Вопросы социальной защиты и социального обеспечения находятся
Система социальной зашиты населения и ее структура
Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.
Социальная защита4 представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, на достойный уровень жизни5.
Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.
При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. При этом необходимо не только поддержать, но и развивать общественные отношения, умело сочетая интересы различных категорий населения, а также общественных объединений и групп.
В широком общесоциологическом смысле термин «социальная защита» впервые появился в США в 30-е гг. и постепенно получил распространение в западной социологии для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профзаболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.п., а также стала основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства6.
Социальная защита населения рассматривается российским социальным правом как система правовых гарантий и охранительных мер, защищающих членов общества от экономической, социальной и физической деградации. Она выступает как процесс обеспечения государственными и муниципальными органами существующих гарантий и прав, охраняющих личность, её экономические, социально-политические, социальные потребности и интересы.
В практическом отношении социальная защита представлена комплексом правовых экономических, социальных гарантий, закреплённых законодательно и в подзаконных актах на государственном уровне с использованием двуступенчатой системы правовых актов – федерального и регионального законодательства.
В то же время социальная защита выступает и как процесс обеспечения государственными или иными органами существующих в обществе гарантий и прав, охраняющих личность, ее экономические, социально-политические, социальные потребности и интересы во всех сферах жизнедеятельности общества. В своем действии она распространяется на всех членов общества, однако функциональное проявление по отношению к различным группам неодинаково.
1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.
Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.
2. Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:
гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
общедоступность и бесплатность образования;
минимальный размер оплаты труда;
минимальный размер пенсии, стипендии;
социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.
С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.
Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.
С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.
Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.
Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.
Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.
Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.
Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.
Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.
Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.
Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.
Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.
Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.
Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.
С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ
Закрепленное в ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) право каждого члена общества на социальное обеспечение гарантируется в Российской Федерации каждому гражданину25. Россия как социальное государство берет на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам. Социальное обеспечение лиц, не имеющих гражданства, иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации, по общему правилу, производится на основании ратифицированных международных и межправительственных договоров.
Основания предоставления социальной помощи устанавливаются государством в зависимости от его социально-экономического развития, поэтому их перечень не может быть исчерпывающим. С развитием экономики должна улучшаться и система социального обеспечения.
В связи с этим в ч. 1 ст. 39 указываются лишь основные случаи, с наступлением которых связывается обязанность государства по социальному обеспечению. Основными видами социального обеспечения являются пенсии, пособия, различные социальные услуги. Социальное обеспечение предоставляется в денежной (пенсии, пособия) и натуральной форме (социальное обслуживание).
Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга и др.). Так, в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социального обслуживания (ст. 5). Законом устанавливаются такие формы социального обслуживания как социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное и стационарное обслуживание в специальных учреждениях (домах-интернатах, пансионатах и др.); срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь.
Граждане свободны в выборе услуг. В установленных законом случаях они могут им оказываться бесплатно или с частичной оплатой. Иногда граждане имеют право самостоятельно определять из предусмотренных законодательством вариантов форму социального обеспечения. Так, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» они могут бесплатно получить набор гарантированных государством ритуальных услуг (ст. 9) либо социальное пособие на погребение (ст. 10).
Государственная политика в области социальной защиты касается и сферы предоставления различных льгот и компенсационных выплат, что также направлено на повышение уровня материальной обеспеченности граждан. Количество предоставляемых гражданину социальных услуг законом не ограничивается и не зависит от получения (или неполучения) им других форм социального обеспечения.
Социальное обеспечение осуществляется за счет системы социального страхования и национальной системы социального обеспечения. Фонды социального страхования образуются в основном из страховых взносов работодателей и дотаций государства. Работающие граждане уплачивают страховые взносы только в Пенсионный фонд Российской Федерации, однако они могут участвовать и в пополнении Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования. В соответствии со ст. 22 ТК РФ обязательному социальному страхованию подлежат все работники.
К системе социального обеспечения могут быть отнесены также некоторые гражданско-правовые формы обеспечения нетрудоспособных, например, возмещение вреда, алименты. В ч. 1 ст. 39 Конституции РФ предусмотрено, что социальное обеспечение гарантируется в случаях, установленных законом. Поскольку социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72), то по этим вопросам могут издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Государственные пенсии и социальные пособия являются основными видами социального обеспечения. Социальная значимость, например, пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. Поэтому не случайно, что гарантированность пенсий и пособий специально закрепляется Конституцией в отдельной норме.
В настоящее время законодательством предусмотрены различные виды пенсий: по возрасту; за выслугу лет; по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальные пенсии. Социальные пенсии назначаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа (ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Некоторые категории трудящихся имеют право на пенсию в более раннем возрасте, например, работавшие на подземных работах, в горячих цехах, на работах с вредными и другими тяжелыми условиями труда.
Государственные пенсии для отдельных категорий граждан устанавливаются также специальными законами. К их числу, например, относятся Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 27 июля 2010 г.) и др.
Социальные пособия представляют собой денежные выплаты, предоставляемые в целях компенсации временно утраченного заработка либо дополнения трудовых и иных законных доходов лиц (семей) в целях социальной поддержки при повышенных расходах, связанных, как правило, с рождением и воспитанием детей. Установлены различные виды пособий: по временной нетрудоспособности (в случае болезни, ухода за больным членом семьи, карантина и т.п.); по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; единовременное пособие по случаю рождения ребенка; пособия гражданам, имеющим детей; пособие по безработице; пособие на погребение и др. В настоящее время регулирование социальных пособий не упорядочено, состоит из множества законов и иных нормативных правовых актов. Однако законодательная практика свидетельствует о возможности кодификации норм, составляющих такой институт социальной защиты, как пособия.
Положение нормы ч. 3 ст. 39 Конституции РФ отражает стремление государства к созданию многоуровневой системы социальной защиты, включающей негосударственные формы социального обеспечения, в том числе и путем добровольного социального страхования. Добровольное социальное страхование появилось в России после издания Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1077 «О негосударственных пенсионных фондах. Деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». В последнее время стали появляться такие организационно-правовые формы негосударственного социального обеспечения, как производственное или профессиональное и муниципальное.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и законами, регулирующими вопросы социального обеспечения граждан, органы местного самоуправления оказывают социальную поддержку населению.
Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.
В ст. 39 Конституции РФ благотворительность рассматривается как одно из средств улучшения социального обеспечения граждан. Согласно Федеральному закону от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» этот вид помощи нуждающимся называется благотворительной деятельностью. В ст. 1 Закона она определяется как добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Позиция государства в вопросе развития добровольного социального страхования, дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности четко выражена в ч. 3 ст. 39 словом «поощряются». Это значит, что порождается обязанность государства обеспечивать становление этих форм, принимать организационно-правовые и финансовые меры, направленные на стимулирование граждан участвовать в их создании и функционировании.
Общее понятие социальной защиты и социального обеспечения
В законодательстве РФ нет сформулированных понятий соц защиты населения и соц обеспечения. В связи с этим в самом начале представляется целесообразным определить содержание этих понятий, что позволит в дальнейшем более четко представить соц обеспечение как систему, в т. ч. систему осуществляющих его органов. Задачу осложняет отсутствие какого-либо общего НПА, в котором была бы закреплена вся гос система соц обеспечения, а также система органов, осуществляющих социальное обеспечение граждан.
В целях выяснения содержания понятия соц защиты населения обратимся к этимологии слов «социальный» и «защита».
Слово «защита» имеет несколько значений: «защитить кого-нибудь, что-нибудь», «предохранить, обезопасить от чего-нибудь», «то, что защищает, служит обороной».
Слово «социальный» означает «общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе»
Сочетание слов «социальный» и «защита» позволяет предположить, что под ним понимается комплекс мер, с помощью которых человек «обороняется» от неблагоприятного воздействия окружающего его мира.
Главной целью таких мер должно являться создание именно благоприятных условий жизни и среды обитания для конкретного индивидуума, которыми обеспечивается поддержание нормального уровня жизни человека, всемерное развитие его физических и духовных способностей.
Среда обитания человека — это довольно емкое понятие, включающее в себя следующее:
— работу и нормальные условия труда;
— достойную оплату труда;
— наличие и обеспечение комфортным жильем;
— благополучную экологическую обстановку;
— доступ к образованию и культурным ценностям;
— сохранность частной собственности;
— в случае необходимости — предоставление различных видов материального обеспечения и многое другое.
Все перечисленное имеет прямое отношение к содержанию понятиясоцзащиты населения, определяет ее смысл и должно служить и рассматривается как дело отдаленного будущего. Еще не существует настолько богатого государства, которое смогло бы предоставить каждому человеку благоприятные условия для его существования.
Соц защита населения как понятие имеет общий, собирательный смысл. Существуют также специальные понятия соцзащиты населения. Для их выявления отбираются различные критерии. Напр, по критерию правового статуса гражданина может быть определена соцзащита лиц, пострадавших от воздействия техногенных аварий и катастроф, и социальная защита военнослужащих. В статье 7 КРФ сказано, целью соцзащиты населения является гарантированность охраны труда, здоровья людей, МРОТ, обеспечения господдержки материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развития системы социальных служб, установления государственных пенсий, пособий и иных гарантий соцзащиты.
Применительно к современной ситуации в РФ обобщенное определение соцзащиты населения может быть представлено так:соцзащита населения —это деятельность гос органов и негосударственных организаций, экономического, правового и организационного характера, адресованная нетрудоспособным и трудоспособным гражданам, с целью поддержания их материального положения на уровне, который отвечает конституционным требованиям достойной жизни человека, в различных формах и видах в установленном законодательством порядке.
Соцзащита населения представляет собой комплекс различных общественных отношений, в ходе функционирования которых человек как один из субъектов данных отношений получает установленные государством те или иные виды соцзащиты. В этот комплекс могут входить всевозможные общественные отношения, напр., трудовые и жилищные, экологические, по охране здоровья, образовательные, гражданские и семейные, земельные, по соцобеспечению. Такие общественные отношения регулируются соответствующими нормами права и составляют самостоятельные отрасли российского права.
В содержание понятия соцзащиты населения входит социальное обеспечение. Как и всякая система, оно должно быть организовано и юридически оформлено (закреплено) надлежащим образом, то есть должно иметь организационно-правовую форму.
Гос система соцобеспечения имеет несколько организационно-правовых форм. Их наличие связано главным образом со спецификой соц обеспечения разных категорий граждан. К числу основных таких форм относятся: ОСС и соцобеспечение за счет ассигнований из госбюджета. Эти формы имеют много различий между собой. Главные из них — это способ образования финансовых средств, из которых производится соцобеспечение, и категории лиц, подлежащих данному обеспечению.
Обязательное социальное страхование (ОСС) представляет собой систему материального обеспечения наемных работников, самостоятельно обеспечивающих себя трудом граждан (ИП, частнопрактикующих адвокатов и др.), лиц, добровольно вступивших в отношения по этому страхованию, а также иных категорий лиц, обеспечиваемых пенсиями, пособиями, в т. ч. по охране их здоровья, за счет бюджетов специально созданных фондов соц страхования. Средства этих фондов формируются из отчисляемых страховых взносов, единого социального налога(ЕСН) страхователей — работодателей, ИП, частнопрактикующих адвокатов, нотариусов, лиц, добровольно вступивших в эту систему страхования.
Соц обеспечение за счет ассигнований из госбюджета — это система материального обеспечения и соц обслуживания лиц, не подлежащих ОСС (служащих систем госслужбы, военной и правоохранительной службы), а также всего населения вне зависимости от их принадлежности к каким-либо определенным категориям лиц (бедные или малоимущие, инвалиды, дети и др.).
По способам организации (организационно-правовым формам) соцобеспечения кроме 2-х ее основных форм – ОСС и соцобеспечения за счет ассигнований из госбюджета — существует еще смешанная форма, сочетающая в себе обе указанные формы.
Таким образом, реальное положение дел в РФ в области соцобеспечения на фоне отсутствия его единой, законодательно закрепленной гос системы свидетельствует о существовании двух значительно отличающихся друг от друга систем соцобеспечения — для подавляющего большинства населения (ОСС) и, по существу, для отдельных, привилегированных категорий граждан, соцобеспечение которых осуществляется за счет ассигнований из госбюджета (это относится к госслужащим, получающим пенсии за выслугу лет в размере, значительно превышающем размер трудовых пенсий лиц, обеспечиваемых по общей системе). Причины такого положения имеют не только экономический, но и политический характер.
Наличие общего кодифицированного законодательного акта о соцобеспечении граждан позволит сформулировать как само понятие соцобеспечения, так и выделить его главные признаки. Такой акт в настоящее в проекте, в научной литературе высказываются различные суждения на этот счет, которые подробно излагаются в специальных исследованиях, в том числе в учебниках и учебных пособиях по дисциплине «Право социального обеспечения».
Развитие соцобеспечения как отрасли российского права должно базироваться на нормах КРФ. Так, в ее ст. 39 КРФ прямо говорится о том, что каждому гарантируется соцобеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В КРФ имеются установки, определяющие качественное содержание соцобеспечения. Они и позволяют сформулировать понятие соцобеспечения и выделить его наиболее характерные признаки. В научной литературе используются разные подходы и критерии.
Воспользуемся таким критерием, как общественные отношения по соцобеспечению.
Первый признак общественных отношений по соцобеспечению носит особый характер, который проявляется при решении гражданами своих проблем посредством обращения в соответствующие компетентные (уполномоченные) органы и организации в случаях, установленных законодательством. Это происходит, напр, в случаях, указанных в пункте 1 ст. 39 КРФ.
По существу, такие общественные отношения являются материальными отношениями, т. к. в ходе их осуществления гражданам предоставляется материальные блага. При получении такого блага они удовлетворяют свои конкретные, индивидуальные потребности. Блага предоставляются гражданам в денежной или натуральной форме — в виде гос пенсий, соц пособий, соц услуг — в соответствии со ст. 7КРФ. Этим самым достигается главная цель предоставления материального обеспечения как госгарантии — выравнивание доходов граждан в установленных законом случаях до определенного уровня. К таким случаям, которые называются социальными рисками, относятся наступление старости, болезни, инвалидности, безработицы и прочее.
В современной российской действительности можно говорить только о «подтягивании» доходов граждан в указанных случаях до уровня так называемого прожиточного минимума. (Фактически его можно назвать минимумом физиологического выживания человека, так как он учитывает только его основные потребности в питании и одежде, причем в некоторых услугах — на крайне низком, минимальном уровне.)
Второй основной признак общественных отношений по соцобеспечению проявляется в осуществлении государством социального (материального) обеспечения за счет части общего национального продукта, произведенного обществом. Выделенные государством средства создают граждане, занятые в общественном производстве, — работающие по найму, самостоятельно обеспечивающие себя трудом и иные категории лиц. Именно они формируют общественное богатство, называемое внутренним национальным продуктом (ВНП) государства. В экономическом смысле здесь речь идет о создании валового внутреннего продукта (ВВП) и распределении его части на социальные нужды. Общий объем ВВП влияет на ту долю средств, которая выделяется государством на соцобеспечение.
Основными финансовыми источниками соцобеспечения наряду с ассигнованиями из госбюджета являются средства страховых социальных внебюджетных фондов.
Социальные страховые фонды, образуемые вне федерального бюджета, предназначены для реализации конституционных прав застрахованных граждан на их обеспечение в порядке обязательного социального страхования (ОСС).
Средства страховых социальных фондов формируются такими фондами, как Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС России), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Согласно законодательству, они же являются и страховщиками.
В ФЗ от 16.07.1999г. «Об основах обязательного социального страхования» выделяется главный принцип осуществления страхования, заключающийся в автономности его финансирования. Следовательно, бюджеты социальных страховых фондов не должны входить в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и соответственно не могут подлежать изъятию.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты социальных страховых фондов являются ЕСН, страховые взносы, дотации, средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством.
К источникамназванных фондов относится также следующее:
— штрафные санкции и пеня;
— денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
— доходы от размещения временно свободных денежных средств ОСС;
— фиксированный платеж от лиц, добровольно вступивших в систему обеспечения по ОСС;
— иные поступления, не противоречащие законодательству.
Размеры тарифов ЕСН, страховых взносов и фиксированного платежа на ОСС НК РФ и законодательством о социальном страховании. В них дается указание на категории плательщиков страховых взносов, определен объект налогообложения.
Денежные средства социальных страховых взносов должны расходоваться только на цели, устанавливаемые ФЗ о конкретных видах обязательного социального страховании (ОСС) и о бюджетах названных фондов на очередной финансовый год.
Когда говорят о бюджетных ассигнованиях на цели соцобеспечения, то имеют в виду ту часть госбюджета, средства которого непосредственно направляются на соцобеспечение категорий граждан, не подлежащих прямому ОСС. К ним относятся: дети; граждане, имеющие детей; военнослужащие и члены их семей; госслужащие и члены их семей; малоимущие граждане, некоторые категории безработных и иных лиц в случаях, установленных законом. (Существует иерархия бюджетов по вертикали бюджетной классификации — федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.)
По законодательству средства социальных страховых фондов, как и средства из госбюджета, выделяемые на нужды соцобеспечения, организационно не объединены в одном каком-либо фонде государственного соцобеспечения. Общее руководство и управление ими осуществляет Правительство РФ.
Третий специфический признак, присущий общественным отношениям по соцобеспечению, — это их особый субъектный состав.
С одной стороны, к субъектам причисляются такие категории лиц, как дети, больные, лица, имеющие детей, пожилые и престарелые граждане, инвалиды, лица, потерявшие кормильца, лица, осуществляющие уход за детьми, престарелыми и инвалидами, безработные, и категории граждан, не занятые трудом или нуждающиеся в материальной поддержке по различным причинам и обстоятельствам, предусмотренным законодательством. Сюда включаются и специальные контингента граждан, особо выделяемые законом, — госслужащие, военнослужащие, служащие правоохранительной системы и др.
С другой стороны, к указанным субъектам относятся соответствующие органы, осуществляющие соцобеспечение. Сгруппировать их по видам соцобеспечения, как и по категориям граждан, которым они предоставляются, достаточно сложно, поскольку один и тот же вид соцобеспечения может предоставляться разными органами. Напр, пособие по беременности и родам женщине в зависимости от ее статуса может быть выдано администрацией по месту работы или по месту учебы либо органом соцзащиты населения по месту жительства. Поэтому и существует система органов, осуществляющих соцобеспечение.
По организационно-правовым формам соцобеспечения
выделяется несколько типов органов социального обеспечения:
а) органы обязательного социального страхования (ОСС);
б) органы государственной власти;
в) органы муниципальных образований;
г) негосударственные органы;
д) общественные организации.
Неоднородность органов соцобеспечения обусловлена многими факторами, такими как виды соцобеспечения, субъектный состав и организационно-правовые формы соцобеспечения.
Совокупность перечисленных признаков общественных отношений по соцобеспечению свидетельствует о существовании нескольких групп общественных отношений.
Первая группа общественных отношений — материальные отношения по непосредственному предоставлению категориям граждан, предусмотренным законодательством, соответствующих видов соцобеспечения. В ходе функционирования таких отношений происходит реализация права граждан на гос пенсии, соц пособия, социальные компенсационные выплаты, соц услуги, социальную мед помощь, социальные льготы, государственную социальную помощь — все это и есть виды соцобеспечения. Правовые нормы, регулирующие такие отношения, в совокупности составляют право соцобеспечения.
Вторая группа общественных отношений складывается при формировании финансовых средств, направляемых на соцобеспечение. Их участниками могут являться работодатели, лица, самостоятельно обеспечивающие себя доходом, в отдельных случаях сами граждане, напр.,добровольно вступившие в систему ОСС, компетентные госорганы, правомочные организации.
Такие отношения регулируются нормами финансового права.
Третья группа отношений представляет собой довольно сложную структуру организационно-управленческих и административных отношений в области соцобеспечения, которые возникают между соответствующими компетентными органами и организациями, а в ряде случаев — между этими органами и гражданами. Такие отношения преимущественно регулируются нормами административного права.
Итак, государственное соцобеспечение — это регулируемая законодательством совокупность общественных отношений по материальному обеспечению граждан пенсиями, пособиями, услугами, предоставлению медицинской и соц помощи, льгот при наступлении старости, болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, безработицы, бедности и в других случаях, предусмотренных законом, за счет специально предназначенных для этого средств фондов ОСС и бюджетных ассигнований и в установленном законом порядке.
Государственное соцобеспечение представляет собой комплекс различных мер, направленных на гарантированное материальное обеспечение особых категорий граждан; в реальной жизни эти меры воплощаются в видах соцобеспечения. Государственное соцобеспечение — это также целостная государственная система, состоящая из относительно самостоятельных и в то же время взаимосвязанных и взаимозависимых систем.
2. Понятие управления социальным обеспечением
Социальное управление — это процесс управления в различных типах общностей, организации институтов и общества в целом, осуществляемый для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования ее структуры, достижения ее целей. Соцобеспечение форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.
Социальная защита и социальное обеспечение
Обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
Источниками права социального обеспечения в целом и социального обслуживания в частности следует считать нормативные акты, являющиеся результатом правотворческой деятельности компетентны! органов, выражающих волю государства, направленные на регулирование отношений, возникающих в связи с материальным обеспечением граждан из средств федерального бюджета и специализированных, государственных фондов.
Понятие социального обеспечения
Тема 3.3 Основы законодательства, в обеспечении социальной защиты населения.
Основные вопросы:
1. Понятие социального обеспечения.
2. Социальная защита и социальное обеспечение.
3. Система права социального обеспечения.
4. Понятие принципов права социального обеспечения.
5. Субъекты права социального обеспечения.
6. Объекты правоотношений по социальному обеспечению.
Социальное обеспечение — означает предоставление достаточных материальных жизненных средств кому-либо со стороны общества. В науке сложились две основные концепции содержания понятия права социального обеспечения — экономическая и правовая.
Источниками права социального обеспечения являются:;
1. Конституция РФ (конституции и уставы субъектов РФ);
2. Законы РФ (законы субъектов РФ);
3. Нормативные акты Президента РФ (акты органов власти субъектов РФ);
4. Постановления и распоряжения Правительства РФ (акты управления субъектов РФ);
5. Приказы и инструкции министерств pi ведомств РФ (ее субъектов);
6. Нормативные акты органов местного самоуправления;
7. Нормативно-правовые акты организаций (коллективные договоры, приказы работодателя.
Основными признаками права социального обеспечения являются:
1.1 .Источники финансирования.В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда ОМС, а также средств государственного
бюджета, республиканского и территориального фондов социальной поддержки населения;
1.2. Круг лиц, подлежащих обеспечению. С юридической точки зрения обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет) лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергавшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения;
1.3.Условия предоставления такого обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т.д.). Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по независящим от него причинам и когда помощь общества является ему крайне необходимой;
1.4.Л.Цель предоставления обеспечения. Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.
Таким образом, под социальным обеспечением следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное
Вшироком! смысле под социальной защитой понимается забота о себе, создание условий для жизнедеятельности и духовного развития. Человек как бы социально «самообслуживается». В данном значении социальная защита практически совпадает с разветвленной системой гарантий прав человека.
В узком смысле слова, социальная: защита — это конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или хотя бы безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его.
Социальная защита и социальное обеспечение различные категории; социальная защита может иметь своим объектом и общественные отношения, не связанные с социальным обеспечением.
Создание эффективной системы социальной защиты является неотъемлемым условием развития всякого общества, особенно в условиях рыночных отношений. Оно выступает необходимой платой общества и бизнеса за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность нормальной хозяйственной деятельности.
Основное предназначение социальной политики государства защита всего населения и каждого человека. При этом агрессия рыночных отношений умножает основания для социальной защиты и требует усиления внимания государства в социальной сфере. Вместе с тем по мере стабилизации ситуации и повышения уровня жизни населения идеи социальной защиты звучат менее актуально. В социальной политике возрастает интерес к проблемам социального развития совершенствованию социальной структуры общества, обеспечению его процветания.
Однако решить проблему социальной защищенности в рамках одной правовой отрасли невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права.
Трудовое право— это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда (определенный уровень заработной платы, включая установление МРОТ, гарантии соблюдения установленных в законе принципов вознаграждения за труд и т.п.);
Гражданское право— государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т.д.;
Жилищное право— вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий;
Семейное право — это вопросы государственной поддержки института брака
и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т.д.;
Экологическое право — это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т.д.
Вместе с тем основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных катаклизмов.
Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, lektsii.org, life-prog.ru.