Пенсионное обеспечение муниципальных служащих

Назначение пенсии государственным и муниципальным служащим связано с особыми условиями труда таких лиц. Служба в государственных и муниципальных органах означает исполнение государственных функций. И оказание государственных и муниципальных услуг. Получают служащие заработную плату из бюджета. И пенсионное обеспечение таких лиц государство осуществляет тоже из бюджета, является государственным обеспечением.

Виды пенсии государственным и муниципальным служащим

Вопросы государственной и муниципальной службы регламентирует Федеральный закон «О государственной гражданской службе» и «О муниципальной службе в РФ». Именно эти законы устанавливают перечень должностей, условия приема и порядок прохождения службы.

Что касается пенсионного обеспечения, актуальными являются Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». И Закон «О страховых пенсиях» в части трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности. На госслужащих и муниципальных служащих в полной мере распространяется и право на накопительную пенсию. А работники силовых структур имеют право на военную пенсию.

Чем отличается страховая пенсия от пенсии государственным и муниципальным служащим? Тем, что включает в себя пенсию по выслуге лет и долю страховой пенсии.

Следует отметить, что в области права на пенсии и иных вопросов пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего. Единственное, что размеры таких пенсий устанавливаются, как правило, законами субъекта РФ.

Пенсия по выслуге лет

Условия назначения пенсии за выслугу лет государственным и муниципальным служащим

Для назначения пенсии по выслуге лет установлено несколько оснований:

  1. Наличие стажа для пенсии. Причем стажа специального – в должности государственной гражданской службы. До 2017 г. необходимая его продолжительность составляла 15 лет. Сейчас вплоть до 2026 г. государство увеличивает его ежегодно на 6 месяцев. Так, в 2019 г. специальный стаж составит не менее 16 лет и 6 месяцев. В 2021 г. – 17 лет. И так далее. Пока в 2026 г. он не составит 20 лет.

Нюанс 1: Перед выходом на пенсию такой человек должен не менее 12 полных месяцев перед увольнением состоять в должности государственного служащего.

Нюанс 2: Уволить работодатель такое лицо должен по одному из следующих оснований:

  • соглашение сторон, истечение срока действия служебного контракта, по собственному желанию,
  • отказ от предложенной должности в связи с изменением существенных условий контракта, от перевода по медицинским показаниям, от перевода в другую местность вместе с госорганом,
  • несоответствие по состоянию здоровья, по результатам аттестации,
  • сокращение должности или упразднение госоргана,
  • по независящим от воли сторон обстоятельствам: восстановление на службе ранее замещавшего такую должность человека, избрание на выборные должности, чрезвычайные обстоятельства,
  • вследствие признания гражданского служащего полностью нетрудоспособным (присваивается инвалидность) или признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда.
  1. Пенсия по выслуге может быть получена и при отсутствии 15-летнего стажа государственной службы. Это те лица, которые проработали в должности непосредственно перед увольнением не менее 12 месяцев. К моменту увольнения они должны иметь право на назначение трудовой пенсии по старости, при этом уволены по определенным основаниям. Для руководителей также имеются послабления (ст. 7 Закона О государственном пенсионном обеспечении в РФ).
  2. Наличие общего стажа государственной службы 25 и более лет, уволенные по собственному желанию, если занимали должность госслужбы не менее 7 лет перед увольнением.

Общее правило – наступление пенсионного возраста, установленного для страховой пенсии по старости, или оформление пенсии по инвалидности. Причем не общего возраста (Новый закон о пенсиях 2019 года), а специального для госслужащих.

Возраст для назначения пенсии

В РФ в отношении госслужащих утвержден законопроект о пенсионном возрасте, повышение возраста. Закон начал действовать с 01 января 2017 г. Какие изменения коснулись условий назначения пенсий государственным и муниципальным служащим?

Закон изменил пенсионный возраст для госслужащих следующим образом. Ежегодно он стал увеличиваться в соответствии с приложением № 5 к Федеральному закону “О страховых пенсиях”. С 01 января 2017 г. возраст составил 55,6 лет для женщин и 60,5 лет для мужчин. В 2018 г. им прибавили еще по полгода для достижения условия о пенсионном возрасте. В 2019 г. – 56,5 (жен) и 61,5 (муж). И так, пока возраст назначения страховой пенсии для государственных и муниципальных служащих составит:

  • для мужчин 65 лет,
  • для женщин 63 года.

Размеры пенсии государственным и муниципальным служащим

Уровень пенсионных выплат напрямую зависит от заработной платы перед увольнением. Причем и для госслужащих, и для муниципальных служащих.

Общая сумма высчитывается исходя из среднего заработка за последние 12 месяцев. Размер пенсии составляет 45 % от средней заработной платы, при этом вычитается страховая пенсия по старости (размеры пенсии) или инвалидности и фиксированная выплата к страховой пенсии. За каждый полный календарный год свыше 15 лет к пенсии государственным и муниципальным служащим прибавляется 3 %. Но при этом общая сумма пенсии (включая страховую) не может превысить 75 % пенсии государственным и муниципальным служащим.

Уточняющие вопросы по теме

А где средняя пенсия государственных служащих, я что – то не нашёл такой статистики.

2. Пенсионное обеспечение муниципального служащего

.1 Муниципальный служащий: понятие, виды

Муниципальная должность — должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Муниципальная служба — профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Муниципальная служба строится на принципах:

верховенство Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;

самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий;

профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

равный доступ граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

единство основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций;

правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

внепартийность муниципальной службы.

Муниципальный служащий — гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы.

Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ.

Муниципальному служащему гарантируются:

условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

денежное содержание и иные выплаты;

ежегодный оплачиваемый отпуск;

медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

В случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные законодательством РФ о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников.

Муниципальный служащий занимает определенную должность.

Должность муниципального служащего может быть:

выборной, т.е. замещаемой в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

невыборной, т.е. должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

К муниципальным служащим относятся лица:

граждане Российской Федерации;

достигшие совершеннолетия (18 лет);

исполняющие обязанности по муниципальной должности муниципальной службы, при этом;

порядок исполнения должности определен уставом муниципального образования в соответствие с федеральным и региональным законодательством;

Это интересно:  Льготы малоимущим семьям в 2021 году

получающий денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств местного бюджета.

Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В реестре муниципальных должностей муниципальной службы могут быть установлены муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность. Указанные муниципальные должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Должности муниципальной службы подразделяются на четыре основные категории:

Руководители — должности руководителей и заместителей руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных подразделений (органов) местного самоуправления, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничений срока полномочий. Большинство исследователей относят в эту категорию и выборных должностных лиц, в том числе глав муниципальных образований, депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.

Помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия должностным лицам местного самоуправления в реализации их полномочий, замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц. В данную категорию входят, в частности, должности помощника главы муниципального образования, советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования. Выделение этих должностей в отдельную категорию связано с особым характером отношений между замещающими их служащими и главой муниципального образования. Закон исходит из права главы назначать на эти должности лиц, нужных ему в силу каких-либо обстоятельств. Вновь избранный глава свободен в подборе кандидатов на названные должности. С уходом прежнего главы муниципального образования истекает и срок полномочий служащих, назначенных им на указанные должности.

Специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения осуществления органом местного самоуправления своих задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органов местного самоуправления и замещаемые без ограничения срока полномочий.

.2 Характеристика пенсионное обеспечение муниципального служащего

Пенсионное обеспечение муниципальных служащих — права государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации и распространяемые в полном объеме на муниципального служащего.

Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с муниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом федеральными законами.

В стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на:

) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);

) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации;

) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);

) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо вышеуказанных устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего. Время работы на должностях муниципальной службы засчитывается в стаж государственной гражданской службы, исчисляемый для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу.

Сколько нужно отработать муниципальному служащему, чтобы получать пенсию за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет доступна не всем, а только лишь людям определенных профессий.

На нее могут рассчитывать:

  • шахтеры;
  • пожарные;
  • космонавты;
  • работники спасательной службы;
  • госслужащие;
  • лица, являющиеся работниками рыбной отрасли;
  • люди творческих профессий;
  • медицинские работники;
  • учителя и преподаватели;
  • военнослужащие;
  • летчики-испытатели;
  • другие специальности, которые имеют вредные и тяжелые условия труда.

Мы с вами поговорим о такой категории граждан, как муниципальные служащие.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Работники этой сферы имеют право на получение пенсий за выслугу лет. Для этого необходимо иметь стаж не меньше 15 лет и выполнить определенные условия, расторгая трудовой договор или увольняясь:

  • муниципальный служащий достиг возраста для выхода на пенсию;
  • если орган власти прекратил свое действие и служащий попал под сокращение;
  • служащий достиг максимального возраста в этой должности;
  • период его полномочий на занимаемой должности вышел;
  • здоровье его не соответствует нужным условиям для работы в этой должности;

Если служащий отработал более 15 лет в этой сфере деятельности, то за каждый год свыше, ему полагается надбавка в размере 3%, но вся пенсия не может быть больше 75% от средней зарплаты, которую он получал за все время службы.

При этом важный момент состоит в том, что пенсия не может составлять сумму меньше прожиточного минимума.

Условия назначения пенсии

Основные условия определены в Федеральном законе РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и, поэтому, одинаковы для всех муниципальных и государственных гражданских служащих в России.

Для того чтобы претендовать на получение пенсии за выслугу лет, гражданин должен соответствовать следующим условиям:

  • у него присутствует специальный трудовой стаж;
  • пенсионные права приобретает в соответствии с законом РФ;
  • увольняется со службы по определенным основаниям.

Минимальный и максимальный размер пенсии

Предположим, муниципальный служащий подходит под критерии, которые позволяют ему рассчитывать на пенсию за выслугу лет. Какой же у нее размер?

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Законодательством РФ установлено, что пенсия за выслугу лет составляет 45% от средней зарплаты муниципального служащего. При этом, повторимся, за каждый год, проработанный сверх 15 лет, оплачивается в виде надбавки в 3 % от среднего заработка.

Максимальный размер её составляет 75% от уровня денежного содержания. Это значит, что пенсионные выплаты исчисляются не из установленного оклада, а именно из денежного довольствия, в которое входит должностной и соответствующий чину оклады, надбавки за особые условия службы, ежемесячные поощрения и другие выплаты, положенные муниципальному служащему.

Про минимальный размер, мы также говорили выше. Данный вид пенсии не может быть ниже МРОТ.

Пенсия за выслугу лет тем лицам, которые ушли со службы в связи с инвалидностью, выплачивается в размере:

  • при 1 и 2 группах — 75% от ежемесячного довольствия;
  • при 3 группе — 50% от размера довольствия.

Как рассчитать пенсию?

Существует формула расчета размера пенсии за выслугу лет:

ПВЛ = Д х ОК х П,

  • ПВЛ – размер собственно пенсии за выслугу лет;
  • Д – среднемесячная зарплата;
  • ОК- ограничительный коэффициент;
  • П– процентное выражение, устанавливаемое в зависимости от стажа муниципальной службы.

Максимальный предел составляет 2,8 размера оклада соответствующей должности, а если же речь идет о денежном вознаграждении, то тогда в пределах 0,8 этого размера.

Рассчитаем размер среднего заработка в месяц. Именно на его основе и вычисляется размер пенсии за выслугу лет. Законом установлено на него ограничение. Он не может быть больше 2,3 от должностного оклада. У нас эта сумма составила 8050 руб. (3500 руб. х 2,3)

Размер пенсии муниципального служащего составляет 45% от среднего заработка в месяц, если стаж его не меньше 15 лет и каждый следующий год увели­чивается на 3%. Но эта сумма не должна превышать 75% от среднего заработка.

Определяем пенсионный коэффициент выслуги: 45% получается за 15 лет, 30% – за 10 лет после.

Получаем: 45% + 30% = 75%.

Далее посчитаем размер пенсии за выслугу лет: РП = 7500 х 75% = 5625 руб.

Поскольку эта пенсия назначается дополнительно к трудовой пенсии, то она ограничена. Общая сумма двух пенсий не может превышать 75% от среднемесячного за­работка муниципального служащего.

В данном при­мере 75% от среднемесячного заработка, на основе которого определяется размер данной пенсии, составляет

8050 х 75 % =6037 руб.

Рассчитанный нами размер государственной пенсии за выслугу лет (5625 руб.) не превышает 2,3 должностного оклада (6037 руб.), на основе которого рассчитан размер дан­ной пенсии.

Муниципальному служащему назначена пенсия за выслугу лет в размере 5625 руб.

Из пенсии за выслугу лет (5625 руб.) вычитаем сумму трудовой пенсии (5000 руб.). Остаток и будет тем размером доплаты, которая полагается муниципальному служащему за выслугу лет.

В нашем примере эта разница составляет 625 руб. Эта именно та сумма, которую в качестве доплаты к основной трудовой пенсии будет получать работник муниципалитета.

Если происходит индексация пенсий, как трудовой по старости, так и за выслугу лет, то это тоже учитывается. Так, при увеличении пенсии по старости, размер доплаты за выслугу лет может уменьшаться.

Если размер трудовой пенсии превысит размер пенсии за выслугу лет, то в этом случае выплачи­вается только трудовая пенсия.

Это интересно:  Смена директора форма 14001 какие листы заполнять

Вам в скором времени необходимо оформить пенсию? Узнайте, какие документы для этого понадобятся. Подробно здесь.

Последнее время все чаще в правительстве говорят о повышении пенсионного возраста. Как оно будет происходить, читайте в этой статье.

Как оформить получение пенсионных выплат по выслуге лет?

Муниципальный служащий может обратиться за пенсией за выслугу лет в абсолютно любое время после наступления права на нее, если ему уже назначена трудовая пенсия по старости.

Заявление необходимо подавать в кадровую службу того территориального органа, в котором гражданин проходил службу непосредственно перед увольнением.

Необходимо предоставить следующие документы:

  1. паспорт (нужен и оригинал, и копия всех страниц);
  2. справка о должностях и периодах работы, в которые включается стаж для назначения данного вида пенсии;
  3. копия приказа об увольнении;
  4. справка о среднемесячном заработке муниципального работника за последние полных 12 месяцев, предшествующие увольнению (необходимо, также, указание сумм по месяцам);
  5. справка о назначении трудовой пенсии по старости (или инвалидности). В ней должен быть указан федеральный закон, на основании которого назначена эта пенсия, ее размер, дата должна быть месяцем увольнения, а также на справка обязательно должна иметь номер и печать;
  6. трудовая книжка (копия);
  7. иные документы, которые подтверждают периоды стажа для назначения пенсии за выслугу лет.

После подачи заявления, комиссия в территориальном органе его рассматривает и принимает решение о назначении работнику муниципальной сферы пенсии за выслугу лет.

Данная пенсия назначается с того дня, когда служащий за ней обратился, но не ранее дня, следующего за увольнением с муниципальной службы и назначения трудовой пенсии по старости.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Пенсионное обеспечение муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности

Статьи по теме

Статья 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ устанавливает, что взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

Термин «соотносительность» в данном случае, видимо, надо понимать как схожесть подходов. То есть, законодатель не устанавливает, что пенсионное обеспечение муниципальных служащих и бывших гражданских должно быть одинаковым, однако определяет, что базироваться они должны на общих основах.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

В развитие данной нормы ст. 24 того же закона определяет, что в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих на них в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Данное положение закона является более конкретным. Фактически оно значит, что права муниципального служащего в области пенсионного обеспечения не могут быть уменьшены по сравнению с правами государственного гражданского служащего. Последние же в Российской Федерации в настоящее время определены Федеральным законом Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и законами субъектов Российской Федерации.

Помимо общих положений Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовое регулирование назначения и выплаты пенсий муниципальным служащим осуществляется законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными актами муниципальных образований. При этом муниципальные правовые акты в большинстве случаев содержат те же нормы, что и законы соответствующих субъектов Российской Федерации. Однако в некоторых случаях различия все же встречаются, причем в муниципальных правовых актах идет как конкретизация норм из законодательства субъектов Российской Федерации, так и их видоизменение. Учитывая же, что сами законы субъектов Российской Федерации, хотя и базируются в целом на подходах, закрепленных в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», также имеют различия (нередко довольно существенные) между собой, говорить о каком-то едином регулировании порядка установлении и выплат пенсий бывшим муниципальным служащим на территории Российской Федерации не приходится.

В результате, чтобы определить: при соблюдении каких условий и в каких размерах конкретному муниципальному служащему будет назначена пенсия, необходимо проанализировать законодательные акты субъекта Российской Федерации и муниципальные правовые акты муниципального образования, в котором он проходит службу. Поэтому в настоящей статье вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих будут рассмотрены на отдельных примерах различных муниципальный образований и субъектов Российской Федерации.

В других субъектах условия назначения пенсии за выслугу лет устанавливаются законами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе, здесь можно привести, например, Закон Ярославской области от 27.06.2007 № 46-з «О муниципальной службе в Ярославской области».

В большинстве случаев законы субъектов Российской Федерации определяют пенсионные права не только муниципальных служащих, но и лиц, замещающих муниципальные должности. Далее в статье мы рассмотрим и те, и другие.

Условия назначения муниципальных пенсий

Для того, чтобы претендовать на получение пенсии за выслугу лет в связи с замещением муниципальных должностей и (или) должностей муниципальной службы (далее в статье – пенсия для муниципальных служащих за выслугу лет), гражданин должен удовлетворять определенным условиям. Основные условия в общем виде определены в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и, в силу этого, одинаковы для всех государственных гражданских и муниципальных служащих в Российской Федерации. Таковыми условиями являются:

  1. приобретение пенсионных прав в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;
  2. наличие определенного специального стажа;
  3. увольнение со службы по определенным основаниям.

Лишь в некоторых субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях вводят дополнительные условия получения пенсии за выслугу лет, помимо приведенных выше. Так, например, ст. 2 Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании город Краснодар / утв. решением городской Думы Краснодара от 23.10.2007 № 31 п.42 устанавливает, что условием назначения пенсии за выслугу лет является, помимо прочего, наличие регистрации по месту жительства на территории муниципального образования город Краснодар.

Приобретение пенсионных прав в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации

Что касается данного условия, то в данном случае имеется в виду, что для получения пенсии по выслуге лет бывший служащий (лицо, замещавшее муниципальную должность) должен приобрести право на пенсию на общих основаниях (как обычный гражданин).

Так, например, ст. 11 Закона Ярославской области «О муниципальной службе в Ярославской области» устанавливает, что пенсиядля муниципальных служащих за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». В Законе Московской области «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Московской области» это правило сформулировано шире. Пенсиядля муниципальных служащих за выслугу лет, согласно московскому областному закону, назначается:

  • к трудовой пенсии по старости или к трудовой пенсии по инвалидности I, II группы, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • к пенсии по старости или к пенсии по инвалидности I, II группы, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • к пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», при условии, что лицо достигло возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, установленного в статье 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • к пенсии по инвалидности I, II группы, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  • к пенсии по старости, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (ст. 2).

А вот, например, Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании город Краснодар, напротив, перечень случаев, когда бывший муниципальный служащий (лицо, занимавшее муниципальную должность) получает право на пенсию за выслугу лет, сужает. В соответствии с п. 3 указанного Положения пенсиядля муниципальных служащих за выслугу лет назначается бывшим муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности, если им в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» назначена хотя бы одна из следующих трудовых пенсий:

  • трудовая пенсия по старости;
  • трудовая пенсия по инвалидности, но не любой, а только связанной с состоянием здоровья, препятствующим продолжению муниципальной службы.

При применении вышеуказанных норм следует иметь в виду, что упомянутый в них Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 1 января 2015 года не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и в части, не противоречащей этому закону. Соответственно, при обращении к нормам, например, Закона Московской области «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Московской области», содержащем указание на назначение и выплату трудовых пенсий, в случае назначения пенсии после 1 января 2015 года необходимо руководствоваться не Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а к Федеральным законом «О страховых пенсиях» до тех пор, пока соответствующие положения регионального закона не будут приведены в соответствие с новыми требованиями и терминологией федерального. Аналогичная ситуация имеет место сейчас и с законами о пенсиях муниципальных служащих (лиц, замещающих муниципальные должности) других субъектов Российской Федерации.

Это интересно:  Вопрос по краже в квартире

Федеральный закон «О страховых пенсиях», также, как и Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», содержит условия назначения пенсий по старости, по инвалидности и в связи с потерей кормильца, при этом, в старом и новом законе они в некоторых аспектах отличаются.

Условиями назначения страховой пенсии по старости являются:

  • достижение пенсионного возраста (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет);
  • наличие стразового стажа не менее 15 лет;
  • наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Некоторые муниципальные правовые акты также прямо закрепляют указанный возраст в качестве условия получения пенсии по выслуге лет (например, Постановление администрации г. Кемерово от 11.04.2007 № 39 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Кемерово»).

Условием назначения страховой пенсии по инвалидности является признание гражданина инвалидом I, II или III группы.

Условием назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца является потеря кормильца нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, состоявшими на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Кроме того, одному из родителей, супругу или другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.

Только, если бывший муниципальный служащий (лицо, занимавшее муниципальную должность) удовлетворяет этим условиям, ему может быть назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». Также различные пенсии ему могут быть назначены в соответствии с законами «О государственном пенсионном обеспечении», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и «О занятости населения в Российской Федерации».

Только в таких случаях можно считать, что гражданин удовлетворяет требованию о приобретении пенсионных прав в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Наличие специального стажа для приобретения пенсионных прав

Помимо общего стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости и некоторых других пенсий, для получения пенсии за выслугу лет бывший муниципальный служащий (лицо, замещавшее муниципальную должность) должен иметь специальный стаж, связанный со службой в муниципальном образовании.

Под специальным стажем применительно к рассматриваемому вопросу понимается стаж муниципальной службы либо стаж замещения муниципальных должностей. Надо сказать, что большинство субъектов Российской Федерации устанавливает ту же продолжительность минимального стажа муниципальной службы, необходимого для получения пенсии за выслугу лет, что и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» — 15 лет (в случае увольнения по собственному желанию 25 лет). Однако встречаются примеры и уменьшения этого стажа.

Так, например, Закон Московской области «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Московской области» определяет, что бывшим муниципальным служащим, а также лицам, замещавшим муниципальную должность менее 1 года, пенсия за выслугу лет назначается при наличии на дату увольнения из органа местного самоуправления не менее 10 лет стажа муниципальной службы у женщин и 12,5 лет стажа муниципальной службы у мужчин (ст. 4). Если же лицо замещало муниципальную должность более одного года, пенсия за выслугу лет ему будет назначена независимо от времени этого замещения, стажа муниципальной службы в таком случае не требуется вовсе. Так что в данном аспекте законодательство Московской области устанавливает для муниципальных служащих лучшие условия для получения пенсии за выслугу лет, чем это предусмотрено для федеральных гражданских служащих. Однако для гражданских служащих Московской области необходимый стаж определен в том же размере: 10 лет стажа государственной службы у женщин и 12,5 лет стажа гражданской (государственной) службы у мужчин (ч. 1 ст. 4 Закона Московской области от 12.07.2002 № 66/2002-ОЗ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Московской области, государственным служащим Московской области, государственным гражданским служащим Московской области и лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Московской области».

А вот, например, Закон Санкт-Петербурга «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» закрепляет минимальный стаж муниципальной службы, необходимый для получения указанной доплаты – 10 лет и для женщин, и для мужчин. В то же время, минимально необходимый стаж замещения муниципальных должностей на постоянной основе в Санкт-Петербурге составляет 6 лет, то есть, больше, чем в Московской области. Правда, лица, имеющие стаж замещения муниципальных должностей на постоянной основе менее 6 лет, все же, могут претендовать на доплату, в случае если в совокупности с замещением должностей муниципальной службы общий их специальный стаж составляет более 10 лет.

Стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, определяется в соответствии с законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации. Например, в Московской области действует Закон Московской области от 31.10.2008 № 164/2008-ОЗ «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы в Московской области». В соответствии с данным законом в стаж муниципальной службы, помимо собственно замещения должностей муниципальной службы, включается также стаж государственной службы всех видов, периоды замещения государственных должностей, муниципальных должностей, а также ряд других периодов работы.

Следует иметь в виду, что в стаж муниципальной службы включаются все периоды замещения должностей муниципальной службы целиком, независимо от того: находился ли в какие-то моменты муниципальный служащий в отпуске, на больничном и т.п.

В то же время на практике у кадровиков органов местного самоуправления и у самих служащих иногда возникают сомнения в отношении включения в стаж муниципальной службы некоторых отпусков, в частности, отпуска по уходу за ребенком. Они вызываются, в том числе, положениями ст. 256 ТК РФ, в соответствии с которой отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).

Здесь надо обратить внимание на то, муниципальная пенсия по выслуге лет, как мы уже указывали выше, назначается только при условии наличия прав на иную пенсию (в том числе, страховую пенсию по старости). Соответственно, стаж муниципальной службы (стаж для получения муниципальной пенсии), в отличие от некоторых других видов стажа работы по специальности (например, педагогического), не дает права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Таким образом, ст. 256 ТК РФ не может рассматриваться в качестве препятствия для включения времени нахождения муниципального служащего в отпуске по уходу за ребенком в его стаж муниципальной службы.

При определении вопроса о стаже муниципальной службы перед кадровиком может также встать вопрос о включении в стаж периода отпуска по уходу за ребенком, в котором служащий находился в период прохождения не муниципальной, а государственной службы, либо осуществления иной трудовой деятельности, включаемой в стаж. Вопрос такой может появиться достаточно редко, но, если он все же встает, следует иметь в виду, что здесь необходимо руководствоваться документами, регламентирующими порядок включения в этот стаж различных периодов работы. В большинстве случаев отпуск по уходу за ребенком (также, как и другие отпуска) включается в него включается.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, zakonguru.com, www.gkh.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector