Временно проживающие иностранные граждане

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы (из стран с которыми у РФ установлен безвизовый режим, на состояние на 2014 год: Армения, Азейбарджан, Беларусь, Израиль, Турция, Венесуэла и т.д.) http://www.visahouse.com/rus/visafreecountries.asp Страны безвизового въезда в РФ., и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Фактический срок пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, определяется на основании отметки органа пограничного контроля о въезде в Россию. Такая отметка делается органом пограничного контроля в месте пересечения государственной границы Российской Федерации. У иностранных граждан, прибывших в Россию до 01.11.2002 такая отметка должна быть в документе, удостоверяющем их личность. У иностранных граждан, прибывших в Россию после 01.11.2002 (после вступления в силу Федерального закона «Об иностранных гражданах»), отметка о въезде делается в миграционной карте — документе, содержащем сведения о въезжающем в Россию иностранном гражданине и служащем для контроля за его временным пребыванием в России (статья 2 Федерального закона «Об иностранных гражданах»).

Миграционная карта заполняется иностранным гражданином при въезде в Россию и предъявляется вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации. После 01.11.2002 иностранный гражданин, прибывающий из государства-участника СНГ, с которым с Россией установлен безвизовый режим, при въезде на территорию Российской Федерации также должен будет заполнить миграционную карту.

Срок разрешенного временного пребывания составляет не более чем год, в случае пребывания без визы не превышает более 90 суток. Таким образом, иностранный гражданин, прибывший в Россию в порядке, не требующем получения визы, считается временно пребывающим в Российской Федерации на законных основаниях, если выполняется одно из условий:

гражданин имеет миграционную карту с отметками о въезде в Россию и о регистрации по месту пребывания, а в случае продления ему срока временного пребывания в России, также соответствующие отметки органа внутренних дел; при этом срок его пребывания в России не должен превышать максимально допустимого (Правительство Российской Федерации вправе увеличить до ста восьмидесяти суток или сократить установленный абзацем вторым пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации — в отношении отдельных категорий временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан.);

гражданин имеет свидетельство о регистрации по месту пребывания (для граждан бывшего СССР, прибывших из стран бывших республик СССР) или отметку о регистрации в органах внутренних дел по месту пребывания в документе, удостоверяющем личность.

Также, введен уведомительный порядок при приглашениях: приглашающая сторона уведомляет об этом соответствующий федеральный орган. Для заключивших трудовое или гражданско-правовое соглашение по выполнению работ или услуг срок пребывания продлевается на срок договора, но не более чем на год.

Максимальный срок временного пребывания в России иностранного гражданина равен сроку действия визы (пункт 1 статьи 5 Федерального закона «Об иностранных гражданах»). Соглашением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, заключенным в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010 установлено, что Срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем.

До оформления приглашения работники центров занятости дают заключение о целесообразности приглашения иностранной рабочей силы, и если в регионе есть незанятые лица, стоящие на учете для получения работы, в приглашении может быть отказано. О приглашении иммигрантов на работу в соответствии с квотой Правительство РФ необходимо уведомлять Федеральную миграционную службу.

Исключением из общего порядка пребывания в России временно прибывших иностранных граждан являются иностранные граждане, обладающие дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ в редакции от 7 декабря 2011 г.

Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ в редакции от 6 февраля 2012 г.

Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство. Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства. Его бумаги, корреспонденция и его имущество равным образом пользуются неприкосновенностью. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме строго определенных случаев. Дипломатический агент не обязан давать показаний в качестве свидетеля. Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов» (Заключена в г. Гааге 05.10.1961) (вступила в силу для России 31.05.1992) (вместе со «Статусом Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года)» (по состоянию на 1 мая 2013 года))

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание. Срок пребывания временно проживающих составляет не более 3 лет (но в пределах квоты, число таких лиц утверждается Правительством Российской Федерации). ФЗ — №71 “О правовом положении иностранных граждан” в ред. от 20.05.2014 опубликован в Российской газете 21.05.2014 Разрешение на временное проживание в Российской Федерации — это подтверждение права иностранного гражданина временно проживать на территории России, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина либо в виде отдельного документа, установленной формы (статья 2 Федерального закона «Об иностранных гражданах»). Оно должно в обязательном порядке содержать следующие сведения о гражданине:

фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов);

дату и место рождения;

гражданство иностранного гражданина;

номер и дату принятия решения о выдаче разрешения;

срок действия разрешения;

наименование органа власти, выдавшего разрешение.

Разрешение на временное проживание выдается сроком на 3 года (пункт 1 статьи 6 Федерального закона «Об иностранных гражданах»), Порядок выдачи разрешений утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2002 N 789.

Согласно статье 6 пункту 3 Федерального Закона «Об иностранных гражданах» без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

  • 1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;
  • 2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;
  • 3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
  • 4) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;
  • 5) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;
  • 6) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

До 01.11.2002 статус иностранного гражданина, временно проживающего в Российской Федерации, не был предусмотрен; это нововведение Федерального закона «Об иностранных гражданах». Отказ в выдаче разрешения возможен, если иностранец поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность, осужден, не может содержать себя и свою семью в пределах прожиточного минимума, не имеет жилого помещения. Так же возможен отказ согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 года при наличии у гражданина таких заболеваний как проказа, СПИД, туберкулез, сифилис но согласно части 6 статьи 6 Федерального Закона «Об иностранных гражданах» при отказе выдачи удостоверения на временное проживание, гражданин может опять подать заявление, но не менее чем через год. При подаче заявления на получение временного проживания должны быть соблюдены такие пункты Федерального закона «Об иностранных гражданах» ст.6 как:

  • 4. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.
  • 5. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы миграционной службы и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание.
  • 8. Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются Правительством Российской Федерации. Процедура выдачи документа подтверждающего временно проживание занимает достаточно много времени, но обеспечивает в более менее полной мере безопасность и законность проживания граждан. Исходя из нововведения Федерального Закона « Об иностранных гражданах» — предоставление права временного проживания, можно говорить о совершенствовании института гражданства.

Был иностранец временно пребывающим, стал — временно проживающим

В рассматриваемой ситуации контролеры могут доначислить страховые взносы на обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также начислить пени и штраф. Но у компании есть шансы оспорить доначисления в суде. Расскажем подробнее.

Cтатус — временно пребывающий

Временно пребывающими в РФ иностранными гражданами считаются лица, приехавшие в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, далее — Закон № 115-ФЗ). Для осуществления трудовой деятельности такой иностранец должен иметь разрешение на работу (если он въехал в Россию на основании визы) или патент (если он въехал в Россию в безвизовом порядке). Один из этих документов иностранец должен представить работодателю при приеме на работу (ст. 327.3 ТК РФ). Сведения из него вносятся в трудовой договор (ст. 327.2 ТК РФ).

Временно пребывающие в России иностранные граждане, работающие по трудовому договору, относятся к застрахованным лицам:

— по обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, далее — Закон № 167-ФЗ);

— обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, далее — Закон № 255-ФЗ);

— обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ, далее — Закон № 125-ФЗ).

Выплаты и вознаграждения в рамках трудовых отношений физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, являются объектом обложения страховыми взносами (п. 1 ст. 420 НК РФ). Следовательно, на выплаты по трудовому договору в пользу временно пребывающих в России иностранных работников начисляются взносы на пенсионное страхование, по временной нетрудоспособности и на травматизм.

Обложение выплат временно пребывающим иностранцам страховыми взносами на пенсионное страхование и на травматизм осуществляется по тем же тарифам, что и выплаты в пользу российских работников. А вот для взносов по временной нетрудоспособности для данной категории иностранцев предусмотрен специальный тариф — 1,8% (п. 2 ст. 426 НК РФ).

Поскольку среди застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию временно пребывающие иностранцы не названы (ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», далее — Закон № 326-ФЗ), на выплаты в их пользу медицинские взносы не начисляются (письмо ФНС России от 01.09.2017 № БС-4-11/17467@).

Cтатус — временно проживающий

Иностранные граждане, которые получили разрешение на временное проживание, относятся к временно проживающим в России (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ). Для привлечения к трудовой деятельности данной категории иностранцев разрешение на работу или патент не требуются (подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Временно проживающие в России иностранцы относятся к застрахованным лицам:

— по пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ);

— медицинскому страхованию (ст. 10 Закона № 326-ФЗ);

— социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности (п. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ);

— социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (п. 1 ст. 5 Закона № 125-ФЗ).

Следовательно, на выплаты в их пользу нужно начислять все страховые взносы (пенсионные, медицинские, по временной нетрудоспособности и на травматизм). При этом для взносов по временной нетрудоспособности используется общий тариф 2,9% (п. 2 ст. 426 НК РФ).

Нужен ли пересчет?

В письме от 18.12.2015 № 17-3/В-620 Минтруд России рассмотрел ситуацию, когда у временно пребывающего в России иностранного гражданина статус изменился на постоянно проживающего в России. Чиновники разъяснили, что со дня изменения своего правового статуса иностранец становится застрахованным в системе обязательного медицинского страхования. Следовательно, с этого момента страховые взносы с выплат в его пользу должны начисляться по правилам, установленным для иностранцев, постоянно проживающих в России. Отметим, что правила исчисления страховых взносов для иностранцев со статусом постоянно и временно проживающих в России одинаковы.

Таким образом, применительно к нашей ситуации, исходя из позиции Минтруда России, с выплат иностранному работнику, произведенных после получения им разрешения на временное проживание, компании нужно пересчитать страховые взносы по временной нетрудоспособности по общему тарифу 2,9% и начислить на эти выплаты медицинские взносы. Доначисленные суммы надо уплатить вместе с пенями и представить в налоговый орган уточненный расчет по страховым взносам за соответствующие периоды (п. 4, 6 ст. 81 НК РФ). Если это не сделать, компании грозит штраф по ст. 122 НК РФ за неуплату и неполную уплату страховых взносов в размере 20% от неуплаченных сумм.

Временно пребывающие

К временно пребывающим в РФ относят иностранцев, которые временно прибыли в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем ее получения (например, граждане Белоруссии), не имеют вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок пребывания таких граждан определяется длительностью выданной визы, а в случае, не требующем ее получения, не может превышать девяносто суток 2 .

По истечении указанного срока временно пребывающий гражданин обязан выехать из страны. Лицо, прибывшее в Россию в безвизовом порядке и заключившее трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), вправе продлить время пребывания на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год (об этом делается соответствующая отметка в миграционной карте). Данное решение принимают МИД РФ, МВД РФ либо их территориальные органы.

Временно проживающие

В группу временно проживающих входят иностранцы, получившие разрешение на временное проживание. В их паспорте проставляется штамп «Разрешено временное проживание» 3 . Разрешение выдается на три года в пределах ежегодно утверждаемой Правительством РФ квоты 4 . Без учета квоты разрешение можно получить, если иностранный гражданин 5 :

родился на территории РСФСР и в прошлом состоял в гражданстве СССР либо родился на территории РФ;

признан нетрудоспособным и имеет дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;

имеет хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;

состоит в браке с гражданином РФ, имеющим российское место жительства;

осуществил инвестиции в РФ в установленном Правительством РФ размере;

поступил на военную службу (на срок службы);

в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Для получения данного разрешения в орган внутренних дел по предполагаемому месту проживания гражданин лично подает следующие документы: 1) заявление о выдаче разрешения на временное проживание 6 , составленное в двух экземплярах (на русском языке); 2) четыре фотографии размером 35 х 45 мм; 3) документы, удостоверяющие личность и гражданство; 4) документ, подтверждающий наличие или отсутствие у заявителя судимости (выдается полномочным органом государства постоянного проживания); 5) вид на жительство или иной документ, выданный полномочным органом иностранного государства, который подтверждает проживание иностранного гражданина вне государства его гражданской принадлежности; 6) документ, подтверждающий наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи прожиточный минимум при проживании в РФ, или нетрудоспособность гражданина (справку о доходах физического лица; декларацию о доходах с отметкой налогового органа; справку с места работы; трудовую книжку; пенсионное удостоверение; справку органа социальной защиты о получении пособий, подтверждении получения алиментов; справку о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета; свидетельство о праве на наследство; справку о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, или иной документ, подтверждающий получение доходов/нетрудоспособность); 7) свидетельство о браке; 8) свидетельство о рождении и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт – при его наличии); 9) документ, подтверждающий согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на переезд в РФ для проживания (подпись заверяется нотариально); 10) сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции; 11) документ, выданный полномочным органом иностранного государства или полномочным учреждением здравоохранения РФ, подтверждающий, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, предусмотренных утверждаемым Правительством РФ перечнем 7 ; Если прилагаемые к заявлению документы составлены на иностранном языке, необходимо представить их нотариально заверенный перевод на русский язык. Орган внутренних дел рассматривает поданное заявление в шестимесячный срок и проводит необходимую проверку, по результатам которой принимает решение о выдаче разрешения на временное проживание либо отказе в выдаче. В последнем случае иностранный гражданин имеет право на повторную подачу заявления, но не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего заявления.

Это интересно:  Открыть счет в банке на несовершеннолетнего ребенка

Разрешение на временное проживание не выдается, а ранее выданное аннулируется, если иностранный гражданин 8 :

выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями создает угрозу безопасности страны или ее граждан;

финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации;

представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение на территории РФ либо за ее пределами тяжкого или особо тяжкого преступления, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ;

не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;

по истечении трех лет со дня въезда в РФ не имеет жилого помещения на основаниях, предусмотренных российским законодательством;

выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;

находится за пределами РФ более шести месяцев;

заключил брак с гражданином РФ, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, который признан судом недействительным;

является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции, либо страдает одним из инфекционных заболеваний, предусмотренных утверждаемым Правительством РФ перечнем.

Следует отметить, что лицо, получившее разрешение на временное проживание, не вправе по собственному желанию изменять место проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ 9 .

Принимаем на работу иностранца

В современном мире глобальной экономики многие компании для решения своих задач принимают на работу иностранных граждан.

При приеме на работу иностранного гражданина компании сталкиваются с различными проблемами: оформление разрешений на привлечение иностранных работников, уведомление контролирующих органов. В этой статье мы постарались показать все «подводные камни», с которыми может столкнуться организация, если решит принять на работу иностранного гражданина.

I. Правовой статус иностранных граждан находящихся на территории РФ.

Напомним правовые статусы иностранцев, установленные в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее — Закон № 115-ФЗ). Иностранные граждане делятся на три категории:
1. Временно пребывающие в РФ;
2. Временно проживающие в РФ;
3. Постоянно проживающие в РФ.

1.1. Временно пребывающие иностранные граждане.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — это лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Если иностранец прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы, срок временного пребывания не может превышать 90 суток.

Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор и получившего разрешение на работу, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ. Такое ограничение срока временного пребывания не распространяется на иностранных граждан, привлеченных для осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов, а также на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность у физических лиц.

Безвизовый въезд в РФ действует для граждан Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Аргентины, Венесуэлы, Израиля, Таиланда и некоторых других стран (полный список стран с описанием режима въезда можно найти на сайте МИД России — www.mid.ru).

1.2. Временно проживающие иностранные граждане.

Временно проживающим в РФ считается иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание.

Разрешение выдается сроком на три года и оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

1.3. Постоянно проживающие иностранные граждане
Постоянно проживающим в РФ считается иностранный гражданин, получивший вид на жительство, который выдается сроком на пять лет.
Постоянно проживающему в РФ иностранцу виза для въезда в РФ не требуется, наличие миграционной карты не является обязательным.

II Привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности.

2.1. Документы, необходимые для привлечения на работу иностранца.
Основные документы, которые отличают прием на работу иностранных граждан, являются разрешение на привлечение иностранной рабочей силы и разрешение на работу иностранца.
В таблице приведено, в каких случаях следует оформлять указанные документы:

Статус иностранного сотрудника

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы

Разрешение на работу иностранца

Временно пребывающий

В безвизовом порядке

Временно проживающий

В безвизовом порядке

Постоянно проживающий

Высококвалифицированный специалист

Привлечение к работе постоянно проживающих в РФ иностранных граждан производится наравне с гражданами РФ. Уведомлять контролирующие органы о принятии такого сотрудника на работу, о его увольнении не требуется.

Работодатель обязан направить в контролирующие органы уведомления о трудовых отношениях с иностранными гражданами из числа временно пребывающих и временно проживающих в РФ.
Основными документами, устанавливающими порядок уведомления контролирующих органов о трудовых отношениях с иностранцем, являются:
— Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (далее – Закон № 109-ФЗ);
— Постановление Правительства РФ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 15.01.2007 № 9 (далее –Постановление № 9);
— Постановление Правительства РФ «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» от 15.11.2006 № 681 (далее – Постановление № 681);
— Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее – Закон № 115-ФЗ).

Ниже приведены случаи, когда необходимо уведомлять контролеров:

Основание уведомления

Статус иностранца

ФМС

Орган занятости

ИФНС

Трудовая инспекция

О заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными работниками

По форме, утвержденной Приказом Минздравсоц-развития России от 26.10.2007 № 670/421 в течение месяца

По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней

По форме, утвержденной Приказом Минздравсоц-развития России от 30.10.2008 № 610н в течение месяца

в безвизовом порядке

По форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 № 183 в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора

О расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров

в безвизовом порядке

В произвольной форме (обязательная форма до настоящего момента не установлена) в течение 3 рабочих дней

О предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более 1 календарного месяца в течение года

в безвизовом порядке

В произвольной форме (обязательная форма до настоящего момента не установлена) в течение 3 рабочих дней

Подача ходатайства о выдаче иностранцу приглашения на въезд

По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней

в безвизовом порядке

Прибытие иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания

в безвизовом порядке

Получение иностранным гражданином разрешения на работу

в безвизовом порядке

Об убытии из места временного пребывания
(в случае, когда работодатель являлся принимающей стороной)

Направление отрывной части бланка уведомления о прибытии с указанием даты убытия в течение 2 дней

в безвизовом порядке

О месте временного пребывания иностранного работника
(в случае, когда работодатель является принимающей стороной)

По форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 в течение 3 рабочих дней

в безвизовом порядке

О нарушении иностранным работником условий трудового договора

В произвольной форме в течение 3 рабочих дней

Это интересно:  Как подать декларацию по соут в гит
в безвизовом порядке

О досрочном расторжении договора

В произвольной форме в течение 3 рабочих дней

в безвизовом порядке

О самовольном оставлении места работы или места пребывания

В произвольной форме в течение 3 рабочих дней

в безвизовом порядке

Приостановление действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников

По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней

в безвизовом порядке

Аннулирование разрешения на работу иностранному работнику

По форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ в течение 10 рабочих дней

в безвизовом порядке

2.3. Пенсионное обеспечение и медицинское страхование иностранных граждан.
В силу ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ если работодатель принимает на работу временно или постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина, и у такого иностранного гражданина отсутствует свидетельство государственного пенсионного страхования, то работодателю необходимо оформить для него такое свидетельство.

С учетом того что взносы в ФСС РФ на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, не уплачиваются, работодатель не вправе выплачивать им пособия за счет средств ФСС РФ, даже если такой работник принесет больничный. Таким образом, на временно пребывающих в РФ иностранных граждан полисы обязательного медицинского страхования оформлять не надо, поскольку работодатель не является по отношению к ним страхователем. Полисы обязательного медицинского страхования необходимо оформлять только на временно проживающих в РФ иностранцев.
Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, получают полис ОМС по месту жительства.

2.4. Осуществление трудовой деятельности временно пребывающими и временно проживающими иностранцами

Необходимо бы обратить внимание на то, что временно пребывающие и временно проживающие иностранцы вправе осуществлять трудовую деятельность только в пределах субъекта РФ, на территории которого разрешено временное проживание.
Существуют исключения, когда иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу. Данные исключения установлены Постановлением Правительства РФ «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в РФ, вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)» от 17.02.2007 № 97 (далее — Постановление № 97).

— направление в служебную командировку;
— если постоянная работа сотрудника осуществляется в пути или носит разъездной характер. Списки профессий и работ, выполнение которых производится в пути или носит разъездной характер применительно к Постановлению Правительства РФ № 97, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 № 607.

При этом установлены ограничения по срокам пребывания иностранца вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу:

Статус иностранца

Максимальный срок

Временно пребывающие

10 календарных дней*
пп. а п. 1 Постановления № 97

60 календарных дней*
пп. б п. 1 Постановления № 97

Временно проживающие

40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев
пп. а п. 2 Постановления № 97

90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев
пп. б п. 2 Постановления № 97

2.5. Осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами — высококвалифицированными специалистами.

С 1 июля 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 19.05.2010 № 86-ФЗ, вносящий изменения в Закон № 115-ФЗ.
При этом, добавлена новая категория иностранных граждан — высококвалифицированный специалист.
Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года. Работодатель самостоятельно осуществляет оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов.

Работодатель самостоятельно представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции документы необходимые для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, а также для оформления ему приглашения на въезд в РФ.
Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу не распространяются на высококвалифицированных специалистов.

Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия заключенного им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года. Указанный срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора, но не более чем на три года для каждого такого продления. В случае, если в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором предполагается осуществление высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности на территориях двух и более субъектов РФ, данному высококвалифицированному специалисту выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов РФ.
Налогообложение НДФЛ доходов высококвалифицированного специалиста производится по ставке 13% с начала трудовой деятельности.

Работодатели и заказчики работ (услуг) по гражданско-правовым договорам, обязаны ежеквартально уведомлять ФМС об исполнении обязательств по выплате заработной платы высококвалифицированным специалистам, а также о случаях расторжения трудовых договоров или гражданско-правовых договоров высококвалифицированными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
В течение 30 дней со дня получения высококвалифицированным специалистом разрешения на работу его работодатель обязан представить в ФМС сведения о постановке данного высококвалифицированного специалиста на учет в налоговых органах РФ.

Иностранному гражданину, сведения о котором как о высококвалифицированном специалисте размещены на официальном сайте ФМС, может быть оформлена обыкновенная деловая виза для въезда в РФ сроком действия до 30 суток. Обыкновенная деловая виза иностранному гражданину оформляется при наличии у него письменного предложения о въезде в РФ для проведения соответствующих переговоров, направленного такому иностранному гражданину работодателем.

2.5. Ответственность организации за нарушения законодательства, регулирующего порядок привлечения к работе иностранных граждан.

При выявлении нарушений федерального законодательства, регулирующего порядок привлечения к работе иностранных граждан, организация может быть привлечена к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ:

Вид нарушения

Размер административного штрафа

Статья
КоАП РФ

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение приглашающей стороной условий пребывания иностранца или оформления документов на право его пребывания

Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета

Непредставление или несвоевременное представление по требованию органа ФМС России установленных законодательством документов или информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства

Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства без разрешения на работу

Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства без разрешения на привлечение и использование иностранных работников

Неуведомление ФМС, налогового органа или органы занятости о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства

Заключение.

Как мы видим, существует достаточно много ограничений при приеме на работу иностранного сотрудника.
Компании, которая все же решит стать работодателем для иностранца следует помнить о том, что иностранные граждане для получения разрешения на работу и прочих документов, необходимых им для осуществления трудовой деятельности на территории РФ обычно обращаются в специализированные фирмы, занимающиеся оформлением таких документов за вознаграждение. Зачастую такие компании пренебрегают законными способами получения документов, необходимых иностранцам для работы в РФ. В результате у иностранного работника на руках может оказаться фальшивое или недействительное разрешение на работу. Что бы обезопасить компанию от возможных претензий со стороны контролирующих органов работодатели могут самостоятельно проверить подлинность разрешения на работу выданное иностранному гражданину с помощью сайта ФМС России — www.fms.gov.ru. На сайте нужно ввести реквизиты документа и указать электронный почтовый адрес, на который придет ответ на запрос.

Alinga Consulting Group оказывает следующие услуги в сфере привлечения иностранцев к работе:

  • Оформление разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы и разрешений на работу.
  • Уведомление государственных органов о заключении трудового договора с иностранным гражданином.
  • Персональная аккредитация иностранных сотрудников филиалов и представительств иностранных компаний.
  • Визовая поддержка иностранных граждан, получивших разрешение на работу.
  • Постановка и снятие с миграционного учёта.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Статья написана по материалам сайтов: www.eg-online.ru, studfiles.net, www.klerk.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector