Преступления в сфере тэк

Каламбаев А.Г., ФГОУ ВПО Восточно-Сибирский институт МВД России», заместитель начальника кафедры криминалистики.

В статье рассмотрены основные черты организованной преступной деятельности, совершаемой в сфере нефтегазового комплекса, дана общая характеристика, освещены проблемы выявления и расследования.

Развитие мировой экономики, экономики России в целом и Восточно-Сибирского региона в частности в большой мере зависит от ситуации в топливно-энергетическом комплексе. Сибирь в силу наличия больших запасов нефти, а также по причине особого географического положения развивается как мощный нефтедобывающий, нефтетранспортирующий регион.

На территории Восточной Сибири находятся пункты добычи, переработки нефти, узлы инфраструктуры по ее транспортировке. Сам по себе топливно-энергетический комплекс предполагает сосредоточение крупных объемов денежных средств, материальных ценностей, высокотехнологичного оборудования, контроль за которыми достаточно затруднителен. Топливно-энергетический комплекс включает в себя угледобывающую, нефтяную и газовую (газоэнергетическую) и электроэнергетическую отрасли и составляет единый базовый сектор экономики по добыче, переработке, реализации и транспортировке нефти, газа, угля, других энергоносителей, обеспечивающий жизнедеятельность всей страны, а также формирование значительной части бюджетных доходов и валютных поступлений. В состав ТЭК входят предприятия по добыче, переработке и транспортировке нефти и нефтепродуктов, объекты газовой и угольной промышленности, гидро- и теплоэлектростанции.

Правоохранительные органы сравнительно недавно столкнулись с проблемой хищений нефтепродуктов, и, хотя наработана большая практика по расследованию различных видов хищений, деятельности организованных преступных групп, вообще преступлений экономической направленности, существует ряд трудностей, связанных именно с расследованием преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса, что вызывает необходимость совершенствования методик расследования данного вида преступных деяний , выработки новых понятий криминалистического толкования. Отсутствует как таковая судебная практика по указанной категории уголовных дел. В связи с этим разработка комплекса научно обоснованных методических рекомендаций приобретает большое значение, так как следователи и оперативно-розыскные работники должны владеть как методическими основами, так и особенностями частных методик расследования данного вида преступлений .

В деятельности органов внутренних дел, направленной на раскрытие, расследование и предотвращение преступлений, связанных с хищениями нефтепродуктов, существует ряд проблемных вопросов, определяющих общую эффективность принимаемых мер по борьбе с данным видом преступных посягательств:

  • недостатки в организации процесса раскрытия и расследования преступлений (отсутствие постоянно осуществляемого взаимодействия между органами внутренних дел и другими правоохранительными органами, службами ведомственного контроля, таможенными органами, администрацией предприятий и организаций нефтехимического комплекса);
  • проблемы при проведении отдельных следственных действий по уголовным делам данной категории, вызванные спецификой способа совершения преступления , сложностью доказывания конкретных эпизодов преступной деятельности;

См.: Расследование преступлений, связанных с хищениями нефтепродуктов из нефтепродуктопроводов: Методические рекомендации // Профессионал. 2000. N 3. С. 10 — 13.

  • неразработанность методик оценки размера ущерба, причиненного действиями похитителей.

Одной из особенностей современной оперативной обстановки в сфере незаконного оборота нефти и нефтепродуктов является активная деятельность организованных преступных групп, направленная на совершение хищений нефти из нефтепроводов с целью последующей реализации, в основном в качестве сырья через посреднические фирмы на нефтеперерабатывающие заводы, а также за рубеж. В последнее время стали появляться нелегальные мини-заводы по переработке нефти.

Современное состояние оперативной обстановки на объектах ТЭК характеризуется значительным ростом количества организованных преступных посягательств, причиняющих значительный ущерб российской экономике.

Негативными факторами, способствующими усилению напряженности политической и экономической ситуации, а в связи с этим оперативной обстановки в ТЭК, по общему мнению, являются:

  • тяжелое финансовое положение предприятий комплекса, острый дефицит инвестиционных ресурсов;
  • отсутствие экономически обоснованной государственной ценовой политики в сфере ТЭК (дисбаланс цен и тарифов);
  • концептуальные недостатки в законодательстве о недрах;
  • нерациональное налогообложение добычи топливных ресурсов;
  • неоправданно высокие потери энергоресурсов при добыче, транспортировке, переработке и потреблении.

Высокая доходность операций в топливно-энергетическом комплексе (особенно с нефтью и нефтепродуктами) привлекает внимание криминальных структур к деятельности хозяйствующих субъектов этой отрасли.

Преступные формирования активизируют усилия по проникновению в хозяйственную и финансовую деятельность предприятий ТЭК. В последнее время масштабы деятельности организованных преступных групп трансформировались от отдельных хищений к масштабному контролю как над отдельными предприятиями ТЭК, так и над целыми отраслями, в том числе контрольными пакетами акций, попадающими в активы заранее намеченных частных лиц, в том числе связанных с преступными формированиями. С помощью коррумпированных должностных лиц органов власти и управления оказывается давление на выбор экспортеров углеводородного сырья, формирование отпускных цен, объемов реализации, распределение валютных и рублевых средств, полученных от неконтролируемого экспорта.

В топливно-энергетическом комплексе ведется жесткая борьба за сферы влияния, причем не только между организованными преступными формированиями, но и ТЭК-компаниями, их руководителями, «заинтересованными» должностными лицами разных уровней. За последние десять лет в России совершено более 60 убийств предпринимателей, деятельность которых была связана с нефтяной отраслью, которая, по оценкам специалистов, наиболее подвержена влиянию организованной преступности.

Наиболее распространенными предметами преступных посягательств являются нефть и продукты ее переработки, денежные средства, ценные бумаги нефтяных компаний. Среди нефтепродуктов наиболее часто предметами преступного посягательства являются бензин, битум, дизельное топливо, масла, синтетический спирт и другая продукция технологического производства. Повышенная «привлекательность» нефтяной отрасли для организованной преступности обусловлена прежде всего высокой стоимостью нефти и нефтепродуктов и постоянным спросом на продукцию нефтяного сектора.

Способы совершения анализируемых преступлений довольно разнообразны и специфичны. При этом криминалистический интерес представляют способы совершения базовых преступлений. Для преступлений в сфере экономики наиболее характерны изощренные и весьма профессиональные приемы незаконного обогащения, умение использовать в преступных целях всевозможные лазейки и недостатки в хозяйственной и экономико-финансовой деятельности, а также подложные документы и мошеннические действия. Такие приемы используются не только для получения незаконных сверхдоходов, но и в целях их отмывания и легализации путем вложения в деятельность легальных коммерческих организаций, находящихся под контролем ОПГ .

См.: Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений против собственности // Вестник МГУ. 2005. N 2. С. 32.

Структура преступных посягательств в сфере производства и реализации нефти и нефтепродуктов представлена следующими преступлениями.

  1. Хищение нефти и нефтепродуктов (ст. ст. 158, 160 УК РФ):

а) путем незаконного подключения к трубопроводам (врезка). Этот вид преступлений приводит к значительным потерям нефтепродуктов при их транспортировке по имеющимся в регионах нефтепроводам. Как правило, врезки осуществляются организованными группами в ночное время с использованием различных технических средств. Нефть и нефтепродукты с помощью врезки перекачиваются из нефтепровода в бензовозы для последующей переработки кустарным способом или реализации. За одну такую врезку похищается от 4 до 20 тонн нефти;

б) путем фальсификации сведений о потерях. Широкое распространение получили хищения нефтепродуктов путем завышения норм их выработки, неправомерного установления сверхнормативных показателей безвозвратных потерь. В ходе технологического процесса переработки нефти и нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах образуются потери. Для их уменьшения и улавливания отходов существует различное оборудование. Путем отстоя, флотации и обезвоживания часть нефтепродуктов возвращается обратно в переработку. В целях совершения хищений преступники фальсифицируют в документах сведения о потерях. К безвозвратным потерям, которые невозможно уловить и переработать, они относят часть нефтепродуктов, которые фактически возвращаются на переработку и превращаются в товарную продукцию. Возросло количество фактов завладения нефтью и продуктами ее переработки с предприятий нефтяной отрасли с использованием подложных документов и реализацией их через посредников.

  1. Незаконное предпринимательство (незаконная предпринимательская деятельность по производству и реализации нефтепродуктов) и связанные с ним иные преступления (ст. ст. 171, 174, 175 УК РФ).

В последнее время значительное распространение получило изготовление моторного топлива и масел кустарным способом. С помощью врезки нефть похищается и доставляется в подпольные цеха. Путем переработки с использованием самодельных перегонных установок получают горюче-смазочные материалы (ГСМ), как правило, низкого качества, для реализации их в других регионах России. Процесс реализации осуществляется с нарушением законодательства о государственной регистрации и требований лицензионного контроля, налоговой и кассовой дисциплины и т.п.

Повсеместно вскрываются факты получения преступными группами значительных неучтенных доходов от деятельности по купле-продаже ГСМ, осуществляемой без лицензии.

  1. Мошенничество при реализации нефти и нефтепродуктов (ст. 159 УК):

а) создание неучтенных объемов ГСМ на нефтебазах за счет обмана поставщиков и потребителей путем недолива, недовеса, маневрирования величинами измерений (объемом, плотностью, температурой), использования действующих допусков, предусмотренных нормативно-технической документацией (за счет завышения плотности увеличивается вес горючего);

б) продажа фальсифицированных низкокачественных товаров (ГСМ) под видом более дорогих при наличии поддельных или подлинных сертификатов соответствия, например низкооктанового бензина под видом высокооктанового. Например, в 2008 г. 10% проверок на АЗС широкого доступа выявили некачественный бензин, 24% отобранных проб солярки также оказались некачественными. Несмотря на регулярные проверки, на АЗС продолжает попадать «прямогонный бензин» — сырье для химической промышленности. Например, под видом бензина «жидкий продукт пиролиза», который сходен по характеристикам с бензином марки АИ-92, через цепочку подставных фирм распространялся по розничным продавцам топлива;

в) использование поддельных доверенностей, платежных документов об оплате для получения и вывоза со склада (иного хранилища) нефтепродукции. Например, Забайкальской транспортной прокуратурой совместно с ЛОВД ст. Белогорск возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ в отношении гр-на Я., который, являясь должностным лицом железной дороги, использовал свое служебное положение и по договоренности с представителями ООО «Реникс» изменил маршрут следования составов с экспортным дизельным топливом. В результате около 3 тысяч тонн топлива поступило на станцию, реквизиты которой Я. указал в перевозочных документах;

г) хищение денежных средств из бюджета путем оформления фиктивных экспортных сделок через иностранную фирму-посредника с дальнейшей компенсацией суммы налога на добавленную стоимость.

  1. Монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ). Необходимо отметить, что названная статья УК заработала относительно недавно, для организованной преступности в ТЭК действия, квалифицируемые по ст. 178 УК РФ как преступные, нехарактерны.

Помимо перечисленных преступлений имеют место случаи нецелевого использования государственных и иных инвестиционных средств, кредитов, направляемых на развитие добывающих и перерабатывающих предприятий отрасли, хищения бюджетных средств под видом взаимозачетов, незаконные операции с ценными бумаги и кредитными картами предприятий ТЭК и т.п.

В целом для преступной деятельности в сфере топливно-энергетического комплекса наиболее характерны следующие особенности:

  • многоэпизодность преступлений как по горизонтали, так и по вертикали, когда хищения топливно-энергетических ресурсов — только начало цепочки различного рода правонарушений, связанных с транспортировкой к месту реализации либо перемещением груза за границу и т.п. (54,5%);
  • крупномасштабность противоправных сделок, когда прямой материальный ущерб от хищений ресурсов, а также от их неконтролируемых поставок исчисляется миллионами рублей (78%);
  • межрегиональный, а в отдельных случаях международный характер преступлений, например незаконная поставка в страны СНГ нефти и нефтепродуктов в режиме таможенного транзита, контрабандные поставки энергоносителей в страны ближнего и дальнего зарубежья (22,7%);
  • участие «заинтересованных» коррумпированных сотрудников органов власти и управления (30,1%), руководителей и сотрудников ТЭК-компаний (42%), работников ТЭК (27,5%).

Внутренняя структура организованной группы, действующей в сфере ТЭК, также зависит от ее преступной «специализации». Для совершения определенных преступлений требуется наличие в группе лиц, обладающих специальными познаниями (экономическими, юридическими, техническими); навыками (варка, вождение, подделка документов); возможностями (должность, устойчивые связи в «нужных» учреждениях и организациях).

Практически всех участников организованных групп, действующих в сфере ТЭК, объединяет признак корыстной мотивации при совершении преступлений. Причем негативные процессы в ТЭК, пробелы в законодательстве, доходность и довольно высокая степень конспиративности преступной деятельности делают их уверенными в собственной безнаказанности.

В ходе документирования по делам рассматриваемой категории в сфере ТЭК необходимо:

  1. выявлять и фиксировать данные относительно:
  • внутренней структуры преступной группы, давности ее существования, масштабов деятельности (в том числе территориальных);
  • функциональных обязанностей ее участников, их непосредственного участия в совершении конкретных преступлений;
  • структуры преступных посягательств и способов их совершения в сфере оборота топливно-энергетических ресурсов;
  • наличия коррумпированных связей в органах власти и управления;
  1. осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по:
  • установлению лиц, располагающих соответствующими сведениями, и обеспечению возможности использования их в качестве свидетелей. Ими могут быть коллеги, сослуживцы разрабатываемых лиц; работники контролирующих органов; работники организаций по переработке и транспортировке топливно-энергетических ресурсов, лица, оформляющие документы при перемещении указанных товаров через таможенную границу; наконец, потребители, приобретающие фальсифицированные нефтепродукты;
  • выявлению предметов и документов, которые могут стать доказательствами в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства. Ими могут быть: производственные установки для переработки нефти кустарным способом; фальсифицированные ГСМ; транспортные средства с похищенной нефтью и другой продукцией ТЭК; бухгалтерские и иные документы;
  • фиксации действий разрабатываемых лиц. Наиболее эффективно скрытое наблюдение, с помощью которого можно установить факты вывоза неучтенных излишков топлива с нефтебаз, угольных складов; купли-продажи похищенной нефти и включения ее в технологический процесс переработки на нефтеперерабатывающем заводе или в подпольных цехах; транспортировки нефтепродуктов, полученных преступным путем, и др.

На мой взгляд, в условиях сложившейся ситуации в сфере топливно-энергетического комплекса целесообразно обратить внимание на:

  • организацию и проведение мероприятий по проверке сведений о финансово-экономических операциях субъектов топливно-энергетического комплекса, имеющих незаконный или экономически нецелесообразный характер, оперативное сопровождение возбужденных по этому направлению дел;
  • совершенствование организации работы следственно-оперативных групп, в том числе сформированных на межведомственной основе по раскрытию и расследованию организованных преступлений в ТЭК;
  • повышение качества оперативного сопровождения уголовных дел по таким преступлениям;
  • организацию практического взаимодействия с другими правоохранительными и контролирующими органами по обеспечению комплексной отработки объектов и территорий топливно-энергетического комплекса, наиболее подверженных криминальному влиянию;
  • проведение специальных оперативно-профилактических операций.

На Северном Кавказе в сфере ТЭК в 2018 году выявлено более 380 преступлений

ПЯТИГОРСК, 5 февраля /ТАСС/. МВД выявило более 380 преступлений в топливно-энергетическом комплексе на Северном Кавказе в 2018 году. Об этом сообщил во вторник журналистам начальник ГУ МВД России по СКФО Сергей Бачурин.

Это интересно:  Работа в интернете бухгалтеру

«Общее количество преступлений по округу, выявленных правоохранительными органами в сфере ТЭК, составило 387. Из них каждое третье — это преступления, связанные с хищением энергоресурсов, врезки в локальные нефте- и газопроводы. Больше всего таких преступлений было выявлено на территории Дагестана», — рассказал Бачурин.

По ряду уголовных дел уже возмещено порядка 6 млрд рублей. «Работа в этом направлении проводится и сейчас», — сказал он.

По словам Бачурина, более 60% преступлений отнесены к категории тяжких и особо тяжких с участием должностных лиц предприятий. «Мы сделали упор на выявление преступных схем хищения энергоресурсов, газа», — пояснил он.

Бачурин отметил, что в течение нескольких лет по факту хищения газа в СКФО сотрудниками главка проводится комплекс оперативно-разыскных мероприятий по декриминализации ТЭК по выявлению и пресечению фактов хищения газа на территории округа.

В 2018 году по инициативе главка в округе проведены два этапа спецоперации по выявлению преступлений в ТЭК. «Возбуждены 143 уголовных дела, ущерб по которым составил около 1 млрд рублей», — отметил Бачурин.

Оперативно-розыскное обеспечение предупреждения и раскрытия преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса текст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.09 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

На правах рукописи

НИГМЕТОВ Николай Александрович

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (на примере Северо-Западного федерального округа)

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Работа выполнена на кафедре оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Егоршин Виктор Михайлович

доктор юридических наук, доцент Захарцев Сергей Иванович,

Федеральная служба безопасности Российской Федерации,

кандидат юридических наук Кольцов Дмитрий Валентинович,

Главное управление внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Академия экономической безопасности МВД России

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского университета МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул Летчика Пилютова, д 1)

Автореферат разослан «22» мая 2008 года

I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования Бесперебойная работа топливно-энергетического комплекса (ТЭК), одного из наиболее динамично развивающихся сегментов электроэнергетической отрасли экономики России, объединяющего предприятия по добыче, переработке, транспортировке и сбыту энергоносителей — угля, сланцев, торфа, нефти и газа, а также системы электротеплоснабжения, является ключевым фактором устойчивого экономического развития страны, ее энергетической безопасности как составной части экономической безопасности Российской Федерации В этой связи противоправные посягательства на установленный порядок функционирования ТЭК оказывают негативное влияние не только на состояние оперативной обстановки в России, но и на экономическую безопасность страны в целом

Одной из важнейших задач, составляющей основу экономической безопасности России, является неотложное принятие комплекса государственно-правовых мер по предупреждению преступных посягательств в топливно-энергетическом секторе экономики Особенно это касается объектов добычи, транспортировки и реализации углеводородного сырья Решение этой задачи необходимо для стабильного функционирования Российской Федерации, обеспечения обороноспособности и поступательного экономического развития Россия крайне заинтересована в выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, которая была бы адекватна размерам этой угрозы1

Криминогенная ситуация на объектах топливно-энергетического комплекса России на протяжении ряда последних лет остается сложной Несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры часть таких объектов, в первую очередь связанных со сферой обращения нефтегазопродуктов, остается под контролем организованных преступных групп, широкое распространение имеют факты уклонения от уплаты налогов, неправомерное использование налоговых льгот, незаконная добыча нефти и газа, хищения денежных средств, взяточничество и

иные экономические преступления

Указанные негативные факторы свидетельствуют о необходимости активизации борьбы с экономической преступностью на объектах ТЭК, совершенствования теории и практики оперативно-розыскного обеспечения предупреждения и раскрытия преступлений

Выбор темы работы, ее территориально-регионального аспекта предопределен двумя ведущими обстоятельствами Первое из них связано с той ролью, которую играют объекты ТЭК, расположенные на территории Северо-Западного федерального округа (СЗФО), в общем процессе развития топливно-энергетического комплекса страны Северо-Западный федеральный округ является одним из старейших регионов нефтегазодобычи России На его территории расположен крупнейший в Европе Печорский угольный бассейн, имеются значительные запасы горючих сланцев Здесь находится 16% разведанных российских запасов нефти и 28% разведанных запасов газа За последние 10 лет топливно-энергетический комплекс округа стал одним из ведущих в электроэнергетической отраслей экономики — по рентабельности, объемам реализации продукции, по темпам роста С мая по ноябрь 2007 года количество предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере ТЭК на территории СЗФО, возросло с 18 ДО 281

Второе обстоятельство связано с уровнем экономической преступности на объектах ТЭК, отражающим общую тенденцию прогрессирующей криминализации данной сферы экономики Статистика свидетельствует о неуклонном росте преступных проявлений в сфере топливно-энергетического комплекса СевероЗападного федерального округа Если в 2004 году на объектах ТЭК выявлено 404 преступления, то в 2007 году этот показатель составил уже 610 преступлений, причем практически каждое десятое из них совершено в крупном или особо крупном размере2

При этом необходимо учитывать, что сведения о выявленных преступлениях в силу их латентности далеко не полностью отра-

1 См Справка о результатах работы подразделений ГУ МВД России по СЗФО по декриминализации топливно-энергетического комплекса в Северо-Западном федеральном округе за 2007 год

жают реальное положение дел Происходящие, в сфере оптовой и розничной реализации нефтепродуктов на территории округа, процессы вытеснения с рынка мелких и средних посреднических фирм представителями крупных нефтяных компаний, расширение поставок на внешний рынок и значительные размеры валютной выручки, способствуют активизации криминальных структур, что сопровождается переделом сфер влияния, поиском и реализацией новых схем уклонения от налогообложения и незаконного предпринимательства

Высокому уровню криминализации отношений в сфере ТЭК, оперативные подразделения органов внутренних дел пока не могут противопоставить эффективную и целенаправленную работу по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений Помимо иных причин, лежащих в сфере организации работы оперативных подразделений экономической безопасности органов внутренних дел округа, такое положение связано с тем, что научное обеспечение оперативно-розыскного противодействия преступности в топливно-энергетическом комплексе заметно отстает от запросов практики

В теории оперативно-розыскной деятельности отдельные теоретические и прикладные вопросы совершенствования правоприменительной деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями рассматривались в трудах В М Атмажитова, Р С Белкина, Ю С Блинова, В Г Боброва, В Е Богданова, Э И Бордиловского, И А Возгрина, Н Б Егорова, В М Егоршина, И А Климова, ВП Кувалдина, ВД Ларичева, А Г Маркушина, С С Овчинского, В Н Омелина, Д В Ривмана, В И Рохлина, В Г Самойлова, Г К Синилова, Е В Токарева, А Б Утевского, А В Федорова, А И Чечетина, А В Шахматова, А Ю Шумилова и других ученых Однако специальных исследований, посвященных проблеме оперативно-розыскного обеспечения предупреждения и раскрытия преступлений, совершаемых на объектах ТЭК, не проводилось В этой связи остается фрагментарной оперативно-розыскная характеристика преступлений, совершаемых на объектах топливно-энергетического комплекса, не выявлены и не систематизированы особенности способов их совершения, отсутствуют и научно-обоснованные рекомендации, направленные на повышение эффективности правоприменительной практики оперативных подразделений органов внутренних дел по предупреж-

дению и раскрытию экономических и налоговых преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса

В этой связи на примере Северо-Западного федерального округа в диссертации предпринята попытка восполнить эти пробелы, осмыслить основные проблемы современного состояния оперативно-розыскного обеспечения предупреждения и раскрытия преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса и предложить пути их решения

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением оперативно-розыскной деятельности по предупреждению и раскрытию преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса Предметом диссертационного исследования является состояние и перспективы совершенствования оперативно-розыскного обеспечения предупреждения и раскрытия преступлений в сфере ТЭК, рассмотренные в контексте основных тенденций развития оперативно-розыскного законодательства и правоприменительной практики оперативных подразделений органов внутренних дел, связанной с противодействием экономической преступности на объектах ТЭК

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является формулирование и обоснование научно-теоретических и прикладных положений и рекомендаций, направленных на повышение эффективности правоприменительной практики оперативных подразделений органов внутренних дел по предупреждению и раскрытию экономических и налоговых преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач

— изучить и обобщить имеющиеся научные материалы, посвященные оперативно-розыскным вопросам предупреждения, пресечения и раскрытия экономических преступлений,

— провести комплексный анализ состояния и тенденций развития экономических и налоговых преступлений, совершаемых в сфере топливно-энергетического комплекса, выявить количественные и качественные изменения в характеристике названной категории преступлений, обуславливающих объективную необходимость принятия оперативно-розыскных мер борьбы с ними,

— дать оперативно-розыскную характеристику преступлениям на объектах ТЭК и на ее основе выявить наиболее распростра-

ненные способы и схемы совершения преступлений,

— изучить правовое обеспечение деятельности оперативных подразделений экономической безопасности органов внутренних дел по борьбе с преступными посягательствами в сфере топливно-энергетического комплекса,

— разработать научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию организации деятельности оперативных подразделений экономической безопасности органов внутренних дел,

— обосновать целесообразность распространения на территориальные подразделения органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями организационную структуру, используемую на федеральном уровне, которая позволяет объединить полномочия по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями в одну оперативную службу,

— сформулировать предложения по совершенствованию федерального законодательства и ведомственных нормативных актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность в области противодействия экономической преступности в топливно-энергетическом комплексе России

Методологическую основу исследования составили диалектический метод научного познания, а также формальнологический, историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический, системно-структурный и другие частнонаучные методы исследования социально-правовых явлений

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы функционирования ТЭК, оперативно-розыскное, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, локальные ведомственные и межведомственные нормативные акты, регулирующие оперативно-розыскную деятельность и взаимодействие оперативных подразделений ведомств, являющихся субъектами ОРД

Теоретической базой исследования послужили труды ученых, принадлежащих к различным научным направлениям В процессе работы диссертант опирался на труды таких ведущих отечественных ученых, специалистов в сфере оперативно-розыскной деятельности, уголовного и уголовно-процессуального права, как В М Атмажитов, Р С Белкин, Ю С Блинов, В Г Бобров, Б Е Богданов, Э И Бордиловский, И А Возгрин, Ю В Голу-бовский, Д В Гребельский, В М Егоршин, Л Н Калингавич,

И А Климов, В П Кувалдин, А Г Лекарь, В А Лукашов, С С Ов-чинский, В Н Омелин, А В Петухов, В Л Попов, Д В Ривман, В И Рохлин, В Г Самойлов, Г К Синилов, Е В Токарев А Б Утевский, А А Фальченко, А В Шахматов, АЮ Шумилов и ДР

Характер рассматриваемых в диссертации вопросов обусловил привлечение в качестве теоретических источников труды отечественных ученых-юристов, исследовавших различные аспекты правового регулирования отношений в сфере ТЭК1, а также ученых-экономистов, в том числе специализирующихся на проблемах функционирования ТЭК С А Васильева, Е Т Гайдара, А Н Илларионова, Д Ю Кононова, А М Местопанова, Б 3 Миль-нера, В М Найшуля, П И Родионова, А В Улюкаева, А М Хода-чека и др

В качестве эмпирической базы были использованы статистические данные о преступности и результатах борьбы с ней в Российской Федерации за период с 2002 по 2007 год, аналитические материалы ГИАЦ МВД России, Департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД России, ИЦ ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, МВД Республики Карелия, Ненецкого автономного округа, УВД Архангельской, Мурманской и Псковской областей, результаты анкетирования 90 оперативных сотрудников подразделений по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП) различного уровня МВД, УВД, ГРОВД Северо-Западного федерального округа, в чьи функциональные обязанности входит оперативно-розыскное обеспечение предупреждения и раскрытия

1 См Кулеша Г И Особенности правового регулирования отношений энергоснабжения актуальные вопросы // ФПА АКДИ «Экономика и жизнь» 2003 Выл 6, Кудряшов Е В Административно-правовое регулирование в сфере электроэнергетики Российской Федерации Автореф дис канд юрид наук М , 2004, Аврутин М Ю Административно-правовое регулирование в электроэнергетической отрасли экономики Российской Федерации Автореф дис канд юрид наук М , 2005

преступлений на объектах топливно-энергетического комплекса

Научная новизна исследования. Диссертация является первым комплексным монографическим исследованием, непосредственно обращенным к проблемам оперативно-розыскного противодействия экономической преступности в сфере топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, с акцентированием внимания на объекты ТЭК, расположенные на территории Северо-Западного федерального округа В работе, опираясь на обширный статистический материал и правоприменительную практику подразделений БЭП раскрывается оперативно-розыскная характеристика экономических и налоговых преступлений на объектах ТЭК, проводится систематизация способов их совершения, предложена и обоснована система оперативно-розыскных мер, необходимых для выявления и раскрытия преступлений в этой сфере, систематизированы источники информационного обеспечения подразделений по борьбе экономическими преступлениями органов внутренних дел и на этой основе разработана модель оперативного обслуживания подразделениями БЭП объектов топливно-энергетического комплекса, определены особенности и формы взаимодействия подразделений БЭП ОВД с иными подразделениями правоохранительных и контролирующих органов в указанной сфере

Основные положения, выносимые на защиту* 1 Определены основные, значимые с точки зрения оперативно-розыскной деятельности, тенденции преступности на объектах ТЭК, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа, а также способы их совершения, связанные с сокрытием движения денежных средств и уклонением от уплаты налогов К числу таких способов диссертантом отнесены маскировка истинного характера совершаемых сделок, включая фальсификацию документации, прямое невозвращение валютных средств из-за рубежа, осуществление расчетов путем проведения бартерных и взаимозачетных операций через счета третьих лиц, зачисление валютной выручки на счета фирм-посредников, комиссионеров, перевод ее в зарубежные банки, реализация нефтепродуктов с использованием схем «лжеэкспорта», связанным с незаконным возмещением из бюджета средств предприятиям-экспортерам, не выделение (при составлении договоров подряда) отдельным пунктом плательщика налога на добавленную стоимость (в результате суммы НДС остаются не уплаченными), не-

правомерное использование налоговых льгот, неправомерное возмещение НДС, уклонение от уплаты акцизов, незаконная добыча нефти, газа и т д

2 Выделены основные хозяйствующие субъекты, деятельность которых наиболее часто сопряжена с совершением экономических преступлений Делается вывод о том, что в настоящее время под контролем финансово-промышленных групп, вертикально интегрированных компаний и естественных монополий находится до 70-80% всех финансово-товарных потоков страны, ими обеспечивается значительная часть налоговых и иных поступлений в бюджет Именно здесь, учитывая пробельность норм гражданского и экономического законодательства, снижение качества государственного контроля и надзора, имеются наибольшие возможности и предпосылки для совершения особо тяжких экономических преступлений В этой связи вертикально-интегрированные компании и естественные монополии должны являться объектами усиленного режима оперативного обслуживания оперативных подразделений органов внутренних дел

Это интересно:  Отчетность в фонд занятости 2024

3 Обоснована необходимость перехода от существующей в подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями практики аналитического обзора по направлению работы к проведению периодического зонального экономико-правового анализа деятельности компаний, ведущих финансово-хозяйственную деятельность в сфере ТЭК на территории оперативного обслуживания, что позволит повысить качество проводимого Предложен формализованный алгоритм осуществления зонального экономико-правового анализа

4 Предложен и обоснован комплекс мер, направленных на совершенствования правового регулирования оперативно-розыскного противодействия экономической преступности в сфере топливно-энергетического комплекса В частности, предложено

— учитывая разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности, дополнить ч 1 ст 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» следующим основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий « осуществление выявления в криминальной среде информации о фактах замышляемых, подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также лиц, причастных к подготовке или совершению преступлений»

— изложить п 2 ст 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в следующей редакции «Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, коммерческую и банковскую тайну, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации »

5 Специфика совершения экономических преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса требует внесения соответствующих корректив в структуру организации работы оперативных подразделений органов внутренних дел В этой связи обоснована целесообразность, в рамках осуществляемой реформы Департамента экономической безопасности МВД России, распространить на территориальные подразделения органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями организационную структуру, используемую на федеральном уровне, которая позволит объединить полномочия подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями в одну оперативную службу

6 В целях оптимизации процесса аналитического поиска и информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в целом, необходимо разработать межведомственный нормативной правовой акт, регламентирующий порядок доступа сотрудников подразделений по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел к существующим ведомственным базам данных (Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу и др) на основании единого идентификационного признака субъекта финансово-хозяйственной деятельности, что существенно повысит уровень интеграции указанных информационных массивов, эффективность поиска оперативно-значимой информации о финансовых нарушениях и преступлениях на объектах топливно-энергетического комплекса

7 Предложено теоретическое обоснование модели оперативного обслуживания подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями объектов топливно-энергетического комплекса В основу этой модели положены социально-экономические

факторы (объемы промышленного производства крупных нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий, структура хозяйственных связей предприятий нефтегазового комплекса, места добычи и переработки нефти и нефтепродуктов, схемы их транспортировки, наличие крупных транспортных узлов, магистралей и др ), криминологические факторы (тенденции, состояние, уровень, структура, динамика экономической преступности), информационные факторы (реальные потребности подразделений по борьбе с экономическими преступлениями в достоверной информации о состоянии и перспективах изменения оперативной обстановки), организационные факторы (оперативность внесения корректив в организационные структуры оперативных подразделений, гибкость выбора и реализации принципов оперативного обслуживания применительно к конкретному объекту топливно-энергетического комплекса), тактико-специальные факторы (наличие и качественный состав сил и средств, включая граждан, привлекаемых к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий на условиях конфиденциальности)

Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном монографическом исследовании вопросов противодействия экономической преступности в сфере топливно-энергетического комплекса оперативно-розыскными мерами Теоретические положения и выводы о путях дальнейшего развития механизма оперативно-розыскного обеспечения предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений вносят определенный вклад в теоретические разделы оперативно-розыскной науки, посвященные оперативно-розыскному противодействию преступности, вопросам информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной работы, взаимодействия оперативно-розыскных и иных служб в деле предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования разработанных теоретических положений, выводов и рекомендаций в правотворческой работе и правоприменительной практике органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Сформулированные диссертантом выводы и предложения по совершенствованию оперативно-розыскного законодательства и положений ведомственных актов, могут быть учтены в законопроектной работе Предложения по повышению эффективности

совместной работы оперативных подразделений органов внутренних дел с иными государственными органами в деле предупреждения и раскрытия экономических преступлений могут быть использованы при подготовке соответствующих методических рекомендаций

Материалы диссертации могут использоваться в образовательном процессе ведомственных учебных заведений при преподавании курса «Оперативно-розыскная деятельность», а также в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена, обсуждена и одобрена на кафедре оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России

Результаты исследования используются в учебном процессе Санкт-Петербургского университета МВД России

Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, раскрывается его методологическая и теоретическая основы, указывается эмпирическая база, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации результатов исследования

Глава первая — «Оперативно-розыскная характеристика преступлений, совершаемых в сфере топливно-энергетического комплекса Северо-Западного федерального округа» — объединяет три параграфа «Характеристика топливно-энергетического комплекса Северо-Западного федерального округа России, как объекта оперативного обслуживания», «Правовая основа противодействия преступности в топливно-энергетическом комплексе», «Характерные способы совершения преступлений в топливно-энергетическом комплексе»

Опираясь на анализ нормативного материала и научной литературы, посвященной состоянию и перспективам развития топливно-энергетического комплекса России, диссертант констатирует, что ТЭК в течение многих лет является основой энергоснабжения страны, одним из ее важнейших народнохозяйственных комплексов и одной из частей «несущей конструкции» российской экономики1

1 См Энергетика России / Под ред Е О Адамова и др М Энергия, 2003

пасности государства в целом1

Диссертант обращает внимание на то, что особенности организационной структуры топливно-энергетического комплекса и правовых форм его функционирования, в которых сочетаются федеральные и региональные начала, использование как административно-правовых, так и рыночных механизмов хозяйствования, придает деятельности ТЭК два разнонаправленных вектора

Один из них связан с высокой финансово-хозяйственной активностью предприятий и организаций ТЭК, включая оптовый и розничные рынки электрической энергии, многочисленные холдинги, их дочерние предприятия, фирмы-посредники Показателен в этом отношении Северо-Западный федеральный округ (СЗФО), на территории которого осуществляют свою деятельность более 2 тыс предприятий угольной, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, сланцевой и торфяной отраслей, входящих в сферу топливно-энергетического комплекса

Другой вектор связан с высокой степенью уязвимости многочисленных предприятий и организаций для различных видов противоправных посягательств экономического характера Предпринятый анализ криминогенной ситуации на объектах ТЭК, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа, позволил сделать вывод о том, что сырьевые и перерабатывающие отрасли промышленности привлекают особое внимание организованных преступных групп и сообществ, которые, опираясь на коррумпированные связи и значительные капиталы собственных либо контролируемых предпринимательских структур, укрепляют свои позиции в экономике

Основными регионами СЗФО, на которых акцентировано особое внимание криминальных структур, специализирующихся на совершении экономических преступлений, были и традиционно остаются Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская области, Республика Коми, Ненецкий АО, территории, граничащие со странами Балтии и имеющие морские выходы в бассейны Балтийского и Белого морей

Об активности криминальных структур свидетельствует, в частности то, что только в ходе проведения специальной оператив-

но-профилактической операции «Энергия» в течение 2007 года подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями субъектов СЗФО на объектах ТЭК выявлено в среднем на 2030% преступлений больше, чем в 2006 году, причем в Санкт-Петербурге и Ленинградской области этот показатель составил 167,4%, в Ненецком АО — 66,7%, в Республике Карелия — 21,1%1

Среди основных факторов, способствующих совершению преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса, диссертант выделяет отсутствие надлежащего государственного регулирования данной отрасли экономики, особо обращая внимание на сложившуюся в процессе административной реформы многозвенную децентрализованную систему государственного управления комплексом, в которой регулятивные, контрольно-надзорные и охранительные полномочия федерального центра в системообразующей отрасли экономики оказались непродуманно рассредоточенными по различным ведомствам

К факторам, способствующим совершению преступлений в сфере ТЭК, диссертант относит и отсутствие системы комплексного правового обеспечения порядка управления собственностью в рассматриваемой отрасли До настоящего времени, например, не приняты специальные нормативно-правовые акты, регламентирующие механизм обеспечения рационального природопользования, защиты имущественных прав и интересов хозяйствующих субъектов в нефтяной и газовой отраслях и т д Одним из ярких примеров несовершенства и несогласованности федерального законодательства, регулирующего недропользование в России, является Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г2, в минимальной степени учитывающий национальные интересы

В диссертации проанализированы также проблемные вопросы развития уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства, раскрыты коллизии ряда правовых норм, отрицательно сказывающихся на эффективности деятельности оперативно-розыскных подразделений

Обращаясь к оперативно-розыскной характеристике преступ-

1 Сведения о результатах работы подразделений ГУ МВД России по СЗФО по декриминализации топливно-энергетического комплекса в Северо-Западном федеральном округе за 2007 год

2 См СЗ РФ 1996 № 1 Ст 8

лений в топливно-энергетическом комплексе, диссертант обращает внимание на то, что основные виды преступлений, значимые с точки ОРД способы их совершения и сокрытия фактически не меняются на протяжении ряда последних лет Это дает основание для вывода о том, что применяемые преступниками основные способы и схемы противоправной деятельности остаются стабильными потому, что оперативным подразделениям пока не удается своевременно выявлять и предотвращать готовящиеся преступления, используя весь предусмотренный законодательством арсенал оперативно-розыскных мероприятий

В немалой степени такому положению дел способствуют слабые оперативные позиции сотрудников подразделений БЭП и, как следствие этого, отсутствие своевременной информации о подготавливаемых и совершаемых преступлениях, позволяющей организовать планирование и осуществление комплекса поисковых и профилактических мероприятий, направленных на противодействие преступности в топливно-энергетической отрасли экономики На эффективность оперативно-розыскного обеспечения предупреждения и раскрытия преступлений в ТЭК негативно влияет и отсутствие в подразделениях БЭП постоянного аналитического мониторинга способов совершения и сокрытия преступлений, причем мониторинга, выводы которого носили бы прогностический характер, учитывающий как общие тенденции криминализации отношений в сфере экономики, так и специфику преступной деятельности на конкретных объектах оперативного обслуживания

В этой связи диссертант дает развернутую оперативно-розыскную характеристику ряда типичных для ТЭК видов преступлений, особо выделяя преступления, связанные с различными способами уклонения от налогов Опираясь на анализ статистических данных, материалы изученных уголовных и архивных дел оперативного учета, диссертант отмечает, что основными способами сокрытия результатов финансово-хозяйственной деятельности от налогового контроля являются искажение в учете и налоговых расчетах выручки от реализации продукции, доходов от внешнеэкономической деятельности, завышение себестоимости на сумму расходов, не относящихся к производству продукции, работ и услуг, занижение объемов реализованной продукции в отчетных документах, фальсификация банковских и других отчетных документов, уклонение от подачи налоговых деклараций, не

своевременная постановка на учет в налоговые органы и т д

По мнению диссертанта, особую опасность с точки зрения экономической безопасности представляют особенности хозяйственной деятельности холдингов — вертикально интегрированных компаний (ВИК), получивших широкое распространение в сфере ТЭК Согласно действующему законодательству, заключение внутрикорпоративных договоров не подлежит государственной регистрации Данное обстоятельство используется в наиболее распространенной схеме «трансфертных цен», которая заключается в том, что финансовые отношения внутри структурных подразделений ВИК строятся в целях снижения налогооблагаемой прибыли, используя систему заключения сделок между субъектами интегрированной компании на основе внутренних условно-расчетных (трансфертных) цен

Вся цепочка действий интегрированной компании остается практически непрозрачной для контролирующих органов Эта ситуация используется руководителями ВИК с целью совершения налоговых преступлений, наносящих существенный вред экономическим интересам государства В условиях действующего законодательства «трансфертные» возможности до настоящего момента сохраняются в области товарообмена, оборота услуг, операций с капиталоемкими активами и являются элементом экономической политики ВИК Таким образом, вертикально-интегрированные компании являются основными объектами профилактического воздействия оперативных подразделений ОВД по предотвращению экономических преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса

Глава вторая — «Оперативно-розыскное противодействие преступлениям в сфере топливно-энергетического комплекса» — объединяет три параграфа «Организация оперативного обслуживания объектов топливно-энергетического комплекса подразделениями органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями», «Информационно-аналитическое обеспечение выявления преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса», «Предупреждение и раскрытие преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса»

Оперативное обслуживание объектов в деятельности подразделений БЭП органов внутренних дел является важной и самостоятельной частью работы по оперативно-розыскному противодействию преступности в сфере топливно-энергетического ком-

плекса Основываясь на анализе научной литературы, нормативных актов МВД России, личном опыте работы, диссертант включает в оперативное обслуживание объектов ТЭК следующие направления деятельности наблюдение за уровнем правонарушений на всех предприятиях и организациях, осуществляющих свою финансово-хозяйственную деятельность на территории оперативного обслуживания, обеспечение своевременного поступления необходимой оперативно-значимой информации, как гласного, так и негласного характера в целях предупреждения, пресечения и раскрытия экономических преступлений, эффективное использование оперативными подразделениями БЭП имеющихся сил и средств, как своих собственных, так и других государственных органов, с целью противодействия преступности в топливно-энергетической отрасли экономики

В соответствии с указанными направлениями содержание оперативного обслуживания включает комплекс организационных, оперативно-розыскных и иных мероприятий, обеспечивающих

— сбор, изучение и оценку состояния оперативной обстановки в топливно-энергетической отрасли экономики или на конкретном обслуживаемом объекте,

— распределение объектов данной отрасли экономики по уровням оперативного обслуживания на основе проведенного экономико-правового анализа и состояния оперативной обстановки,

— определение организационных принципов и режимов оперативного обслуживания предприятий и организаций одной отрасли,

— организацию эффективного информационно-аналитического обеспечения объектов отрасли оперативным обслуживанием (сбор, накопление, обработка, анализ обмен и использование оперативно-значимой информации),

— управление имеющимися силами и средствами, с учетом тенденций в состоянии оперативной обстановки на объектах отрасли,

Это интересно:  На полицию возлагается обязанность

— координацию внутреннего и внешнего взаимодействия оперативных и иных подразделений ОВД

В диссертации подробно рассмотрено каждое из названных направлений, раскрыты пути совершенствования проводимых в рамках этих направлений оперативно-розыскных и организацион-

ных мер, предложено теоретическое обоснование модели оперативного обслуживания подразделениями БЭП объектов топливно-энергетического комплекса, в основу которой положены факторы социально-экономического, криминогенного, информационного, организационного и тактико-специального характера

Диссертант обращает внимание на то, что только тщательное изучение состояния оперативной обстановки в отдельной отрасли экономики того или иного региона позволяет осуществить переход от теоретической к практической организационной модели деятельности оперативных подразделений по оперативному обслуживанию конкретной отрасли и относящихся к ней хозяйствующих объектов Здесь особенно важен комплексный подход, сочетающий в себе три элемента экономический анализ, строящийся с учетом структурного уровня внутренней интеграции объектов, их связи с другими регионами страны, анализ состояния правового регулирования процессов, происходящих в экономике в целом, в том числе в ее отраслях и сегментах, анализ собственных сил и средств, качества и результативности, проводимых оперативно-розыскных мероприятий, состояния взаимодействия с иными правоохранительными органами и контролирующими структурами

В диссертации раскрыты пути совершенствования указанных направлений деятельности, обеспечивающих, в конечном итоге, эффективность оперативного обслуживания конкретных объектов, своевременность выявления, пресечения и раскрытия преступлений В частности, моделируя содержание информации социально-экономического и криминогенного характера, диссертант предлагает учитывать

— численность населения в регионе, его этнический состав, структуру миграционных и вахтовых процессов с учетом российских и зарубежных каналов привлечения рабочих, уровень безработицы и т д,

— объемы промышленного производства и перспективы развития крупных нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий,

— наличие мест добычи, переработки нефти и нефтепродуктов, схемы их транспортировки, наличие крупных транспортных узлов, магистралей (нефтепроводов),

— структуру хозяйственных связей предприятий нефтегазового комплекса (наличие нефтенакопительных объектов, сетей АЗС,

специализированных ремонтно-эксплуатационных и транспортных предприятий, обслуживающих ТЭК),

— наличие негативных явлений в деятельности хозяйствующих субъектов региона (структуру, уровень, динамику преступности, в том числе экономической, способы совершения и сокрытия преступлений экономической направленности, информацию о лицах, их совершивших, причины и условия, способствующие их совершению),

— принимаемые администрацией региона меры, обеспечивающие сохранность стратегически важных сырьевых ресурсов, а также укрепление безопасности объектов экономики,

— состояние контрольно-ревизионной работы на объектах топливно-энергетического комплекса (выявление нарушений, злоупотреблений, непроизводственных потерь) и т д

Отмечается, что реализация информационной составляющей модели оперативного обслуживания объектов диктует необходимость формирования ведомственных информационных систем, интеграцию их с банками данных, имеющихся в распоряжении других правоохранительных органов и контролирующих организаций

По мнению диссертанта, одной из первоочередных задач, в этом направлении, является нормативно-правовое закрепление модели формирования и функционирования централизованного межведомственного накопления и обработки информации, что позволит обеспечить качественно новое содержание правоохранительной деятельности и повысить эффективность использования информации на тактическом и стратегическом уровнях борьбы с преступностью в целом, и в сфере топливно-энергетического комплекса, в частности

В диссертации подробно рассмотрены также особенности предупредительной работы, осуществляемой оперативными подразделениями БЭП ОВД в отношении лиц, причастных к экономическим преступлениям в сфере топливно-энергетического комплекса, раскрыты отдельные проблемы выявления и изучения финансово-хозяйственной документации, необходимой для установления факта совершения преступления в данной отрасли экономики, проанализированы тактические вопросы преодоления противодействия органам внутренних дел со стороны лиц, совершающих преступления

В заключении подводятся итоги исследования, формулиру-

ются обобщающие выводы, предложения и практические рекомендации по совершенствованию оперативно-розыскного противодействия преступности в сфере топливно-энергетического комплекса

В приложении даны общая характеристика топливно-энергетического комплекса Северо-Западного федерального округа и результаты социологического исследования

Основные положения диссертации изложены в следующих научных работах автора:

1 Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, согласно перечню ВАК

1 Нигметов Н А Некоторые вопросы оперативно-розыскного противодействия преступлениям в сфере топливно-энергетического комплекса России [Нигметов Н А, Егоршин В М ] // Российский следователь 2007 №9 — 0,3 (0,15) п л

2 Статьи, тезисы докладов и сообщений на научных конференциях и семинарах, опубликованные в иных изданиях

2 Нигметов Н А Способы выявления информации о преступлениях, совершаемых в сфере нефтегазового комплекса России [Нигметов Н А, Егоршин В М , Сидоренко А В ] // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России 2006 № 4 (32) -0,6 (0,2) п л

6 Нигметов Н А Некоторые вопросы государственно-правового регулирования деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса в России [Нигметов НА, Шахматов А В ] // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России 2008 № 1 (37) — 0,8 (0,4) п л

Криминалистическая характеристика некоторых преступлений, совершаемых в сфере топливно-энергетического комплекса

Понятие и структура криминалистической характеристики преступлений

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) представляет собой сложную систему взаимосвязанных объектов, связанных с получением, передачей, преобразованием и использованием различных видов энергии и топливных ресурсов. В настоящее время ТЭК рассматривается в различных аспектах См.: Пляскина Н.И., Чурашева А.А. Развитие топливно — энергетического комплекса: методы исследования. — Сборник научных трудов. Новосибирск, 1989. С.45.. Традиционно в топливно-энергетическом комплексе по отраслевому принципу выделяются следующие отрасли: электроэнергетика и топливная промышленность (газовая, угольная и другие подотрасли).

Энергетика — фундамент экономики, основа всего материального производства, ключевой элемент жизнеобеспечения страны и основа экспортной базы страны. Электроэнергетика — один из важнейших показателей уровня развития экономики и страны. Использование энергетических ресурсов — один из показателей уровня развития цивилизации. Без топлива и электроэнергии невозможно развитие любой отрасли экономики.

В нашей работе будет рассмотрена только хищения нефтепродуктов.

Криминалистическая характеристика преступления есть первый базовый компонент в системе криминалистической методики расследования преступлений. Научная разработка криминалистических характеристик, выявление наиболее типичных и специфических черт того или иного вида или группы преступлений, как правильно отмечал И.Ф. Герасимов, нужны для того, чтобы методические рекомендации, положения частных методик учитывали эти особенности при расследовании, а во многих случаях даже обуславливались ими См.: Герасимов И.Ф. Криминалистическая характеристика преступ-лений в методике расследования преступлений. Свердловск, 1978. С. 5..

Криминалистическая характеристика преступления обозначает описание характерных, отличительных качеств, черт, свойств преступного деяния, имеющих важное значение, для расследования преступлений, эффективного исследования доказательств См.: Шепель В. А. Расследование краж нефтепродуктов, совершаемых при их хранении и транспортировке. — Дис. На соискание ученой степени к.ю.н. — Омск 2004. — С.31..

Криминалистическая характеристика преступлений — это система криминалистически значимых сведений о типичных, закономерно связанных между собой элементах определенных категорий преступлений и условиях их совершения Криминалистика: Учебник. Изд. 2-е, доп. И перераб. / Под редакцией док. юрид. наук, профессора — Закатова А.А., док. юрид. наук, профессора — Смагоринского Б.П. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. — С. 252.

По мнению профессора Н.П. Яблокова криминалистическая характеристика, это «система описания криминалистически значимых признаков вида, группы и отдельного преступления, проявляющихся в особенностях способа, механизма и обстановки его совершения, дающая представление о преступлении, личности его субъекта и иных обстоятельствах, об определенной преступной деятельности и имеющая своим назначением обеспечение успешного решения задач раскрытия, расследования и предупреждения преступлений» См.: Криминалистика Учебник/ Отв. р. Н.П.Яблоков. -М. 1999. — С.36-37..

А.Г. Филиппов считает, что в состав криминалистической характеристики должны входить такие элементы:

  • 1. непосредственный предмет преступного посягательства;
  • 2. способ совершения и сокрытия преступления;
  • 3. обстоятельства, при которых готовилось и было совершено преступление (время, место, условия охраны объекта и т. д.);
  • 4. особенности оставляемых преступниками следов (механизм следообразования в широком смысле);
  • 5. личность преступника и потерпевшего Криминалистика: Учебник / Под ред. А. Г. Филиппова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Спарк, 2004. — 750 с..

А.А. Закатов к перечисленным выше элементам добавляет личность возможного потерпевшего и криминалистически значимые связи между этими элементами Там же. Закатов А.А., Смагоринский Б.П. С. 253.

Некоторыми авторами предлагаются и нетипичные элементы криминалистической характеристики, например, «география преступлений» (закономерности их распространения в границах территории и сфер социальной жизни) См.: Горбачев А. В. Криминалистическая характеристика хищений: Лекция. — Горький, 1981. — С.6,13..

Кто — то вообще говоря об элементах на первый план ставит субъект преступления, мотива и цели его действия (бездействия); ситуации преступления; а лишь потом способ, механизма, место и время совершения преступления; предмета посягательства; связи и отношений между субъектами преступления и обстановкой преступления, соучастниками, свидетелями, потерпевшими; наступивших последствий преступного посягательства; следов-последствий преступлений и других источников — носителей информации. На наш взгляд, на первом месте должен стоять способ совершения преступления, а уж потом субъект преступления. Так как для раскрытия преступления в первую очередь необходимо установить каким образом было совершено преступление, а уж потом кто совершил, мотивы, цели, эмоции, предмет посягательства, сведения о потерпевшем и другое.

Таким образом, к элементам криминалистической характеристики можно отнести:

  • 1. сведения о способе совершения преступления (орудия, средства последствия действий). Действия следователя должны быть направлены на выяснения обстоятельств по подготовке, совершению, сокрытию преступления;
  • 2. данные о субъекте преступления;
  • -биографические, анкетного характера: пол, возраст, род занятий, образование, соотношение места жительства с местом преступления;
  • — биологические: рост, вес, физические дефекты;
  • — социально — психологические: темперамент, наличие психических отклонений;
  • — индивидуальные особенности: татуировки, родинки;
  • — сведения, характеризующие проявление личности в основных сферах деятельности нашего общества: поведение на работе, в быту и в свободное время;
  • — отношение данного субъекта к закону: судимость, административные правонарушения,
  • — сведения об обстановке совершения преступления (место, время, условия);
  • — данные о механизме следообразования, свидетельствующие о том, какие действия послужили причиной образования следов;
  • — сведения о предмете преступного посягательства;

Способ совершения преступления определяется как взаимосвязанная система объективно и субъективно детерминированных действий по подготовке, совершению, сокрытию преступлений, сопряженных с использованием условий, места, времени, орудий и средств, соответствующих общему преступному замыслу и достижению цели Там же Закатов А.А., Смагоринский Б.П. С. 253.

Характеристика личности предполагаемого преступника является самостоятельным элементом криминалистической характеристики. Для каждого вида преступлений характеристика личности будет специфична, поэтому знание о типичном преступнике позволяют установить небольшой круг лиц, среди которых может находиться преступник. Кроме того, такая характеристика дает возможность выдвинуть версии о мотивах и целях преступления, о способе его совершения, местонахождении похищенного и т. п. Изучение личности преступника должно включать в себя не отдельные сведения, относящиеся к различным ее сторонам, а давать целостное представление о личности. Для криминалистической характеристики большое значение имеют социальные, социально-демографические и социально-психологические свойства личности. Сюда включаются сведения анкетного, биографического характера (пол и т. п.), сведения, характеризующие проявления личности в основных сферах деятельности нашего общества (поведение на работе, в быту), социально-психологические свойства личности (темперамент, наличие психических отклонений) и отношение данного субъекта к закону (прежние судимости и т.п.) Криминалистика: Учебник / Под ред. Резвана А.П., Субботиной М.В., Колосова Н.Ф., Могутина Р.И.. — М.; ЦОКР МВД России, 2006. — с.243.

Условно лиц, совершающих преступления в сфере ТЭК можно разделить на следующие группы:

  • 1. посторонние (не работающие на данном предприятии)
  • а) имеющие знание или образование в сфере ТЭК
  • б) преступные группы, состоящие не менее чем из 7-8 человек. В которой организатор (он же обычно специалист), люди, занимающиеся сбытом, водители автоцистерн. Количество рабочих может быть от 3 до 40 человек, в зависимости от срока работ и выполнения заказа.
  • 2. лица, работающие на данном предприятии.

Следующим самостоятельным элементом криминалистической характеристики являются условия совершения преступления, а именно место и время совершения преступления.

Условия определяются особенностями предмета преступного посягательства (способы хранения, транспортировки, общая площадь, технологические особенности, режим работы предприятий и организаций, охраняемостью объекта). Важно определить само место, где было совершено преступление, если это уголь, то хищение может произойти как на территории добычи, так и на ТЭЦ. Если говорить о хищении нефти, то, например, «врезка» зачастую располагается в труднопроходимом, заболоченном месте, территория, которого окружена лесопосадками либо открытый, неконтролируемый участок местности, находящийся далеко от населенного пункта.

Механизм преступного следообразования помогает понять процесс возникновения последствий, вызванных деятельностью преступников при совершении кражи и восстановить предполагаемое развитие преступных событий.

Предмет преступного посягательства связан с обстановкой совершения преступления и имеет особенности: жидкое или твердое состояние, взрыво- и пожароопасность, ядовитость, изменчивость состава и т.п., в случае с нефтепродуктами См. напр.: Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». По свойствам предмета необходимо оценить условия хранения и транспортировки, требующие сооружения специальных хранилищ, создания оборудования.

Свойства предмета преступного посягательства и обстановка, складывающаяся на объектах хранения и транспортировки нефтепродуктов, напрямую влияют на выбор похитителем того или иного способа совершения преступления. Вообще, изучение сведений о способах совершения краж в сфере ТЭК позволяет составить представление о характерных особенностях, присущих именно этому виду преступлений, позволяющих выделить их относительно иных видов хищений, имеющих другой предмет преступного посягательства.

Таким образом, основными элементами криминалистической характеристики являются:

  • 1. сведения о способе совершения преступления, способ совершения и сокрытия преступления;
  • 2. данные о субъекте преступления;
  • 3. сведения об обстановке совершения преступления ;
  • 4. данные о механизме следообразования, свидетельствующие о том, какие действия послужили причиной образования следов;
  • 5. сведения о предмете преступного посягательства;

Знание всех элементов криминалистической характеристики дает возможность выдвинуть версии по преступлению, а также к более быстрому и полному раскрытию преступлений.

Статья написана по материалам сайтов: tass.ru, lawtheses.com, vuzlit.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector