Полномочия президента в президентской республике

Читайте также:

  1. I-IV Государственные Думы в России. Избирательные законы. Полномочия, правовой статус депутатов
  2. III. Полномочия участников служебной проверки
  3. VI. другие полномочия правительства. В Японии правительство принимает решения о 1)всеобщей и частичной амнистии, 2)смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах.
  4. Акты Президента РФ и Правительства РФ
  5. Акты Президента РФ.
  6. Бюджетные полномочия муниципальных образований Статья 9.
  7. Бюджетные полномочия Российской федерации
  8. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации Статья 8.
  9. Бюджетные полномочия субъектов РФ:
  10. Бюджетные полномочия Украины
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
президент – глава государства и глава правительства президент – глава государства, разделяет высшую исполнительную власть с главой правительства президент – глава государства. Исполнительная власть принадлежит главе правительства
правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом правительство ответственно перед президентом и частично перед парламентом. Президент не отвечает за действия правительства правительство ответственно только перед парламентом. За действия правительства ответственен не президент, а глава правительства
президент назначает членов правительства президент назначает главу правительства, как правило, из числа лидеров наиболее влиятельных партийных фракций в парламенте. По рекомендации главы правительства президент назначает других членов правительства
президент по собственному усмотрению увольняет членов правительства президент может уволить главу правительства при определенных условиях. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства президент не может по собственному усмотрению уволить главу правительства. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства
президент имеет право на законодательную инициативу или право вносить предложения по законодательству президент имеет право вносить предложения по законодательству президент имеет право на законодательную инициативу, согласованную с правительством
президент обладает правом промульгировать 1 законы, принятые парламентом
президент имеет право вето на законы, принятые парламентом президент не имеет права вето на законы, принятые парламентом
президент имеет право по собственному усмотрению издавать указы, имеющие силу закона президент имеет право издавать указы, получившие санкцию правительства президент имеет право отдавать распоряжения, согласованные с правительством
президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс правительства президент имеет широкие полномочия в сфере внешней политики, но учитывает внешнеполитические позиции правительства президент представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства
президент имеет право на созыв внеочередной сессии парламента по своему усмотрению президент имеет (или не имеет) право на созыв внеочередной сессии парламента по своему усмотрению
президент имеет (или не имеет) право распускать парламент и назначать досрочные парламентские выборы президент имеет ограниченное или неограниченное право распускать парламент и назначать досрочные парламентские выборы президент имеет право распускать парламент и назначать внеочередные выборы главным образом в тех случаях, когда парламент выражает недоверие правительству
президент имеет (или не имеет) право на проведение референдума по собственному усмотрению президент имеет право при определенных условиях проводить референдум президент не имеет права на проведение референдума
президент имеет ограниченное или неограниченное право вводить чрезвычайное положение в стране президент не имеет права на введение чрезвычайного положения в стране
президент по должности является верховным главнокомандующим вооруженными силами президент формально может быть верховным главнокомандующим, но фактически руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны, подотчетный главе правительства
президент является главой правящей партии и руководствуется ее курсом президент не является главой правящей партии и формально с ней не связан президент в своей деятельности не зависит от партий

Президент — выборный глава государства при республиканской форме правления. Возглавлять республику может также выборный коллегиальный орган.

Президент в президентской республике является главой государства и главой исполнительной власти, в парламентской — только главой государства, в смешанной — фактически руководит работой правительства при формальном наличии должности премьер-министра. Перечень президентских полномочий в большинстве стран в основном совпадает, но их объем напрямую связан с типом республики.

Основные полномочия президента можно сгруппировать следующим образом:

1. президент — гарант конституции;

2. президент представляет страну на международной арене;

3. обладает рядом полномочий в отношении парламента и осуществления им законодательной власти (в том числе президент обладает правом вето);

4. формирует высшие органы государственной власти и назначает ряд государственных служащих;

5. часть актов президента имеют нормативный характер, нормативный акт президента может иметь силу закона;

6. президент — гарант прав и свобод граждан (он принимает в гражданство, ему принадлежит право помилования);

7. президент является главнокомандующим — распоряжается вооруженными силами;

8. президент вправе объявлять на территории государства или его части чрезвычайное, военное или осадное положение.

Президент, в отличие от монарха, за свои действия несет юридическую ответственность. Президент пользуется неприкосновенностью, его нельзя привлечь к административной ответственности, уголовная ответственность наступает только в случае отрешения президента от должности (импичмент), в гражданском процессе президент может выступать в качестве ответчика.

Импичмент может быть применен за совершение президентом особо тяжкого преступления (например, государственная измена). Существует три формы импичмента, различающиеся в зависимости от государственных органов, задействованных в этой процедуре:

1. парламентская (США, Финляндия);

2. парламентско-судебная (Германия, Италия);

3. парламентско-плебисцитарная (Австрия, Туркмения).

Президент

Дуалистическая (президентская) республика. Эта форма правления несколько напоминает дуалистическую монархию, тем более что впервые создавалась в США по ее примеру (Великобритания в то время была во многом дуалистической монархией), однако имеет весьма существенные отличия от нее.

Прежде всего, здесь наиболее последовательно проведен принцип разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе принципа так называемых сдержек и противовесов. Рассмотрим, в чем это проявляется.

И законодательная, и исполнительная власть в президентской республике получают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Судьи, как и высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.

Главный признак данной формы правления — отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее они вынуждены сотрудничать, ибо ни одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем так называемого импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения).

Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное (суспенсивное) вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь, как мы видели, верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность актов и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

Государственный режим при этой форме правления — только дуалистический. В зависимости от обстоятельств значение и роль конкретного парламента или президента могут быть сильнее или слабее, но качества государственного режима это не меняет.

В современной мировой практике существуют два основных типа президентских выборов — прямые и непрямые. В свою очередь прямые президентские выборы могут происходить или в виде всеобщих выборов или в виде референдумов. Непрямые выборы президента проводятся в трех видах: 1) парламентом; 2) парламентом и представителями штатов, провинций, различных общественно-политических сил; 3) коллегией выборщиков.

Это интересно:  Когда начнут принимать сзв м

В целом прослеживается достаточно большая зависимость типа президентских выборов от формы государственной системы правления. В президентских республиках глава государства и его правительство независимы от парламента. Президент как бы получает от народа собственный мандат на руководство страной, избираясь на всеобщих президентских выборах. В значительной степени независим в своих действиях и глава государства в условиях полупрезидентской республики, но правительство при этой форме власти подотчетно парламенту. Соответственно, президента избирают прямым или непрямым путем. А при парламентской республике, где прерогативы президента практически отделены от полномочий правительства, парламент и выбирает главу государства, и по существу утверждает состав правительства.

Полномочия президента, его роль и статус в политической жизни той или иной страны определяются прежде всего соответствующими конституционными нормами. В конституциях ряда стран специально подчеркнуто, что президент является главой исполнительной власти.

В тех странах, где существуют президент и премьер-министр, неизбежно возникают проблемы соотношения их полномочий.

Помимо определения правового статуса президента как главы государства или как главы высшей исполнительной власти, многие конституции содержат ряд общественно важных морально-политических и гражданских обязательств, которым должен следовать президент на протяжении всего срока своих полномочий. Прежде всего от него требуется, чтобы он неуклонно соблюдал Конституцию и другие законы своей страны.

Согласно конституциям многих стран, президент в силу своего должностного статуса обязан также быть гарантом суверенитета, национальной независимости, территориальной целостности и безопасности государства. Конституционные нормы также предусматривают, что президент в своей деятельности должен не защищать интересы каких-то отдельных социальных групп и слоев, а добиваться достижения блага всего общества.

Таблица 1. Полномочия президента при президентской, полупрезидентской и парламентской республиках

Президент — глава государства и глава правительства

Президент — глава государства, разделяет высшую исполнительную власть с главой правительства

Президент — глава государства. Исполнительная власть принадлежит главе правительства.

Правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом

Правительство ответственно перед парламентом и частично перед президентом. Президент не отвечает за действия правительства.

Правительство ответственно только перед парламентом. За действия правительства отвечает не президент, а глава правительства.

Президент назначает членов правительства.

Президент назначает главу правительства, как правило, из числа лидеров наиболее влиятельных партийных политических фракций в парламенте и по рекомендации главы правительства назначает других членов правительства.

Президент по собственному усмотрению увольняет членов правительства.

Президент может уволить главу правительства при определенных условиях. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства.

Президент не может по собственному усмотрению уволить главу правительства. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства.

Президент имеет право на законодательную инициативу или право вносить предложения по законодательству.

Президент имеет право вносить предложения по законодательству.

Президент имеет право на законодательную инициативу, согласованную с правительством.

Президент обладает правом промульгировать законы принятые парламентом.

Президент имеет право вето на законы, принятые парламентом.

Президент не имеет право вето на законы, принятые парламентом.

Президент имеет право по собственному усмотрению издавать указы, имеющие силу закона.

Президент имеет право издавать указы, получившие санкцию правительства.

Президент имеет право отдавать распоряжения, согласованные с правительством.

Президент по должности является верховным главнокомандующим вооруженными силами

Президент формально может быть верховным главнокомандующим, но фактически руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны, подотчетный главе правительства.

Президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства.

Президент имеет широкие полномочия в сфере внешней политики, но учитывает внешнеполитические позиции правительства.

Президент представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства.

Президент имеет право на созыв внеочередной сессии парламента по своему усмотрению.

Президент имеет (или не имеет) право на созыв внеочередной сессии парламента по своему усмотрению.

Президент имеет (или не имеет) право распускать парламент и назначать досрочные парламентские выборы.

Президент имеет ограниченное или неограниченное право распускать парламент и назначать досрочные парламентские выборы

Президент имеет право распускать парламент и назначать внеочередные парламентские выборы главным образом в тех случаях, когда парламент выражает недоверие правительству.

Президент имеет (или не имеет) право на проведение референдума по собственному усмотрению.

Президент имеет право при определенных условиях проводить референдум.

Президент не имеет права на проведение референдума.

Президент имеет ограниченное или неограниченное право вводить чрезвычайное положение в стране.

Президент не имеет права на введение чрезвычайного положения в стране.

Президент имеет право помилования, награждения, предоставления гражданства и решения ряда других персональных дел.

Президент является главой правящей партии и руководствуется ее курсом.

Президент не является главой правящей партии и формально не связан с ней.

Президент в своей деятельности не зависит от партий.

Полномочия президента при президентской, полу президентской и парламентарной республиках

Президент как глава государства выступает в различных качествах в зависимости от разновидности республиканской формы правления. В парламентской республике он является таким главой государства, которому министры не подчинены и перед ним не ответственны (Индия, Италия, [5] ФРГ [6] и др.), в президентской республике он глава государства, которому подчинены министры, не составляющие (США, [7] Филиппины, Бразилия [8]) или составляющие совет (кабинет) министров. При первом варианте президентской республики нет должности премьер-министра, его полномочия выполняет сам президент, по существу нет коллегиального правительства, есть кабинет президента. Во втором случае есть должность премьер — министра, но это так называемый административный премьер, фактически руководителем правительства (Совета министров) является сам президент. Премьер — министр в основном выполняет лишь оперативные задачи по координации деятельности правительства, да и заседания правительства он обычно проводит в каждом отдельном случае по указанию или с разрешения президента (Египет, Перу). [9]

Таким образом, в парламентской республике президент лишь по конституции обладает исполнительной властью или ее элементами, а иногда конституции об этом и не говорят (Италия [10], Молдова, ФРГ [11]). Это — «слабый» президент. Свои конституционные полномочия он выполняет «по совету и с согласия» правительства.

Иная ситуация в президентской республике. Если в ней нет коллегиального совета министров, а министры являются лишь помощниками, советниками президента, то, естественно, полнота исполнительной власти принадлежит президенту. Только он принимает решение, даже если все министры выскажут против мнения президента, он руководит государственной службой и делегирует определенную долю исполнительной власти своим подчиненным. Если в президентской республике существует Совет министров, ситуация с исполнительной властью президента несколько усложняется, но в принципе остается такой же. Министры тоже подчинены президенту, он их назначает и смещает, правда, по рекомендации премьер-министра (его тоже назначает президент, какого-либо согласия парламента не требуется), но такие рекомендации для президента не обязательны. Особые условия связаны с теми президентскими республиками, в которых существуют элементы парламентаризма и где парламент может выразить недоверие премьеру или министру (как правило, это крайне затруднено, требуется инициатива значительной части парламентариев для внесения такого предложения, иногда до 25% всего состава и принятие его квалифицированным большинством состава парламента).

Существенно изменяется ситуация в полупрезидентской, полупарламентской республике. В полупрезидентской республике заметно стремление «вывести» президента за пределы этой жесткой полярной схемы, за границы традиционной концепции разделения властей при упоминании последней в конституциях как руководящего начала. Основные законы, принятые в данной группе стран при активном участии президентов — лидеров, закрепляют значительную личную власть президента, его самостоятельность, но вместе с тем устанавливают определенную, хотя незначительную, связанность его действий и подчиненных ему министров полномочиями парламента. В целом, однако, конституции стремятся поставить президента, его власть вне обычной триады. Наделяя его, как главу государства, помимо исполнительно-распорядительных полномочий, самостоятельными нетрадиционными полномочиями (обширные нормотворческие, исключительные, и особенно арбитражные и объединительные полномочия).

Однако главной чертой президентской власти в полупрезидентской республике отмеченное стремление поставить президента над ветвями власти, над институтами государства, но не в качестве лица, сосредотачивающего в своих руках властные полномочия других ветвей власти, а в качестве арбитра в отношениях с ними. Полномочия, обязанности и ответственность президента

Это интересно:  Индексация заработной платы на предприятии

Полномочие, представленные конституциями президентам, весьма обширны. Прежде всего президент является представителем государства вовне и внутри страны. В качестве первого он назначает дипломатических представителей, при нем аккредитуются иностранные дипломатические представители, заключает международные договоры, в ряде стран ратифицирует международные соглашения. Как представитель государства внутри страны он выступает с согласительными процедурами при разногласиях некоторых государственных органов, субъектов федерации (в условиях федеративного государства), от имени государства награждает государственными наградами, присваивает почетные звания и т.д.

Президент обладает полномочиями, относящимися к деятельности органов законодательной власти. Он назначает дату выборов в парламент, созывает его на сессии, он может досрочно распустить парламент с обязательным назначением новых выборов (в предусмотренных

конституциями случаях), он санкционирует и промульгирует законы, обладает правом вето — возвращение закона на второе рассмотрение парламента. [12] Как правило, президент имеет право законодательной инициативы (в США — не имеет [13], вправе обращаться с посланием к парламенту, которые, однако, не подлежат обсуждению.

У президента обширные полномочия по формированию других высших органов государства и назначению высших должностных лиц. Юридически правительство даже в парламентской республике назначает президент — он создает соответствующий акт.

Президент во многих странах назначает судей, формирует полностью или частично органы конституционного контроля, представляет парламенту кандидатуры для назначения высших должностных лиц — генерального прокурора, членов счетной палаты и т.д.

Уже говорилось о нормотворческой деятельности президента. Он издает нормативные и ненормативные акты, в том числе имеющие силу закона. Нормативные акты издаются на основе делегирования полномочий парламентом правительству (подписывает их президент) и на базе предусмотренной конституциями регламентарной власти.

В парламентской республике акты президента действительны только при контрасигнатуре. В президентской республике, где существует жесткое разделение властей, президент издает только «исполнительные приказы», но на деле они могут иметь силу закона.

В принципе акты президента являются подзаконными, они недействительны при противоречии закону, в парламентской республике предусмотрен контроль парламента, но в практике почти во всех постсоциалистических государствах в настоящее время эти акты имеют доминирующее значение.

В области урегулирования чрезвычайных ситуаций президент вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадочное положение, вводить президентское правление в субъектах федерации (Индия), осуществлять федеральную интервенцию (Бразилия). В Индии он делает это только по решению кабинета.

Президент всегда по конституции является главнокомандующим, он отвечает за безопасность государства, как гарант его целостности. При нем обычно создается Совет безопасности или другой аналогичный орган. На практике выполнение этих полномочий опять-таки зависит от формы правления, да и от личных качеств президента. Находившиеся у власти в некоторых странах (Аргентина, Филиппины и др.) и находящиеся сейчас женщины — президенты (Исландия, Ирландия, Шри-Ланка) в сфере военногоглавнокомандования больше полагаются на специалистов — советников.

В сфере регулирования правового статуса личности дополнительно к тем полномочиям, о которых уже говорилось, президент вправе принимать лиц в гражданство данного государства, разрешать выход из гражданства, предоставлять помилование осужденным преступникам, смягчать наказание.

В ряде стран у президентов есть и иные полномочия. В отличие от монарха президент несет ответственность за свои действия, в том числе и в связи с выполнением служебных обязанностей. Как правило, такая конституционная ответственность имеет особый характер. Обычно президент отвечает за умышленные нарушения конституции и законов, за государственную измену, причинение ущерба государственной независимости, взяточничество, совершение других тяжких преступлений (иногда — только за государственную измену).

Во многих странах такая ответственность имеет форму американского импичмента: обвинение президенту формирует и принимает нижняя палата, а решение об отрешении от должности принимает сенат (в новейших конституциях в этом процессе участвует также верховный и конституционный суд в качестве инстанции, проверяющих правильность обвинения и соблюдения процедуры). В некоторых странах парламент только принимает обвинительное заключение, а судит президента особый суд (Франция, Польша). В Словакии президент может быть смещен с должности парламентом за действия, направленные против демократического строя, целостности государства и другие большинством в 2/3 голосов всего состава. В Турции при обвинении президента в измене решение может быть принято только 3/4 голосов парламентариев, 3/4 голосов требуется для отрешения президента от должности в Казахстане, в Армении — 2/3 парламента при соответствующем заключении конституционного суда, в Молдове аналогичное решение должно быть вынесено на референдум избирателей. В Мадагаскаре, по конституции 1992 г., отрешение осуществляется не парламентом, а конституционным судом, но в соответствии с решением, принятым большинством 2/3 парламента. В Азербайджане отстранение президента от должности осуществляется парламентом (требуется 95 голосов из 125 членов парламента) при совершении тяжких преступлений, но с обязательным участием в этом процессе верховного и конституционного судов. В Австрии президент может быть отозван со своего поста избирателями.

Все указанные выше процедуры означают только отрешение президента от должности. В дальнейшем, если это случиться, его будет судить уже суд как обычного гражданина.

Глава государства — это высший его представитель внутри и вне страны и вместе с тем символ единства нации, государства (народа и государства). [16]

В целом создание парламентской, президентской и полупрезидентской республики имеет несомненные плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по конъюнктурным партийным собраниям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях несформировавшихся партийных структур, не сложившихся механизмов парламентского управления может вести к постоянному разброду и шатаниям.

Вместе с тем, такой процесс имеет и свои минусы. Во первых, нарушается имманентно присущее той или иной форме единство структуры управления и одновременно возникают новые виды отношений, коллизии и несогласованности, которых не было в «отработанных» формах правления. Разрушаются сложившиеся стандарты разделения властей, имеющие свои устойчивые формы и в президентской, и в парламентской республике. Происходит смещение разных начал, и это не всегда способствует соблюдению конституционной законности.

Во-вторых, возрастание роли парламента в президентской (полупрезидентской) республике при создании смешанных форм, усиление его контроля за деятельностью правительства — часто лишь внешнее, обманчивое явление. В парламентарной же республике при создании смешанных форм значение парламента падает, происходит значительное усиление власти президента, к чему эта форма не приспособлена, а потому не имеет достаточных гарантий против президентского всевластия. [17]

В-третьих, в форме правления снижается роль институциональных факторов, она все более зависит от личности конкретного президента. А носители президентской власти нередко обнаруживают стремление к персонализации власти, к авторитаризму. Наибольшие возможности для этого создаются в президентской республике. Поэтому переход парламентарной республики к смешанной форме правления, а затем, возможно, и к президентской республике всегда означает усиление авторитаристских черт. Таковы же последствия рационализированного парламентаризма, если его результатом является усиление власти не президента, а премьер — министра. [18]

институт президентство казахстан конституционный

Место, роль и полномочия президента в парламентарных и президентских республиках.

В парламентарной республике (ФРГ). Президент осуществляет церемониальные и представительские функции и фактически не оказывает влияния на функционирование основных государственных органов. Его политическая роль возрастает в случае глубокого правительственного или государственного кризиса, поскольку Президент является «хранителем политики» и обеспечивает преемственность государственной власти.

В президентской республике (США). Глава государства является одновременно и главой исполнительной власти, и вся полнота этой власти принадлежит ему. Президент оказывает решающее воздействие на формирование и деятельность правительства. В законодательной сфере возможности Президента существенно ограничены, поскольку все законодательные полномочия принадлежат парламенту. Участие Президента в законодательном процессе реализуется в основном посредством права вето и ежегодных посланий к Конгрессу. Формирование судебных органов относится к числу так называемых «разделенных полномочий» между главой государства и парламентом.

Это интересно:  Обязанности депутата городской думы

Роль президента в президентской республике — налицо сильная или даже суперсильная президентская власть, включая: руководство внутренней и внешней политикой: формирование правительства и определение направлении его работы, назначение иных высших должностных лиц системы исполнительной власти, представление парламенту, его палатам кандидатур для назначения на ряд высших должностей и судей высших судов государства: представление в парламент законопроектов, подписание и обнародование законов, право вето и право роспуска парламента: собственное правотворчество президента: обеспечение безопасности и обороноспособности государства. в том числе функции верховного главнокомандующего и руководителя совета безопасности, назначение высшего военного командования и др. В парламентарной республике президент не обладает реальной сильной властью, в большей мере осуществляет представительские функции, а если и назначает ряд высших должностных лиц или подписывает акты, то скорее в порядке формальной и заранее подготовленной процедуры.

Согласно конституции исполнительную власть в федерации осуществляет президент. В отличие от парламентарной республики он осуществляет эту власть самостоятельно, а не по совету кабинета министров. Совета или кабинета министров в точном значении этого понятия в США нет, министры (помимо управления своими ведомствами) выполняют роль советников президента и не образуют правительства, это кабинет президента, его совета тельный орган. Сказанное отнюдь не означает, что министры не имеют исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их ведению. Однако они осуществляют такую власть на основе делегирования им соответствующих полномочий президентом. Должности премьер-министра в США тоже нет. Эту роль выполняет президент, но он является непререкаемым премьером. В кабинете президента вопросы решаются не голосованием решения принимает президент. Бывали случаи, когда все министры высказывались против предложения президента, но он принимал свое решение.[4]

Полномочия Федерального президента ФРГ в основном лежат в сфере осуществления представительских функций. Согластно ст. 59 ОЗ ФРГ Федеральный президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях. Он заключает от имени Федерации договоры с иностранными государствами, аккредитует и принимает послов. Однако и в этой сфере полномочия президента ограничены, поскольку договоры, регулирующие политические отношения ФРГ или касающиеся вопросов федерального законодательства, требуют одобрения или содействия органов, компетентных в сфере федерального законодательства; договоры оформляются федеральным законом. К соглашениям административного характера применяются соответственно предписания о федеральной администрации.

Широкими полномочиями располагает президент США в сфере внешнеполитической деятельности. Ему, согласно Конституции, предоставлено право, по совету и с согласия сената, заключать международные договоры с последующей ратификацией 2/3 голосов сенаторов. Президент при этом не только подписывает договоры с иностранными государствами, но фактически и сам ведет о них переговоры, используя для этого либо государственный департамент, либо своих личных представителей. По сложившейся практике значительная часть юридических актов межгосударственного характера заключается президентом не в форме договоров, а в форме исполнительных соглашений, для которых не требуется одобрение сената. Президент, наконец, наделен конституционным правом назначать послов, разного ранга дипломатических представителей и консулов, а также принимать соответствующих лиц иностранных государств. Попытки ограничить внешнеполитическую практику президентских исполнительных соглашений предпринимались не один раз. Так, например, в феврале 1971 г. сенатор К. Кейс внес законопроект об обязательном предоставлении текстов всех исполнительных соглашений правительством в Конгресс в течение 60 дней. Исполнительные соглашения секретного характера должны представляться в комиссию по иностранным делам сената и в комиссию по международным отношениям палаты представителей. Год спустя, после обсуждения в Конгрессе и принятия, президент подписал этот закон. Таким образом, было законодательно закреплено право Конгресса на контроль за деятельностью правительственной администрации в области заключения международных договоров. Надо сказать, что это была первая доведенная до конца акция конгресса, нацеленная на восстановление его внешнеполитических прерогатив.

Федеральный президент ФРГ принимает участие в формировании других органов государственной власти и назначает некоторые категории должностных лиц.[5] Так, в соответствии со ст.64 ОЗ ФРГ он назначает и увольняет по предложению Федерального канцлера федеральных министров, участвуя тем самым в формировании правительства. Согласно ст. 60 ОЗ ФРГ Федеральный президент назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников, офицеров и унтер-офицеров.

Президент США назначает высших должностных лиц, послов, федеральных судей и т.д. с согласия сената (достаточно простого большинства в сенате). Обычно сенат утверждает назначение президента, но бывают случаи отказа, главным образом по моральным соображениям. Для назначения других должностных лиц такого согласия не требуется. Президент руководит огромным государственным аппаратом. Он несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, представляет соответствующие документы конгрессу. Он имеет право помилования, отсрочки приговоров, награждает медалями (орденов в США нет), другими знаками отличия. Для реализации своих полномочий президент издает указы, исполнительные приказы, директивы и другие акты. Многие из них имеют нормативное значение.[6]

Формально Федеральный президент имеет большие полномочия в процессе избрания и назначения на должность Федерального канцлера. Во – первых, он предлагает кандидатуру Федерального канцлера Бундестагу и в случае избрания его большинством голосов назначает Федерального канцлера[7]. На самом деле избрание того или иного кандидата Федеральным канцлером целиком зависит от расстановки политических сил в Бундестаге, и канцлером обычно становится лидер партии, победившей на парламентских выборах. Кроме того, той же ст.63 ОЗ ФРГ установлено, что, если предложенная Федеральным президентом кандидатура не получила большинства голосов, то Бундестаг сам может выдвинуть новую кандидатуру, а Федеральный президент обязан назначить избранное таким образом Бундестагом лицо Федеральным канцлером.

Президент США непосредственно руководит деятельность всех учреждений исполнительной власти федерального правительства.

В сфере обеспечения безопасности страны Президент осуществляет полномочия Главнокомандующего армией и флотом США, а также милицией отдельных штатов, когда она призывается на действительную службу США. К этой же сфере относятся чрезвычайные полномочия Президента, его права объявлять и прекращать чрезвычайное положение, а также осуществлять в период его действия специальные или экстраординарные меры вплоть до применения сил армии и национальной гвардии для восстановления правопорядка, подавления мятежей и обеспечения деятельности федеральных органов. Чрезвычайные полномочия Президента США прямо не предусмотрены Конституцией. Они предоставляются Президенту Актом о национальном чрезвычайном положении 1976 г. Прокламация об объявлении чрезвычайного положения незамедлительно передается Президентом в Конгресс США. Конгрессу не предоставлено права утверждать введение чрезвычайного положения: соответствующий акт Президента в этом не нуждается. Однако палаты Конгресса могут в любое время принять совместную резолюцию о прекращении действия чрезвычайного положения, в результате чего оно отменяется. Для контроля за действиями Президента в условиях чрезвычайного положения палаты должны не реже чем через каждые 6 месяцев после его объявления рассматривать на своих заседаниях вопрос о принятии совместной резолюции о его прекращении. Чрезвычайное положение прекращается соответствующим актом Президента, а также автоматически по истечении 1 года со дня его объявления, если за 90 дней до истечения этого срока Президент не примет акта о его продлении. Все акты Президента, изданные в период действия чрезвычайного положения, подлежат немедленному представлению в палаты Конгресса.[8]

Основной закон ФРГ не предусматривает наделение главы государства полномочиями верховного главнокомандующего даже в случае войны, но наделяет главу военного ведомства следующими прерогативами: «Федеральный министр обороны обладает правом издавать приказы и командовать вооружёнными силами»[9]. Федеральные законы вступают в силу только после подписания их президентом. Ему же принадлежит право осуществления помилований.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, vuzlit.ru, poisk-ru.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector