Проверки в отношении граждан

Сфера действия и полномочия расширеныСовместным приказом от 30 апреля 2009 г. МВД России № 338 и ФМС России № 97 был утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства. (далее — Регламент, документ начал действовать 28 июня 2009 года). Прежний регламент отменен приказом ФМС России от 30 апреля 2009 г. № 98.

Новый документ, в отличие от ранее действовавшего, охватывает большую область применения (перечень проверяемых объектов существенно пополнен) и прямо предусматривает участие милиции в контроле. В нем четко определены сроки и последовательность действий при проведении различных проверок, установлены права и обязанности проверяющих и работодателей, правила оформления результатов проверки, а также порядок обжалования принятых решений и допущенных проверяющими нарушений.

Что проверяютРазберемся сначала с основными вопросами: какие органы и что именно имеют право проверить.

ОБЪЕКТЫ И ПРЕДМЕТЫ КОНТРОЛЯОбъектами проверки являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, заказчики работ (услуг), а также транспортные средства (включая маршруты международных направлений автомобильного, железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта) и места пребывания (проживания) иностранных граждан.

Обращаем внимание на то, что проверки проводятся в отношении юридических лиц (вне зависимости от форм собственности, включая иностранные компании, их филиалы и представительства), привлекающих или допускающих к выполнению работ или оказанию услуг либо иным образом использующих труд иностранных граждан.

При этом к юридическим лицам относятся не только организации, являющиеся для иностранных граждан работодателями, но и организации, на территории которых (в зданиях и помещениях, на земельных участках, принадлежащих организации или используемых ею) осуществляется трудовая деятельность иностранными гражданами. А также организации, предоставившие указанным гражданам средства транспорта.

Кроме того, проверке подлежат организации:
— выступающие в качестве принимающей стороны или сообщившие о себе сведения в ФМС России как о стороне, принимающей иностранного гражданина;
— обязанные обеспечивать соблюдение норм миграционного законодательства третьими лицами, организующими деятельность с использованием их имущества, или в иных случаях, когда такая обязанность установлена законодательством РФ.

Предметом контроля является соблюдение установленных законодательством требований (по оформлению разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы; по порядку обязательного уведомления уполномоченных органов о приеме на работу иностранных граждан; по направлению достоверной информации, необходимой для осуществления миграционного учета, и др.).

Таким образом, государственный контроль охватывает все аспекты, связанные с привлечением и приемом на территории России иностранных граждан.

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫВ пункте 9 Регламента указано, что контроль и надзор осуществляется сотрудниками и государственными гражданскими служащими подразделений системы ФМС России и сотрудниками органов внутренних дел РФ в пределах своей компетенции. При этом данные службы взаимодействуют друг с другом. Координаты органов ФМС и МВД по субъектам РФ приведены в приложениях № 1 и № 2 к Регламенту.

Привлечение к участию в проверке сотрудников органов внутренних дел допускается при необходимости оказания содействия сотрудникам подразделений миграционной службы, проводящим проверку.

В частности, в случаях реального или возможного воспрепятствования их законной деятельности либо в целях повышения эффективности и получения наиболее полных результатов, обеспечения мер безопасности указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей и др. (п. 50 Регламента).

КОМУ ЖДАТЬ ПРОВЕРЯЮЩИХ?

Основаниями для проведения выездной проверки являются:
— наличие сведений об объекте в плане проведения проверок;
— осуществление контроля за исполнением проверяемым объектом определений об устранении выявленных ранее нарушений;
— поступление информации о нарушении миграционного законодательства РФ;
— непосредственное выявление факта осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином с нарушением положений миграционного законодательства РФ и др.
Виды и сроки проверокПроверка — это совокупность действий должностных лиц подразделений системы ФМС России и органов внутренних дел, связанных с контролем за исполнением проверяемым объектом требований миграционного законодательства РФ в связи с нахождением иностранного гражданина на территории России, осуществлением необходимых исследований, экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по ее результатам.

Виды проверок. Проверки, проводимые подразделениями ФМС России, бывают двух видов — выездные и документарные (п. 21 Регламента). Заметим, что раньше такого деления не было.

В свою очередь, выездная проверка может быть плановой или внеплановой. Кроме того, такая проверка может быть совместной.

Выездная проверка может осуществляться:
— в отношении юридических лиц;
— в местах проживания (или пребывания) иностранных граждан;
— в местах фактического осуществления иностранцами трудовой деятельности;
— на транспортных средствах.

Документарная проверка проводится в случае получения подразделением ФМС России сведений о возможных нарушениях положений миграционного законодательства, а также наличия в имеющихся сведениях признаков, указывающих на административное правонарушение.

Проверка осуществляется на основании распоряжения (перечень должностных лиц ФМС России, уполномоченных на издание распоряжения о проведении проверки, приведен в п. 28 Регламента).

Если имеются основания полагать, что в процессе проведения проверки могут быть выявлены нарушения, не относящиеся к компетенции миграционной службы, издается распоряжение о проведении совместной проверки (например, при нарушении налогового законодательства или санитарного законодательства).

Сроки. Выездная проверка проводится не более семи дней (п. 15 Регламента). Срок проверки, в том числе проводимой с участием сотрудников органов внутренних дел, может быть продлен на семь дней.

При этом участие «силовых» сотрудников в выездной проверке при продлении сроков ее проведения согласовывается с руководителем соответствующего органа внутренних дел.

Максимальный срок проведения проверки (с учетом возможного продления) — 14 дней.

Документарная проверка проводится в срок до одного месяца (п. 16 Регламента). Вместе с тем допускается ее продление на один месяц.

Проверка считается начатой с даты издания распоряжения о ее проведении, если иное не указано в распоряжении. А вот завершена она может быть раньше установленного срока.

Продление проверки возможно: при необходимости изучения значительного объема проверяемой информации; при непредставлении проверяемым юридическим лицом документов в установленный срок; при необходимости запроса и изучения дополнительных документов и материалов.

В соответствии с пунктом 19 Регламента контроль осуществляется по месту проведения проверки либо по местонахождению подразделения системы ФМС России и (или) МВД России.

Как проводятся проверкиКак уже отмечалось, основанием для проведения проверки является соответствующее распоряжение. В нем обязательно указываются: объект проверки; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; перечень необходимых документов; даты начала и окончания проведения проверки.

ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКАВ ходе проверки проводятся различные действия:
— выезд по адресу расположения (осуществления деятельности) проверяемого объекта;
— осмотр территории и установление факта нахождения иностранных граждан на территории проверяемого объекта, проверка соблюдения ими положений миграционного законодательства РФ. Об осмотре территории делается запись в итоговом акте проверки. Регламент допускает использование при осмотре фото- и видеосъемки. В случае выявления административного правонарушения в ходе осмотра в целях фиксации доказательств составляется в установленном порядке протокол осмотра. При составлении протокола об административном правонарушении в акте проверки делается соответствующая запись;
— запрос о предоставлении дополнительной информации;
— изучение документов, сведений и информации, полученных в ходе проверки;
— получение устных пояснений;
— фиксирование выявленных фактов нарушения миграционного законодательства РФ и др.

Таким образом, после вручения копии распоряжения и ознакомления представителя проверяемого объекта с порядком проведения проверки и его правами и обязанностями проверяющие приступают непосредственно к проверке, а также к изучению, обобщению и анализу информации, полученной в ходе осмотра территории по адресу проведения проверки. Данные сравниваются с информацией, полученной от представителя проверяемого объекта и иных организаций, органов государственной власти, а также со сведениями, имеющимися в подразделениях системы ФМС России.

У лиц, находящихся по месту расположения проверяемого объекта, могут быть потребованы документы, удостоверяющие их личность, подтверждающие законность пребывания на территории РФ и т. д.

У организации могут потребовать:
— документы о государственной регистрации;
— сведения о юридических и физических лицах, осуществляющих деятельность на проверяемом объекте (помимо самой организации), и всю необходимую информацию, позволяющую определить, в чьих интересах и по поручению кого на объекте проверки осуществляется трудовая деятельность иностранными гражданами, с ведома кого они проживают (находятся) по данному адресу;
— документы и сведения, подтверждающие надлежащее исполнение положений миграционного законодательства РФ в отношении иностранных граждан и иностранных работников;
— иные сведения и документы, необходимые для целей проводимой проверки.

ДОКУМЕНТАРНАЯ ПРОВЕРКАПроверка проводится сотрудниками подразделений системы ФМС России по местонахождению данных подразделений без выезда на проверяемый объект. Такая проверка осуществляется на основании имеющихся сведений (в том числе содержащихся в информационных базах данных), а также полученных по запросу.

Проведение проверки включает в себя:
— направление проверяемому объекту запроса о предоставлении документов и информации;
— направление запросов в адрес иных организаций и органов власти о предоставлении дополнительно документов и информации, связанных с деятельностью проверяемых объектов;
— анализ полученных документов и информации;
— составление акта;
— ознакомление представителя проверяемого объекта с актом проверки.

В случае выявления при проверке (любого вида) нарушений законодательства в иных областях материалы о них направляются по принадлежности в срок не позднее 10 рабочих дней с момента обнаружения, а по уголовным составам преступления — незамедлительно (п. 25 Регламента).

ПРАВА ПРОВЕРЯЕМОГО

Представитель проверяемого объекта имеет право:
— присутствовать при всех действиях в ходе проверки;
— представлять документы, сведения и сообщать информацию, обязательную, по его мнению, для включения в акт проверки;
— обжаловать в установленном порядке действия сотрудников, осуществляющих проверку;
— знакомиться со всеми материалами проверки;
— направлять мотивированные возражения по поводу обстоятельств, изложенных в акте проверки.

Такие правила установлены пунктом 60 Регламента.
Оформление результатов проверкиПо результатам проводимой сотрудниками ФМС проверки, согласно пункту 64 Регламента, составляется акт (ранее составлялся только протокол об административном нарушении). Его оформление обязательно при проведении как выездных, так и документарных проверок. Форма акта утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

Документ оформляется в двух экземплярах: первый направляется с уведомлением о вручении представителю проверяемого объекта, второй приобщается к материалам проверки. В акте (кроме общих обязательных данных) указываются сведения:
— о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях миграционного законодательства РФ, об их характере и о лицах, допустивших нарушения;
— об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом лиц (руководителя или уполномоченного представителя юридического лица и др.), присутствовавших при проведении проверки;
— о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием указанного журнала. Отметим, что необходимость наличия такого журнала установлена в пункте 8 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, действие которого распространяется и на проверки соблюдения миграционного законодательства. Журнал ведется по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 (приложение 4).

Это интересно:  Перерасчет за электроэнергию по 354 постановлению

Какие меры применяются к нарушителямПо результатам проведенной проверки могут быть приняты следующие виды решений (п. 72 Регламента):
— о прекращении проверки в связи с отсутствием сведений и информации, указывающих на нарушение миграционного законодательства РФ со стороны проверяемого объекта;
— о назначении проверки в отношении иного объекта в связи с поступлением в ходе проводимой проверки информации о нарушениях им миграционного законодательства;
— о прекращении проверки и направлении ее материалов в органы Прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минздравсоцразвития России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России и иные органы государственной власти в связи с выявлением признаков составов преступлений и административных правонарушений на проверяемом объекте;
— о продлении срока проведения проверки;
— о составлении протокола об административном правонарушении или возбуждении дела о таком правонарушении.

Ответственность за невыполнение законодательных требований установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях (подробнее об ответственности за нарушение правил миграционного законодательства читайте в журнале Учет в строительстве» №10, 2009).

Обратите внимание на следующий момент. Ранее протокол об административном правонарушении, выявленном в ходе проверки, мог составить только сотрудник миграционной службы. Теперь составление таких протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях, согласно пункту 9 Регламента, осуществляется:
— должностными лицами подразделений иммиграционного контроля, противодействия незаконной миграции и иными полномочными должностными лицами системы ФМС России;
— участковыми уполномоченными милиции, сотрудниками подразделений по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства, патрульно-постовой службы, должностными лицами дежурных частей и иными полномочными должностными лицами органов внутренних дел РФ.

Порядок обжалованияАнализ процедурных положений об обжаловании, установленных Регламентом (п. 80-92), свидетельствуют о том, что они в первую очередь направлены на защиту интересов граждан.

Однако данное обстоятельство отнюдь не означает, что юридические лица не могут обжаловать действия (бездействия), а также решения должностных лиц и органов ФМС и МВД России. Такое обжалование возможно как в административном (через вышестоящую инстанцию), так и в судебном порядке.
В заключение отметим, что разобраться в механизме осуществления контроля над соблюдением организациями, использующими труд иностранных работников, норм миграционного законодательства поможет блок-схема, наглядным образом иллюстрирующая положения рассмотренного документа (она приведена в приложении № 3 к Регламенту).

Статья напечатана в журнале «Учет в строительстве» №11, ноябрь 2009 г.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Осуществление муниципального контроля в отношении граждан

3.1. Муниципальный контроль в отношении граждан осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения гражданами обязательных требований, установленных в отношении использования лесных участков.

3.2. Плановая проверка проводится в соответствии с ежегодным планом, утверждаемым Главой муниципального района не позднее 10 декабря года, предшествующего году проведения проверки.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в год.

Основанием для проведения плановой проверки является истечение одного года со дня проведения последней плановой проверки.

3.3. Основаниями для проведения внеплановой проверки в отношении граждан являются:

3.3.1. Поступление в Администрации обращений и заявлений от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения гражданами обязательных требований;

3.3.2. Истечение срока исполнения гражданином ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований.

3.4. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Администрацию, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подпункте 3.3.1 настоящего Порядка, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки в отношении гражданина.

3.5. Плановая, внеплановая проверка в отношении гражданина проводится на основании распоряжения Администрации.

В распоряжении о проведении проверки указываются:

наименование органа муниципального контроля;

фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

фамилия, имя, отчество гражданина, проверка которого проводится, место его жительства, место нахождения объекта проверки;

цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

правовые основания проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;

сроки проведения и перечень мероприятий, необходимых для достижения целей и задач проверки;

форма проверки (документарная или выездная).

Проверка может проводиться только лицами, которые указаны в распоряжении о проведении проверки.

3.6. Плановые и внеплановые проверки в отношении граждан проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки, срок проведения каждой из которых не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз, на основании мотивированных предложений должностных лиц Администрации, проводящих проверку, срок проверки может быть продлен Главой муниципального района, но не более чем на 20 рабочих дней.

Заверенная печатью копия распоряжения о проведении плановой проверки вручается под роспись должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки, или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении гражданину, не позднее чем за 10 дней до начала проведения указанной проверки. О проведении внеплановой выездной проверки гражданин уведомляется Администрацией не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

По просьбе подлежащего проверке гражданина, его уполномоченного представителя должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, обязано ознакомить гражданина, его уполномоченного представителя с административным регламентом по осуществлению муниципального лесного контроля.

3.7. Предметом документарной проверки в отношении гражданина являются сведения, содержащиеся в документах, связанных с исполнением им обязательных требований, исполнением предписаний Администрации.

Документарная проверка проводится по месту нахождения Администрации.

В процессе документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы, имеющиеся в распоряжении Администрации, в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении гражданина муниципального контроля.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Администрации, вызывает обоснованные сомнения либо если эти сведения не позволяют оценить исполнение гражданином обязательных требований, исполнение предписаний Администрации, Администрация направляет в адрес гражданина мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы и пояснения. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки. В течение 5 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса гражданин обязан представить в Администрацию указанные в запросе документы и пояснения.

При документарной проверке Администрация не вправе требовать у гражданина сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки.

3.8. Предметом выездной проверки является соблюдения гражданами обязательных требований.

Выездная проверка проводится в случаях, если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений основании имеющихся у Администрации документов либо оценить соблюдения гражданином обязательных требований.

Выездная проверка начинается с предъявления гражданину служебного удостоверения должностными лицами Администрации, ознакомления гражданина с распоряжением о проведении выездной проверки и с документами, подтверждающими полномочия проводящих проверку должностных лиц, а также с целями, задачами, основаниями проверки, перечнем мероприятий по контролю, сроками и условиями ее проведения.

3.9. Гражданин или его уполномоченный представитель при проведении проверки имеет право:

непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать от Администрации, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;

знакомиться с результатами проверки и вносить в акт проверки информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, о согласии или несогласии с ними, а также с действиями должностных лиц Администрации;

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Администрации, повлекшие за собой нарушение прав гражданина при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством.

3.10. По результатам проверки должностное лицо Администрации, проводившее проверку в отношении гражданина, составляет акт проверки, в котором указываются:

дата, время и место составления акта проверки;

дата и номер распоряжения о назначении проверки;

фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

фамилия, имя, отчество гражданина, в отношении которого проводилась проверка, или его уполномоченного представителя;

данные о лицах, присутствующих при проверке и составлении акта проверки;

даты начала и окончания проверки, место ее проведения;

сведения о результатах проверки, в том числе выявленных нарушениях, выполнении предписаний об устранении выявленных ранее нарушений обязательных требований;

сведения об ознакомлении или отказе гражданина от ознакомления с актом проверки.

Форма акта проверки устанавливается Администрацией.

Акт проверки подписывается должностным лицом или должностными лицами, проводившими проверку.

Акт проверки оформляется в течение 2 рабочих дней со дня ее завершения в 2 экземплярах, один из которых вручается гражданину или его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отказа гражданина или его уполномоченного представителя дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Уведомление приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Администрации.

В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных в ходе проверки исследований, акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения необходимых заключений, и в течение 3 рабочих дней вручается гражданину или его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Уведомление приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Администрации.

3.11. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального контроля нарушения требований законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, уполномоченные должностные лица Администрации указывают в акте проверки информацию о наличии признаков выявленного нарушения и направляют копию акта проверки в орган государственного надзора в семидневный срок со дня его составления.

3.12. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального контроля нарушения требований законодательства, за которое законодательством Новгородской области предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством.

Это интересно:  Открыть ооо и не вести деятельность

3.13. В случае выявления при проведении проверки нарушений гражданином обязательных требований должностные лица Администрации, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

выдать предписание гражданину об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;

принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению.

2. Формы и содержание контроля в отношении граждан

2. Формы и содержание контроля в отношении граждан

А. Контроль за гражданами преимущественно носит ситуативный (реактивный) характер в отличие от в основном проактивных мероприятий по контролю в отношении хозяйствующих субъектов.

Контроль за гражданами направлен прежде всего на пресечение незаконной деятельности и наказание виновного лица. Контроль же хозяйствующих субъектов является более системной мерой и рассматривается как один из важнейших элементов общей системы регулирования в отрасли, осуществляется перманентно, связан с персонифицированным учетом подконтрольных лиц.

Данный вывод подтверждает то, что практически не проводятся плановые мероприятия по контролю (плановые проверки) в отношении граждан. Проведение плановых мероприятий по контролю выявлено только при осуществлении земельного надзора, контроля за оборотом оружия, контроля за нотариусами, контроля (надзора) за деятельностью усыновителей, опекунов или попечителей, надзора за лицами, отбывающими уголовные наказания или освободившимися из мест лишения свободы, а также частично при осуществлении пожарного и строительного надзоров.

В остальных же случаях или плановые проверки в отношении граждан прямо запрещены законодательством[77], или, что чаще всего, отказ от их проведения обусловлен фактической неприменимостью такой формы контроля к соответствующим правоотношениям [78].

В абсолютном большинстве случаев мероприятия по контролю в отношении граждан связаны с наличием предварительной информации о нарушении ими обязательных требований, полученных от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и иных граждан (например, от соседей), или вызваны непосредственным обнаружением должностными лицами органов контроля соответствующего факта нарушения обязательных требований гражданином, в том числе в ходе рейдов (обследований) или профилактических мероприятий.

Б. Перечень применимых к гражданам мероприятий по контролю (кроме проверок и рейдовых мероприятий) может дополняться самостоятельным применением таких специальных методов контроля вне рамок проверок и рейдовых мероприятий, как досмотр (осмотр) грузов, транспортных средств, иных средств, орудий, вещей, принадлежащих гражданам или находящихся при них, личный досмотр, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Самостоятельно такие методы контроля могут применяться в отношении граждан в случаях, установленных федеральными законами. В большинстве случаев такие специальные методы контроля применяются в рамках мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных КоАП РФ. Вне рамок административного производства и одновременно вне рамок проверок или рейдовых мероприятий такие методы контроля самостоятельно применяются только при осуществлении пограничного и таможенного контроля.

В. Реактивное реагирование органов контроля на нарушения гражданами обязательных требований в том числе связано с кругом их полномочий по проверке информации о возможном нарушении гражданами обязательных требований и выяснению всех обстоятельств такого деликта. Как правило, таких полномочий достаточно только для реактивной фиксации тех нарушений, которые находятся на поверхности и могут быть установлены без дополнительных обследований.

Проактивные полномочия (например, остановка транспортных средств, их досмотр, задержание, проверка документов, личный досмотр, различные виды обследований) прямо закреплены только в специфических видах контроля в отношении граждан и немногих видах государственного контроля общехозяйственного (полисубъектного) характера, в том числе:

– федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения;

– контроль за оборотом оружия;

– отдельные виды государственного экологического надзора (федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, федеральный государственный охотничий надзор).

В большинстве же случаев контрольные полномочия проактивного характера в отношении граждан или вовсе отсутствуют (федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор), или их имплементация в общую систему права встречает препятствия юридического характера (государственный ветеринарный надзор, государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)).

В итоге деятельность органов контроля по выявлению нарушений обязательных требований гражданами обычно ограничена подходом, который в уголовном процессе именуется как open field, когда допускается без каких-либо дополнительных судебных санкций изымать или фиксировать только «открыто лежащие» улики и доказательства[79]. Например, орган контроля может актировать наличие на земельном участке гражданина несанкционированной свалки отходов, если это доступно для визуальной фиксации без проникновения на его частную собственность. При этом такой орган контроля без согласия гражданина не может осмотреть его контейнеры для сбора отходов в целях выявления фактов нахождения в них отходов, которые подлежат специальной утилизации (например, люминесцентных ламп)[80].

Поэтому на практике не проводятся проверки соблюдения обязательных требований, нарушение которых может быть выявлено только в результате проактивных мер органов контроля, связанных с неограниченным доступом к соответствующим объектам граждан. Данное обстоятельство может создать ложное представление о том, что и соответствующие таким проверкам обязательные требования на граждан не распространяются. Но в действительности в большинстве случаев специальное регулирование и нормирование не делает никаких изъятий для граждан и равно распространяется на хозяйствующих субъектов и физических лиц.

Указанная особенность государственного контроля в отношении граждан характерно проявляется в доступе органов контроля к жилищу граждан. В соответствии со ст. 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Данная конституционная гарантия существенным образом ограничивает пределы осуществления отдельных видов государственного контроля в отношении граждан. При этом именно в жилищах граждан часто осуществляется контролируемая деятельность (незаконные перепланировки в жилых помещениях, проживание граждан в жилых помещениях без регистрации, ведение личного подсобного хозяйства граждан на территории единой усадьбы с жилым домом граждан и проч.).

Г. Контроль в отношении граждан в рамках общехозяйственных (полисубъектных) видов контроля в отличие от контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей преимущественно воплощается только в реализации полномочий, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Для граждан административное разбирательство часто включает все содержание государственного контроля в отношении них. Для хозяйствующих субъектов административное разбирательство чаще всего является следствием осуществления государственного контроля.

Именно поэтому для многих отраслей регулирование порядка осуществления государственного контроля в отношении граждан будет излишним, так как весь такой контроль заключается в возможности привлечь граждан к административной ответственности, что и так детально урегулировано в КоАП РФ.

Проверки в отношении граждан

ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЧИТА»

от 21 ноября 2013 года N 151

О принятии Порядка проведения внеплановых проверок в отношении граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в собственности городского округа «Город Чита»

(с изменениями на 28 марта 2024 года)

1. Принять Порядок проведения внеплановых проверок в отношении граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в собственности городского округа «Город Чита», согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на администрацию городского округа «Город Чита» и комитет жилищно-коммунального хозяйства, градостроительства, транспорта и связи Думы городского округа «Город Чита».

3. Направить настоящее решение Мэру города Читы для подписания и опубликования в порядке, установленном Уставом городского округа «Город Чита».

Председатель Думы городского округа
А.П.ЗЕНКОВ

Приложение. Порядок проведения внеплановых проверок в отношении граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в собственности городского округа «Город Чита»

Приложение
к решению
Думы городского округа «Город Чита»
от 21 ноября 2013 г. N 151

2. Порядок определяет проведение внеплановых проверок в отношении граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в собственности городского округа «Город Чита» (далее — муниципальный жилищный фонд).

3. Внеплановые проверки проводятся контрольной инспекцией администрации городского округа «Город Чита» (далее — инспекция).

4. Мероприятия по проведению проверок осуществляются должностными лицами инспекции — муниципальными жилищными инспекторами.

5. Внеплановые проверки осуществляются в форме выездных проверок в целях:

1) соблюдения гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Забайкальского края в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами городского округа «Город Чита» (далее — муниципальными правовыми актами);

2) соблюдения гражданами обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнения предписаний органов муниципального контроля, проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

6. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения гражданином ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Забайкальского края, а также муниципальными правовыми актами;

2) поступление обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) бесхозяйственное обращение граждан с жилым помещением муниципального жилищного фонда, которое приводит (может привести) к его разрушению;

г) требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

д) нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений;

3) поступление, в частности посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, указанных в части 8 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации общественных объединений, иных некоммерческих организаций, выявление в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки;

Это интересно:  Нарушение условий контракта по 44 фз

7. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в органы муниципального жилищного контроля, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

8. О начале проведения внеплановой выездной проверки предварительное уведомление гражданина не требуется.

9. В распоряжении о проведении проверки указываются:

1) наименование органа муниципального жилищного контроля;

2) фамилии, имена, отчества, должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) адрес жилого помещения, подлежащего проверке;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) дата начала и окончания проведения проверки.

10. Муниципальными жилищными инспекторами, проводящими проверку, составляется акт проверки соблюдения гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Забайкальского края, а также муниципальными правовыми актами, по форме (приложение 2).

К акту прилагаются объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается гражданину или его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо с пометкой об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается гражданину или уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа муниципального жилищного контроля.

11. В случае выявления при проведении проверки нарушений гражданином обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Забайкальского края в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами, муниципальные жилищные инспекторы, проводившие проверку:

1) выдают предписание гражданину об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (приложение 3);

2) принимают меры по контролю над устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Мэр города Читы
А.Д.МИХАЛЕВ

Приложение 1. Распоряжение органа муниципального контроля о проведении проверки нанимателя жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности городского округа «Город Чита»

Приложение 1
к Порядку
проведения внеплановых проверок
в отношении граждан, проживающих
в жилых помещениях, находящихся
с собственности городского округа
«Город Чита»

администрации городского округа «Город Чита»

672020, г. Чита, ул. Шестиперова, д. 66, каб. 101,

ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ О ПРОВЕДЕНИИ

ПРОВЕРКИ НАНИМАТЕЛЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЧИТА»

от «__» ____________ г. N ____

1. Провести проверку в отношении ______________________________________

(фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) нанимателя)

2. Место нахождения: __________________________________________________

(место жительства нанимателя)

3. Назначить лицом(ми), уполномоченным(ми) на проведение проверки

(фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии),

должность должностного лица (должностных лиц),

уполномоченного(ых) на проведение проверки)

4. Привлечь к проведению проверки в качестве экспертов, представителей

экспертных организаций следующих лиц: _____________________________________

(фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), должности

привлекаемых к проведению проверки экспертов и (или) наименование

экспертной организации с указанием реквизитов свидетельства

об аккредитации и наименования органа по аккредитации, выдавшего

свидетельство об аккредитации)

5. Установить, что:

настоящая проверка проводится с целью:

При установлении целей проводимой проверки указывается следующая

а) в случае проведения внеплановой выездной проверки:

— реквизиты ранее выданного проверяемому лицу предписания об

устранении выявленного нарушения, срок для исполнения которого истек;

— реквизиты обращений и заявлений граждан, юридических лиц,

индивидуальных предпринимателей, поступивших в органы государственного

контроля (надзора), органы муниципального контроля;

— реквизиты приказа (распоряжения) руководителя органа

государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями

Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;

— реквизиты требования прокурора о проведении внеплановой проверки в

рамках надзора за исполнением законов и реквизиты прилагаемых к требованию

материалов и обращений;

б) в случае проведения внеплановой выездной проверки, которая подлежит

согласованию органами прокуратуры, в целях принятия неотложных мер должна

быть проведена незамедлительно в связи с причинением вреда либо нарушением

проверяемых требований, если такое причинение вреда либо нарушение

требований обнаружено непосредственно в момент его совершения:

— реквизиты прилагаемой копии документа (рапорта, докладной записки и

другие), представленного должностным лицом, обнаружившим нарушение;

задачами настоящей проверки являются:

6. Предметом настоящей проверки является (отметить нужное):

соблюдение требований, установленных федеральным и краевым

законодательством, муниципальными правовыми актами;

выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора),

органов муниципального контроля; проведение мероприятий:

по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда

животным, растениям, окружающей среде;

по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и

по обеспечению безопасности государства;

по ликвидации последствий причинения такого вреда.

7. Срок проведения проверки: __________________________________________

К проведению проверки приступить

с «__» ____________ 20__ г.

Проверку окончить не позднее

«__» ____________ 20__ г.

8. Правовые основания проведения проверки:

(ссылка на положение нормативного правового акта, в соответствии с которым

осуществляется проверка; ссылка на положения (нормативных) правовых актов,

устанавливающих требования, которые являются предметом проверки)

9. В процессе проверки провести следующие мероприятия по контролю,

необходимые для достижения целей и задач проведения проверки: _____________

10. Перечень административных регламентов (при их наличии):

(с указанием наименований, номеров и дат их принятия)

11. Перечень документов, представление которых нанимателем жилого

помещения необходимо для достижения целей и задач проведения проверки:

Начальник контрольной инспекции администрации городского округа «Город

(фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) и должность должностного

лица, непосредственно подготовившего проект распоряжения (приказа),

контактный телефон, электронный адрес (при наличии)).

Заверенную печатью копию распоряжения о проведении проверки получил

«___» _____________ 201_ год

Приложение 2. Акт проверки гражданина — нанимателя жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности городского округа «Город Чита»

Приложение 2
к Порядку
проведения внеплановых проверок
в отношении граждан, проживающих
в жилых помещениях, находящихся
с собственности городского округа
«Город Чита»

администрации городского округа «Город Чита»

672020, г. Чита, ул. Шестиперова, д. 66, каб. 101,

г. Чита, ________________________ «__» __________ 20__ г.

(место составления акта) (дата составления акта)

(время составления акта)

ГРАЖДАНИНА — НАНИМАТЕЛЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ

В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЧИТА»

По адресу/адресам: ____________________________________________________

(место проведения проверки)

На основании: _________________________________________________________

(вид документа с указанием реквизитов (номер, дата))

была проведена ______________________________________ проверка в отношении:

(фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) нанимателя)

Дата и время проведения проверки:

«__» _________ 20__ г. с «__» часов «__» минут. Продолжительность_____.

Общая продолжительность проверки: _____________________________________

Акт составлен: контрольной инспекцией администрации городского округа

(наименование органа государственного контроля (надзора) или органа

С копией распоряжения/приказа о проведении проверки ознакомлен(ы):

(заполняется при проведении выездной проверки) ____________________________

(фамилии, инициалы, подпись, дата, время)

Лицо(а), проводившее проверку:

(фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), должность должностного

лица (должностных лиц), проводившего(их) проверку; в случае привлечения к

участию в проверке экспертов, экспертных организаций указываются фамилии,

имена, отчества (последнее — при наличии), должности экспертов и/или

наименования экспертных организаций с указанием реквизитов свидетельства

об аккредитации и наименование органа по аккредитации,

При проведении проверки присутствовали:

(фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), присутствовавших при

проведении мероприятий по проверке)

В ходе проведения проверки:

выявлены нарушения обязательных требований или требований,

установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений

(нормативных) правовых актов):

(с указанием характера нарушений; лиц, допустивших нарушения)

выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного

контроля (надзора), органов муниципального контроля (с указанием реквизитов

нарушений не выявлено _____________________________________________________

подпись нанимателя, его уполномоченного представителя)

Прилагаемые к акту документы:

Подписи лиц, проводивших проверку:

С актом проверки ознакомлен(а), копию акта со всеми приложениями

(фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) нанимателя жилого

«__» ________ 20__ г. ___________________

Копия акта получена:___________________________________________________

(подпись нанимателя (уполномоченного представителя)

Пометка об отказе ознакомления с актом проверки: ______________________

должностного лица (лиц),

Приложение 3. Предписание об устранении нарушений жилищного законодательства

Приложение 3
к Порядку
проведения внеплановых проверок
в отношении граждан, проживающих
в жилых помещениях, находящихся
с собственности городского округа
«Город Чита»

администрации городского округа «Город Чита»

672020, г. Чита, ул. Шестиперова, д. 66, каб. 101,

ПРЕДПИСАНИЕ N ___

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«__» __________ 20__ г. _____________________

На основании пункта 9 статьи 14 Жилищного кодекса РФ и акта проведения

проверки соблюдения требований законодательства в сфере использования и

сохранности жилищного фонда, соответствия жилых помещений данного фонда

установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям

законодательства от ______________ N _______

По результатам: _______________________________________________________

(проведения внепланового мероприятия по контролю,

N и дата распоряжения)

по адресу: ________________________________________________________________

Паспортные данные жилого дома:

Год постройки: ______ Серия проекта: ____________________ Этажей: _____

Кол-во секций: ____ Материал: стен ________ кровли _________ Площадь (кв.м)

общая ______ Подвала ________ Чердачного помещения _________ Кровли _______

Наружных стен _______ Придомовой территории _________

Дополнительные сведения _______________________________________________

Собственник (балансодержатель) ________________________________________

Обслуживающее предприятие _____________________________________________

Статья написана по материалам сайтов: allrefrs.ru, law.wikireading.ru, docs.cntd.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector