Психолог в мвд обязанности

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Главное управление кадров
2 апреля 1996 года N 21/13/748
О НАПРАВЛЕНИИ ТИПОВОЙ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ СТАРШЕГО ПСИХОЛОГА (ПСИХОЛОГА) ОРГАНА (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ) ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Направляю утвержденную заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации «Типовую должностную инструкцию старшего психолога (психолога) органа (подразделения) внутренних дел».

Прошу организовать ее изучение и использование при проведении мероприятий психологического характера. Создать необходимые условия для своевременного и качественного комплектования должностей психологов, их подготовки и переподготовки.

Приложение: на 3 листах.

Первый заместитель начальника
генерал-майор внутренней службы В.Калашников

«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенант милиции В.И.Федоров » 29 » марта 1996 года

Содержание

ТИПОВАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ СТАРШЕГО ПСИХОЛОГА (ПСИХОЛОГА) ОРГАНА (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ) ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Настоящая Инструкция определяет полномочия и порядок работы старшего психолога и психолога (далее по тексту — «психолог») органов и подразделений внутренних дел.

1.2. Основной целью деятельности психолога является формирование высокого уровня психологической готовности личного состава к выполнению оперативно-служебных задач на основе обеспечения его психической устойчивости и развития профессионально важных психологических качеств.

1.3. Вопросы введения должностей, финансового, материально-технического, иных видов довольствия и обеспечения деятельности психологов решаются в соответствии с приказами МВД России N 305 от 2.09.92 г., N 420 от 14.09.93 г., N 350 от 19.07.94 г., а также согласно иных соответствующих нормативных актов МВД России.

1.4. Должность психолога замещается в соответствии с приказом МВД России N 300 от 25.06.93 г. лицами, имеющими высшее психологическое образование или, как правило, специалистами с высшим педагогическим, медицинским, юридическим образованием, проявляющими склонность к психологической работе с личным составом и по своим индивидуальным качествам способные ее выполнять после подготовки в установленном порядке по специальности «практический психолог».

1.5. Основными направлениями деятельности психолога являются (работу по конкретному направлению деятельности определяет начальник органа (подразделения) внутренних дел): психологическое обеспечение работы с личным составом; психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности.

1.6. Основными видами деятельности практического психолога являются:

— психологическая пропаганда и обучение.

1.7. В своей деятельности психолог руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом РСФСР «О милиции», другими законами и нормативными актами Российской Федерации и Министерства внутренних дел России, территориальных органов государственной власти и управления, местного самоуправления, а также настоящей Инструкцией.

1.8. Психолог непосредственно подчиняется заместителю начальника органа (подразделения) внутренних дел по кадрам (по работе с личным составом), а по вопросам психологической работы — вышестоящему руководству психологической службы МВД России.

1.9. Психолог несет персональную ответственность за состояние и результаты работы на порученных направлениях. Возложение на него должностных обязанностей, не предусмотренных настоящей Инструкцией, не допускается.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПСИХОЛОГА.

2.1. Работа с кадрами:

2.1.1. Анализирует результаты психодиагностического обследования кандидатов на службу, в случаях необходимости проводит их дополнительное психологическое изучение.

2.1.2. Проводит психологическое обследование сотрудников и разрабатывает предложения по индивидуально-воспитательной работе с ними.

2.1.3. Проводит занятия по психологической тематике в системе служебной подготовки.

2.1.4. С учетом уровня развития психологических качеств сотрудников и специфики оперативно-служебной деятельности разрабатывает предложения и участвует в проведении психологической подготовки личного состава.

2.1.5. Разрабатывает предложения по социально-психологической адаптации молодых сотрудников.

2.1.6. Участвует в работе кадровой и аттестационной комиссий органа (подразделения) внутренних дел.

2.1.7. Изучает социально-психологический климат и стиль руководства в служебных коллективах.

2.1.8. Проводит анализ психологических причин текучести кадров, нарушений дисциплины и законности, заболеваемости, самоубийств, профессиональных затруднений и ошибок сотрудников.

2.1.9. Выявляет факторы оперативно-служебной деятельности, социально-бытовые условия, негативно влияющие на психологическое состояние и профессиональную деятельность личного состава.

2.1.10. Контролирует психологическое состояние сотрудников, организует и в пределах своей компетенции проводит психокоррекционные и реабилитационные мероприятия.

2.1.11. Ведет индивидуально-психологическое консультирование сотрудников и членов их семей.

2.1.12. Оказывает психологическую поддержку сотрудникам после выполнения ими служебных задач в экстремальных ситуациях.

2.2. Участвуя в решении оперативно-служебных задач ( Для решения данных задач привлекаются психологи, имеющие специальную подготовку, подтвержденную дипломом (лицензией):

2.2.1. Консультирует сотрудников по психологическим аспектам этих задач.

2.2.2. Готовит предложения при решении вопросов, требующих профессиональной компетенции психолога.

2.2.3. Составляет психологический портрет преступника (подозреваемого, свидетеля).

2.2.4. Разрабатывает сценарий ведения переговоров с преступниками.

2.2.5. Использует нетрадиционные методы раскрытия преступлений.

2.2.6. При чрезвычайных ситуациях выполняет обязанности и в соответствии с приказом МВД России от 12.01.96 г. N 20.

2.3. Разрабатывает и ведет:

2.3.1. Планы работы и отчеты по установленной форме.

2.3.2. Журналы, карточки учета лиц, прошедших обследование или получивших консультации; в журнал заносятся шифр каждого обследуемого, повод обращения, содержание проведенной работы, выводы и рекомендации.

2.3.3. Списки лиц, отнесенных к группе риска.

2.4. Психолог (ответственный за кабинет психологической регуляции) организует и обеспечивает, по распоряжению начальника органа (командира подразделения) внутренних дел, функционирование указанного кабинета (приложение NN 1,2).

2.57 В установленном порядке представляет заявки на финансовое, материально-техническое, иные виды обеспечения психологической работы.

3. ПРАВА ПО ДОЛЖНОСТИ.

3.1. Получает в установленном порядке информацию, необходимую для выполнения им должностных обязанностей.

3.2. выбирает в пределах своей компетенции формы, средства и методы деятельности, учитывая при этом актуальные потребности органа (подразделения) внутренних дел и складывающуюся оперативную обстановку.

3.4. Имеет изолированное, специально оборудованное рабочее место.

3.5. Приобретает необходимые научные и методические материалы, включая периодические издания по специальности на средства ОВД.

3.6. По согласованию с руководством органа (подразделения) внутренних дел, привлекает специалистов, не состоящих в штате данного органа (подразделения) для проведения консультационной, методической, практической работы и мероприятий, требующих особой квалификации.

3.7. Вносит предложения руководству о временных изменениях в режим труда и отдыха сотрудников, а также о предоставлении краткосрочного отпуска сотрудникам по психологическим показаниям.

3.8. Использует получаемую конфиденциальную информацию в пределах своего профессионального статуса.

3.9. Проходит в установленном порядке переподготовку и повышение квалификации.

3.10. Участвует в научно-исследовательских и практических мероприятиях по проблемам психологического обеспечения жизнедеятельности личного состава.

4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ ПО ДОЛЖНОСТИ.

4.1. Обеспечивает взаимодействие с центром психодиагностики, здравпунктом органа (подразделения) внутренних дел, с другими психологическими и медицинскими подразделениями, учебными, научными учреждениями и организациями системы МВД, а также иными ведомствами по вопросам психологического обеспечения личного состава и оперативно-служебной деятельности.

4.2. В целях обобщения передового опыта использует средства массовой информации.

4.3. В отсутствие старшего психолога, психолог выполняет его обязанности.

Проект приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации»

Комментарии Российской Газеты

1. Утвердить прилагаемое Положение об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации 1 .

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации 2 :

2.1. Привести до 1 июля 2013 года правовые акты, регламентирующие психологическую работу в подчиненных органах, организациях, подразделениях МВД России, в соответствие с настоящим приказом.

2.2. Организовать во втором полугодии 2013 года изучение руководящим составом органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками подразделений по работе с личным составом требований Положения, утвержденного настоящим приказом.

2.3. Осуществлять анализ состояния психологической работы в подчиненных органах, организациях, подразделениях МВД России при подведении итогов оперативно-служебной деятельности за год для выработки решений по совершенствованию данного вида морально-психологического обеспечения.

3. Установить, что организационно-методическое руководство психологической работой в органах внутренних дел Российской Федерации осуществляет Департамент государственной службы и кадров МВД России.

4. Считать утратившими силу приказы МВД России от 26 сентября 2006 г. № 770 «Об утверждении Положения об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел», от 30 апреля 2004 г. № 273 «Об утверждении Комплексной программы медико-психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих задачи на территории Северо-Кавказского региона».

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра С.А. Герасимова.

Министр
генерал-лейтенант полиции
В. Колокольцев

1 Далее — «Положение».
2 Далее — «органы, организации, подразделения МВД России».

Приложение
к приказу МВД России

Положение об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации

I. Общие положения

1. Положение об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации 3 определяет задачи, функции и основные принципы осуществления психологической работы с сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации 4 подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации 5 , а также обязанности психологов, содержание возложенных на них функций и порядок ведения служебной документации.

2. Психологическая работа — вид морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов, организаций, подразделений МВД России, представляющий собой деятельность, направленную на формирование у сотрудников профессионально важных психологических качеств личности, психологической устойчивости и готовности к эффективному выполнению оперативно-служебных задач 6 .

3. Психологическую работу осуществляют психологи подразделений по работе с личным составом органов, организаций, подразделений МВД России 7 .

4. Комплектование должностей психологов осуществляется специалистами, имеющими высшее образование по специальностям «Психология», «Психология служебной деятельности», «Клиническая психология» или «Психиатрия», а также имеющие иное высшее медицинское или педагогическое образование при условии прохождения ими профессиональной переподготовки (повышения квалификации) по соответствующей специальности.

5. Должности психологов вводятся в органах, организациях, подразделениях МВД России в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России.

6. Назначение на должности руководителей подразделений психологической работы территориальных органов МВД России регионального уровня и выше, образовательных учреждений системы МВД России осуществляется по согласованию с Департаментом государственной службы и кадров МВД России 8 .

7. Ответственность за организацию психологической работы несут руководители (начальники), заместители (помощники) руководителей (начальников) по работе с личным составом органов, организаций, подразделений МВД России.


II. Организация психологической работы

8. Основными организационными принципами психологической работы являются: научность, целеустремленность, непрерывность, объективность, активность, оперативность, соблюдение норм профессиональной этики.

9. При проведении мероприятий психологической работы используются следующие методы: наблюдение, интервью, консультация, психологический анализ документов, психологический анализ результатов деятельности, опрос, обследование, тестирование, социометрия, эксперимент, психологический тренинг 9 .

10. В первоочередном порядке мероприятия психологической работы проводятся при:

проведении профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации;

формировании кадрового резерва;

назначении сотрудников на вышестоящие руководящие должности;

командировании сотрудников в другую местность для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях;

переводе сотрудников из других органов, организаций, подразделений системы МВД России;

организации индивидуальной воспитательной работы и оказании психологической помощи;

выдаче табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств 10 сотрудникам на постоянное хранение и ношение.

11. Проведение мероприятий психологической работы организуют руководители (начальники), заместители (помощники) руководителей (начальников) по работе с личным составом органов, организаций, подразделений МВД России.

12. Перечень психологических и психофизиологических методик, используемых в психологической работе, устанавливается ДГСК МВД России на основании рекомендаций Координационно-методического совета по психологической работе с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России.

13. Для осуществления профессиональной деятельности психологам в установленном порядке выделяются служебные помещения, оснащенные необходимой мебелью, средствами связи и оргтехникой, а также учебно-методические пособия, психологические тесты и методики, психодиагностические и психокоррекционные приборы в соответствии с Перечнем специального психологического оборудования (приложение № 1).

14. В каждом органе, организации, подразделении МВД России, в котором по штатному расписанию предусмотрена должность психолога, в установленном порядке оборудуется кабинет психологической регуляции.

15. Психологи в установленном порядке включаются в состав:

комиссий по профессиональному психологическому отбору;

комиссий, формируемых для проведения проверок по фактам гибели сотрудников, в том числе при суицидальных происшествиях;

комиссий, формируемых для решения вопросов выдачи оружия сотрудникам на постоянное хранение и ношение;

комиссий, формируемых для определения показаний (противопоказаний) к медико-психологической реабилитации сотрудников.


III. Задачи психологической работы

16. При проведении психологической работы должны решаться следующие основные задачи:

Это интересно:  Срок эксплуатации газового счетчика в частном доме

16.1. Обеспечение профессионального психологического отбора граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, изучение индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников, назначаемых на вышестоящие должности.

16.2. Осуществление социально-психологического мониторинга, участие в формировании благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах, психологическая профилактика конфликтных ситуаций среди личного состава.

16.3. Обеспечение процесса психологической адаптации сотрудников к условиям служебной деятельности, восстановление профессиональной работоспособности личного состава, оказание психологической помощи сотрудникам и членам их семей.

16.4. Проведение психологической подготовки личного состава, направленной на развитие у сотрудников профессионально важных качеств, повышение психолого-педагогической компетентности руководителей (начальников).

16.5. Организация и проведение психологической работы по формированию морально-психологической готовности личного состава к эффективным действиям в особых условиях, осуществление психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности личного состава.


IV. Функции психолога органа, организации, подразделения МВД России

17. Психолог органа, организации, подразделения МВД России:

17.1. Осуществляет мероприятия по формированию и поддержанию морально-психологической готовности сотрудников к выполнению оперативно-служебных задач, сохранению их психического здоровья и профессиональной работоспособности.

17.2. Проводит в установленном порядке психологические обследования, специальные психофизиологические исследования с применением полиграфа 11 , направленные на изучение, анализ и оценку морально-психологических качеств кандидатов на службу, сотрудников.

17.3. Осуществляет изучение морально-психологических качеств сотрудников, претендующих на замещение должностей руководящего состава, прогнозирует успешность их управленческой деятельности, в том числе при ежегодном формировании кадрового резерва.

17.4. Осуществляет подготовку письменных заключений о профессиональной психологической пригодности кандидатов, морально-психологической готовности сотрудников к выполнению служебных обязанностей при назначении на вышестоящие должности.

17.5. Оказывает психологическую помощь сотрудникам, впервые принятым на службу, окончившим образовательные учреждения высшего профессионального образования МВД России по очной форме обучения, в процессе их социально-психологической адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности.

17.6. Проводит занятия по психологической тематике в системе морально-психологической подготовки личного состава с учетом специфики служебной деятельности и характера решаемых задач.

17.7. Осуществляет консультативную работу с руководителями органов, организаций, подразделений МВД России, сотрудниками подразделений по работе с личным составом по психологическим аспектам организации и проведения воспитательной, социальной работы, работы по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава.

17.8. Проводит занятия с руководящим составом подразделений по изучению и практическому применению форм и методов психологической работы при проведении мероприятий морально-психологического обеспечения.

17.9. Осуществляет обучение сотрудников способам индивидуальной диагностики и регуляции психического состояния, оказания первой помощи при острых стрессовых расстройствах, осуществления психологической взаимопомощи.

17.10. Осуществляет анализ психологических особенностей оперативно-служебной деятельности сотрудников, разрабатывает рекомендации руководителям органов, организаций, подразделений МВД России по оптимизации указанной деятельности.

17.11. Разрабатывает предложения руководителям подразделений по работе с личным составом по отбору и расстановке сотрудников с учетом их морально-психологических качеств и групповой совместимости для достижения высоких результатов оперативно-служебной деятельности.

17.12. Осуществляет изучение, анализ и оценку социально-психологического климата в служебных коллективах путем проведения социально-психологических исследований, готовит рекомендации руководителям органов, организаций, подразделений МВД России по оптимизации социально-психологического климата, а также совершенствованию стиля и методов управления сотрудниками.

17.13. Ежегодно проводит психологические обследования сотрудников, изучение их морально-психологической устойчивости, в том числе при допуске их к постоянному хранению и ношению оружия.

17.14. Осуществляет мероприятия психологической работы с сотрудниками по предупреждению профессиональной деформации личности, выявлению лиц, находящихся в кризисном состоянии, и профилактике суицидальных происшествий.

17.15. Обеспечивает функционирование кабинета психологической регуляции в соответствующем органе, организации, подразделении МВД России.

17.16. Принимает участие в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения со всеми категориями сотрудников органов внутренних дел, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (приложение № 2).

17.17. Осуществляет подготовку предложений руководителям органов, организаций, подразделений МВД России по направлению в установленном порядке сотрудников, имеющих нарушения психической адаптации, в медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России для прохождения углубленного обследования и оказания специализированной помощи.

17.18. Принимает участие в проведении проверок по фактам суицидальных происшествий, гибели сотрудников, подготовке рекомендаций руководителям подразделений по минимизации последствий чрезвычайных происшествий, а также их профилактики.

17.19. Принимает участие в установленном порядке в заседаниях аттестационной комиссии, осуществляет подготовку предложений по оценке морально-психологических качеств аттестуемых сотрудников.

17.20. Проводит в установленном порядке психореабилитационную работу, коррекционные мероприятия с сотрудниками, имеющими признаки нарушений психической адаптации, переутомления и других расстройств.

17.21. Осуществляет консультативную работу с сотрудниками по психологическим аспектам оперативно-служебной деятельности, участвует в установленном порядке в составлении психологических портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

17.22. Оказывает консультативную помощь при выработке стратегии и тактики ведения переговоров, участвует в психологическом обеспечении переговорной деятельности по освобождению заложников.

17.23. Участвует в изучении (прогнозировании) социально-психологических явлений, в определении по внешним признакам граждан, имеющих противоправные замыслы, при обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения крупных публичных и массовых мероприятий.

17.24. Проводит консультативную работу с сотрудниками, членами их семей по вопросам профилактики, разрешения и минимизации последствий межличностных конфликтов, учета психологических факторов при осуществлении профессиональной деятельности и регулировании семейно-бытовых отношений.

17.22. Участвует в работе по организации морально-психологического обеспечения личного состава, командируемого в другую местность для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях.

17.23. Оказывает психологическую помощь сотрудникам после выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях, а также в случаях, связанных с гибелью личного состава, применением оружия.

17.24. Документирует результаты профессиональной деятельности в соответствии с Порядком ведения служебной документации (приложение № 3).


V. Полномочия психолога органа, организации, подразделения МВД России

18. Психологу органа, организации, подразделения МВД России в целях решения профессиональных задач и осуществления возложенных функций предоставлены следующие полномочия:

18.1. Запрашивать из органов, организаций, подразделений МВД России документы, справочные и другие материалы, необходимые для проведения мероприятий психологической работы, а также использовать в установленном порядке имеющиеся базы данных.

18.2. Готовить предложения по совершенствованию организации психологической работы с сотрудниками органов, организаций, подразделений МВД России, в том числе материально-технического и научно-методического обеспечения данной деятельности.

18.3. Осуществлять взаимодействие с психологами других органов, организаций, подразделений МВД России, представителями подразделений психологической работы органов государственной власти и общественных объединений по вопросам профессиональной деятельности.

18.4. Принимать в установленном порядке участие в проведении проверок организации морально-психологического обеспечения в подчиненных органах, организациях, подразделениях МВД России при инспектировании, контрольных проверках и целевых выездах.

18.5. Знакомиться в установленном порядке с личными делами сотрудников.

18.6. Принимать участие в работе научно-практических конференций и семинаров, тематика которых связана с совершенствованием психологической работы.

18.7. Осуществлять иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.


VI. Оформление, использование и хранение информации, полученной в результате проведения мероприятий психологической работы

19. На основании проведенного психологического обследования, в том числе СПФИ, психолог составляет письменное заключение. В нем должно быть изложено: дата, время и место проведения обследования (исследования); фамилия, имя, отчество психолога, сведения о его профессиональном образовании (диплом о высшем образовании, специальность), квалификации (диплом о дополнительном образовании или свидетельство о присвоении или повышении квалификации), стаж работы в качестве психолога, занимаемая должность; сведения об обследуемом лице (фамилия, имя, отчество, дата рождения), результаты обследования (исследования) с указанием примененных методов (методик) и средств, оценку полученных результатов, факторы риска девиантного (общественно опасного) поведения (в случае их выявления), дату составления заключения, его номер и выводы.

20. При наличии в заключении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, или служебной информации ограниченного распространения оно должно иметь соответствующий гриф секретности или пометку «Для служебного пользования».

21. Информация, полученная в результате проведения обследований (исследований) и иных мероприятий психологической работы 12 , является конфиденциальной (служебной тайной).

22. Доступ к психологической информации имеют:

22.1. Руководители органов, организаций, подразделений МВД России.

22.2. Руководители подразделений по работе с личным составом.

22.3. Руководители подразделений психологической работы.

22.4. Сотрудники, с которыми осуществлялись мероприятия психологической работы.

23. Сотрудники, указанные в подпункте 22.4 Положения, могут получить психологическую информацию по запросу, только в части их касающейся.

24. Доступ иных должностных лиц к психологической информации может быть осуществлен только в случаях, предусмотренных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

25. Психологическая информация направляется лицам, указанным в подпунктах 22.1-22.4 Положения, в течение 10 суток со дня проведения мероприятий психологической работы.

26. Получение, хранение, передача, обезличивание и любое другое использование психологической информации, содержащей персональные данные обследованного лица, осуществляются в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

27. Полученные в результате проведения мероприятий психологической работы документальные материалы хранятся в органе, организации, подразделении МВД России, в котором проходит службу (работает) психолог.

28. Результаты социально-психологических исследований, включая степень авторитетности сотрудников в служебных коллективах, в обязательном порядке учитываются при назначении их на руководящие должности.

29.1. Принимать решения, затрагивающие права и законные интересы кандидатов на службу, сотрудников, которые основаны на психологической информации, полученной исключительно в результате ее автоматизированной обработки.

29.2. Распространять персональные данные обследованного лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

3 Далее — «Положение».

4 Далее — «сотрудники».

5 Далее — «органы, организации, подразделения МВД России».

6 В соответствии с подпунктом 4.7 Руководства по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 11.02.2010 № 80.

7 Далее — «психологи».

8 Далее — «ДГСК МВД России».

9 В соответствии с пунктом 66 Руководства по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 11.02.2010 № 80.

10 Далее — «оружие».

12 Далее — «психологическая информация».

Приложение № 3
к Положению об основах организации

психологической работы в органах внутренних дел

Порядок ведения служебной документации

1. Порядок ведения служебной документации 14 устанавливает виды служебных документов, образующихся в профессиональной деятельности психолога органа, организации, подразделения МВД России 15 , а также требования к их ведению и хранению.

2. Служебные документы психолога в зависимости от назначения и особенностей их ведения подразделяются на следующие виды:

2.1. Журналы учета работы психолога органа, организации, подразделения МВД России 16 .

2.2. Накопительные папки.

2.3. Психологические паспорта (базы данных) на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации 17 .

3. Ведение журналов учета и накопительных папок является обязательным.

4. Ведение психологических паспортов может осуществляться только при условии обеспечения конфиденциальности изложенных в них сведений.

5. Формы служебных документов психолога устанавливаются Департаментом государственной службы и кадров МВД России.

6. Хранение журналов учета вместе со служебными документами психолога, указанными в подпунктах 2.2-2.3 Порядка, не допускается.

7. В накопительных папках подлежат хранению:

7.1.1. Из приказов, распоряжений, писем МВД России, регламентирующих организацию психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации, соответствующих приказов, распоряжений, писем органа, организации, подразделения МВД России, в котором проходит службу (работает) психолог.

7.1.2. Из планов основных организационных мероприятий соответствующего органа, организации, подразделения МВД России в части, касающейся организации психологической работы на конкретный период (полугодие, год).

7.1.3. Из планов мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе инспекторских (контрольных) проверок и целевых выездов в части, касающейся организации психологической работы.

7.1.4. Из планов проведения занятий по морально-психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации[18], в том числе командируемых для несения службы в особых условиях.

7.2. Планы (графики):

7.2.1. Мероприятий по профилактике суицидальных происшествий среди личного состава на конкретный период.

7.2.2. Проведения социально-психологических исследований в служебных коллективах 19 на конкретный период.

7.2.3. Проведения реабилитационных мероприятий с сотрудниками соответствующего органа, организации, подразделения МВД России.

7.3. Заключения (справки) по результатам:

7.3.1. Психологических обследований кандидатов на службу (учебу), сотрудников, в том числе при решении вопросов, указанных в пункте 10 Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации.

7.3.2. Проведения специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа 20 .

7.3.3. Исследования морально-психологического состояния сотрудников, социально-психологического климата в служебных коллективах.

7.3.4. Изучения рейтинга руководящего состава подразделений с предложениями и рекомендациями по оптимизации социально-психологических процессов и явлений в служебных коллективах с неблагоприятным (неустойчивым) климатом.

7.3.5. Инспекторских (контрольных) проверок и целевых выездов в подчиненные органы, организации, подразделения МВД России в части, касающейся организации психологической работы, в том числе справки об устранении выявленных недостатков.

7.3.6. Проверок по фактам суицидальных происшествий.

7.4. Заключения (справки):

7.4.1. Центров психофизиологической диагностики медико-санитарных частей органов, организаций, подразделений МВД России.

7.4.2. Психолога центра профессиональной подготовки органа, организации, подразделения МВД России на стажеров, завершивших специальное профессиональное обучение.

7.5. Рабочие материалы психологических обследований, СПФИ и СПИ, в том числе:

7.5.1. Заполненные бланки.

7.5.2. Опросные листы.

7.5.3. Варианты инструкций и регистрационных бланков.

7.5.4. Ключи к интерпретации результатов психологического обследования, СПИ.

7.5.5. Электронные носители, содержащие аудио- и (или) видеозаписи психологических обследований, СПФИ и СПИ.

Это интересно:  Заявление на возврат госпошлины в суд

7.5.6. Полиграммы СПФИ.

7.5.7. Результаты и интерпретация автоматизированных систем обработки данных.

7.6. Планы-конспекты групповых сеансов психологической коррекции, тренингов, занятий по психологической тематике в системе морально-психологической подготовки, а также перечень вопросов к зачету по итогам обучения.

7.7. Докладные записки (рапорты) руководителей органов, организаций, подразделений МВД России о целесообразности организации психологической работы с конкретными сотрудниками; списки стажеров и сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании, с указанием причин, по которым с ними осуществляется психологическая работа.

7.8. Копии сопроводительных документов на сотрудников при направлении их в медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, программы психологической помощи (медико-психологической реабилитации).

7.9. Рабочие материалы психологического консультирования сотрудников.

7.10. Отчеты о результатах деятельности психолога по форме «3-ПС».

7.11. Докладные записки и иные материалы, связанные с организацией психологической работы.

8. Ведение документов, указанных в подпунктах 7.3.1, 7.3.2, 7.3.4, 7.4.2 Порядка может осуществляться в обезличенном виде, с присвоением обследуемому лицу персонального кода по журналу учета.

9. Срок хранения служебных документов психолога — 5 лет.

14 Далее — «Порядок».

15 Далее — «служебные документы психолога».

16 Далее — «журналы учета».

17 Далее — «психологические паспорта».

18 Далее — «личный состав» или «сотрудники».

Психологическая служба в Министерстве внутренних дел

Структура психологической службы Министерства внутренних дел (МВД). Основы организации психологической службы, ее задачи, функции и инструментарий их реализации. Профессиональные качества сотрудников психологической службы МВД, система их подготовки.

Рубрика Психология
Вид отчет по практике
Язык русский
Дата добавления 27.04.2016
Размер файла 26,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский академический университет управления и экономики

Институт гуманитарных и социальных наук

Кафедра педагогики, психологии и природоведения

Введение в профессию

Психологическая служба в Министерстве внутренних дел

Выполнил: Кезин Е.О

Студент 1 курса

Санкт-Петербург 2015 год

Психологическая служба в МВД

Иерархически организованная система специализированных подразделений — аппаратов управления и практических работников, профессиональная деятельность которых направлена на психологическое обеспечение МВД.

В структуру психологической службы входят:

— на федеральном уровне — отдел психологического обеспечения деятельности ОВД Управления по работе с личным составом Главного управления кадров МВД России;

— на региональном уровне — ПС МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и ведомственных учебных заведений;

— на исполнительском (низовом) уровне — подразделения психологического обеспечения, центры психологической диагностики, психологи в составе кадровых аппаратов органов внутренних дел и подразделений внутренних войск МВД России.

Профессиональный праздник российских психологов — 22 Ноября

День психолога в России появился в 1994 году. С инициативой учреждения профессионального праздника выступил факультет психологии МГУ на учредительном съезде российского психологического общества, который проходил в Москве 22 ноября 1994 года. Надо заметить, что и решение об открытии первого факультета психологии Московского университета тоже было принято 22 ноября 1966 года. Так что эта дата для российской психологии действительно знаменательная.

Основы организации психологической службы

Одним из условий успешного функционирования психологической службы является научно обоснованное проектирование ее организационной структуры. Как скелет живого существа определяет его форму, особенности движения, так и организационная структура задает целостность психологической службы, ее место в конкретной организации и ведомстве.

При проектировании и формировании организационной структуры необходимо решить по крайней мере три задачи: утвердить штаты психологов; определить статус службы (самостоятельное подразделение или в составе другого подразделения); распределить функции и полномочия на различных уровнях управленческой иерархии.

Психологическая служба начинает комплектоваться на «земле», в органах и подразделениях, осуществляющих непосредственный контакт с гражданами, т.е. на низовом, муниципальном уровне — в городских и районных отделах внутренних дел, судах, исправительных учреждениях и т.п. психологический мвд служба подготовка

Штаты любой службы, в том числе психологической, определяют исходя из объема предполагаемой работы и существующих (устанавливаемых) нормативов. С учетом экономических трудностей в обществе введение одной-двух единиц должностей психолога в организациях численностью до 500 человек можно рассматривать как определенный прогресс в становлении службы.

В исправительных учреждениях Минюста России психологи для работы с осужденными могут вводиться из расчета один специалист на 300 человек спецконтингента. В одном учреждении численность психологов может достигать 5—7 человек, хотя на практике это бывает редко.

Если в организации всего один-два психолога, они входят в состав другого функционального подразделения. Решая с научных и практических позиций вопрос о том, в какое подразделение включать психолога, разумно исходить из принципа функциональной совместимости: психологи должны входить в штаты той службы, функции которой больше всего соответствуют функциям практических психологов. Когда основное направление их деятельности — психологическое обеспечение работы с кадрами, то, естественно, их включают в состав отдела кадров или по работе с личным составом (воспитательный отдел), как, например, это делается в Министерстве внутренних дел России. Если перед новой службой ставят задачу психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности (например, ресоциализация осужденных в исправительных учреждениях), то психологи передаются в соответствующую службу, но работа с личным составом в этом случае в большинстве подразделений не ведется.

Вместе с тем в отдельных регионах в исправительно-трудовых учреждениях накоплен опыт создания психологической службы как самостоятельного структурного подразделения, которое подчиняется непосредственно начальнику учреждения. В этих регионах направления работы психолога существенно расширяются, а статус возрастает.

Различен статус, а следовательно, и степень самостоятельности, у групп психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных заведениях правоохранительных органов. В одних юридических институтах психологические группы входят в состав отдела кадров, в других — учебного отдела, в третьих — имеют самостоятельный статус (например, в Санкт-Петербургском университете МВД России).

Таким образом, на нижнем уровне управленческой системы психологическая служба функционирует в различных модификациях, что отражает направленность решаемых задач, численность психологов, особенности конкретной организации.

На региональном уровне управления (областном, республиканском) в правоохранительных органах создается подразделение (группа) по руководству психологами низового уровня. Руководитель группы выполняет функции главного психолога соответствующего ведомства субъекта Федерации, например, управления органами, исполняющими наказания области. На такую группу возлагаются следующие функции:

— подбор практических психологов для нижестоящего уровня системы управления и оказание научно-методической помощи в их становлении;

— текущий контроль за состоянием работы практических психологов в подведомственных подразделениях;

— обобщение положительного опыта лучших психологов и его распространение;

— организация постоянно действующих семинаров для практических психологов;

— ежеквартальное или полугодовое подведение итогов работы региональной психологической службы и направление отчетов в министерство.

Имеется опыт создания иной модели региональной психологической службы, когда на нее возлагаются не столько управленческие функции, сколько исполнительские — психологическое обеспечение деятельности нижестоящих организаций или по крайней мере тех, где не созданы психологические службы. При таком подходе на психологическую группу приходится достаточно большая численность сотрудников, которые нуждаются в психологическом обеспечении. В этой ситуации применяется «челночная» тактика. Группа поочередно выезжает в нижестоящие подразделения и проводит психологическое обследование личного состава, психокоррекционные мероприятия, индивидуальное и групповое консультирование.

На этапе становления психологической службы данная модель имеет ряд достоинств. Она позволяет укомплектовать в областном (республиканском) центре небольшую, но квалифицированную группу психологов. Решить кадровую проблему сразу в масштабе региона достаточно сложно. Кроме того, работа в группе более эффективна, так как имеются взаимная поддержка, обмен опытом, взаимозаменяемость, можно оказывать противодействие лицам, не понимающим сути психологической службы. Слабость данной модели функционирования службы — отсутствие постоянной работы с коллективами, восприятие приходящего психолога как «чужого», «контролера», а не как «своего», постоянно находящегося среди сослуживцев.

Эффективность функционирования психологической службы возрастает, повышается ее целостность, если на федеральном уровне также создается психологическая группа или подразделение, а ее руководитель одновременно назначается главным (ведущим) психологом.

На психологические подразделения федерального уровня целесообразно возлагать следующие функции:

— стратегическое руководство всеми подразделениями, выполняющими психологическую работу, и координацию их деятельности;

— разработку научно обоснованных концепций дальнейшего развития психологической службы в масштабах ведомства;

— подготовку нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность службы на» всех уровнях;

— централизованное обеспечение психологической службы современными пособиями, психодиагностическими и психокоррекционными методиками, издание специальных журналов, бюллетеней, проведение всероссийских конференций;

— организацию централизованной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов-психологов;

— ежегодный сбор и анализ информации о деятельности психологической службы;

— обобщение и распространение положительного опыта (отечественного и зарубежного).

Таким образом, организационная структура психологической службы ведомства должна носить иерархический характер с оптимальным сочетанием централизации и децентрализации властных полномочий и ответственности.

В системе МВД психологи играют немаловажную роль. В полиции их поле деятельности очень широко: от диагностики кандидатов на службу и контроля социально-психологического климата в подразделениях до индивидуальной помощи.

В первую очередь психологи принимают участие в проведении профессионального отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел, проводят необходимые тестирования по формированию кадрового резерва, при назначении сотрудников на вышестоящие руководящие должности, командирования полицейских для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях, также проводят социально-психологические тренинги в подразделениях и многое другое.

Работа психолога в системе МВД принципиально во многом отличается от работы гражданского психолога.

То есть цель (миссия) психологической службы — использование достижений психологической науки в практической деятельности правоохранительных органов для повышения ее эффективности. По сути речь идет об интеллектуализации и гуманизации деятельности правоохранительных органов.

Перед психологической службой в правоохранительных органах стоят две главные задачи:

— первая — повышение психологической надежности сотрудников и более полное использование их психологического потенциала.

— вторая — оказание психологической помощи сотрудникам в решении оперативно-служебных задач.

В соответствии с этими задачами психологическая служба осуществляет два направления деятельности, психологическое обеспечение работы с сотрудниками правоохранительных органов и психологическое обеспечение оперативно-служебных задач.

Первое направление предполагает: профессиональную ориентацию и психологический отбор кадров; оказание психологической помощи в расстановке и профессиональной адаптации молодых сотрудников; повышение психологической компетентности и развитие личности сотрудников; диагностику морально-психологического климата в коллективе и профилактику деструктивных явлений; психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение и участие в аттестации сотрудников; управленческое консультирование; психологическое консультирование сотрудников и членов их семей.

Второе направление — оказание психологической помощи сотрудникам в решении оперативно-служебных задач — включает: изучение социально-психологических явлений в регионе, влияющих на состояние правопорядка в регионе; психологическое консультирование сотрудников при решении текущих оперативно-служебных задач; проведение судебно-психологической экспертизы; психологическое обеспечение несения службы в экстремальных условиях; психологическое обеспечение переговорной деятельности в ситуации захвата заложников и при угрозе террористических актов; разработку психологических портретов серийных убийц; осуществление индивидуально-профилактической работы; психологическое сопровождение уголовно-исполнительного процесса в пенитенциарных учреждениях и др.

В какой то мере психологическая служба ориентирована на то или иное направление деятельности, в какой степени в функциональных обязанностях психологов представлены те или иные задачи, зависит от конкретного ведомства, региона, сложившихся традиций, профессиональной компетентности психологов, их численности.

Основные психологические функции и инструментарий их реализации

Психологическая функция, во-первых, содержит уже в самом названии определенную цель и, во-вторых, каждая функция предполагает применение и наличие однородных научно обоснованных средств и методов ее реализации. Рассмотрим кратко эти функции.

— В качестве инструментария в процессе психодиагностики используются методы беседы, наблюдения в значимых ситуациях, изучения продуктов деятельности, тестирование и др.

— Психологическая диагностика — целенаправленное изучение индивидуальных особенностей личности и социально-психологических явлений в группах (коллективах, неформальных объединениях). Психологическая диагностика проводится с целью профессионального отбора и аттестации, проведения психологического консультирования, психокоррекционной работы и развития личности.

Психологическая коррекция — психологическое воздействие на личность с целью устранения негативных тенденций в ее развитии (акцентуаций, стрессовых состояний и др.

Развитие личности — целенаправленная работа психолога по формированию профессионально-волевых качеств и психологических умений (коммуникативных, мыслительных, саморегуляции и т.п.), осуществляемая в процессе профессиональной деятельности, специальной психологической подготовки, проведения социально-психологических тренингов, саморазвития личности.

Психологическая профилактика — целенаправленная систематическая работа психолога совместно с руководителями подразделений по предупреждению негативных явлений среди личного состава, выявлению группы риска (по различным основаниям) и проведению с ней психокоррекционной работы.

Психологическое просвещение — повышение компетентности и культуры сотрудников в решении психологических проблем и понимании сущности психологической службы.

Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обращающимся сотрудникам и гражданам в осознании ими природы их затруднений, в анализе психологических проблем и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

Профессиональные ценности сотрудников психологической службы во многом совпадают с общепринятыми ценностями работников правоохранительных органов. Вместе с тем каждая служба имеет свой профессиональный менталитет. Профессиональные ценности судей отличаются от ценностей прокурорских работников; работники медвытрезвителя по-другому оценивают жизненные факты, чем следователи. Для практических психологов главной профессиональной ценностью выступает личность, ее уникальность, способность к саморазвитию. Психолог в правоохранительных органах руководствуется не только правовыми, но и этическими нормами (кодексом профессиональной этики).1 В соответствии с данным кодексом он может использовать в своей работе лишь те методы, которые прошли апробацию в рамках современной психологической науки и не являются опасными для здоровья личности. Это особо актуально для пенитенциарных учреждений, ибо осужденным свойственно приписывать сотрудникам (даже психологу) карательные притязания.

Это интересно:  Амортизация в бухгалтерском балансе

Психолог должен обеспечивать конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от клиента на основе «личного доверия». Психолог обязательно предупреждает обследуемого о том, кто и для чего может использовать результаты тестирования (например, при аттестации сотрудника).

Сведения, собранные психологом в ходе профессиональной деятельности, не должны использоваться в интересах третьих лиц. Психологу надо осознавать, что порой им манипулируют, с его помощью пытаются уволить или перевести в другую службу «неугодного» сотрудника.

Нормативно-правовое обеспечение психологической службы — одно из важных условий ее функционирования.

В нормативно-правовой регламентации нуждаются такие вопросы, как квалификационные требования к психологу, должностной статус (функциональные обязанности, права, ответственность), нормативы нагрузки (среднее время, которое отводится на психологическое обследование, на консультирование), профессионально-этические нормы, критерии оценки, система отчетности, порядок взаимодействия с другими службами.

Развитая нормативно-правовая база не только регламентирует порядок работы психолога, но и выступает средством их правовой защиты при обвинении в неправомерности действий.

Опыт показывает, что психологическая служба начинает развиваться более стремительно, не отторгается как инородное тело, если она официально включается в качестве элемента более общей концепции развития правоохранительных органов (или конкретного ведомства, учреждения). Например, в МВД России меры по развитию психологической службы входят в качестве составного элемента в концепцию кадровой политики, утвержденной на коллегии министерства и объявленной соответствующим приказом. Это придает значимость идее развития психологической службы, повышает активность энтузиастов и снимает психологический барьер у консерваторов.

Одно из главных условий эффективного функционирования психологической службы — качественный состав психологов. Он определяется двумя составляющими: личностными качествами и профессионально-психологической компетентностью (подготовленностью).

Применительно к психологам порой бывает уместной поговорка «Сапожник — без сапог». Осуществляя психологический отбор сотрудников, сами психологи иногда оказываются лишенными профессионально важных качеств. Учитывая данное обстоятельство, учеными как правоохранительных органов, так и других ведомств ведутся целенаправленные исследования по разработке профессиограммы психолога и ее составляющей — психограммы личности.

Так, по данным Е.А. Аминова, М.В. Молоканова, в качестве интегрального, профессионально важного качества личности психолога отмечается способность к социальной фасилятивности, т.е. умение снимать психологический барьер в процессе общения; создавать атмосферу доброжелательности, включенности и доверия к собеседникам.

Фасилятивный эффект оценивается квалифицированными экспертами в процессе наблюдения за практическим психологом с помощью четырех биполярных графических шкал:

— общительность (готовность к контакту),

— смелость (умение поддерживать контакт, открытость),

— тактичность (умение чувствовать контекст ситуации),

— интеллектуальность (умение логически обосновывать свою аргументацию).

Авторы показали, что данное свойство коррелирует с оценкой успешности обучения и профессиональной деятельностью.

Английский психолог Р. Кеттелл, используя свой личностный опросник (16-PF), показал, что эффективность деятельности психологов-практиков (психотерапевтов) существенно коррелирует с такими свойствами, как общительность, интеллект, социальная смелость.

В наших исследованиях установлено, что успешность деятельности психологов уголовно-исполнительной системы положительно связывается, кроме названных качеств, с такими, как эмоциональная устойчивость, нормативность поведения и способность к контролю. Однако общепринятой психограммы личности психолога пока не существует.

Профессиональная компетентность практических психологов зависит от базового психологического образования и понимания специфики деятельности правоохранительных органов.

К сожалению, в настоящее время качественный состав психологов не в полной мере соответствует потребностям практики и уровню развития психологической науки.

Для успешной подготовки квалифицированных психологов целесообразно создать непрерывную многоплановую систему, включающую в себя следующие формы:

* четырехлетняя подготовка (в настоящее время она ведется только на психологическом факультете Рязанского института экономики и права для уголовно-исполнительной системы);

* двухгодична» (очно-заочная форма) — для лиц, имеющих высшее не психологическое образование и желающих получить вторую специальность и государственный диплом;

Специфика службы в полиции такова, что требования очень высоки не только к профессиональным и физическим данным каждого сотрудника, к его ответственности за слова и поступки, но и к характеру и образу жизни. Для сотрудников является обязательным: психологическая подготовка и навык правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.

С руководством и личным составом психологи проводят тематические занятия по морально-психологической подготовке, обучают приемам и способам саморегуляции психического состояния, личной безопасности сотрудников ОВД.

На постоянной основе проводится индивидуальная работа с сотрудниками спец. подразделений.

Развитие психологической службы

Развитие психологической службы идет по следующим направлениям:

— повышение статуса ПС в решении насущных вопросов ОВД;

— повышение статуса психолога;

— совершенствование системы оценки психологического состояния личного состава;

— поиск и использование новых методов и технологий работы с людьми; повышение уровня взаимодействия между различными подразделениями ПС;

— укрепление и подготовка кадрового потенциала;

— совершенствование материально-технической базы;

— развитие научно-методической базы;

— совершенствование психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности;

— осуществление комплекса мероприятий по психологическому сопровождению оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности;

— применение психологических знаний в решении задач борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.

Не маловажную роль играет материально-техническая база. Это предпосылка успешного функционирования психологической службы. Для доверительного общения психолога с сотрудниками и кандидатами на службу ему необходим отдельный рабочий кабинет. Его рабочее место должно быть оборудовано компьютером для обработки результатов тестирования, накопления психологической информации. Во многих подразделениях правоохранительной системы уже функционируют типовые кабинеты психологической релаксации, созданы классы для проведения социально-психологических тренингов и видеотренингов. Это существенно повышает результативность работы психологов.

Говоря о материально-технической базе психологической службы, нельзя обойти молчанием вопрос ее финансирования. К сожалению, во многих ведомствах служба создается по так называемому остаточному принципу. Речь идет о том, что должности психологов вводятся за счет вакантных должностей в других службах, не выделяются дополнительные денежные ресурсы. Это, безусловно, сдерживает более активное развитие психологической службы. Целесообразно централизованно пересмотреть распределение денежных ресурсов внутри ведомства и узаконить финансирование психологической службы. Для развития материально-технической базы важно использовать местный бюджет, спонсорскую помощь, а также предоставить возможность самим психологам оказывать платные услуги населению.

На начало 2002 года ПС МВД России насчитывала более 2100 должностей психологов. В среднем по органам внутренних дел на 1 психолога приходится около 600 сотрудников. В течение ряда лет создавалась и совершенствовалась материально-техническая база ПС. Ныне в распоряжении психологов более 700 комнат психологической регуляции, оборудованных видео-музыкальной аппаратурой и специальными техническими средствами психологической работы; 1200 рабочих кабинетов с компьютерной техникой, профессиональными библиотеками и наборами методик. Большое значение имеет комплектование службы квалифицированными кадрами. Основная подготовка специалистов психологического профиля осуществляется сегодня на шестимесячных курсах во Всероссийском институте повышения квалификации МВД России (около 50 психологов в год). Функционируют краткосрочные (двухнедельные и двухмесячные) курсы переподготовки психологов на базе ведомственных образовательных учреждений по региональному принципу с выдачей соответствующих сертификатов, удостоверяющих уровень подготовленности специалиста.

Психологи имеют огромный опыт работы в чрезвычайных условиях: в 1992 году в разрешении Осетино-ингушского конфликта, в 2004 году в террористическом акте в Беслане, 2008 году война в Южной Осетии, наводнение в Краснодарском крае в городе Крымск в 2012 году, принимают необходимые меры по улучшению психологической обстановки и оказанию помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, также психологи выезжают в командировки, где от них требуется проявление профессиональных знаний, умений и навыков.

Психологическая служба помогает иерархически организовать систему специализированных подразделений — аппаратов управления и практических работников, профессиональная деятельность которых направлена на психологическое обеспечение МВД.

2 Дебольский М.Г. Разработка профессиограммы психолога и ее использование при профотборе специалистов. — М., 1996.

Типовая должностная инструкция старшего психолога (психолога) подразделения вневедомственной охраны

1. Общие положения

Настоящая должностная Инструкция определяет полномочия и порядок работы старшего психолога (пси­холога) подразделения вневедомственной охраны.

Основной целью деятельности психолога являет­ся формирование высокого уровня психологической го­товности личного состава к выполнению служебных за­дач на основе обеспечения его психологической устойчи­вости и развития профессионально-важных психологи­ческих качеств.

Вопросы введения должностей, финансового, ма­териально-технического, иных видов довольствия и обес­печения деятельности психологов решаются в соответствии с действующими нормативными актами МВД России.

Должность психолога замещается в соответствии с Приказом МВД России № 180 от 08.04.96 лицами, имею­щими высшее психологическое образование или специа­листами с высшим педагогическим, медицинским, юри­дическим образованием, проявляющими склонность к пси­хологической работе с личным составом и по своим инди­видуальным качествам способными её выполнять после подготовки по специальности «практический психолог».

1.5. Основными направлениями деятельности психолога являются:

2. психологическое обеспечение работы с личным составом;

3. психологическое обеспечение служебной деятельности.

3.1. Основными видами деятельности практического

психологическая пропаганда и обучение.

9.1. В своей деятельности психолог руководствуется конституцией Российской Федерации, Законом РСФСР «О милиции», другими законами и нормативными актами Российской Федерации, Министерства внутренних дел

России, территориальных органов государственной влас­ти и управления, а также настоящей Инструкцией.

Психолог непосредственно подчиняется заместите­лю начальника подразделения вневедомственной охраны по работе с личным составом, а по вопросам психологичес­кой работы — вышестоящему руководству психологичес­кой службы.

Психолог несёт персональную ответственность за состояние и результаты своей работы. Возложение на него должностных обязанностей, не предусмотренных настоя­щей Инструкцией, не допускается.

10. Должностные обязанности психолога

10.1. Работа с кадрами:

Анализирует результаты психодиагностическо­го обследования кандидатов на службу.

Проводит психологическое обследование сотруд­ников и разрабатывает предложения по индивидуально-воспитательной работе с ними;

Организует занятия по психологической тема­тике в системе служебной подготовки.

С учётом уровня развития психологических качеств сотрудников и специфики служебной деятельнос­ти разрабатывает предложения и участвует в проведении психологической подготовки личного состава;

Разрабатывает предложения по социально-пси­хологической адаптации молодых сотрудников;

Участвует в работе кадровой и аттестационной комиссии подразделения вневедомственной охраны.

Изучает социально-психологический климат и стиль руководства в служебных коллективах.

Проводит анализ психологических причин те­кучести кадров, нарушений дисциплины и законности, заболеваемости, самоубийств, профессиональных затруд­нений и ошибок сотрудников.

выделяет факторы служебной деятельности, социально-бытовые условия, негативно влияющие на пси­хологическое состояние и профессиональную деятельность личного состава.

Контролирует психологическое состояние сотруд­ников, организует в пределах своей компетенции проведение психокоррекционных и реабилитационных мероприятий.

10.1.11. Ведёт индивидуально-психологическое консультирование сотрудников и членов их семей.

10.1.12. Оказывает психологическую поддержку сотруд­никам после выполнения ими служебных задач в экстре­мальных условиях.

10.2. Участвуя в решении служебных задач, психолог:

Консультирует сотрудников по психологичес­ким аспектам этих задач.

Готовит предложения по решению вопросов, требующих профессиональной компетенции психолога.

Использует нетрадиционные методы решения служебных задач, раскрытия преступлений;

При чрезвычайных ситуациях выполняет обя­занности в соответствии с Приказом МВД России от 12.01.96 № 320.

10.3. Разрабатывает и ведёт:

10.3.1. Планы работы и отчёты по установленной форме.

10.3.2. Журналы, карточки учёта лиц, прошедших обследование или получивших консультации; в журнал заносятся: шифр каждого обследуемого, повод проведения работы с сотрудником, выводы и рекомендации.

10.3.3. Списки лиц, отнесённых к группе риска.

Психолог (ответственный за кабинет психологи­ческой регуляции) организует и обеспечивает по распоря­жению начальника вневедомственной охраны, функцио­нирование указанного кабинета.

В установленном порядке предоставляет заявки на финансовое, материально-техническое, иные виды обес­печения психологической работы.

11. Права по должности

Получает в установленном порядке информацию, необходимую для выполнения им должностных обязан­ностей.

Выбирает формы, средства и методы деятельнос­ти, учитывая при этом актуальные потребности вневедом­ственной охраны.

Имеет изолированное, специально оборудованное рабочее место.

Приобретает необходимые научные и методичес­кие материалы, включая периодические издания по спе­циальности;

По согласованию с руководством вневедомствен­ной охраны, привлекает специалистов, не состоящих в штате подразделения вневедомственной охраны для про­ведения консультационной и методической работы, а так­же мероприятий, требующих особой квалификации.

Вносит предложения руководству о временных изменениях в режим труда и отдыха сотрудников, а так­же о предоставлении краткосрочного отпуска сотрудни­кам по психологическим показаниям.

использует конфиденциальную информацию в пределах своего профессионального статуса.

Проходит в установленном порядке переподготов­ку и повышение квалификации.

Участвует в научно-исследовательских и практи­ческих мероприятиях по проблемам психологического обеспечения жизнедеятельности личного состава.

12. Взаимоотношения и взаимозаменяемость по долж­ности:

Обеспечивает взаимодействие с центром психо­диагностики, здравпунктом органа внутренних дел, с дру­гими психологическими и медицинскими подразделения­ми, учебными, научными учреждениями и организация­ми системы МВД, а также иными ведомствами по вопро­сам психологического обеспечения личного состава и опе­ративно-служебной деятельности.

В целях обобщения передового опыта использует средства массовой информации.

В отсутствие старшего психолога психолог вы­полняет его обязанности.

Заместитель Генерального прокурора

Российской Федерации государственный

советник юстиции 1 класса А.А. Розанов «29» июля 1998 г.

Статья написана по материалам сайтов: rg.ru, otherreferats.allbest.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector