Паспорт приоритетного проекта доступное дополнительное образование

29 марта 2018 года состоялось заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, которое провёл Дмитрий Медведев.

По итогам заседания Председатель Правительства РФ поручил Ольге Васильевой, Министру образования и науки Российской Федерации, подготовить предложения по дополнению приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» мероприятиями по формированию и внедрению целевой модели региональной системы дополнительного образования.

При внесении изменений будут учтены лучшие практики реализации программ дополнительного образования детей в субъектах РФ по созданию современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров; внедрению действенных организационно-финансовых механизмов обеспечения доступности дополнительного образования детей; проведению инвентаризации инфраструктурных, материально-технических ресурсов образовательных организаций разного типа, научных организаций, организаций спорта, культуры и организаций реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ, а также анализа кадрового потенциала для повышения эффективности системы образования региона .

Напомним: паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» утвержден 30 ноября 2016 год на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Главным результатом реализации приоритетного проекта должно стать создание в каждом регионе РФ современных региональных систем дополнительного образования детей. Проект реализуется в 6 этапов и завершается в ноябре 2024 года.

«Доступное дополнительное образование для детей» — приоритетный проект

Паспорт проекта «Доступное дополнительное образование для детей»

  • Поделиться с:

Сегодня, 29 марта, состоялось заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Мероприятие провёл председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев. Участие в заседании приняла Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева.

В рамках заседания участники обсудили ход реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». Д.А. Медведев отметил, что цель проекта – «охватить внешкольными программами как можно больше детей в возрасте от 5 до 18 лет».

– Задача – сделать программы такого образования максимально разнообразными и интересными для юного поколения. Уже сегодня почти 50 тысяч детей обучаются в технопарках «Кванториум» на постоянной основе. 400 тысяч – активные участники различных мероприятий и проектов, которые проходят в современных комплексах. К концу 2017 года 51 «Кванториум» был создан в 37 регионах, – сообщил Д.А. Медведев.

Дмитрий Анатольевич также рассказал, что экспертное сообщество «высказывается за формирование пакета мер по развитию дополнительного образования» в регионах страны.

– За год активной работы в рамках проекта мы пришли к целому ряду решений, которые могут быть тиражированы. В частности, можно более эффективно использовать для дополнительного образования имеющуюся в стране инфраструктуру. Многие учебные организации работают лишь половину дня – это известный вопрос, который мы тоже с вами обсуждали, – а остальное время вообще не используется по назначению, то есть для учёбы, образования. Поэтому нужно радикально упростить взаимодействие между музыкальными и художественными школами, между вузами и колледжами, между вообще любыми образовательными организациями. Это позволит привлечь большее количество детей и не создавать дополнительных затрат по созданию новых зданий, новых сооружений для этих целей, – подчеркнул Д.А. Медведев.

Также на заседании обсудили вопросы финансирования и улучшения инфраструктуры учреждений для дополнительного образования детей.

Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 г. № 11 утвержден паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». Включение приоритетного проекта по дополнительному образованию в портфель Правительства Российской Федерации демонстрирует важность задач по развитию именно этого уровня образования.

Паспорт проекта

Описание проекта

Главным результатом реализации приоритетного проекта должно стать создание в каждом регионе Российской Федерации современных региональных систем дополнительного образования детей.

Проектом выделяется следующие характеристики современных региональных систем дополнительного образования детей:

— в структуре сети организаций допобразования детей в каждом регионе в качестве ядра определен региональный модельный центр, обеспечивающий реализацию соответствующих программ, а также функции методического и ресурсного центра;

— применяются механизмы сетевого взаимодействия образовательных организаций разных типов, в том числе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, организаций спорта, культуры, научных организаций, общественных организаций и организаций реального сектора экономики при реализации дополнительных образовательных программ;

— сформированы механизмы и условия для обеспечения детям из сельской местности доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам;

— в системе допобразования детей работают механизмы непрерывного развития профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников системы, в том числе родителей;

— применяются современные организационные и финансово-экономические механизмы управления и развития региональной системы дополнительного образования детей;

— функционирует общедоступный информационный портал с региональными и муниципальными сегментами по дополнительным общеобразовательным программам; этот портал позволяет семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации), обеспечивающий возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка.

Реализуемые мероприятия

Проект реализуется в 6 этапов и завершается в ноябре 2024 года. Мероприятия приоритетного проекта проводятся в соответствии со сводным планом проекта, утверждаемым проектным комитетом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование».

Вышел из печати

№ 1, 2019

—> № 12, 2018

—>

Библиотека журнала «Внешкольник Оренбуржья» № 3, 2019
Научно-методический журнал «Внешкольник Оренбуржья» № 1, 2019
Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов
Благополучие детей в цифровую эпоху
Технологическое образование школьников. Актуальная ситуация и пути развития
Дополнительное образование в России: единое и многообразное

Друзья и партнёры

Материалы приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей»

По итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 30 ноября 2016 года утверждён паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».

Ключевая цель проекта – сделать доступным дополнительное образование для детей, в том числе по техническим и естественно-научным программам.

Срок реализации проекта: с 2017 года по 2025 год (включительно).

В результате реализации проекта во всех субъектах Российской Федерации заработают современные системы дополнительного технического и естественно-научного образования для детей, при этом эти программы будут учитывать как интересы детей и их родителей, так и потребности социально-экономического и технологического развития страны.

В 2018 году планируется переоснастить порядка 400 тыс. учебных мест дополнительного образования, из них 150 тыс. в сельской местности, а к 2025 году – более 1,8 млн учебных мест, из них 600 тыс. в сельской местности.

Уже в 2019 году программами дополнительного образования будет охвачено на 1,5 млн детей в возрасте от 5 до 18 лет больше, чем в 2017 году.

В каждом субъекте Федерации будет работать модельный центр дополнительного образования детей, а на федеральном уровне будет создан общедоступный навигатор по дополнительным общеобразовательным программам. С его помощью родители смогут выбрать образовательные программы сообразно стремлениям, уровню подготовки и способностям детей; в том числе и те, кто оказался в трудной жизненной ситуации.

Кроме того, будет создана система многоэтапных и разноуровневых конкурсных, выставочных и других мероприятий для детей, призванная помочь выявить и развивать способности каждого ребёнка, формировать его профессиональную ориентацию.

«Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 N 11)

при Президенте Российской Федерации

по стратегическому развитию

и приоритетным проектам

(протокол от 30 ноября 2016 г. N 11)

ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА «ДОСТУПНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1. Основные положения

Краткое наименование проекта

Дополнительное образование для каждого ребенка

Срок начала и окончания проекта

30 ноября 2016 г. — 30 ноября 2024 г.

Голодец Ольга Юрьевна — Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Старшее должностное лицо (СДЛ)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Васильева Ольга Юрьевна — Министр образования и науки Российской Федерации

Каганов Вениамин Шаевич — заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

Исполнители и соисполнители мероприятий проекта

Министерство образования и науки Российской Федерации;

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, культуры и спорта;

Министерство культуры Российской Федерации;

Министерство спорта Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации;

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Организации в сфере образования, науки, культуры, спорта, некоммерческого сектора и предприятия реального сектора экономики;

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

Общероссийские общественные организации, в том числе родительские ассоциации.

2. Содержание приоритетного проекта

Показатели проекта и их значения по годам

1. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (в %, на основе данных демографического прогноза) , в абсолютных величинах (в млн. человек),

1.1. охваченных дополнительными общеразвивающими программами технической и естественно-научной направленности (%)

2. Количество субъектов Российской Федерации, реализовавших современные региональные системы дополнительного образования детей

3. Количество вновь оснащенных мест дополнительного образования (тыс. мест, с нарастающим итогом)

3.1. в организациях, осуществляющих обучение по дополнительным общеобразовательным программам в сельской местности (тыс. мест с нарастающим итогом)

4. Минимальная для всех субъектов Российской Федерации доля высокооснащенных мест для реализации образовательных программ нового качества, обеспеченных квалифицированными педагогами, прошедшими обучение по современным программам подготовки специалистов системы дополнительного образования детей (%)

Динамика изменения указанного показателя показатель может быть уточнена с введением и развитием ГИС «Контингент».

Значения указанных показателей установлены с учетом выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета и подлежат ежегодному уточнению при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

1. Во всех субъектах Российской Федерации функционируют региональные системы дополнительного образования детей, которые на основе лучших практик обеспечивают реализацию современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей, в том числе технической и естественно-научной, соответствующих интересам детей и их родителей, региональным особенностям и потребностям социально-экономического и технологического развития страны.

Региональные системы дополнительного образования основываются на:

— вовлечении в реализацию дополнительных общеразвивающих программ образовательных организаций разных типов, в том числе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также организаций спорта, культуры, научных организаций, общественных организаций и организаций реального сектора экономики, в том числе с использованием механизмов сетевого взаимодействия;

— формировании в каждом субъекте Российской Федерации эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, включающей в себя региональный модельный центр дополнительного образования детей как «ядра» региональной системы, муниципальные (опорные) центры дополнительного образования и организации, участвующие в дополнительном образовании детей;

— обеспечении доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности;

— обеспечении развития профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей;

— современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмах управления и развития региональной системы, учитывающих демографические, социально-экономические и социокультурные особенности региона, с использованием механизмов независимой оценки.

2. В каждом субъекте Российской Федерации функционирует модельный центр дополнительного образования детей, в том числе на базе детских технопарков «Кванториум», выполняющий функции ресурсного, учебно-методического, организационного, экспертно-консультационного и социокультурного центра в региональной системе дополнительного образования детей, обеспечивающий согласованное развитие дополнительных общеразвивающих программ для детей различной направленности (технической, естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, туристко-краеведческой, физкультурно-спортивной).

3. Функционирует общедоступный федеральный навигатор (информационный портал, с региональными и муниципальными сегментами), позволяющий семьям выбирать дополнительные общеообразовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации), обеспечивающий возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка.

4. Действует система многоэтапных и разноуровневых мероприятий для детей, нацеленная на повышение мотивации детей, раскрытие и развитие способностей каждого ребенка, а также их раннюю профориентацию.

В рамках ГИС «Контингент» создан механизм учета вовлечения детей в активную социальную практику, в том числе обучения по дополнительным общеобразовательным программам и мониторинга их достижений.

5. Обновлена инфраструктура, оборудование и средства обучения дополнительного образования детей с учетом формирования нового содержания дополнительного образования и обеспечения равного доступа к современным дополнительным общеобразовательными программам детей, в том числе из сельской местности .

Описание модели функционирования результатов проекта

В 2020 году не менее 75% (16,3 млн.) детей в возрасте от 5 до 18 лет обучаются по дополнительным общеобразовательным программам.

Создан федеральный модельный центр дополнительного образования детей, обеспечивающий общую координацию развития системы дополнительного образования детей, разработку, распространение и внедрение лучших практик в области методологии и содержания образовательных программ, в том числе за счет совместной, скоординированной работы с предприятиями реального сектора, мониторинга и анализа региональных систем (создан на базе подведомственной организации Минобрнауки России);

Региональные системы дополнительного образования детей модернизированы, имеют сложную разноуровневую структуру сети и включают в себя:

— модельный региональный центр дополнительного образования детей (далее — модельный центр), обеспечивающий разработку и реализацию современных дополнительных общеобразовательных программ, а также осуществляющий программное, методическое, кадровое, информационное и организационное сопровождение развития региональной системы дополнительного образования детей и осуществляющий свою деятельность на основе взаимодействия с федеральным модельным центром и муниципальными (опорными) центрами;

— муниципальные (опорные) центры дополнительного образования (ведущие образовательные организации муниципалитетов), обеспечивающие реализацию современных дополнительных общеобразовательных программ, а также осуществляющие внедрение новых практик дополнительного образования в деятельность муниципальных образовательных организаций, координацию информирования семей и вовлечения детей в систему дополнительного образования детей;

— организации, участвующие в дополнительном образовании детей: образовательные организации разных типов, организации спорта, культуры, научные организации, общественные организации и организации реального сектора экономики, реализующие дополнительные общеразвивающие программы для детей или участвующие в их реализации, в том числе с использованием механизмов сетевого взаимодействия.

При реализации дополнительных общеразвивающих программ активно используются сетевое взаимодействие, в том числе с применением дистанционных технологий и электронного обучения, предоставляющих доступ к образовательным программам, инфраструктуре, педагогам и средствам обучения и воспитания для детей вне зависимости от их места проживания. Разработаны и внедрены типовые модели организации при реализации дополнительных общеобразовательных программ сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и предприятий, в том числе в части организации получения детьми навыков проектной, исследовательской и творческой деятельности.

Модельные центры в субъектах Российской Федерации формируются на базе ведущих образовательных организаций, в том числе на базе детских технопарков «Кванториум» и других ведущих образовательных центров, и являются «ядром» региональных систем дополнительного образования детей. Наряду с распространением лучших практик модельные центры оказывают консультационную, организационную и информационную поддержку участникам системы дополнительного образования, в первую очередь организациям, реализующим дополнительные общеразвивающие программы для детей, по вопросам организации их деятельности и эффективного использования ресурсов.

Модельные центры реализуют программы сотрудничества между различными организациями, координируют качественное развитие существующих организаций дополнительного образования детей; проводят мониторинг, анализ и распространение лучших практик, а также реализуют разноуровневые программы, обеспечивающие получение детьми навыков и умений разного уровня: ознакомительные; базовые и углубленные; проводят «летние школы», профильные смены соответствующей направленности.

Муниципальные (опорные) центры взаимодействуют с региональным модельным центром, а также образовательными организациями, реализуют разноуровневые дополнительные общеобразовательные программы.

Модельный центр обеспечивает развитие педагогических и управленческих кадров системы дополнительного образования детей через реализацию модульных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, тьюторское сопровождение детей и педагогов, организацию стажировок педагогических и управленческих кадров в лучшие региональные модельные центры или федеральный модельный центр.

Существенно увеличено вовлечение детей в научно-техническое и инженерное творчество. Сформирована сеть детских технопарков «Кванториум», охватывающая все субъекты Российской Федерации. Детские технопарки во взаимодействии с образовательными и другими организациями обеспечивают вовлечение детей разных возрастов вместе со взрослыми в решение реальных производственных задач, проектную и продуктовую деятельность, раннюю профориентацию в высокотехнологичных отраслях.

Участие организаций реального сектора экономики и привлечение в систему дополнительного образования детей частных инвестиций позволяет регулярно обновлять дополнительные общеразвивающие программы, обеспечивая их необходимым содержанием, инфраструктурой, оборудованием и экспертным сопровождением со стороны специалистов-практиков.

Мотивация детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе проживающих в сельской местности, находящихся в трудной жизненной ситуации) на обучение по дополнительным общеобразовательным программам будет обеспечена за счет развития их разнообразия и вариативности этих программ, предусматривающих получение детьми навыков и умений разного уровня (ознакомительный, базовый и углубленный), внедрения новых образовательных технологий, реализации выездных программ и проектов в сельской местности, сетевого взаимодействия, модернизации инфраструктуры и оборудования, организацию дополнительного профессионального образования педагогических работников и вовлечения в реализацию дополнительных общеразвивающих программ специалистов из различных сфер науки, техники, культуры и спорта.

С целью обеспечения информационной открытости системы дополнительного образования детей и формирования эффективной системы навигации семей с детьми с различными образовательными потребностями и возможностями по дополнительным программам сформирован навигатор (информационный портал), в котором размещены и постоянно обновляются сведения о дополнительных общеобразовательных программах, реализуемых в конкретном субъекте Российской Федерации и муниципалитете, информация о реализующих их организациях, а также результаты независимой оценки качества деятельности соответствующих организаций семьями детей, осваивающих соответствующие образовательные программы, и результаты мониторинга удовлетворенности граждан доступностью и качеством дополнительных общеобразовательных программ. Поддержка федерального навигатора будет неотъемлемой частью деятельности модельных центров.

Созданные механизмы учета достижения детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, в многоэтапных и разноуровневых конкурсных мероприятиях в ГИС «Контингент» обеспечивают обратную связь для образовательных организаций и семей, что позволяет оказать адресную поддержку и сопровождение детей, учесть достижения детей при выборе их образовательных и профессиональных траекторий.

Мероприятия включают в себя выставки, олимпиады, конкурсы и соревнования (в т.ч. командные), направленные в том числе на формирование навыков проектной деятельности и командной работы, скоординированные с системой выявления детей, проявивших выдающиеся способности, их сопровождения и мониторинга дальнейшего развития, нацелены на решение задач раскрытия способностей каждого ребенка с различными образовательными возможностями и потребностями, обеспечивают формирование устойчивой мотивации детей, выявление способностей каждого ребенка.

Результат проекта указан с учетом выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета и подлежат ежегодному уточнению при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Статья написана по материалам сайтов: worknet-info.ru, vneshkolnik.ru, legalacts.ru.

»

Это интересно:  Забирают ли в армию с плоскостопием
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector