Волонтерами могут быть как дети

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Департамента образования и науки города Москвы

  • —>
  • Главная •
  • Библиотека •
  • Особенности работы волонтеров с детьми –сиротами

Особенности работы волонтеров с детьми –сиротами

Исследования ученых показывают, что развитие сирот отличается от развития детей, живущих в домашних условиях (в семьях) и имеет:

1) замедленный темп психического развития;

2) ряд негативных особенностей (низкий уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение позднее формирование навыков саморегуляции и правил поведения).

Не стоит забывать о том, что у таких детей возникает ощущение заброшенности. Оно приводит к напряженности и недоверию к людям и, как итог — к реальному неприятию себя и окружающих. В ходе дальнейших взаимоотношений с окружающими негативное отношение к себе усиливается.

Пережив травму разрыва с семьей, находясь в абсолютно закрытой, жесткой системе, не имея взрослого человека, для которого они были бы важны индивидуально, дети не могут сформироваться ни физически, ни психологически, ни социально. В 18 лет они выходят в неизвестный, враждебный им мир, не имея никаких навыков для того, чтобы выжить в нем. Судьбы многих выпускников складываются трагически.

Конечно, каждый ребенок должен жить в семье. Только семья является залогом успешной социализации. Тем не менее, на настоящий момент проблема далека от того, чтобы быть решенной.

Поэтому так важно волонтерским организациям поддерживать таких детей из детских домов, школ-интернатов и социально-реабилитационных центров.

Цель работы волонтерской группы: Социализация и содействие интеграции детей в общество путем проведения регулярных обучающих и развивающих мероприятий, дополняющих плановые мероприятия, проводимые в детских учреждениях, а также расширение кругозора детей.

Планируемые виды деятельности по возрастам:

Цель: расширение кругозора ребят, выявление интересов, здоровый образ жизни, профориентация, формирование хобби (попытка найти альтернативы для проведения свободного времени, которые помогут детям во взрослой жизни).

Для дошкольников и младших школьников:

1. Выездные мероприятия для младших школьников (посещение музеев, конюшни, прогулки по городу с адаптированными экскурсиями для детей);

2. Развивающие творческие занятия, направленные на расширение кругозора, развитие мелкой моторики, творческого мышления.

Это интересно:  Военная комиссия в военкомате

3. Спортивные мероприятия (Веселые старты, эстафеты, командные игры);

4. Чаепитие и живое общение.

Средний и старший школьный возраст:

1. Творческие занятия и мастер-классы с приглашением специалистов, работающих в разных техниках (украшения, поделки, рисунки на футболках), специалистов творческих профессий (фотографы, журналисты, визажисты и т.п.);

2. Азы работы с компьютером, Интернетом, поисковыми системами;

3. Спортивные мероприятия.

2. Психологический блок знаний и умений

Основное содержание занятий волонтера с детьми — продуктивное, интересное и для волонтера и для ребенка общение.

Только глубокое понимание особенностей поведения ребенка, осознание собственных реакций помогут добровольцу построить отношения с детьми, находящимися в приюте.

Данные компетентности воспитателя или волонтера – основа его эффективности.

На этапе подготовки волонтера важно сформировать условия для развития наблюдательности, гибкости в общении добровольца с группой воспитанников.

Практические советы волонтерам

Приведем некоторые советы, которые помогут волонтерам в ходе их осуществления комплексного шефства над конкретным детским домом, школой-интернатом, приютом или социально-реабилитационным центром.

1. Как выбрать детский дом?

Если детдом находится слишком далеко (более 2–3 часов езды), шансов наладить постоянные контакты — малы.

Для личных посещений лучше поискать учреждение, которое находится поблизости. Если такового нет, обратиться в ближайший центр социальной помощи или школу и предложить свои услуги в организации бесплатных кружков для детей из малообеспеченных или кризисных семей.

2. Как выстроить отношения с руководством?

Любые занятия или деятельность должны быть полностью прозрачны. Это значит, что волонтеры должны постоянно поддерживать контакт с руководством детдома и открыто и честно информировать о каждом шаге. И если руководство посчитает что-то излишним или ненужным для детей, не стоит настаивать и жаловаться. Именно директор детдома на данный момент «папа и мама» для всех своих детей и несет полную ответственность за их здоровье и воспитание перед государством. Поэтому единственный выход в такой ситуации — договариваться.

Дети-сироты — это уже давно сформированные личности и попадая в атмосферу детдома, довольно быстро взрослеют по сравнению с обычными детьми. Так что максимум, каким образом волонтеры лично могут на них повлиять — это немножко смягчить линию недоверия к миру.

Поэтому лучше стараться анализировать происходящее, принимать все, как есть, адаптироваться к тем условиям, которые уже сложились, и методом проб и ошибок постоянно искать оптимальный вариант деятельности и отношений с детьми.

3. Как рационально тратить силы?

Часто человек, впервые открывший для себя сферу сиротства, начинает семимильными шагами помогать всем нуждающимся, не жалея собственных средств и сил. Например, берет

шефство над 5–10 детдомами, парой приютов для несовершеннолетних и т.д. В данном случае речь идет не о материальной помощи, а шефстве над конкретными детьми.

Поэтому намного лучше, если волонтер свои 2-3 часа свободного от других хлопот времени уделит 1–5 детям, с которыми психологически совместим и душевно близок. Причем будет делать это регулярно, так, чтобы эти дети постоянно чувствовали его поддержку.

Следует отметить, что слишком сильное внимание на благотворительность не может не привести к перекосам в отношениях с другими людьми, что нездорово отразится

на развитии личности волонтера, и в конечном итоге — на детях.

4. Как найти свою целевую группу?

Волонтеры могут столкнуться с такой ситуацией, что придя, в детдом с уже оформленной программой обучения полезным навыкам старших детей, они обнаружат, что этим подросткам все их педагогические стремления совершенно неинтересны.

Правило здесь одно — найти свою целевую группу детей, с которыми удастся наладить душевный контакт, и ради которых волонтеры будут приходить. И не страшно, если изначально хотелось возиться с малышами, а оказалось, что с нетерпением ожидают старшие, или хотели вышивать крестиком с девчонками, а от ваших поделок без ума мальчишки и готовы день и ночь слушать байки о походных приключениях.

5. Как найти свою сферу занятий?

Эффективнее рассказывать или заниматься с детьми тем, что волонтер знает или уметь лучше всего. Это может быть основная сфера деятельность или любимое хобби.

Если доброволец возьмет что-то новое для себя, надеясь обучиться этому вместе с детьми, так можно только потерять время. Ведь дети, чувствуя некомпетентность волонтера, могут перестать доверять и в других вопросах.

6. Если что-то не получается?

Иногда могут появляться неудачи: плохо проведено занятие, волонтер себя очень строго критикует, дети поступили нехорошо, что-то не ладится в отношении с ними.

В данных ситуациях лучше не замыкаться в себе и не бросать на полпути начатое. Любая такая ситуация — это повод для того, чтобы проанализировать свои действия и возможно проконсультироваться со своим руководителем.

Формы волонтерской помощи

1. Материальная поддержка

Гуманитарная помощь остается самым простым и доступным способом помочь сиротам. Это не занимает у добровольцев столько времени, как хождение с детьми в кино, театры, на производства.

Есть заблуждение: что если мало собрано, то это уже не помощь. Как раз помощь по силам – самая лучшая. Например, можно выбрать для себя одноформатную помощь — недорогими зубными пастами, мылом, порошком. И раз в месяц направлять помощь в учреждение. В этом есть потребность всегда. Или можно закупать носочки, трусики, варежки, шарфики, шапочки, и опять же отправлять в учреждение. Малая помощь может вылиться в большую поддержку.

!Волонтерам следует учесть, что не нужно одаривать детей помадами и пудрами, плеерами и прочим.

Лучше всего помочь тем, в чем действительно нуждается учреждение, от работы которого зависит жизнь детей-сирот.

Приведем список того, в чем чаще всего нуждается любой детский дом практически в любом регионе России:

1. Вязаные шапочки, варежки, шарфики.

2. Верхняя одежда (пальто, куртки, брюки, юбки).

3. Обувь (тапочки, ботинки, сапожки, кроссовки).

4. Мыло, порошки, зубные щетки, пасты (не обязательно

из дорогих, важно их наличие).

5. Настольные игры.

7. Спортивный инвентарь (футбольные и волейбольные мячи,

9. Цветы (горшки, посадочная земля).

10. Посуда (ложки, вилки, ножи).

11. Салфетки, туалетная бумага, гигиенические принадлежности.

12. Канцелярские принадлежности (ручки, простые и цветные

карандаши, фломастеры, кисти, краски, тетрадки, альбомы,

2. Организация культурно-спортивных программ

Для реализации данной задачи волонтеры могут организовывать поездки к детям с мастер-классами, тренингами и лекциями, а также проводить регулярные спортивные турниры, эстафеты, спортивные соревнования и т.д.

3. Реализация обучающих программ

Ребенку детского дома крайне необходимо хорошее образование. Как правило, детдомовец часто „не тянет“ основную школьную программу и переводится во вспомогательную.

Сначала ребенку нужна индивидуальная образовательная программа и, следовательно, талантливый учитель.

Если волонтер настолько образован, что может научить сироту учиться, то окажет ему огромную поддержку и помощь (Совместное чтение (Групповое или индивидуальное), изучение ПК, организация вебинаров и т.д.)

4. Встреча с интересным человеком

Детям детского дома не хватает положительного образа взрослого человека с его подвигами, заботами, интересами и бытовыми мелочами. Встреча ребенка с таким человеком (только действительная встреча) определит его дальнейшую жизнь и поможет самому стать взрослым человеком.

5. Предоставление возможности реального взаимодействия с окружающим миром.

Ребенку детского дома крайне не хватает опыта взаимодействия с окружающим миром — городом, природой, другими людьми.

Попечитель может включить подростка в свой круг общения, в свой клуб, секцию или компанию. Может найти ребенку посильную работу в свободное от учебы время и обсуждать вместе с ним его успехи и неудачи.

6. Переписка с детьми.

Добровольцы могут организовать переписку с ребятами, посылать небольшие посылки, открытки с поздравлениями на праздник, где бы дети видели реальную заинтересованность людей в их судьбе.

Это интересно:  Выплата оплата плата уплата

7. Выездные мероприятия

Речь идет о поездках и экскурсиях с детьми за пределы детского учреждения. Волонтеры могут регулярно брать детей на фестивали и массовые мероприятия.

Волонтеры идут к особенным детям. Зачем?

Андрей Мещеринов — руководитель учебного направления «Быть волонтером», координатор и специалист по сопровождению волонтеров:

Первое, что мы даем нашему подопечному — это право на уважение. Уважение к тому, что он может найти свой собственный путь. Уважение к нему, даже когда он делает ошибки. Мы можем делиться с ним своими ценностями. Здесь очень важно (и мы на своем опыте это знаем), что только те ценности, в соответствии с которыми мы сами живем, и это видят окружающие, — могут захватить, преобразить, подействовать на другого человека. Никакое морализаторство никогда не поможет. Мы можем делиться опытом своей жизни. Мы можем давать приобретать навыки: обыкновенные бытовые навыки человеку в детском доме, обыкновенные бытовые навыки человеку, который лежит в больнице, или нашему подопечному бездомному, или можем о чем-то писать нашему подопечному заключенному — неважно. Можем обогащать его жизнь таким образом. Мы можем принимать его, когда он совершает ошибки, это очень важно. Потому что люди, которые только что встают на новый путь, они боятся совершить ошибку, они боятся быть отвергнутыми, брошенными в тот момент, когда они ее совершают. И здесь тоже мы можем поддержать их: тем, что мы остаемся с ними в контакте даже после того, как произошел какой-то эмоциональный срыв.

Анна Битова, директор РБОО «Центр лечебной педагогики», ведущий логопед, член Экспертного совета организации:

Центр лечебной педагогики занимается детьми с нарушениями в развитии уже 25 лет. Мы всегда считали, что помогать надо семье. И даже принципиально считали, что не будем помогать детским домам, потому что считали, что это очень плохо.

У нас был очень грустный опыт много лет назад: в свое время ходили в один дом-интернат и обнаружили, что там дети с синдромом Дауна собраны в одну группу. Там было девять таких детей а группе, а еще пара лежачих. Они были очень депривированы, почти такие же, каких детей мы сейчас видим в “отделении Милосердия”.

Когда мы пришли в этот дом интернат, я взяла девочку с синдромом Дауна погулять на улицу. Там шла кошка, а так как человек невольно следит за движущимся предметом, а у грудного ребенка это появляется в ранние месяцы, то меня удивило, что эта девочка не прослеживала двигательные предметы в шесть лет. Она ее увидела, и потеряла ее буквально через два шага. Это была глубокая форма депривации. Почему? Потому что когда она лежала в интернате у себя в углу, мимо нее почти никто не проходил, и у нее не сформировалось прослеживание. Соответственно, изучение всего мира у нее тоже не состоялось. Мир для нее стал совершенно другим,фрагментальным, она видит его кусочками.

Одно из наших правил – строго нельзя выходить с детьми за территорию ДДИ.

Просто так взять какого-либо ребенка, к которому у вас личная симпатия, и уйти гулять с ним даже по территории ДДИ строго запрещено. У каждого ребенка есть свои особенности, ограничения здоровья. Мы захотим сделать для ребенка как лучше, а потом окажется, что у этого могут быть печальные последствия.

Еще одно важное правило – это правило нашего личного состояния – как волонтера, так и координатора. Если накануне вы чувствуете недомогание, у вас поднялась температура или у вас кашель, болит голова или еще какие-то симптомы заболевания, то лучше отказаться от поездки. Дети от этого не пострадают, если вы один раз не приедете – вы сможете восстановиться и приехать в следующий раз. Если же вы приедете заболевшим, для детей это может закончиться плачевно, потому что у нас около 120 детей, и это может просто привести к эпидемии.

Светлана Блинова, экс-координатор группы даниловцев в ДДИ 24:

Очень важно настроить себя правильно на посещение детского учреждения. Осмыслить, для чего я это делаю, зачем мне конкретно это нужно. И прописать себе несколько пунктов, или может быть это будет один пункт, но чем больше их будет, тем с большей вероятностью я буду это делать. Это очень важный момент и для волонтера и для координатора. Мы регулярно проводим и тематические вечера о смысле и значении нашей деятельности. Лично у меня, как у координатора, опыт такой, что лучше начинать с меньшего присутствия и постепенно увеличивать, чем наоборот. Чтобы не надорваться. Если мы видим, что группа крепнет, волонтеров становится все больше, то можно увеличивать количество присутствий и со временем можно прийти к ежедневным посещениям. Исходя из моего опыта, для того, чтобы избегать эмоционального выгорания, следует делать чуть меньше, но регулярно. Например, есть волонтеры у нас, которые могут приходить только раз в месяц. И, слава Богу, потому что они делают это регулярно и они в этом незаменимы. Есть волонтеры, которые без вреда для своего здоровья и общения с близкими могут ходить каждую неделю, а то и по два раза в неделю. Тут главное – определенность и умение согласовывать с координатором возможность своего присутствия.

Ирина Молчанова, координатор волонтерской группы даниловцев в ДДИ 28:

Какие основные принципы взаимодействия с нашими подопечными? Так как это всё-таки дети-сироты, они живут в специфических условиях интерната, есть заблуждение, что от этого они более социализированы, но это не так.

Им нужно много времени, чтобы привыкнуть к новому человеку, для того, чтобы понять, что взаимодействовать с этим человеком безопасно. Поэтому, как правило, первые посещения они не отличаются особой активностью, они происходят на уровне притирки. Мы понимаем, что можно ожидать от детей, дети понимают, что можно ожидать от нас, и потом, когда нам вместе становится интересно и безопасно, мы можем предлагать им какую-то более активную деятельность.

Пожалуй, самый важный постулат в нашей группе это то, что мы даём детям максимальную самостоятельность, даже, допустим, в ущерб результату. Потому что ребёнок должен сам отвечать за свой результат, а зависимости от того, сколько он сил приложил, насколько был внимателен. И это важно дать особенно детям в интернате, потому что, как правило, за них очень многое делается. Не потому что воспитатели такие добрые, а просто потому, что проделать такую работу с таким огромным количеством детей, чтобы каждый из них был самостоятельным, это очень сложно и понятно, что у воспитателей нет на это ресурса.

Важный принцип взаимодействия с нашими детьми – это принцип доверия. Потому что, если ты не доверяешь ребенку, то ему сложнее доверять тебе. И даже, если тебе кажется, что вот сейчас эта девочка сделает что-то не так, что-то прольёт или что-то у неё пойдёт совсем-совсем плохо, важно немножко отпустить эту ситуацию, в рамках безопасности, и дать ребёнку получить этот опыт.

Эксперты ОНФ: Половина опрошенных родителей считают, что волонтеры могут быть организаторами детских кружков и секций

Волонтеры способны значительно повысить доступность дополнительного образования детей – так считают 50% родителей, опрошенных в ходе мониторинга, проведенного экспертами рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» совместно с фондом «Национальные ресурсы образования» в марте-апреле в 85 регионах. Родители готовы доверить своих детей как профессионалам-добровольцам из разных сфер деятельности, так и увлеченным и одаренным людям, способным дать им полезные знания и навыки. В числе таких педагогов они видят преимущественно старшекурсников и выпускников педагогических вузов и колледжей.

Это интересно:  Как отказаться от капитального ремонта

За участие волонтеров в реализации программ допобразования высказались 11 тыс. родителей из 22,5 тыс. принявших участие в мониторинге.

«Наше исследование показало, что наличие лицензии у кружка и педагогического образования у преподавателя – далеко не основной показатель удовлетворенности родителей организацией дополнительного образования. Главное, чтобы педагоги были интересны детям, их программы были содержательны, современны и разнообразны», – отметила руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. Она пояснила, что только треть опрошенных родителей полностью довольны содержанием допобразования. Остальные отмечают недостаток разнообразия программ и направлений подготовки.

По данным Росстата, в 2016 г. наиболее посещаемыми были кружки в области искусств (30,9%), социально-педагогической направленности (21,2%) и спортивные секции (18,6%). Значительно меньше детей было охвачено занятиями технической, естественно-научной, туристическо-краеведческой направленности, а также предпрофессиональными программами.

При этом, как показал мониторинг ОНФ, потребности детей и их родителей значительно выше. Так, бесплатно водить детей в кружки творческой направленности выразили желание 46% родителей: 9,4% – на танцы, 6,9% – на рисование, 6,2% – на иностранные языки, 6% – на домоводство и 4,7% – на музыку.

Бесплатные спортивные секции выбирают для своих детей 30% опрошенных: 7,4% – плавание, 5,4% – волейбол, 4,3% – аэробику, 3,9% – гимнастику, 3,3% – футбол. За кружки технической направленности выступили 12% родителей: 6,5% – за робототехнику, 2,3% – компьютерные кружки, 1,8% – конструирование и макетирование.

Вот некоторые комментарии участвовавших в опросе ОНФ родителей: «Нет кружков в городе, которые интересны моему ребенку, а именно – технической направленности: авиамоделирования, судомоделирования, робототехники», «Мои дети хотели бы заниматься в инженерно-технических кружках, но в городе нет выбора, а станция юных техников давно закрыта».

«Поскольку большинство детей не вовлечены в кружки технической направленности, шансы, что в будущем они выберут профессию инженера или проектировщика, невелики, хотя страна остро нуждается в высококвалифицированных инженерных и рабочих кадрах», – прокомментировала ситуацию Духанина.

Особую озабоченность вызывает состояние обучения по предпрофессиональным программам детей с особыми потребностями. Росстат сообщает, что в 2016 г. только 1,3% детей-инвалидов и 0,4% детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) были вовлечены в профориентационные программы в области искусств. Чуть лучше дела обстоят с техническими и естественно-научными кружками. Но в целом, по словам экспертов, из-за низкого охвата предпрофессиональными программами снижаются возможности для таких детей стать в будущем художниками, архитекторами, музыкантами, математиками, физиками.

«Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Людвиг ван Бетховен были людьми с ОВЗ, но при этом с невероятными способностями. И сегодня среди особых детей, конечно же, есть высокоодаренные ребята. Обучение дается им тяжелее в силу физических особенностей, поэтому мы должны приложить максимум усилий, чтобы помочь им раскрыть свои способности», – подчеркивает Духанина.

По мнению родителей, профориентационные дополнительные программы помогают детям ориентироваться в мире профессий (21% опрошенных) и осознанно выбирать место учебы (23%). Кроме того, на занятиях ребенок пробует себя в разных сферах (56%), развивает навыки жизни в современном мире (26%), расширяет пространство общения (40%). Это общение не только со сверстниками, но, прежде всего, с руководителем кружка, у которого дети перенимают навыки, учатся трудолюбию.

В связи с этим многие родители хотели бы, чтобы с их ребенком занимался близкий по возрасту и интересам будущий специалист, даже если он не имеет законченного образования. Так, родители из Белгородской области предлагают: «Для волонтерской работы необходимо привлекать молодых специалистов из вузов или колледжей для прохождения педагогической практики».

«Дети тянутся к молодежи, которая умеет говорить с ними на одном языке, у которой есть свежие творческие идеи и стремление воплотить их в жизнь. Сегодня, по данным Росстата, в составе педагогов допобразования преобладают специалисты в возрасте 45–54 лет. Хотелось бы, чтобы наряду с опытными преподавателями кружки и секции вели молодые профессионалы и студенты-старшекурсники, которые уже преуспели в определенных областях», – отмечает Духанина.

По словам родителей, дети хотели бы заниматься с образовательными волонтерами в спортивных секциях (11% опрошенных), кружках по танцам (7%), рисованию (6,6%), искусству (6%) и туризму (7%).

Также, по мнению опрошенных, волонтеры могли бы заинтересовать детей занятиями по истории театра, актерскому мастерству, робототехнике, музыке (по 3%). Родители доверяют волонтерам обучение детей языкам, программированию, моделированию, конструированию, макетированию, вокалу, хору, керамике, шахматам, плаванию, футболу, экологии.

«У нас во дворе работают студенты-волонтеры на детских игровых площадках. Они играют с детьми в спортивные, интеллектуальные и творческие игры, и это очень здорово. Нужно развивать данное направление», – сообщила одна из родительниц из Томской области. Из Иркутской области пишут о важности работы волонтеров с детьми-сиротами.

«В рамках проекта ОНФ «Равные возможности – детям» образовательные волонтеры Российского союза сельской молодежи уже готовы проводить бесплатные занятия для детей в возрасте от 8 до 17 лет в девяти регионах: Ленинградской, Астраханской, Воронежской, Рязанской, Московской областях, Красноярском крае, Дагестане, Чечне и Мордовии. Это кружки физкультурно-спортивной, эколого-биологической и творческой направленности. Открыты секции по волейболу, баскетболу, футболу, боксу, единоборствам, другим спортивным дисциплинам. Есть занятия по кролиководству, предпринимательству, бисероплетению, плетению корзин, обработке меха и т.д», – сообщила член Центрального штаба ОНФ, председатель Российского союза сельской молодежи Юлия Оглоблина. По ее мнению, участие волонтеров в проекте «Равные возможности – детям» помогает молодежи, преимущественно сельской, внести свой вклад в развитие родного края.

Задачи, на решение которых направлены данные кружки, отвечают пожеланиям опрошенных родителей. Это укрепление здоровья, формирование навыков труда, общения и бесконфликтного поведения, патриотических и гуманных личностных качеств, а также получение знаний, которые не дает обычная школа.

Некоторые родители сами выражают желание заниматься волонтерской деятельностью. «Я имею высшее образование, работаю инженером ПТО, и у меня есть желание работать с детьми в качестве волонтера, например вести кружок. Очень бы хотелось, чтобы реализовали проекты с предоставлением людям разных профессий возможности развивать детей», – сказал один из родителей в городе Черняховске Калининградской области.

«Движение образовательного волонтерства под эгидой ОНФ набирает обороты. Отрадно, что многие родители разделяют эту идею. Мы не упустим возможности участия в проекте «Равные возможности – детям» активной молодежи, которая готова вкладывать свой талант и энергию в развитие детей. Перед проведением занятий все волонтеры пройдут собеседование с координатором проекта по вопросам образования, квалификации и опыта работы с детьми, а также обучение и аттестацию. Родители должны быть уверены, что с их ребенком занимаются специалисты, которые любят детей и готовы взять на себя ответственность за их воспитание», – заключила Любовь Духанина.

Статья написана по материалам сайтов: volonter.msk.ru, volonter-school.ru, onf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector