Виды преступлений относящихся к коррупционной деятельности

Коррупция — социальное явление, характеризующееся подкупом — продажностью государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей.

Одним из основных признаков коррупции как противоправного деяния служит наличие ее своеобразного механизма, представляющего собой осуществление одного из следующих действий:

двусторонней сделки, в ходе которой одна сторона — лицо, находящееся на государственной или иной службе (коррупционер), нелегально продает» свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ней возможностях и связях, физическим или юридическим лицам, а другая сторона (корруптер), выступая «покупателем», получает возможность использовать государственную или иную структуру власти в своих целях (для обогащения, получения и закрепления каких-либо привилегий, ухода от социального контроля, от предусмотренной законом ответственности и т.п.);

вымогательства служащим от физических или юридических лиц взятки, дополнительного вознаграждения за выполнение (или невыполнение) правомерных или неправомерных действий;

инициативного, активного подкупа физическими или юридическими лицами служащих, нередко осуществляемого с сильным психологическим воздействием на них, шантажом и последующей своеобразной «посадкой на взятку».

Важная особенность коррупции — своеобразие субъектов коррупционных деяний, которыми являются, с одной стороны, должностные лица и иные государственные и негосударственные служащие, а с другой — любые физические и юридические лица.

Указанные субъекты в своей совокупности образуют своеобразную коррупционную сеть, включающую, по мнению экспертов, три составляющие:

коммерческие, финансовые структуры, их представители, реализующие полученные в результате коррупционных деяний выгоды и льготы и превращающие их в дополнительный доход;

группу государственных и негосударственных чиновников, предоставляющих за плату указанные выгоды и льготы и обеспечивающие прикрытие корруптеров при принятии различных решений;

группу защиты коррупции, включающую должностных лиц правоохранительных и контрольных органов.

При этом необходимо иметь в виду, что коррупция преимущественно развивается на основе существующих государственных и муниципальных структур. Анализ распределения коррупционных потоков по разным уровням власти свидетельствует о лидерстве в этом отношении муниципального уровня, держащего три четверти рынка коррупционных услуг. 20% этого рынка приходится на региональный и 5% — на федеральный уровни власти.

О большой пораженности коррупцией российского чиновничества говорит и структура привлекаемых к ответственности коррумпированных лиц: 40% — государственные чиновники разного уровня; около 25% — сотрудники правоохранительных органов; 12% — работники кредитно-финансовой системы; 9% — служащие контрольных органов; 3 — 4% — сотрудники таможенной службы; 0,8% — депутаты; 7 — 8% — прочие лица.

Результаты опроса граждан показали, что корруптерами становятся около 38% частных лиц, решающих свои бытовые проблемы, и 82% — бизнесменов. Только 13% бизнесменов имеют активную антикоррупционную установку.

Постоянный рост в стране численности госаппарата неизбежно приводит к увеличению числа фактов проявления коррупции. Не случайно абсолютное большинство опрошенных руководителей коммерческих структур (98%) сталкивались с вымогательством чиновников, а 96% были вынуждены идти на дачу взяток.

Своеобразной чертой коррупции является разнообразие предметов купли-продажи в коррупционных деяниях и их различие для коррупционера и корруптера при их общей корыстной мотивации либо иной личной заинтересованности.

Около 70% принимаемого коррумпированными служащими вознаграждения составляют деньги; 22% — иные материальные блага (подарки, ценные бумаги, оплата развлечений, отдыха, лечения, транспортных расходов, зарубежных туристических поездок, выплата гонораров, издание художественного произведения от имени коррупционера и т.п.); около 8% — нематериальные блага (различного рода льготы и услуги, связанные, например, с поступлением членов семьи в вузы, их лечением, предоставлением высокооплачиваемой работы в коммерческих структурах, а также преимуществ в получении кредита, ссуд, в приобретении ценных бумаг, недвижимого и иного имущества и т.п.).

В свою очередь, корруптеры в результате обоюдной сделки также получают возможность приобретать материальные и нематериальные блага. Таким путем, в частности, они выводят физических и юридических лиц, действующих в нарушение установленных правил, совершающих правонарушения, из-под социального контроля; приобретают возможность поддержки и активного лоббирования подкупленным лицом своих интересов; получают необходимую информацию; устраняют препятствия в своей зачастую противоправной деятельности и т.п. Нередки случаи предоставления коррупционерами и таких услуг, как облегчение лицензирования, регистрации предприятий; непринятие мер по фактам совершения преступлений, смягчение наказания; создание возможности для неуплаты налогов, таможенных сборов и других платежей государству.

В качестве нематериальных благ корруптеры нередко обеспечивают и свою правомерную деятельность, защиту охраняемых законом жизни, здоровья, чести, доброго имени, деловой репутации, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, права свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, права на имя, право авторства и т.п.

Особенностью современной коррупции являются ее широкое распространение в стране, значительные масштабы, особая общественная опасность. Не случайно более половины российских граждан считают коррупцию одной из главных проблем страны, а свыше 80% полагают, что победить ее в ближайшие годы невозможно.

По вполне обоснованному мнению социологов, исследовавших современную коррупцию в России, главная закономерность экономической жизни страны, которую великий историк Н.М. Карамзин еще полтораста лет назад обозначил одним словом «воруют», такова: на взятки в России ежегодно тратится 37 млрд. долларов, т.е. сумма, примерно равная доходной части годового бюджета страны.

Коррупционной сетью охвачены такие важные сферы жизни, как экономика и политика. Особенно широко пронизаны коррупцией приватизация государственной собственности, финансирование, кредитование, банковские операции, лицензирование и квотирование, внешнеэкономическая деятельность, распределение фондов, осуществление земельной реформы и т.п. Одновременно коррупционная деятельность проникает и в такие политические процессы, как выборы в органы законодательной власти, деятельность этих органов, осуществление кадровых перестановок в органах государственной и муниципальной власти, принятие и реализация государственных решений. Такое широкое распространение в стране коррупции явилось даже основанием для отнесения России экспертами Международного центра антикоррупционных исследований и инициатив к числу государств с самым высоким в мире «индексом коррупции». В рейтинге 146 стран, определяемом в зависимости от уровня коррупции, Россия в настоящее время занимает 90-е место (между Непалом и Танзанией).

В массовом сознании коррупция, к сожалению, получает все большее оправдание и даже одобрение как путь, позволяющий эффективно решать возникающие у населения проблемы. Согласно проведенному исследованию лишь 5% опрошенных граждан отметили, что отношение чиновника к взяткодателю после получения мзды не улучшилось. Только 2,2% участников опроса взятка не помогла разрешить их проблемы. Таким образом, на уровне бытовой коррупции взятка выступает почти стопроцентной гарантией успеха, а сама коррупция все больше становится органической, естественной частью жизни общества. Поэтому самым опасным последствием распространения коррупции стало не только разложение государственного аппарата, дискредитация власти, противоправное нарушение защищаемых законом интересов государства, отдельных граждан, но и развращение населения, общества в целом, которое фактически сдалось перед данным социально-политическим феноменом и не в состоянии ему противостоять.

При анализе коррупции следует иметь в виду, что она не всегда является уголовно-правовым явлением. В зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административно-правовая, так и уголовная ответственность виновных.

Дисциплинарные коррупционные проступки обычно проявляются в таком использовании служащим своего статуса для получения преимуществ, за совершение которого предусмотрено дисциплинарное взыскание.

К гражданско-правовым коррупционным деяниям относятся:

принятие в дар работниками государственных и муниципальных учреждений, учреждений социальной защиты и иных подобных учреждений подарков (имущества или имущественных прав) от граждан, находящихся в них на лечении, содержании или воспитании, от супругов и родственников этих граждан; а также дарение таким работникам подарков в связи с указанными обстоятельствами;

принятие в дар (и дарение) подарков государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или с использованием ими служебных обязанностей при условии, что стоимость любого подарка во всех случаях не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда.

К административным коррупционным проступкам, ответственность за совершение которых предусмотрена соответствующим законодательством, могут быть отнесены такие деяния должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и иных лиц, как подкуп избирателей, участников референдума; использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума; многие административные правонарушения в области охраны собственности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, окружающей природной среды и природопользования, предпринимательской деятельности и т.п.

Преступлениями коррупционного характера являются предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния, которые непосредственно посягают на авторитет и законные интересы службы и выражаются в противоправном получении государственным, муниципальным служащим либо служащим коммерческой или иной организации каких-либо преимуществ (денег, имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении им таких преимуществ.

К преступлениям коррупционного характера относятся в первую очередь предусмотренные уголовным законодательством деяния, непосредственно связанные с подкупом коррупционеров:

воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом;

незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, совершенное путем подкупа;

подкуп участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов;

провокация взятки либо коммерческого подкупа;

подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний либо эксперта в целях дачи им ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода.

Кроме того, к этим преступлениям относятся и иные предусмотренные уголовным законодательством следующие деяния коррупционного характера:

невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат;

регистрация незаконных сделок с землей;

контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения;

злоупотребление должностными полномочиями;

злоупотребление полномочиями частными нотариусом и аудитором, совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц;

превышение должностных полномочий при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности;

незаконное участие в предпринимательской деятельности;

Особенностями коррупционной преступности являются:

непосредственное причинение ущерба авторитету государственной службы, службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных организациях;

специфичность субъектов совершения преступлений. Коррупционные преступления совершают не только должностные лица, но и иные государственные, муниципальные служащие, служащие коммерческих или иных негосударственных структур. В качестве же подкупающих выступают любые физические и юридические лица;

использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы;

наличие у него корыстной или иной личной заинтересованности и умысла на совершение противоправного деяния;

относительная стабильность регистрируемых преступлений при их высокой латентности, достигающей 90%;

несводимость коррупционной преступности к совокупности лишь должностных преступлений;

тесная связь с организованной преступностью, представители которой выделяют на подкуп чиновников от 30 до 50% преступно нажитых средств;

повышенная общественная опасность.

Таким образом, коррупционная преступность — это целостная, относительно массовая совокупность преступлений (и лиц, их совершивших), посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных негосударственных организациях, выражающихся в незаконном получении (и предоставлении) материальных или иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных, муниципальных функций или служебных функций в коммерческих и иных негосударственных структурах.

49.Взаимосвязь криминологии с други­ми науками (отраслями права, социологией, психологией, эко­номикой и др.

Особенностью всех научных знаний является их логический, упорядоченный и систематизированный характер. Имеет свою систему и криминология. Система криминологических знаний находится в прямой зависимости от предмета науки «криминология» и отражает его структуру. В ней прежде всего следует обозначить четыре основных учения: о преступности, о ее детерминантах, о личности преступника и о предупреждении преступности. Однако этим характеристика системы криминологических знаний не исчерпывается. По различным основаниям в криминологии выделяют и другие структурные элементы – частные теории, проблемы, концепции и т. д. Среди прочих к ним относятся: науковедческие проблемы криминологии, история ее развития, криминологическая характеристика отдельных видов (групп) преступлений, организация и методика изучения преступности, криминологическое прогнозирование и планирование и др.

Необходимо отметить, что система криминологии, как и любой другой науки, не является застывшей, раз и навсегда заданной по всем параметрам, включая частные признаки. По мере развития науки она в определенных пределах может дополняться, уточняться и т. д. Однако при любых условиях система криминологии должна соответствовать ее предмету, адекватно отражать его.

Это интересно:  Муниципальное транспортное предприятие относится

Система науки и система учебной дисциплины – понятия во многом совпадающие, но не идентичные. Исходя из особенностей контингента обучаемых, конкретных задач учебно-воспитательного процесса и других соображений, в систему науки при ее трансформации в учебную дисциплину могут вноситься те или иные коррективы, порой весьма существенные.

Для определения места криминологии в системе наук существенное значение имеет выяснение, во-первых, степени ее родства с другими, особенно смежными, дисциплинами, во-вторых, степени ее самостоятельности. Анализ этих проблем связан прежде всего с необходимостью укрепления союза криминологии и других наук, как юридических, так и неюридических. Взаимодействие этих наук диктуется внутренней логикой развития научного знания, в частности в изучаемой нами сфере, насущными задачами теоретических и прикладных исследований в области борьбы с преступностью. Преступность представляет собой настолько сложное социальное явление, что в борьбе с ней приходится использовать достижения многих наук. Но криминология занимает здесь ведущее место.

Преступность, ее причины и условия, меры предупреждения преступности, личность преступника, преступное поведение и его профилактика, другие проблемы, связанные с преступностью, изучают, всесторонне разрабатывают и юридические, и неюридические науки. В комплексе этих наук криминология занимает особое место, она как бы венчает здание наук, изучающих преступность и меры ее предупреждения. Через нее прежде всего осуществляется связь уголовно-правовых наук с другими юридическими дисциплинами, с неюридическими общественными науками – социологией, психологией и пр. В этом смысле криминология занимает центральное место в системе наук. Именно она, синтезируя знания о преступности, решает комплекс задач борьбы с этим явлением, криминологии принадлежит ведущая роль в решении данных задач.

Являясь одной из отраслей знания, криминология может выступать в качестве самостоятельной системы с присущими ей системными признаками. В то же время криминология как комплексная наука тесным образом связана с другими отраслями знания посредством органического впитывания в себя элементов других наук. В этой связи многие ученые справедливо отмечают, что надо находить не только точки соприкосновения криминологии с другими науками, но и пределы вторжения этой отрасли знания в другие науки, и наоборот. Может ли, должна ли (и если должна, то до каких пределов) вторгаться криминология в изучение различных проблем, связанных с преступностью и мерами ее предупреждения, причинами и условиями этого явления, личностью преступника и преступного поведения? Ответ на этот вопрос может быть следующим.

Во-первых, криминология должна передавать другим наукам решение несвойственных ей вопросов (скажем, пьянство, наркомания, поведение людей с психическими аномалиями, иные виды антиобщественного поведения, которые квалифицированно оцениваются не криминологией и относятся к предмету других наук) для их более углубленного и предметного изучения, поскольку эти вопросы не относятся к предмету криминологии.

Во-вторых, криминология должна принимать от других наук свои специфические вопросы (например, преступления, совершенные на почве пьянства, наркомании и т. д.). Криминология изучает не пьянство и наркоманию, а преступления, совершаемые на этой почве. Она исследует не поведение людей с психическими аномалиями, а преступления, совершенные в результате такого поведения. Эти вопросы входят в предмет криминологии, так как она изучает преступления.

В-третьих, те или иные науки, например социология, психология, психиатрия, изучающие различные стороны пьянства, наркомании, поведения людей с психическими аномалиями, должны вооружать криминологию своими достижениями, особенно в отношении причин и условий преступлений, профилактики преступного поведения. Криминология же, в свою очередь, должна снабжать эти науки результатами своего исследования, главным образом по вопросам, относящимся к предмету данных отраслей знаний. Очевидно, что криминологические рекомендации не должны противоречить достижениям другим наук. Конечно, и рекомендации других наук не могут идти вразрез с позициями криминологии – необходимы согласованность и научное содружество.

Таким образом, криминология – это система разнородных по своей дисциплинарной принадлежности знаний и методов, образующих специфическую целостность, а также система особого рода междисциплинарной научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение преступности.

Криминологической науке присущи две группы междисциплинарных связей. Одна группа связей заключается в использовании методов иных наук без соприкосновения их предметов. Другая группа связей выражается в непосредственном соприкосновении предметов тех отраслей знания, которые изучают преступность и меры ее предупреждения.

Криминология связана с прикладной социологией, изучающей формы проявления и механизм действия общих законов функционирования и развития общества применительно к различным сферам его жизнедеятельности в разных исторических условиях. Познавая конкретные общественные отношения, прикладная социология исследует различные элементы структуры общества, проблемы труда, свободного времени, образования и культуры, развития городов и многие другие социальные явления. Практически каждое из этих явлений имеет тот или иной криминологический аспект.

Связь криминологии с экономической наукой определяется прежде всего тем, что часть явлений и процессов, детерминирующих преступность, находится в сфере экономики. Имеют свои экономические характеристики и сама преступность, и ее последствия. Наконец, можно выделить экономические меры в комплексе средств воздействия на преступность и ее детерминанты.

Тесно связана криминология со статистикой, в особенности уголовной, которая является одним из основных источников сведений о преступности, мерах и результатах борьбы с нею, а также о личности преступника. Наряду с этим криминология широко использует данные и приемы демографической, экономической, социально-культурной и других отраслей статистики.

Криминология тесно связана с психологией, различными ее отраслями (общей, социальной, юридической, военной и др.). Материал психологической науки имеет особое значение для исследования субъективных причин и условий преступности, личности правонарушителя, мотивации и механизма индивидуального преступного поведения, а также для разработки важных аспектов криминологической профилактики.

С использованием положений и выводов педагогической науки изучаются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания и обучения, неблагоприятные условия нравственного формирования личности в семье, школе, воинском коллективе, других видах социальной среды. Одной из существенных характеристик личности преступника является ее нравственно-педагогическая запущенность. Опираясь на достижения педагогической теории и практики, криминологи разрабатывают воспитательные меры воздействия на правонарушителей и лиц, которые могут встать на преступный путь.

Наличие определенного влияния демографических процессов на преступность обусловливает связь криминологии с демографией. Тенденции математизации науки в целом потребовали расширения и упрочения связей криминологии с математикой. Связана криминология и с другими неюридическими науками, например генетикой, психиатрией, прогностикой и т. д.

Тесные связи существуют между криминологией и юридическими науками, в особенности теми из них, которые относятся к так называемому криминальному циклу. Наряду с различиями, о которых говорилось выше, во многом совпадают предмет и задачи криминологии, с одной стороны, и науки уголовного права – с другой. Такие уголовно-правовые понятия, как преступление и его виды, преступники и их категории и другие, являются исходными для криминологии, они во многом определяют круг проблем, изучаемых этой наукой. Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о соотношении двух основных подходов к борьбе с преступностью – криминологического и уголовно-правового. Многие нормы уголовного права непосредственно используются для юридического обоснования конкретных мер криминологической профилактики. Следует особо подчеркнуть тесную связь криминологии с социологией уголовного права.

Связь криминологии с наукой уголовно-исполнительного (исправительно-трудового) правапрослеживается наиболее выпукло применительно к общей для них проблеме предупреждения рецидива преступлений. Изучая рецидивную преступность, криминология способствует рациональному решению различных вопросов исполнения наказаний, совершенствования деятельности исправительных учреждений. Широкий социально-правовой подход к проблеме рецидива преступлений и борьбы с ним, характерный для криминологии, предполагает необходимость учета и всесторонней оценки мер исправительного воздействия на осужденных, их роли и эффективности.

Необходимо заметить, что криминология, уголовное право и исправительно-трудовое право составляют одну научную специальность в соответствии с установленной их номенклатурой.

Криминология связана также с наукой уголовного процесса. Как известно, уголовно-процессуальный закон включает обстоятельства, детерминирующие совершение преступлений, в предмет доказывания по уголовному делу, формулирует соответствующую юридическую обязанность органов дознания и предварительного следствия, прокуратуры и суда, устанавливает определенные формы процессуального реагирования на выявленные криминогенные факторы. Все это означает, что для уголовно-процессуальной науки, практики расследования и судебного разбирательства уголовных дел имеют значение положения и выводы криминологии о причинах и условиях преступности, о личности преступника и др. Уголовно-процессуальные действия являются одним из эффективных средств получения информации о конкретных преступлениях, их детерминантах, личности преступника. Не случайно в криминологических исследованиях, как теоретических, так и прикладных, находит широкое применение изучение материалов уголовных дел.

Имеются у криминологии точки соприкосновения и с криминалистикой, которая разрабатывает технику, тактику и методику расследования преступлений с учетом криминологических учений о преступности (ее детерминантах, личности преступника) и ее предупреждении. Положения криминологии используются в криминалистических теориях о следственных версиях, о планировании расследования и пр. Криминалистические средства предупреждения преступлений входят в общий комплекс мер предупредительного воздействия на преступность, ее причины и условия.

Криминология тесно связана с теорией и практикой оперативно-розыскной деятельности. Для того чтобы оперативно-розыскные меры были «прицельными», а следовательно, эффективными, они должны опираться на полные, достоверные и точные знания. Иначе говоря, оперативные работники должны исходить из правильных представлений о закономерностях современной преступности, ее характерных тенденциях, конкретных формах преступных проявлений, особенностях личности, механизме индивидуального противоправного поведения, «преступном почерке» различных категорий правонарушителей и т. д.

Есть основание говорить о криминологическом аспекте социальных предпосылок оперативно-розыскной работы. Например, существуют оперативно-розыскные меры, целиком и полностью подчиненные интересам предупреждения преступности. Оперативно-розыскная деятельность существенно расширяет информационную базу и арсенал средств предупредительного воздействия на преступность, ее детерминанты и связанные с нею негативные явления. Необходимо отметить, что применительно к ранним стадиям развития некоторых криминогенных факторов оперативная работа иногда является наиболее оптимальным, а в ряде случаев практически единственно возможным вариантом целенаправленного упреждающего воздействия.

Связь криминологии с наукой государственного права определяется прежде всего тем, что многие положения Конституции Российской Федерации имеют самое непосредственное отношение к воспитанию граждан в духе уважения норм нравственности, законов и правил общежития.

Связь криминологии с административным правом обусловлена, во-первых, значением административно-правовых средств борьбы с правонарушениями (административного взыскания, предупреждения и пресечения); во-вторых, ролью административно-правовых норм в регулировании деятельности субъектов криминологической профилактики (в определении их задач, функций, компетенций и т. д.). Оба эти аспекта регулирования общественных отношений нормами административного права особенно важны для предупредительной работы пограничных органов. Этим прежде всего и определяется значимость изучения криминологии в тесной связи с курсом административно-служебной деятельности.

Связана криминология и с иными юридическими науками гражданского, трудового и других отраслей права. Эта связь обусловлена главным образом тем, что многие нормы соответствующих отраслей законодательства используются для правового обеспечения мер криминологической профилактики, включаются в ее правовые основы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие коррупционной преступности и ее виды (стр. 2 из 5)

В число коррупционных преступлений, относящихся ко второй группе, следует включить 5 видов преступлений: 1) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ); 2) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); 3) контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 188); 4) провокация взятки (ст. 304); 5) организация преступного сообщества (преступной организации) для совершения любого из преступлений первой или второй группы, относящихся к числу тяжких или особо тяжких (ст. 210 УК РФ).

И, наконец, к третьей группе преступлений могут быть отнесены деяния, предусмотренные: п. «б» ч. 2 ст. 160, ст. 164, п. «в» ч. 2 и ч. 3 ст. 174; ч. 3 ст. 175; ст. 176,177,193,199, п. «в» ч. 2 или ч. 3 ст. 221, п. «в» ч. 3 или ч. 4 ст. 226; п. «в» ч. 2 или ч. 3 ст. 229; ч. 3 ст. 256; ч. 2 ст. 258 УК РФ.

Преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях, ответственность за которые предусмотрена в главе 23 УК РФ, не могут быть отнесены к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда авторитету государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

Итак, можно сформулировать следующее определение понятия коррупционной преступности (в узком значении).

Коррупционная преступность — это целостная, относительно массовая совокупность преступлений, посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выражающихся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.

Это интересно:  Портал фсс выплата пособий

В криминологии общепринято, что причины и условия преступности социальны как по происхождению, так и по своей сущности. В месте с тем, в литературе назывались разные и довольно многочисленные классификации причин и условий преступности и преступлений, но все криминологи единодушны во мнении, что преступность – явление социальное. Жизнь убедительно показывает, что причины преступности определяются теми реальными, жизненными условиями, в которых действуют люди. В их основе лежат противоречия, существующие в обществе, при этом наметилось смещение ценностных ориентаций отдельных слоев общества в сторону криминальных структур, коррумпированных сообществ.

Вместе с тем, криминологические исследования показывают, что существуют специфические причины и условия, способствующие коррупционным правонарушениям. Учитывая то обстоятельство, что в современный период особо отмечается рост экономических преступлений, то в числе главных причин этого явления можно назвать: несовершенство рыночных отношений в экономике; пробелы в законодательстве; издержки в формировании нравственной позиции граждан.

В качестве первоочередной задачи по искоренению экономических преступлений является разработка мер борьбы с коррупцией государственных служащих (запрещение заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе вступать в какие-либо сделки с частными компаниями и фирмами или принимать участие в их деятельности). Коррупция стремится порою к установлению монополии с государственными служащими в какой-либо конкретной отрасли хозяйства, промышленности.

Коррупция в государственном аппарате, слабость правоохранительных органов создают подходящие условия для действий преступных элементов, а это, в свою очередь, ведет к росту преступности и сокращению законных путей достижения общественно приемлемых целей.

Безусловно, не правы те специалисты, считающие, что коррупция характерна только для стран рыночного, переходного периода. Например, в США в каждом организованном преступном формировании фиксировалась как минимум одна должность корруптера, которые и подкупают, и запугивают чиновников. Коррупция тесно связана с организованной преступностью. Еще известный американский криминолог Сатерленд отмечал, что беловоротничковые преступники — это «заслуживающие уважения лица, занимающие высокое общественное положение и совершающие преступления в процессе осуществления своей «профессиональной деятельности» без применения насилия». По мере глобализации экономики существенно изменились как лицо «беловоротничковой» преступности, так и проблемы, которые она ставит перед контролирующими органами. Преступники постоянно приспосабливаются к изменяющейся ситуации, стараясь использовать возможности, появляющиеся в процессе технологических, политических и экономических изменений, в то же время избегая внешнего контроля. Рост мировой экономической системы открывает новые возможности для совершения коррупционных преступлений. Простое мошенничество, основанное на завоевании доверия жертвы, или коммерческого мошенничества могут пересекать границы государств, благодаря широкому распространению новых средств связи. Полиция и следственные органы в регионах и в развивающихся странах не имеют средств, экспертов и других ресурсов, необходимых для расследования подобных дел. Даже богатые страны вынуждены производить выборочные расследование преступлений.

Как известно, коррупция снижает темпы экономического роста и таким образом со временем способствует распространению бедности. В то же время бедность страны не может выделить достаточно средств для создания и соблюдения эффективной законодательной базы, либо потому что нуждающиеся люди более склонны не считаться с моральными принципами. Исследователи стали изучать связь между уровнем оплаты труда государственных служащих и степенью распространенности коррупции. Было предложено, что обеспечение рационального уровня заработной платы является необходимым, хотя и не самодостаточным условием для предотвращения коррупции.

Кроме того, в ходе либерализации внешнеэкономической деятельности были существенно расширены права предприятий различных форм собственности и сняты многие из ранее существовавших ограничений на осуществление подобной работы. Представители зарубежной и отечественной организованной преступности пытаются установить контроль за проведением экспортно-импортных операций.

Объектами коррупции в государствах могут быть самые разнообразные и многочисленные органы: суды, полиция и другие правоохранительные органы, способные предоставлять упреждающую информацию о планах действий правоохранительных органов против организованной преступности; судебные органы для обеспечения благоприятных для преступников вердиктов или, по крайней мере, вынесения мягких приговоров; законодательные органы для предотвращения принятия жестких законов против преступности или устранения уже принятых законов.

Важным объектом коррупции остаются высшие органы исполнительной власти, которые могут обеспечивать эффективное прикрытие и поддержку. Системная коррупция – наиболее опасный и разрушительный вид коррупции. Она подрывает роль права, законов, резко ослабляет государственные институты, подрывает способность государств выполнять нормальные функции по защите прав своих граждан.

Справедливо подчеркивает Н.Ф. Кузнецова, что «. как по своим масштабам, так и по уровню разрушительного влияния, преступность формируется во властных структурах, что создает угрозу социально-экономическому развитию государства и его национальной безопасности. С появлением элитно-властной преступности — этот новый термин я ввела в криминологию — гражданами утрачена вера во власть и закон», а «принадлежность к бюрократии дает возможность преступным дельцам успешно скрывать совершаемые ими широкомасштабные хищения с помощью взяток и манипулирования находящимися в их распоряжении документами»[1] .

Аналогичную мысль еще в 1970 году высказал бывший министр юстиции США Р. Кларк. Он писал: «Нападения, изнасилования, даже умышленные убийства исчисляются тысячами и десятками тысяч, однако жертвами самого жестокого из всех существующих видов преступлений, наносящего тяжелый урон, делающего жизнь людей несчастной, пустой и искалеченной, становятся миллионы. Это – преступление власти, господствующей над беспомощностью. Это – преступление против людей, у которых нет прав, преступление общества, которое пытается поддерживать порядок без права»[2] .

Следовательно, особая роль в угрозе конституционному строю принадлежит коррупции. Сталкиваясь с коррупцией должностных лиц государственных учреждений, общественность начинает проявлять глубокое недоверие к власти, испытывать страх и нежелание сотрудничать с ней. Это наносит серьезный ущерб структурам общества ввиду ослабления желания его членов поддерживать традиционные социальные структуры. Широко распространенная коррупция ведет к циничной и оппортунистической позиции тех, кто видит, что продажность государственных должностных лиц идет рука об руку с безнаказанностью преступников.

Коррупция обеспечивает прикрытие преступных действий отдельных лиц, использующих свое официальное положение, договоренностью по получению помощи на постоянной основе. Зачастую коррупция имеет свои денежные фонды, формирующиеся из отчислений от преступных средств, направленных на подкуп должностных лиц. Надо отметить, что коррупция связана и с хищением, рэкетом, контрабандой, незаконным оборотом и контрабандой наркотиков.

Коррупция, несомненно, имеет место и в нашем государстве. Бандитизм, наемные убийства, нелегальная торговля оружием, организация азартных игр и притонов, наркобизнес, банковская и валютная преступность, рэкет, хищения в особо крупных размерах, грабежи и разбои в настоящее время, как правило, являются сферами влияния и деятельности преступных группировок, связанных в той или иной мере с коррупцией.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

Преступлениями коррупционного характера являются предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния, которые непосредственно посягают на авторитет и законные интересы службы и выражаются в противоправном получении государственным, муниципальным служащим либо служащим коммерческой или иной организации каких-либо преимуществ (денег, имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении им таких преимуществ.

К преступлениям коррупционного характера относятся в первую очередь предусмотренные уголовным законодательством деяния, непосредственно связанные с подкупом коррупционеров:

· воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом;

· незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, совершенное путем подкупа;

· подкуп участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов;

· провокация взятки либо коммерческого подкупа;

· подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний либо эксперта в целях дачи им ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода. коррупция злоупотреблениие служебный антикоррупционный

Кроме того, к этим преступлениям относятся и иные предусмотренные уголовным законодательством следующие деяния коррупционного характера:

· невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат;

· регистрация незаконных сделок с землей;

· контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения;

· злоупотребление должностными полномочиями;

· злоупотребление полномочиями частными нотариусом и аудитором, совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц;

· превышение должностных полномочий при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности;

· незаконное участие в предпринимательской деятельности;

Особенностями коррупционной преступности являются:

· несводимость коррупционной преступности к совокупности лишь должностных преступлений;

· использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы;

· наличие у него корыстной или иной личной заинтересованно-сти и умысла на совершение противоправного деяния;

· непосредственное причинение ущерба авторитету государственной службы, службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных организациях;

· специфичность субъектов совершения преступлений.

Коррупционные преступления совершают не только должностные лица, но и иные государственные, муниципальные служащие, служащие коммерческих или иных негосударственных структур. В качестве же подкупающих выступают любые физические и юридические лица;

· относительная стабильность регистрируемых преступлений при их высокой латентности, достигающей 90%;

· тесная связь с организованной преступностью, представители которых выделяют на подкуп чиновников от 30 до 50% преступно нажитых средств;

· повышенная общественная опасность.

Одним из существенных условий, способствующих совершению коррупционных преступлений, являются недостатки организационно-распорядительного характера и социального контроля. К ним относятся: недостатки планирования, нарушение договорной дисциплины; недостатки в организации служебной деятельности (распределение обязанностей, передача полномочий, чрезмерная загрузка и т.п.); недостатки в подборе и расстановке кадров (прием на работу дилетантов, лиц с сомнительной репутацией, по признаку семейственности и т.п.); недостатки учета и контроля; бесхозяйственность (расточительство при использовании энергоресурсов, материальных и людских ресурсов); недостатки в воспитательной работе; недостатки в работе контролирующих и правоохранительных органов, отсутствие контроля за доходами и расходами должностных лиц, служащих, а также за выполнением ими служебных обязанностей, нереагирование на факты коррупции.

Существование недостатков социального контроля — результат крупных просчетов в управлении делами государства и общества, в формировании экономических и организационно-правовых основ функционирования государственной и иной службы, в распространении психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств обеспечения личного благополучия как служащих, так и лиц, их подкупающих. В результате ослаблена и работа правоохранительных органов, их борьба с должностной и коррупционной преступностью.

Большое значение в системе детерминант коррупционной преступности имеют и негативные личностные характеристики самих государственных и иных служащих, особенно учитывая колоссальный рост в стране их количества (только в государственном секторе в настоящее время насчитывается около 1,5 млн. чиновников).

К числу этих характеристик относятся, к примеру, такие черты, как антиобщественная установка, корысть, зависть, карьеризм, готовность принести в жертву материальной выгоде закон, нормы морали, профессиональную честь.

На формирование и проявление этих черт личности служащих существенное влияние оказывают:

· изначальная настроенность служащих на использование своей работы в личных корыстных интересах;

· наличие в их среде лиц с высоким уровнем материального благосостояния, достигнутого за счет криминальной деятельности;

· наличие дорогостоящих привычек и интересов;

· ориентированность на высокие стандарты жизни, достигнутые сослуживцами;

· некоторое снижение уже достигнутого ранее уровня материальной обеспеченности личности и желание поднять его с помощью совершения преступлений;

· желание возместить понесенные ранее расходы на получение образования, устройство на работу, а также включиться в общий процесс коррупции.

Структура преступлений, которые можно отнести к коррупции, выглядит следующим образом: хищения путем присвоения или растраты чужого имущества — 60%; злоупотребление служебными полномочиями, их превышение — 13%; служебный подлог — 10%; получение взяток — 5%; дача взяток — 3,5%; иные преступления — 8,5% (коммерческий подкуп, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей, незаконное участие в предпринимательской деятельности, халатность).

Динамика коррупционной преступности характеризуется неуклонным повышением абсолютного числа зарегистрированных преступлений.

Виды преступлений относящихся к коррупционной деятельности

Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления

Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова.

150040, г. Ярославль, ул. Республиканская, 42/24

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Автор рассматривает актуальную проблему коррумпированности чиновников в современном обществе. За основу взят анализ наиболее типичных коррупционных преступлений. Основываясь на документальных источниках, автор приходит к выводу о недостаточности механизмов правового регулирования в указанной сфере. Статья предназначена для широкого круга читателей.

Ключевые слова: коррупция; проявления коррупции; ответственность

Это интересно:  Управляющий партнер что означает

Понятие коррупции

Коррупция – крайне отрицательное социальное явление. Высокая степень коррумпированности общества свидетельствует о серьезных социальных болезнях государства. Чтобы лечить такую «болезнь», необходимо четко сформулировать ее симптомы или признаки.

Тем не менее в существующих документах дается различная трактовка как самого явления, так и его признаков.

Понятие коррупции, как явления, используемое российским законодательством, основывается на таких международных правовых актах, как Конвенции ООН против коррупции (2003 г.) и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.). В этих документах содержатся понятия коррупции, должностного подкупа, взятки, злоупотребления полномочиями и других нарушений, которые обязательны для российской правовой системы.

В целом содержание международно-правовых определений коррупции, использующиеся в документах ООН и СЕ таково: коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц и групп, а также многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования.

Кроме того, к коррупционным явлениям относится и непотизм[1]. В российской действительности понятию «непотизм» соответствует кумовство, землячество и т.п.

Очевидно, что злоупотребление властью и незаконное присвоение публичных средств в общественной жизни возможно при сочетании определенных факторов:

– во-первых, наличие определенного ресурса (финансовые средства, движимое и недвижимое имущество и т.п.), доступ к которому является целью участвующих в коррупционном сговоре;

– во-вторых, возникновение интереса, движущей силы и мотива деятельности участников коррупционных действий.

Коррупция, как «болезнь», наносит огромный вред обществу, и он должен быть измерим. Это важно для вынесения объективной и справедливой оценки коррупционного поведения его допускающего.

Наиболее распространенными проявлениями коррупции являются следующие правонарушения: мошенничество, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, взяточничество, служебный подлог.

За каждый из этих правонарушений виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Мошенничество

Согласно статье 159 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) мошенничество есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Наказание за мошенничество – крупный штраф (до 1 млн руб.) и лишение свободы на срок до десяти лет.

Обман

В соответствии с постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. №51 обман может состоять в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях, направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение.

Злоупотребление доверием

Злоупотребление доверием заключается в использовании с корыстной целью доверительных отношений с владельцем имущества.

Доверие к мошеннику может быть обусловлено различными обстоятельствами, например служебным положением лица либо личными или родственными отношениями лица с потерпевшим.

Важно отметить, что наказуемым является не только совершение самого правонарушения, но и попытка его совершения. В соответствии ч. 3 ст. 30 УК РФ покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

Злоупотребление должностными полномочиями

Согласно статье 285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями – это использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Максимальное наказание за злоупотребление должностными полномочиями – лишение свободы сроком до 10 лет.

Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований страны. Поэтому анализируемое преступление может быть совершено только в организациях и учреждениях, создаваемых государством или органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемых полностью или частично государством или органом местного самоуправления.

Возникновение данного состава преступления возможно при наступлении хотя бы одного из следующих последствий:

а) существенное нарушение прав и законных интересов граждан;

б) существенное нарушение прав и законных интересов организаций;

в) существенное нарушение охраняемых законом интересов общества;

г) существенное нарушение охраняемых законом интересов государстваю.

Понятие должностного лица

Понятие должностного лица раскрывается в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Так, согласно УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распоря­дительные, административно-хозяйствен­ные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях государства.

В дополнение к сказанному следует напомнить, что отнесение субъекта к числу должностных лиц возможно лишь на основании конкретных документов, определяющих его компетенцию.

При профилактике злоупотреблений служебным положением важно иметь в виду следующее. Использование должностными лицами служебных полномочий в корыстных целях осуществляется вопреки интересам службы, тем не менее такие действия чаще всего не выходят за рамки служебных прав и обязанностей, прописанных в должностных инструкциях.

Так, например, если руководитель муниципального учреждения использовал рабочую силу и технику в рабочее время для строительства собственной дачи, он совершил корыстное злоупотребление должностными полномочиями, причинив ущерб своей организации (амортизация техники, отвлечение рабочей силы от выполнения задания).

Корысть или иная личная заинтересованность являются главным мотивом злоупотреблений должностными полномочиями.

Корыстные действия должностного лица могут быть выражены в его стремлении получить блага материального характера либо избавиться от материальных затрат (например, от необходимости вернуть что-либо), т.е. лицо, злоупотребляя должностными полномочиями, стремится к достижению какой-либо имущественной выгоды (не обязательно в свою пользу).

Иная личная заинтересованность в качестве мотива такого преступления выражается в желании субъекта извлечь из своих действий выгоду неимущественного характера: расположить к себе начальство, продвинуться по служебной лестнице, оказать услугу друзьям или родственникам и т.д.

В случае когда доказательство наличия у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности при совершении действий, повлекших существенное нарушение чужих прав и интересов, затруднительно, то картина правонарушения меняется. При таких обстоятельствах виновному будут предъявлены обвинения только за те деяния, которые стали следствием превышения им полномочий или иное злоупотребление ими.

Превышение должностных полномочий

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, а равно интересов общества или государства, квалифицируется как превышение должностных полномочий. Об этом говорится в ст. 286 Уголовного кодекса.

Ответственность за данные действия может составить до десяти лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Обратите внимание, что превышение должностных полномочий и использование должностным лицом своего авторитета, служебных связей и т.п. – это разные вещи. Так, если главврач районной больницы, являясь известной в городе личностью, добился, в нарушение установленного порядка, получения кредита в местном отделении Сбербанка, то получить желаемое ему помогли не должностные полномочия, а собственный авторитет. Даже если в данном случае будут существенно нарушены чьи-то интересы, нельзя говорить о злоупотреблении служебными полномочиями.

Должностные полномочия – это компетенция лица, определяемая занимаемой им должностью и предусмотренными для данной должности правами и обязанностями.

Действия, которые превышают предусмотренные должностные права и обязанности, наказуемы только тогда, когда они совершены вопреки интересам службы. Подобные действия должностного лица противоречат:

а) целям и задачам, ради которых создан и функционирует соответствующий орган, в котором гражданин занимает должность;

б) интересам деятельности публичного аппарата управления и власти в целом.

Важно отметить, что наказание за указанное преступление может наступить только при наличии определенных последствий – существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства. Так, например, к существенным нарушениям основных конституционных прав и свобод человека и гражданина относится: вред в виде реального материального ущерба, упущенной выгоды или причинения иного вреда различным интересам. Нарушение таких прав и интересов возможно при сокрытии тяжких преступлений, причинении вреда значительному числу физических или юридических лиц и т.п. Таким образом, «существенное нарушение» – это обобщающее понятие, под которое подпадают нематериальный вред и материальный ущерб.

При этом неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к государственной службе, если это не повлекло существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, не образует состава преступления по ст. 286 УК РФ и обычно квалифицируется как дисциплинарный проступок.

Взяточничество

Статьей 290 УК РФ под взяткой квалифицируются следующие деяния:

– получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе;

– получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие).

Статьей 291 УК РФ как отдельное преступление рассматривается дача взятки.

УК РФ предусмотрено наиболее суровое наказание как за получение, так и за дачу взятки. Так, получение должностным лицом взятки влечет наказание до двенадцати лет лишения свободы. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника может повлечь лишение свободы на срок до восьми лет. При этом лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Получение и дача взятки занимают центральное место среди составов должностных преступлений. С одной стороны, относительно их коррупционного характера и повышенной общественной опасности среди ученых и практиков нет каких-либо разногласий, с другой – криминологические и социологические исследования говорят о том, что данные преступления получили наибольшее распространение.

Данную мысль подтверждает и анализ международно-правовых документов. Так, хотя в Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию Совета Европы 1999 г. согласованы нормы о тринадцати коррупционных преступлениях, их многообразие лишь кажущееся — одиннадцать из них представляют собой разновидности двух традиционных для российского законодательства составов преступлений: получение взятки и дача взятки.

Перспективы противодействия

Проблема коррумпированности государственных и муниципальных служащих, необходимости активизации борьбы с коррупцией на стороне «спроса на взятки» является на сегодня одной из наиболее обсуждаемых тем в российском обществе. Многие ученые и практики вносят соответствующие предложения о мерах борьбы с этим явлением.

Как отмечал председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин, существует обратная зависимость между тем, насколько эффективна система государственного аудита в конкретной стране, и тем, насколько высок там уровень коррупции. Чем больше в деятельности органов исполнительной власти зон, недоступных для внешнего аудита, тем с большей вероятностью там можно обнаружить проявление коррупции.

[1] Непотизм (от лат. nepos, родительный падеж nepotis — внук, племянник) – раздача римскими папами ради укрепления собственной власти доходных должностей, высших церковных званий, земель своим родственникам (прежде всего сыновьям). Непотизм был особенно широко распространен в XV–XVI вв.; привел к возвышению из папской родни могущественных фамилий (Боргезе, Лудовизи, Борджа и др.).

Статья написана по материалам сайтов: mirznanii.com, studbooks.net, www.jurvestnik.psu.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector