Вопросы социальной защиты и социального обеспечения находятся

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Социальная защита4 представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, на достойный уровень жизни5.

Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. При этом необходимо не только поддержать, но и развивать общественные отношения, умело сочетая интересы различных категорий населения, а также общественных объединений и групп.

В широком общесоциологическом смысле термин «социальная защита» впервые появился в США в 30-е гг. и постепенно получил распространение в западной социологии для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профзаболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.п., а также стала основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства6.

Социальная защита населения рассматривается российским социальным правом как система правовых гарантий и охранительных мер, защищающих членов общества от экономической, социальной и физической деградации. Она выступает как процесс обеспечения государственными и муниципальными органами существующих гарантий и прав, охраняющих личность, её экономические, социально-политические, социальные потребности и интересы.

В практическом отношении социальная защита представлена комплексом правовых экономических, социальных гарантий, закреплённых законодательно и в подзаконных актах на государственном уровне с использованием двуступенчатой системы правовых актов – федерального и регионального законодательства.

В то же время социальная защита выступает и как процесс обеспечения государственными или иными органами существующих в обществе гарантий и прав, охраняющих личность, ее экономические, социально-политические, социальные потребности и интересы во всех сферах жизнедеятельности общества. В своем действии она распространяется на всех членов общества, однако функциональное проявление по отношению к различным группам неодинаково.

1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

общедоступность и бесплатность образования;

минимальный размер оплаты труда;

минимальный размер пенсии, стипендии;

социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);

пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя

желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

Это интересно:  Расчет календарных дней расчетного периода при увольнении

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Социальное обеспечение и социальная защита в РФ

Закрепленное в ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) право каждого члена общества на социальное обеспечение гарантируется в Российской Федерации каждому гражданину25. Россия как социальное государство берет на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам. Социальное обеспечение лиц, не имеющих гражданства, иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации, по общему правилу, производится на основании ратифицированных международных и межправительственных договоров.

Основания предоставления социальной помощи устанавливаются государством в зависимости от его социально-экономического развития, поэтому их перечень не может быть исчерпывающим. С развитием экономики должна улучшаться и система социального обеспечения.

В связи с этим в ч. 1 ст. 39 указываются лишь основные случаи, с наступлением которых связывается обязанность государства по социальному обеспечению. Основными видами социального обеспечения являются пенсии, пособия, различные социальные услуги. Социальное обеспечение предоставляется в денежной (пенсии, пособия) и натуральной форме (социальное обслуживание).

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга и др.). Так, в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социального обслуживания (ст. 5). Законом устанавливаются такие формы социального обслуживания как социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное и стационарное обслуживание в специальных учреждениях (домах-интернатах, пансионатах и др.); срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь.

Граждане свободны в выборе услуг. В установленных законом случаях они могут им оказываться бесплатно или с частичной оплатой. Иногда граждане имеют право самостоятельно определять из предусмотренных законодательством вариантов форму социального обеспечения. Так, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» они могут бесплатно получить набор гарантированных государством ритуальных услуг (ст. 9) либо социальное пособие на погребение (ст. 10).

Государственная политика в области социальной защиты касается и сферы предоставления различных льгот и компенсационных выплат, что также направлено на повышение уровня материальной обеспеченности граждан. Количество предоставляемых гражданину социальных услуг законом не ограничивается и не зависит от получения (или неполучения) им других форм социального обеспечения.

Социальное обеспечение осуществляется за счет системы социального страхования и национальной системы социального обеспечения. Фонды социального страхования образуются в основном из страховых взносов работодателей и дотаций государства. Работающие граждане уплачивают страховые взносы только в Пенсионный фонд Российской Федерации, однако они могут участвовать и в пополнении Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования. В соответствии со ст. 22 ТК РФ обязательному социальному страхованию подлежат все работники.

К системе социального обеспечения могут быть отнесены также некоторые гражданско-правовые формы обеспечения нетрудоспособных, например, возмещение вреда, алименты. В ч. 1 ст. 39 Конституции РФ предусмотрено, что социальное обеспечение гарантируется в случаях, установленных законом. Поскольку социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72), то по этим вопросам могут издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Государственные пенсии и социальные пособия являются основными видами социального обеспечения. Социальная значимость, например, пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. Поэтому не случайно, что гарантированность пенсий и пособий специально закрепляется Конституцией в отдельной норме.

В настоящее время законодательством предусмотрены различные виды пенсий: по возрасту; за выслугу лет; по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальные пенсии. Социальные пенсии назначаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа (ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Некоторые категории трудящихся имеют право на пенсию в более раннем возрасте, например, работавшие на подземных работах, в горячих цехах, на работах с вредными и другими тяжелыми условиями труда.

Государственные пенсии для отдельных категорий граждан устанавливаются также специальными законами. К их числу, например, относятся Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 27 июля 2010 г.) и др.

Социальные пособия представляют собой денежные выплаты, предоставляемые в целях компенсации временно утраченного заработка либо дополнения трудовых и иных законных доходов лиц (семей) в целях социальной поддержки при повышенных расходах, связанных, как правило, с рождением и воспитанием детей. Установлены различные виды пособий: по временной нетрудоспособности (в случае болезни, ухода за больным членом семьи, карантина и т.п.); по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; единовременное пособие по случаю рождения ребенка; пособия гражданам, имеющим детей; пособие по безработице; пособие на погребение и др. В настоящее время регулирование социальных пособий не упорядочено, состоит из множества законов и иных нормативных правовых актов. Однако законодательная практика свидетельствует о возможности кодификации норм, составляющих такой институт социальной защиты, как пособия.

Положение нормы ч. 3 ст. 39 Конституции РФ отражает стремление государства к созданию многоуровневой системы социальной защиты, включающей негосударственные формы социального обеспечения, в том числе и путем добровольного социального страхования. Добровольное социальное страхование появилось в России после издания Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1077 «О негосударственных пенсионных фондах. Деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». В последнее время стали появляться такие организационно-правовые формы негосударственного социального обеспечения, как производственное или профессиональное и муниципальное.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и законами, регулирующими вопросы социального обеспечения граждан, органы местного самоуправления оказывают социальную поддержку населению.

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.

В ст. 39 Конституции РФ благотворительность рассматривается как одно из средств улучшения социального обеспечения граждан. Согласно Федеральному закону от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» этот вид помощи нуждающимся называется благотворительной деятельностью. В ст. 1 Закона она определяется как добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Позиция государства в вопросе развития добровольного социального страхования, дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности четко выражена в ч. 3 ст. 39 словом «поощряются». Это значит, что порождается обязанность государства обеспечивать становление этих форм, принимать организационно-правовые и финансовые меры, направленные на стимулирование граждан участвовать в их создании и функционировании.

Общее понятие социальной защиты и социального обеспечения

В законодательстве РФ нет сформулиро­ванных понятий соц защиты населения и соц обеспечения. В связи с этим в самом начале представляется целе­сообразным определить содержание этих понятий, что позволит в дальнейшем более четко представить соц обеспечение как систему, в т. ч. систему осуществляющих его органов. Задачу осложняет отсутствие какого-либо общего НПА, в котором была бы закреплена вся гос си­стема соц обеспечения, а также система органов, осуще­ствляющих социальное обеспечение граждан.

В целях выяснения содержания понятия соц защиты населения обратимся к этимологии слов «социальный» и «защи­та».

Слово «защита» имеет несколько значений: «защитить кого-нибудь, что-нибудь», «предохранить, обезопасить от чего-нибудь», «то, что защищает, служит обороной».

Слово «социальный» озна­чает «общественный, относящийся к жизни людей и их отноше­ниям в обществе»

Сочетание слов «социальный» и «защита» по­зволяет предположить, что под ним понимается комплекс мер, с помощью которых человек «обороняется» от неблагоприятного воз­действия окружающего его мира.

Главной целью таких мер должно являться создание именно благоприятных условий жизни и среды обитания для конкретного индивидуума, которыми обеспечивается поддержание нормаль­ного уровня жизни человека, всемерное развитие его физических и духовных способностей.

Это интересно:  Наименование типовых норм выдачи сиз

Среда обитания человека — это довольно емкое понятие, вклю­чающее в себя следующее:

— работу и нор­мальные условия труда;

— достойную оплату труда;

— наличие и обес­печение комфортным жильем;

— благополучную экологическую об­становку;

— доступ к образованию и культурным ценностям;

— сохранность частной собственности;

— в случае необходимости — предоставление различных видов мате­риального обеспечения и многое другое.

Все перечисленное имеет прямое отношение к содержанию понятиясоцзащиты на­селения, определяет ее смысл и должно служить и рассматривается как дело отдаленного будущего. Еще не существует настолько богатого государства, которое смогло бы предоста­вить каждому человеку благоприятные условия для его существования.

Соц защита населения как понятие имеет общий, со­бирательный смысл. Существуют также специальные понятия со­цзащиты населения. Для их выявления отбираются раз­личные критерии. Напр, по критерию правового статуса граж­данина может быть определена соцзащита лиц, постра­давших от воздействия техногенных аварий и катастроф, и соци­альная защита военнослужащих. В статье 7 КРФ сказано, целью соцзащиты населения является гарантированность охраны труда, здоровья людей, МРОТ, обеспечения господдержки материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граж­дан, развития системы социальных служб, установления госу­дарственных пенсий, пособий и иных гарантий соцза­щиты.

Применительно к современной ситуации в РФ обобщен­ное определение соцзащиты населения может быть пред­ставлено так:соцзащита населения —это деятельность гос органов и негосударственных организаций, эконо­мического, правового и организационного характера, адресован­ная нетрудоспособным и трудоспособным гражданам, с целью под­держания их материального положения на уровне, который отве­чает конституционным требованиям достойной жизни человека, в различных формах и видах в установленном законодательством по­рядке.

Соцзащита населения представляет собой комплекс различных общественных отношений, в ходе функционирования которых человек как один из субъектов данных отношений полу­чает установленные государством те или иные виды соцзащиты. В этот комплекс могут входить всевозможные обществен­ные отношения, напр., трудовые и жилищные, экологиче­ские, по охране здоровья, образовательные, гражданские и се­мейные, земельные, по соцобеспечению. Такие обще­ственные отношения регулируются соответствующими нормами права и составляют самостоятельные отрасли российского права.

В содержание понятия соцзащиты населения входит со­циальное обеспечение. Как и всякая система, оно должно быть орга­низовано и юридически оформлено (закреплено) надлежащим об­разом, то есть должно иметь организационно-правовую форму.

Гос система соцобеспечения имеет не­сколько организационно-правовых форм. Их наличие связано глав­ным образом со спецификой соц обеспечения разных ка­тегорий граждан. К числу основных таких форм относятся: ОСС и соцобеспечение за счет ассигнований из госбюджета. Эти формы имеют много различий между собой. Главные из них — это способ обра­зования финансовых средств, из которых производится соцобеспечение, и категории лиц, подлежащих данному обеспе­чению.

Обязательное социальное страхование (ОСС) представляет собой сис­тему материального обеспечения наемных работников, самостоя­тельно обеспечивающих себя трудом граждан (ИП, частнопрактикующих адвокатов и др.), лиц, добровольно вступивших в отношения по этому страхованию, а также иных категорий лиц, обеспечиваемых пенсиями, пособия­ми, в т. ч. по охране их здоровья, за счет бюджетов специ­ально созданных фондов соц страхования. Средства этих фондов формируются из отчисляемых страховых взносов, едино­го социального налога(ЕСН) страхователей — работодателей, ИП, частнопрактикующих адвокатов, нотариусов, лиц, добровольно вступивших в эту систему страхования.

Соц обеспечение за счет ассигнований из госбюджета — это система материального обеспечения и соц обслуживания лиц, не подлежащих ОСС (служащих систем госслуж­бы, военной и правоохранительной службы), а также все­го населения вне зависимости от их принадлежности к каким-либо определенным категориям лиц (бедные или малоимущие, инвалиды, дети и др.).

По способам организации (организационно-правовым формам) соцобеспечения кроме 2-х ее основных форм – ОСС и соцобеспечения за счет ассигнований из госбюджета — существует еще смешанная форма, сочетающая в себе обе указанные формы.

Таким образом, реальное положение дел в РФ в области соцобеспечения на фоне отсутствия его единой, зако­нодательно закрепленной гос системы свидетельствует о существовании двух значительно отличающихся друг от друга систем соцобеспечения — для подавляющего большин­ства населения (ОСС) и, по су­ществу, для отдельных, привилегированных категорий граждан, соцобеспечение которых осуществляется за счет ассиг­нований из госбюджета (это относится к госслужащим, получающим пенсии за выслугу лет в размере, значительно превышающем размер трудовых пенсий лиц, обеспечиваемых по общей системе). Причины такого по­ложения имеют не только экономический, но и политический характер.

Наличие общего кодифицированного законодательного акта о соцобеспечении граждан позволит сформулировать как само понятие соцобеспечения, так и выделить его главные признаки. Такой акт в настоящее в проекте, в научной литературе высказываются различные суждения на этот счет, которые подробно излагаются в специальных иссле­дованиях, в том числе в учебниках и учебных пособиях по дис­циплине «Право социального обеспечения».

Развитие соцобеспечения как отрасли российского права должно базироваться на нормах КРФ. Так, в ее ст. 39 КРФ прямо говорится о том, что каждо­му гарантируется соцобеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания де­тей и в иных случаях, установленных законом.

В КРФ имеются установки, определяющие качественное содержание соцобеспечения. Они и позво­ляют сформулировать понятие соцобеспечения и выде­лить его наиболее характерные признаки. В научной литературе используются разные подходы и критерии.

Воспользуемся таким критерием, как общественные отноше­ния по соцобеспечению.

Первый признак общественных отношений по соцобеспечению носит особый характер, который проявляется при решении гражданами своих проблем посредством обращения в соответствующие компетентные (уполномоченные) органы и организации в случаях, установленных законодательством. Это про­исходит, напр, в случаях, указанных в пункте 1 ст. 39 КРФ.

По существу, такие общественные отношения являются мате­риальными отношениями, т. к. в ходе их осуществления гражда­нам предоставляется материальные блага. При получении такого блага они удовлетворяют свои конкретные, индивидуальные по­требности. Блага предоставляются гражданам в денежной или на­туральной форме — в виде гос пенсий, соц пособий, соц услуг — в соответствии со ст. 7КРФ. Этим самым достигается глав­ная цель предоставления материального обеспечения как госгарантии — выравнивание доходов граждан в установ­ленных законом случаях до определенного уровня. К таким случаям, которые называются социальными рисками, относятся наступление старости, болезни, инвалидности, безработицы и прочее.

В современной российской действительности можно говорить только о «подтягивании» доходов граждан в указанных случаях до уровня так называемого прожиточного минимума. (Фактически его можно назвать минимумом физиологического выживания челове­ка, так как он учитывает только его основные потребности в пи­тании и одежде, причем в некоторых услугах — на крайне низ­ком, минимальном уровне.)

Второй основной признак общественных отношений по соцобеспечению проявляется в осуществлении госу­дарством социального (материального) обеспечения за счет части общего национального продукта, произведенного обществом. Вы­деленные государством средства создают граждане, занятые в об­щественном производстве, — работающие по найму, самостоя­тельно обеспечивающие себя трудом и иные категории лиц. Именно они формируют общественное богатство, называемое внутренним национальным продуктом (ВНП) государства. В экономическом смысле здесь речь идет о создании валового внутреннего продукта (ВВП) и распределении его части на социальные нужды. Общий объем ВВП влияет на ту долю средств, которая выделяется государством на соцобеспечение.

Основными финансовыми источниками соцобеспе­чения наряду с ассигнованиями из госбюджета яв­ляются средства страховых социальных внебюджетных фондов.

Социальные страховые фонды, образуемые вне федерального бюджета, предназначены для реализации конституционных прав застрахованных граждан на их обеспечение в порядке обязатель­ного социального страхования (ОСС).

Средства страховых социальных фондов формируются такими фондами, как Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС Рос­сии), Федеральный фонд обязательного медицинского страхова­ния (ФФОМС). Согласно законодательству, они же являются и стра­ховщиками.

В ФЗ от 16.07.1999г. «Об основах обяза­тельного социального страхования» выделяется главный принцип осуществления страхования, заключающийся в автономности его финансирования. Следовательно, бюджеты социальных страховых фондов не должны входить в состав федерального бюджета, бюд­жетов субъектов РФ и местных бюджетов и соответственно не могут подлежать изъятию.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты соци­альных страховых фондов являются ЕСН, страховые взносы, дотации, средства федерального бюд­жета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством.

К источникамназванных фондов отно­сится также следующее:

— штрафные санкции и пеня;

— денежные сред­ства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требо­ваний к ответственным за причинение вреда застрахованным ли­цам;

— доходы от размещения временно свободных денежных средств ОСС;

— фиксированный платеж от лиц, добровольно вступивших в систему обеспечения по ОСС;

— иные поступления, не про­тиворечащие законодательству.

Размеры тарифов ЕСН, страховых взно­сов и фиксированного платежа на ОСС НК РФ и законодательством о социальном страховании. В них дается указание на категории плательщиков страховых взносов, опреде­лен объект налогообложения.

Денежные средства социальных страховых взносов должны рас­ходоваться только на цели, устанавливаемые ФЗ о конкретных видах обязательного социального страховании (ОСС) и о бюджетах названных фондов на очередной финансовый год.

Когда говорят о бюджетных ассигнованиях на цели соцобеспечения, то имеют в виду ту часть госбюджета, средства которого непосредственно направляются на соцобеспечение категорий граждан, не подлежащих прямому ОСС. К ним относятся: дети; граж­дане, имеющие детей; военнослужащие и члены их семей; госслужащие и члены их семей; малоимущие граждане, некоторые категории безработных и иных лиц в случаях, установ­ленных законом. (Существует иерархия бюджетов по вертикали бюджетной классификации — федераль­ный бюджет, бюджеты субъектов РФ и мест­ные бюджеты.)

По законодательству средства социальных страховых фондов, как и средства из госбюджета, выделяемые на нуж­ды соцобеспечения, организационно не объединены в одном каком-либо фонде государственного соцобеспе­чения. Общее руководство и управление ими осуществляет Пра­вительство РФ.

Третий специфический признак, присущий обще­ственным отношениям по соцобеспечению, — это их особый субъектный состав.

С одной стороны, к субъектам причис­ляются такие категории лиц, как дети, больные, лица, имеющие детей, пожилые и престарелые граждане, инвалиды, лица, поте­рявшие кормильца, лица, осуществляющие уход за детьми, пре­старелыми и инвалидами, безработные, и категории граждан, не занятые трудом или нуждающиеся в материальной поддержке по различным причинам и обстоятельствам, предусмотренным законодательством. Сюда включаются и специальные контингента граждан, особо выделяемые законом, — госслужащие, военнослужащие, служащие правоохрани­тельной системы и др.

Это интересно:  Конвенция о запрещении химического оружия

С другой стороны, к указанным субъектам относятся соответ­ствующие органы, осуществляющие соцобеспечение. Сгруппировать их по видам соцобеспечения, как и по категориям граждан, которым они предоставляются, достаточно сложно, поскольку один и тот же вид соцобеспечения может предоставляться разными органами. Напр, пособие по беременности и родам женщине в зависимости от ее статуса может быть выдано администрацией по месту работы или по месту учебы либо органом соцзащиты населения по месту жи­тельства. Поэтому и существует система органов, осуществляю­щих соцобеспечение.

По организационно-правовым формам соцобеспечения

выделяется несколько типов органов социального обеспечения:

а) органы обязательного социального страхования (ОСС);

б) органы государственной власти;

в) органы муниципальных образований;

г) негосударственные органы;

д) общественные организации.

Неоднородность органов соцобеспече­ния обусловлена многими факторами, такими как виды соцобеспечения, субъектный состав и организационно-право­вые формы соцобеспечения.

Совокупность перечисленных признаков общественных отно­шений по соцобеспечению свидетельствует о существо­вании нескольких групп общественных отношений.

Первая группа общественных отношений — материальные отношения по непосредственному предоставлению категориям граждан, предусмотренным законодательством, соот­ветствующих видов соцобеспечения. В ходе функциони­рования таких отношений происходит реализация права граждан на гос пенсии, соц пособия, социальные компенсационные выплаты, соц услуги, социальную ме­д помощь, социальные льготы, государственную соци­альную помощь — все это и есть виды соцобеспечения. Правовые нормы, регулирующие такие отношения, в совокупно­сти составляют право соцобеспечения.

Вторая группа общественных отношений складывается при формировании финансовых средств, направляемых на соцобеспечение. Их участниками могут являться работодатели, лица, самостоятельно обеспечивающие себя доходом, в отдель­ных случаях сами граждане, напр.,добровольно вступившие в систему ОСС, компетентные госорганы, правомочные организации.

Такие отно­шения регулируются нормами финансового права.

Третья группа отношений представляет собой довольно сложную структуру организационно-управленческих и админист­ративных отношений в области соцобеспечения, кото­рые возникают между соответствующими компетентными орга­нами и организациями, а в ряде случаев — между этими органами и гражданами. Такие отношения преимущественно ре­гулируются нормами административного права.

Итак, государственное соцобеспечение — это регулиру­емая законодательством совокупность общественных отношений по материальному обеспечению граждан пенсиями, пособиями, услу­гами, предоставлению медицинской и соц помощи, льгот при наступлении старости, болезни, инвалидности, по случаю поте­ри кормильца, безработицы, бедности и в других случаях, преду­смотренных законом, за счет специально предназначенных для это­го средств фондов ОСС и бюд­жетных ассигнований и в установленном законом порядке.

Государственное соцобеспечение представляет собой комплекс различных мер, направленных на гарантированное ма­териальное обеспечение особых категорий граждан; в реальной жизни эти меры воплощаются в видах соцобеспечения. Государственное соцобеспечение — это также целостная государственная система, состоящая из относительно самостоя­тельных и в то же время взаимосвязанных и взаимозависимых си­стем.

2. Понятие управления социальным обеспечением

Социальное управление — это процесс управления в различных типах общностей, организации институтов и общества в целом, осуществляемый для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования ее структуры, достижения ее целей. Соцобеспечение форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальная защита и социальное обеспечение

Обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значи­мыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравне­нию с остальными членами общества.

Источниками права социального обеспечения в целом и социального об­служивания в частности следует считать нормативные акты, являющиеся ре­зультатом правотворческой деятельности компетентны! органов, выражаю­щих волю государства, направленные на регулирование отношений, возни­кающих в связи с материальным обеспечением граждан из средств федераль­ного бюджета и специализированных, государственных фондов.

Понятие социального обеспечения

Тема 3.3 Основы законодательства, в обеспечении социальной защиты населения.

Основные вопросы:

1. Понятие социального обеспечения.

2. Социальная защита и социальное обеспечение.

3. Система права социального обеспечения.

4. Понятие принципов права социального обеспечения.

5. Субъекты права социального обеспечения.

6. Объекты правоотношений по социальному обеспечению.

Социальное обеспечение — означает предоставление достаточных материаль­ных жизненных средств кому-либо со стороны общества. В науке сложились две основные концепции содержания понятия права социального обеспечения — эко­номическая и правовая.

Источниками права социального обеспечения являются:;

1. Конституция РФ (конституции и уставы субъектов РФ);

2. Законы РФ (законы субъектов РФ);

3. Нормативные акты Президента РФ (акты органов власти субъектов РФ);

4. Постановления и распоряжения Правительства РФ (акты управления субъ­ектов РФ);

5. Приказы и инструкции министерств pi ведомств РФ (ее субъектов);

6. Нормативные акты органов местного самоуправления;

7. Нормативно-правовые акты организаций (коллективные договоры, приказы работодателя.

Основными признаками права социального обеспечения являются:

1.1 .Источники финансирования.В настоящее время финансирование соци­ального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: соци­ального страхования, Федерального фонда ОМС, а также средств государственного

бюджета, республиканского и территориального фондов социальной поддержки на­селения;

1.2. Круг лиц, подлежащих обеспечению. С юридической точки зрения обес­печение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковы­ми являются нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет) лица, по­терявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безра­ботные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители бло­кадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; быв­шие узники концлагерей, гетто; лица, подвергавшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения;

1.3.Условия предоставления такого обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных гра­ждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного воз­раста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т.д.). Указанные обстоятельст­ва в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жиз­ненной ситуации, в которой он оказался по независящим от него причинам и когда помощь общества является ему крайне необходимой;

1.4.Л.Цель предоставления обеспечения. Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно ус­ловно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как пра­вило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психи­ческих, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

Таким образом, под социальным обеспечением следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное

Вшироком! смысле под социальной защитой понимается забота о себе, созда­ние условий для жизнедеятельности и духовного развития. Человек как бы социаль­но «самообслуживается». В данном значении социальная защита практически сов­падает с разветвленной системой гарантий прав человека.

В узком смысле слова, социальная: защита — это конкретная социальная поли­тика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или хотя бы безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его.

Социальная защита и социальное обеспечение различные категории; соци­альная защита может иметь своим объектом и общественные отношения, не связан­ные с социальным обеспечением.

Создание эффективной системы социальной защиты является неотъемлемым условием развития всякого общества, особенно в условиях рыночных отношений. Оно выступает необходимой платой общества и бизнеса за социальный мир, ста­бильность социальной системы и возможность нормальной хозяйственной деятель­ности.

Основное предназначение социальной политики государства защита всего населения и каждого человека. При этом агрессия рыночных отношений умножает основания для социальной защиты и требует усиления внимания государства в со­циальной сфере. Вместе с тем по мере стабилизации ситуации и повышения уровня жизни населения идеи социальной защиты звучат менее актуально. В социальной политике возрастает интерес к проблемам социального развития совершенство­ванию социальной структуры общества, обеспечению его процветания.

Однако решить проблему социальной защищенности в рамках одной правовой отрасли невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права.

Трудовое право— это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения соци­альных гарантий в области оплаты труда (определенный уровень заработной платы, включая установление МРОТ, гарантии соблюдения установленных в законе прин­ципов вознаграждения за труд и т.п.);

Гражданское право— государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т.д.;

Жилищное право— вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшени­ем жилищных условий;

Семейное право это вопросы государственной поддержки института брака

и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т.д.;

Экологическое право — это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т.д.

Вместе с тем основные вопросы социальной защиты российских граждан от­носятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных катаклизмов.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, lektsii.org, life-prog.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector