Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми

Родителям – о насилии над ребенком.

Отношения взрослых и детей, благодаря неизменной однонаправленности, закладывают в психику подростков устойчивые схемы подчинения. Это схемы двух типов.

Первый тип – подчинение, оправданное естественным распределением ролей. Оно возникает в жизни всюду там, где при больших различиях в компетентности право на определение способов действия предоставляется более компетентной стороне. Например, клиент не вмешивается в сам процесс портновского кроя, в использование ножниц парикмахером, в приготовление пищи ресторанными поварами. Так же и взрослый компетентнее ребенка и это порождает естественное подчинение.

Второй тип подчинения ребенка взрослому в корне отличается от первого. Это совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение, которое в школе и дома иногда бывает очень похоже на рабство.

Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Поэтому очень важно идентифицировать психологическое насилие детей и в школе и в семье, дать этому понятию четкое определение.

Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Психическое насилие – воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

Психологическим насилием является:

— отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

-оскорбление или унижение его человеческого достоинства;

— угрозы в адрес ребенка;

— преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
— предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
— ложь и невыполнение взрослым обещаний;

— однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

— обвинение в адрес ребенка (брань, крики);

— принижение его успехов, унижение его достоинства;

-длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
— совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

-подвергание ребенка аморальным влияниям;

— причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется:

— задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
— импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;
— попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);
— уступчивость, податливость;

— ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;

— депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;

— запущенность, отсутствие заботы о детях – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;

— не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;

— брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

— нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;

— не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;

— устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.

Если ваш ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то:
1. Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
2. Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок.
3. Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.

4. Не преуменьшайте его боли, говоря, что «не случилось ничего страшного, все пройдет. «.
5. Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то, что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Родители, никогда так не поступайте…

1. Никогда не применяйте угроз.

Они ослабляют внутреннее «я» ребенка. Происходит это от таких распространенных обещаний: «Еще раз так сделаешь, и я тебя выпорю — сесть не сможешь!», «Ты у меня дождешься — шкуру спущу» и т.д. Они наполняют душу ребенка чувством страха, беспомощности, а иногда и ненависти.

Дело в том, что дети живут только настоящим. Угроза наказания в будущем все равно не действует «с запасом», а негативную реакцию вызывает сразу же.

2. Никогда не унижайте детей.

Нельзя говорить ребенку: «Как можно быть таким балбесом (ротозеем, хвастуном, болтуном, лгуном)?», «У тебя голова или кочан капусты?», «Ты намусорил хуже свиньи» и прочее в том же духе.

Сколько раз вы оскорбили малыша, столько раз вы нанесли удар по его внутреннему «я» — тому, из чего развивается личность.

3. Никогда не выдавливайте силой обещание из ребенка не делать то, что вам не нравится.
А мы так часто понуждаем детей: «Обещай, что это не повторится! Ну, я жду! Не слышу обещания!» И ребенок обещает. Что ему остается? А потом вновь делает то, что вы ему запретили. И мы же его попрекаем: «Ты же не сдержал обещания!».
Но самое существенное: малыши имеют дело только с настоящим, они не осознают будущего. Если вынуждать их давать обещания, они просто привыкнут с их помощью избегать неприятностей, ничего реально в своем поведении не меняя.
4. Никогда не требуйте от ребенка немедленного и слепого послушания.
Лучше всего ребенка заранее предупредить о том, что вы собираетесь от него потребовать. Например: «Ты знаешь, нам придется пойти вместе за хлебом — минут через 10». Пусть у него будет немного времени посопротивляться и поворчать, если ему хочется. Свобода выражения чувств оставляет его с сознанием, что с ним считаются. Это гораздо лучше приказа по типу казарменного: «Быстро собирайся! Пойдем в магазин», «Вставай, я кому сказала!».
Ребенок — не робот, а человек, и притом очень ранимый, с хрупким внутренним устройством. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растет в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе станет растить своих собственных детей.

5. Никогда не требуйте от ребенка того, к чему он не готов в силу возраста.
Если от двухлетнего ребенка требовать того, к чему способен лишь пятилетний, он будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного.
6. Никогда не применяйте методы, которые заставляют ребенка чувствовать себя «плохим».
Это происходит, когда родители внушают малышу: «Хороший ребенок так не поступает. Мы с мамой столько для тебя делаем, а ты вот как платишь нам, неблагодарный» и пр.
Ребенка настолько «достают» эти нотации, что он просто «отключается» или находит «блокировки». Доводилось вам слышать, как дети, к примеру, отвечают на обидные дразнилки? «Оскорбляй меня хоть век, все равно я человек», – повторяют они как заклинание. В любом случае, к улучшениям в поведении навешивание ярлыка «плохой» не приводит.

Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям.
Ребенок — не раб, родитель — не господин.
Ребенок и родитель имеют равные права, в том числе и право быть свободным от страха и насилия.
Жестокость родителей порождает жестокость детей — порочный круг замыкается. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям — эстафета ненависти и жестокости продолжается.

Есть старинная мудрость:
«Прежде чем сказать — посчитай до десяти.
Прежде чем обидеть — посчитай до ста.
Прежде чем ударить — посчитай до тысячи».
В последнем случае лучше сосчитать до миллиона — тогда Вы (отец или мать) окончательно остынете и Вам будет стыдно, что хотели ударить собственного или (чужого) ребенка!
Родители, пожалуйста, образумьтесь!
Учитесь владеть собой! Выдержка! Выдержка! Выдержка!

Из Семейного кодекса РФ статья 56. Право ребенка на защиту.

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защитасвоих прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами ихзаменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, органом опекии попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Статья 65. Осуществление родительских прав.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительные, жестокие, грубые, уничтожающие человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законном порядке.

Жестокое обращение с детьми в семье: ответственность, профилактика

Ребенок – это маленький, еще только формирующийся человек. И именно от того, в каких условиях происходит воспитание малыша, зависит его будущее. Несмотря на внешнюю стабильность ситуации, в мире не так уж редко встречается жестокое обращение с детьми. В современном обществе эта проблема является довольно серьезной, так как она представляет собой не просто нарушение прав маленького человека. Насилие над ребенком оставляет отпечаток на его нежной и ранимой психике, что зачастую приводит к непоправимым нарушениям развития.

Проблема и ее суть

Огромное количество детей ежегодно страдает от жестокого обращения взрослых. Что же представляет собой эта столь актуальная в наши дни проблема? Насилие над ребенком понимается как действие или комплекс действий, которые способны нанести не только физический, но и эмоциональный вред малышу. Причем самое страшное то, что в результате жестокого обращения миллионы детей получают психические травмы, а тысячи – умирают.

Ущемление прав маленького человека – понятие довольно обширное. Например, это может быть жестокое обращение с детьми в семье или невыполнение родителями своих обязанностей. Известны факты, когда превышают свои полномочия сотрудники госучреждений: больниц и школ. В любом случае ответственность за благополучие и здоровье маленьких людей несут не они сами, а мы с вами – полноправные граждане страны. К сожалению, далеко не все это понимают, поэтому проблема жестокого обращения в настоящее время более чем актуальна.

Причины насилия над детьми

Некорректное, точнее, выходящее за рамки общепринятых норм, отношение к малышу со стороны родителей, как правило, не возникает просто так. Этому способствуют определенные факторы. Ниже приведен список причин, которые наиболее часто влекут за собой насилие над ребенком:

  • Наркотическая или алкогольная зависимость. В таких случаях жестокое обращение с детьми происходит из-за невозможности контролировать свои действия.
  • Проблемы социального характера (бедность, развод). Как правило, родитель пытается сорвать на ребенке все свое отчаяние либо же просто упивается горем, предоставив малыша самому себе.
  • Психические расстройства. Иногда медики выявляют у одного из членов семьи, практикующего жестокое обращение с чадом, диагноз, провоцирующий такое поведение. Например, человек может быть болен шизофренией или подвержен сильной депрессии.
  • Травма детства. Часто оказывается, что неблагополучные родители сами подвергались насилию со стороны взрослых в школьном возрасте, что вполне могло оставить отпечаток на их отношении к воспитанию.

Стереотипы – это лишь выдуманные факты

Большинство людей заблуждаются в некоторых вещах, предпочитая думать то, что излагает им общество. Это же касается и темы насилия над подрастающим поколением. Эффективная профилактика жестокого обращения с детьми невозможна, если не знать, как выглядит ситуация на самом деле. Итак, ниже представлен список распространенных стереотипов и их разоблачений:

  • Дети страдают только от физического насилия. Этот факт абсолютно ничем не оправдан, так как ранимая психика маленького человека вполне может нарушиться от регулярных оскорблений или отсутствия внимания родителей.
  • Жестокое обращение можно встретить только в неблагополучных семьях. В этом стереотипе, собственно, и скрывается вся проблема домашнего насилия над малышами. Оно может происходить и в социально устойчивых, внешне счастливых семьях, но со стороны этого не видно.
  • Те, кто в детстве страдал от насилия, в будущем становятся жестокими людьми. Здесь, как говорится, палка о двух концах. Несмотря на то, что такое возможно, многие жертвы вырастают высокоморальными личностями, стремящимися, наоборот, защитить своих детей от подобного отношения.
Это интересно:  Что такое дисциплинарное взыскание на работе

Формы жестокого обращения с детьми

Существует четыре вида насилия над подрастающим поколением:

  • Физическое.
  • Сексуальное.
  • Эмоциональное.
  • Пренебрежение ребенком.

Несмотря на то, что каждая из представленных форм отличается своими особенностями, есть нюанс, который их объединяет. Ведь, независимо от того, какой вид насилия перенес ребенок, он получает один и тот же результат – сильную эмоциональную травму. В идеальном случае малыш должен ощущать, что родители – это его крепость, люди, которым важна его безопасность. Если же ребенок подвергается жестокому обращению, он начинает воспринимать себя как существо, которое стало для всех обузой. Такое чадо не видит в своих родителях стабильности, а ожидает, что в любой момент ему могут снова нанести удар.

Физическое насилие

Факты жестокого обращения с детьми в виде нанесения им телесных травм — далеко не редкость. Родители или другие люди, несущие ответственность за ребенка (либо ухаживающие за ним), могут осуществлять такую форму насилия как преднамеренно, так и по причине невозможности контролировать свои действия.

В первом случае нередко избиение малыша сопровождается осознанной необходимостью наказать его. Здесь нужно уметь распознать тонкую границу между воспитанием и проявлением жестокости. Ведь цель наказания состоит в том, чтобы научить малыша отличать плохое от хорошего, а не патологически бояться своих родителей. Если меры воспитания превращаются для ребенка в пытку, оставляющую травмы на его теле (синяки, переломы, порезы, ожоги и т. д.), то это уже можно считать физическим насилием.

Непреднамеренное жестокое обращение с детьми может возникнуть вследствие сильных вспышек гнева, не позволяющих вовремя остановиться. В любом случае это не делает родителя менее виноватым перед своим чадом.

Сексуальное насилие

Такая форма жестокого обращения с подрастающим поколением считается самой страшной, так как ее очень сложно выявить. Как правило, ребенок боится рассказывать кому-либо о совершающемся над ним насилии из-за непреодолимого чувства униженности, вины и возможного осуждения. Помимо этого, данный вид жестокого обращения, в отличие от предыдущего, не оставляет заметных для окружающих следов на теле малыша, что делает невозможным распознать его со стороны.

Важно понимать, что насилие подобного рода – это не только непосредственное принуждение несовершеннолетнего к половому акту. Случаи жестокого обращения с детьми в данном контексте могут включать в себя любые действия, направленные на удовлетворение сексуальных желаний взрослого с участием ребенка. Сюда может входить как совершение полового акта, так и просмотр или создание каких-либо порнографических материалов.

Эмоциональное насилие

По сути, каждая форма жестокого обращения в результате приводит к личностным травмам, поэтому она в каком-то роде является формой эмоционального насилия. Однако в данном случае идет речь о непосредственном воздействии на психику ребенка при помощи высказываний или действий. К таковым относятся:

  • Оскорбления и унижение ребенка.
  • Насмешки.
  • Угрозы в словесной форме.
  • Постоянная критика ребенка.
  • Изоляция малыша от сверстников и других людей.

Жестокое обращение родителей с детьми подобного характера наносит не меньший вред, чем физические травмы. Ребенок начинает ощущать себя никчемным и ни на что не способным. Вместо того чтобы чувствовать заботу и любовь родителей, он получает осознание собственной неполноценности.

Пренебрежение ребенком

Если все вышеперечисленные виды жестокого обращения представляли собой действия насильственного характера, то в данном случае ситуация, скорее, совершенно обратная. Нередко родители оставляют своих чад на произвол судьбы, не заботясь об их воспитании и не выполняя хотя бы самых необходимых базовых обязанностей. Как правило, низкое социальное положение, подкрепленное наркотической или алкогольной зависимостью, вызывает такое жестокое обращение с детьми. В школе ребенок может не числиться вообще, не говоря уже о хорошей успеваемости. Иногда родители настолько забывают о существовании своих чад, что даже не подают документы в образовательные учреждения. Малыши, страдающие от пренебрежения взрослых, остаются без каких-либо возможностей для существования: одежды, питания, крова, лекарств. В дополнение ко всему перечисленному детям не хватает простого внимания и заботы, поэтому они растут отчужденными, чувствуя себя никому не нужными.

Насилие над ребенком: можно ли его распознать?

Чем дольше маленький человек подвергается жестокому отношению, тем более сильные нарушения происходят в его психике. Отсюда можно сделать вывод, что раннее выявление домашнего насилия гарантирует быстрое выздоровление малыша. Распознать жестокое обращение с детьми в семье не всегда бывает просто. Часто оно носит скрытый характер. Однако существуют некоторые особенности поведения ребенка, по которым можно заподозрить родителей в жестоком обращении:

  • Запуганность, чрезмерная неуверенность в себе, постоянная боязнь совершить ошибку.
  • Отсутствие теплых чувств к определенному члену семьи (родитель, опекун и т. д.).
  • Выраженные акцентуации характера (излишняя агрессия либо пассивность, повышенная серьезность либо безразличие).

Стоит уточнить, что наличие одного или нескольких симптомов еще не является достоверным доказательством насилия в семье.

Последствия жестокого обращения

Независимо от того, насколько сильный был причинен ребенку вред, он в любом случае оставляет свои отпечатки на развитии малыша как личности. Последствия жестокого обращения с детьми – это целый комплекс нарушений психологического, когнитивного и эмоционального характера. У ребенка он может проявляться в заниженной самооценке, а также в неумении выражать и контролировать свои чувства. Если малышу всю жизнь пытались доказать, что он никчемен, то он и будет так думать. Если родители приучили своего ребенка к тому, что страх – это его постоянный спутник, то он будет постоянно испытывать тревогу, даже без видимой на то причины. В итоге без своевременного медицинского вмешательства может сформироваться эмоционально подавленная личность, склонная к постоянным неврозам и чувству недоверия к окружающим.

Что делать в случае выявления насилия над ребенком?

Чаще всего жестокое обращение с детьми выявляют посторонние люди. Самому ребенку довольно трудно кому-то об этом рассказать, так как он испытывает чувство вины и страха. Что же предпринять, если вы распознали симптомы домашнего насилия или, что еще хуже, малыш признался вам в этом? Первое, что стоит сделать, – это сохранять спокойствие. Ваше волнение и паника могут только напугать ребенка, которому и без того было сложно кому-то открыться. Следующий шаг должен состоять в сообщении происходящего органам опеки. Многие люди не хотят это делать, так как боятся, что их никто не послушает и об этом узнают родители малыша. Но если на кону стоит здоровье и благополучие ребенка, то лучше пожалеть о том, что сделал, чем оставить его без помощи.

Уголовная ответственность за жестокое обращение

Любая форма насилия над несовершеннолетними — это действие, которое рассматривается как преступление. Ни один человек ни при каких условиях не имеет права на жестокое обращение с детьми. УК (Уголовный кодекс) Российской Федерации предусматривает меры наказания за действия физического, сексуального и психологического характера, а также за ущемление прав ребенка.

Профилактика насилия над детьми

Предотвращение подобных случаев должно происходить в первую очередь через медицинские учреждения. Во-первых, врач может выявить склонность матери к насилию еще на момент ее беременности (например, если женщина не соблюдает банальных рекомендаций, совершенно не заботится о здоровье будущего малыша). Во-вторых, при каждом посещении больницы с родителями должны проводиться профилактические беседы. Обращение посторонних людей в органы опеки тоже можно считать мерами по предотвращению домашнего насилия. Возможно, все происходит только на начальной стадии и еще есть возможность успешной коррекции взаимоотношений в семье. Для достижения положительных результатов профилактика жестокого обращения с детьми должна быть комплексной и затрагивающей все слои населения.

Никогда не стоит бояться помогать тем, кому это нужно. А дети как раз нуждаются в чьей-то опоре и поддержке. Поэтому помочь пресечь насилие над ними – это не только задача специализированных служб. Это в первую очередь цель всего общества.

Профилактика жестокого обращение с детьми в семье

Марина Трофимова
Профилактика жестокого обращение с детьми в семье

Доклад социального педагога

на общесадиковом родительском собрании

«Профилактика жестокого обращение с детьми в семье».

«Профилактика жестокого обращения с детьми»

1) Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных спроблемами жестокого обращения с детьми.

2) Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики пожестокому обращению с детьми.

3) Повышение правовой культуры родителей по защите прав ребёнка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения. Ситуация еще более обостряется, если, например, один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому ежегодно в образовательных учреждениях проходят инструктажи по «Профилактике жестокого обращения с детьми» для педагогических работников и проводятся родительские собрания по данной теме.

Нашу встречу хотелось бы начать с просмотра и обсуждения фильма «Я больше сюда никогда не вернусь» Ролана Быкова (показ фильма).

Фильм немного пугает показной жестокостью и трагизмом, но он заставляет задуматься о том, что в нашей жизни мы сами за раздражением и усталостью зачастую не замечаем, что творится в душе ребенка, обделяем его душевным теплом и пониманием. Основное последствие насилия, совершаемого над ребёнком – воспроизведение этого насилия в будущем. Люди, воспитанные в условиях жестокого обращения с ними, не умеют сотрудничать, работать, создавать семьи. Люба — Нина Гончарова. Быков никак не мог найти девочку на главную роль, пока однажды не увидел на телемарафоне, посвящённом детям, маленькую девочку с косоглазием из Ташкента. Её судьба не сильно отличалась от сценария. Отец избивал мать, когда она была беременна Ниной, а бабушка попала в тюрьму после того как попыталась защитить свою дочь. Отец бросил мать с четырьмя детьми, и Нина попала в детский дом. Поэтому Нина так убедительно сыграла свою героиню. После съёмок девочка жила у Быковых, её прооперировали и исправили косоглазие, потом она лечилась в разных санаториях. В конце концов, она вернулась в Ташкент и после интерната окончила полиграфический техникум. Замуж так и не вышла, имеет двух детей от разных отцов, дочь и сына.

Жестокое обращение с детьми: умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/ лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Факты, приведенные по статистическим данным:

— насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; ежегодно около 2 млн. детей до 14 лет избиваются родителями, для 10% этих детей исходом становится смерть.

— 67% детей младше одного года, 80% — младше трех лет, в 50% случаях насилие повторяется.

-77% обидчиков — родители ребенка, 11% — родственники жертвы, 2% — люди у которых не наблюдается родственной связи с ребенком (например, няни, неродные родители) 10% всех обидчиков детей — это те люди, которые не связаны родственными отношениями с ребенком. 81% обидчиков моложе 40 лет, 61% составляют женщины, Пол обидчиков различается в зависимости от вида причиняемого насилия: отсутствие заботы часто приписывается женщинам, а нанесение травм и увечий – мужчинам.

Основная причина жестокого обращения с детьми — внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Формы проявления жестокости по отношению к детям:

• Физическое насилие (ущибы, синяки, ссадины, кровоподтеки)— Если преобладало физическое насилие, то у детей проявлялись: острые состояния страха, отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, депрессии, отсутствие доверия, нарушение познавательной деятельности.

• Психо-эмоциональное давление (отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация, развращение)- отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т. п.). Самое первая и самая основная причина, почему дети плохо себя ведут: борьба за внимание, потребность в вашем внимании. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания.

• Моральная жестокость (пренебрежение нуждами ребёнка)— Голоден, просит, крадет или запасает еду. Часто выглядит вялым, уставшим, не выспавшимся, ослабленным. Заботится о младших братьях и сестрах, выполняя родительские функции. Выглядит запущенным, не мытым, от него плохо пахнет. Не проходил медицинского осмотра, имеет не леченные раны или хронические заболевания.

Ребёнок подвергается насилию даже тогда, когда является не жертвой, а свидетелем жестокого обращения с другими людьми или животными.

Это интересно:  Проект закона о вкладах

По результатам многочисленных исследований установлено, что уровень негативного давления на детей со стороны взрослых повышается, хотя уровень образованности растёт.

Защита детей от жестокого обращения начинается с Конвенции о правах ребёнка, которая является Законом международного уровня, предусматривает обязательство государства защитить детей. Каждое государство разработало свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком:

Административная ответственность. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством:

лишению родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации);

ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации);

отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации). Дисциплинарная ответственность наступает, если должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допускают сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

В обществе существуют мифы, которые связаны с этим явлением:

Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях Насилие в социально благополучных семьях тоже бывает нередко, чаще даже в более изощрённых формах

Физические наказания могут пойти ребёнку на пользу Ответственность за физические наказания лежит на взрослом, который не может правильно построить контакт с ребёнком

Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение Взрослые могут выбрать адекватные способы реагирования, не используя физическое насилие.

Случаи сексуального насилия над детьми – редкость В настоящее время фиксируется очень много случаев сексуального насилия над детьми.

Словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как физические (телесные) Словесные и эмоциональные оскорбления, задевающие человеческие чувства, так же болезненны, как физические оскорбления. Они разрушают достоинство личности и могут привести к самоубийству.

Практикум «Оценка ситуации»: Родителям предлагается определить, является ли способ поведения родителей проявлением жестокого обращения с ребенком. Если да – предложить альтернативный вариант решения. Примеры ситуаций для анализа:

1. Сын-подросток, имеющий много друзей и любящий общение, пришел домой в 0.00 часов, не предупредив родителей. За это отец наказал его полным лишением прогулок на 1 месяц (да)

2. Маленький ребенок имеет плохой аппетит, поэтому кормить его приходится насильно (да)

3. Ребенок учится очень слабо, хотя уроки готовит всегда старательно и долго. За каждую полученную двойку ему запрещают играть в компьютерные игры (нет)

4. Ребенок родился гиперактивным (очень подвижным, имеющим трудности со вниманием. Мама, не веря диагнозам врачей, считает, что он просто ленится и наказывает его за каждое отвлечение от выполнения уроков. Были случаи привязывания к стулу (да)

Уважаемые родители! Мое выступление – не попытка обвинить кого-либо из Вас в жестокости и насилии по отношению к собственному ребёнку. Мы понимаем, что воспитание детей очень сложная жизненная задача каждого, кто стал мамой или папой. И именно поэтому, подходя к решению этой важной задачи, каждому из вас, родителей, необходимо в первую очередь, приложить своё терпение, любовь, и, конечно же, уважение к хрупкой жизни ребёнка, которая долгое время находится в наших руках и зависит от нас.

Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей Потребность в детях сегодня все более уменьшается из-за изменения условий жизни, системы социальных и экономических ценностей. Очень часто.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения родителей с детьми» Консультация для родителей. «Профилактика жестокого обращения родителей с детьми». Жестокое обращение с детьми является чрезвычайно сложной.

Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится.

Консультация «Профилактика жестокого обращения с детьми» «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать – есть желание мести». Л. Н. Толстой.

Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ» Жестокое обращение с детьми и пренебрежение включают в себя любое действие, которое.

Профилактика жестокого обращения с детьми Если Вы заметили признаки жестокого обращения с ребенком необходимо принять меры по оказанию ему помощи — сообщить руководителю образовательного.

Работа психолога «Профилактика насилия в семье» Насилие над детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее время стало неотъемлемой чертой современной семьи. И это не обязательно.

Родительское собрание «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье» Цель: Обобщение знаний родителей о воспитании у детей навыков безопасного поведения на улицах. Задачи: 1. Побудить родителей задуматься.

Статья «Влияние психологически жестокого обращения с детьми в семье на развитие личности ребенка» Психологически жестокое обращение с ребенком является причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем сопровождают человека.

Статья на тему:
«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»

Сегодня о насилии и жестоком обращении с детьми сказано и написано очень много статей, книг, проведено исследований, но проблема в нашей стране не только не исчезла, но и приобрела еще большую актуальность в последние два десятилетия.

Скачать:

Вложение Размер
profilaktika_nasiliya_i_zhestokogo_obrashcheniya_s_detmi.docx 38.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»

1.Ребёнок должен быть

защищён от всех форм

жестокости и эксплуатации

Принцип 9 Декларации прав ребёнка.

(20 ноября 1959 г.)

2.Дети — будущее любой страны.

Если они живут здоровой жизнью сейчас,

то за страной будет многообещающее будущее.

Участники: социально-психологические службы города.

Ресурсное обеспечение: ноутбук, проектор для демонстрации презентации.

Форма проведения: доклад

Освоение знаний, необходимых для осуществления деятельности в области профилактики физического, морального и психического (эмоционального) насилия над детьми. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для педагогической деятельности.

  1. Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми .
  2. Обосновать психолого-педагогические характеристики феномена насилия в отношении детей. Рассмотреть всевозможные факторы риска, формы, способы выявления случаев жестокого обращения с ребенком.
  3. Проанализировать современное состояние и нормативно-правовое обеспечение процесса профилактики насилия в отношении детей.

« Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми »:

  1. Вступительное слово.
  2. Доклад по теме «Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми: теоретический аспект » (П сихолого-педагогические характеристики феномена насилия в отношении детей. Виды насилия. Последствия пережитого насилия).
  3. « Социально-правовые основы защиты детей от насилия ».
  4. Рекомендации для педагогов по выявленному факту насилия над ребенком.

« Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми »

1. Вступительное слово (Актуальность):

Сегодня о насилии и жестоком обращении с детьми сказано и написано очень много статей, книг, проведено исследований, но проблема в нашей стране не только не исчезла, но и приобрела еще большую актуальность в последние два десятилетия.

Пугает скорость распространения среди детей наркомании, алкоголизма, агрессии, насилия, в том числе поражает увеличение количества случаев сексуального насилия между подростками, применения оружия (ножей, заточек и т.п.), использования бит, стальных прутов и прочего «инвентаря» при выяснении отношений друг с другом. А уж о девичьих «разборках» между собой с фиксацией событий на камеру телефона мы говорить даже привыкли и это не вызывает у слушателей практически никаких эмоций. Что происходит с детьми? Уже давно не секрет, что у истоков асоциального поведения детей стоят проблемы насилия и жесткого обращения с ребенком. Испытав на себе те или иные элементы насилия (чаще всего от людей, которые считались самыми близкими), ребенок, как правило, становится либо подавленным и неспособным занять в жизни активную созидательную позицию, либо агрессивным, озлобленным на окружающий мир. А если добавить к этому ежедневные потоки агрессивной информации, льющейся на детей с экранов ТВ и Интернета, то удивляться бесчувственности и сформировавшемуся спокойному отношению к насилию, как к некой норме жизни у подавляющей части детей не приходится.

Ребёнку легко причинить вред. Большую роль в распространении жестокости к детям неосведомлённость родителей или лиц их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребёнку, непонимание, что не каждое наказание идёт ему на пользу. Немаловажное значение имеет и низкая правовая культура, недостаточные знания законодательных норм, охраняющих права ребёнка и гарантирующих наказание насильников. В том числе нарушение основных прав человека и ребёнка.

Никто и представить не мог, что насилие и жестокое обращение примет характер социальной эпидемии. Сегодня ребенок не может чувствовать себя безопасно ни дома, ни по дороге в школу, либо на улице, ни в школе и т.д. Трудно даже представить, в каком кошмаре живут многие дети: боль, унижение, страхи, стресс, депрессия, мысли о смерти и т.д.

Решать проблему нужно как можно быстрее. Решение возможно только при организации серьезной, целенаправленной, системной работы профессионалов, хорошо понимающих ее специфику. Работы с семьей, с несовершеннолетними, с молодежью, с педагогами, с осужденными, с будущими родителями, в трудовых коллективах, в сельских поселениях и т.д. Одним словом – всем обществом со всем обществом!

2. «Психолого-педагогические характеристики феномена насилия в отношении детей» (Приложение 1)

Чтобы справится с проблемой, оказать помощь детям и в перспективе всему обществу, необходимо знать о насилии, жестоком обращении, а самое главное, как помочь и предотвратить, как можно больше.

Перефразировав известное выражение — проблему нужно знать в лицо -давайте разберемся, что такое насилие и чем оно отличается от жестокого обращения.

«Жестокое обращение с несовершеннолетними» является понятием сравнительно новым. Конкретное юридическое понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

Разъяснение этого понятия для семейного, но не для уголовного права было дано в пункте 14 постановления № 9 Пленума Верховного Суда СССР [1] и без существенных изменений воспроизведено через 20 лет [2] . Из этих разъяснений следует, что под «жестоким обращением с детьми» понимаются такие насильственные действия, которые нарушают права ребенка, но еще не являются уголовно наказуемыми.

В практике жестокое обращение с несовершеннолетними распространено очень широко. Жестокое обращение с детьми – это многоаспектная уголовно-правовая проблема, которой в теории уголовного права уделяется относительно слабое внимание, сама проблема нуждается в разработке.

Жестокое обращение, в трактовке уголовного кодекса – это, прежде всего, физическое или психическое насилие, применяемое в отношении несовершеннолетнего (нанесение побоев, умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное без хулиганских побуждений, связывание, систематические угрозы причинения вреда здоровью, сексуальные домогательства и т.п.), издевательство над его личностью (лишение пищи, тепла, воды). Жестокое обращение с детьми может проявляться и в применении к несовершеннолетним недопустимых способов воспитания (грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатация детей).

Таким образом, жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей / лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Насилие трактуется как физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающим его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.

В психологии более частое применение находят синоним термина «жестокость» -«агрессия», «деспотизм».

В русском языке есть и другие синонимы слову «жестокость»:

немилосердный, безжалостный, немилостивый, не знающий сожаления, сочувствия, безмерно строгий, суровый, тяжкий, мучительный, невыносимый, неодолимо грозный, неумолимый и др.

Жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающихся в действии и бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т.д. проявление жестокости могут быть:

  • преднамеренными или импульсивными,
  • сознательными или неосознанными.

Используемый в психологической литературе термин «агрессия» трактуется как:

  • вид поведения, приносящий вред другому существу
  • намерение с целью нанесения вреда
  • демонстрация превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку

Однако определение агрессии не является исчерпывающим для описания всех граней такого многостороннего явления как жестокость. Тем более что ряд исследований позволяет выделить разные, порой несовместимые, стороны жестокости.

Исследования, проводимые в течение последнего десятилетия, показывают, что насилие по отношению к детям совершается всё более открыто, нагло и беззастенчиво, приобретает всё более изощренные формы.

При диагностике состояния ребенка – жертвы насилия, нужно уметь распознавать явные и скрытые маркеры насилия и понимать, что это явление многоаспектно.

Явное или скрытое , а так же косвенное насилие определяется в зависимости от стратегии поведения обидчика. К скрытому насилию можно отнести и большую часть негативного психологического воздействия, например, изоляция от социума, бойкот, стигамтизация и т.д. Скрытое насилие трудно распознать.

Для выявления и доказательства требуется не только время, но и знание

специалистами признаков скрытого насилия.

К косвенному насилию можно отнести те случаи, когда ребенок становится свидетелем насилия.

Происходящее в настоящем или случившееся в прошлом . Насилие, совершающееся над ребенком в настоящее время достаточно легко распознать. Синяки, ссадины, царапины, отеки, ожоги и другие физические маркеры распознаются без труда, если не скрыты под одеждой. Известны случаи, когда лишь на уроках физкультуры и плавания обнаруживаются следы от побоев ремнем, скакалками по всему телу. Труднее всего понять и сопоставить, что поведение ребенка в настоящее время является асоциальным, потому что причиной этому является насилие, совершенное над ним гораздо раньше. Это как раз тот случай, когда при распознавании причин асоциального (девиантного, адиктивного) поведения, ребенок автоматически переходит из категории «трудный ребенок» в категорию «ребенок, которому трудно». Как следствие меняется отношение педагогов (взрослых) к таким детям, меняются подходы и психолого-педагогические технологии. Обозначить проблему и помочь скорректировать поведение такому ребенку может только подготовленный специалист – педагог-психолог, врач-психиатр, психотерапевт.

Единичное или множественное, длящееся долгие годы . Единичное насилие, как правило, вызывает у ребенка протест, обиду. Множественное, длящееся годами насилие приводит к формированию двух психологических (психопатических) видов: ребенок-жертва и ребенок-агрессор.

По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или сверстников, на улице – со стороны детей или незнакомых взрослых, в иных местах (подъездах, детских оздоровительных лагерях, спортивных залах и т.п.)– со стороны посторонних знакомых и незнакомых лиц.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми или насилия над детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие, моральная жестокость (пренебрежение основными физическими и социально-психологическими нуждами ребёнка).

Педагоги самостоятельно изучают материал (Приложение 3. таб.№1)

Ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия, то есть переживает «много форм насилия сразу».

Научными исследованиями установлено, что насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье. Ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.

Естественно, при изучении причин жестокого обращения с детьми, необходимо изучать совокупность всех существующих факторов, а не одну причину, лежащую на поверхности.

Насилие существует в подавляющем большинстве детских организаций. Для удобства изложения используем термин «школьное насилие», но рассматривать его необходимо в контексте всех видов организаций и учреждений для детей системы образования, социальной защиты, здравоохранения: школ, детских домов, СРЦ, приютов и т.д.

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или педагогами по отношению к ученикам (воспитанникам) или – что стало появляться в современном обществе все чаще – учениками (воспитанниками) по отношению к педагогу. Насилие в организациях для детей подразделяется на: психологическое, физическое, сексуальное (встречается редко и в основном в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в детских колониях. Случаи тщательно скрываются ответственными лицами), моральное (встречается в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

(Приложение 3. табл. № 2. Виды и формы школьного насилия)

Кто может стать жертвой школьного насилия? (Приложение 1)

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но все виды жестокости объединяет одно – ущерб для физического и/или психического здоровья ребёнка (вплоть до опасности для жизни).

Следствиями физического насилия являются травмы, переломы, долговременные нарушения работы внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется длительное время, чтобы залечить эти повреждения, но ещё больше времени и усилий требуется, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от насилия.

Социальные последствия жестокого обращения (насилия) с детьми невозможно оценить ни с морально – этической, ни с финансово – экономической точек зрения.

Именно поэтому к профилактике насилия нужно относиться профессионально, серьезно и ответственно. Без помощи педагогов-психологов выстроить профилактическую работу с детьми на должном уровне крайне сложно как в учреждении образования или социальной защиты, так и в семье. Чтобы строить профилактику насилия, нужно знать, какие условия в современном обществе способствуют существованию этого явления. (Приложение 1)

Работая с детьми группы риска невозможно оказать полноценную коррекционную и реабилитационную помощь без учета факторов риска применения насилия к ребенку. Большая часть этих факторов связана с особенностями семьи в целом, здоровьем родителей, с личностными и характерологическими особенностями родителей, а также с родительскими установками.

Для оказания детям эффективной помощи, необходимо более детально проговорить о ближайших и отдаленных во времени последствиях пережитого насилия.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, кровоизлияние в глазные яблоки, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых сильно трясут. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид насилия. Эти реакции могут проявляться в виде ответной агрессии, возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка:

Возраст 0-6 месяцев : малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.

Возраст 6 месяцев – 1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль, испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

Возраст 1,5 – 3 года : боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

Возраст 3 года – 6 лет : примирение со случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям, критике, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых), негативизм, агрессивность, лживость, воровство, появляется жестокость по отношению к животным;

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.

Подростковый возраст : побеги из дома, суицидальные попытки, делинквентное поведение, употребления алкоголя, наркотиков.

Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. При выявлении четырех и более признаков депрессии необходимо незамедлительно обратится за помощью к врачу-психиатру.

Признаки депрессии у детей и подростков. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства. Предотвращение детских суицидов также является неотъемлемой частью системы профилактики, как и профилактика жестокого обращения с детьми. Педагогам, родителям (законным представителям) необходимо знать признаки изменений в поведении, связанные с суицидальными намерениями ребенка и рассматривать проблему комплексно [3] .

3.« Социально-правовые основы защиты детей от насилия ». (Приложение 1)

Российская Федерация ратифицировала целый ряд международных соглашений, предусматривающих борьбу с семейным насилием в различных его формах и проявлениях. К их числу относятся подписанная в 1989 году «Конвенция о правах ребенка» и другие международно-правовые акты.

Ряд статей указанной выше Конвенции о правах ребёнка прямо указывает на недопустимость всех форм жестокого обращения с детьми, так в статье 19.1 говорится: «Государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке».

Согласно статье 34 государства-участники обязуются защищать ребёнка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

Защитить ребенка от насилия, в том числе от повторного, предупредить жестокое обращение, наказать насильника помогают существующие законодательные нормы. Правовые нормы, направленные на защиту детей от насилия и пренебрежения, включены в следующие законодательные акты:

— Уголовный кодекс РФ (УК от 13.06.96, №63-ФЗ),

— Уголовно-процессуальный кодекс (УПК от 18.12.01 №174-ФЗ),

— Семейный кодекс РФ (СК от 29.12.95 «223-ФЗ),

— Законы РФ о социальных гарантиях прав граждан, включая несовершеннолетних;

— Закон РФ об образовании (от 10.07.92 №3266-1).

В Уголовном кодексе предусмотрена ответственность за убийство (ст.102,103,106); причинение ущерба здоровью; нанесение телесных повреждений различной степени тяжести (ст.108,109,112); истязание (ст.113); заражение венерической болезнью или СПИДом (ст.115); доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения лицом, от которого он находится в служебной зависимости (ст.210); вовлечение несовершеннолетнего в немедицинское потребление лекарственных и иных средств, не являющихся наркотическими, влекущих одурманивание (ст.210); склонение к употреблению наркотических средств (ст.224) и т.д.

Уголовный кодекс позволяет привлечь к ответственности родителей или лиц, их заменяющих, за пренебрежение интересами ребёнка в тех случаях, когда это повлекло или могло повлечь за собой тяжёлые последствия: ст.106 УК предусматривает ответственность за неосторожное убийство, ст.124 – использование «опеки в корыстных целях или оставление подопечных без надзора и необходимой помощи». Закон позволяет также защитить ребенка от действий, наносящих ущерб его нравственному здоровью. Так, уголовно наказуемыми деяниями являются: вовлечение несовершеннолетнего в пьянство, преступную деятельность, занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми, использование детей для целей паразитического существования (ст.210 УК).

Таким образом, действующий Уголовный кодекс РФ позволяет наказывать виновных в жестоком обращении с детьми и в пренебрежении их интересами, если эти действия или бездействие представляли опасность для жизни ребёнка. (Приложение 3. табл.№3)

Однако во многих случаях этого не происходит. Такая практика в значительной мере объясняется недостаточным знанием Уголовно-процессуального кодекса РФ и пренебрежением Уголовно-процессуальным кодексом РФ родителями и должностными лицами, призванными защитить интересы ребенка.

УПК РФ гарантирует установление истины в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства, защищает интересы потерпевшего.

В Семейном кодексе определены основы правовой защиты от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65).

Статья 59 предусматривает лишение родительских прав тех родителей, которые ненадлежащим образом выполняют свои обязанности, являются хроническими алкоголиками или наркоманами. Допускается также досудебное, немедленное «отобрание» ребёнка у родителей, в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье (ст.77).

Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов.

С целью обеспечения прав и интересов детей в семье в Кодексе последовательно проводится идея равенства прав обоих родителей, независимо от того, проживают ли они с ребёнком или нет (ст.61, 63-66, 69 и др.).

Обеспечить достижение защитных и профилактических целей во многом призвана существующая законодательная база социальной работы, а именно, принятые на федеральном уровне законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», ряд постановлений Правительства РФ и нормативных актов, гарантирующих их выполнение.

Профилактике насилия посвящена ст. 53 Закона об образовании, согласно которой к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определённые преступления.

Итак, в РФ, как и в других странах, для защиты прав и законных интересов детей используются два механизма: гражданско-правовой и уголовно-правовой. Нормы семейного права применяются в тех случаях, когда в действиях родителей не содержится признаков состава какого-либо преступления.

Однако ориентация только на перечисленные меры приводит к тому, что помощь жертвам оказывается лишь тогда, когда насилие уже повлекло тяжелые последствия и сохранить семью невозможно. Ни законодательство, ни общественное мнение не обеспечивают в полной мере защиты детей от физического и, особенно, психологического вреда со стороны взрослых. При этом родители нередко осознают, а иногда и не осознают то, что они жестоко обращаются с ребёнком. Все это делает императивные воздействия малоэффективными, а прямую агитацию – безадресной и ставит на первое место задачу осознания указанной проблемы как лицами, вовлечёнными в насилие, так и общественностью.

Естественно, что в РФ необходимо искать иные меры, направленные на проведение работы на начальных этапах зарождения кризиса семьи. Но, к сожалению, в российском законодательстве отсутствуют основания для осуществления данных в недобровольном (обязательном) порядке, на этапе возникновения проблемы домашнего насилия над ребёнком. (Приложение 3. табл. №3

3. Рекомендации для педагогов по выявленному факту насилия над ребенком (Приложение 4)

Статья написана по материалам сайтов: www.syl.ru, www.maam.ru, nsportal.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector