Взыскание излишне уплаченной госпошлины

В соответствии с пунктом 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

В связи с этим необходимо представлять заявление о возврате излишне (ошибочно) уплаченной госпошлины, с указанием причины возврата, суммы
и услуги за которую была произведена оплата, а также полные реквизиты плательщика (Ф.И.О. полностью, наименование банка, БИК банка, корр.счет банка, лицевой счет получателя), приложив оригинал платежного документа об оплате услуг. Образец заявления (в приложении).

Возврат и зачет излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины

Советник бухгалтера», 2008, N 7

Статьями 78 и 79 Налогового кодекса РФ установлено, что возврат и зачет государственной пошлины осуществляются с учетом специфики, установленной гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ. Указанная глава Кодекса содержит ст. 333.40 «Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины», согласно нормам которой уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случаях:

  • уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 НК РФ;
  • возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты госпошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об ее уплате;
  • прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

В случае если государственная пошлина подлежит возврату, арбитражный суд выдает соответствующую справку на ее возврат на одном листе и возвращает оригинал платежного поручения на уплату государственной пошлины, которое по правилам судопроизводства должно быть приложено к заявлению или иску, подаваемому в суд.

Справка и оригинал платежного поручения высылаются судом по адресу заявителя, указанному в заявлении (иске).

На основании этой справки и платежного поручения возможны следующие действия плательщика государственной пошлины.

Плательщик обращается с заявлением о возврате государственной пошлины.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судебных органах (включая Конституционный Суд РФ и уставные (конституционные) суды субъектов РФ) и мировыми судьями, должны быть приложены:

  • решения, определения и справки судов об обстоятельствах, служащих основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины;
  • подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае если она подлежит возврату частично — копии вышеуказанных платежных документов.

Он предпочтителен в том случае, если размер уплаченной государственной пошлины невелик, а плательщик предполагает возникновение других судебных споров в течение трех лет со дня ее уплаты.

Подлинные документы, полученные из суда, сохраняются, а при последующем обращении в суд подается заявление о зачете государственной пошлины с приложением документов, ранее полученных из суда (то есть справки на возврат государственной пошлины и оригинала платежного поручения).

Такие действия правомерны, поскольку плательщик имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Это интересно:  Снятие ареста с недвижимости

Иными словами, если государственная пошлина была уплачена за рассмотрение заявления (иска) в арбитражном суде, она может быть зачтена при повторном обращении в арбитражный суд.

Вышеуказанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия.

Зачет суммы излишне уплаченной (взысканной) госпошлины

Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются:

  • решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, служащих основанием для ее полного возврата;
  • платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины

Государственная пошлина подлежит также возврату в случаях:

  • отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;
  • отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда и въезда в Россию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации как на российской территории, так и за ее пределами, проездного документа беженца.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается в орган (должностному лицу), уполномоченный(ому) совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере. Если же государственная пошлина подлежит возврату частично, прилагаются копии платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимается органом (должностным лицом), осуществляющим действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты вышеуказанной суммы.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи данного заявления о возврате.

При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины.

Государственная пошлина подлежит возврату в размере 50% от уплаченной суммы при заключении мирового соглашения до принятия соответствующего решения арбитражным судом.

Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Госпошлина не возвращается.

Государственная пошлина не подлежит возврату:

  • при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;
  • за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации;
  • за государственную регистрацию заключения брака, перемены имени, за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, в случае если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

Таким образом, при практической реализации плательщиками права на возврат (зачет) налогов необходимо в первую очередь обращать внимание на виды налогов, по которым возможно произвести зачет (возврат), на соблюдение сроков в отношении соответствующих действий и основания для проведения возврата (зачета).

Апелляция поправила суды по возврату излишне уплаченной госпошлины

Белгородский областной суд представил на своем сайте новый выпуск информационного бюллетеня суда за сентябрь 2015 года.

Это интересно:  Уплата налогов до какого числа

В бюллетень традиционно входит обзор судебной практики по уголовным, гражданским и административным делам. В частности, рассматриваются вопросы досудебного и судебного производства, применение норм материального права, процессуальные вопросы, статистические данные по пересмотру судебных решений в апелляционном порядке.

Анализируя одно из дел, апелляционный суд отмечает, что решение вопроса о возврате излишне уплаченной государственной пошлины не входит в компетенцию суда, а подлежит рассмотрению иным органом в порядке, установленном налоговым законодательством.

Определением суда С. отсрочена уплата госпошлины при подаче встречного искового заявления до вынесения решения по существу. В ходе рассмотрения гражданского дела С. увеличила заявленные исковые требования.

С. обратилась с заявлением о возврате государственной пошлины в размере 2000 руб., которые она оплатила при подаче встречного искового заявления, согласно определению суда, одновременно просила вернуть оригинал квитанции оплаченной госпошлины. Определением судьи в удовлетворении заявления С. отказано.

Определение отменено в апелляционном порядке. Принимая заявление С. о возврате государственной пошлины к своему производству и отказывая в его удовлетворении, судья руководствовался ст. 333.40 НК РФ и исходил из отсутствия оснований для ее возвращения с учетом материалов гражданского дела. С данным выводом судьи судебная коллегия не согласилась ввиду неправильного применения норм процессуального и материального права районным судом.

Согласно ст. 93 ГПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. В соответствии с положениями ч. 5 п. 3 ст. 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, Конституционным судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанных платежных документов.

В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом и им же направляется для исполнения в территориальный орган Федерального казначейства.

Таким образом, решение о возврате излишне уплаченной государственной пошлины принимает налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело, а территориальный орган Федерального казначейства осуществляет возврат государственной пошлины в исполнение указанного решения налогового органа. Указанные требования закона оставлены без внимания.

Возврат излишне уплаченной госпошлины в силу прямого указания ст. 333.40 НК РФ производится только налоговым органом, а не судом. Решение вопроса о возврате излишне уплаченной государственной пошлины не входит в компетенцию суда, а подлежит рассмотрению иным органом и в ином (в порядке, установленном налоговым законодательством), нежели гражданско-процессуальном, порядке.

Принимая заявление С. о возврате государственной пошлины к своему производству, судья неправильно применил норму материального права (ст. 333.40 НК РФ).

При таких обстоятельствах определение судьи нельзя признать законным и обоснованным и оно по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.

Поскольку в порядке гражданского судопроизводства заявление о возврате госпошлины разрешению не подлежит, судебная коллегия, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, приходит к выводу об отказе в принятии заявления С. При этом С. вправе обратиться в районный суд с заявлением о выдаче справки для возврата излишне уплаченной государственной пошлины.

С полным текстом информационного бюллетеня Белгородского областного суда № 9 (сентябрь) 2015 года можно ознакомиться здесь.

О возврате госпошлины, излишне уплаченной иным лицом за ее плательщика с использованием электронного средства платежа

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

Это интересно:  Шаблон заявления на отпуск

ПИСЬМО

В связи с обращением по вопросу уплаты и возврата государственной пошлины за плательщика государственной пошлины иным лицом Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) уплата сбора, в частности государственной пошлины, за плательщика сбора может осуществляться иным лицом, в том числе представителем плательщика сбора.

Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за плательщика сбора (государственной пошлины).

При уплате государственной пошлины за совершение юридически значимых действий иным лицом, в том числе и представителем, за плательщика государственной пошлины в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет должно быть указано, что представитель или иное лицо действует от имени ее плательщика.

На основании пункта 3 статьи 333.40 Кодекса заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 333.18 Кодекса факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

В абзаце первом пункта 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1602-О-О отмечено, что положения абзаца второго пункта 3 статьи 333.18 Кодекса непосредственно не устанавливают каких-либо требований к оформлению документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

В силу пункта 4.6 главы 4 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19 июня 2012 г. N 383-П, исполнение распоряжения в электронном виде в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету подтверждается банком плательщика посредством направления плательщику извещения в электронном виде о списании денежных средств с банковского счета плательщика с указанием реквизитов исполненного распоряжения или посредством направления исполненного распоряжения в электронном виде с указанием даты исполнения. При этом указанным извещением банка плательщика могут одновременно подтверждаться прием к исполнению распоряжения в электронном виде и его исполнение.

Таким образом, полагаем, что платежное поручение, подтверждающее осуществление операции с использованием электронного средства платежа, а также указанное извещение являются доказательством факта уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, определенных главой 25.3 Кодекса, и могут прилагаться к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

В связи с учетом положения статьи 45 Кодекса в случае если государственная пошлина уплачена иным лицом, то на основании пункта 3 статьи 333.40 Кодекса с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в орган, уполномоченный совершать юридически значимое действие, должен обратиться плательщик государственной пошлины (т.е. лицо, в отношении которого было совершено данное действие).

По мнению Департамента, возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины должен осуществляться только на указанный в заявлении банковский счет плательщика государственной пошлины.

Статья написана по материалам сайтов: wiseeconomist.ru, pravo.ru, www.audit-it.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector