Выездная проверка налоговой инспекции сроки

Одна из основных форм налогового контроля – выездная проверка (ст. 89 НК РФ). В том числе установлен и срок проведения выездной налоговой проверки — 2 месяца (п. 6 ст. 89 НК РФ). Однако срок проверки может быть продлен, проверка может приостанавливаться и возобновляться. Фактически нормативный срок в два месяца выдерживается редко.

Содержание

Продление срока проверки

Срок указан единый вне зависимости от периода проведения проверки и количества охватываемых налогов, а также от проверяемого налогоплательщика. Очевидно, что проверка крупного производственного предприятия потребует больше времени, чем проверка налогоплательщика с небольшим объемом операций.

Поэтому, хотя в п. 6 ст. 89 НК РФ и указывается, что проверка не может продолжаться более двух месяцев, в этом же пункте сказано о том, что проверка может быть продлена до четырех, а то и до шести месяцев в исключительных случаях. Основания для продления, понятие исключительных случаев эта норма не содержит. Такие основания указаны в Приложении N 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@, в частности:

  • налогоплательщик является крупнейшим;
  • наличие обособленных подразделений, причем в зависимости от количества таких подразделений и рассматривается продление срока: если более десяти, то на шесть месяцев, если от четырех, то на четыре месяца;
  • на территории налогоплательщика произошла чрезвычайная ситуация;
  • получены сведения из иных источников о нарушениях, требующих дополнительной проверки;
  • непредставление в срок документов.

Но и в этом документе приводится только примерный перечень, указано, что продление срока может зависеть как от налогоплательщика (много видов деятельности, сложность технологических процессов, большой объем документов), так и от объёма и глубины проверки (охватывает несколько налогов, большой проверяемый период).

Приостановление проверки

Кроме продления срока, налоговый орган вправе приостановить проверку по основаниям, указанным в п. 9 ст. 89 НК РФ, на общий срок до шести месяцев, а если документы запрашиваются у иностранных госорганов, то срок приостановления может составить дополнительно три месяца. Приостанавливать проверку можно неоднократно, сроки суммируются.

Частые основания – запрос документов у контрагентов, встречная проверка. В период приостановления налоговый орган не вправе проводить мероприятия на территории налогоплательщика, в том числе и запрашивать документы. Но при этом требование, направленное налогоплательщику до приостановления, необходимо выполнить, даже если срок исполнения требования относится к периоду, когда проверка уже приостановлена.

Таким образом, несмотря на то, что общий срок проверки установлен в два месяца, максимально срок может составлять пятнадцать месяцев, то есть более года. Это зависит от ряда факторов, касающихся как самого налогоплательщика, так и проверяемого периода.

При этом, несмотря на то, что фактически указанный двухмесячный срок многократно увеличен, проведение проверки на практике может превысить и эти сроки. И хотя это является нарушением положений НК РФ, оно не является безусловным основанием для отмены решения по результатам проверки. Но затягивание проверки может быть на пользу налогоплательщику — если пропущены сроки по ст. 113 НК РФ, то оштрафовать его будет нельзя.

Выездная налоговая проверка

Как регулируется назначение и порядок проведения выездной налоговой проверки в 2021 году

Суть выездной проверки в 2021 году не изменилась: это мероприятие, направленное на выявление, насколько правильно исчислены и уплачены налоги, путем максимально глубокого и тщательного анализа документации налогоплательщика. А вот порядок проведения выездной налоговой проверки в 2021 году претерпел некоторые изменения. Кроме того, стало несколько проще прогнозировать попадание в план-график налогового ведомства.

Обратите внимание! Выездная налоговая проверка может быть проведена в отношении как юрлица, так и индивидуального предпринимателя (ИП) или физлица.

Основное внимание уделим порядку проведения выездных налоговых проверок организаций.

Как узнать, попала ли организация в план выездных налоговых проверок на 2021 год

В отличие от камеральных проверок, осуществляемых сплошным методом, выездная налоговая проверка проводится по плану — в большинстве случаев. Первый вопрос, который волнует бухгалтера и руководителя: будет ли проведена выездная налоговая проверка в 2021 году, попала ли фирма в график проверок? Как правило, налоговые инспекции составляют планы в конце каждого года на следующий. Узнать о том, вошла ли организация в план, официальным способом невозможно.

Однако можно оценить риски, зная показатели, которые учитываются налоговыми органами при планировании:

  • изменение объема исчисленных или уплаченных налогов по сравнению с предшествующим периодом (его финансист организации может оценить самостоятельно);
  • нарастающие убытки, преобладание затрат;
  • отклонение показателей деятельности, зарплаты работников и налоговой нагрузки от средних отраслевых, в т. ч. по региону.

Рекомендуем! Для проверки второго показателя воспользуйтесь новым сервисом ФНС, который позволяет сопоставить налоговую нагрузку в разрезе отрасли и региона.

Общие критерии для оценки рисков изложены в разделе 4 Концепции планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, который продолжает действовать в 2021 году.

Срок проверки исчисляется от даты ее назначения.

Решение о назначении выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения, вынесенного по форме из приложения № 5 к приказу ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ (далее — приказ ФНС № 628). При ознакомлении с этим документом нужно обратить внимание на правильность оформления реквизитов, приведенных в таблице.

Отсчет срока проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ)

Сведения о налогоплательщике

Соответствие наименования, ОГРН, ИНН

Орган, вынесший решение, должностное лицо, подписавшее решение

Указание на уполномоченный налоговый орган — тот, в котором проверяемое лицо состоит на учете (либо по месту учета проверяемого обособленного подразделения, п. 2 ст. 89 Налогового кодекса). Подписывает решение его руководящее должностное лицо. Ненормативный акт, вынесенный неуполномоченным лицом, исполнению не подлежит

Предмет и период проверки (какие налоги, за какие периоды)

Повторность проверок за определенные периоды, соблюдение требований пп. 4, 5 ст. 89 НК РФ

Состав проверяющих должностных лиц

Взаимодействие по проверке должно осуществляться только с перечисленными в решении лицами

Сроки и порядок проведения выездной налоговой проверки урегулированы ст. 89 НК РФ, письмом ФНС РФ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (далее — Рекомендации).

Наибольшее количество споров возникает в отношении повторных проверок налоговых органов. Случается, что налоговые инспекторы стремятся надолго расположиться на территории организации. В каких случаях это возможно, расскажем далее.

Могут ли в отношении одного лица несколько раз проводиться внеплановые выездные проверки

Выездная налоговая проверка проводится в отношении одного налогоплательщика:

  • по одному или нескольким налогам;
  • за период не свыше 3 лет, предшествующих году назначения проверки (в 2021 году — за 2016, 2017, 2018 годы).

Важно! Не допускается проведение 2 и более проверок по одному и тому же налогу за один и тот же период. При этом выездная налоговая проверка обособленного подразделения не засчитывается за проверку всей организации (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Это интересно:  Скрытие с места дтп наказание 2021

Случаи, когда выездная налоговая проверка может проводиться в отношении уже проверенного налогового периода, перечислены в пп. 10, 11 ст. 89 НК РФ:

  1. Проведение проверки вышестоящим подразделением ФНС (в частности, региональным управлением).
  2. Назначение проверки за период, за который налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация.

Обратите внимание! Если в декларации указан налог к уплате в меньшем размере, не действует правило 3 лет. Что это означает? Если были проверены 2014–2018 годы, а налогоплательщик в 2021 году представил уточненку за 2014-й, то 2014 год может быть проверен повторно.

  • Реорганизация или ликвидация.
  • Подготовка к проверке и место ее проведения

    Подготовка к проверке начинается с предварительного сбора и анализа информации и составления программы проверки (п. 1.2 Рекомендаций), поэтому на момент ее начала проверяющие уже располагают некоторыми сведениями о налогоплательщике. При этом перечень действий для предварительного сбора информации НК РФ не регламентирован и не ограничен.

    Обратите внимание! По общему правилу выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика, где представители налогового органа пользуются правом знакомиться с оригиналами всех документов (пп. 1, 12 ст. 89 НК РФ).

    Возможно проведение фискальной ревизии по месту расположения налогового органа, если нельзя разместить проверяющих на территории налогоплательщика. Об этом организацию уведомят по форме, утв. письмом ФНС РФ от 15.01.2019 № ЕД-4-2/356@ (приложение № 1 к письму).

    Срок проведения выездной налоговой проверки, продление срока по приказу ФНС № 628

    Выездная налоговая проверка проводится налоговым органом в течение 2 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ) с вероятностью продления до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев. Отсчет начинается со дня вынесения решения о назначении проверки и завершается датой справки о проверке.

    Основания для продления с 04.01.2019 исчерпывающим образом установлены в приложении № 6 к приказу № 628:

    1. Отнесение проверяемого лица к крупнейшим налогоплательщикам.
    2. Поступление из каких-либо источников (госорганов и др.) сведений о нарушениях со стороны проверяемого лица.
    3. Наличие обособленных подразделений (ОП):
      • до 4 ОП — до 4 месяцев (если ОП уплачивают не менее 50% налогов юрлица либо балансовая стоимость имущества ОП составляет 50% и более от общей);
      • от 4 до 10 ОП — до 4 месяцев;
      • 10 и более ОП — до 6 месяцев.
    4. Нарушение срока представления документов проверяемым лицом (п. 3 ст. 93 НК РФ).
    5. Активное противодействие проверке (п. 1.1 ст. 113 НК РФ).
    6. Составление акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ.
    7. Возникновение трудностей при получении доказательств (непредставление документов контрагентами проверяемого лица, неявка свидетелей на допрос и т. п.).
    8. Аварийная или чрезвычайная ситуация по месту проведения ревизии.

    Срок проверки продляется решением вышестоящего налогового органа по форме, установленной приложением № 3 к приказу № 628.

    Приостановление выездной налоговой проверки

    При исчислении общего срока проверки берется пауза на период ее приостановки.

    Как оформляется приостановка выездной проверки налоговым органом

    Решение о приостановлении проверки (форма должна соответствовать приложению № 7 к приказу № 628) может быть принято руководством налогового органа:

    • если документы о проверяемом лице затребованы у третьих лиц (включая контрагентов) — не более одного приостановления по каждому такому лицу;
    • при необходимости получить информацию от иностранных госорганов;
    • при назначении экспертизы;
    • если есть необходимость в переводе документов на русский язык.

    Обратите внимание! Общий срок приостановки фискальной ревизии не может суммарно превышать 6 месяцев. Дополнительное продление срока приостановления предусмотрено только на случай ожидания документов от иностранных государств — тогда допускается прибавление к сроку еще 3 месяцев.

    Обязанности и полномочия налоговых органов в период приостановления выездной проверки

    Приостановка проверки имеет как положительное, так и отрицательное воздействие на хозяйственную деятельность проверяемого лица. Исходя из ст. 26 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 30.07.2013 № 57 (далее — постановление № 57), можно выделить такие обязанности налоговых органов:

    • воздержаться от получения объяснений налогоплательщика, допроса его сотрудников, проведения действий на его территории;
    • возвратить проверяемому субъекту ранее полученные от него в рамках ревизии документы.

    Вместе с тем сохраняются полномочия:

    • осуществлять действия за пределами места дислокации налогоплательщика;
    • получить от проверяемого лица документы, запрос по которым был направлен до приостановки ревизионных мероприятий.

    О возобновлении проверки выносится решение согласно приложению № 8 к приказу № 628.

    Выездная налоговая проверка: процедуры

    В рамках ревизии проверяющие взаимодействуют с самим проверяемым лицом и третьими лицами, которые могут предоставить необходимую для целей проверки информацию. Рассмотрим виды действий при этом.

    Процедуры при выездной налоговой проверке

    Непосредственно проверяемое лицо затрагивают следующие процедуры при проверке.

    Подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Приложение № 2 к приказу № 628, письмо ФНС РФ от 13.08.2014 № ЕД-4-2/16015

    В письменной и других формах

    Приложения № 17, 18 к приказу № 628

    В электронной форме по ТКС или в бумажной (заверенные проверяемым субъектом копии) в течение 10 дней

    Приложения № 23, 24 к приказу № 628

    Проводится в присутствии понятых и проверяемого лица. В случае изъятия документов налогоплательщику выдаются их заверенные копии

    Осмотр территории, помещений, объектов налогообложения, документов

    Приложения № 15, 16 к приказу № 628

    Производится с участием понятых, проверяемого лица (по его желанию)

    П. 13 ст. 89 НК РФ

    См. положение, утв. приказом Минфина РФ № 20н, МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999

    Осмотр может осуществляться исключительно в рамках выездной проверки (п. 24 постановления № 57), в другое время — только в отношении предметов и документов, полученных во время других контрольных мероприятий либо с согласия проверяемого лица.

    Воспрепятствование перечисленным процедурам может трактоваться как помехи деятельности должностного лица, что влечет применение мер по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

    Получение информации о налогоплательщике от третьих лиц

    К этой категории доказательств можно отнести и показания свидетелей. Если свидетели являются должностными лицами проверяемого лица, на них будет распространяться мораторий на проведение проверочных мероприятий в случае приостановки.

    Истребование документов и информации

    Требование — № 17, поручение об истребовании — № 20, порядок взаимодействия налоговых органов при истребовании — № 21, решение об обращении к аудитору — № 22

    Протокол допроса — № 13

    Постановление о назначении — № 25, протокол об ознакомлении с постановлением проверяемого лица — № 26

    Фиксируется в протоколах соответствующих процедур

    Фиксируется в протоколах соответствующих процедур

    Итоговые документы проверки

    Выездная налоговая проверка завершается подготовкой и принятием:

    1. Справки о проведенной проверке, содержащей информацию о ее предмете и сроке. Документ должен быть сразу же вручен налогоплательщику (п. 15 ст. 89 НК РФ).
    2. Акта выездной проверки:
      • Составляется в течение 2 месяцев после подписания справки (п. 1 ст. 100 НК РФ). В отличие от камеральной проверки, при которой акт составляется только в случае обнаружения нарушения, при выездной ревизии этот документ готовится независимо от результата проверочных мероприятий.
      • Содержит описание всех проведенных процедур и установленных при проверке фактов.
      • Вручается налогоплательщику в 5-дневный срок после его утверждения.

    Важно! В течение месяца после получения акта проверяемое лицо вправе представить возражения на акт, которые должны быть учтены при рассмотрении результатов проверки.

  • Решения:
    • Принимается уполномоченным лицом налогового органа в 10-дневный срок с момента завершения для подачи возражений на акт. Пропуск срока на действительность решения не влияет (см. письмо Минфина от 14.01.2019 № 03-02-08/628).
    • Определяет, подлежит проверяемое лицо привлечению к налоговой ответственности или нет (если нарушений не обнаружено).
  • Это интересно:  Много микрозаймов не могу платить что делать

    Обратите внимание! Если было принято решение провести дополнительные мероприятия, срок для представления возражения — 15 дней от получения дополнения к акту проверки.

    Итак, выездная налоговая проверка проводится в порядке, регламентированном нормами НК РФ и указаниями ФНС РФ, в течение 2 месяцев (срок может быть продлен или его течение приостановлено). Во время ревизии применяются специфические процедуры как в отношении налогоплательщика (инвентаризация, осмотр, выемка и др.), так и к его контрагентам. Результаты фискальной ревизии оформляются в 3 этапа: справка, акт, решение.

    Внеплановая выездная проверка налоговой инспекции

    vneplanovaya_proverka.jpg

    Похожие публикации

    Внеплановая выездная проверка проводится сотрудниками территориального подразделения ФНС. Данное мероприятие доставляет немало неудобств руководству и персоналу проверяемой организации. По большей части это связано с опасениями выявления налоговых нарушений, а также с тем, что сотрудники ИФНС длительное время находятся на территории организации. В каких случаях и в какие сроки проводится такая проверка? Что может стать основанием для ее проведения? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.

    Что такое внеплановая выездная проверка?

    Внеплановая выездная проверка налоговой – это комплекс мероприятий, проводимых с целью оценки правильности расчета налоговых платежей и своевременности погашения задолженности перед ФНС. Предметом проверки может быть один или несколько налогов и сборов.

    Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика. Исключением являются случаи, когда помещение, в котором расположена фирма, или ведет свою деятельность ИП, не позволяет сотрудникам налоговой выполнить свои обязанности. Проверка проводится в соответствии с положениями главы 14 НК РФ.

    Порядок проведения мероприятия практически полностью совпадает с проведением плановых выездов налоговиков. Но есть одно отличие: для внезапного приезда сотрудников ФНС не надо ждать предварительного извещения о проверке от налоговых органов. Налоговая служба не обязана заранее предупреждать налогоплательщика о предстоящей проверке (письмо ФНС РФ № АС-37-2/15853 от 18.01.2010).

    По приезду в организацию налоговики должны предъявить ее руководителю решение о проведении внеплановой выездной проверки. В соответствии со ст. 89 НК РФ, в документе должно быть указано следующее:

    • полное наименование юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя;
    • предмет проверки (перечень проверяемых налогов);
    • периоды, которые будут проверяться;
    • должности и Ф.И.О. сотрудников, которые будут проводить проверку.

    Представители налоговой службы имеют право проверять только те объекты, которые были заявлены в решении о проведении проверки. Вносить изменения в утвержденный документ запрещено.

    Основные задачи проверки:

    • изучение финансово-хозяйственной деятельности компании;
    • формирование выводов о правильности начисления налогов и сборов и полноте их уплаты в государственный бюджет;
    • выявление ошибок и неточностей в проверяемой документации;
    • обнаружение фактов нарушения правил ведения бухгалтерского учета;
    • доначисление налогов, которые не были уплачены из-за наличия ошибок;
    • привлечение нарушителей к ответственности.

    Что является основанием для проведения внеплановой выездной проверки

    Чем руководствуются сотрудники ФНС при выборе проверяемой организации? Ведомство имеет право проверить любую компанию, но у него недостаточно времени и ресурсов для этого. Поэтому налоговая служба тщательно отсеивает налогоплательщиков. В ходе анализа финансово-экономических показателей деятельности конкретного предприятия налоговики принимают решение о целесообразности проведения проверки, направленной на выявление нарушений.

    Основанием для выездной налоговой проверки организации могут стать в т.ч. следующие факторы:

    • налоговая нагрузка компании менее среднего показателя по отрасли;
    • размер расходов ИП максимально приближен к годовой сумме дохода
    • результаты финансово-экономической деятельности субъекта за текущий налоговый период значительно расходятся с результатами предыдущих налоговых периодов;
    • уровень рентабельности организации значительно отклоняется от среднего показателя по отрасли;
    • использование налоговых вычетов в крупных размерах;
    • низкий уровень зарплаты сотрудников предприятия (ниже среднего показателя по региону и отрасли);
    • опережение роста расходов над ростом доходов от деятельности;
    • значение показателей финансово-экономической деятельности организации неоднократно приближалось к показателям, установленным в качестве лимита для использования налогового спецрежима;
    • налогоплательщик не предоставил пояснения и ответы на запросы налогового органа;
    • организация неоднократно снималась с учета в одной территориальной ФНС и вставала на учет в другой.

    Полный перечень критериев, являющихся основанием для проведения налоговой проверки, можно найти в «Концепции системы планирований выездных проверок» (изложена в приказе ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@).

    Выездная проверка проводится также при реорганизации или ликвидации компании (п. 11 ст. 89 НК РФ).

    Основанием для проведения внеплановых проверок могут стать, в частности, документы и прочие доказательства, полученные от граждан и свидетельствующие о возможных нарушениях налогового законодательства ИП или юрлицом (письмо ФНС РФ от 30.05.17 № ЕД-2-15/678@). Кроме того, внеплановые мероприятия проводятся (ст. 10 закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ о защите прав организаций и ИП при осуществлении госнадзора):

      при истечении срока, отведенного для исполнения предписания об устранении нарушений, выданного субъекту ранее;

    при возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, памятникам истории и культуры, госбезопасности, а также угрозы чрезвычайных ситуаций (природных и техногенных).

    Этапы проведения мероприятия

    Внеплановая выездная проверка проводится в несколько этапов:

    1. Налоговый орган принимает решение о проведении проверки.
    2. Сотрудники ФНС вручают решение о проведении проверки руководству компании по факту прибытия на место.
    3. В ходе проверки налоговики тщательно изучают документы бухгалтерского и налогового учета. Они имеют право запросить нужную документацию и пояснения к ней.
    4. В ходе проверки могут проводиться следующие процедуры: инвентаризация, осмотр помещений, истребование документов, выемка документов, экспертиза и получение экспертного заключения, допрос свидетелей.
    5. Сотрудники ФНС документально оформляют результаты проверки и знакомят с ними представителей проверяемой организации.

    В какие сроки проводится проверка

    Сроки, в которые проводятся выездные внеплановые проверки инспекции, не должны превышать двух месяцев. Отсчет начинается с момента утверждения соответствующего решения.

    В некоторых случаях этот срок может быть увеличен до четырех или шести месяцев. Основания для продления сроков проверки приведены в п. 2 Приложения № 4 к Приказу ФНС 08.05.2015 г. № ММВ-7-2/189@:

    • продление возможно в отношении налогоплательщика, имеющего несколько обособленных подразделений,
    • если в ходе проверки были получены сведения о нарушениях, требующие дополнительной проверки,
    • если проверяемый не представил вовремя требуемые документы и т.д.

    Как проходит выездная налоговая проверка и чем заканчивается

    Вадим Чимидов
    руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

    По данным ФНС, 97% выездных налоговых проверок заканчиваются доначислениями. Однако, если знать закон, можно не только оспорить действия инспектора в ходе проверки, но и добиться через суд отмены итогового решения. Все дело в том, что сами налоговики нередко нарушают правила проведения проверки, и это можно использовать в интересах налогоплательщика.

    Продолжаем серию публикаций, посвященных выездным налоговым проверкам. В предыдущей статье мы рассмотрели причины назначения выездной проверки в компании. Итак, ваша компания оказалась в плане выездных проверок. Что дальше?

    Сразу оговоримся, что план выездных проверок – это тайна за семью печатями и никогда не публикуется в открытых источниках. Поэтому организации, как правило, о грядущей выездной проверке узнают в момент получения решения о проведении выездной проверки . Как правило, одновременно с решением вручается требование о предоставлении документов.

    Но помимо истребования документов в ходе выездной ревизии возможны и другие, не менее хлопотные для проверяемой компании и ее руководства, процедуры налогового контроля. Рассмотрим их подробнее.

    Встречная проверка. В рамках встречной проверки налоговики запрашивают документы и информацию у контрагентов проверяемой компании, чтобы выяснить, не является ли поставщик «однодневкой». Если выяснится, что это именно так, то по всем операциям с подозрительным контрагентом налоговики снимут расходы и вычеты (см. материал на сайте, посвященный встречным проверкам).

    Это интересно:  Взыскание долга с ликвидированного ип

    Опросы. Если налоговики заподозрят в контрагенте «однодневку», при помощи которой проверяемая организация уходила от НДС и налога на прибыль, они будут разыскивать и вызовут на опрос лиц, которые фигурируют в ЕГРЮЛ в качестве генерального директора и учредителя компании. Инспекторы будут расспрашивать, является ли этот гражданин учредителем (генеральным директором) компании. Подписывал ли он «первичку» и проч.

    Экспертиза. В случае, если приглашенный в инспекцию генеральный директор контрагента откажется от своей причастности к организации и подписи в первичных документах, инспекторы могут назначить экспертизу подписей на договорах, накладных, счетах-фактурах и проч. Но экспертиза – довольно дорогое удовольствие для самих инспекторов, поэтому ее назначают только в случае если сумма планируемых доначислений составляет не менее 10 млн рублей.

    Выемка. Налоговый кодекс позволяет инспекторам изъять – то есть взять на проверку – к примеру, жесткий диск с компьютера главбуха. И это поможет им доказать правомерность доначислений. Поэтому уже заранее стоит обезопасить себя и не хранить на рабочем компьютере никакой компрометирующей информации.

    Сроки выездной налоговой проверки

    Выездная проверка проводится в течение двух месяцев. Однако этот период выездной проверки может быть продлен до 4 и даже 6 месяцев (п. 6 статьи 89 НК РФ).

    Продление срока выездной проверки возможно, если:

    выездная проверка проходит у крупнейшего налогоплательщика;

    во время выездной проверки инспекторы получили информацию о каких-то дополнительных нарушениях, требующих тщательного изучения и проверки;

    на территории проверяемой компании случился пожар, наводнение, затопление или произошел еще какой-то форс-мажор;

    проверяемая компания имеет обособленные подразделения;

    налогоплательщик оттягивает представление документов, необходимых инспекторам для полноценного проведения выездной проверки;

    иные обстоятельства, среди которых выделяются объемы проверяемых и анализируемых документов, количество осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности и т. д.

    При этом в срок не засчитывается время «простоя» – когда проверка приостанавливалась для истребования информации у контрагентов, получения сведений у иностранных государственных органов, проведения экспертиз, перевода на русский язык документов, представленных на иностранных языках и др.

    Могу сказать, что в своей практике мы не раз сталкивались с выездными проверками, которые длились по 10 месяцев и дольше.

    Конечно, случается, что налоговики нарушают все мыслимые и немыслимые сроки выездной проверки. Однако суды не признают итоговое решение по выездной проверке незаконным только на этом основании.

    В своей практике мы не раз сталкивались с выездными проверками, которые длились по 10 месяцев и дольше

    Как проходит выездная проверка

    На выездную проверку инспекторы выходят группами, и в ней всегда назначается сотрудник, ответственный за результаты проверки. В его функции входит не только непосредственно проверка компании, но и координация работы других инспекторов, а также оформление результатов проверки. И именно он участвует в рассмотрении разногласий налогоплательщика и в подготовке решения выездной проверки.

    Справка об окончании проверки. В последний день выездной налоговой проверки руководитель группы проверяющих составляет справку об окончании проверки. В ней обязательно указываются:

    • место и дата составления;
    • реквизиты решения о назначении выездной проверки;
    • полное и сокращенное название проверенной организации, ее ИНН и КПП;
    • предмет проверки (виды проверяемых налогов, период, который охватывается проверкой);
    • сроки проведения выездной налоговой проверки.

    Справка составлена – значит, выездная проверка закончена (п. 8 ст. 89 НК РФ). С даты составления справки отсчитываются сроки дальнейшего оформления результатов налоговой проверки.

    Важно!
    После составления справки представители ИФНС не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и осуществлять какие-либо мероприятия налогового контроля, в т. ч. проводить опросы, запрашивать документы по «встречке» и назначать экспертизы.

    Справку о проведенной выездной проверке инспекторы должны вручить законному или уполномоченному представителю организации в день составления, т. е. в последний день проверки.

    Акт выездной налоговой проверки. Через два месяца со дня оформления справки (и ни днем позже) налоговики должны изготовить акт выездной налоговой проверки. Причем этот документ составляется, даже если по результатам проверки налоговики не нашли никаких нарушений.

    Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах: один – для инспекции, второй – для проверяемого налогоплательщика. Вручить организации экземпляр акта инспекция должна лично генеральному директору или иному уполномоченному представителю компании под расписку в течение 5 рабочих дней с даты подписания акта.

    Важно!
    Если в процессе написания акта выездной проверки у ревизоров возникли сомнения в трактовке законодательства (например, если по какому-то вопросу нет официальных разъяснений ФНС, либо они расходятся с позицией Минфина), они направляют проект акта на согласование в вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС. При этом срок согласования не должен увеличивать общую продолжительность подготовки акта – два месяца.

    Возражения по акту. Очень часто компании не согласны с изложенными в акте выездной проверки фактами, выводами и предложениями. На то чтобы представить свои возражения налогоплательщику отводится месяц со дня получения акта. Возражения подаются в письменном виде – в целом по акту выездной проверки или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ). В обоснование возражений рекомендуется приложить подтверждающие документы.

    Рассмотрение материалов проверки. В течение десяти рабочих дней со дня истечения срока на представление возражений по акту выездной проверки инспекция должна рассмотреть сам акт, материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения компании. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

    О времени и месте рассмотрения акта выездной налоговой проверки инспекторы обязаны известить налогоплательщика. Извещение может быть отправлено заказным письмом по почте (с уведомлением о вручении), телефонограммой, телеграммой, факсом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

    Если представитель компании извещение получил, но не явился, налоговики будут рассматривать материалы проверки и представленные возражения без него. Но если руководство инспекции посчитает присутствие представителя проверяемой организации обязательным, срок рассмотрения возражений могут перенести.

    Решение по акту выездной проверки. На основе всех имеющихся материалов инспекция выносит окончательное решение по итогам выездной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Его инспекторы обязаны вручить генеральному директору или другому уполномоченному представителю компании.

    Чем заканчивается выездная проверка

    Как это ни печально, но пережить выездную проверку без потерь практически невозможно – по данным ФНС, в настоящее время более 97% выездных проверок заканчиваются доначислениями. Это значит, что, если все-таки выездная проверка началась, то итогом проверки станет решение о привлечении к ответственности. Причем средняя сумма доначислений по одной результативной выездной проверке составляет не много ни мало 2 млн руб.

    Но на какую сумму выпишут «счет» Вашей компании – завит от Вас и Ваших действий в ходе выездной проверки. И профессионализма специалистов, которые помогают Вам в ходе выездной проверки и в процессе вынесения решения по ее результатам.

    Налоговые юристы нашей компании обладают колоссальным опытом в области сопровождения выездных проверок.

    Если выездная проверка пришла к вам – звоните и пишите! Мы оперативно отреагируем и составим согласованный план действий в ходе проверки, что поможет избежать доначислений или хотя бы свести их к минимуму.

    Статья написана по материалам сайтов: rusjurist.ru, spmag.ru, 1c-wiseadvice.ru.

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector