Субъекты и объекты антикоррупционной политики

Целесообразно рассматривать следующие субъекты антикоррупционной

1. Специализированный орган по реализации антикоррупционной политики.

Создание такого органа не только целесообразно с точки зрения эффективности

реализации политики, но и рекомендуется международными договорами,

подписанными Российской Федерацией.

2. Органы власти, на которые возлагаются отдельные полномочия по

реализации антикоррупционной политики.

3. Органы власти, в которых в определенный период реализуются

антикоррупционные программы. Крайне важно, чтобы работники таких органов

ощущали себя не объектами, а субъектами, следовательно – участниками, политики.

4. Общественные организации, вовлеченные в реализацию

5. Средства массовой информации.

Искусство антикоррупционной политики состоит в том, чтобы максимально

сократить число тех, кто воспринимает себя как объект антикоррупционной

политики. Это означает необходимость постоянных усилий по вовлечению и

мобилизации граждан и организаций в реализацию антикоррупционной политики.

Подобное возможно если, планируя антикоррупционную политику, думать не об

изменениях в людях, а об изменениях в отношениях между ними (влекущих,

Субъекты антикоррупционной политики

Термин «субъект» происходит от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе (от sub — под и jacio — бросаю, кладу основание) 25 . Субъектом может выступать индивид или социальная группа. В любом случае, субъект — носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.

Выделяется несколько основных субъектов, способных противостоять коррупции на всех уровнях и во всех институтах власти и общества.

1. Народ государства. Многонациональный народ Российской Федерации, который, согласно Конституции нашего государства, является носителем власти, осуществляет свою инициативу в формировании антикоррупционной политики непосредственно на референдуме, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

2. Специальные органы, уполномоченные разрабатывать и принимать нормативные правовые акты в сфере антикоррупционной политики; осуществлять предупреждение коррупционных правонарушений; пресекать коррупционные правонарушения и применять меры ответственности за них; осуществлять правосудие по делам о коррупционных правонарушениях и применять иные законные меры разрешения конфликтов, связанных с такими правонарушениями.

3. В соответствии с законодательством в формировании и реализации мер антикоррупционной политики участвуют политические партии и иные общественные объединения.

4. Граждане участвуют в формировании и реализации антикоррупционной политики через органы государственной власти и местного самоуправления, партии и иные общественные объединения, а также непосредственно на референдуме.

5. Предупреждение коррупционных правонарушений является обязанностью всех органов государственной власти и местного самоуправления, их учреждений и должностных лиц, администраций всех предприятий и иных организаций.

6. Субъектами антикоррупционной политики, непосредственно осуществляющими борьбу с коррупционными преступлениями в пределах своей компетенции, являются: прокуратура государства; органы безопасности государства; органы внутренних дел государства; таможенные органы государства; органы пограничной службы государства; органы налоговых расследований государства и иные правоохранительные органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскных мероприятий, производство дознания и следствия. Эти органы могут создавать специализированные подразделения по борьбе с коррупционными преступлениями. Координацию деятельности этой группы субъектов осуществляет прокуратура Российской Федерации.

В нашей стране выстраивается система взаимодействия субъектов антикоррупционной политики на различных уровнях осуществления власти и деятельности гражданского общества.

Установление основ федеральной антикоррупционной политики в соответствии с Конституцией Российской Федерации относится к компетенции Президента Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации.

Президент Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации определяет основные направления формирования антикоррупционной политики.

Федеральное Собрание Российской Федерации непосредственно формирует антикоррупционную политику посредством принятия законов и иных нормативных правовых актов.

Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные целевые программы по реализации мер антикоррупционной политики и обеспечивает их выполнение, заключает международные договоры в сфере антикоррупционной политики и обеспечивает выполнение принятых по ним обязательств.

Реализация мер уголовно-правовой антикоррупционной политики, в том числе по предупреждению и пресечению коррупционных преступлений, относится к компетенции органов прокуратуры, службы безопасности, внутренних дел и иных федеральных органов государственной власти в соответствии с законодательством.

Счетная Палата Российской Федерации обеспечивает реализацию мер антикоррупционной политики путем осуществления государственного финансового контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Координация деятельности субъектов антикоррупционной политики на федеральном уровне относится к компетенции Совета безопасности Российской Федерации, образующего с этой целью межведомственную комиссию. При необходимости могут создаваться федеральные органы, для осуществления мер антикоррупционной политики.

Конституционный Суд Российской Федерации участвует в формировании и контроле над формированием антикоррупционной политики. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды осуществляют контроль за реализацией антикоррупционной политики, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

На уровне федерального округа исполнение полномочий Президента Российской Федерации по формированию и реализации антикоррупционной политики обеспечивается полномочными представителями Президента Российской Федерации. Он анализирует эффективность антикоррупционной политики, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по ее реализации в федеральном округе и организует взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями.

Субъекты Российской Федерации могут, при необходимости, создавать специализированные подразделения по борьбе с коррупционными правонарушениями. Органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями на основе федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты по предупреждению коррупции, осуществляют меры по пресечению дисциплинарных коррупционных проступков. Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию антикоррупционных программ и непосредственное участие граждан и их объединений в формировании и реализации антикоррупционной политики.

Партии, общественно-политические объединения, коммерческие и иные организации, которые не являются государственными органами, органами местного самоуправления и их учреждениями обеспечивают предупреждение коррупции и пресечение дисциплинарных коррупционных правонарушений. Руководители этих организаций несут ответственность за разработку и реализацию антикоррупционных этических стандартов, учитывающих специфику уставных задач таких организаций.

Организации, являющиеся частью гражданского общества нашей страны, вправе направлять запросы иным субъектам антикоррупционной политики на получение информации о фактах коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторах, мерах антикоррупционной политики и распространять информацию любым законным способом.

Самыми активными участниками антикоррупционной политики должны стать граждане государства и, прежде всего, молодое поколение россиян. В процессе борьбы с коррупцией каждый гражданин вправе:

Принимать участие в референдуме по вопросам формирования антикоррупционной политики;

Направлять запросы иным субъектам антикоррупционной политики на получение информации о фактах коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторах и мерах антикоррупционной политики и распространять полученную информацию любым законным способом;

Создавать общественные организации и иные объединения для реализации целей и задач такой политики.

Каждый гражданин в пределах, установленных законодательством, и для защиты своих прав и законных интересов, а также прав и законных интересов других лиц может применять необходимые меры борьбы с коррупционными правонарушениями.

Важным источником информации о коррупции служат средства массовой информации. Информация СМИ воспринимается большинством населения как в основном объективная и базирующаяся на фактах. В условиях постиндустриального общества и развития масс-медиа средства массовой информации способны сформировать «антикоррупционный менталитет». По всей России проводятся конкурсы «СМИ — против коррупции!» Данные акции призваны информировать граждан России о нормативно-правовых документах в сфере борьбы с коррупцией, а также привлечь общественность к борьбе с конкретными проявлениями коррупции. Телевидение, радио, пресса и Интернет формируют общественное мнение, направленное на негативное отношение к фактам коррупции, пропаганду честного, законопослушного образа жизни. Формируют и утверждают социально позитивный стандарт, могут способствовать повышению правовой культуры населения, предупреждению коррупционных правонарушений и преступлений через привлечение общественного внимания и призыв к содействию граждан, юридических лиц, государственных органов по реализации антикоррупционной политики Российской Федерации.

Главным фактором борьбы с коррупцией является создание в стране гражданского общества, основанного на Законе. Защитой от такого рода социальной ржавчины являются сознательные граждане и справедливые законы. Формирование граждан, способных бороться с коррупцией и принятие эффективных законов — главная задача народа, желающего процветания своей Родине.

Есть ли субъекты и институты у антикоррупционной политики в современной России?

Проблемы и поиск способов формирования и проведения эффективной антикоррупционной политики ученый мир волнует уже сравнительно давно. Последние события, связанные с выявлением громких разоблачительных фактов коррупции в деле ОАО «Оборонсервис», бывшего министра сельского хозяйства Скрынник, других лиц, занимающих высокие должности в государственном аппарате, все больше привлекает внимание к данной теме.

Это не значит, что раньше коррупция, как социально-опасное явление, не привлекала внимания общества и власти. Достаточно вспомнить знаменитое «рашидовское» дело во времена СССР, Национальный план противодействия коррупции, подготовленный в период нахождения на посту Президента России Д.А. Медведева, и принятый на его основе Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Однако, исследования показывают, что даже в теоретическом плане очень сложно разобраться со многими проблемами. До сих пор нет четких ответов, на, казалось бы, простые вопросы: Что такое коррупция? Что такое борьба с коррупцией? Чем отличается борьба с коррупцией от противодействия коррупции? Чем отличается борьба с коррупцией от борьбы с теневой экономикой? В чем состоит сущность антикоррупционной политики? На эти и другие нелегкие вопросы пытался ответить исследователь С.Н. Шишкарев, депутат Государственной Думы III, IV и V созывов, а еще когда-то мой «однокашник» – учились в параллельных классах в средней школе № 4 города Новороссийска.

По мнению С.Н. Шишкарева, коррупция есть не что иное, как общественное отношение, возникающее между субъектами, имеющими разный социальный статус – обладающими властью и не обладающими таковой. Предметом данного отношения становится общественное благо, которое находится в распоряжении у полномочных лиц.

Однако, определяя сущность и основы антикоррупционной политики в позиции исследователя С.Н. Шишкарева, по нашему мнению, обнаруживается ряд «слабых мест». Так, например, на стр. 18 монографии автор указывает на то, что План (противодействия коррупции) вместе с последними актами антикоррупционного законодательства свидетельствуют о том, что антикоррупционная политика государства сосредоточена не на борьбе с явлениями коррупции, а на борьбе с коррупционерами. Однако, надо признать, что борьба с коррупцией, борьба с коррупционерами и антикоррупционная политика различаются по сферам деятельности, и, как мы предполагаем, различны по субъектам, объектам и другим параметрам.

Это интересно:  Как считаются чистые активы по балансу

Попробуем самостоятельно развести данные понятия, с точки зрения политической науки. Выразим различие между антикоррупционной политикой, борьбой с коррупцией и борьбой с коррупционерами в табличной форме.

Различие между антикоррупционной политикой, борьбой с коррупцией и борьбой с коррупционерами

Борьба с коррупцией

Борьба с коррупционерами

Высшая политическая и государственная власть

Органы государственной власти

Институты гражданского общества

Институты гражданского общества, отдельные граждане

Все население страны

Коррупция, как социальное явление

Коррупционеры, как участники коррупционных сделок

Формирование антикоррупционного сознания

Снижение уровня коррупции

Выявление, поимка и арест коррупционеров

На наш взгляд, именно такое различение позволяет понять, чем мы действительно занимаемся – антикоррупционной политикой, борьбой с коррупцией или борьбой с коррупционерами. Исследователь С.Н. Шишкарев под современной государственной антикоррупционной политикой России понимает деятельность органов государственной власти, общественного самоуправления и граждан по регулированию антикоррупционной деятельности в целях социально-экономического и культурного развития, в соответствии с интересами национальной безопасности, на основе реализации прав и свобод человека и гражданина.

Из вышеприведенного определения антикоррупционной политики очень трудно выделить субъекты, участников и их сферу деятельности: политическую, государственно-административную, общественную и т.д. Собственно и сам автор монографии в ходе анализа законодательных актов пытается выявить субъект антикоррупционной политики. Ему это практически не удается, так как ни в одном правовом акте четко такой субъект не указан, а сам С.Н. Шишкарев, будучи, прежде всего юристом, пытается найти его среди органов государственной власти.

Так, он указывает на то, что в МВД образовано оперативно-розыскное бюро по противодействию коррупции, которое подчинено Департаменту экономической безопасности – ОРБ № 3. В его компетенцию входят предупреждение, выявление пресечение преступлений коррупционной направленности в федеральных, региональных и муниципальных органах власти, а также противодействие коррупции в негосударственном секторе.

Тем не менее, признает автор монографии, данный орган не может рассматриваться в качестве субъекта антикоррупционной политики в полном объеме. Во-первых, предмет его деятельности не включает весь спектр преступлений коррупционной направленности. Во-вторых, он является репрессивным и его деятельность направлена на раскрытие преступлений и никак не может включать профилактические и иные мероприятия, являющиеся важным компонентом в борьбе с коррупцией. В-третьих, его полномочия, несмотря на возможность всесторонне выполнять оперативно-розыскные мероприятия, весьма ограничены, поскольку он является подразделением системы МВД России.

Мы вполне согласны с анализом С.Н. Шишкарева в отношении оперативно-розыскного бюро по противодействию коррупции. Скорее всего, на основании вышеприведенной нами таблицы № 1, оно может претендовать на роль субъекта борьбы с коррупционерами и отчасти на субъект борьбы с коррупцией. Однако, автор монографии делает нелогичный, на наш взгляд, вывод о том, что «данный орган ответственен за незначительную часть антикоррупционной политики государства». Как может внутриведомственный орган, подчиненный отдельному Департаменту в Министерстве иметь какое-то отношение к политике, то есть сфере взаимоотношений между большими социальными группами по поводу политической власти, совершенно непонятно?

Но самое главное, в определении С.Н. Шишкарева антикоррупционной политики кроется еще одна, по нашему мнению, методологическая ошибка: под политикой понимается деятельность органов власти по регулированию антикоррупционной деятельности. Таким образом, уже нам, политологам, необходимо сделать различие между антикоррупционной политикой и антикоррупционной деятельностью, так как, скорее всего, юристам это сделать не под силу.

Различие между антикоррупционной политикой и антикоррупционной деятельностью

Органы правопорядка, спецслужбы, иные службы

Политическая и государственная власть

Коррупционеры, коррупционная деятельность

Политические, политико-административные, информационные

Оборудование для прослушивания и слежения

Выявление, поимка и арест коррупционеров. Разрушение коррупционных схем

Сохранение существующего политического режима и государственного строя. Формирование антикоррупционного сознания.

Осведомители, добровольные агенты

Политические партии, общественные организации

Отношение к политической сфере

Имеет связь только через политическое обеспечение со стороны власти

Является ее составной частью

Кто осуществляет контроль

Законодательная и судебная власть

Таким образом, мы можем предположить, что антикоррупционная политика включает в себя политическое обеспечение антикоррупционной деятельности. По нашему мнению, поиск субъекта антикоррупционной политики необходимо вести не только среди органов государственной власти, но, прежде всего, среди политических (негосударственных) институтов. Как правило, субъектом политики выступает политическая элита или высшее политическое руководство страны.

Для нас вызывает интерес попытка автора монографии разделить два термина «борьба с коррупцией» и противодействие коррупции». Так, по его мнению (стр. 114), противодействие коррупции, в отличие от борьбы с этим общественно-негативным явлением, включает в себя общесоциальную (общую) и специальную профилактику коррупции. Мы солидарны с этим мнением С.Н. Шишкарева, так как борьба – это подавление и уничтожение, а противодействие – это еще и устранение причин возникновения и роста негативных процессов и явлений.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что изучение антикоррупционной политики со стороны юридической науки недостаточно для формирования ее основ, а тем более разработки механизмов по повышению ее эффективности. Вместе с тем необходимо согласиться с исследователем С.Н. Шишкаревым о необходимости разработки антикоррупционной доктрины, которая должна стать основой антикоррупционной политики России. Сотрудниками Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования во главе с С.С. Сулакшиным в 2009 году был разработан проект Доктрины государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике.

Однако, по мнению автора монографии, коррупция и теневая экономика (стр. 37) «не могут рассматриваться в качестве одного предмета правового регулирования, поскольку очевидно несовпадение содержания (признаков) соответствующих деяний. Теневая экономика должна быть определена как один из факторов коррупции, но не как одна из сторон данного явления». Но в чем же состоит отличие антикоррупционной политики от политики противодействия теневой экономике? Пожалуй, найдя ответ на этот вопрос, мы можем сказать: нужно ли для каждого вида политики разрабатывать отдельную доктрину? Или все-таки достаточно одной доктрины и единой политики в сфере противодействия коррупции и теневой экономике?!

Исследование, проведенное С.Н. Шишкаревым, наглядно показывает множество неразрешенных теоретических проблем в сфере политического и правового противодействия коррупции. Несмотря на множество исследований в этой области, здесь, как говорится, еще практически «не паханное поле» для политологов, социологов, культурологов и других ученых-гуманитариев.

Комментарии 72

И все-таки я хотел бы обратить внимание на то, что нас политогов интересуют не проблемы» коррупции, и даже не борьба с коррупцией, а сущность и структура антикоррупционной политики. Моя гипотеза проста: ни борьба с коррупционерами, ни борьба коррупцией, ни даже противодействие коррупции не даст ощутимых результатов. И в этом я согласен со всеми предыдущими высказываниями.

Необходима эффективная антикоррупционная политика! Но кто ее субъект? Может ли он быть сформирован в современной политической системе? А какие институты способствуют формированию и функционированию политики противодействия коррупции? А кто участники этого вида политики, есть ли они в современном социуме? А если нет ни субъекта, ни тем более институтов и участников антикоррупционной политики, тогда мы выходим на проблемы функционирования самой политической системы общества и предлагаем пути ее модернизации!

Но предлагая пути модернизации, мы снова должны обратить внимание на наличие субъекта и институтов модернизационной политики? А если их также нет? Замкнутый круг или выход есть? Пожалуй в этом и состоит главная философская и научная проблема в сфере провостояния коррупции!

Александр! А кто все-таки должен стать проводником антикоррупционной политики?

Евгений! Если Вы отсчитываете месяц со дня отправления письма, то Вы не правы. У «государственных органов» месяц на направление ответа на Ваше письмо со дня получения его канцелярией. Соответственно надо добавить две недели на почту (по Москве письмо идет неделю. ) и на прочие «неполадки», и того получается, что ожидать ответа ранее чем через ДВА МЕСЯЦА не имеет смысла.

[quote=Адвокат Сергей Куприянов]

Теоретическое исследование вопросов коррупции — это конечно замечательно, но ни как не поможет в ее искоренении. Борьба с коррупцией не более чем защита от посягательств на украденное ранее. Становление капитализма в России произошло слишком с серьезными правовыми нарушениями, а раз так то украсть украденное не грех и не какие карательные меры этот процесс не остановят.

У простого же народа отбирают своё, кровно нажитое!

Несколько слов о внедрении «электронного государства»!

Начитался я на этом сайте статей о таком правительстве и в начале декабря прошлого года написал письмо в ОТДЕЛ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ своей администрации.

Прошёл месяц с момента написания письма! — И ответа нет!

Сергей, послал по электронной почте!

У нас в микрорайоне с наслением тысяч 18, почта с Нового года стала работать только 2 часа в день!

Евгений, ответ в любом случае обычной почтой, так что формально все в «рамках действующего законодательства».

Должен признать, что переписка с госорганами — это вообще История заслуживающая отдельного обсуждения.

«Проводником», или все-таки субъектом антикоррупционной политики, должна стать социальная группа, у которой, по крайней мере есть два свойства: 1) Интерес в формировании и проведении данного вида политики; 2) Ресурс (ресурсы) в ее проведении. Пока в современном российском социуме такого субъекта я не нахожу!

Сергей, это точно! Знаю на собственном опыте, который достаточен! Сюда надо ещё отнести наши суды! Не мне Вам говорить.

Александр Николаевич! Спасибо большое за информативную статью, вопрос поставлен действительно актуальный для современного российского общества.
По поводу бюро, созданного в МВД. Бессмысленно создавать орган, призванный решить проблему внутри системы, требующий реставрации. И, если, этот аппарат действует, то только с точки зрения борьбы с коррупцией, а не противодействия. Но так как механизм коррупции сам по себе механизм обхода каких-то правил, то и эти правила он обойдет.
Вообще коррупция является лишь следствием. Причиной является некорректно примененный механизм государственного устройства президентской республики. Проблема в отсутствии должной системы сдержек и противовесов между ветвями власти — в первую очередь между исполнительной и законодательной ветвями. Взаимодействие между этими ветвями превращается не во взаимный контроль, а в цепочку взаимовыгодных превышений полномочий.
Устранение коррупции должно предполагать создание условий, когда превышение полномочий в отношении друой ветви было бы невыгодно. Тогда не придется создавать отдеьный институт по борьбе с коррупцией, который скорее всего только поощряет ее.

Это интересно:  Военная комиссия в военкомате

Добрый вечер, уважаемые господа! Не смотря на то, что мой исследовательский опыт, уверена, что меньше вашего, хотелось бы тоже выразить свое мнение по поднятым вопросам.

Для начала, хотела бы отметить, что разграничение таких понятий как «антикоррупционная политика», «борьба с коррупцией» и «борьба с коррупционерами», представленная Александром Николаевичем, очень актуальна. Во-первых, мы видим, что политический и юридический анализ взаимодополняемы, и как бы ни пытались политологи или юристы «перетягивать одеяло на себя», без синтеза, на мой взгляд, здесь просто неэффективно действовать. Во-вторых, становится очевидным, что субъекты деятельности/ борьбы/противодействия/ политики различаются. Это помогает, наконец, хоть частично выявить тех, кто должен решать проблему коррупции.

Но возникают вопросы: что есть коррупция? Возможно ли «победить» коррупцию? Существуют реальные акторы или институты, которые должны и в состоянии этим заниматься?

«По мнению С.Н. Шишкарева, коррупция есть не что иное, как общественное отношение, возникающее между субъектами, имеющими разный социальный статус – обладающими властью и не обладающими таковой. Предметом данного отношения становится общественное благо, которое находится в распоряжении у полномочных лиц». Данное определение, по моему мнению, сильно сужено. Четко просматривается только социальный и политический аспект коррупции.

Я бы сказала, что понятие коррупции включает в себя и политическую, и правовую, и социальную, и психологическую, и морально-нравственную составляющие. Думаю, вы со мной согласитесь. Политический компонент: коррупция затрагивает общество в целом, и поэтому является объектом государства и его политики. Правовой: коррупция есть правовой феномен, который прописан в ст.290 и 291 УК РФ и влечет за собой уголовное преследование. Социальный: охватывает почти все социальные группы, а также связан с профессиональной и экономической стратификацией общества. Психологический: на то, чтобы дать или взять взятку, напрямую влияет психологический климат общества и нервно-психологический склад отдельного человека. Морально-нравственный (не такой уж и вторичный): уровень морали в государстве и обществе также играет большую роль.

Именно из-за сложности данного явления, я считаю, что с ним можно (и нужно) бороться, но победить его нельзя. СОЦИАЛЬНАЯ ответственность, которая сформирована во многих европейских странах (замечу, что у них тоже капитализм, который так неприятен Евгению Васильевичу), напрочь отсутствует у нас. Переняв западный индивидуализм, мы так и продолжаем на него опираться, взяв от него худшее. Существующий морально-психологический климат мешает образовываться субъектам антикоррупционной политики и из общества (как того ищет Александр Николаевич), и на государственном уровне (где это не выгодно). Отсюда «сухая» правовая основа, отсюда и нечеткая антикоррупционная политика. Ни институтов, ни групп, которые могли бы эффективно и с заинтересованностью заниматься борьбой и противодействием коррупции, я не вижу, к своему сожалению.

Что касается масштабов, то соглашусь с Сергеем Анатольевичем, что это явление существует не только на государственном уровне, что вполне понятно из моих рассуждений. Возможно, нашего Гостя сбивает с толку тот факт, что в уже упомянутом УК РФ, название главы и раздела, содержащих статьи о взяточничестве, звучит как «Преступления против ГОСУДАРСТВЕННОЙ власти».

И еще один вопрос к Евгению Васильевичу: Вы рассуждаете о том, что «правильно говорилось о том, что если затягивать с терапией по лечению этого недуга, то обязательно придёт хирург. Я же считаю, что лечение может быть только хирургическое, и нельзя обходить вниманием и существующую экономическую и политическую систему». Как я понимаю, Вы хотели бы искоренить капитализм с его частной собственностью, бизнесом и так далее. Но не кажется ли Вам, что этот «вариант» уже был реализован не так давно на практике? И его последствие – его же смена на существующий. Никто не спорит, что общественно-экономический и политический строй нужно брать в расчет, но нужно анализировать РЕАЛИИ, иначе мы недалеко уйдем вперед в решении вопросов отнюдь не только коррупционных.

Добрый вечер, уважаемые господа! Не смотря на то, что мой исследовательский опыт, уверена, что меньше вашего, хотелось бы тоже выразить свое мнение по поднятым вопросам.
Для начала, хотела бы отметить, что разграничение таких понятий как «антикоррупционная политика», «борьба с коррупцией» и «борьба с коррупционерами», представленная Александром Николаевичем, очень актуальна. Во-первых, мы видим, что политический и юридический анализ взаимодополняемы, и как бы ни пытались политологи или юристы «перетягивать одеяло на себя», без синтеза, на мой взгляд, здесь просто неэффективно действовать. Во-вторых, становится очевидным, что субъекты деятельности/ борьбы/противодействия/ политики различаются. Это помогает, наконец, хоть частично выявить тех, что должен решать проблему коррупции.
Но возникают вопросы: что есть коррупция? Возможно ли «победить» коррупцию? Существуют реальные акторы или институты, которые должны и в состоянии этим заниматься?
«По мнению С.Н. Шишкарева, коррупция есть не что иное, как общественное отношение, возникающее между субъектами, имеющими разный социальный статус – обладающими властью и не обладающими таковой. Предметом данного отношения становится общественное благо, которое находится в распоряжении у полномочных лиц». Данное определение, по моему мнению, сильно сужено. Четко просматривается только социальный и политический аспект коррупции.
Я бы сказала, что понятие коррупции включает в себя и политическую, и правовую, и социальную, и психологическую, и морально-нравственную составляющие. Думаю, вы со мной согласитесь. Политический компонент: затрагивает общество в целом, и поэтому является объектом государства и его политики. Правовой: коррупция есть правовой феномен, который прописан в ст.290 и 291 УК РФ и влечет за собой уголовное преследование. Социальный: охватывает почти все социальные группы, а также связан с профессиональной и экономической стратификацией общества. Психологический: на то, чтобы дать или взять взятку, напрямую влияет психологический климат общества и нервно-психологический склад отдельного человека. Морально-нравственный (не такой уж и вторичный): уровень морали в государстве и обществе также играет большую роль.
Именно из-за сложности данного явления, я считаю, что с ним можно (и нужно) бороться, но победить его нельзя. СОЦИАЛЬНАЯ ответственность, которая сформирована во многих европейских странах (замечу, что у них тоже капитализм, который так неприятен Евгению Васильевичу), напрочь отсутствует у нас. Переняв западный индивидуализм, мы так и продолжаем на него опираться, взяв от него худшее. Существующий морально-психологический климат мешает образовываться субъектам антикоррупционной политики и из общества (как того ищет Александр Николаевич), и на государственном уровне (где это не выгодно). Отсюда «сухая» правовая основа, отсюда и нечеткая антикоррупционная политика. Ни институтов, ни групп, которые могли бы эффективно и с заинтересованностью заниматься борьбой и противодействием коррупции, я не вижу, к своему сожалению.
Что касается масштабов, то соглашусь с Сергеем Анатольевичем, что это явление существует не только на государственном уровне, что вполне понятно из моих рассуждений. Возможно, Евгения Васильевича сбивает с толку тот факт, что в уже упомянутом УК РФ, название главы и раздела, содержащих статьи о взяточничестве, звучит как «Преступления против ГОСУДАРСТВЕННОЙ власти».
И еще один вопрос к Евгению Васильевичу: Вы рассуждаете о том, что «правильно говорилось о том, что если затягивать с терапией по лечению этого недуга, то обязательно придёт хирург. Я же считаю, что лечение может быть только хирургическое, и нельзя обходить вниманием и существующую экономическую и политическую систему». Как я понимаю, Вы хотели бы искоренить капитализм с его частной собственностью, бизнесом и так далее. Но не кажется ли Вам, что этот «вариант» уже был реализован не так давно на практике? И его последствие – его же смена на существующий. Никто не спорит, что общественно-экономический и политический строй нужно брать в расчет, но нужно анализировать РЕАЛИИ, иначе мы недалеко уйдем вперед в решении вопросов отнюдь не только коррупционных.

Субъекты и объекты антикоррупционной политики

Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» определил противодействие коррупции как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Реализация указанных направлений осуществляется разными субъектами антикоррупционной деятельности и разными способами, исходя из предоставленных полномочий.

Субъекты антикоррупционной деятельности, исходя из полномочий в сфере противодействия коррупции, могут быть условно разделены на следующие группы:

I. Высшие органы власти:

— Президент Российской Федерации;

Это интересно:  Отсрочка по состоянию здоровья список болезней

— Правительство Российской Федерации;

— Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации;

II. Правоохранительные органы:

— Генеральная Прокуратура Российской Федерации;

— Следственный комитет Российской Федерации;

— Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

— Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации;

— Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

III. Федеральные органы, имеющие дополнительные функции в сфере противодействия коррупции:

— Счетная палата Российской Федерации;

— Министерство Юстиции Российской Федерации;

— Министерство труда и социальной защиты;

— Министерство экономического развития Российской Федерации;

— Федеральная антимонопольная служба Российской федерации;

— Федеральная служба по финансовому мониторингу;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Российской Федерации;

IV Иные федеральные органы исполнительной власти, федеральные учреждения, представительные и исполнительные органы власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, на служащих которых распространяются ограничения, требования и запреты антикоррупционного характера.

V Институты гражданского общества, участвующие в деятельности по предупреждению коррупции.

В Конституции РФ закрепляется важнейшая роль Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ), что свидетельствует о выступлении его в качестве арбитра не только в горизонтальном, но и в вертикальном разделении властей. Несмотря на то, что Конституция РФ не включает Президента РФ в систему исполнительной власти, ряд его полномочий (формирование и отставка Правительства РФ, руководство силовыми ведомствами) свидетельствуют о ключевой роли Президента РФ в системе государственных органов, в том числе и в организации противодействия коррупции.

Во-первых, Президент РФ непосредственно подчинил себе ряд федеральных министерств и служб (МВД, МЧС, Минобороны, ФСБ и др.), основная часть которых занимается правоохранительной деятельностью, в том числе в сфере борьбы с коррупцией.

За последние годы в Российской Федерации было создано антикоррупционное законодательство и разработан соответствующий нормативный инструментарий, позволяющий бороться с этим негативным явлением.

Во-вторых, создана единая вертикаль исполнительной власти и правоохранительных органов, что выразилось прежде всего в образовании федеральных округов и создании окружных государственных органов. Разработка комплекса мер, направленных на борьбу с коррупцией на окружном уровне, позволяет принимать более конкретные, реальные и эффективные решения и оперативно их исполнять.

В-третьих, Президент РФ получил право назначать руководителей правоохранительных органов по субъектам РФ. Так, в Федеральном законе «О полиции» предусмотрено, что лица, замещающие должности высшего начальствующего состава полиции назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ (ч. 8 ст. 35).

В-четвертых, глава российского государства принимает конкретные меры по борьбе с коррупцией. Важную роль здесь играет Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции.

Основной задачей Совета является подготовка предложений Президенту РФ в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции, координация деятельности государственных органов и контроль за реализацией антикоррупционных мероприятий.

В-пятых, важным этапом в укреплении вертикали власти явилась отмена выборов и фактическое назначение Президентом РФ глав субъектов РФ.

Вместе с тем координацию и согласование функционирования силовых структур, расположенных на территории субъекта РФ, в том числе и в направлении борьбы с коррупцией, вполне эффективно могут осуществлять главы регионов, создавая совещательные органы (Советы безопасности, Комиссии по противодействию коррупции и др.) для реализации этих функций. В таком случае определение кандидатуры главы субъекта РФ Президентом РФ как Верховным главнокомандующим и Председателем Совета безопасности РФ в таком механизме выглядит логичным и обоснованным.

Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяет Президент Российской Федерации. Кроме того, Президент Российской Федерации устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

Разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контроль деятельности органов исполнительной власти в пределах своих полномочий обеспечивает Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.

При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

В Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с регламентами могут создаваться комиссии по противодействию коррупции.

Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции) в ч. 4 ст. 5 устанавливает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Таким образом, осуществление противодействия коррупции сводится к пределам полномочий публичных образований. При этом Закон о противодействии коррупции не раскрывает содержание полномочий по противодействию коррупции органами местного самоуправления.

Противодействие коррупции является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов.

Органы прокуратуры Российской Федерации играют особую роль в механизме противодействия коррупции.

Координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Основные направления деятельности данного управления: выявление случаев коррупции и проведение по ним соответствующих проверок; надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по делам коррупционной направленности; осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции; поддержание государственного обвинения в стадии судебного разбирательства по таким уголовным делам; участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными и иными структурами других стран; мониторинг и анализ исполнения законодательства о борьбе с коррупцией и выработка предложений по его совершенствованию.

В соответствии с законодательством и иными правовыми актами в компетенцию прокуратуры по реализации направлений по противодействию коррупции входят: координация деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, при возбуждении, расследовании и прекращении уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. Генпрокурору России поручено информировать один раз в полгода Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции о результатах работы органов внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупционными преступлениями; проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации.

Российское законодательство определило роль и место органов прокуратуры РФ в противодействии коррупции в современной России. Пункт 6 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предписывает: «Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами».

Это означает, что российская прокуратура является не только «головной организацией» по отношению к МВД, ФСБ, таможне и другим правоохранительным органам в деле борьбы с коррупцией, но и обязана координировать их деятельность в этом направлении.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что система противодействия коррупции, созданная органами прокуратуры Российской Федерации, — это постоянно совершенствуемый комплекс мер, направленных на обеспечение законности в сфере противодействия коррупции. Этот комплекс, учитывающий особенности организации и функционирования государства, охватывающий федеральный, региональный и муниципальный уровни, направлен на устранение коренных причин коррупции, масштабы которой создают реальную угрозу стабильности и безопасности общества и препятствуют его устойчивому развитию; помимо этого, наносят существенный вред демократическим институтам, разрушают этические нормы, порождают социальную напряженность.

Гражданское общество в современном теоретическом понимании представляет собой комплекс общественных институтов, обеспечивающих возможности гражданам и их объединениям осуществлять свои интересы и инициативы в отношении деятельности органов государственной и муниципальной власти.

Необходимость коммуникаций государства и гражданского общества в области противодействия коррупции определяется рядом факторов. Во-первых, коррупция является социальным явлением, нарушающим законные интересы общества и государства. Во-вторых, субъектами коррупционных правонарушений могут являться не только государственные и муниципальные служащие, но и граждане, их объединения, организации, следовательно, профилактика коррупции, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению должны осуществляться в непосредственном сотрудничестве с органами власти и институтами гражданского общества.

Во-вторых, последовательная реализация антикоррупционного законодательства формирует в обществе условия для выработки нетерпимого отношения граждан к коррупционному поведению, способствует проведению комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности предупреждения и борьбы с коррупцией в дальнейшем.

В-третьих, сформированная правовая база и проводимые организационно-правовые мероприятия по противодействию коррупции позволили выстроить и упорядоченно организовать систему координации и согласованного функционирования органов государственной власти, выполняющих функции системной профилактики и противодействия коррупции, привлечь институты гражданского общества к работе в направлении противодействия коррупции.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, lawinrussia.ru, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector