Стадии конституционного судебного процесса
Конституционный судебный процесс – это урегулированная нормами конституционного права деятельность Конституционного Суда и участвующих в деле лиц и других участников процесса по поводу разрешения дел, являющихся предметом разбирательства федерального органа конституционной юстиции.
Выделяют следующие стадии конституционного судопроизводства:
1) внесение обращения в Конституционный Суд РФ;
Обращение в форме ходатайства, жалобы или запроса в Конституционный Суд – это повод к рассмотрению дела в Конституционном суде. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
2) предварительное рассмотрение обращения;
Данная стадия конституционного судопроизводства имеет целью проверку обращения заявителя в конституционный суд на соответствие его требованиям закона как по материальным, так и формальным основаниям.
Секретариат Конституционного Суда проверяет поступившее обращение на соответствие требованиям, предъявляемым ФКЗ (подведомственность, уплата госпошлины, надлежащая форма, подача заявления надлежащим органом или лицом). В случае несоответствия требованиям Секретариат уведомляет об этом заявителя.
Председатель суда поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения. Предварительное изучение обращения судьей предполагает в соответствии с частью второй статьи 36 Закона обязательную проверку наличия основания к его рассмотрению Судом, каковым является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации закон и другие нормативные акты, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации и т.д., т.е. неопределенность по вопросам, составляющим компетенцию Конституционного Суда
3) принятие Конституционным Судом обращения к рассмотрению либо его отклонение;
Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями).
О принятом Конституционным Судом Российской Федерации решении уведомляются стороны.
В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд Российской Федерации может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Федерации до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:
1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;
2) обращение в соответствии с требованиями настоящего Федерального конституционного закона не является допустимым;
3) по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона.
В случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Российской Федерации производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.
Обращение, предварительное изучение которого завершено, вносится в повестку дня заседания Конституционного Суда по представлению судьи, проводившего его изучение.
Стадии конституционного судопроизводства
Судебно-конституционный процесс состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий. Стадия — относительно единый комплекс процессуальных действий заявителей конституционного суда, участников судебно-конституционного процесса, протекающих во времени и направленных на решение конкретной процессуальной задачи.
Последовательность наступления стадий преследует конечную цель — вынесение конституционным судом итогового решения по делу и его исполнение.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. в сравнении с Законом РСФСР от 12 июля 1991 г. более четко определяет следующие стадии судебно-конституционного процесса:
- * внесение обращения в Конституционный Суд РФ и его рассмотрение Секретариатом Конституционного Суда РФ;
- * предварительное рассмотрение обращения и его принятие (либо отказ в принятии обращения к рассмотрению);
- * подготовка к судебному разбирательству;
- * судебное разбирательство;
- * принятие итогового решения, его провозглашение, опубликование и вступление в силу;
- * исполнение решения Конституционного Суда РФ.
Каждая из названных стадий может состоять из подстадий
Стадии конституционного судопроизводства
Судебно-конституционный процесс состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий. Стадия — относительно единый комплекс процессуальных действий заявителей конституционного суда, участников судебно-конституционного процесса, протекающих во времени и направленных на решение конкретной процессуальной задачи. Последовательность наступления стадий преследует конечную цель — вынесение конституционным судом итогового решения по делу и его исполнение.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. в сравнении с Законом РСФСР от 12 июля 1991 г. более четко определяет следующие стадии судебно-конституционного процесса:
1. Внесение обращения в Конституционный Суд РФ и его рассмотрение Секретариатом Конституционного Суда РФ;
Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).
В обращении должны быть указаны данные, установленные ст. 37 ФКЗ.
Выплачивается гос. пошлина.
Рассмотрение обращений, поступивших в Конституционный Суд (далее — обращения), после их регистрации в установленном Инструкцией по делопроизводству в Конституционном Суде (далее — Инструкция по делопроизводству) порядке осуществляется сотрудниками соответствующих подразделений Секретариата Конституционного Суда. Порядок установлен Регламентом КС РФ.
2. Предварительное рассмотрение обращения и его принятие (либо отказ в принятии обращения к рассмотрению);
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном Конституционным Судом Российской Федерации, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде Российской Федерации.
Заключение судьи (судей) Конституционного Суда Российской Федерации по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
3. Подготовка к судебному разбирательству.
Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда Российской Федерации, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд Российской Федерации назначает одного или нескольких судей-докладчиков.
При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного Суда Российской Федерации истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.
4. Судебное разбирательство.
Заседания Конституционного Суда Российской Федерации проходят открыто, за исключением случаев, предусмотренных ФКЗ. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации.
В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание Конституционного Суда Российской Федерации и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению.
В заседании Конституционного Суда Российской Федерации ведется протокол, требования к которому устанавливаются Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.
В соответствии с порядком, установленным решением Конституционного Суда Российской Федерации, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. В случае, когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной.
Объяснение стороны выслушивается Конституционным Судом Российской Федерации в полном объеме.
После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Конституционного Суда Российской Федерации и другой стороной, а с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации также экспертами.
После признания Конституционным Судом Российской Федерации исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела
5. Принятие итогового решения, его провозглашение, опубликование и вступление в силу.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.
Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.
6. Исполнение решения Конституционного Суда РФ. Решение окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Стадии конституционного судебного процесса
Навигация: Главная Основные этапы движения конституционной жалобы Общая характеристика стадий рассмотрения дела
Общая характеристика стадий рассмотрения дела |