Основные нарушения прав инвесторов

Инвестирование в финансовые активы, в том числе в ценные бумаги, связано с высокой степенью риска, в том числе с риском мошенничества. Ведь финансовый рынок – идеальная площадка для обмана разного рода: от прямого мошенничества (например, создание финансовых пирамид вроде пирамиды АО «МММ») до более изощренных форм, таких как неполное раскрытие информации эмитентами о себе и о своей деятельности (из-за этого инвестор может принять неправильное для себя решение), манипулирование ценами, использование инсайдерской (внутренней) информации и так далее. В связи с этим деятельность на рынке ценных бумаг очень строго регулируется во всем мире, в том числе и в России создается такая система регулирования. В центре государственного регулирования рынка ценных бумаг стоит защита прав всех участников рынка: эмитентов, профессиональных участников, инвесторов.

Защита прав инвесторов – это особый вопрос. Ведь если инвестор не уверен в защите своих прав, он просто не будет вкладывать деньги в ценные бумаги, и экономика останется без инвестиций. Известно, что в настоящее время у населения России хранятся «в чулках», по некоторым оценкам, до 70 млрд. долларов. Все они могли бы финансировать российскую экономику, если бы у инвесторов была уверенность в защите их прав.

Следует отметить, что сегодня в России не защищены права не только мелких и крупных инвесторов, но и самого государства. Как уже говорилось, государство выступает держателем большого количества пакетов акций крупных и крупнейших российских предприятий, однако не всегда получает дивиденды, не может обеспечить проведение соответствующей политики на этих предприятиях.

Причину нарушения прав инвесторов необходимо искать не только и не столько в несовершенстве правовой базы, сколько в самой российской экономике.

Мы знаем, что в начале 90-х годов 20 века в России прошла чековая приватизация государственной собственности, в результате чего значительная часть населения страны стала акционерами. В частности, это произошло потому, что до 25 % уставного капитала предприятий в виде акций распределялись бесплатно среди членов трудового коллектива. Россия в это время заняла первое место в мире по числу акционеров. Однако, к сожалению, российский рынок акций не стал розничным. В настоящее время в России сформировалась такая структура акционерного капитала, в которой значительную и все растущую долю занимают контрольные или крупные пакеты акций. Российский рынок акций, таким образом, формируется как оптовый, низко ликвидный. Формирование вторичного рынка акций – затруднено, а это значит, что сотни тысяч мелких акционеров не могут продать свои акции без ущерба для себя, и не могут повлиять на политику предприятия.

Другой особенностью российских акционированных предприятий является то, что многие из них перешли в результате приватизации под контроль своих директоров, поскольку администрация предприятий имела льготы в получении акций. Это явление можно назвать «феодальным капитализмом». Если директор относится к предприятию как к своей вотчине, «эксплуатирует» его в своих интересах, не заботясь о развитии производства, реконструкции, модернизации, то перспективы мелких акционеров весьма незавидны: они не могут выгодно продать свои акции, не получают доход и не будут получать его в будущем.

Таким образом, видно, что в первую очередь нуждаются в защите мелкие акционеры, акционеры меньшинства, к которым относятся, в том числе, владельцы достаточно крупных пакетов акций, при этом они не могут оказывать контролирующее влияние на компанию.

В 1999 году в России был принят Федеральный закон РФ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» с целью обеспечения государственной и общественной защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, вкладывающих свои средства в ценные бумаги – акции, облигации, государственные ценные бумаги. В этом законе предусматриваются следующие меры для защиты прав инвесторов:

Ограничения на рынке ценных бумаг, связанные с эмиссией и обращением ценных бумаг, в целях защиты прав инвесторов

Предоставление информации инвесторам в связи с обращением ценных бумаг

Полномочия федерального исполнительного органа по рынку ценных бумаг по наложению штрафов

Защита прав инвесторов федеральным органом по рынку ценных бумаг в судебном порядке, и другие.

Одной из самых острых проблем, связанных с защитой прав инвесторов в России, является затрудненный доступ к информации. Американский инвестор, например, «завален» информацией о фондовом рынке. Это и специальные ежедневные газеты для инвесторов объемом в сотни страниц, и специализированные еженедельные, ежемесячные издания, и другие формы получения информации (электронные базы данных, Интернет). А что имеет на сегодня рядовой российский гражданин, причем не в Москве или Санкт-Петербурге, а в глубинке? В лучшем случае, свежий номер газеты «КоммерсантЪ», а чаще всего – вчерашний. Не имея информации об эмитентах, их хозяйственной деятельности и финансовом положении, о выпущенных ценных бумагах, инвестор не может принять взвешенное решение.

Другой проблемой, связанной с защитой прав инвесторов, является отсутствие развитого вторичного рынка ценных бумаг. Инвестору попросту негде купить или продать ценные бумаги. Ведь даже выйти на рынок государственных ценных бумаг, которые торгуются на Московской межбанковской валютной бирже и ряде региональных валютных бирж (во Владивостоке, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове, Самаре, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге) жителям других населенных пунктов практически невозможно, а что уж говорить о рынке акций или корпоративных облигаций.

Таким образом, мы видим, что законодательные предпосылки для защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг в России созданы. Осталось дело «за малым» – за созданием экономических предпосылок для защиты прав инвесторов. Основная мера, которая должна быть принята в этом направлении – это всестороннее стимулирование со стороны государства развития рынка ценных бумаг на территории всей страны. Формирование эффективно действующего рынка ценных бумаг, как первичного, так и вторичного – это не только возможность защитить инвесторов, но и возможность обеспечить российскую экономику финансовыми ресурсами, инвестициями, которых так не хватает для ее реформирования и процветания.

Защита прав инвесторов в России

Понятие и основные положения субинститута защиты прав инвесторов. Нормативно-правовое регулирование вопросов защиты прав инвесторов. Ограничения в целях защиты прав и законных интересов инвесторов. Особенности защиты прав и законных интересов инвесторов.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.03.2017
Размер файла 42,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

на тему: «Защита прав инвестора РФ»

Выполнил(а): студент(ка) группы

ЭКЗБ 12-1 Игнатова К.Л

Проверила: доцент Литвинова Е.В

защита право инвестор интерес

1. Понятие и основные положения субинститута. Защиты прав инвесторов

2. Правовое регулирование вопросов защиты прав инвесторов

3. Ограничения в целях защиты прав и законных интересов инвесторов

4. Особенности защиты прав и законных интересов инвесторов

Предметом данного исследования является рассмотрение вопросов использования правовых форм защиты прав инвесторов в России.

Я полагаю, что данная тема в сфере хозяйственных взаимоотношений является одной из наиболее актуальных, поскольку это обусловлено необходимостью совершенствования правового обеспечения поддержки и защиты инвестиций в сфере государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Права собственности должны быть надежно защищены, что ставит перед государством задачу активизации правоохранительной и защитной функций не только хозяйствующих субъектов, но и государства, его органов власти.

В настоящее время общее состояние правовой защиты инвестиционной деятельности оценивается как неразвитое и недостаточное для обеспечения потребностей рыночной экономики в законодательстве, причем, продолжающееся постоянно развиваться.

Одним из основных нормативных актов в этой сфере является Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»[667] (далее — Закон о защите прав инвесторов), необходимость принятия которого была обусловлена рядом обстоятельств социально-экономического и правового характера, включая необходимость устранения правовых пробелов в законодательстве, связанных с защитой прав и законных интересов инвесторов, в том числе в административном и судебном порядке, а также с помощью саморегулируемых и общественных организаций.

В работе использованы как нормативные акты и иные в сфере инвестирования, так и монографии различных авторов, например, В. А.Вайпана и других.

1. Понятие и основные положения субинститута

Создание системы защиты прав владельцев ценных бумаг и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг является одним из способов государственного регулирования рынка ценных бумаг, предусмотренных ст. 38 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

В связи с этим, Закон о защите прав инвесторов называет две основные цели Закона о защите прав инвесторов.

Во-первых, это обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов как юридических, так и физических лиц на рынке ценных бумаг.

Во-вторых, обеспечение возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного им противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг.

— создания государственных гарантий для свободного осуществления инвестиций в ценные бумаги российских эмитентов;

— предоставления инвесторам компенсаций и иных форм возмещения ущерба, причиненного противоправными действиями в сфере рынка ценных бумаг;

— пресечения незаконной деятельности, связанной с эмиссией и обращением ценных бумаг в Российской Федерации.

Таким образом, Закон о защите прав инвесторов распространяется на защиту прав и интересов всех инвесторов — юридических лиц и граждан, инвестирующих средства в ценные бумаги и не являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Инвесторами являются физические и юридические лица, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги.

В то же время Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»[669] оперирует термином «владелец», каковым является лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.

Таким образом, понятие инвестора, используемое Законом о защите прав инвесторов, является более узким по сравнению с используемым в инвестиционном законодательстве, так как объект инвестирования в данном случае ограничивается эмиссионными ценными бумагами, но более широким, чем понятие «владелец ценных бумаг», так как включает не только владельцев, но и потенциальных покупателей ценных бумаг.

Согласно Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1008, защита прав инвесторов, понимаемая прежде всего как защита частной, государственной и иных видов собственности, должна развиваться по нескольким направлениям с учетом особенностей отдельных групп инвесторов, их подготовленности и социальной значимости.

Соответственно и государственная политика в области защиты прав инвесторов осуществляется дифференцированно по следующим группам инвесторов:

— иностранные инвесторы (нерезиденты)

К формам и методам защиты интересов указанных групп инвесторов, в том числе нашедшим отражение в комментируемом Законе, указанная Концепция относит:

— регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг по обслуживанию различных групп инвесторов;

— поддержку развития различных форм страхования инвестиций и формирование гарантийных фондов за счет различных инвесторов;

— регулирование деятельности инвесторов по вложению средств в различные виды ценных бумаг.

Защита интересов инвесторов в качестве первоочередной задачи федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования финансового и фондового рынков Российской Федерации предусмотрена Указом Президента РФ от 26 апреля 1995 г. № 416 «О мерах по обеспечению интересов инвесторов и приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельности юридических лиц, осуществляемой на финансовом и фондовом рынках без соответствующих лицензий»[670].

Согласно названному Указу обеспечение интересов инвесторов осуществляется путем:

— создания организационных и материальных условий для компенсации потерь инвесторов от недобросовестного предпринимательства на финансовом и фондовом рынках;

— пресечения незаконной деятельности юридических лиц по привлечению без соответствующих лицензий денежных средств физических и юридических лиц для хранения, инвестирования, доверительного управления или иных операций;

— обеспечения своевременного поиска и ареста по решениям судов имущества юридических лиц, действующих (действовавших) на финансовом и/или фондовом рынках, к которым предъявлены иски в связи с неисполнением их обязательств перед инвесторами;

Это интересно:  Как оплачивать коммунальные услуги через интернет

— привлечения в установленном порядке к административной и уголовной ответственности лиц, создавших (создающих) юридические лица, действующие (действовавшие) на финансовом и/или фондовом рынках по привлечению средств инвесторов без цели исполнения объявляемых обязательств.

Таким образом, все названные меры призваны повысить уровень защиты прав и законных интересов вкладчиков и акционеров, что, в свою очередь, должно способствовать решению проблемы развития финансового и фондового рынков Российской Федерации, привлечению на эти рынки большего числа отечественных и иностранных инвесторов.

2. Правовое регулирование вопросов защиты прав инвесторов

В соответствии со ст.3 Закона о защите прав инвесторов отношения, связанные с защитой прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, регулируются данным Законом, а также иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отношения, связанные с защитой прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, входят в сферу регулирования гражданского законодательства.

В частности, к данным отношениям применимы общие положения ГК РФ[671] о ценных бумагах, хозяйственных обществах, недействительности сделок, исполнении обязательств и ответственности за их нарушение.

Кроме этого, средства защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг устанавливаются Законом о рынке ценных бумаг[672], Законом об акционерных обществах[673].

Основной задачей комментируемого Закона о защите прав инвесторов является обеспечение комплексного подхода к решению проблемы защиты инвесторов в развитие указанных федеральных законов.

Вопросы обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов могут регулироваться также указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Значительная роль в регулировании отношений по защите прав и интересов инвесторов отводится Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), которая согласно Положению, утвержденному Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1009[677], является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

Статья 43 Закона о рынке ценных бумаг предоставляет ФКЦБ России право принимать решения (в форме постановлений) по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах.

Защита прав инвесторов может осуществляться в судебном порядке в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ[678] и Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ[679].

Ответственность за нарушения на рынке ценных бумаг, в том числе и затрагивающие права и законные интересы инвесторов, устанавливается Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ[680], Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ[681].

Очевидно, что законодателем предусмотрен широкий перечень способов защиты прав инвесторов, от гражданско-правовых до самых крайних — уголовных.

Как видится, причиной этому является особая ценность объекта защиты — права собственности.

3. Ограничения в целях защиты прав и законных интересов инвесторов

Ст.4 Закона о защите прав инвесторов предусмотрены ограничения на рынке ценных бумаг в целях защиты прав и законных интересов инвесторов.

Так, запрещается рекламировать и (или) предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги. Условия заключаемых с инвесторами договоров, которые ограничивают права инвесторов по сравнению с правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, являются ничтожными.

Закон запрещает проводить рекламу и предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги тех эмитентов, которые не соблюдают установленные правила раскрытия информации.

Подобная норма содержится и в Законе о рынке ценных бумаг. Например, ст.23 Закона о рынке ценных бумаг устанавливает, что в случае открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг. И только не ранее чем через две недели после опубликования такого сообщения эмитент вправе начинать размещение ценных бумаг путем подписки.

Указанный в п.1 ст.4 Закона о защите прав инвесторов запрет распространяется на эмитентов, осуществляющих публичное размещение ценных бумаг, например на открытые акционерные общества, а также на закрытые акционерные общества при публичном размещении ими эмиссионных ценных бумаг, не подлежащих конвертации в акции.

Публично размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги могут и общества с ограниченной ответственностью. В этом случае согласно ст.49 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[682] такие общества обязаны ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы, а также раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами.

Согласно ст.35 Закона о рынке ценных бумаг не является рекламой общедоступная информация о ценных бумагах и эмитентах, раскрываемая в соответствии со ст.30 данного Закона в формах ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента. Кроме того, не является рекламой информация, предоставляемая уполномоченным органам в связи с выполнением ими функций по регулированию рынка ценных бумаг.

В то же время информация о выпуске эмитентом ценных бумаг и начисленных или выплаченных дивидендах является рекламой.

Особенности рекламы ценных бумаг предусмотрены также Федеральным законом от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»[683].

Так, в соответствии со ст.29 Закона не допускается реклама ценных бумаг, предложение которых неограниченному кругу лиц не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Не допускается реклама имущественных прав, не удостоверенных ценными бумагами, под видом рекламы ценных бумаг.

Реклама ценных бумаг должна содержать сведения о лицах, обязавшихся по рекламируемым ценным бумагам.

Реклама эмиссионных ценных бумаг должна содержать:

— источник информации, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

Реклама ценных бумаг не должна содержать:

— обещание выплаты дивидендов по акциям, а также дохода по иным ценным бумагам, за исключением дохода, обязанность выплаты которого предусмотрена решением о выпуске или дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг, правилами доверительного управления паевыми инвестиционными фондами или правилами доверительного управления ипотечным покрытием либо зафиксирована в ценных бумагах;

— прогнозы роста курсовой стоимости ценных бумаг.

Реклама эмиссионных ценных бумаг не допускается до осуществления регистрации их проспекта, за исключением случая, если в соответствии с федеральным законом для публичного размещения или публичного обращения эмиссионных ценных бумаг осуществление регистрации их проспекта не требуется.

Закон о защите прав инвесторов устанавливает дополнительную гарантию прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

Права, предоставленные инвесторам законодательством Российской Федерации, не могут быть ограничены условиями конкретных договоров с их участием. Такие условия являются ничтожными, то есть недействительными независимо от признания их таковыми судом.

Данный пункт говорит о ничтожности отдельных условий договора с инвестором, ограничивающих его права. Согласно ст.180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Тем не менее если ничтожное условие имело для инвестора существенное значение, то по его иску соответствующий договор может быть признан недействительным целиком. В этом случае будут применяться последствия недействительности сделки, предусмотренные ст.167 ГК РФ.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

При этом требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Согласно ст.181 ГК РФ такие требования могут быть предъявлены в суд в течение 10 лет со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки.

При судебном рассмотрении исков или заявлений инвесторов ФКЦБ России вправе вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по данному делу.

Законом установлены следующие последствия нарушения требований, изложенных выше:

— приостановление действия лицензии;

Согласно ст.42 Закона о рынке ценных бумаг приостановление или аннулирование лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах относится к функциям ФКЦБ России.

Приказом ФСФР РФ от 16.03.2005 года № 05-3/пз-н[684] утвержден Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации. Данным Порядком предусмотрены особенности приостановления действия лицензии влечет запрет на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг до принятия лицензирующим органом решения о возобновлении действия лицензии.

Наложение штрафа на профессиональных участников осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

Ответственность за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг, установлена ст.15.19 Кодекса.

Согласно п.2 указанной статьи нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ.

Законом о рынке ценных бумаг ФКЦБ России не предоставлено права принимать решения о наложении штрафа.

Статья 51 Закона о рынке ценных бумаг предусматривает, что ФКЦБ России в случае обнаружения нарушения требований законодательства направляет материалы соответствующей проверки в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам профессионального участника в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Должностные лица ФКЦБ России вправе возбуждать дела об административных правонарушениях и составлять протоколы об административных правонарушениях.

4. Особенности защиты прав и законных интересов инвесторов

В соответствии со ст.14 Закона о защите прав инвесторов при рассмотрении в суде споров по искам или заявлениям о защите прав и законных интересов инвесторов федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав инвесторов — физических лиц и интересов государства.

В целях защиты прав и законных интересов инвесторов федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе обращаться в суд с исками и заявлениями:

— в защиту государственных и общественных интересов и охраняемых законом интересов инвесторов;

— о ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии, об аннулировании выпуска ценных бумаг, о признании сделок с ценными бумагами недействительными, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

Как следует из ст.15 Закона о защите прав инвесторов, саморегулируемые организации в соответствии с законодательством и правилами и стандартами их деятельности осуществляют контроль за исполнением своими участниками (членами) законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

Саморегулируемые организации осуществляют контроль по собственной инициативе, на основании обращения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и иных федеральных органов исполнительной власти, а также по жалобам и заявлениям инвесторов.

Формы, сроки и порядок проведения указанного контроля определяются учредительными документами, правилами и стандартами деятельности саморегулируемой организации.

Согласно ст.16 Закона о защите прав инвесторов саморегулируемая организация рассматривает жалобы и заявления инвесторов на действия ее участника (члена), его должностных лиц и специалистов в порядке, предусмотренном учредительными документами, правилами и стандартами ее деятельности.

По итогам рассмотрения жалобы и заявления саморегулируемая организация вправе принять следующее решение:

— применить к нарушителю санкции, установленные правилами и стандартами деятельности этой организации;

— рекомендовать своему участнику (члену) возместить инвестору причиненный ущерб во внесудебном порядке;

— исключить профессионального участника из числа своих участников (членов) и обратиться в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с заявлением о принятии мер по аннулированию или приостановлению действия лицензии указанного профессионального участника на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

— направить материалы по жалобе и заявлению в правоохранительные и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для рассмотрения.

Это интересно:  Виды обращений в конституционный суд рф

Саморегулируемая организация обязана сообщить в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг об итогах рассмотрения жалоб и заявлений инвесторов и принятых ею решениях.

В случае непринятия мер по законным и обоснованным жалобам и заявлениям инвесторов, неисполнения законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе применить к саморегулируемой организации санкции, установленные Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ст.18 Закона о защите прав инвесторов установлен порядок защиты прав и законных интересов инвесторов — физических лиц их общественными объединениями.

Общественные объединения инвесторов — физических лиц федерального, межрегионального и регионального уровней вправе осуществлять защиту прав и законных интересов инвесторов — физических лиц в формах и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Общественные объединения инвесторов — физических лиц вправе:

— обращаться в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов инвесторов — физических лиц, понесших ущерб на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации;

— осуществлять контроль за соблюдением условий хранения и реализации имущества должников, предназначенного для удовлетворения имущественных требований инвесторов — физических лиц в связи с противоправными действиями на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— создавать собственные компенсационные и иные фонды в целях обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов — физических лиц;

— объединяться в ассоциации и союзы.

В настоящее время правовая защита инвестиций в Российской Федерации представляет собой гарантированную государством на основе законодательства об инвестиционной деятельности обеспеченность инвесторам равноправных условий деятельности, исключающих применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями.

Современное законодательство, в отличие от действовавшего в начале-середине 90-х годов ХХ века, значительно больше внимания уделяет непосредственно защите прав инвесторов и правовым формам такой защите, а не только раскрывает понятийный аппарат процессов инвестирования, как это было раньше.

Несомненно, важным является и понимание сущности инвестиций, без которого невозможно государственное регулирование и правовое обеспечение их защиты. Однако нельзя допустить, чтобы инвестиционное законодательство не содержало норм о специфике правовой защиты инвестиций.

В работе проведен анализ деятельности структур и органов, осуществляющих защиту инвестиционной деятельности, в результате чего было установлено, что защиту прав инвесторов осуществляет целый ряд субъектов: от государства до общественных объединений инвесторов, при этом каждый субъект наделен комплексом прав по такой защите, не ущемленным по отношению к правам другой стороны.

Очевидно, что перспектива использования наибольшего количества возможностей по защите инвестиций создает эффективную модель государственной поддержки и защиты прав инвесторов. Изученные в работе формы и методы обеспечения безопасности инвестиций и укрепления гарантий защиты прав инвесторов, несомненно, привлечет на инвестиционные рынки большое число отечественных и иностранных инвесторов.

1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 года № 95-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст.3012.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст.3301.

3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 года № 138-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. № 46. Ст.4532.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч.1). Ст.1.

5. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 года № 63-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст.2954.

6. Федеральный закон РФ от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»//Собрание законодательства РФ. 20.03.2006. № 12. Ст.1232.

7. Федеральный закон РФ от 05.03.1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов на рынке ценных бумаг»//Собрание законодательства РФ. 08.03.1999. № 10. Ст.1163.

8. Федеральный закон РФ от 08.02.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»//Собрание законодательства РФ. 16.02.1998. № 7. Ст.785.

9. Федеральный закон РФ от 22.04.1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»//Собрание законодательства РФ. 22.04.1996. № 17. Ст.1918.

10. Федеральный закон РФ от 26.12.1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст.1.

12. Указ Президента РФ от 21.03.1996 года № 408 «Об утверждении комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров»/Собрание законодательства РФ. 25.03.1996. № 13. Ст.1311.

13. Указ Президента РФ от 01.07.1996 года № 1009 «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг»//Собрание законодательства РФ. 08.07.1996. № 28. Ст.3357.

14. Указ Президента РФ от 18.11.1995 года № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров»//Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. № 47. Ст.4501.

15. Указ Президента РФ от 26.04.1995 года № 416 «О мерах по обеспечению интересов инвесторов и приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельности юридических лиц, осуществляемой на финансовом и фондовом рынках без соответствующих лицензий»//Собрание законодательства РФ. 01.05.1995. № 18. Ст.1637.

17. Приказ ФСФР РФ от 16.03.2005 года № 05-3/пз-н «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг»//Российская газета. 04.05.2005. № 92.

1. Богатырев А. Г. Инвестиционное право. М.: Российское право, 1992.

2. Гитман Л., Джонк М. Основы инвестирования. М.: 1997.

3. Доронина Н. Г. Инвестиции//Российская юридическая энциклопедия. М.: 1999.

4. Игошин Н. В. Инвестиции: Организация управления и финансирование: учебник для ВУЗов. М.: 2001.

5. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (постатейный)/Под ред. В.А. Вайпана. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2004.

6. Мелкумов Л. С. Организация и финансирование инвестиций. М.: 2001.

7. Ховард К., Эриашвили Н. Д., Никитин А. М. Экономическая теория: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

8. Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции. М.: 1998.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Внутреннее и внешнее регулирование рынка ценных бумаг. Права и законные интересы инвесторов на рынке ценных бумаг, направления и методы защиты их прав. Способы защиты прав инвестора на фондовом рынке. Особенности защиты прав миноритарных акционеров.

курсовая работа [57,5 K], добавлен 31.03.2011

Изучение форм и способов защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей. Анализ внесудебных и судебных форм защиты. Предложения по совершенствованию правового регулирования отношений, возникающих в области защиты прав предпринимателей.

дипломная работа [111,7 K], добавлен 25.05.2010

Проблемы защиты прав налогоплательщиков. Способы правовой защиты. Защита прав в арбитражном суде. Административный порядок защиты. Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде Российской Федерации. Возможность апелляций по результатам проверок.

реферат [48,9 K], добавлен 04.02.2015

Понятие, признаки и участники акционерного общества. Юридическая регламентация прав акционеров. Органы и принципы управления. Нарушения прав акционеров и основные формы их защиты. Правовое положение акционеров и защита их прав на примере ОАО «АвтоВАЗ».

дипломная работа [1,6 M], добавлен 28.07.2014

Права и обязанности субъекта предпринимательской деятельности. Правовой статус предпринимателей. Особенности защиты их прав при проведении государственного надзора. Обязательства работодателей. Понятие и порядок нотариальной защиты их законных интересов.

курсовая работа [38,6 K], добавлен 19.12.2016

Общественные отношения, возникающие при осуществлении защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей в отношениях с государственными органами в РФ. Роль нотариата и прокуратуры в правовом обеспечении предпринимательской деятельности.

дипломная работа [80,2 K], добавлен 17.12.2013

Правовые основы защиты предпринимательства. Механизмы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Гражданско-правовая и нотариальная защита. Рассмотрение хозяйственных споров общими, хозяйственными и третейскими судами.

реферат [25,7 K], добавлен 15.04.2009

Основание открытия конкурсного производства и его правовые последствия. Оценка имущества несостоятельного должника. Условия договора продажи прав его требования. Защита прав и законных интересов кредиторов по неденежным обязательствам и конкурсной массы.

контрольная работа [20,4 K], добавлен 16.02.2016

Общее понятие соблюдения и защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений. Административный, судебный порядки защиты субъектов финансовых правоотношений. Особенности защиты прав субъектов налоговых, бюджетных и валютных отношений.

контрольная работа [52,9 K], добавлен 02.03.2011

Понятие, признаки и типы акционерных обществ. Методы и формы социальной защиты прав инвесторов на участие в управление товариществом, на выкуп принадлежащих им вложенных ценных бумаг и на дивиденды. Способы урегулирования корпоративных конфликтов.

курсовая работа [46,0 K], добавлен 19.04.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Методы предотвращения нарушения прав инвесторов

Исследование мер, предпринимаемых акционерным обществом для защиты интересов его акционеров. Уставные меры по сохранению управления акционерного общества как гаранта интересов его акционеров. Направления совершенствования корпоративного законодательства.

Рубрика Государство и право
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 22.09.2013

HTML-версии работы пока нет.

Подобные документы

Понятие, признаки и участники акционерного общества. Юридическая регламентация прав акционеров. Органы и принципы управления. Нарушения прав акционеров и основные формы их защиты. Правовое положение акционеров и защита их прав на примере ОАО «АвтоВАЗ».

дипломная работа [1,6 M], добавлен 28.07.2014

Понятие, признаки и участники акционерного общества. Юридическая регламентация прав акционеров. Органы управления и принципы управления. Виды акций и прав акционеров. Обязанности акционеров. Гарантии и защита прав акционеров.

курсовая работа [47,8 K], добавлен 29.08.2007

Изучение правового регулирования гражданско-правовых отношений, касающихся общего собрания акционеров, как высшего органа управления акционерного общества и его компетенции. Документы и порядок созыва годового и внеочередного общего собрания акционеров.

дипломная работа [98,8 K], добавлен 22.02.2011

Порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ. Права и обязанности их акционеров. Защита прав и интересов акционеров согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации. Процедура ликвидации акционерного общества.

контрольная работа [29,5 K], добавлен 20.11.2014

Понятие и признаки акционерного общества как юридического лица. История появления и развития АО. Органы управления акционерным обществом. Правовое положение акционеров. Особенности реорганизации и основания для ликвидации акционерного общества.

дипломная работа [58,5 K], добавлен 22.12.2008

Юридическая природа прав акционеров как участников корпорации. Изучение правового механизма предоставления акционерам информации о деятельности акционерного общества. Общеправовая характеристика защиты корпоративных прав акционеров в Российской Федерации.

дипломная работа [100,1 K], добавлен 22.05.2014

Исследование особенностей открытого и закрытого акционерного общества. Создание совета директоров. Изучение его компетенции. Высший орган управления акционерным обществом. Проведение общих собраний его акционеров. Формирование уставного капитала АО.

презентация [1,4 M], добавлен 08.12.2013

Понятие вещных прав акционеров, система способов их защиты. Особенности защиты посредством виндикации. Исследование предположения, что коллизии правового регулирования вещных прав акционеров понижают эффективность правоприменительной деятельности.

дипломная работа [81,9 K], добавлен 28.10.2010

Внутреннее и внешнее регулирование рынка ценных бумаг. Права и законные интересы инвесторов на рынке ценных бумаг, направления и методы защиты их прав. Способы защиты прав инвестора на фондовом рынке. Особенности защиты прав миноритарных акционеров.

курсовая работа [57,5 K], добавлен 31.03.2011

Понятие и сущность акционерных обществ, их основные виды. Правила создания акционерного общества. Продажа акций с нарушением преимущественного права. Размер уставного капитала. Управление акционерным обществом. Реорганизация и ликвидация общества.

реферат [22,5 K], добавлен 27.08.2011

Нарушение контрактов

В российской действительности нарушения прав и ущемление интересов инвесторов со стороны потребителей ресурсов охватывают все категории инвесторов: государственные источники инвестиций (бюджетные средства), кредитно-банковские учреждения, акционеров и вкладчиков.

Нарушение обязательств перед инвесторами является самоусиливающимся процессом, который распространяется по направлению финансовых и технологических взаимосвязей и является составной частью общей системы неплатежей. Кроме разрушения договорных экономических отношений, неплатежи, становясь нормой хозяйственной деятельности, формируют особый тип корпоративной культуры со слабо развитыми формами контрактных отношений.

Государственные средства воспринимаются реципиентами инвестиций как бесплатные, безвозвратные и безадресные. Такая ситуация, по нашему мнению, объясняется как исторически сложившейся практикой предоставления дешевых или бесплатных государственных кредитов (например, сельхозпроизводителям), так и отсутствием прецедентов и процедур контроля и возврата вложенных средств. С другой стороны, пониженная ответственность по обязательствам свойственна не только получателям государственных инвестиций, но и самим государственным органам.

Кредитные учреждения сталкиваются с существенным ущемлением своих прав. Даже обеспеченные залогом кредитные сделки не являются надежными, а отсутствие рынка закладных является фактором, повышающим риск кредитора.

Акционеры и вкладчики являются наименее защищенными категориями инвесторов в рыночной экономике. В мировой практике известны две основные формы защиты акционеров:

— запрещающие корпоративные законы, которые не разрешают определенные действия (например, запрет на самокотировку акций) или предписывают какие-либо операции (например, фиксированный размер комиссий), такого типа законы использовались в США и Великобритании в начале века;

Это интересно:  Отказ от коллективной страховки

— разрешающие законы, основанные на общем гражданском законодательстве и действии рыночных ограничений, действующие в США и Великобритании в настоящее время.

Действие любой из этих форм предполагает наличие развитого судопроизводства, высокий уровень социальной ответственности и контроля.

Ситуация в экономиках переходного типа принципиально иная: системы гражданского законодательства и судопроизводства также находятся в переходном состоянии и нарушение закона не связано с неотвратимостью наказания. В России система защиты инвесторов концентрируется прежде всего на процедурных вопросах, а не на содержательных. Как показывает практика, даже детальное описание процедур не гарантирует соблюдения положений законодательства участниками рынка.

Нарушения прав инвесторов в отечественной экономике многочисленны и разнообразны. Назовем некоторые случаи массовых нарушений:

§ Потери большей части своих сбережений вкладчиками Сбербанка в результате гиперинфляции 1992 г . после начала реформ. По оценкам Российского союза защиты дореформенных вкладчиков, на февраль 1999 г . по покупательной способности задолженность государства по гарантированным сбережениям граждан составляла примерно 130 млрд. долл.

§ Потери российского населения от деятельности «финансовых пирамид» в 1994 – 1996 годах составили, по ряду экспертных оценок, примерно 50 млрд. долларов.

Опрос фонда «Общественное мнение», который проводился в 1998 г ., показал, что почти 30% респондентов считают себя жертвами мошенничества, обмана или вымогательства на фондовом рынке, причем 11% пострадали от финансовых пирамид.

В таблице 16.1 упомянута лишь небольшая часть массовых случаев нарушения прав инвесторов. Слева приведены фактически осуществляемые наиболее типичные нарушения прав инвесторов, а справа указано наличие или отсутствие законодательного запрета или ограничения такого рода деятельности.

Нарушение прав инвесторов

НАЛИЧИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ

Со стороны менеджеров

Манипуляции с активами с помощью создания системы зависимых фирм

Требование публикации сведений о зависимых обществах и одобрения крупных сделок

Мошеннические схемы при реструктуризации и учреждении новых обществ

Выпуск в обращение ценных бумаг сверх зарегистрированного количества

Со стороны крупных акционеров

Грубые нарушения прав мелких акционеров за счет разводнения капитала; за счет целевых эмиссий

Ограничены: решения о новых эмиссиях должны приниматься с учетом интересов мелких акционеров

Неначисление дивидендов по привилегированным акциям в случае наличия прибыли

Запрещено при наличии уставного требования

Со стороны профессиональных участников

Использование инсайдерской информации при совершении сделок

Манипулирование ценами с помощью заключения мнимых сделок

Ограничено требованием информационной открытости

Проведение незаконных операций с неэмиссионными ценными бумагами

«Отмывание денег» и уклонение от налогов

Как видно из таблицы 16.1, наличие законодательных запретов и ограничений не является препятствием для совершения нарушений.

Нарушением контракта признается неисполнение обязательства либо ненадлежащее его исполнение. При этом возникает ответственность нарушившей стороны, которая обязана.

. жизни или здоровью, если вред причинен по вине ответственного за него лица по договору страхования гражданской.

Это дает возможность субъектам вырабатывать, условия контрактов на основе учета своих … Неисполнение данного условия должно квалифицироваться в договоре как нарушение.

Действия или договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются … Принципы взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других.

Получил развитие институт защиты иностранцев (проксения). Споры по нарушениям международных договоров рассматривались третейскими комиссиями; на нарушителей.

Венской конвенцией о праве международных договоров предусмотрены следующие обстоятельства — основания аннулирования договора: 1) существенное нарушение договора.

Судьи признали законность контрактов, «желтой собаки» и в борьбе с профсоюзами широко … Профсоюзы могут подвергаться преследованиям, например, за нарушение договора об отказе.

— невыполнение одной из сторон, заключивших договор, своих обязательств, вытекающих из контракта, либо выражение намерения не выполнить контрактные.

Ответственность за нарушение обязательств. … Договор является не только юридическим фактом, влекущим возникновение обязательства, но также и правовым средством регулирования.

Ответственность исполнителя за нарушение договора. … Необходимые условия могут быть включены в трудовой договор (контракт), учитывая, что обязанность работника, разгласившего.

[2] Назовем, например, «Основы учения об экономике» Х. Зайделя и Р. Теммена (М., 1994), «Макроэкономическую политику» Ж. Кебаджяна (Новосибирск, 1996), «Макроэкономику» М. Бурды и Ч. Виплоша (СПб., 1998). Можно вспомнить и «Эффективную экономику» К. Эклунда (М., 1991), которая до «Экономикса» К. Макконнелла и С. Брю какое-то время даже играла роль главного путеводителя по современной экономической теории.

[3] Первым переведенным курсом промежуточного уровня стала «Современная микроэкономика: анализ и применение» Д. Хаймана (М., 1992), позже к ней добавились «Макроэкономика» Г. Мэнкью (М., 1994) и «Микроэкономика. Промежуточный уровень» Х. Вэриана (М., 1997). Что касается спецкурсов, то в наибольшей степени «повезло» мировому хозяйству: по этой тематике издали такие труды, как «Экономика мирохозяйственных связей» П.Х. Линдерта (М., 1992), «Международный бизнес» Д. Дэниелса и Л. Радебы (М., 1994), «Макроэкономика. Глобальный подход» Дж. Сакса и Ф. Ларрена, «Экономическое развитие» М. Тодаро (М., 1997). Не хуже представлена экономика отраслевых рынков – по этой проблематике издали такие книги, как «Структура отраслевых рынков» Ф. Шерера и Д. Росса (М., 1997), «Экономика, организация и менеджмент» П. Милгрома и Д. Робертса (СПб., 1999), «Теория организации промышленности» Д. Хэя и Д. Морриса (СПб., 1999), а также «Рынки и рыночная власть» Ж. Тироля (СПб., 2000). Прочим спецкурсам повезло меньше – можно назвать разве что «Лекции по экономической теории государственного сектора» Э. Аткинсона и Дж. Стиглица (М., 1995) и «Современную экономику труда» Р. Эренберга и Р. Смита (М., 1996).

[4] С библиографией переводов на русский язык западных экономистов XX века можно ознакомиться по следующим изданиям: THESIS , 1994, Вып. 4, с. 226–248; THESIS , 1994, Вып. 6, с. 278–295; Истоки, Вып. 3, М ., 1998, с. 483–510; Истоки, Вып. 4, М ., 2000, с. 400–430.

[5] Бьюкенен Дж. Сочинения. Серия «Нобелевские лауреаты по экономике». М.: Таурус Альфа, 1997.

[6] В серии «Экономика: идеи и портреты» за два года вышло только две не слишком толстые брошюры (Фридмен М. Если бы деньги заговорили… М.: Дело, 1998; Модильяни Ф., Миллер М. Сколько стоит фирма? М.: Дело, 1999).

[7] За четыре года вышло всего три тематических тома (СПб., 2000), хотя и очень качественно подобранные («Теория потребительского поведения и спроса» вышла первым изданием в 1993 г ., «Теория фирмы» – в 1995 г ., а «Рынки факторов производства» сразу вошли в состав трехтомника 2000 г .).

[8] «Первые ласточки» представляли собой, конечно, сводные курсы типа «микро- и макроэкономика в одном флаконе». Лучшим и наиболее популярным образцом подобных изданий следует считать курс лекций «Введение в рыночную экономику» А.Я. Лившица (М., 1991), который выдержал не одно переиздание (например: Введение в рыночную экономику: Учеб. пособие для экон. спец. вузов / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. М.: Высш. шк., 1994). В наши дни подобные обзорные курсы используются уже не в высшей, а в средней школе.

[9] Нуреев Р. Курс микроэкономики. М., 1996, 1998, 1999, 2000, 2001. На популярность этого учебника большое влияние оказала журнальная версия этого курса, с которым научная общественность смогла ознакомиться по публикациям в «Вопросах экономики» в 1993–1996 гг. Факт этой публикации красноречиво говорит о той спешке, с которой российские экономисты были вынуждены переучиваться: в какой еще стране ведущий национальный экономический журнал стал бы печатать стандартный курс микроэкономики?

[10] Гальперин В., Игнатьев С., Моргунов В. Микроэкономика: В 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 1994, 1997; Гребенников П., Леусский А., Тарасевич Л. Микроэкономика. СПБ.: Изд-во СПбЭФ, 1996; Емцов Р., Лукин М. Микроэкономика. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997; Замков О., Толстопятенко А., Черемных Ю. Математические методы в экономике. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997; Чеканский А., Фролова Н. Теория спроса, предложения и рыночных структур. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1999; Бусыгин В., Коковин С., Желободько Е., Цыплаков А. Микроэкономический анализ несовершенных рынков. Новосибирск, 2000.

[11] Гальперин В., Гребенников П., Леусский А., Тарасевич Л. Макроэкономика. СПб.: Изд-во СПбЭФ, 1997; Смирнов А. Лекции по макроэкономическому моделированию. М.: ГУ – ВШЭ, 2000; Агапова Т., Серегина С. Макроэкономика. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, 1997, 2000; Шагас Н., Туманова Е. Макроэкономика-2. Долгосрочный аспект. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1997; Шагас Н., Туманова Е. Макроэкономика-2. Краткосрочный аспект. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998; Дадаян В. Макроэкономика для всех. Дубна, 1996; Кавицкая И., Шараев Ю. Макроэкономика- 2. М .: ГУ – ВШЭ, 1999, части 1-3.

[12] Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Анализ структур товарных рынков: экономическая теория и практика России. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998.

[13] Голуб А., Струкова Е. Экономика природопользования. М.: Аспект Пресс, 1995; Серова Е. Аграрная экономика. М.: ГУ-ВШЭ, 1999; Гранберг А. Основы региональной экономики. М.: ГУ – ВШЭ, 2000; Колосницына М. Экономика труда. М.: Магистр, 1998; Рощин С., Разумова Т. Экономика труда. М.: ИНФРА-М, 2000.

[14] Албегова И., Емцов Р., Холопов А. Государственная экономическая политика. М.: Дело и Сервис, 1998; Агапова Т. Проблемы бюджетно-налогового регулирования в переходной экономике: макроэкономический аспект. М.: МГУ, 1998; Якобсон Л. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.: Наука, 1995; Якобсон Л. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика М.: ГУ-ВШЭ, 2000; Экономика общественного сектора. Под ред. Е. Жильцова, Ж.-Д. Лафея. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998.

[15] Едва ли не единственные заметные опыты в этом направлении – «Макроэкономика. Курс лекций для российских читателей» Р. Лэйарда (М., 1994) и «Макроэкономическая теория и переходная экономика» Л. Гайгера (М., 1996), подготовленная, кстати, при активном участии российских экономистов.

[16] См.: Бузгалин А. Переходная экономика. М., 1994; Экономика переходного периода. М., 1995; Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991 – 1997. М ., 1998. Более фундаментальными трудами являются: Аукционник С.П. Теория перехода к рынку. М.: SvR -Аргус, 1995; Рязанов В.Т. Экономическое развитие России: реформы и российское хозяйство в XIX – XX вв. СПб.: Наука, 1998.

[17] Ясин Е. Поражение или отступление? (российские реформы и финансовый кризис). – Вопросы экономики, 1999, № 2; Ясин Е. Новая эпоха, старые тревоги: взгляд либерала на развитие России. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2000 (сокращенный вариант см.: Вопросы экономики, 2001, №1).

[18] Назовем, например, такие работы польских экономистов, как «Социализм, капитализм, трансформация» Л. Бальцеровича (М., 1999) и «От шока к терапии» Г. Колодко (М., 2000).

[19] Назовем хотя бы последнюю книгу этого исключительно плодовитого автора, в которой он систематизирует свои более ранние труды: Иноземцев В. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000.

[21] Фонотов А. Россия: от мобилизационного общества к инновационному ( http : // science . ru / info / fonotov / htmr ).

[22] Назовем такие исследования, как: Чеканский А. Микроэкономический механизм трансформационного цикла. М.: Экономический факультет МГУ/ТЕИС, 1998; Пути стабилизации экономики России. Под ред. Г. Клейнера. М.: Информэлектро, 1999; Опыт переходных экономик и экономическая теория. Под ред. В.В. Радаева, Р.П. Колосовой, В.М. Моисеенко, К.В. Папенова. М.: ТЕИС, 1999; Олейник А.Н. Институциональные аспекты социально-экономической трансформации. М.: ТЕИС, 2000.

[23] См.: Кордонский С. Рынки власти: Административные рынки СССР и России. М.: ОГИ, 2000.

[24] См. «Обзоры экономической политики в России» за 1997 – 1999 гг. (М., 1998, 1999, 2000).

[25] См: Политика противодействия безработице. М.: РОССПЭН, 1999; Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках. М.: ТЕИС, 2000; Контракты и издержки в ресурсоснабжающих подотраслях жилищно-коммунального хозяйства. М.: ТЕИС, 2000; Средний класс в России: количественные и качественные оценки. М.: ТЕИС, 2000; Альтернативные формы экономической организации в условиях естественной монополии. М.: ТЕИС, 2000; и др.

[26] В частности, есть несколько классических курсов “ Comparative Economic Systems ” (Дж. Ангресано, П. Грегори и Р. Стюарта, М. Шнитцера, С. Гарднера и др.), многие из которых переиздавались по нескольку раз.

Статья написана по материалам сайтов: revolution.allbest.ru, stud.wiki, www.bibliotekar.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector