Учет продуктов питания в бюджетных учреждениях

Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 7

Аналитический учет

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

По окончании месяца подсчитываются итоги, определяется стоимость израсходованных продуктов и одновременно сверяется с численностью довольствующихся.

Нормы выдачи продуктов питания. Напомним, что при планировании объемов закупки продуктов питания, а также при их выдаче необходимо руководствоваться нормами, утвержденными ведомственными нормативными актами. Вот некоторые из них:

  • Нормы продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц в мирное время, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 946;
  • Приказ ФСИН России от 15.06.2011 N 355 «Об утверждении Временной нормы продовольственного пайка для сотрудников уголовно-исполнительной системы, выполняющих специальные и другие задачи в мирное время» (применяется в период с 1 июня 2011 г. по 1 июня 2013 г.);
  • Приказ ФСИН России от 09.12.2008 N 685 «Об утверждении рационов питания и норм замены продуктов при организации продовольственного обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы и некоторых других категорий лиц в мирное время»;
  • Приказ МВД России от 08.05.2010 N 352 «Об утверждении Временной нормы продовольственного пайка для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации при выполнении ими отдельных оперативно-служебных и боевых заданий» (применяется в период с 1 сентября 2010 г. по 1 сентября 2012 г.);
  • Приказ МВД России от 12.05.2010 N 358 «Об утверждении Временной нормы продовольственного пайка для военнослужащих внутренних войск МВД России и отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, выполняющих задачи при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, а также при выполнении ими отдельных оперативно-служебных и боевых заданий» (применяется в период с 1 сентября 2010 г. по 1 сентября 2012 г.);
  • Приказ МЧС России от 24.05.2007 N 288 «Об утверждении норм обеспечения питанием спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при несении дежурства»;
  • Приказ ФСБ России от 20.06.2011 N 267 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов».

Бюджетный учет

Как и все материальные запасы, продукты питания принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости (п. 100 Инструкции N 157н). Напомним, что в эту стоимость входят суммы фактических вложений в приобретение продуктов питания с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено НК РФ). В частности, согласно п. 102 Инструкции N 157н фактической стоимостью продуктов питания признаются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • расходы на доставку;
  • иные платежи, непосредственно связанные с приобретением продуктов питания.

Списание продуктов питания может осуществляться по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости (п. 108 Инструкции N 157н). Способ списания следует закрепить в учетной политике учреждения.

Приведем бухгалтерские записи операций, осуществляемых при поступлении и выбытии продуктов питания.

Соответствующие счета аналитического учета.

В учете данные операции будут отражены следующим образом:

Пример 2. В учреждении при проведении инвентаризации в связи со сменой материально ответственного лица обнаружена недостача продуктов питания: 20 кг муки на сумму 540 руб., 15 кг картофеля на сумму 217,50 руб. Естественная убыль составила: муки — 1,5 кг, картофеля — 1 кг.

В учете учреждения мука числится по стоимости 27 руб. за 1 кг, картофель — 14,50 руб. за 1 кг.

Рыночная цена : муки — 30 руб., картофеля — 17,50 руб.

Согласно п. 220 Инструкции N 157н размер ущерба, причиненный недостачами и хищениями, определяется исходя из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи недостающих материальных ценностей.

С учетом размера естественной убыли продуктов питания недостача составила 30 кг картофеля и 17,5 кг муки.

Сумма недостачи в размере 800 руб. ((18,5 кг x 30 руб.) + (14 кг x 17,50 руб.)) отнесена на виновное лицо.

В счет возмещения ущерба виновное лицо добровольно внесло наличными в кассу учреждения 500 руб., возместило в натуральной форме продуктов на сумму 300 руб.

В учреждении необходимо сделать следующие бухгалтерские проводки:

В учете учреждения данные операции следует отразить бухгалтерскими записями:

В бюджетном учете заказчика и получателя данные операции необходимо отразить следующим образом:

Согласно п. 341 Инструкции N 157н материальные ценности, оплаченные субъектом учета, уполномоченным на централизованное заключение государственного (муниципального) контракта (договора), и отгруженные учреждениям (грузополучателям) в рамках централизованной закупки, учитываются на забалансовом счете 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению». Принятие к учету на этот забалансовый счет материальных ценностей отражается на основании первичных документов, подтверждающих отгрузку материальных ценностей в пользу учреждения (грузополучателя), в сумме выплат на их приобретение.

При получении вышестоящим учреждением — заказчиком подтверждения о получении учреждением (грузополучателем) материальных ценностей, отгруженных в его адрес, они подлежат списанию с забалансового учета по стоимости, по которой они ранее принимались к учету.

В бюджетном учете учреждения будет сделана следующая запись:

Учет продуктов питания в бюджетных учреждениях

СОДЕРЖАНИЕ

1.ГЛАВА 1

-Основные задачи учета продуктов питания………..………………………………..5

— Фактическая стоимость продуктов питания………………………………………..5

— НДС на продукты питания…………………………………………………………. 6

2. ГЛАВА 2

— Оформление поступления продуктов питания в учреждение……………….…….7

— Оформление передачи продуктов питания со склада в производство………. 8

3. ГЛАВА 3

Пример1.Поступление продуктов питания в медицинское учреждение…………9

Пример2.Поступление продуктов питания от предпринимательской деятельности…………………………………………………………………………..10

4.ГЛАВА 4

Основные документы, определяющие порядок организации учета продуктов питания в учреждениях здравоохранения…………………………………………. 12

— Определение фактической себестоимости продукции…………………………. 13

Пример 3. Высшее образовательное учреждение. Организации питания студентов . 13

— Условия применения предельного размера наценки ……………………………..18

-Хранение продуктов питания………………………………………………………..19

Пример4. Поступление в кассу высшего образовательного учреждения выручки от реализации продукции столовой ………………………………………………. 20

Список литературы……………………………………………….…………………. 22
ВВЕДЕНИЕ

Специфика бюджетного учета продуктов питания определяется особенностями деятельности соответствующего бюджетного учреждения или структурного подразделения. В курсовой рассматриваются вопросы бюджетного учета продуктов питания в образовательных учреждениях. Представлены корреспонденции счетов: по формированию себестоимости готовой продукции, по учету реализации продуктов питания, предназначенных для перепродажи, по принятию к учету возвратной тары, по учету товарных потерь при транспортировке, по учету испорченных продуктов питания, по учету недостачи по итогам инвентаризации сверх естественной убыли.

Не секрет, что во многих бюджетных учреждениях, таких, как детские сады, школы, больницы, профессиональные училища, исправительные колонии и т.д. организовано питание и должен вестись учет продуктов питания. Такие организации осуществляют, прежде всего, плановое приготовление пищи, т.е. заранее составляется производственное задание, можно уже при составлении этого задания заранее рассчитать все и оформить все бухгалтерские документы. При этом должен составляться «План-Меню» на 2 (или даже 4 недели). В этом 2-х недельном цикле обеспечивается: разнообразие питания (неповторяемость блюд), соответствие принципам здорового и сбалансированного питания (есть такие принципы и такие контрольные таблицы) соответствие питания ценовым характеристикам (так как бюджет питания устанавливается заранее). Хорошо составленные «План-Меню» также обеспечивает небольшие колебания по цене и калорийности день ото дня, а также взаимоувязку завтраков и обедов (по временам приема пищи) с точки зрения здорового питания (в требованиях Минздрава рекомендуется на завтрак давать 25% суточного рациона, а на обед 35-40%). И, что немаловажно, это все должно быть еще и вкусно. Имея хороший «План-Меню» мы можем в граммах (!) рассчитать план расхода продуктов на будущие 2 недели.

Так же это питание должно быть и здоровым, а иногда — лечебным:

— Суточный рацион должен соответствовать суточной потребности организма. Это касается не только калорий, но и основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), а также витаминов и микроэлементов;

— Специальный термин «сбалансированное питание» обозначает соотношение белков, жиров и углеводов как 1:1:4;

— Дополнительно к соответствию характеристикам химического состава рациона проверяют его структурно-качественный состав: какие продукты образуют пищу, т.е. проверяют натуральные нормы. Расчеты делают в «Накопительной ведомости расхода продуктов».

Организуя питание за счет бюджетных средств, мы должны вести учет численности питающихся, притом в некоторых случаях (а лучше всегда) — персональный! Поэтому у ответственного за питание должны быть:

§ По каждому льготно-питающемуся — свое «Дело» с копиями первичных документов;

§ Табели питания по месяцам;

§ Не говоря уже об ежемесячных «Отчетах по питанию».

Если обобщить все выше сказанное, то мы должны вести:

· Учет пищевой стоимости.

1.Показать, как учитываются продукты питания в бюджетных учреждениях

2.Рассказать, как производится контроль продуктов питания в бюджетных учреждениях

ГЛАВА 1

Задачи учета продуктов питания

Основными задачами учета продуктов питания в бюджетных учреждениях являются:

— обеспечение сохранности и контроля за движением и использованием всех продуктов;

— соблюдение установленных норм запасов и расходов продуктов;

— своевременное выявление неиспользуемых продуктов, подлежащих реализации в установленном порядке;

— получение своевременных и точных сведений об их остатках, находящихся на складах и в кладовых учреждений.

В целях обеспечения сохранности и правильной постановки учета продуктов питания необходимо обеспечить надлежащую организацию складского учета.

Продукты питания принимаются к бюджетному учету по фактической стоимости, которая складывается как сумма затрат:

— на оплату поставщику в соответствии с договором поставки,

— на оплату информационных, консультационных и посреднических услуг, связанных с приобретением продуктов питания,

— таможенные пошлины и иные платежи,

— транспортные расходы, включая страхование доставки,

— иные расходы, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Инструкция №25н предусматривает включение транспортных расходов по доставке продуктов питания, медикаментов, перевязочных средств, минеральных вод, сывороток и тому подобного, для лечебно — профилактических, детских и других социально — культурных учреждений в фактическую стоимость запасов. По этому, при доставке различных видов продуктов единовременно у бухгалтера возникает необходимость распределения транспортных расходов. Чаще всего применяется способ распределения пропорционально стоимости доставленных продуктов, поскольку это самый простой и нетрудоемкий способ. Выбранный учреждением способ распределения транспортных расходов должен быть оговорен в приказе по учетной политике

Это интересно:  Ножи не являющиеся холодным оружием

При формировании фактической стоимости продуктов, приобретаемыхза счет внебюджетных средств бюджетного учреждения в сумму включается налог на добавленную стоимость, следует обратить внимание на порядок отражения его в учете:

Налог на добавленную стоимость включается в фактическую стоимость продуктов в случае приобретения их:

— за счет бюджетных средств;

— за счет целевых средств;

— за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, если эти продукты используются в бюджетной деятельности.

— за счет внебюджетных средств

Если бюджетное учреждение получает продукты безвозмездно или по договору дарения, тогда эти продукты отражаются по текущей рыночной стоимости на дату принятия их к учету, с учетом сумм уплачиваемых за доставку.

Поступление продуктов питания.

Отражена фактическая стоимость продуктов питания, поступивших от поставщика по договору купли-продажи без НДС (предпринимательская деятельность)

Отражен НДС (предпринимательская деятельность)

Поступили на склад бюджетного учреждения продукты питания, полученные по договору дарения

Приобретены продукты питания за наличный расчет

Поступление продуктов питания в бюджетное учреждение, в такое как например детский сад можно оформить следующими, нижеприведенными записями.

Отпуск продуктов питания со склада производится по фактической стоимости или по средней фактической стоимости каждой единицы.

Средняя фактическая стоимость при списании продуктов питания определяется по формуле

СФС = ((С1 + С2) / (К1 + К2)) х К3, где

СФС — средняя фактическая стоимость запасов;

С 1 — стоимость остатка запасов на начало месяца;

С 2 — стоимость поступивших запасов за месяц;

К 1 — количество остатка запасов на начало месяца;

К 2 — количество поступивших запасов за месяц;

К 3 — количество списываемых запасов за месяц.

Передача продуктов питания со склада в производство их списание отражается в учете следующими записями:

Списаны продукты питания, переданные в производство

Списана недостача продуктов питания, выявленная по результатам инвентаризации в пределах норм естественной убыли

Списана недостача продуктов питания сверх норм естественной убыли

Приложением №3 к Приказу Минздрава СССР от 5 мая 1983 года №530 «Об утверждении Инструкции по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР» установлены нормы естественной убыли продовольственных товаров при хранении и отпуске в кладовых предприятий общественного питания.

Этими нормами следует пользоваться в соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 6 июня 2005 года №58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторых других законодательных актов Российской Федерации о налогах и сборах», которой установлено, что впредь до утверждения норм естественной убыли применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

— в количестве 100 килограммов по цене 23,60 рублей за килограмм (в том числе НДС – 3,60 рублей);

— в количестве 50 килограммов по цене 24,78 рублей за килограмм (в том числе НДС – 3,78 рублей);

— в количестве 150 килограммов по цене 29,50 рублей за килограмм (в том числе НДС – 4,50 рубля).

Оплата за продукты производилась следующим образом:

На начало месяца числится остаток крупы рисовой в количестве 40 килограммов на сумму 944 рубля.

В течение месяца было израсходовано крупы рисовой в количестве 320 килограммов.

Продукты питания приобретены и использованы в процессе бюджетной деятельности.

В учете должны быть оформлены следующие записи.

Продукты питания приобретены и использованы в процессе бюджетной деятельности.

Перечисление аванса поставщикам

Поступление в течение отчетного месяца продуктов питания от поставщиков

Перечисление средств поставщикам в оплату полученных продуктов питания

Зачтены ранее перечисленные авансы

Рассмотрели, как отражается на счетах операции по поступлению и выбытию продуктов питания в учреждениях, осуществляющих бюджетную деятельность.

Если бюджетное учреждение занимается еще и приносящей доход деятельностью, тогда операции с продуктами питания будут отражаться несколько иначе. Рассмотрим это на примере.

Возьмем данные предыдущего примера, но немного изменим условия.

Допустим, что продукты питания приобретены и использованы медицинским учреждением в процессе предпринимательской деятельности.

Тогда на счетах бухгалтерского учета эти операции будут отражаться следующим образом:

Произведена предоплата продуктов питания

Отражено поступление продуктов питания от поставщиков за отчетный месяц

Отражен НДС по приобретенным продуктам питания

Перечисление средств поставщикам в оплату полученных продуктов питания

Принят к зачету НДС

Зачтен ранее перечисленный аванс по продуктам питания

Списаны израсходованные продукты питания (800 рублей + 6800 рублей) х 320 кг/ (40 кг + 300 кг)

В организации учета реализации продуктов питания бюджетными учреждениями различных ведомств существует некоторая разница.

Так, например, учреждения здравоохранения для целей организации питания находящихся на лечении больных оборудованы пищеблоками. Деятельность пищеблоков регулируется Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года №1036.

Основные документы, определяющие порядок организации учета продуктов питания в учреждениях здравоохранения это:

— Приказ Минздрава СССР от 5 мая 1983 года №530 «Об утверждении Инструкции по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР» (далее – Приказ №530),

— Приказ Минздрава Российской Федерации от 5 августа 2003 года №330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации»,

— Инструкция №25н. по бюджетному учету. Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н

Фактическая себестоимость продукции определяется как сумма затрат на:

— заработную плату работникам столовых,

— начисления на оплату труда,

— расходы по электроэнергии, водоснабжению и прочие.

Рассмотрим формирование фактической себестоимости готовой продукции на примере.

Высшее образовательное учреждение для организации питания студентов имеет на своем балансе столовую, которая финансируется за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности.

В отчетном месяце столовой были произведены следующие расходы:

Остатков по незавершенному производству нет. Вся изготовленная продукция реализована.

Данные операции будут отражены следующими бухгалтерскими записями:

Списаны продукты питания

Отражены расходы по коммунальным услугам

Отражен НДС по коммунальным услугам

Начислена заработная плата

Начислен ЕСН на заработную плату

Начислены страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Пунктом 4.7 Методических рекомендаций предлагается определять цены на реализуемые продукцию и товары исходя из свободных отпускных цен или цен закупки на эту продукцию и единой наценки. Размеры наценок на реализуемую столовыми продукцию нужно определять с учетом возмещения издержек производства, обращения и реализации, НДС (кроме предприятий, освобожденных от уплаты НДС) и рентабельности работы столовых. Таким образом, наценки на продукцию столовых являются основным источником покрытия расходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. К их числу относятся и наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях. Методическими рекомендациями предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут вводить государственное регулирование наценок на продукцию, реализуемую столовыми при общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Так, например, на территории города Перми и Пермской области Постановлением Главы администрации Пермской области от 19 июля 1999 года №313-п «О наценках на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования» установлены предельные размеры этих наценок:

Естественная убыль продуктов питания

Естественная убыль продуктов питания — это уменьшение массы продуктов при сохранении их качества в пределах предъявляемых требований. При этом уменьшение массы продуктов является следствием естественного изменения их биологических и (или) физико-химических свойств.

Нормы естественной убыли, применяющиеся при хранении продуктов питания, являются допустимой величиной безвозвратных потерь, которую следует определять за период хранения продуктов путем сравнения их массы с массой, в которой они фактически приняты на хранение.

Норма естественной убыли, применяющаяся при транспортировке продуктов питания, также является допустимой величиной безвозвратных потерь, которую следует определять путем сопоставления массы продуктов питания, указанной отправителем в сопроводительном документе, с их массой, фактически принятой получателем.

Убыль продуктов питания в пределах установленных норм определяется после зачета недостач излишками по пересортице.

В бюджетных учреждениях взаимный зачет излишков и недостач, образовавшихся в результате пересортицы, можно проводить только по ценностям, приобретенным за счет одного и того же источника финансирования.

Если после зачета по пересортице, выявлена недостача продуктов питания, нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию продукта, по которому установлена недостача. При отсутствии норм по тому или иному продукту, убыль этих продуктов рассматривается как недостача сверх норм.

Списаны продукты питания, приобретенные за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, но использованные в бюджетной деятельности

Например: в детских учреждениях — по данным о посещаемости детей, в лечебных учреждениях — по сведениям о наличии больных и так далее.

Условия применения предельного размера наценки

Условия применения предельного размера наценки

Предельный размер наценки с учетом налогов в процентах к цене закупки

на покупные товары

на продукцию собственного производства

При оплате затрат по содержанию предприятий общественного питания, коммунальных услуг за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных средств

При оплате затрат по содержанию предприятий общественного питания, коммунальных услуг за счет собственных средств организаций

Предельные наценки обязательны к применению всеми организациями, независимо от организационно — правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующими продукцию собственного производства и покупные товары при общеобразовательных школах, профтехучилищах, учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Предельный уровень наценки включает в себя торговую надбавку и наценку общественного питания.

На продукцию собственного производства и покупные товары, реализуемые за пределами учреждений образования, размеры наценок устанавливаются самостоятельно, при условии раздельного учета затрат по производству и реализации продукции.

Несоблюдение установленных предельных размеров наценок на всю продукцию (товары), реализуемую для питания учащихся, как за наличный расчет, так и безналичный, рассматривается как нарушение государственной дисциплины цен и влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

Хранение продуктов питания.

Хранение продуктов питания должно производиться в специально приспособленных помещениях (складах, кладовых), с применением необходимого холодильного оборудования. Места хранения продуктов питания должны быть оснащены необходимым весовым оборудованием, измерительными приборами, мерной тарой и другими контрольными приспособлениями.

В бухгалтерском учете данные хозяйственные операции будут отражены следующими записями:

Учет продуктов питания в бюджетных учреждениях

«Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 12

Это интересно:  5 6 января 1918 года событие

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Блок питания является обязательным структурным подразделением любого лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ). В данной статье приведен материал, который поможет организовать корректный учет продуктов питания в государственных (муниципальных) ЛПУ.

Организация учета продуктов питания в кладовых

Учет продуктов питания как на складах, так и в пищеблоках учреждений здравоохранения имеет свои особенности. Нормативного документа, устанавливающего правила учета продуктов питания на складах (в кладовых) ЛПУ в условиях рыночных отношений, не существует. Поэтому автор рекомендует при организации учета продуктов питания на складах ЛПУ применять положения Инструкции по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 05.05.1983 N 530 (далее — Инструкция N 530). Несмотря на 30-летнюю давность этого документа, многие его положения могут применяться и в настоящее время. Например, никто не отменял материальную ответственность таких должностных лиц, как заведующий складом и шеф-повар, а также требования соблюдения санитарных норм и правил хранения продуктов питания. Кроме того, сам документ также не был отменен или признан утратившим силу. Он может быть использован при самостоятельной разработке и утверждении порядка учета продуктов питания в учреждении системы здравоохранения.

Итак, отметим основные положения Инструкции N 530 в части учета продуктов питания в кладовых учреждений здравоохранения.

Полная материальная ответственность за прием, хранение и отпуск продуктов питания и тары возлагается на заведующего складом (кладовщика), с которым руководитель учреждения заключает типовой договор о полной материальной ответственности . Если в штате учреждения нет должности заведующего складом (кладовщика), указанная ответственность возлагается приказом по учреждению на работника, с которым заключается договор о полной материальной ответственности.

Форма типового договора о полной индивидуальной материальной ответственности утверждена Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».

Забегая вперед, отметим, что за продукты питания, находящиеся в пищеблоке, полную материальную ответственность несет заведующий производством или шеф-повар, а при отсутствии указанных должностей в штате — повар.

Хранение продуктов питания должно осуществляться на специально оборудованных и приспособленных продуктовых складах (в кладовых), а также в овощехранилищах, обеспечивающих их полную сохранность, соблюдение санитарных норм и правил. Помещения кладовых должны отвечать требованиям строительных норм и правил проектирования.

Продукты питания в кладовых должны размещаться по наименованиям, сортам в доступных местах по секциям, а внутри них — по отдельным видам (на стеллажах, полках, в ящиках) в порядке, предоставляющем возможность быстро принимать, отпускать и проверять такие продукты. Кладовые должны быть оснащены необходимыми весовыми приборами, мерной тарой, инструментами и приспособлениями для вскрытия тары, холодильными установками, вентиляционными устройствами. Весы, разновесы, мерные емкости должны иметь свидетельство госповерителя об их своевременной поверке. На складах следует выполнять противопожарные мероприятия, соблюдать температурный режим, иметь охранную сигнализацию. За качество принятых продуктов питания отвечает заведующий складом.

Документальное оформление выписки питания в пищеблок

При организации учета продуктов питания в пищеблоках необходимо руководствоваться Приказом Минздрава России от 05.08.2003 N 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» (далее — Приказ Минздрава России N 330), а именно Порядком выписки питания для больных в лечебно-профилактических учреждениях (Приложение 4 к указанному Приказу).

Выписка питания осуществляется медицинской сестрой диетической под руководством врача-диетолога. В случае отсутствия последнего контроль осуществляет врач, ответственный за лечебное питание.

Лечебное питание назначается дежурным врачом при поступлении больного в учреждение. Назначенная диета вносится в историю болезни и одновременно в сводный заказ на всех поступивших больных, который направляется в пищеблок в установленное время.

Для справки. Согласно Приказу Минздрава России N 330 номенклатура постоянно действующих диет в каждом ЛПУ разрабатывается в соответствии с его профилем и утверждается на совете по лечебному питанию. Во всех ЛПУ устанавливается как минимум четырехразовый режим питания, по показаниям для отдельных категорий больных применяется более частое питание. Режим питания утверждается на совете по лечебному питанию. Основой при составлении стандартных диет в ЛПУ являются рекомендуемые вышеуказанным документом среднесуточные наборы продуктов. При формировании стандартных диет для детей и взрослых, получающих санаторно-курортное лечение, используются более дорогие сорта продуктов с учетом суточных норм питания в санаториях и санаториях-профилакториях. При отсутствии полного набора продуктов в пищеблоке, предусмотренного сводным семидневным меню, возможна замена одного продукта другим при сохранении химического состава и энергетической ценности используемых лечебных рационов. Приказ Минздрава России N 330 содержит ряд таблиц, необходимых для составления диет. Методические рекомендации по организации лечебного питания в ЛПУ утверждены Директором Департамента развития медицинской помощи и курортного дела Р.А. Хальфиным 03.02.2005. В них в соответствии с Приказом Минздрава России N 330 разъясняются способы применения продуктов специализированного и энтерального питания для обогащения перечисленных в указанном Приказе диет или самостоятельного лечебного и профилактического питания, а также другие особенности применения его норм.

Палатные медицинские сестры ежедневно сообщают старшей медицинской сестре отделения данные о количестве больных и распределении их по диетам, а та на основании этих сведений составляет Порционник на питание больных (ф. 1-84) . Подписанный старшей медицинской сестрой и заведующим отделения порционник передается медицинской сестрой диетической в пищеблок.

Медицинская сестра диетическая пищеблока на основании сведений, полученных от всех отделений, составляет Сводные сведения по наличию больных, состоящих на питании (ф. 22-МЗ) , которые сверяются с данными приемного отделения. На основании этих сведений оформляется Меню-раскладка для приготовления питания больных на следующий день (ф. 44-МЗ) медицинской сестрой диетической при участии заведующего производством (шеф-повара) и бухгалтера под руководством врача-диетолога. Напомним, меню-раскладка формируется согласно сводному семидневному меню с учетом среднесуточного набора продуктов питания, ежедневно утверждается главным врачом учреждения и подписывается врачом-диетологом, бухгалтером, заведующим производством (шеф-поваром).

В меню-раскладке медицинская сестра диетическая в числителе проставляет количество продуктов питания для приготовления одной порции каждого блюда, а в знаменателе бухгалтер (калькулятор) указывает количество продуктов, необходимых для приготовления всех порций этого блюда.

В Приказе Минздрава России N 330 в данном случае указано Требование на выдачу продуктов питания (ф. 45-МЗ), форма которого отменена Приказом Минздрава СССР от 30.12.1987 N 1337.

Закладка продуктов питания в котел производится в присутствии врача-диетолога или медицинской сестры диетической. Перед этим продукты обязательно взвешиваются несмотря на то, что они были получены со склада по весу.

Выдача отделениям рационов оформляется Ведомостью на отпуск отделениям рационов питания для больных (ф. 23-МЗ) . При выдаче завтраков, обедов и ужинов работники отделений расписываются в их получении. Ведомость подписывается медицинской сестрой диетической и заведующим производством (шеф-поваром).

Буфетная продукция (масло, хлеб, чай, соль и др.) выдается буфетчицам непосредственно со склада (из кладовой) по меню-требованию.

Дополнительная выписка (возврат) продуктов питания оформляется Требованием-накладной (в настоящее время применяется типовая межотраслевая форма М-11 , утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).

На каждое приготовленное блюдо составляется Карточка-раскладка (ф. 1-85) с описанием на обороте технологии приготовления блюда. Карточка оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии, а второй — у медицинской сестры диетической.

Организация бухгалтерского учета продуктов питания

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Накопительная ведомость по приходу продуктов питания предназначена для учета обобщения сведений о поступлении продуктов питания в течение месяца. Записи производятся на основании первичных (сводных) учетных документов в количественном и стоимостном выражении. Данная накопительная ведомость составляется по каждому материально ответственному лицу с указанием поставщиков (производителей) по наименованиям и (при необходимости) кодам продуктов питания. По окончании месяца в накопительной ведомости подводятся итоги.

По окончании месяца в Накопительной ведомости по расходу продуктов питания подсчитываются итоги, определяется стоимость израсходованных продуктов, которая одновременно сверяется с численностью довольствующихся.

Накопительная ведомость по расходу продуктов питания составляется по каждому материально ответственному лицу по наименованиям и (при необходимости) кодам продуктов питания. На основании сводных данных этой ведомости формируется Оборотная ведомость по нефинансовым активам, данные которой сверяются с данными бухгалтерского учета.

Счета учета продуктов питания

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Автономные и бюджетные учреждения учитывают продукты питания по двум группам: 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения» и 30 «Иное движимое имущество учреждения». Таким образом, учет продуктов питания в автономных и бюджетных учреждениях ведется на счетах (п. 31 Инструкций N N 183н и 174н ):

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Примечание автора: это правило относится не только к продуктам питания, но ко всем материальным запасам.

Формирование фактической стоимости продуктов питания

Продукты питания принимаются к бухгалтерскому учету по их фактической стоимости. Согласно общим правилам для всех видов материальных запасов в фактическую стоимость продуктов питания, приобретенных за плату, включаются ( п. п. 100 , 102 Инструкции N 157н):

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

— суммы, уплачиваемые организациям за информационные, консультационные, посреднические услуги, связанные с приобретением продуктов питания;

— таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением продуктов питания;

— суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку продуктов до места их использования, включая страхование доставки (вместе — расходы на доставку). Если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований продуктов питания, расходы на их доставку (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования в их общей стоимости;

— суммы, уплачиваемые за доведение продуктов питания до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик, не связанных с их использованием);

— иные платежи, непосредственно связанные с приобретением продуктов питания.

Обратите внимание! В фактическую стоимость продуктов питания не включаются общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда данные расходы напрямую связаны с приобретением продуктов питания ( п. 105 Инструкции N 157н).

В отношении материальных запасов (в том числе продуктов питания) в учетной политике учреждения здравоохранения устанавливаются:

1) единица бухгалтерского учета. Согласно п. 101 Инструкции N 157н единица бухгалтерского учета выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. По мнению автора, единицей бухгалтерского учета продуктов питания в учреждениях здравоохранения может быть однородная группа — хлебобулочная продукция, мясо птицы и т.п.;

Это интересно:  Уйти в отпуск и уволиться

2) порядок включения в фактическую стоимость продуктов питания затрат, произведенных по их заготовке и доставке до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей, включая страхование доставки. В соответствии с п. 103 Инструкции N 157н, если учреждение занимается централизованными закупками, согласно установленной им учетной политике оно вправе не включать указанные выше затраты в фактическую стоимость приобретаемых материальных запасов, а учитывать их в составе расходов на финансовый результат текущего финансового года.

Обратите внимание! Фактическая стоимость продуктов питания, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению ( п. 107 Инструкции N 157н).

Ниже приведем таблицу с проводками по отражению операций по движению продуктов питания в бюджетных учреждениях.

Поступление продуктов питания в рамках одного договора

Особенности учета и контроль продуктов питания в бюджетных учреждениях

Курсовая 2.doc

Глава 1. Порядок организации учёта продуктов питания

Глава 2. Документальное оформление поступления, отпуск и списания продуктов питания

Глава 3. Учёт операций по движению продуктов питания, учёт возвратной тары

Глава 4. Особенности учёта расчётов за питание в школе

Глава 5. Учет товарных потерь вследствие естественной убыли, учёт испорченных продуктов питания

Глава 6. Инвентаризация продуктов питания

Список используемой литературы

Введение

Специфика бюджетного учета продуктов питания определяется особенностями деятельности соответствующего бюджетного учреждения или структурного подразделения. В курсовой рассматриваются вопросы бюджетного учета продуктов питания в образовательных учреждениях. Представлены корреспонденции счетов: по формированию себестоимости готовой продукции, по учету реализации продуктов питания, предназначенных для перепродажи, по принятию к учету возвратной тары, по учету товарных потерь при транспортировке, по учету испорченных продуктов питания, по учету недостачи по итогам инвентаризации сверх естественной убыли.

Не секрет, что во многих бюджетных учреждениях, таких, как детские сады, школы, больницы, профессиональные училища, исправительные колонии и т.д. организовано питание и должен вестись учет продуктов питания. Такие организации осуществляют, прежде всего, плановое приготовление пищи, т.е. заранее составляется производственное задание, можно уже при составлении этого задания заранее рассчитать все и оформить все бухгалтерские документы. При этом должен составляться «План-Меню» на 2 (или даже 4 недели). В этом 2-х недельном цикле обеспечивается: разнообразие питания (неповторяемость блюд), соответствие принципам здорового и сбалансированного питания (есть такие принципы и такие контрольные таблицы) соответствие питания ценовым характеристикам (так как бюджет питания устанавливается заранее). Хорошо составленные «План-Меню» также обеспечивает небольшие колебания по цене и калорийности день ото дня, а также взаимоувязку завтраков и обедов (по временам приема пищи) с точки зрения здорового питания (в требованиях Минздрава рекомендуется на завтрак давать 25% суточного рациона, а на обед 35-40%). И, что немаловажно, это все должно быть еще и вкусно. Имея хороший «План-Меню» мы можем в граммах (!) рассчитать план расхода продуктов на будущие 2 недели.

Так же это питание должно быть и здоровым, а иногда — лечебным:

Суточный рацион должен соответствовать суточной потребности организма. Это касается не только калорий, но и основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), а также витаминов и микроэлементов;

Специальный термин «сбалансированное питание» обозначает соотношение белков, жиров и углеводов как 1: 1: 4;

Дополнительно к соответствию характеристикам химического состава рациона проверяют его структурно-качественный состав: какие продукты образуют пищу, т.е. проверяют натуральные нормы. Расчеты делают в «Накопительной ведомости расхода продуктов».

Организуя питание за счет бюджетных средств, мы должны вести учет численности питающихся, притом в некоторых случаях (а лучше всегда) — персональный! Поэтому у ответственного за питание должны быть:

По каждому льготно-питающемуся — свое «Дело» с копиями первичных документов;

Табели питания по месяцам;

Не говоря уже об ежемесячных «Отчетах по питанию».

Если обобщить все выше сказанное, то мы должны вести:

Учет пищевой стоимости.

Цели моей работы:

1. Показать, как учитываются продукты питания в бюджетных учреждениях

2. Рассказать, как производится контроль продуктов питания в бюджетных учреждениях

Глава 1. Порядок организации учёта продуктов питания

Бюджетные учреждения при организации учета продуктов питания должны руководствоваться следующими нормативными документами:

1) Инструкция по бюджетному учету №148 Н

2) Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (утверждено Приказом Минфина РФ от 26.12.94 N 170).

3) Инструкцией Минфина РФ по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете (от 03.11.93 N 122).

4) Инструкцией о порядке учета операций, связанных с питанием учащихся в школах с продленным днем, группах продленного дня и интернатах при школах (утверждена приказом Минпроса СССР от 17.12.68 N 96).

5) Методическими рекомендациями «Организация питания детей в детских домах и школах-интернатах», утвержденных начальником ГУ лечебно-профилактической помощи детям и матерям Минздрава СССР 22.10.84 N 11-14/24-6 и начальником ГУ санитарно-эпидемиологического Управления Минздрава СССР от 26.10.84 и согласованных с начальником ГУ школ Минпроса СССР от 20.09.84

6) Инструкцией Минздрава СССР по учету продуктов питания в лечебно- профилактических и других учреждениях здравоохранения от 05.05.83 N 530 с изменениями от 17.05.84 N 557, от 09.09.83 N 667, от 14.06.89 N 369.

7) Письмом Минфина «О нормах питания в учреждениях народного образования, приемниках-распределителях для несовершеннолетних воспитанников органов внутренних дел, а также в домах-интернатах, профессионально-технических училищах и техникумах-интернатах для детей-инвалидов от 24.04.90 N 54, изданном на основании Постановления Совмина СССР от 21.02.90 N 195.

8) Указом Президента РФ «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» от 11.07.91 N 1.

9) Постановлением Правительства РФ от 20.06.92 N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

10) Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.95 N 49).

I. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Учет продуктов питания в учреждениях должен обеспечить:

а) полный учет поступления материальных ценностей, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением;

б) контроль за правильным и по назначению использованием средств, выделяемых на питание;

в) контроль за сохранностью продуктов питания, соблюдением установленных правил оформления приемки и отпуска их, проведением инвентаризаций.

В бухгалтерии учет продуктов питания организуется под руководством главного бухгалтера централизованной бухгалтерии или учреждения.

Ответственность за обеспечение сохранности продуктов питания несет руководитель учреждения.

Полная материальная ответственность за прием, хранение и отпуск продуктов питания и тары возлагается на заведующего складом (кладовщика), с которым руководитель учреждения заключает Типовой договор о полной материальной ответственности по форме, утвержденной Постановлением Государственного комитета Совмина СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 28.12.77 N 447/24.

Если же в штате учреждения нет должности заведующего складом (кладовщика), то ответственность за прием, хранение и отпуск продуктов питания и тары возлагается приказом по учреждению на работника, с которым заключается договор о полной материальной ответственности.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ НА СКЛАДЕ

Для осуществления учета продуктов питания и тары на складе (кладовой) заведующий складом (кладовщик) ведет книгу складского учета формы М-17, в которой учитывается поступление, расход и выводятся остатки продуктов питания по наименованиям, номенклатурным номерам, сортам в количественном выражении.

В книге до начала записей нумеруются все страницы (листы).

На обороте последней страницы за подписью главного бухгалтера делается надпись «В настоящей книге пронумеровано. страниц (листов)». На книге надписывается наименование учреждения и отчетный период, на который открыта книга.

На каждое наименование (вид) продуктов питания и тары открывается отдельная страница книги.

Остатки на соответствующих страницах книги выводятся после каждой записи по приходу и расходу продуктов питания.

Основанием для ежедневной записи поступивших на склад (кладовую) продуктов питания служат сопроводительные документы поставщика (счета — платежные требования, товаротранспортные накладные, накладные), а для выданных продуктов питания — меню-требования ф. 298 или ф. 299, требования на выдачу продуктов питания со склада (кладовой) ф. 45-МЗ и накладная (требование) ф. 434.

Продукты питания, поступающие на склад (кладовую) учреждения, подвергаются проверке в отношении соответствующих ассортименту, количеству, указанному в сопроводительном документе.

Если при приемке поступивших продуктов обнаружены по одному из видов продуктов питания недостача или излишки, то материально ответственное лицо обязано приостановить дальнейшую приемку. В этих случаях дальнейшая приемка продуктов питания осуществляется комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения, с обязательным участием материально ответственного лица (зав. складом, кладовщика), работника бухгалтерии, представителя поставщика или незаинтересованной организации.

Результаты приемки оформляются актом ф. 429, который составляется в 2-х экземплярах. Один экземпляр акта служит для учета принятых продуктов питания, второй — для направления претензионного письма поставщику.

Меню-требование ф. 298 или 299 составляются на основании норм раскладки продуктов питания и данных о количестве довольствующихся.

Меню-требования с расписками лиц о выдаче и получении продуктов питания передается в бухгалтерию в сроки, установленные графиком, но не реже трех раз в месяц.

В учреждениях здравоохранения, имеющих несколько диетстолов, на основании сведении о больных, состоящих на питании, диетсестра при участии шеф-повара (повара) и работник бухгалтерии составляют под руководством диетолога меню-раскладку ф. N 44-МЗ на питание больных на следующий день по каждому диетстолу.

При приемке тары проверяется количество поступающей тары, соответствие качества действующим стандартам и техническим условиям и наличие маркировки.

На все расхождения составляются акты в таком же порядке, как и при приемке продуктов питания.

Учет продуктов питания в бюджетных учреждениях

Основными задачами учета продуктов питания являются:

— обеспечение сохранности и контроля за движением и использованием всех продуктов;

— соблюдение установленных норм запасов и расходов продуктов;

— своевременное выявление неиспользуемых продуктов, подлежащих реализации в установленном порядке;

— получение своевременных и точных сведений об их остатках, находящихся на складах и в кладовых учреждений.

В целях обеспечения сохранности и правильной постановки учета продуктов питания необходимо обеспечить надлежащую организацию складского учета.

Хранение продуктов питания должно производиться в специально приспособленных помещениях (складах, кладовых), с применением необходимого холодильного оборудования. Места хранения продуктов питания должны быть оснащены необходимым весовым оборудованием, измерительными приборами, мерной тарой и другими контрольными приспособлениями.

Продукты питания принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, которая складывается как сумма затрат:

Статья написана по материалам сайтов: diplomba.ru, alt-x-narod.ru, stud24.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector