происхождение и сущность.

С философской точки зрения, под сознанием понимают способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах.В философии сложилось ряд концепций происхождения и сущности сознания.

1. Объективно-идеалистическая концепция сознания как надличностной, трансцендентальной идеи (Платоновский мир идей; Гегелевская абсолютная идея; Бог у теологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. В этом случае человеческое сознание есть продукт мирового разума.

2. Субъективно-идеалистические концепции рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р. Декарт, Дж. Беркли).

3. Концепция гилозоизма (в переводе с греч — овеществленная жизнь) утверждает, что сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению (Б. Спиноза).

4. Вульгарный материализм полагает, что сознание имеет материальный характер, оно — результат функционирования определенных частей или образований мозга.

5. В концепции социологизации сознание ставится в зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII в., считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги.

6. Материалистическая концепция подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

После интеллектуальных XVIII века эпохи Просвещения и XIX века эпохи классицизма в современном нам XX веке общефилософский стержень рационализма разрушается. Оформляются отдельные философские школы, которые не хотят руководствоваться доводами разума и даже относятся к нему враждебно!

Философия жизни

Что представляет собой понятие «жизнь», которому придается философский статус? В данном понятии можно выделить три содержательных смысла. Жизнь, во-первых, это своеобразная органическая целостность, внутри которой еще нет различения материи и духа, бытия и мышления. Жизнь, во-вторых, это некий хаос, некая космическая сила, обладающая огромным творческим потенциалом и в которой скрыта заранее определенная судьба. Жизнь, в-третьих, улавливается, постигается с помощью интуиции, а вовсе не силой разума. С помощью этого понятия философия жизни противопоставляет себя всей предшествующей философской традиции.

Родоначальником философии жизни принято считать немецкого философа Артура Шопенгауэра. Мир есть проявление единой, слепой и могучей силы — бессознательной воли. Основное произведение Шопенгауэра так и называется: «Мир как воля и представление». Все пронизано слепым инстинктом воли, приобретающим в своем всемогуществе космический масштаб: пока воля существует, сохраняется и Вселенная.

В природе воля просыпается для самосознания своей силы и могущества и достигает наивысшей степени развития в человеке. В жизни человека и в истории общества, как считает Шопенгауэр, нет развития: во все времена происходит одно и то же. Чем больше просыпается самосознание как ярость воли, тем большие страдания ждут человека и сильнее череда общественных потрясений, постоянно воспроизводящихся в различных проявлениях. Ведь воля — это неизменное «вожделение», постоянная и никогда не удовлетворенная «страсть» бытия.

Как только человек достигает цели, он тут же стремится к цели новой, разрушающей прежде достигнутую цель. Поэтому степень страданий человека зависит не столько от внешних ударов судьбы, сколько от того, насколько он готов воспринять ее удары, когда «просыпается» ярость воли. Где же выход? В осознании того, что находящийся под властью страстей человек становится свободным лишь тогда, когда он освобождается от всех желаний. Избавление от страданий, причиняемых слепым роком судьбы, заключается в саморастворении в ничто, в конечном счете в буддийской нирване, к чему и пришел в своих размышлениях Шопенгауэр.

Статья написана по материалам сайтов: studfilosed.ru, lektsii.net, studme.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector
Читайте также:

  1. CУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
  2. I Кислотно-основные свойства.
  3. I Кислотные и основные свойства
  4. I. Определить основные критерии качества атмосферного воздуха.
  5. I. Основные
  6. I. Основные богословские положения
  7. I. Основные задачи и направления работы библиотеки
  8. I. Основные парадигмы классической социологической теории.
  9. I. Основные положения
  10. I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ