Требования к информации о продуктах питания

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;

цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;

информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Абзац второй утратил силу.

Комментарий к Ст. 10 ЗоЗПП РФ

1. Закон не содержит критериев необходимости в отношении объема информации, подлежащей предоставлению потребителю. В отношении отдельных категорий товаров существуют определенные требования. Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 872 при реализации в розницу импортированных алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции и пива собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара.

Однако даже тогда, когда перечень предоставляемой информации определен в соответствии с Законом, такой перечень не является закрытым, сообщив информацию, указанную в перечне, продавец не может считать себя выполнившим установленную комментируемой статьи 10 ЗоЗПП РФ обязанность, если для правильного выбора необходимо предоставление дополнительной информации. В разных ситуациях одна и та же информация может оказаться необходимой или несущественной.

Очень часто вопросы предоставления информации, необходимой для выбора товара или работы, пересекаются с вопросами соответствия этих товаров или работ требованиям качества. Дело в том, что бывает так, что потребитель, приобретая тот или иной товар, либо заказывая его изготовление, рассчитывает на то, что данный товар будет выполнять определенные функции, либо работать в определенном режиме, либо будет совместим с другими товарами, но после приобретения этого товара выясняется, что ожидания потребителя не оправдались. При этом вовсе не обязательно, чтобы приобретенный товар был товаром ненадлежащего качества, обычно в таких случаях речь идет именно о непредставлении потребителю информации, необходимой для правильного выбора товара.

В качестве примера можно привести ситуацию, связанную с приобретением телевизора: многие модели предполагают наличие функции картинка в картинке», т.е. передачу на экран одновременно двух программ, при этом одна из программ выводится в виде небольшого изображения в углу экрана. Обычно для поддержания данной функции в корпус телевизора встраивается второй телевизионный тюнер, который и принимает с внешней антенны сигнал второй программы. Однако некоторые производители в целях экономии не устанавливают второй тюнер, но при этом заявляют о поддержании их телевизорами функции «картинка в картинке». В таких случаях требуемый эффект достигается только при наличии дополнительного источника сигнала: отдельного тюнера, проигрывателя компакт-дисков или компьютера. Для многих потребителей такая разница не является существенной, но для существенного количества других — это фактор, влияющий на принятие решения о приобретении конкретной модели телевизора.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение.

2. Как уже сказано в комментарии к статье 7 Закона в настоящее время действуют: Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013; Перечень видов драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, подлежащих сертификации в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 372; Перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 766. Соответственно, информация о подтверждении соответствия товаров российского производства, указанных в данных перечнях, должна в обязательном порядке предоставляться потребителям.

Сведения о составе продуктов питания в последнее время приобретают для многих потребителей существенное значение. Данная информация очень важна в случаях соблюдения диеты при хронических или иных заболеваниях, для корректировки веса, при интенсивных спортивных нагрузках, да и просто для ведения здорового образа жизни, здорового питания. Дело в том, что в последние десятилетия процессы производства продуктов питания претерпели глубокие и многочисленные изменения: многие натуральные компоненты были заменены на полученные искусственным путем, при выращивании многих растений стали применяться яды для борьбы с вредителями, для сохранения определенных качеств товара в течение длительного времени стали применяться химические препараты — консерванты и, наконец, широкое распространение получило применение генно-модифицированных организмов (ГМО). Последствия употребления в пищу ГМО наукой не изучены, никто точно не знает, принесет ли их использование при производстве продуктов питания вред, а если принесет, то какой. Поэтому предоставление информации об использовании ГМО для многих людей является очень важным.

Степень значимости этой проблемы отразилась и на процессе изменения Закона, первоначально в тексте комментируемой статьи содержалось требование о предоставлении информации об использовании ГМО без указания на то, какой процент содержания этих веществ является необходимым для того, чтобы указание информации об этом было обязательным. Такая ситуация приводила к различным толкованиям комментируемой статьи 10, в результате чего появился законопроект о ее изменении в части определения предельной концентрации ГМО, сообщать о котором не обязательно. У этого законопроекта была сложная судьба, но в результате он был принят и в части указания объема ГМО, содержащихся в том или ином продукте, Закон приобрел определенность.

Требование указывать цену в рублях родилось после повального в середине 90-х годов 20-го столетия увлечения продавцами ценами, указанными в долларах США, иных иностранных валютах или в условных единицах. Это позволяло манипулировать курсами валют, формулами и способами конвертации или пересчета цен. В настоящее время все эти вольности под запретом и в этой части Закон обычно соблюдается.

Требование об указании размера кредита, суммы, подлежащей выплате, и графика погашения кредита появилось после начала бума потребительского кредитования, но законодатель при этом не учел, что в большинстве случаев сам продавец не продает товар в кредит, а всего лишь принимает деньги, предоставляемые потребителю банком на основании кредитного договора, в котором продавец никак не участвует. А между тем раскрытие указанной информации важно именно в случае получения кредита в банке, поскольку именно банковские кредитные договоры отличаются повышенным применением специфических терминов, сложных формул и расчетов.

В то же время в связи с возросшим количеством споров, связанных с недостаточным информированием заемщиков при заключении кредитных договоров, совсем недавно был принят Федеральный закон от 8 апреля 2008 N 46-ФЗ «О внесении изменений в статью 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», которым установлено следующее:

«Кредитная организация до заключения кредитного договора с заемщиком — физическим лицом и до изменения условий кредитного договора с указанным заемщиком, влекущего изменение полной стоимости кредита, обязана предоставить заемщику — физическому лицу информацию о полной стоимости кредита, а также перечень и размеры платежей заемщика — физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора.

Кредитная организация обязана определять в кредитном договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заемщику — физическому лицу, а также указывать перечень и размеры платежей заемщика — физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора.

В расчет полной стоимости кредита должны включаться платежи заемщика — физического лица по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, в том числе платежи указанного заемщика в пользу третьих лиц в случае, если обязанность этого заемщика по таким платежам вытекает из условий кредитного договора, в котором определены такие третьи лица.

В случае если полная стоимость кредита не может быть определена до заключения кредитного договора с заемщиком — физическим лицом и до изменения условий кредитного договора, влекущего изменение полной стоимости кредита, поскольку кредитный договор предполагает различные размеры платежей указанного заемщика по кредиту в зависимости от его решения, то кредитная организация обязана довести до заемщика — физического лица информацию о полной стоимости кредита, определенной исходя из максимально возможных суммы кредита и срока кредитования.

В расчет полной стоимости кредита не включаются платежи заемщика — физического лица по кредиту, связанные с несоблюдением им условий кредитного договора.

Полная стоимость кредита рассчитывается кредитной организацией и доводится ею до заемщика — физического лица в порядке, установленном Банком России».

При этом следует помнить, что на деятельность кредитных организаций, оказывающих услуги физическим лицам, не осуществляющим предпринимательской деятельности, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.

Сообщение потребителю сведений о гарантийных обязательствах, принятых на себя изготовителем товара или продавцом, является одной из важных обязанностей продавца в части информирования потребителя. К сожалению, нередки случаи, когда продавец произвольно толкует понятие гарантийного срока, позволяет себе скрывать тот факт, что на товар установлен гарантийный срок, устанавливает свои гарантийные сроки, начинающиеся с момента передачи товара, притом что в это время действует гарантийный срок, установленный изготовителем, и т.д.

Это связано с низким уровнем правовой культуры российских предпринимателей, ведущих свою деятельность в области розничного бизнеса. В том числе с тем, что многие из них не понимают, что установление или изменение гарантийного срока товара, установленного изготовителем, не входит в сферу их прав, хотя они и являются в течение определенного периода времени собственниками продаваемых ими товаров.

Кроме того, им не следует забывать о том, что все проблемы, связанные с противоречиями в гражданском законодательстве, регулирующем процесс установления гарантийного срока, ложатся на их плечи. Так, если изготовитель товара установит гарантийный срок в единицах измерения, отличающихся от указанных в статье 190 ГК РФ (например, в километрах пробега), то в соответствии с российским законодательством гарантийный срок на данный товар установлен не будет (см. комментарий к ст. 5 Закона России «О защите прав потребителей»). У изготовителя будет иметься определенное обязательство перед потребителем, но юридически это обязательство гарантийным сроком назвать будет нельзя, то есть потребитель не сможет воспользоваться правами, предоставляемыми законодательством о защите прав потребителей для покупателей товаров, на которые установлен гарантийный срок.

Если продавец не предоставит потребителю информацию о данных фактах в момент продажи, то его обязанность по предоставлению достоверной и необходимой информации о товаре выполнена не будет и продавец может быть привлечен за неисполнение этой обязанности к ответственности в соответствии со статьей 12 Закона О защите прав потребителей.

Законодатель установил для изготовителей, продавцов и исполнителей обязанность сообщать информацию не только о том, какими свойствами обладает сам объект потребления, но и о том, как само это потребление должно происходить с учетом интересов потребителя (эффективность и безопасность). Для товаров обычным является размещение такой информации на самом товаре (его упаковке) либо в прилагающейся к нему документации (инструкции, паспорте, гарантийном талоне и т.д.). Потребителям работ и услуг такая информация может сообщаться по-разному: в месте заключения договора, в месте оказания услуг или выполнения работ, на интернет-сайте и т.д.

Здесь следует отметить, что законодатель намеренно разделил понятия эффективного и безопасного использования объекта потребления. Требования безопасности, а также информация о них все-таки не очень часто являются объектами нарушений со стороны лиц, реализующих товары, услуги и работы, это относится скорее к грубым нарушениям, что сказывается на их количестве. Другое дело — сообщение информации о том, как можно наиболее эффективно воспользоваться объектом потребления, далеко не всегда продавец или исполнитель заинтересованы в том, чтобы раскрывать всю информацию о том, что они продают.

Дело в том, что понятие «эффективное использование» является оценочным, и в каждом конкретном случае его применение к той или иной информации основывается на субъективной оценке лица, оперирующего данным понятием. С другой стороны, эффективное использование товара, услуги или работы по идее предполагает возможность минимизации расходов потребителя, которые он должен произвести для приобретения этих объектов потребления в будущем. А это уже идет вразрез с интересами продавцов этих объектов, что иногда вызывает у них желание умолчать о том, как лучше воспользоваться товаром, услугой или работой. Особенно это относится к услугам, поскольку отношения, возникающие в связи с их оказанием потребителям, носят более или менее длительный характер и их объем во многом зависит от действий потребителей.

Это интересно:  По исполнительному листу найти дело

В этой связи можно привести пример с оказанием услуг мобильной связи: большинство операторов сообщают потребителям о том, какой тариф является наиболее выгодным для конкретного потребителя, относящегося к той или иной категории населения, но некоторые операторы скрывают информацию о том, что в определенных случаях (нахождение в зоне роуминга, длительное отключение от связи, заключение договора на оказание услуг связи в интересах несовершеннолетнего и т.п.) для потребителя выгоднее приобрести дополнительную sim-карту, отказаться от оказания определенных услуг или совершить иные действия, приводящие к минимизации расходов потребителя.

При исполнении требований, установленных комментируемой статьёй 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», необходимо помнить, что, несмотря на то что в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения), данная норма не подлежит применению, так как противоречит статье 190 ГК РФ (см. комментарий к пункту 3 статьи 5 Закона). В соответствии со статьей 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Поэтому в тех случаях, когда изготовителем установлен срок службы с использованием единиц измерения, отличающихся от указанных в статье 190 ГК, потребителю должна быть сообщена информация о том, что на данный товар срок службы не установлен или что срок службы установлен только в части, не противоречащей нормам статьи 190 ГК РФ (в том случае, если при определении срока используются как единицы времени, так и иные единицы).

В соответствии с российским законодательством под местом нахождения изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера понимается не место нахождения магазина, мастерской или иного обособленного подразделения организации, а место государственной регистрации указанных лиц. Данная информация не должна расходиться с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для российских организаций и индивидуальных предпринимателей).

В соответствии с пунктом 4 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Фирменное наименование по своему содержанию может отличаться от наименования юридического лица, но сведения о нем также должны содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц.

В том случае, если изготовитель товара является юридическим лицом, зарегистрированным на территории других государств, должна указываться информация о месте нахождения в соответствии с теми правилами, которые установлены для юридических лиц в той стране, в которой зарегистрировано юридическое лицо.

Информация о подтверждении соответствия товаров, работ или услуг должна сообщаться потребителям в тех случаях, когда такое подтверждение является обязательным в соответствии с нормами Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Правила продажи отдельных видов товаров утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55. Правила продажи товаров дистанционным способом утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612. Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 444. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N 569. Правила продажи товаров по образцам утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918.

В соответствии с пунктом 1 статьи 706 ГК, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).

В соответствии со статьей 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Информация о том лице, которое обязано будет выполнить работы или оказать услуги, имеет принципиальное значение в тех случаях, когда их выполнение требует определенной квалификации исполнителя. Кроме того, определенные виды деятельности подлежат лицензированию, а в отношении лиц, оказывающих определенные услуги, законодательством установлены определенные требования. Поэтому невыполнение обязанности указать непосредственного исполнителя может повлечь за собой привлечение нарушителя к ответственности в соответствии со статьей 12 Закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1304 ГК РФ под фонограммами понимаются любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.

Гражданский кодекс не дает расшифровки понятия «исполнение», но содержит определение понятия «публичное исполнение». В соответствии с пунктом 2 статьи 1270 ГК РФ публичное исполнение произведения — это представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

Как видно, закон предполагает два способа исполнения музыкального произведения: живое исполнение, то есть исполнение непосредственно человеком, и исполнение с помощью технических средств. При этом не следует путать технические средства, используемые для создания звука (музыкальные инструменты), и технические средства, используемые для воспроизведения записанного звука. В первом случае использование технических средств будет частью живого исполнения, а во втором — использованием фонограммы. Правда, стоит отметить, что в последнее время с развитием компьютерных технологий и музыкальных инструментов участились случаи, когда музыкальный инструмент или компьютер используются одновременно как для создания какого-то звука, так и для воспроизведения фонограммы. Кроме того, нередко записанный звук модифицируется в той или иной мере и на его основе создается исполнение самостоятельного произведения.

В таких случаях к каждому конкретному произведению следует подходить индивидуально, если заимствования из других произведений составляют основу произведения, то можно вести речь об использовании фонограммы. Если же эти заимствования фрагментарны и не определяют сущность произведения, то можно говорить о живом исполнении.

Музыкальное произведение может исполняться разными способами, в том числе в виде игры на музыкальном инструменте, в виде пения, а также в виде пения под аккомпанемент. В последнем случае фонограмма может быть использована как для воспроизведения голоса певца, так и для воспроизведения аккомпанемента. Чаще всего при сообщении потребителям о живом исполнении произведения учитывается только то, что певец при исполнении песни не пользуется фонограммой. Вместе с тем информация об использовании фонограммы аккомпанемента также должна сообщаться потребителям.

Использование товара в соответствии с его основным назначением в течение существенного периода времени является фактом, о котором потребитель должен быть уведомлен в обязательном порядке. Существенность периода использования товара можно определить по степени изменения качества товаров, подобных продаваемому в условиях их эксплуатации в течение аналогичных периодов времени. Например, если продавец помещает телевизор в витрину, где использует его для демонстрации его возможностей (качество изображения, звука, наличие дополнительных функций) в течение нескольких месяцев, то при продаже данного телевизора продавец обязан сообщить покупателю о том, что данный товар был в употреблении. Он обязан это сделать потому, что товар использовался по основному для него назначению: демонстрация изображения и звука. Обычно гарантийные сроки на такие товары устанавливаются в пределах одного-трех лет, и использование телевизора в течение нескольких месяцев влияет на его качество.

Если же аналогичный телевизор хранился в заводской упаковке и несколько раз доставался и включался для проверки качества, то речь о его использовании идти не может, поскольку в обычных условиях такие действия практически не влияют на качество телевизора.

В тех случаях, когда определить, являются ли те или иные действия использованием товара (например, если приведенное выше использование телевизора длилось не несколько месяцев, а несколько дней), представляется затруднительным, к разрешению спора следует привлекать специалиста.

Устранение недостатков товара следует отличать от его предпродажной подготовки. Например, если с металлической поверхности товара удаляется смазка или грязь, это является предпродажной подготовкой. А если с лакированной поверхности путем шлифования удаляются царапины, речь идет об устранении недостатков.

Также нередки ситуации, когда продавец отделяет от общей массы товары, бывшие в эксплуатации или, в которых устранялись недостатки, и продает их по сниженной цене. При этом продавец не всегда должным образом информирует покупателя о том, что низкая цена товара является следствием указанных выше факторов. Покупатель же выявив то, что товар использовался ранее или что он ремонтировался, может предъявить претензии, основываясь на комментируемой норме статьи 10 ЗоЗПП. Поэтому продавцам в подобных случаях следует не только сообщать требуемую информацию, но и фиксировать как минимум то, что товар продается со скидкой, и как максимум — причины, по которым это сделано.

Чаще всего информация о том, был ли товар в употреблении и особенно о том, устранялись ли в нем недостатки, является существенной при выборе товара, поэтому непредставление данной информации может повлечь ответственность, предусмотренную статьей 12 Закона.

Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

3. Способы сообщения информации о товарах, работах или услугах могут быть самыми различными, но при этом следует учитывать, что для определенных групп товаров или услуг (работ) существуют свои неписаные правила (обычаи делового оборота). Так, например, информация о технически сложных товарах доводится в технической документации. Правда, в последнее время при продаже компьютерной техники большое распространение получило применение электронных документов, записанных на оптические носители информации (CD- или DVD-диски). В то же время, например, в области предоставления услуг доступа к сети Интернет принято сообщать подробную информацию об услугах на сайтах провайдеров.

1. Понятие «информация»
и общие требования к ней

Очень важное значение для государственной политики защиты интересов потребителей играет право потребителя на предоставление ему необходимой и достоверной информации, на основе которой он может сделать компетентный выбор.

Информация (посмотреть словарь).

Закон РФ «О защите прав потребителя» устанавливает общие требования к информации, предоставляемой потребителю. Согласно ст. 8 Закона потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация об изготовителе (исполнителе, продавце), а режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Под необходимой информацией следует понимать ее полноту. Обычно потребитель не имеет достаточных знаний о товаре (работе, услуге), которые он желает приобрести. Поэтому продавец (изготовитель, исполнитель) должен предоставить потребителю информацию в таком объеме, который позволит потребителю оценить необходимость приобретения интересующего его товара, его свойства, его качество, правила пользования и хранения товара и на основе этого сделать правильный и нужный выбор товара (работы, услуги), а в дальнейшем использовать товар по назначению без помощи профессионалов.

Под достоверной информацией понимается соответствие содержащихся в ней сведений о товаре (работе, услуге) реальной действительности, то есть точное соответствие действительным свойствам товара. За достоверность рекламной информации отвечает то лицо, по чьему заказу реклама размещается в средствах массовой информации или иными способами доводится до потребителя.

Информация должна быть предоставлена потребителю в наглядной и доступной форме изготовителем или продавцом при заключении договора купли-продажи, выполнении работ, оказании услуг.

Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке» от 27 декабря 1996 г. № 1575 установлено, что с 1 мая 1997 г. запрещена продажа на территории нашего государства импортных продуктов питания без информации о них на русском языке (постановлением от 14 июля 1997 г. № 869 в Правила были внесены измененя и дополнения). Согласно Правилам, импоретеры в контрактах на поставку должны обязательно предусматривать наличие на товаре информации на русском языке о составе, пищевой ценности, сроках годности, условиях хранения и применения, а также других установленных сведений. Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1037 с 1 июля 1998 г. запрежена продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке. Информация должна быть представлена на русском языке, а по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) — на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (п.2., ст. 8 Закона).

В наше время одним из источников информации является реклама в печати, по радио, телевидению, Интернет.

За содержание рекламы отвечает рекламодатель. Определенные требования к рекламе как к виду информации отражены в Международном кодексе рекламной практики (МКРП), который предназначен для использования в рамках национальных законов и международных правил, а в судебной практике — как справочный материал. МКРП провозглашает основные принципы рекламной деятельности:

  • благопристойность;
  • честность;
  • правдивость.

Информация в рекламе должна правдиво и четко указывать природу, состав, местонахождение производства, дату выпуска, срок годности, область применения, потребительские свойства, условия доставки, обмена, возврата товара, а также условия ремонта, обслуживания и даже размер прибыли от реализации, предназначенной на благотворительные цели.

Закон «О защите прав потребителей» устанавливает объем сведений, которые в обязательном порядке предоставляются потребителю — это сведения об изготовителе (исполнителе, продавце) и сведения о товаре (работе, услуге). Способы доведения информации до потрбителя определяются спецификой отдельных сфер обслуживания, но в любом случае, она доводится в наглядной и доступной форме.
(к содержанию)

2.Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)

Содержание необходимой информации об изготовителе (исполнителе, продавце) заключено в ст. 9 Закона. Согласно требованиям этой статьи Закона информация об изготовителе (исполнителе, продавце) должна отражать следующие сведения:

Фирменное наименование (наименование) организации. Оно дает возможность потребителю отличать одних изготовителей (исполнителей и продавцов) от других. Фирменное наименование может представлять собой полное название (например, «Тульский хладокомбинат») или сокращенное название (ГАЗ, ЗИЛ, «Тулэнерго»), или оригинальное название («Рот-Фронт», «Лакомка», «Чайка»). Оно неотделимо от самой организации и в случаях отчуждения осуществляется только вместе с ней. Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ «наименование и место нахождения юридического лица», наименование предприятия должно обязательно содержать указание на его организационно-правовую форму, так как от этой формы зависит объем имущественной ответственности предприятия, которую они несут в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств. Индивидуальный предприниматель с учетом специфики своей деятельности обязан предоставить информацию, подтверждающую факт государственной регистрации и позволяющую установить его местонахождение.

Это интересно:  Открыть ип по упрощенной системе налогообложения

Место нахождения организации (юридический адрес). В соответствии с российским законодательством все предприятия, действующие на территории РФ, проходят государственную регистрацию. Таким образом, место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации, т. е. юридическим адресом. Конкретный адрес той или иной организации указывается в уставе или учредительном договоре организации. Если потребитель вступает в товарно-денежные отношения с индивидуальным предпринимателем, то этот предприниматель должен предоставить потребителю сведения о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Значение юридического адреса велико, так как он определяет точное местонахождение организации, дает возможность потребителю предъявлять претензии и судебные иски, исполнять в отношении организации различные обязательства и решать многие другие проблемы.

Режим работы продавца (исполнителя). Продавцы, исполнители и индивидуальные предприниматели самостоятельно устанавливают режим функционирования своей организации (за исключением государственных (муниципальных) организаций. Организация обязана соблюдать установленный режим работы и предоставить потребителю информацию о нем. В этой информации сообщается время начала и окончания работы (например, с 9.00 до 20.00; круглосуточно и т. д.), если есть — то время перерыва; дни недели, когда организация работает; санитарные и сокращенные дни, выходные дни. Режим работы предприятия должен соответствовать объявленному. Информация о продавцах (исполнителях), режиме их работы должна находиться на вывеске предприятия. Вывеска помещается на доступном для ознакомления с указанной на ней информацией месте.

Торговые организации, должны быть оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с нормами технического оснащения. Так, например, в магазине это весы, гири, метры, мерные емкости и иные измерительные приборы, которые должны иметь клейма. В любой час работы продавцы обязаны обслуживать население на должном уровне. Запрещено прекращать доступ покупателей до наступления времени обеденного перерыва или закрытия магазина. Продавцы должны в течение всего времени торговли отпускать товары, а кассиры — рассчитываться с покупателями. Все находящиеся в магазине покупатели, имеющие на руках кассовые чеки, должны быть обслужены. Однако нередко возле какого-то отдела можно увидеть надпись типа «Закрыто на прием товара». Такое недопустимо. Если же случилось, что в отделе закончился товар, то администрация магазина обязана его пополнить, не отвлекая продавца торгового зала от обслуживания покупателей. Некоторые кассиры также нарушают правила торговли, прекращают прием денег у покупателей, чтобы подсчитать выручку. Подсчет выручки должен происходить в свободное от расчетов с покупателем время.

Потребитель может приобретать товары, заказывать услуги не только в организациях, но и на ярмарках, с прилавков, тонаров, во временных помещениях. В таких случаях также должна быть предоставлена информация об изготовителе (исполнителе, продавце), от имени которых ведется торговля или осуществляются различные виды обслуживания населения. Такие сведения помещаются на лотке, прилавке, за стеклом витрины, на вывеске или доводятся до потребителя любым иным способом.

Сведения о лицензии. Согласно п.2 ст.9 Закона «если вид (виды) деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем лицензию. Если у организации нет лицензии, то государственные органы имеют право остановить ее работу. Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 146/5) установлена административная отвественность работников за продажу товаров на предприятиях торговли, независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению или индивидуальными предпринимателями, без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце. Ст. 49 ГК РФ указывает, что перечень лицензируемых видов деятельности определяется законом. Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» вступил в силу с 3 октября 1998 г. Этот закон направлен на обеспечение единой государственной политики в данной сфере и защиту прав и интересов граждан и организаций, а также на установление правовых основ единого рынка. В п. 2 ст. 1 Закона перечисляются виды деятельности, на которые не распространяется действие Закона. В ст. 4 данного Закона выделены критерии определения лицензируемых видов деятельности. К основным критериям относятся возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства. Согласно ст. 6 Закона лицензирующие органы обладают следующими полномочиями: надзор за соблюдениемлицензиатами лицензионных требований и условий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; формирование и ведение реестра лицензий. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. № 326 «о лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование.
(к содержанию)

3. Информация о товарах (работах, услугах)

Главной задачей предоставления информации о товаре (работе, услуге) является обеспечение его компетентного выбора. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую ему возможность правильного выбора (п.1 ст.10 Закона).

В ст. 10 Закона содержится объем требований, к информации обо всех товарах, оказываемых работах и услугах. Информация обо всех товарах, а также об оказываемых услугах должна содержать:

  • обозначения стандартов, требованиям которых соответствуют товары (работы, услуги);
  • сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
  • цена и условия приобретения товара (работ, услуг);
  • гарантийный срок, если он установлен;
  • правила и условия эффективного и безопасного пользования товарами (работами, услугами);
  • срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом;

место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации, уполномоченной на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);

  • информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанные в п. 4 ст. 7 настоящего Закона. Предусмотрена конкретная форма, такой информации: маркировка знаком соответствия, данные о номере сертификата, сроке его действия и органе, его выдавшем;
  • информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • указание на конкретное лицо, которе будет выполнять работу (оказываать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
  • указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений. Если приобретаемый товар был в употреблени или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставленна информация об этом.

    Информация о продуктах питания помимо вышеуказанной должна содержать в себе:

    • сведения о составе продукта (в том числе перечень использованных в процессе его изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок);
    • сведения о весе или объеме продукта;
    • калорийность продукта;
    • содержание в продукте вредных для здоровья человека веществ (сравнительно с обязательными требованиями стандарта);
    • противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний (перечень таких товаров (работ, услуг) утверждается Правительством Российской Федерации). Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболевания, утвержден постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997г. № 481;
    • при упаковке или расфасовке продуктов питания на территории РФ они снабжаются информацией о месте их изготовления.

    Если при определенных условиях возможна потеря каких-либо потребительских свойств продукта питания (например, хранение во влажном месте), то на упаковке товара указываются правила его хранения «Хранить в сухом месте» и способ восстановления свойств (например, на упаковке готовых завтраков «Подушечки», «Хлопья» и т. д. указывается следующая информация: «В случае потери хрустящих свойств продукт рекомендуется подсушить»).

    Информация о продуктах питания, ввозимых в РФ, должна содержать следующие сведения:

    • наименование продукта и его вид;
    • страна, фирма-производитель;
    • вес и объем продукта;
    • наименование основных ингридиентов, входящих в состав продукта, включая пищевые добавки;
    • пищевая ценность (калорийность, наличие витаминов) — для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания;
    • условия хранения (для продуктов, имеющих ограниченные сроки годности или требующих специального хранения);
    • срок годности (конечная дата использования или дата изготовления и срок хранения);
    • способ приготовления (для полуфабрикатов и предназначенных для детского питания продуктов);
    • рекомендации по использованию (для биологически активных пищевых добавок);
    • условия применения, включая противопоказания при отдельных видах заболевания.

    Организации, осуществляющие импорт продуктов питания в РФ, предусматривают в контрактах на их поставку в качестве одного из обязательных условий наличие на товаре информации на русском языке о составе, пищевой ценности, сроках годности, условиях хранения и применения. Согласно Указу Президента РФ от 7 февраля 1996 г. при розничной и мелкооптовой реализации алкогольной и табачной продукции иностранного производства продавцы обязаны помимо информации, предоставляемой в обязательном порядке в соответствии со ст. 10 закона «О защите прав потребителей», предоставлять информацию о производителе продукции, месте ее изготовления, а также об организации-импортере продукции и таможенном пункте, на котором были произведены пересечение таможенной границы и таможенное оформление конкретной партии продукции.

    Информация размещается в технической документации к товару (работе, услуге), на этикетках и осуществляется путем маркировки или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). В случае невозможности поместить текст информации полностью из-за недостаточной площади упаковки, этикетки, ярлыка допускается сообщение информации о товаре или ее части на специальном листе-вкладыше, который прилагается к каждой единице товара.

    Важное значение как один из способов информирования имеет правильное, доступное и красочное оформление витрин. Например, в витринах магазина, ателье выставляются образцы только тех товаров, которые имеются в продаже или изготавливаться в организации. Каждый образец снабжается четко оформленным ярлыком и ценником. Прейскуранты цен на товары или услуги должны висеть на видном месте. По мере необходимости и с учетом сезона витрины обновляются. Витрины должны быть оборудованы в соответствии с установленными требованиями и обеспечены средствами, предупреждающими запотевание или обледенение стекол. В вечернее время витрины должны быть хорошо освещены. Образцы товаров, находящиеся в витринах, могут быть проданы по требованию покупателя. Образцы товаров, используемые как элемент композиционного оформления витрин или являющиеся инвентарем организации, ярлыками и ценниками не оформляются и продаже не подлежат.
    (к содержанию)

    4. Ответственность за ненадлежащую информацию

    Закон «О защите прав потребителей» не только обязует продавца (изготовителя, исполнителя) предоставлять потребителю информацию как о себе так и о товарах, работах, услугах, но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей. Ст. 12 Закона устанавливает следующие виды ненадлежащей информации:

    • недостоверная, то есть такая, которая не соответствует действительности, фактическим данным, показателям;
    • недостаточно полная информация, то есть информация, которая не позволяет потребителю сделать правильный выбор необходимого товара (работы, услуги) либо которая не позволяет ему использовать этот товар по назначению.

    За предоставление недостоверной или недостаточно полной информации потребителю наступает ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) согласно ст. 12 Закона.
    П. 1 ст. 12 Закона предусматривает ответственность за сам факт непредоставления возможности незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге). В таком случае потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора.
    Если были нарушены права потребителя в части непредоставления информации, а он приобрел товар (работу, услугу), не обладающий необходимыми потребителю свойствами, потребитель имеет право расторгнуть договор, потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения убытков. При расторжении договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы или услуги) продавцу (исполнителю). П. 1 ст. 12 Закона воспроизводит положения п. 3 ст. 495 ГК РФ, который расматривает непредоставление информации о товаре до заключения договора как необоснованное уклонение от заключения договора розничной купли-продажи, являющегося публичным договором.
    Согласно п. 2 ст. 12 Закона устанавливается единая ответственность за непредоставление полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), как за недостаки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствии отсутствия у него такой информации. Нарушение, предусмотренное п. 2 ст.12 является материальным, то есть требующим для наступления ответственности определенных последствий, таких как возникновение недостатков товара (работы, услуги), а также наличие причинной связи между ненадлежащей информацией и наступившими последствиями.
    В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя из-за недостоверной или недостаточно полной информации потребитель вправе требовать от изготовителя (исполнителя, продавца) возмещения вреда, предусмотренно ст. 14 Закона. Если вред причинен природным объектам (земле, деревьям, кустарникам и т. д.), находящимся в собственности потребителя на основаниях, предусмотренных законом, либо во владении в соответствии с законом или договором, он также вправе потребовать также полного возмещения ущерба. Законом предусмотрены различные последствия причинения вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя и принадлежащим ему природным объектам. В первом случае происходит возмещение вреда по правилам ст.14 Закона, а во втором — возмещение убытков. Согласно ст. 1095 ГК, причинитель вреда обязан его возместить независимо от наличия вины и договорны отношений с потерпевшим.

    Рассматривая споры между потребителем продавцом (изготовителем, исполнителем), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
    (к содержанию)

    Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)

    Новая редакция СТ 10 Закона о Защите Прав Потребителей России:

    1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

    наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

    сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;

    цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

    гарантийный срок, если он установлен;

    правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

    информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

    срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

    адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

    Это интересно:  Где получить выписку из сро

    информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;

    информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

    указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

    указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

    Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

    3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

    Абзац второй утратил силу.

    Комментарий к Статье 10 ЗоЗПП РФ

    1. Закон устанавливает, что основной задачей предоставления информации о товаре (работе, услуге) является обеспечение его компетентного выбора.

    Компетентность выбора обеспечивается предоставлением информации о назначении товара, его качестве, условиях использования, гарантиях и т.п. Изготовитель (исполнитель, продавец) сам должен определять необходимый объем этой информации, памятуя о своей ответственности за неполноту предоставленной информации в соответствии с Законом. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень информации и способы ее доведения до потребителя могут устанавливаться постановлениями Правительства РФ, которые имеют общеобязательную силу на всей территории РФ. Так, например, постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 года N 435 утвержден Порядок доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства. Как правило, эти сведения устанавливаются в правилах торговли и оказания услуг.

    Правительство РФ постановлением от 27 декабря 1996 года N 1575 утвердило Правила, обеспечивающие наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке, и запретило с 1 мая 1997 года продажу на территории Российской Федерации импортных продуктов питания без информации о них на русском языке. Согласно Правилам, импортеры в контрактах на поставку должны обязательно предусматривать наличие на товаре информации на русском языке о составе, пищевой ценности, сроках годности, условиях хранения и применения, а также другие установленные сведения.

    Поскольку Закон содержит перечень обязательной информации о товаре (работе, услуге), информация, устанавливаемая Правительством РФ, а также изготовителем (исполнителем, продавцом) может являться дополнительной или отражать специфику товара (работы, услуги).

    В некоторых случаях состав информации о товаре определяется законом. Например, ст. 13 Федерального закона РФ от 15 июня 1996 года «О товариществах собственников жилья» установлен перечень сведений и документов, которые продавец помещений обязан предоставить покупателю, а также ответственность продавца за убытки, понесенные покупателем в результате непредоставления указанных сведений либо их недостоверности.

    2. В старой редакции Закона требовалось указывать наименование стандарта, т.е. область его распространения. Согласно ГОСТ Р 1.5-92 Государственной системы стандартизации Российской Федерации обозначение государственного стандарта РФ состоит из индекса — ГОСТ Р, регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения. Это обозначение является базовым. Обозначения некоторых государственных стандартов РФ имеет свою специфику. К этим стандартам относятся:
    входящие в определенный комплекс стандартов (например, стандартов единой системы конструкторской документации);
    на изделия, используемые только в атомной энергетике;
    оформленные на основе применения международных стандартов и др.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года N 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» в системе Госстандарта РФ создан федеральный фонд стандартов, где хранятся все документы по стандартизации. Фонд оказывает услуги по поиску необходимых стандартов. Информация о принятии, отмене, изменениях, замене государственных стандартов публикуется Госстандартом РФ и Госстроем РФ в ежемесячных и ежегодных информационных указателях «Государственные стандарты Российской Федерации».

    3. В старой редакции Закона требовалось указание лишь перечня основных потребительских свойств товара вместо сведений об их содержании.

    Впервые предусматривается утверждение Правительством РФ перечня товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний.

    4. Под условиями приобретения товаров (работ, услуг) понимаются различные дополнительные или уточняющие содержание договора условия: продажа в кредит, с доставкой, изготовление вещи из материала заказчика, условия сдачи вещи в обработку и т.п.

    5. В информации обязательно должны указываться (если они установлены) продолжительность гарантийного срока (изготовителя и продавца), срок службы или годности, правила использования товара (работы, услуги), включая правила безопасности, а также указания о необходимых действиях потребителя после истечения срока службы или годности.

    6. Непредоставление информации о предприятиях, выполняющих функции изготовителя или продавца по рассмотрению претензий потребителей, ремонту и техническому обслуживанию товаров, является нарушением права потребителя на обеспечение возможности использования товара по назначению и права на информацию, что может повлечь ответственность изготовителя, продавца в соответствии с Законом.

    7. Пунктом третьим ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» определены содержание и способы доведения до потребителя информации о проведении обязательной сертификации товара, предоставляемой его изготовителем.

    Закон не предусматривает каких-либо обязанностей продавца в связи с торговлей сертифицированным товаром. Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, предусмотрено, что в подтверждение факта сертификации продавец должен иметь один из следующих документов: подлинник сертификата; копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) на основании подлинника сертификата или его заверенной копии и содержащие по каждому наименованию товара сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа, выдавшего сертификат. Эти сведения должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона. Заверять документы имеет право руководитель исполнительного органа соответствующей организации, предусмотренный ее уставом или иное лицо, которому такие полномочия специально предоставлены приказом или иным решением органа управления. Следует обратить внимание, что ранее действовавшими Правилами продажи отдельных видов товаров право заверять копии сертификатов имели территориальные органы Госстандарта России.

    8. Непредоставление информации о том, что товар был в употреблении или подвергался ремонту, т.е. продажа его как нового, может рассматриваться как продажа товара с недостатками.

    9. В старой редакции Закона для изготовителя, исполнителя, продавца — индивидуального предпринимателя был предусмотрен специальный состав информации о товаре (работе, услуге): указание стандарта, обязательные требования которого распространяются на реализуемые им товары (услуги, работы), и сведения об их сертификации.

    В связи с отсутствием в новой редакции этих требований, следует заключить, что все требования Закона к обязательной информации о товаре (работе, услуге) полностью распространяются на товары (работы, услуги), реализуемые индивидуальными предпринимателями, так же, как и предусмотренные ст. 12 Закона меры ответственности за ненадлежащую информацию .

    10. Согласно статье 10 ЗоЗПП РФ отсутствие или неполнота обязательной информации о товаре (работе, услуге), особенно в части, касающейся безопасности товара и возможности его использования, может рассматриваться как основание для запрещения их реализации и отзыва от потребителя, а в случае реализации — в качестве основания для признания договора недействительным, как совершенного с нарушением Закона. В связи с этим при заключении договора поставки целесообразно оговаривать обязанности изготовителя (поставщика) товаров по предоставлению информации и его ответственность за ненадлежащую информацию. В противном случае продавец товара весь риск ответственности перед потребителем принимает на себя.

    11. Особым видом информации потребителя о товарах (работах, услугах) является реклама. Без ознакомления с рекламой практически не совершается ни одна более или менее значительная сделка. Отношения, возникающие в связи с производством, размещением и распространением рекламы, регулируются Федеральным законом РФ «О рекламе», вступившем в силу со дня официального опубликования 25 июля 1995 года. Этот закон распространяется на рекламу всех услуг, в том числе банковских, страховых и иных, связанных с пользованием денежными средствами граждан. Закон о рекламе определяет: основные понятия в этой области, в том числе понятие ненадлежащей рекламы (недобросовестная, недостоверная, заведомо ложная и т. п.), субъектов рекламной деятельности (рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, потребитель рекламы); требования к рекламе, включая правила о рекламе товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации (должна быть пометка «подлежит обязательной сертификации»); особенности рекламы в различных средствах массовой информации и особенности рекламы отдельных видов товаров (работ, услуг); права и обязанности субъектов рекламной деятельности; полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы; ответственность субъектов рекламной деятельности.

    Нормы Закона о рекламе, об ответственности за ненадлежащую рекламу не могут применяться к информации о товаре (работе, услуге), доведенной до потребителя не путем рекламы. Дела о нарушениях законодательства о рекламе рассматриваются в соответствии с «Порядком рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденным приказом Государственного антимонопольного комитета от 13 ноября 1995 года N 147.

    Новым Уголовным кодексом РФ, вступающим в силу с 1 января 1997 года, предусмотрена ответственность за заведомо ложную рекламу (ст. 182), т.е. использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.

    Гост р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»

    Стандартизованные термины ГОСТ Р 51074, касающиеся информации для потребителя:

    потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий пищевые продукты исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

    изготовитель – организация любой формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие пищевые продукты для реализации потребителям.

    продавец – организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие пищевые продукты потребителям по договору купли-продажи.

    пищевой продукт – продукт в натуральном или переработанном виде, употребляемый чело­веком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания, бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво, безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также пищевые добавки и биологически активные добавки, реализуемые в розничной торговле.

    продукт детского питания – пищевой продукт, предназначенный для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающий физиологическим потребностям детского организма.

    пищевая добавка – природное или искусственное вещество или их соединение, специально вводимое в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и/или сохранения качества пищевых продуктов.

    биологически активная добавка – природное (идентичное природному) биологически активное вещество, предназначенное для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

    ингредиент (компонент) – вещество или продукт животного, растительного, микробиологического или минерального происхождения, а также природные или синтезированные пищевые добавки, используемые при подготовке или производстве пищевого продукта и присутствующие в готовом продукте в исходном или измененном виде.

    фантазийное (придуманное) наименование – слово или группа слов, которые могут не характеризовать потребительские свойства продукта, но позволяют отличить конкретные, близкие по составу и органолептическим показателям продукты друг от друга.

    дата изготовления: Дата, проставляемая изготовителем и/или упаковщиком и информирующая о моменте окончания технологического процесса изготовления пищевого продукта.

    дата упаковывания (дата розлива для жидких продуктов) – дата размещения пищевого продукта в потребительскую тару;

    срок хранения – период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства, указанные в нормативном или техническом документе. Истечение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению.

    срок годности – период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению.

    срок реализации – период, в течение которого пищевой продукт может предлагаться потребителю.

    Основной принцип этикетирования – наличие доступной информации на русском языке.

    значение массовой доли жира в процентах (для мороженого и глазированных сырков не указывают);

    сорт (при наличии);

    наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес (-а) производств (-а)) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии);

    товарный знак изготовителя (при наличии);

    значение массы нетто или объема продукта;

    состав продукта. Ингредиенты, входящие в состав глазури, перечисляют в общем перечне ингредиентов;

    пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;

    пищевая ценность. В информации о пищевой ценности продуктов, в составе которых имеется сахароза, кроме количества углеводов, указывают содержание сахарозы в 100 г (мл, см 3 ) продукта;

    содержание в готовом продукте молочнокислых бактерий (при наличии), пробиотических культур (при наличии), дрожжей (при наличии) (КОЕ в 1 г продукта) при наличии этих требований в документе, в соответствии с которым изготовлен продукт;

    дата изготовления и дата упаковывания;

    срок годности (кроме мороженого);

    срок хранения (для мороженого);

    срок реализации (для Вологодского масла);

    способы и условия приготовления для готовых блюд (для полуфабрикатов и концентратов);

    условия применения. Указывают только для продуктов лечебно-профилактических, геродиетических и для питания людей со специфической профессиональной и спортивной нагрузкой; при необходимости указывают противопоказания;

    обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;

    информация о подтверждении соответствия.

    Информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, потребителю обязан предоставить изготовитель (продавец).

    Информацию для потребителя предоставляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе — вкладыше способом, принятым для отдельных видов товаров.

    Если на потребительской таре невозможно нанести необходимый текст информации о продукте полностью, допускается информацию, характеризующую пищевой продукт, или часть ее размещать по усмотрению изготовителя на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице индивидуальной или групповой потребительской тары, или на групповой потребительской таре; также сопровождают информацией для потребителя каждую единицу групповой потребительской тары, в которой пищевые продукты продаются наборами.

    Информацию располагают непосредственно на каждой единице потребительской тары в удобном для прочтения месте.

    Отсутствие должной информации на этикетке продукции и невозможность восполнения ее продавцом является основанием для запрещения предложения такого товара рынку.

    Недостающую информацию о продуктах для детского питания, расфасованных в потребительскую тару небольших размеров, размещают на листах-вкладышах, прилагаемых к каждой единице индивидуальной потребительской тары.

    Статья написана по материалам сайтов: www.tsput.ru, ozppzakon.ru, studfiles.net.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector