Ученические отношения трудовым отношениям

На практике нередко встречаются ситуации, когда работодатель, прежде чем принять решение о приеме на ту или иную должность на постоянную работу нового сотрудника, стремится выявить и повысить профессиональные качества претендента путем его обучения. При этом зачастую в процессе такого обучения работник не только получает теоретические знания, но и принимает участие в практической работе, которая приносит работодателю финансовый результат. У работодателя, принимающего решение об обучении претендентов, возникает ряд вопросов, связанных прежде всего с необходимостью оформления с такими претендентами договорных отношений и выплаты стипендии. Рассмотрим их подробнее.

В качестве примера приведем следующую ситуацию. В компании есть две категории сотрудников (продавцы-консультанты и продавцы-кассиры), которые до того, как начать выполнять свои рабочие обязанности в необходимом объеме и с должной квалификацией, должны проходить концептуальное обучение в этой же компании. Обучение фактически состоит из двух этапов:

  • первый — вводный и ознакомительный с профессией — продолжается всего три дня в магазине компании. На данном этапе управляющий определяет профессиональную пригодность соискателя на должность, а потенциальный сотрудник определяет для себя, хочет ли он далее совершенствовать свои знания и приобретать соответствующую квалификацию для работы в данной компании;
  • второй начинается по истечении этих трех дней и проводится с отдельными учениками по основной программе. Такое обучение идет фактически в течение двух месяцев по два-три раза в неделю на базе магазинов компании с прикреплением сотрудников к наставникам — управляющим и администраторам магазинов. Также в учебном центре компании проводится специальный шестичасовой тренинг, после чего соискатели сдают устные экзамены управляющему.

Отношения с учениками на первом этапе обучения основаны на ученическом договоре, на втором — оформляются обычным трудовым договором на неопределенный срок. Однако фактически сотрудники на втором этапе обучения работниками не являются, так как у них идет только очередной этап обучения в связи с получением специальных знаний и навыков.

Для приведения порядка и формы заключаемого договора в соответствие с фактическими обстоятельствами при условии сохранения уже отработанного порядка оформления трудовых отношений с сотрудниками и сокращения количества подлежащей оформлению документации компания намерена оформлять отношения с учениками по одному из следующих вариантов.

1. Заключать договор, который будет носить смешанный характер, т.е. будет состоять из трех частей, предполагающих:

  • сохранение существующего ученического договора на трехдневное обучение. На этот период остальные две части смешанного договора не вступают в силу, поэтому с учениками никаких трудовых отношений не возникает, — это первая часть договора;
  • продолжение обучения по специальной программе с прохождением практики в определенном магазине и выплату за время обучения стипендии (исчисляется исходя из количества времени, проведенного при обучении в магазине, и почасовой тарифной ставки, которая равна ставке, выплачиваемой обычным, постоянно работающим сотрудникам (не ученикам)). Для стимулирования сотрудников и увеличения продаж ученик будет допускаться к практическим занятиям (под ними понимается выполнение обычной работы, как и у продавца-консультанта или кассира, а именно предложение товара покупателю и его обслуживание по требованию). За практические занятия компания будет выплачивать ученикам процент от суммы реализованных ими товаров (личные продажи), а также процент от коллективных продаж магазина, т.е. компания будет выплачивать ученику стипендию и премии за практические занятия, включая эти суммы в облагаемую страховыми взносами базу. При этом в предполагаемом договоре термин «практические занятия» не используется и прямо указывается, что ученик учится до 13 часов, получая стипендию, а затем выполняет трудовые функции, за что получает заработную плату. Соответственно с этой заработной платы будут выплачиваться страховые взносы в бюджет — это вторая часть договора;
  • действие самого трудового договора с сотрудником. Датой приема на работу является дата заключения этого трудового договора, однако с самого первого дня выхода на работу данный сотрудник считается направленным согласно второй части смешанного договора на второй этап обучения — это третья часть договора.

2. Заключать два договора: ученический на три дня и трудовой договор с двумя частями (первой и второй, подробности их содержания описаны ранее).

3. Заключать только ученический договор, т.е. трудовой договор не заключается до момента успешного прохождения ученичества.

В процессе анализа приведенной ситуации рассмотрим следующие вопросы:

  • как правильно назвать заключаемые с учениками договоры;
  • каким образом лучше оформить отношения с такими учениками — направление на обучение сотрудника с отрывом или без отрыва от производства;
  • насколько обоснованно с точки зрения обложения страховыми взносами заключение смешанного договора;
  • должен ли быть договор на обучение на втором этапе отдельным, а трудовых отношений с учениками компания иметь не должна;
  • возможно ли заключение с учениками, отношения с которыми оформлены ученическими договорами, договоров о полной или коллективной материальной ответственности;
  • будут ли выплаты за практические занятия облагаться страховыми взносами (в ФСС России, ПФР, ТФОМС и ФФОМС) и НДФЛ;
  • могут ли фискальные органы в данном случае расценить ученический договор в качестве трудового;
  • какова степень риска признания стипендии в качестве заработной платы, если порядок определения стипендии для ученика и порядок определения заработной платы сотрудника одной и той же вакансии одинаков?

Наименование и характер договоров, заключаемых компанией с лицами, ищущими работу

Согласно ст. 198 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право заключать ученический договор на профессиональное обучение:

  • с лицом, ищущим работу;
  • со своим работником.

Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому. При этом такой договор может быть двух видов:

  • без отрыва от работы — ученик не освобождается от исполнения своих трудовых обязанностей;
  • с отрывом от работы — ученик полностью или частично освобождается от исполнения своих трудовых обязанностей.

Ученический договор заключается в письменной форме и должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества (ст. 199, 200 ТК РФ).

Анализ ТК РФ позволяет констатировать, что только в главе 32 и ст. 227 содержится такое понятие, как «ученик», а в остальной части Кодекса идет разговор о работнике. Так, в ст. 227 ТК РФ говорится, что к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, относятся, в частности, работники и другие лица, проходящие профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором. Однако на основании ст. 15, 16 и 20 ТК РФ только между работником и работодателем возникают трудовые отношения в случаях и порядке, определенных в ст. 16, 56, 57 и 68 Кодекса. Таким образом, до заключения трудового договора лицо, ищущее работу, находясь в статусе ученика, не относится ни к какой из категорий работников, но в производственной деятельности работодателя участие принимает. Это порождает определенные сомнения в обоснованности и справедливости подобного неоднозначного определения статуса такого ученика.

По смыслу ст. 56, 199, ч. 2 ст. 198 ТК РФ ученический договор не является трудовым 1 . Также затруднительно его отнести и к гражданско-правовым договорам на выполнение работ или оказание услуг 2 . Вместе с тем согласно ст. 205 ТК РФ на учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда. По этой причине существуют единичные мнения об отнесении ученических договоров, заключаемых с работниками организации, к трудовым 3 . На основании анализа ст. 56, 197, 199 ТК РФ, судебной практики и мнений правоприменительных органов полагаем, что такую позицию нельзя считать обоснованной.

В соответствии со ст. 199 и ст. 204 ТК РФ в период обучения ученикам должна выплачиваться стипендия, размер которой определяется ученическим договором и не может быть ниже установленного федеральным законом МРОТ. Таким образом, обязанность работодателя по выплате стипендий, предусмотренных ученическим договором, установлена законодательно.

Кроме выплаты стипендии в период обучения ученикам должна быть оплачена и работа на практических занятиях. Согласно ч. 2 ст. 204 ТК РФ эта работа оплачивается по установленным расценкам. Размер выплат указывается в соответствии с локальными нормативными актами организации и зависит от фактически выполненной работы. Правовая природа данной оплаты не определена и является дискуссионной. Необходимость оплачивать выполняемую работу в период ученичества обосновывается тем, что на практических занятиях ученик по заданию работодателя выполняет работу, которая может приносить работодателю экономическую выгоду.

При ученическом договоре юридическое значение имеет обучение ученика, а труд носит лишь дополнительный характер, в то время как при трудовых отношениях значение имеет выполнение работником трудовой функции — работы по определенной профессии, специальности, квалификации или должности. С учетом того, что ученический договор не является трудовым и обязанности по выплате заработной платы и стипендии за обучение, а также по оплате практических занятий оговорены законодателем отдельно, представляется, что оплата практических занятий не является стипендией или заработной платой 4 . Она представляет собой специальный вид выплат, связанный исключительно с правовым механизмом ученичества и участия ученика в производственной деятельности работодателя.

Отметим, что сроки отработки в конкретной организации после прохождения обучения и критерии их определения законодательством не установлены и согласовываются сторонами. При этом в соответствии с абз. 2 ст. 207 ТК РФ, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем затраты, связанные с ученичеством. Затраты, понесенные работодателем на обучение работника, исчисляются пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении (ст. 249 ТК РФ) 5 . Необходимо отметить, что выплаты работнику за практические занятия и заработная плата работника, для которого установлено неполное рабочее время в связи с обучением, не могут быть включены в расходы работодателя, подлежащие возврату.

Таким образом, работодатель вправе заключить ученический договор и с лицом, ищущим работу, и со своим сотрудником. Во всех случаях работодатель обязан выплачивать ученику стипендию, размер которой устанавливается по соглашению сторон, и оплачивать практическую работу согласно принятой в компании системе оплаты труда. Эти выплаты не могут быть квалифицированы как заработная плата при условии надлежащего оформления ученического договора (предмет и содержание должны в точности соответствовать нормам главы 32 ТК РФ).

То обстоятельство, что часть ученических договоров заключается с работниками организации, не означает, что такие договоры являются частью трудовых договоров с этими работниками. Статьи 197, 198 ТК РФ прямо предусматривают, что в таком случае ученический договор не изменяет существующий трудовой договор, а является самостоятельным дополнительным договором. В подобной ситуации физическое лицо выступает одновременно работником по трудовому договору и учеником по ученическому.

Заключение единого смешанного договора, содержащего элементы трудового и ученического, с лицом, ищущим работу, или с работником при включении всех необходимых условий не изменяет сути правоотношений, название договора также не меняет его содержания. Вместе с тем с учетом риска возникновения спора с проверяющими органами целесообразно не включать в один договор с работником компании условия ученического и трудового договоров, а также называть этот договор трудовым.

В рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, с лицом, ищущим работу, целесообразно заключать ученический договор (на каждый этап в отдельности или на два этапа обучения вместе) с последующим заключением трудового договора в случае успешного окончания обучения.

Работников компании, с которыми заключены трудовые договоры (в том числе и новых сотрудников), обучать лучше на основании отдельно заключенного ученического договора и приказа руководителя компании. Такое обучение возможно как с отрывом, так и без отрыва от производства.

Если в компании обучения проводятся регулярно, желательно разработать локальный акт, регулирующий основные условия обучения как лиц, ищущих работу, так и работников.

Способы оформления отношений с учениками

Прежде всего необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 198 ТК РФ ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы может быть заключен только с работником данной организации, а не с лицом, ищущим работу.

Соответственно выбор конкретного вида ученического договора с работником компании зависит от того, предполагается ли выполнение таким работником своих прямых трудовых обязанностей в период обучения.

В рассматриваемой ситуации принимаемые на работу работники сразу же направляются на обучение, так как не имеют надлежащих навыков и в течение двух месяцев будут их приобретать, в том числе и на практических занятиях. Несмотря на то что практические занятия и трудовые обязанности работающего сотрудника одинаковы, занятия не являются выполнением трудовых обязанностей, поскольку по своей природе эти занятия предполагают обучение сотрудника новым навыкам, которых он еще не имеет. Как уже отмечалось, при ученическом договоре юридическое значение имеет обучение ученика, а труд носит лишь дополнительный, сопутствующий характер. В то время как при трудовых отношениях значение имеет выполнение работником трудовой функции.

Если работник обучается без отрыва от производства (например, три часа учится, пять часов работает), работодатель должен выплачивать ему следующие суммы: заработную плату за отработанное время, стипендию за время обучения и выплаты за практические занятия.

Если работник обучается с отрывом от производства (полностью освобожден от выполнения своих трудовых обязанностей), работодатель должен выплачивать ему только стипендию за время обучения и выплаты за практические занятия.

При приеме на работу нового сотрудника и направлении его на обучение с первого дня работы могут заключаться трудовой договор и договор на обучение с отрывом от производства. При этом такому работнику будет выплачиваться стипендия и оплачиваться практические занятия. Данные выплаты не являются заработной платой, так как выплачиваются не за исполнение трудовых обязанностей, а в процессе обучения.

Это интересно:  Как выглядит страховой медицинский полис нового образца

Платежи во внебюджетные фонды и налоговые последствия заключения отдельного договора на обучение на втором этапе

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах 6 , который заменил главу 24 «Единый социальный налог» НК РФ, объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Ранее был сделан вывод, что правовая природа ученического договора не позволяет однозначно отнести его к трудовым или гражданско-правовым договорам. Значит, можно заключить, что выплаты по ученическим договорам (стипендия и оплата работы, выполняемой на практических занятиях) не облагаются страховыми взносами.

В настоящий момент правоприменительной практики, касающейся начисления страховых взносов на выплаты по ученическим договорам, пока нет. Однако в отношении отмененного с 1 января 2010 г. ЕСН, имевшего аналогичный со страховыми взносами объект обложения 7 , практика сложилась достаточно устойчивая. По мнению судов и финансовых органов, выплаты по ученическим договорам ЕСН не облагались.

Так, Минфин России в письме от 7 мая 2008 г. № 03–04–06–01/123 указал, что поскольку выплаты стипендии и вознаграждения за работу, выполняемую учениками на практических занятиях, начисляются физическим лицам не по трудовым и гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг), то они в соответствии с положениями НК РФ не будут являться объектом обложения ЕСН. Аналогичные выводы содержатся в письмах ФНС России от 9 июля 2007 г. № 05–1-02/304, УФНС России по г. Москве от 23 апреля 2008 г. № 21–11/039344.

ФАС Московского округа в Постановлении от 1 апреля 2009 г. № КА-А40/2218–09 признал правомерной неуплату ЕСН со стипендии, выплачиваемой по ученическому договору как лицам, ищущим работу, так и работникам налогоплательщика. При этом суд отметил: то обстоятельство, что часть ученических договоров заключалась с работниками заявителя, не означает, что такие договоры являлись частью трудовых договоров с этими работниками.

Поскольку выплаты по смешанному договору, содержащему в себе элементы ученического и трудового договоров, последний из которых вступает в силу после прохождения обучения, и выплаты, проводимые по двум отдельным договорам (ученическому и трудовому), имеют одинаковую природу, то и страховые взносы по этим договорам будут начисляться также одинаково. Иными словами, в течение действия смешанного договора статус выплат для целей исчисления страховых взносов будет меняться: в период «ученического» периода взносы не начисляются, а в период обычного трудового договора — уплачиваются в общем порядке.

Вместе с тем, учитывая «внешнее» сходство трудового договора, в котором может быть предусмотрен испытательный срок, и ученического договора, предусматривающего проведение практических занятий, заключение смешанного договора вызовет больше вопросов со стороны контролирующих органов. Так, по смешанному договору налогоплательщику потребуется представить отдельные расчеты для выплат, относящихся к первому периоду, и для выплат, относящихся ко второму периоду. Например, упомянутое ранее положительное для налогоплательщиков Постановление № КА-А40/2218–09 суд принял с учетом бухгалтерской справки, подтверждающей, какие выплаты обучающемуся сотруднику относятся к ученическому договору, а какие — к трудовому.

При наличии двух отдельных договоров учет выплат, имеющих различное назначение, автоматически будет раздельным. Значит, с точки зрения упрощения учета и минимизации риска конфликта с фискальными органами заключение двух отдельных договоров более целесообразно.

Отграничить трудовой договор от ученического можно на основании анализа существенных условий последнего — его предмет и содержание должны в точности соответствовать главе 32 ТК РФ, в частности предусматривать срок ученичества и срок, в течение которого ученик обязан проработать в компании по окончании обучения (ст. 199 ТК РФ).

Если же на этапе обучения заключены трудовые, а не ученические договоры, то, несмотря на фактические отношения сторон, выплаты по таким договорам должны были облагаться ЕСН до 1 января 2010 г., а после указанной даты на эти выплаты подлежат начислению страховые взносы в общеустановленном порядке.

Заключение договоров о полной и коллективной материальной ответственности

В соответствии с положениями ст. 205 ТК РФ на учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда. Недействительными являются и не применяются лишь те условия ученического договора, которые противоречат ТК РФ, коллективному договору, соглашениям (ст. 206 ТК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 199 ТК РФ помимо условий, предусмотренных ч. 1 ст. 199 Кодекса (наименование сторон, указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником, и т.д.), ученический договор может содержать и иные условия, определенные соглашением сторон.

Соответственно на отношения между работодателем и учениками распространяется действие положений, определяющих материальную ответственность сторон трудового договора.

Как уже отмечалось, дополнительным основанием привлечения ученика к материальной ответственности будет служить его отказ по окончании ученичества без уважительных причин выполнять свои обязательства по договору, в том числе приступать к работе. В этом случае ученик по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

При заключении письменных договоров о полной материальной ответственности (индивидуальной или коллективной) необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 244 ТК РФ подобного рода договоры, т.е. договоры о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ 8 .

НДФЛ и страховые взносы в ФСС России, ПФР, ТФОМС и ФФОМС

Налог на доходы физических лиц

В соответствии с п. 1 ст. 209 Налогового кодекса РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в РФ и (или) за ее пределами, — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. При этом согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло.

В статье 217 НК РФ, устанавливающей перечень доходов, освобожденных от НДФЛ, выплаты ученикам по ученическому договору не поименованы. Следовательно, суммы стипендии и оплаты практических занятий, перечисляемые ученикам, являются объектом обложения НДФЛ. Данной точки зрения придерживаются и контролирующие органы (см. письма Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03–04–06–01/123, от 24 августа 2007 г. № 03–04–06–02/164, УФНС России по г. Москве от 26 декабря 2006 г. № 28–10/114805).

Отметим, что в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. Но поскольку потенциальные работодатели не заключают с учениками трудовой договор, то нет оснований относить стипендию и оплату практических занятий к названным компенсационным выплатам.

Страховые взносы

Ранее уже отмечалось, что все выплаты по ученическим договорам — стипендии и выплаты за практические занятия — не являются объектом обложения страховыми взносами. Однако в рассматриваемой ситуации выплаты по трудовым договорам, которые заключены с сотрудниками на втором этапе обучения, создают объект обложения.

Вероятность переквалификации ученического договора в трудовой

При условии надлежащего оформления ученического договора, а также строгого соответствия фактически складывающихся между учеником и работодателем взаимоотношений (предмет и содержание должны в точности соответствовать главе 32 ТК РФ) вероятность переквалификации договора контролирующими органами в трудовой можно оценить как низкую.

Однако следует иметь в виду, что помимо корректных формулировок текста договора налогоплательщику необходимо соблюдать требования к оформлению сопутствующей документации. Так, по ученическому договору работодатель не издает приказ о приеме на работу, не заводит трудовую книжку, а отстранение ученика от практических занятий не является увольнением.

Как уже отмечалось, ученик, который по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, должен по требованию работодателя возвратить ему полученную за время ученичества стипендию (ст. 207 ТК РФ). Если ученик уклоняется от возврата полученной стипендии, это не ставит под сомнение обоснованность ранее произведенных выплат, поскольку они были совершены в полном соответствии с заключенным договором. В то же время, как это видно из ст. 207 ТК РФ, обязанность вернуть выплаченную стипендию возникает по причине нарушения ранее принятых условий, в связи с чем данная сумма должна рассматриваться как своего рода санкция.

Соответственно если обучающийся не отрабатывает положенное время, то организация в своем учете должна отразить право требования к лицу на величину выплаченной стипендии. Если эта сумма будет признана обучающимся, ее надо будет включить в состав внереализационных доходов по правилам ст. 271 НК РФ. Если взыскать задолженность не получится, то по истечении сроков давности величина задолженности подлежит списанию на основании подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ.

Необходимо отметить, что обучение потенциальных сотрудников налогоплательщик проводит в течение разумного срока (двух месяцев), а необходимость обучения обусловлена спецификой их должностных обязанностей в области розничных продаж (общение с покупателями, обращение с товаром, работа с кассой). При этом, на наш взгляд, не должно существовать аналогии в характере и объеме выполняемых в течение рабочего времени функций между «работниками-учениками» и собственно работниками организации, выполняющими трудовую функцию по той же профессии, в той должности и с той же квалификацией.

Все приведенные обстоятельства снижают риск возможной переквалификации, а в случае возникновения конфликта повышают вероятность положительного исхода спора с государственным органом.

Степень риска признания стипендии заработной платой

В рассматриваемой ситуации работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам. Размер стипендии, выплачиваемой в период ученичества, определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом МРОТ (ст. 204 ТК РФ).

Таким образом, выплаты по ученическому договору, во-первых, зависят от получаемой профессии и квалификации, во-вторых, осуществляются по установленным у потенциального работодателя расценкам. Законодательство не устанавливает обязательных требований, чтобы стипендия, выплачиваемая ученикам, отличалась от размера заработной платы.

Поскольку при условии надлежащего оформления ученического договора риск его переквалификации в трудовой является, по нашему мнению, низким, то риск переквалификации стипендии в заработную плату по такому договору также низкий. В то же время, полагаем, что совпадение размера оплаты и объема выполняемых функций в данном случае будет являться аргументом в пользу переквалификации ученического договора в трудовой.

1 См., например, письма Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03–04–06–01/123, от 28 июня 2007 г. № 03–04–07–02/31.

2 См., в частности, Постановления Девятого ААС от 15 декабря 2008 г. № 09АП-15498/2008-АК, ФАС Московского округа от 1 апреля 2009 г. № КА-А40/2218–09.

3 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 августа 2005 г. № А05–17293/04–18.

4 Равно как и «личные продажи» по трудовому договору.

5 См., к примеру, Определение ВС РФ от 28 ноября 2005 г. № 81-В05–30.

6 Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

7 В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН признавались выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

8 В настоящее время действует Постановление Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».

© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2018

Правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми правоотношениями

Согласно ч. 2 ст. 1 ТК РФ в числе отношений, непосредственно связанных с трудовыми, названы отношения по: организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда); разрешению трудовых споров; обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Если рассматривать названные правоотношения с точки зрения их соответствия динамике основного отношения трудового права —трудового правоотношения, то в группу предшествующих ему правоотношений следует включить отношения по трудоустройству у данного работодателя, а также отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.

Отношения по трудоустройству, как правило, предшествуют трудовым отношениям. Но поскольку их целью является помощь государства при нуждаемости в подыскании работы: трудоустройстве, получении новой специальности, переквалификации, то в некоторых случаях они могут следовать за прекратившимися не по инициативе работников трудовыми отношениями или сопутствовать им при получении, например, новой специальности у того же работодателя.[83] Практически во всех учебниках по трудовому праву выделяют три взаимосвязанных вида возникающих по этому поводу отношений: гражданин — государственная служба занятости; служба занятости — работодатель; гражданин, направленный службой занятости, — работодатель, и все они относятся к трудовому праву.

Отношения между службой занятости и работодателем возникают с момента регистрации работодателя — юридического или физического лица — индивидуального предпринимателя. Они характеризуется юридическими правами и обязанностями обеих сторон. Например, работодатель обязан информировать службу занятости о предстоящих массовых увольнениях, вакансиях, в пятидневный срок возвращать направление в службу занятости при приеме гражданина на работу, а служба занятости, в свою очередь, — информировать работодателя о состоянии рынка труда, разрабатывать предложения об установлении квот для приема на работу граждан, нуждающихся в социальной защите (ч.1 п.2 ст. 25, ч.2 п.3, п.5 ст.26 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Это интересно:  Заявление о ликвидации ооо по форме р15001

Отношения «гражданин — работодатель» только в том случае могут быть «трудоустройством» в рассматриваемом смысле, если гражданин направляется к конкретному работодателю службой занятости. Работодатель принимает на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление от службы занятости. Поэтому о правовом характере этой связи можно уверенно говорить только в отношении определенной категории граждан, а именно тех, которые направлены для трудоустройства в счет установленной квоты. Согласно ст.21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012),[85] организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В Москве рабочие места квотируются не только для инвалидов, но и для молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.[86]

В литературе высказано мнение о специфической природе отношений в сфере занятости. Их содержание — оказание социальной услуги, поэтому по своей правовой природе они весьма близко примыкают к социально-обеспечительным отношениям, представляющим собой предмет права социального обеспечения[87]. Некоторые авторы отрицают трудоправовую природу данных отношений (кроме последнего: работник — работодатель, возникающего, как правило, на основе направления службы занятости и, можно добавить, в счет квоты), а остальные отношения считают административно-правовыми.[88] Однако преобладающим признается мнение о неразделимости «триады» отношений занятости и трудоустройства, их единой правовой природе как самостоятельного отношения трудового права, что способствует большей определенности границ предмета трудового права.

Отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников у данного работодателя предусмотрены гл. 31 и 32 ТК РФ. Законодатель принципиально изменил содержание ст. 198 по сравнению с ее первоначальной редакцией от 30 декабря 2001 года, исключив принадлежность ученического договора к гражданскому праву. Поэтому ученические отношения могут предшествовать трудовым тогда, когда работник учится у данного работодателя, будучи его потенциальным работником по окончании учебы.

Если ученический договор заключается с работником данной организации, то правоотношение, которое он опосредует, не может предшествовать трудовому: последнее на момент заключения данного договора уже существует. Если оно и предшествует, то только трудовому правоотношению с обновленным содержанием, которое возникнет по окончании ученичества.

То же самое можно сказать и об отношениях по поводу переподготовки и повышения квалификации работников, уже работающих у данного работодателя.

Сопутствующие трудовому правоотношению из числа названных в ст. 1 ТК РФ — это, безусловно, отношения по организации труда и управлению трудом; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда); обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. Но, надо заметить, иногда некоторые из этих отношений могут быть и вытекающими из трудовых (отношения по государственному контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства).

Следует согласиться с авторами Курса трудового права в том, что первые три вида названных правоотношений «имеют единую правовую природу и нет оснований для их дробления».[89] Их можно объединить под общим названием «коллективные трудовые отношения», принятым Международной организацией труда. Субъекты и содержание указанных правоотношений во многом совпадают. Так, субъектами социально-партнерских отношений являются работники (их представители), работодатели (их представители), органы государственной власти, местного самоуправления (ст. 23 ТК РФ). Участие работников (их представителей) в управлении организацией — одна из форм социального партнерства, поэтому, естественно, его осуществляют те же субъекты (работники и работодатели и их представители) — ст. 52, 53 ТК РФ. Участие работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства вполне укладывается в понятие и содержание отношений социального партнерства, и субъекты в основном совпадают. Но, надо признать, деятельность профсоюзов как общественной организации выходит за рамки этих отношений в первую очередь за счет внутрисоюзных отношений, которые остаются за пределами права, в том числе, трудового права.

Отношения по контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства всегда сопутствуют трудовым отношениям или, как выше было сказано, могут следовать за ними, когда, например, в процессе или результате контроля или надзора выявляются нарушения трудового законодательства в отношении лиц, уже не работающих в данной организации. Контроль предполагает оценку того или иного решения как с точки зрения его соответствия праву, так и целесообразности. Надзор — более узкая категория, он означает проверку юридического акта на предмет его правомерности. Считается, что задача органов контроля состоит не только в выявлении нарушения, но и в том, чтобы выяснить, насколько правильно, целесообразно соответствующие субъекты использовали свои полномочия. Государственный контроль и надзор является одним из способов защиты трудовых прав (ст. 352 ТК РФ).

Помимо Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров, которые осуществляют высший государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, государственный надзор и контроль в области трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляют органы федеральной инспекции труда и другие специализированные органы государственного надзора (ст. 353— 369 ТК РФ).

Правовая природа контрольно-надзорных отношений не всеми определяется как однозначно трудоправовая.[90] Некоторые полномочия федеральной инспекции труда опосредованно относятся к основному предмету своей деятельности — защите трудовых прав. Например, реализация мероприятий по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти или предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения и др.; хотя полномочия в этой области, безусловно, должны способствовать соблюдению трудового законодательства.

Согласно ст. 370 ТК РФ профсоюзы также наделены правом контроля за соблюдением трудового законодательства. С этой целью создаются правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Правоотношения по рассмотрению трудовых споров могут как сопутствовать трудовым правоотношениям, так и вытекать из них. Это понятно: если спор о восстановлении на работе однозначно свидетельствует о ранее прерванных трудовых отношениях, то, скажем, спор о незаконном, с точки зрения работника, переводе на другую работу «уживается» с продолжающимися трудовыми отношениями. Забастовщики, как правило, выражают свой протест именно для того, чтобы улучшить свое положение как субъектов трудовых отношений, в которых они состоят на момент возникновения спора.

В зависимости от того, кто спорит: один работник или работники как коллективный субъект, и от того, о чем спор: об установлении (изменении) норм, регулирующих трудовые отношения, или о применении действующего трудового законодательства, зависит, в каком порядке он рассматривается. Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров является комиссия по трудовым спорам (КТС) и суд. Коллективные трудовые споры рассматриваются исключительно в согласительном порядке. Трудовой спор считается возникшим, когда работник обратился в юрисдикционный орган, а коллектив работников — к работодателю с письменно изложенными претензиями, на которые в установленный срок не получен положительный либо отрицательный ответ, либо работники не получили никакого ответа.

Правоотношения по разрешению трудовых споров по своей правовой природе процессуальные[91]. Нормы трудового права регулируют их до тех пор, пока они не вышли за пределы организации и не стали предметом рассмотрения суда, который руководствуется при разрешении трудового спора не только материальным, но и гражданско-процессуальным правом.

Правоотношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами, названы в числе непосредственно связанных с трудовыми в связи с изменениями, внесенными в ТК РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. Они замыкают перечень отношений трудового права, данный в ст. 1 ТК РФ. Однако надо сказать, что права и обязанности субъектов трудового права по обязательному социальному страхованию и до этого времени фигурировали в различных статьях ТК РФ (например, в ст. 21, 57). Их связь с индивидуальными трудовыми отношениями очевидна. Субъекты: страхователи, страховщики, застрахованные — те же работодатели и работники. Если взглянуть на перечень страховых случаев, перечисленных в подп. 1. 1 п. 3 ст. 7 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», как-то: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования,[92] то их связь с процессом трудовой деятельности не вызывает сомнения. Они так же сопутствуют трудовым отношениям, как и другие, круг которых очерчен в ч. 2 ст. 1 ТК РФ.[93]

Отношения по материальной ответственности в ст.1 Трудового кодекса РФ относятся к иным непосредственно связанным с трудовыми отношениям, которые могут сопутствовать трудовым, а также могут быть сменяющими. Однако в науке трудового права имеется иная точка зрения, в соответствии с которой ряд ученых считают отношения по материальной ответственности неотъемлемой частью сложного трудового правоотношения[94]. Аналогичной точки зрения придерживается автор этой главы учебника.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Какова система правоотношений отношений в трудовом праве?

2. Раскройте понятие трудового правоотношения.

3. Охарактеризуйте субъектов трудового правоотношения.

4. Что представляет собой содержание трудового правоотношения?

5. Назовите основания возникновения, изменения, прекращения трудового правоотношения.

6. Какие отношения трудового права можно отнести к коллективным? Почему? Дайте их характеристику.

7. Охарактеризуйте иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, в соответствии со ст. 1 ТК РФ.

Правоотношения в сфере трудового права

Прежде всего, нормы трудового права регламентируют отношения, которые возникают между работником и рабо­тодателем при приеме на работу, когда между сторонами заключается трудовой договор, т.е. непосредственнотрудо­вые отношения. Трудовые отношения являются централь­ными, основными отношениями трудового права.

Однако трудовое право также регулирует отношения, тесно связанные с трудовыми, которые вытекают из трудо­вых отношений или предвосхищают их, являясь служебны­ми, факультативными по отношению к трудовым (в ТК РФ они перечислены в ст. 1).

Эти отношения условно можно разделить на три группы:

1) отношения, предшествующие трудовым. Эти от­ношения возникают до заключения трудового договора и прекращаются с его подписанием (например, отношения по трудоустройству граждан, по подготовке кадров (обуче­нию работников) в конкретной организации);

2) отношения, сопутствующие трудовым. Возникают эти отношения уже после подписания трудового договора и сосуществуют с трудовыми. В эту группу можно отнести отношения по:

— организации труда и управлению трудом;

— социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и со­глашений;

— участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового за­конодательства в предусмотренных законом случаях;

— материальной ответственности работодателей и ра­ботников в сфере труда;

— надзору и контролю за соблюдением трудового зако­нодательства;

— обязательному социальному страхованию.

К сопутствующим отношениям можно отнести также и отношения по профессиональной подготовке и повыше­нию квалификации, если обучение проводится уже во вре­мя работы у конкретного работодателя;

3) отношения, последующие трудовым. Традиционно к этой группе относят правоотношения по рассмотрению трудовых споров, однако следует отметить, что возмож­на такая ситуация, когда трудовой спор возникает наряду с трудовым отношением (например, работник подает в суд иск к работодателю с требованием выплатить задержанную зарплату, не намереваясь увольняться с работы). Более того, отношения по рассмотрению трудовых споров могут и предшествовать трудовым отношениям. Это происходит в том случае, если работодатель, проведя собеседование с претендентом на вакантную должность, отказывается брать его на работу по причинам, не связанным с деловыми качествами потенциального работника (например, работо­дателя не устроили пол, национальность, семейное положе­ние, политические или религиозные взгляды будущего ра­ботника либо отказ связан с иными дискриминационными признаками). В этом случае лица, считающие, что они под­верглись дискриминации в сфере труда, вправе обратить­ся в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

трудовое право

F1: Трудовое право (Долова А.З.)

F3: текущий контроль, итоговая аттестация

(3 курс спец-ть юриспруденция)

V2: Предмет, метод, система трудового права

S: Основная форма реализации права на труд

+: заключение трудового договора

-: заключение гражданско-правового договора

S: Непосредственно связанными с трудовыми отношениями являются отношения

+: трудоустройству через органы службы занятости

+: материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда

-: установлению размера оплаты труда

+: организации труда и управлению трудом

+: повышению квалификации через систему учебных заведений

+: разрешению трудовых споров

+: надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства

+: социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений

S: Трудовое право представляет собой важнейшую отрасль российского права, регулирующую при активном участии его субъектов трудовые отношения и ### отношения, устанавливающая права и обязанности по труду субъектов трудового права и ответственность за их нарушения

-: примыкающие и тесно с ними связанные

+: иные непосредственно связанные с ними

S: Отношения по содействию занятости и трудоустройству являются

S: Организационно-управленческие отношения являются

S: Организационно-управленческие отношения возникают с

-: допуска к работе

+: включения в трудовой коллектив

-: возникновения трудовых отношений

S: Организационно-управленческие отношения возникают по поводу

-: защиты прав и интересов работников

-: защиты прав и интересов работодателя

+: организации и управления трудом

-: ответственности сторон трудового правоотношения

S: Отношения по надзору и контролю за соблюдение трудового законодательства и охраны труда являются

S: Основными субъектами отношений по надзору и контролю за соблюдение трудового законодательства и охраны труда являются

+: трудовые и специализированные инспекции

-: обслуживающий персонал организации

S: Социально-партнерские отношения возникают между

-: работником и работодателем

-: работником и профсоюзными организациями

+: работниками и работодателем

Это интересно:  Может ли прилагательное быть подлежащим

-: работниками и организациями

S: Отношения по профессиональной подготовке и переподготовке и квалификации работников являются

S: Принудительный труд

-: допускается с согласия работника

-: допускается с согласия профсоюзного органа

+: допускается в исключительных случаях

S: Принудительный труд не включает в себя работу выполненную в связи с

-: совершением дисциплинарного проступка

-: участием в забастовке

S: Правоотношения в зависимости от их связи с трудовым правоотношением делятся на

S: Правоотношение по разрешению трудовых споров является

S: Правоотношение по надзору и контролю за охраной труда и соблюдению трудового законодательства являются

S: Предметом ТП являются

S: В трудовом правоотношении обязанность организации труда и его охраны лежит на

S: Правоотношение по охране труда и соблюдению трудового законодательства являются

S: Непосредственно связанные с трудовыми отношения делятся на

-: предшествующие, сопутствующие, последующие

S: Основанием возникновения правоотношения по обеспечению, занятости и трудоустройству является

-: подача работодателем информации в орган службы занятости о высвобождении работников

+: подача заявления гражданином, не имеющим работы в орган занятости

-: обращение безработного в орган занятости

S: Основанием прекращения правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству является

-: отсутствие подходящей работы

-: отказ работодателя от трудоустройства направленного безработного

-: подыскание подходящей работы и трудоустройство безработного

S: Ученические отношения являются ### трудовыми отношениями

-: и предшествующими, и сопутствующими, и последующими.

S: Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений ### трудовым отношением

-: и сопутствуют, и предшествуют, и сменяют

S: Отношения по организации и управлению трудом относятся ### производным отношениям

-: и предшествующим, и последующим и сопутствующим.

S: Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров

-: предшествуют трудовым отношениям

-: сопутствуют трудовым отношениям

-: последуют трудовым отношениям

+: и предшествуют и сопутствуют, и последуют

S: Предметом трудового права является

-: любой труд человека

+: трудовые и непосредственно связанные с ними отношения

S: Отношения по обеспечению занятости и трудоустройству возникают

+: между работодателем и гражданином, направленным к нему трудоустраивающим органом

+: между гражданином и трудоустраивающим органом

-: между трудоустраивающим органом и организацией по поводу направления гражданина на работу

S: Отношения трудового коллектива с работодателем возникают по поводу

-: обеспечения пособиями по безработице членов трудового коллектива

-: увольнения членов трудового коллектива

-: выплаты заработной платы

S: Организационно – управленческие отношения профсоюзного органа на производстве с работодателем возникают по поводу

-: наложения дисциплинарных взысканий на работников

-: выплаты премий работникам

+: улучшения условий труда

S: Отношения по надзору и контролю за трудовым законодательством и охраной труда – это

S: Отношения по подготовке кадров, профотбору и повышению квалификации на производстве включает в себя следующие группы связей

S: Отношения по материальной ответственности участников трудового отношения за ущерб могут быть следующих видов

-: по материальной ответственности работодателя, причинившего вред работнику трудовым увечьем

+: по материальной ответственности работодателя, причинившего ущерб работнику

+: по материальной ответственности работника, причинившего ущерб имуществу работодателя

-: по материальной ответственности работника, причинившего ущерб другому работнику

S: Участниками социально – партнерских отношений являются

-: представители трудоустраивающих органов

+: представители органов исполнительной власти

-: представители органов законодательной власти

S: В отношениях по разрешению трудовых споров принимают участие

+: комиссия по трудовым спорам

+: суды общей юрисдикции

S: В правовом регулировании труда применяются методы

-: общие для всех отраслей

-: общие для смежных отраслей

S: Централизованный метод регулирования устанавливает следующий уровень гарантий трудовых прав

S: Трудовой кодекс относится к следующему методу регулирования труда

S: Единство и дифференциация правового регулирования труда отражаются в

+: общей части трудового права

+: особенной части трудового права

-: всех институтах трудового права

-: специальной части трудового права

S: Единство трудового права отражается в

-: общих нормативных актах трудового законодательства

+: общих положениях ТК

S: Нормы дифференциации устанавливают положения

S: В трудовом праве расширяется

-: централизованное, законодательное регулирование труда

+: локальное, договорное регулирование труда

-: централизованное, локальное, законодательное и договорное регулирование труда

-: социально-партнерское, законодательное регулирование труда

S: Метод трудового права – это ### правового регулирования отношений, составляющих предмет трудового права

+: совокупность приемов и способов

S: Метод правового права реализуется через

-: принципы трудового права

-: источники трудового права

-: законодательства о социальном обеспечении

-: трудового и административного законодательства

S: Метод правового регулирования труда реализуется через следующие нормы

-: законодательства о социальном обеспечении

-: трудового и административного законодательства

S: Трудовое законодательство распространяется на

+: членов производственных кооперативов

+: нормы трудового законодательства

S: Нормы трудового законодательства распространяются на

+: всех субъектов трудового права

-: всех субъектов трудового права, кроме иностранных граждан

S: Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, распространяются на трудовые и непосредственно с ними связанные отношения, возникающие на территории

V2: Субъекты трудового права

S: Субъекты трудового права – это участники

+: трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений

-: производных от трудовых правоотношений

S: Трудовая правоспособность – это способность

-: иметь трудовые права и гарантии этих прав

+: иметь трудовые права и обязанности

-: реализовывать свои права

S: Трудовая деликтоспособность – это способность

+: осуществлять лично своими действиями трудовые права и обязанности

-: отстаивать в суде свои права

-: отвечать за свои трудовые правонарушения

-: иметь трудовые права и обязанности

S: Трудовое законодательство относится к предмету

+: совместного ведения РФ и ее субъектов

-: исключительного ведения РФ

-: исключительного ведения субъектов РФ

-: совместное ведения субъектов РФ и ее органов местного самоуправления

S: Функции трудового права

S: Воспитательная функция трудового права выражается в нормах о

S: Социальная функция выражается в нормах по

-: материальной ответственности сторон

+: ограничению рабочего времени

S: Защитная функция трудового права выражается в нормах о

S: Функциями трудового права являются

+: развития производственной демократии

S: Общая часть трудового права состоит из

S: Особенная часть трудового права строится по

S: Центральный институт особенной части трудового права

-: занятости и трудоустройства

-: рабочего времени и времени отдыха

S: Система отрасли трудового права состоит из частей

S: Система отрасли трудового права включает

-: зарубежное трудовое право

-: международное трудовое право

S: Система отрасли трудового права подразделяется на

S: Трудовое право представляет собой ### отрасль российского права

S: Смежными с трудовым, отраслями права являются

S: Ограничение трудового договора от гражданского производится по

-: форме оплаты труда

+: подчинению правилам внутреннего распорядка

+: обязанности создания условий труда

S: Ограничение трудового права от гражданского производится по следующим критериям

+: по предмету договора

-: по тому, кто обязан выплачивать вознаграждения за труд

+: по подчинению правилам внутреннего трудового распорядка

-: по тому, кто обязан организовывать труд

+: по тому, кто обязан организовывать охрану труда

V2: Источники трудового права

S: Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не должны противоречить

-: Указам Президента РФ

+: ТК, федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства

S: В случае противоречия между ТК и иными федеральными законами по трудовому праву применяются положения

-: Конвенции и рекомендации МОТ

S: Источники трудового права – это различные нормативные акты, содержащие нормы ТП, регулирующие

-: правоотношения в сфере общественной организации труда

+: трудовые и непосредственно с ними связанные отношения

S: По степени важности и субординации источники ТП делятся

+: на законы и подзаконные акты

-: Указы Президента и постановления Правительства

-: Правила и инструкции

-: Конституция РФ и другие подзаконные акты

S: По степени обобщенности, акты трудового законодательства могут быть

-: комплексные и текущие

+: кодифицированные, комплексные, текущие

S: Источники трудового права регулируют следующие отношения

S: Источники трудового права могут подразделяться на следующие виды

S: Источники трудового права по степени важности и субординации подразделяются на

S: Трудовой кодекс регулирует отношения независимо от

S: В Трудовом кодексе РФ нормы, отражающие функцию производственной демократии

-: оставлены без изменения

S: Первый КЗоТ был принят в

S: Нынешний ТК по счету

S: Специальные нормы ТП могут быть следующих видов

-: нормы-льготы, нормы-приспособления, нормы-изъятия

S: Ныне действующий ТК состоит из

V2: Принципы трудового права

S: Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда определяет, что государство – члены МОТ обязаны содействовать применению следующих прав

-: свободу объединения и признание права на ведение коллективных договоров

+: упразднение всех форм принудительного или обязательного труда

-: выплату заработной платы в соответствии с потребностями

-: свободу в процедурах разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров

+: запрещение принудительного труда

+: недопущение дискриминации в области труда

S: Основополагающий принцип трудового права принцип

-: защиты от безработицы

-: право на заработную плату

-: обеспечения прав профсоюзов

S: Принципы трудового права – это главные положения

+: отражающие кратко суть действующего трудового законодательства

-: закрепление норм международно-правового регулирования труда

-: развитие производственной демократии

-: структура норм расположенных в определенном порядке

S: Принципы правового регулирования труда – это

-: главные положения, отражающие суть действующего трудового законодательства

-: положения, отражающие политику и мораль общества в области трудовых отношений

S: Принцип свободы труда — это право на

-: равенство прав и возможностей работника

+: свободно выбирать, распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности

+: материальную ответственность работодателей и работников в сфере труда

-: организацию труда и управлению трудом.

S: По сфере действия принципы правового регулирования труда классифицируются на

+: общеправовые, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые

-: отраслевые и местные

-: внутриотраслевые и региональные

-: региональные и местные

V2: Субъекты трудового права

S: Юридические гарантии основных трудовых прав по сфере действия подразделяются на

S: Гарантии права на труд и профсоюзной деятельности проявляется в

+: сохранении за профсоюзными работниками места работы

-: контроле за охраной труда

-: защите права на труд

-: сохранении заработной платы

S: Основные трудовые права граждан закреплены в

+: Конституции РФ и ТК

-: актах органов местного самоуправления

S: Трудовая правосубъектность состоит из

-: трудовой деликтоспособности и трудовой правоспособности

+: трудовой правоспособности, трудовой дееспособности и трудовой и трудовой деликтоспособности

S: К основным категориям граждан как субъектам ТП относятся

S: Трудовая правосубъектность включает в себя следующие элементы

-: способность заключить трудовой договор

S: Субъектами трудового права являются

+: органы по трудоустройству

S: Лица достигшие 14 лет могут трудоустраиваться при наличии

-: письменного согласия одного из родителей (или лица его заменяющего) и органа опеки и попечительства

+: письменного согласия одного из родителей (или лица его заменяющего)

-: свидетельство о рождении

S: Трудоустроиться на опасную взрывную работу можно с

S: Гражданин становится членом коллектива организации с

-: обращения к работодателю

+: заключения трудового договора

S: При нарушении правил внутреннего трудового распорядка работник может нести ответственность

S: Общая трудовая правоспособность наступает с ### лет

S: Правовой статус работника у гражданина возникает с

-: момента обращения в органы по трудоустройству

+: с момента заключения трудового договора

-: с момента наступления трудовой правоспособности

-: с момента рождения

S: Признаками работодателя являются права

+: приема и увольнения работника

+: привлечения к дисциплинарной ответственности

-: разрешать трудовые споры

-: обжалование дисциплинарного взыскания

S: К основным правам работодателя относятся права на

+: введение коллективных переговоров и их заключение

+: принятие локальных нормативных актов

-: изменение в одностороннем порядке трудового договора.

S: К основным обязанностям работодателя относятся

+: предоставлять работнику работу, обусловленную трудовым оговором

+: обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценностью

-: привлекать работников к дисциплинарной ответственности

-: привлекать работников к материальной ответственности

S: У общественных органов их трудовая правосубъектность как работодателей возникает с момента

+: утверждения ими штатного расписания и фонда оплаты труда

-: утверждения кандидатуры руководителя

-: окончания строительства здания данной организации

-: открытия расчетного счета в банке

S: Прием (назначение, избрания) руководителя организации является правом

S: Физическое лицо может стать работодателем с

S: Обязанность создать условия труда, отвечающие всем требованиям обязанности и гигиены лежит на

-: органах исполнительной власти

S: Право на осуществление приема на работу руководителя организации имеют следующие лица

-: учредитель совместно с трудовым коллективом

S: В понятие администрации входят следующие лица

+: заместитель руководителя организации

S: Взаимоотношения трудового коллектива регулируются

+: правилами внутреннего трудового распорядка

S: Трудовой коллектив составляют

+: лица, работающие на основании трудового договора

-: лица, выполняющие работу на основе гражданско–правового договора

-: ветераны производства – пенсионеры

-: лица, составляющие администрацию

S: Трудовой коллектив должно составлять следующее количество работников

-: не менее пятнадцати

-: не имеет значения

S: Органом самоуправлением трудового коллектива является

-: совет трудового коллектива

-: общественный отдел кадров

S: Численный состав совета трудового коллектива предприятия определяет

+: конференция трудового коллектива

S: Порядок перечисления членских взносов профсоюзных взносов определяется

S: При невозможности предоставления соответствующей должности по прежнему месту работы за профсоюзным работником сохраняется средний заработок

+: на период трудоустройства

S: Впервые в мире профсоюзы возникли

+: в Англии в середине 19 в.

-: во Франции в 1829 году

-: в России в 1918 году

-: в Германии в 1721 году

S: В профсоюз можно вступить с

S: Оплата труда руководителя профсоюзного органа производится в соответствии с

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.org, studopedia.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector