Внутренний финансовый аудит в бюджетном учреждении

В программе курса представлены вопросы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в бюджетных и автономных учреждениях. Лектором подробно рассмотрен процесс организации процесса контроля, исследованы методы и инструменты осуществления этих процессов в бюджетных организациях.

Содержание

Цель курса повышения квалификации

Получить навыки, знания и умения в области организации системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в государственном секторе, а также в сфере оценки эффективности данной системы.

В программе курса повышения квалификации

Нормативно-правовое регулирование и организация проведения внутреннего контроля и внутреннего аудита в бюджете.
Задачи внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита.
Субъекты, объекты, контрольные действия. Способы проведения контрольных действий.

Внутренний контроль и внутренний аудит закупок:

  • Соблюдения требований к обоснованию закупок, и обоснованности закупок;
  • Соблюдения правил нормирования в сфере закупок,
  • Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
  • Контроль применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
  • Контроль соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
  • Своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
  • Соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Внутренний контроль у государственных (муниципальных) казенных, бюджетных, автономных учреждений.
Обязанность принимать к бухгалтерскому учету первичные (сводные) учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля. Федеральные стандарты организаций государственного сектора.

Внутренний контроль и внутренний аудит у главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС).
Самоконтроль. Контроль по уровню подчиненности и контроль по уровню подведомственности.

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит учредителя государственных (муниципальных) казенных, бюджетных, автономных учреждений.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль: органы, объекты, субъекты, задачи, методы, контрольные процедуры, оформление результатов проверки.

Приказ Минфина России от 07.09.2016 N 356 (в последней редакции) «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля» на практике.

  • Задачами внутреннего финансового контроля.
  • Бюджетные риски: риски несоблюдения бюджетного законодательства; риски несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств; риски несоблюдения законодательства о противодействии коррупции; риски недостижения целевых значений.
  • Внутренний финансовый контроль в отношении внутренних бюджетных процедур.
  • Контроль обоснованности формирования, своевременности финансирования, полноты и качества выполнения государственного (муниципального) задания.
  • Контроль за наличием и движением имущественных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
  • Контроль обоснованности расходов на оплату труда.
  • Контроль экономической эффективности расходования бюджетных средств и целевого использования бюджетных средств.
  • Осуществление внутреннего контроля качества ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • Увязка показателей; удаленный мониторинг ключевых показателей.
  • Внутренний финансовый контроль главного администратора (администратора) бюджетных средств. Карта внутреннего финансового контроля.

Приказ Минфина России от 30.12.2016 N 822 (в последней редакции) Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита» на практике.

Осуществление внутреннего финансового аудита:

  • Составление годового плана внутреннего финансового аудита и программ аудиторских проверок. Формирование программы аудита.
  • Выбор приоритетных направлений аудита системы внутреннего финансового контроля, экономности и результативности использования бюджетных средств.
  • Определение значений приоритетности объектов аудита достоверности бюджетной отчетности.
  • Проведение аудиторских проверок
  • Составление Акта по результатам аудиторской проверки, Отчета о результатах проверки, Годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
  • Реализация результатов аудиторских проверок и отчетность.
  • Расчет показателей оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого структурными подразделениями главного администратора (администратора) бюджетных средств.
  • Соглашение о передаче полномочия распорядителя средств федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Классификация и виды нарушений.

  • Нарушения при формировании и исполнении бюджетов.
  • Нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • Нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью.
  • Нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц.

Подготовка и представление отчетов о состоянии внутреннего контроля и внутреннего аудита, организация их хранения.
Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в отчетности.

Ответственность за правонарушения действующего законодательства.
Обзор арбитражной практики.

Ответы на практические вопросы о практике проведения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в бюджете.

Результат посещения курса повышения квалификации

  • получат целостное понимание нормативно-правового регулирования внутреннего контроля и внутреннего аудита в госсекторе;
  • ознакомятся с организацией внутреннего контроля и внутреннего аудита в госсекторе;
  • получат все необходимые для повседневной работы нормативные документы, образцы и шаблоны документации, информационно-справочные материалы;
  • получат навыки оценки эффективности внутреннего финансового контроля и аудита;
  • освоят современные методики проведения внутреннего финансового контроля и аудита;
  • познакомятся с полномочиями Федерального казначейства по анализу организации администраторами бюджетных средств внутреннего контроля и аудита;
  • научатся применять изученные методики на практике.

Для кого предназначен курс повышения квалификации

Руководителей, главных бухгалтеров, юристов, аудиторов, специалистов бюджетных, автономных и казенных учреждений, централизованных бухгалтерий, главных распорядителей бюджетных средств, учредителей учреждений, органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Метод ведения

Курс повышения квалификации, очная форма.

Раздаточные материалы

Экскурсионная программа по Санкт-Петербургу как необязательная часть.

Документ по окончанию курса повышения квалификации

Ведущие курса повышения квалификации

Заводина Алла Витальевна

  • Кандидат экономических наук, сертифицированный региональный менеджер, преподаватель в сфере управления инвестиционными проектами, инвестиционного анализа, бизнес-планирования, финансового анализа, оценки стоимости бизнеса.

Сфера профессиональных интересов:

  • Занимается подготовкой и переподготовкой специалистов в сфере управления инвестиционными проектами, инвестиционного анализа, бизнес-планирования, финансового анализа, оценки стоимости бизнеса.
  • Кандидат экономических наук (Санкт-Петербургская государственная инженерно-экономическая академия (ИНЖЭКОН)
  • Сертифицированный региональный менеджер ВЭБ.РФ,
  • Московская школа управления Сколково,
  • Программа «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» (Санкт-Петербургский государственный экономический университет).
  • Директор консалтинговой компании «Агентство инвестиционного и финансового консалтинга» (ИП Заводина А.В.), инвестиционный и финансовый консультант, руководитель проектов: бизнес-планирование, бизнес-консалтинг, финансовый анализ деятельности компании, финансовый инжиниринг, построение системы бюджетирования компании, подготовка заявок на получение бюджетного, кредитного финансирования инвестиционных проектов, на получение мер поддержки государственных институтов развития, подбор персонала, обучение.

Внедрение внутреннего аудита в бюджетных учреждениях

Характеристика основных организационно-функциональных недостатков, которые препятствуют реализации и развития внутреннего аудита. Приоритетные задачи бюджетных учреждений для дальнейшей работы с методологической поддержкой функций внутреннего аудита.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 19.12.2017
Размер файла 15,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Внедрение внутреннего аудита в бюджетных учреждениях

В современных условиях хозяйствования значительно возрастают объемы платных услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями в зависимости от направления их деятельности с целью пополнения доходов специального фонда смет. Имеющиеся внутренние организационные диспропорции бюджетных учреждений, их нестабильность финансового состояния обуславливают необходимость использования внутреннего контроля всех направлений жизнедеятельности и функционирования организаций как инструмента повышения эффективности их управления. На сегодня актуализируется вопрос внедрения действенной системы организации внутреннего аудита и адаптации его методики в деятельности бюджетных учреждений в условиях реформирования и углубления интеграционных процессов в экономике России.

Значительный вклад в исследование теоретических аспектов внутреннего аудита в бюджетных учреждениях сделали такие ученые, как А.Т. Бровко, В.Ю. Дудченко, С.В. Ермишова, Д.В. Калинкин, А.В. Кожушко, П. Пантелеев, А.А. Чечулина и другие. Однако, несмотря на значительные достижения ученых в области государственного финансового контроля, и до сих пор остается много нерешенных вопросов, которые связаны с организацией внутреннего аудита в государственном секторе.

Целью статьи является раскрытие теоретических основ организации внутреннего аудита в бюджетных учреждениях, исследование процесса внедрения внутреннего аудита в бюджетных учреждениях, определение основных его проблем и перспектив.

Для бюджетных учреждений, которые получают финансирование непосредственно из государственного или местного бюджетов, а также могут получать средства из других специальных источников (различные виды оказанных платных услуг и работ, которые выполняют бюджетные учреждения в зависимости от профиля своей деятельности, платное обучение в высших учебных заведениях, платные медицинские услуги, научно-исследовательские работы, транспортные услуги и т.д.), внутренний аудит необходим как инструмент внутреннего контроля всех направлений жизнедеятельности и функционирования субъекта хозяйствования. При проведении внутреннего аудита в бюджетных учреждениях требуется не только соизмерять произведенные затраты с полученными доходами, но и вести активный поиск эффективного использования средств и осуществлять жесткий контроль за расходами.

На сегодняшний день обосновано и доказано, что система государственного внутреннего финансового контроля должна состоять из трех основных элементов: внутреннего контроля, внутреннего аудита и их гармонизации. Главной задачей при этом является обеспечение ответственности руководителя за все аспекты деятельности возглавляемого учреждения, за достижение конкретных результатов в вопросах экономии и эффективного использования бюджетных средств, а также выполнение плановых заданий и тому подобное.

В статье 26 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено внедрение в органах государственного сектора внутреннего контроля и аудита [1]. Внутренним аудитом является деятельность подразделения внутреннего аудита в бюджетном учреждении, направленная на усовершенствование системы управления, предотвращение фактов незаконного, неэффективного и нерезультативного использования бюджетных средств, возникновению ошибок или других недостатков в деятельности бюджетного учреждения.

Субъектом осуществления внутреннего аудита бюджетных учреждений выступает отдел внутреннего аудита, объектом — состояние организации и эффективность функционирования внутреннего контроля в бюджетных учреждениях, деятельность учреждения и мерах, принимаемых руководителем для обеспечения эффективного функционирования системы внутреннего контроля. Цель проведения внутреннего аудита в бюджетных учреждениях — повышение эффективности использование финансовых ресурсов бюджетных учреждений.

С целью определения единых подходов к организации и проведению внутреннего аудита, подготовки аудиторских отчетов, выводов и рекомендаций в бюджетных учреждениях, которые принадлежат к сфере управления министерств, других центральных органов исполнительной власти, оценки качества такого аудита Министерством финансов Российской Федерации разработаны Стандарты внутреннего аудита [4], в которых определяются основные задачи и функции подразделения внутреннего аудита.

Основные внутренние документы по вопросам внутреннего аудита разрабатываются руководителем подразделения с учетом этих Стандартов [4] и в обязательном порядке должны включать:

— положение о подразделении внутреннего аудита;

— основные задачи подразделения;

— должностные инструкции работников подразделения внутреннего аудита — задача, функции и обязанности работников подразделения внутреннего аудита, их права, требования относительно образования, знаний, навыков и опыта работы, предусмотренные законодательством для каждой структурной единицы подразделения внутреннего аудита;

— право беспрепятственного доступа работников подразделения внутреннего аудита к документам, информации и баз данных, касающихся проведения внутреннего аудита;

— внутренние документы по вопросам проведения внутреннего аудита — порядок планирования и проведения внутренних аудитов, документирования, реализации их результатов и, по решению руководителя подразделения, другие аспекты внутреннего аудита.

Сфера применения внутреннего аудита в бюджетных учреждениях должен охватывать следующие направления [4]:

— оценка деятельности учреждения по эффективности функционирования системы внутреннего контроля, степени выполнения и достижения целей, определенных в стратегических и годовых планах, эффективности планирования и выполнения бюджетных программ и результатов их выполнения, качества предоставления административных услуг и исполнения контрольно-надзорных функций, задач, определенных актами законодательства, а также рисков, которые негативно влияют на выполнение функций и задач учреждения (аудит эффективности);

— оценка деятельности учреждения по законности и достоверности финансовой и бюджетной отчетности, правильности ведения бухгалтерского учета (финансовый аудит);

— оценка деятельности учреждения по соблюдению актов законодательства, планов, процедур, контрактов по вопросам состояния сохранности активов, информации и управления государственным имуществом (аудит соответствия).

При создании в бюджетном учреждении отдела внутреннего аудита необходимо также руководствоваться Кодексом этики работников подразделения внутреннего аудита [2], в котором задекларированная в принципах система нравственных и профессиональных ценностей и правил поведения работников подразделения внутреннего аудита или должностных лиц, на которых возложены полномочия по осуществлению внутреннего аудита и в отношении которых ими добровольно взяты обязательства по их соблюдению в профессиональной деятельности.

Проведение внутреннего аудита должно предусматривать сбор аудиторских доказательств работниками подразделения внутреннего аудита с применением методов, методических приемов и процедур, обеспечивающих обоснованность выводов по его результатам, при этом работники подразделения внутреннего аудита могут самостоятельно определять эти методы, методические приемы и процедуры в зависимости от его объекта и в соответствии с требованиями внутренних документов по вопросам проведения аудита.

Организация внутреннего аудита в бюджетных учреждениях может осуществляться в три этапа:

1) планирование внутреннего аудита;

2) реализация контрольных мероприятий в процессе проведения внутреннего аудита бюджетных учреждений;

3) определение результатов внутреннего аудита, контроль за ходом выполнения рекомендаций по результатам проведенной проверки.

Это интересно:  Временная регистрация для иностранных граждан

С целью раскрытия процедурных аспектов методики проведения внутреннего аудита в бюджетном учреждении необходимо формирование поэтапной схемы процесса планирования внутреннего аудита с включением следующих элементов:

— стадия подготовки к планированию внутреннего аудита (исследование особенностей бухгалтерского учета и внутреннего контроля на основе оценки существенности и уровня риска);

— стадия планирования внутреннего аудита (составление общего плана аудита, разработка программы аудиторской проверки, изменение, корректировка плана и программы аудита в процессе проверки, контроль выполнения плана).

Система внутреннего аудита должна рассматриваться как самостоятельный отдел организации и не входить в состав отделов с учета, управления, экономики. При этом на структуру и организацию работы отдела внутреннего аудита влияют такие факторы, как организационно — правовая форма и структура организации, объемы ее деятельности.

Сфера применения финансового аудита и аудита соответствия охватывает такие направления деятельности:

— оценка деятельности учреждения по законности и достоверности финансовой и бюджетной отчетности, правильности ведения бухгалтерского учета (финансовый аудит);

— оценка деятельности учреждения по соблюдению актов законодательства, планов, процедур, контрактов по вопросам состояния сохранности активов, информации и управления государственным имуществом (аудит соответствия).

Организация эффективного внутреннего аудита требует определенных затрат необходимых для поиска или подготовки квалифицированных специалистов по аудиту в бюджетных учреждениях.

Поэтому отдел внутреннего аудита целесообразно создавать, исходя из бюджета организации, сложности и специфики осуществляемых финансово-хозяйственных операций и численности работающих.

Критериями внешней и внутренней оценки качества внутреннего аудита должны быть:

а) экономичность и эффективность — достижение наилучшего результата при использовании определенного или минимального объема материальных и финансовых ресурсов;

б) результативность — степень достижения цели внутреннего аудита и соотношение запланированных результатов деятельности с фактическими;

в) законность — соответствие всех аспектов деятельности подразделения внутреннего аудита требованиям законодательства.

Для оценки состояния внутреннего аудита целесообразно определять показатели, предложенные Д.В. Калинкиным и О.В. Кожушко (табл. 1) [3, с. 236]:

Так, для бюджетных учреждений, которые финансируются непосредственно из государственного или местного бюджетов, внутренний аудит будет способствовать эффективному и рациональному формированию и использованию бюджетных средств, оперативному реагированию на возникновение или угрозу возникновения фактов незаконного, неэффективного и нерезультативного их использования, а также совершенствованию системы управления и прозрачности принятия управленческих решений при условии выполнения возложенных на учреждения задач.

аудит бюджетный организационный

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/

4. Приказ Минтруда России от 24.06.2015 №398н «Об утверждении профессионального стандарта «Внутренний аудитор» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fa.ru/fil/ufa/dpo

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Служба внутреннего аудита: понятие, цели, задачи и права. Характеристика законодательной и нормативно-правовой основы организации внутреннего аудита России. Анализ перспектив внутреннего аудита в системе управления организацией. Методы снижения рисков.

курсовая работа [604,5 K], добавлен 08.05.2011

Цели, задачи, функции, направление деятельности и структура службы внутреннего аудита (СВА). Основные показатели для оценки работы СВА. Проекты внутреннего аудита, его методология и технологии. Внешняя и внутренняя оценка эффективности работы СВА.

курсовая работа [31,8 K], добавлен 17.01.2012

Определение внутреннего контроля с точки зрения бухгалтерского учета. Преимущества создания эффективной системы внутреннего аудита в организации. Цели, полномочия и ответственность отдела внутреннего аудита, функции главного внутреннего аудитора.

презентация [23,8 K], добавлен 12.04.2014

Теоретические обоснования организации внутреннего аудита на предприятии: понятие, требования, структура, значение. Особенности организации внутреннего аудита кризисного предприятия. Проблема разработки регламентов при организации внутреннего аудита.

курсовая работа [47,4 K], добавлен 06.08.2010

Сущность внутреннего аудита: понятие, цели, задачи и права. Роль внутриорганизационных средств в системе управления экономическим субъектом, его место и значение при управлении предприятием. Состояние и перспективы внутреннего аудита в России и СНГ.

курсовая работа [43,8 K], добавлен 22.12.2008

Решение функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия — основные объекты внутреннего аудита. Проверка деятельности различных звеньев управления. Обеспечение всесторонней объективности внутреннего аудита.

контрольная работа [20,2 K], добавлен 22.12.2009

Характерные признаки аудита согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности». Отличия ревизии от аудита. Круг задач аудитора. Понятие внутреннего аудита согласно стандарту аудита РФ «Изучение и использование работы внутреннего аудита».

контрольная работа [89,1 K], добавлен 04.11.2012

Понятие, сущность, виды, функции, цели и задачи внутреннего аудита предприятия. Релевантное информационное обеспечение как способ обеспечения эффективности управленческих решений. Сравнительная характеристика особенностей институтов внутреннего аудита.

курсовая работа [41,0 K], добавлен 26.07.2010

Понятие, функции и этапы внутреннего аудита. Служба внутреннего аудита: этапы создания, цели и задачи. Структура и состав подразделения службы внутреннего аудита. Аудиторская оценка систем внутреннего контроля предприятия на примере ООО «Магнат».

курсовая работа [58,4 K], добавлен 19.01.2015

Определение, основные характеристики, функции и цели внутреннего аудита предприятия. Анализ взаимосвязи внутреннего аудита и внутреннего контроля. Порядок и особенности соблюдения процедуры аудиторского контроля. Права и обязанности внутренних аудиторов.

курсовая работа [41,5 K], добавлен 26.07.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Внутренняя проверка правил ведения бухгалтерского учета в бюджетном учреждении как одно из мероприятий внутреннего финансового контроля

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

В настоящей статье мы рассмотрим вопросы организации и осуществления проверки ведения бухгалтерского учета как одну из составляющих системы внутреннего контроля учреждения в целом. Подробно остановимся на том, на что необходимо обратить особо пристальное внимание внутреннему проверяющему, и приведем наиболее типичные ошибки при ведении бухгалтерского учета в бюджетном учреждении.

Внутренний контроль

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» государственное (муниципальное) учреждение обязано организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Порядок организации и обеспечения (осуществления) учреждением внутреннего финансового контроля устанавливается учетной политикой учреждения (п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н)).

Учреждению необходимо организовать внутренний контроль независимо от наличия соответствующей ставки в штатном расписании, вне зависимости от структуры бухгалтерской или финансовой службы.

Не каждое учреждение может себе позволить наличие ставки внутреннего ревизора (аудитора), который будет заниматься только внутренним контролем. Поэтому, если такой должности нет, руководитель может организовать внутренний контроль любым иным способом. Главное, чтобы он (контроль) обеспечивал достижение целей организации и осуществления внутреннего контроля.

Руководитель может принять на себя все функции по организации и осуществлению внутреннего контроля, параллельно разграничив полномочия и обеспечив ротацию обязанностей среди имеющихся работников. Данное решение оформляется распорядительным документом (актом или приказом в зависимости от действующих в учреждении правил документооборота).

Привлечение стороннего эксперта, внешнего консультанта целесообразно в рамках проверки приносящей доход деятельности за счет собственных доходов учреждения. Это не только не повлечет за собой претензий со стороны контролеров и проверяющих (что, несомненно, произошло бы в случае расходования на указанные цели субсидии на выполнение государственного или муниципального задания), но вполне может дать положительный эффект — в виде оптимизации приносящей доход деятельности, вскрытия резервов, снижения затрат.

Если нет ставки внутреннего ревизора

Для небольшого учреждения или любого другого, в котором нет ставки внутреннего аудитора (ревизора), приемлемым вариантом организации и осуществления внутреннего контроля может быть, например, следующий.

Руководитель сначала определяет, а затем устанавливает общие принципы и требования к внутреннему контролю.

Затем порядок организации и осуществления внутреннего контроля устанавливается в учетной политике — или в отдельном ее разделе, или в положении о внутреннем контроле, которое будет являться приложением к учетной политике.

Назначенное руководителем ответственное лицо (например, его заместитель) наблюдает за эффективностью внутреннего контроля, независимостью лиц, его проводящих. Он же анализирует отчеты и качество проведенных мероприятий. А также проводит регулярные встречи с руководителями подразделений для рассмотрения рисков, проблем, планов.

Главный бухгалтер отвечает за организацию и осуществление внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Бухгалтер (как правило, наиболее опытный сотрудник) проводит мероприятия внутреннего контроля, подготавливает рекомендации и предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Вышеприведенная система организации внутреннего контроля не должна вызывать споров или недовольства со стороны работников учреждения. Ведь согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, главный бухгалтер среди прочего:

  • организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета организации в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении;
  • формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации, позволяющую своевременно получать информацию для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и результатов деятельности организации;
  • возглавляет работу по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки; по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа;
  • обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств;
  • обеспечивает контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов;
  • обеспечивает контроль за расходованием фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников, проведением инвентаризаций, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных ревизий в подразделениях организации;
  • принимает участие в проведении финансового анализа и формировании налоговой политики на основе данных бухгалтерского учета и отчетности, в организации внутреннего аудита; подготавливает предложения, направленные на улучшение результатов финансовой деятельности организации, устранение потерь и непроизводительных затрат;
  • ведет работу по обеспечению соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, смет расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь;
  • оказывает методическую помощь руководителям подразделений и другим работникам организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности;
  • должен знать порядок проведения аудиторских проверок, методы анализа финансово-хозяйственной деятельности организации.

А бухгалтер (не бухгалтер-ревизор, а именно бухгалтер) среди прочего:

  • участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов;
  • осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке;
  • выявляет источники образования потерь и непроизводительных затрат, подготавливает предложения по их предупреждению;
  • обеспечивает руководителей, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по соответствующим направлениям (участкам) учета;
  • участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществления режима экономии и мероприятий по совершенствованию документооборота, в разработке и внедрении прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники, в проведении инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей;
  • должен знать методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Обязанности руководителя учреждения (его заместителей) в соответствии с законами РФ и квалификационными справочниками мы приводить не будем. Поскольку руководитель учреждения несет ответственность за последствия принимаемых им решений, сохранность и эффективное использование имущества, а также финансово-хозяйственные результаты деятельности учреждения, кто, как не он, в первую очередь заинтересован в качественном внутреннем контроле фактов хозяйственной деятельности учреждения.

Принципы внутреннего контроля

При любом варианте организации и осуществления внутреннего финансового контроля руководителю учреждения необходимо обеспечить соблюдение базовых принципов этого мероприятия, без которых оно будет неэффективным, бесполезным и формальным. Такими принципами являются:

  • принцип законности (означает неуклонное и точное соблюдение норм и правил, установленных законодательством, учредителем, локальными актами учреждения);
  • принцип независимости (означает, что воздействие на проверку, влияние на нее с целью изменения формулируемых мнений и выводов не допускается);
  • принцип объективности (означает, что контроль осуществляется с использованием официальных документальных данных и документированных в ходе контрольных мероприятий данных в установленном законодательством и иными актами порядке путем применения методов, обеспечивающих получение всесторонней и достоверной информации);
  • принцип ответственности (означает, что, во-первых, не допускается сокрытие нарушений, а, во-вторых, к нарушителям применяются меры ответственности в соответствии с законодательством РФ и локальными актами учреждения).

Назначая ответственного за внутренний аудит (проверяющего), необходимо максимально полно соблюсти следующие принципы:

  • принцип функциональной независимости (означает максимально возможную независимость проверяющего от объектов внутреннего финансового аудита и предполагает прямую подчиненность руководителю объекта внутреннего финансового аудита);
  • принцип объективности (означает недопущение предвзятости или предубежденности к объекту проверки, исключение корыстных мотивов, беспристрастность и обоснованность выводов);
  • принцип профессиональной компетентности и добросовестности (означает, что проверяющий владеет необходимым объемом знаний и навыков для проведения проверки);
  • принцип конфиденциальности (означает сохранность и неразглашение конфиденциальных или порочащих сотрудников сведений, недопущение к ним доступа лицам, которые на это не уполномочены).

Этапы проверки

Основными этапами проверки являются:

  1. Планирование.
  2. Определение объекта проверки.
  3. Проведение проверки.
  4. Оформление результатов проверки.
  5. Анализ результатов проверки.
  6. Контроль устранения нарушений.

Рассмотрим каждый этап более подробно.

Планирование

Мероприятия внутреннего контроля заключаются в виде плановых и внеплановых проверок.

Для плановых проверок накануне финансового (календарного) года составляется план проверок, который утверждается руководителем.

В плане указываются:

  • предмет, объект проверки;
  • вид проверки;
  • срок проверки и проверяемый период;
  • лицо (или комиссия), проводящее проверку;
  • прочие необходимые сведения.
Это интересно:  Как открыть свою аптеку с нуля

При планировании проверок необходимо учитывать:

  • значимость тех или иных бухгалтерских операций для деятельности учреждения или формирования его отчетности;
  • наличие трудовых и временных ресурсов, как со стороны проверяющих, так и проверяемых (логично предположить, что проверку бухгалтерской отчетности не следует планировать на дни ее формирования, а аудит участка «заработная плата» не нужно проводить в дни ее расчета);
  • возможность проведения ревизии в установленные сроки;
  • наличие резервов для проведения внеплановых проверок.

Часть плановых проверок в рамках выполнения мероприятий внутреннего контроля можно приурочить к случаям обязательной инвентаризации в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические рекомендации N 49). О том, что этим рекомендациям государственному (муниципальному) учреждению нужно следовать, сказано в п. 20 Инструкции N 157н.

Полную плановую проверку ведения бухгалтерского учета можно провести 1 раз в году — перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (в соответствии с п. 1.5 Методических рекомендаций N 49).

Внеплановые проверки проводятся в учреждениях, как правило, тогда, когда этого требуют нормативные правовые акты. Например, при передаче имущества в аренду, при смене материально ответственных лиц, при установлении фактов хищений или злоупотреблений, в случаях порчи ценностей, после стихийных бедствий, пожаров, аварий, в случае реорганизации учреждения (п. 1.5 Методических рекомендаций N 49). Однако внеплановые проверки могут проводиться и в иных случаях — на усмотрение руководителя учреждения и иных заинтересованных лиц. Например, накануне визита проверяющих из государственных контролирующих органов.

Внеплановые проверки назначаются отдельными приказами или распоряжениями в соответствии с порядком, которое учреждение установило в своих правилах внутреннего контроля. В этих приказах, распоряжениях содержится, как правило, вся та же информация о проверке, что и в утвержденном плане плановых проверок — т.е. информация об объекте проверки, сроках, проверяющих и пр.

В правилах внутреннего контроля рекомендуется закрепить положение о том, что любая проверка может быть инициирована или запрошена не только руководителем учреждения, но также и руководителями заинтересованных подразделений. Особенно это важно для крупных учреждений.

Определение объекта проверки

Определяется объект проверки, т.е. что именно будет проверяться — комплексная проверка всего бухгалтерского учета или какой-то определенный участок. Объект проверки определяет руководитель учреждения, лицо, ответственное за мероприятия внутреннего контроля или инициатор проверки (кто запросил соответствующую проверку).

Кроме этого определяется объем проверяемой информации. В большинстве случаев полную проверку всех документов или регистров либо записей в программе проводить нет необходимости. Можно проверить, например, последние расчетно-платежные ведомости каждого квартала, каждые 5-е по номеру акты выполненных работ, каждые 10-е операции в программе и т.п.

Проверка

Проверка порядка ведения бухгалтерского учета проводится путем изучения первичных документов и регистров, а также информации, содержащейся в бухгалтерской программе.

Во внутреннем контроле бухгалтерского учета укрупненно можно выделить три блока (объекта) проверки:

  • учетную политику;
  • полноту и правильность использования бухгалтерского программного обеспечения;
  • полноту и правильность ведения бухгалтерского учета.

Проверка порядка ведения бухгалтерского учета начинается с анализа учетной политики для целей бухгалтерского учета.

При этом определяется полнота формирования учетной политики, наличие в ней обязательных положений, предусмотренных п. 6 Инструкции N 157н, а именно:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. Содержат ли утвержденные формы документов обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией N 157н;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Далее остановимся на том, какие недостатки при формировании учетной политики встречаются в бюджетных учреждениях, что в ней отсутствует, хотя должно быть отражено обязательно. И перечислим основные моменты, о которых зачастую «забывают» и на которые следует обратить внимание проверяющему. Итак, «слабые места» учетной политики:

  1. Не установлен порядок распределения затрат на счете 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (п. 134 Инструкции N 157н). Отсутствуют:
  • поименный перечень прямых и накладных затрат учреждения;
  • порядок распределения накладных расходов;
  • способ калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы или услуги);
  • перечень распределяемых и нераспределяемых общехозяйственных расходов.
  1. Не утверждены структура инвентарного номера, а также перечень объектов основных средств, на которые не наносятся инвентарные номера.
  2. Не указана стоимость, по которой списываются материальные запасы (фактическая стоимость каждой единицы или средняя фактическая стоимость).
  3. Не утверждены учетной политикой все неунифицированные формы первичных и сводных документов, которые учреждение применяет в своей текущей деятельности. Необязательно, но нелишним будет также установить учетной политикой (приложением к ней) образцы различных заявлений (на отпуск, отгул, подотчетные суммы и пр.).
  4. Не установлена периодичность формирования регистров бухгалтерского учета на бумажных носителях (в случаях, когда учет ведется на компьютере — в бухгалтерской программе).
  5. Нет перечня материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п. 349 Инструкции N 157н).
  6. Отсутствует порядок списания кредиторской задолженности, невостребованной кредиторами, с забалансового счета 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами» (п. 371 Инструкции N 157н).
  7. Не указан порядок аналитического учета по забалансовому счету 21 «Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации» (п. 374 Инструкции N 157н). При наличии централизованного снабжения такой же порядок необходимо установить в учетной политике и для счета 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» (п. 376 Инструкции N 157н).

Также, если этого нет в отдельных локальных актах учреждения, в учетной политике или в приложениях к ней должны быть утверждены перечни лиц:

  • имеющих право получать наличные деньги под отчет;
  • имеющих право на получение доверенностей;
  • работа которых носит разъездной характер;
  • входящих в различные комиссии (например, инвентаризационную или постоянно действующую для принятия на учет основных средств).

После анализа учетной политики осуществляется проверка бухгалтерского учета за определенный период. При этом во взаимосвязи проверяются: первичные документы, отражение их в бухгалтерской программе и выходные формы.

На что же необходимо обратить внимание внутреннему контролеру и какие ошибки встречаются наиболее часто? Посмотрим по разделам.

I. Нефинансовые активы

В рамках проверки операций с нефинансовыми активами анализируются:

  • полнота и своевременность отражения документов по оприходованию, внутреннему перемещению и списанию объектов основных средств, нематериальных активов и материальных запасов на счетах бухгалтерского учета;
  • правильность ведения аналитического учета нефинансовых активов;
  • правильность начисления амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов.

Наиболее распространенными ошибками являются следующие.

  1. Неправильное отражение основных средств на счетах бухгалтерского учета: машины и оборудование (счет 101 04) учитываются как производственный и хозяйственный инвентарь (счет 101 06) и наоборот.
  2. Неправомерный учет основных средства стоимостью до 3000 руб. на балансовых счетах (счет 101 00), хотя для их учета предназначен забалансовый счет 21 «Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации» (п. 373 Инструкции N 157н).
  3. Неправильный учет объектов в составе сооружений — недвижимого имущества. На это следует обратить особое внимание. Все объекты, не обладающие признаками, перечисленными в ст. 130 Гражданского кодекса РФ, не должны включаться в состав недвижимого имущества.

Различные ограждения, надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания, как правило, должны составлять вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий и имеют разные сроки полезного использования, то только в этом случае они считаются самостоятельными инвентарными объектами (п. 45 Инструкции N 157н).

  1. Неправильное включение объектов имущества в состав основных средств или материальных запасов. То есть на счете 105 00 «Материальные запасы» учитываются объекты со сроком полезного использования более 12 месяцев, что противоречит п. 38 Инструкции N 157н, или наоборот — к основным средствам отнесены объекты, которые в соответствии с положениями Инструкции N 157н являются материальными запасами.
  2. Несоблюдение соответствующих приказов об определении видов особо ценного движимого имущества учреждений, невключение такого имущества в состав ОЦДИ учреждения.
  3. Нарушение правил группового учета объектов основных средств, когда объекты, которые должны учитываться обособленно, неправомерно учитываются на карточках группового учета.
  4. Отсутствие всех необходимых подписей на первичных документах (например, подписей членов комиссии на актах о списании основных средств).
  5. Отсутствие необходимых первичных документов (например, актов о списании материальных запасов — когда операции по их списанию отражаются в бухгалтерской программе, при этом сами акты не формируются на бумажных носителях и не подшиваются к соответствующему журналу операций).

II. Безналичные денежные средства

Проверяется порядок ведения операций с безналичными денежными средствами:

  • полнота и своевременность отражения операций по поступлению и выбытию денег;
  • наличие подтверждающих документов к операциям;
  • корректность заполнения документов в соответствии с законодательством РФ, наличие всех необходимых реквизитов.

Каковы «больные» точки здесь?

  1. Неправильная корреспонденция счетов по выбытию денег с лицевых счетов учреждения — отражение расхода не по тем статьям КОСГУ. Это может быть связано как с неправильными настройками используемого программного обеспечения (если бухгалтер пользуется типовыми шаблонами, или создает документы путем копирования имеющихся), так и недостаточной квалификацией или обычной невнимательностью. Негативной особенностью данного вида ошибок является то, что в случае неправильного списания средств (а орган Федерального казначейства по представленным ему платежным документам зачастую не в состоянии определить ошибку) затем следуют довольно длительные процедуры по уточнению платежа или его возвращению или изменению плана финансово-хозяйственной деятельности и т.п.
  2. Неотражение операций по забалансовым счетам 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» в необходимых случаях (п. п. 365, 367 Инструкции N 157н).
  3. Неправильный учет денежных средств по разделам лицевых счетов.
  4. Неправильное отражение операций по поступлению денег на лицевые счета — неверное использование по дебету счетов 205 00 «Расчеты по доходам» и 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам».

III. Наличные денежные средства

Проверяются соблюдение порядка ведения кассовых операций, а также:

  • полнота и своевременность оприходования и выдачи наличных денег и денежных документов в кассу, из кассы;
  • соблюдение требований законодательства РФ, инструкций вышестоящих органов по оформлению приходных и расходных кассовых ордеров и других документов;
  • соблюдение установленного лимита остатка денежных средств в кассе.

IV. Расчеты по выданным авансам

Проверяются полнота и своевременность учета авансовых выплат.

V. Учет расчетов с подотчетными лицами

Проверяются полнота и своевременность отражения расчетов с подотчетными лицами, в частности:

  • соблюдение порядка и установленных норм выдачи денежных средств и денежных документов под отчет;
  • своевременность представления подотчетными лицами авансовых отчетов об израсходованных авансовых суммах, полнота документов, подтверждающих произведенные расходы;
  • полнота и правильность операций по счету 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами» на счетах бухгалтерского учета.

VI. Расчеты по принятым обязательствам

Проверяются обязательства учреждения, в т.ч.:

  • правильность и полнота ведения учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за поставленные товары, работы и услуги;
  • наличие необходимых подтверждающих документов, корректность их оформления и полнота заполнения.

Типичные нарушения здесь следующие.

  1. Наличие отрицательных кредитовых сальдо по счетам 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам». Как правило, это случается из-за несвоевременного отражения (по причине отсутствия или невнимательности) документов по списанию расходов — когда оплата поставщику в соответствии с выписками из лицевых счетов отражена на счетах бухгалтерского учета, а расходы не начислены.
  2. Нарушение платежной дисциплины. Счета за поставленные товары, работы и услуги оплачиваются несвоевременно, с задержками в нарушение условий заключенных договоров. Как следствие, наличие просроченной кредиторской задолженности.
  3. Оплата поставленных товаров, работ и услуг по неправильно оформленным первичным документам (например, не заполнены какие-то обязательные реквизиты в счете, накладной, акте, счете-фактуре — нет даты, подписи и пр.).
  4. Нарушение методологии применения счета 302 00 (например, на этом счете учитываются доходы, которые необходимо отражать по счету 205 00 «Расчеты по доходам» в соответствии с п. 197 Инструкции N 157н).
  5. Неправильное ведение журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками — нарушение требований п. 11 Инструкции N 157н.
  6. Отсутствие договоров или дополнительных соглашений, в соответствии с которыми осуществляется оплата поставщикам товаров, работ, услуг. Это связано иногда с их утерей, иногда с «забывчивостью» их перезаключения (по длительным договорам, с определенным циклом).
  7. Отсутствие необходимых подписей на первичных документах (например, подписей должностных лиц учреждения на справках к документам, актах приемки-передачи, сверках расчетов и пр.).

VII. Расчеты с работниками по оплате труда и физическими лицами по гражданско-правовым договорам

  • начисления заработной платы сотрудникам в соответствии с законодательством РФ, распоряжениями и локальными документами учреждения;
  • начисления вознаграждений физическим лицам по соответствующим договорам;
  • отражения операций по счетам 302 10 «Расчеты по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда» и 302 20 «Расчеты по работам, услугам» в части начислений и выплат физическим лицам.

Типичные недостатки здесь следующие.

  1. Отсутствие документов, подтверждающих обоснованность социальных выплат (например, выплата пособия по уходу за ребенком до 3 лет или материальной помощи в связи с рождением ребенка без свидетельства о рождении или заявления от сотрудника).
  2. Осуществление выплат стимулирующего и компенсирующего характера без надлежащего оформления соответствующих документов (отсутствие приказов, распоряжений, списков, перечней).
  3. Начисление (выплата) заработной платы в размере меньшем, чем это установлено соответствующим федеральным или региональным соглашением о минимальной заработной плате.
  4. Нарушение положения о системе оплаты труда и соответствующих рекомендаций по разработке системы оплаты труда в части установленных пропорций (соотношений) заработной платы одних категорий работников к другим — например, руководителей, административно-управленческого персонала, педагогического персонала и т.д. Как правило, такому виду возможных нарушений следует уделять особо пристальное внимание перед окончанием финансового года — в сентябре — ноябре, когда образовавшиеся вследствие объективных и субъективных причин неправильные пропорции (из-за больничных, ошибок в расчете, внеплановых поощрительных выплат и пр.) можно устранить по итогам года.
  5. Неправильное оформление или неоформление, неправильное назначение и расчет внутреннего совмещения/совместительства.
  6. Неправильное исчисление и удержание НДФЛ (отсутствие соответствующих документов о праве работника на вычет по НДФЛ или применение неактуальных документов).
  7. Отсутствие документов, подтверждающих проведение аттестации рабочих мест (с 2014 г. специальной оценки условий труда), послуживших основанием для установления компенсационных выплат работникам учреждения в соответствии со ст. 147 ТК РФ. Если таких документов-оснований нет, а выплаты производятся, необходимо провести специальную оценку рабочих мест в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
  8. Неправильный расчет среднего заработка для выплаты больничных и отпускных (например, невключение в указанный заработок сумм доплат за счет приносящей доход деятельности — т.е. нарушение п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922, согласно которому для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат).
  9. Неправомерное перечисление профсоюзных взносов, а именно осуществление таких выплат без документов-оснований, коими являются письменные заявления работников (п. 3 ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ст. 377 ТК РФ).
Это интересно:  Закрытие счета в банке юридического лица

VIII. Учет расчетов по платежам в бюджеты

Проверяется учет расчетов по платежам в бюджеты:

  • правильность и полнота исчисления налогов, сборов, иных платежей в бюджеты всех уровней;
  • своевременность уплаты обязательных платежей;
  • правильность и своевременность отражения операций по счету 303 00 «Расчеты по платежам в бюджеты».

IX. Санкционирование расходов

Проверяются полнота и своевременность учета по разделу «Санкционирование расходов экономического субъекта».

Этому разделу учета уделяется не всегда должное внимание со стороны бухгалтерской службы, зачастую он ведется формально.

Типичные нарушения здесь таковы.

  1. Расхождения между реальными, фактическими данными, утвержденными планами (например, планом финансово-хозяйственной деятельности) и информацией, отраженной в учете. Как правило, это связано с тем, что часть операций по 5-му разделу отражаются в учете соответствующей бухгалтерской программой в автоматическом режиме — в соответствии с шаблонами и настройками, привязанными к документам, формирующим записи по балансовым счетам. А сформированные записи, полнота их отражения бухгалтером не проверяются.
  2. Отсутствие журналов по санкционированию расходов (нарушение порядка их формирования на бумажном носителе, установленного учетной политикой учреждения).

Собственно отсутствие указанных журналов, отсутствие регулярной проверки формируемых в автоматическом и ручном режиме операций по счетам 5-го раздела и влечет за собой нарушение, указанное выше.

X. Забалансовые счета

Проверяется учет на забалансовых счетах: полнота, своевременность, необходимость применения тех или иных счетов.

XI. Бухгалтерская отчетность

Итогом проверки бухгалтерского учета является ревизия бухгалтерской отчетности.

После аудита первичных документов, бухгалтерской программы, выходных форм и регистров проверяется достоверность бухгалтерской отчетности в соответствии с положениями Приказа Минфина России от 25.03.2011 N 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Что же можно увидеть в бухгалтерской отчетности?

Следует не допускать необоснованной переплаты по расчетам по платежам в бюджеты, принимать своевременно меры по возмещению ФСС РФ расходов на цели обязательного социального страхования. Например, по излишне уплаченным страховым взносам необходимо производить своевременно их зачет или возврат в порядке, установленном ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Точно так же следует не допускать задолженности перед бюджетом — это грозит санкциями.

Особой разновидностью переплаты (задолженности) является одновременное наличие и переплаты, и задолженности — т.е. переплата денежных средств в бюджет по одним платежам и задолженность перед бюджетом по другим. Например, положительный остаток по счету «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование» и отрицательный по счету «Расчеты по страховым взносам на медицинское и пенсионное страхование». Или излишнее перечисление платежей в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии с неполной уплатой платежей на страховую часть.

Оформление результатов

Проведение проверки подлежит документированию. Вся рабочая информация (предварительная, подготавливаемая или получаемая в рамках проверки, заключительная) оформляется в комплект, который в конечном итоге содержит:

  • документы, отражающие подготовку ревизии, включая план;
  • сведения о характере, сроках, объеме проверки, результатах;
  • перечень первичной учетной документации, документов бухгалтерского учета и отчетности, регистров, которые были изучены;
  • перечень проверенных участков, разделов, блоков информации в программе ведения бухгалтерского учета, расчета заработной платы, составления и сдачи отчетности;
  • копии запросов, писем, обращений, направленных проверяющим, а также полученные им сведения;
  • копии документов, подтверждающих выявленные нарушения;
  • отчет (акт, заключение) о проверке.

В отчете о проверке указываются выявленные нарушения, предлагаются меры и рекомендации по их устранению.

В отчете о проверке обязательно необходимо указать:

  • суть выявленного нарушения;
  • вероятные причины, почему оно совершено (для того, чтобы в будущем устранить эти причины);
  • вероятного виновника, совершившего нарушение. Указание конкретного виновного лица позволит принять профилактические меры. Это могут быть меры дисциплинарного характера, если должностными обязанностями и квалификацией работника подразумевается недопустимость совершенных им ошибок. Или иные меры — например, обучение, стажировка сотрудника или перепоручение данной работы другому работнику;
  • рекомендации по устранению нарушений.

То, нужно ли внутреннему проверяющему согласовывать свой отчет с проверяемыми, определяется правилами внутреннего контроля учреждения. Представляется, что такое правило необходимо заложить во внутренний порядок. Порядок согласования может быть любым. Например, аудируемое лицо или подразделение в течение установленного количества дней направляет ревизору свои возражения по существу отчета, а проверяющий на свое усмотрение или меняет отчет в соответствии с полученными возражениями и (или) прилагает эти возражения к своему отчету.

Анализ результатов

Отчет с результатами проверки направляется руководителю учреждения и (или) назначенному руководителем ответственному за мероприятия внутреннего контроля должностному лицу.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют объяснения по вопросам, относящимся к результатам проверки.

По итогам ознакомления с отчетом принимаются меры, как по устранению имеющихся нарушений, так и (обязательно) меры по недопущению выявленных нарушений в будущем.

Формируется план устранения выявленных нарушений, который утверждается у руководителя или назначенного им ответственного лица.

В п. 25 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193, указано, какие должны быть решения, принимаемые по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля.

Взяв их за образец, адаптируя к системе внутреннего контроля учреждения, можно сказать, что по итогам проверки (по итогам каждой следующей проверки), помимо устранения конкретных нарушений и наказания конкретных виновных, руководителем учреждения должны быть приняты (и приниматься по итогам каждой следующей проверки) также решения, направленные:

  • на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
  • на изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на ведение бухгалтерского учета;
  • на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем;
  • на изменение внутренних стандартов, в том числе учетной политики;
  • на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бухгалтерского учета;
  • на устранение различного рода конфликта интересов;
  • на проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
  • на ведение эффективной кадровой политики.

Контроль устранения нарушений

На этом — заключительном — этапе руководителем, иными ответственными лицами проверяется, качественно ли устранены выявленные нарушения, в полном ли объеме.

Отчетность о внутреннем контроле

И в заключение остановимся на отчетности о мероприятиях внутреннего контроля.

Среди прочих информация в этой таблице характеризует результаты проведенных в отчетном периоде мероприятий по внутреннему контролю за соблюдением требований законодательства РФ в области бухгалтерского учета, а также правильным ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности учреждением.

В соответствующих графах этой таблицы указываются:

  • тип контрольных мероприятий (предварительный, текущий, последующий);
  • перечень мероприятий внутреннего контроля;
  • перечень выявленных в результате мероприятий внутреннего контроля нарушений;
  • меры, принятые учреждением по устранению выявленных нарушений.

Можно понять стремление учреждения в данной таблице по всем мероприятиям внутреннего контроля в графе «Выявленные нарушения» поставить значение «Не выявлено». Однако для пользователя этой отчетности данное обстоятельство будет свидетельствовать, скорее всего, не о высоком качестве ведения бухгалтерского учета в учреждении, а о низком качестве внутреннего контроля в учреждении, о том, что он не проводится или проводится формально.

Например, в нашем случае таблица N 5 может выглядеть следующим образом.

Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля

Тип контрольных мероприятий

Меры по устранению выявленных нарушений

Комплексная проверка бухгалтерского учета в 2014 г.

  1. Учетной политикой не утвержден перечень нераспределяемых общехозяйственных расходов

По итогам проверки планово-экономическим отделом совместно с бухгалтерией определен и установлен учетной политикой перечень нераспределяемых общехозяйственных расходов

  1. Отсутствует подпись члена комиссии А. на акте о списании материальных запасов от 01.09.2014 N 235

Акт о списании материальных запасов N 235 членом комиссии А. подписан

  1. Наличные денежные средства, поступившие в кассу учреждения в оплату оказанных платных услуг 08.09.2014, оприходованы кассиром Б. приходным кассовым ордером от 12.09.2014 N 236

По итогам назначенной проведенной проверки и полученного объяснения от кассира ему объявлен выговор. В бухгалтерском учете сделаны соответствующие исправительные записи

Внутренний финансовый аудит

Приказом Минфина России от 29 декабря 2017 г. № 1401 внесены изменения в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения единого подхода к организации и проведению главными распорядителями и главными администраторами доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также распорядителями и администраторами, имеющие в своем ведении получателей бюджетных средств, администраторы доходов и источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового аудита.

Внутренний финансовый аудит направлен на:

  • оценку надежности внутреннего финансового контроля и подготовку рекомендаций по повышению его эффективности;
  • подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;
  • подготовку предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.

Субъектом внутреннего финансового аудита является уполномоченное на осуществление внутреннего финансового аудита структурное подразделение главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) должностные лица главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Объектом аудита являются структурные подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств.

В порядок проведения внутреннего финансового аудита внесены следующие изменения:

  • введено положение о возможности передачи полномочий по проведению внутреннего финансового аудита;
  • установлено, что считается нарушением и бюджетным риском при проведении внутреннего финансового аудита;
  • перечислено, какие операции относятся к коррупционно-опасным;
  • закреплено, что основанием для проведения внеплановой проверки считается решение руководителя главного администратора (администратора);
  • исключено понятие камеральных, выездных и комбинированных аудиторских проверок. Теперь проверки проводятся по месту нахождения субъекта аудита. И только если администратор передал полномочия по внутреннему финансовому аудиту, проверку можно провести по месту нахождения либо такого администратора, либо субъекта аудита;
  • уточнен список сведений, которые указываются в плане аудиторской проверки;
  • скорректированы темы аудиторских проверок и перечень критериев для их отбора;
  • скорректирован список сведений, которые предварительно анализирует субъект аудита;
  • расширен перечень данных, которые изучаются в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, а также установлено, по каким направлениям проводится эта оценка;
  • расширен перечень сведений, которые изучаются в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и правильности ведения бюджетного учета. Так, добавлена законность и полнота формирования финансовых и первичных документов, а также наделение правами доступа к регистрам бюджетного учета;
  • предусмотрен «рисковый» подход в оценке достоверности бюджетной отчетности;
  • установлено, что является существенным, значительным и несущественным искажением показателя бюджетной отчетности. Ранее было только понятие существенного искажения, которое отличается от закрепленного теперь;
  • в отчете, помимо прочего, указывается наличие или отсутствие остаточных бюджетных рисков, которые не устранены в ходе процедур внутреннего финконтроля;
  • появилось новое приложение N 6, где приведены рекомендации по проведению оценки надежности внутреннего финконтроля, который осуществляют структурные подразделения;
  • в форме плана внутреннего финансового аудита появились графы «Метод аудита» и «Ответственные исполнители», а вот графа «Вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная)» исключена. В других формах изменений нет.

Статья написана по материалам сайтов: revolution.allbest.ru, wiseeconomist.ru, b-uchet.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector