Закон о медиации рк 2020 год

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 28 января 2011 года №401-IV

(В редакции Законов Республики Казахстан от 17.02.2012 г. №565-IV ЗРК, 03.07.2013 г. №121-V ЗРК, 15.01.2014 г. №164-V ЗРК, 03.07.2014 г. №227-V ЗРК, 31.10.2015 г. №378-V ЗРК)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере организации медиации в Республике Казахстан, определяет ее принципы и процедуру проведения, а также статус медиатора.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения медиации

1. Сферой применения медиации являются споры (конфликты), возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, об уголовных проступках, если иное не установлено законами Республики Казахстан, и отношения, возникающие при исполнении исполнительного производства.

2. Процедура медиации не применяется к спорам (конфликтам), возникающим из отношений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в случае, если такие споры (конфликты) затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, и лиц, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными.

3. Процедура медиации не применяется к спорам (конфликтам), возникающим из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, когда одной из сторон является государственный орган.

4. Процедура медиации не применяется по уголовным делам о коррупционных преступлениях и иным преступлениям против интересов государственной службы и государственного управления.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Казахстан от 15.01.2014 г. №164-V ЗРК, 03.07.2014 г. №227-V ЗРК)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) соглашение об урегулировании спора (конфликта) — письменное соглашение сторон, достигнутое ими в результате медиации;

2) медиатор — независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной и непрофессиональной основе в соответствии с требованиями настоящего Закона;

3) ассоциация (союз) медиаторов — организация, создаваемая в целях координации деятельности организаций медиаторов, а также для защиты их прав и законных интересов;

4) организации медиаторов — некоммерческие организации, создаваемые для объединения медиаторов на добровольной основе для достижения ими общих целей по развитию медиации, не противоречащих законодательству Республики Казахстан;

5) медиация — процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон;

6) стороны медиации — субъекты отношений, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, участвующие в процедуре медиации;

7) договор о медиации — письменное соглашение сторон, заключаемое с медиатором в целях разрешения спора (конфликта) до начала медиации;

8) участники медиации — медиатор и стороны медиации.

Статья 3. Цели медиации

Целями медиации являются:

1) достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны медиации;

2) снижение уровня конфликтности сторон.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Документ подготовлен с участием трех коллегий ВС: по административным, гражданским и экономическим спорам. Кроме того, в разработке проекта участвовали специалисты из ведущих юридических вузов РФ и Минюста. Изменения затрагивают сразу три процессуальных кодекса – Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный и Кодекс административного судопроизводства – и заставят суды активнее содействовать сторонам в примирении. Документ предлагает использовать примирительную процедуру на любой стадии процесса по ходатайству стороны или по предложению суда.

Одна из главных новелл – судьям в отставке разрешат стать медиаторами или судебными примирителями на профессиональной основе. Для этого отставникам надо будет войти в специальные списки, которые будут вести Советы судей субъектов РФ. Судебными примирителями могут быть и работники аппарата суда, которые имеют высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

Законопроект также предлагает использовать примирительные процедуры и по делам, которые рассматриваются в порядке административного судопроизводства. Таким образом, законопроект разрешает медиацию и в спорах с госорганами.

Представляется, что в условиях возрастающего количества споров с участием государственных органов именно государство должно расширять использование примирительных процедур для эффективного урегулирования споров со своим участием, в том числе в целях укрепления авторитета органов государственной власти, повышения доверия к ним.

Особо подчеркивается, что суд не должен принуждать стороны к примирению, а лишь предлагает им попытаться урегулировать спор самим, оценив все плюсы такого способа. Если же в процессе примирительной процедуры у сторон не получится разрешить конфликт, то судебное разбирательство будет возобновлено.

Это интересно:  Бухгалтер материальной группы должностные обязанности

Закон о медиации рк 2020 год

Примером такого шага может служить вводимый Законом «О медиации» (далее – Закон) от 28 января 2011 года одноименный институт. Введением института медиации государство предоставило участникам гражданского оборота дополнительный инструмент для разрешения спора, который может остаться невостребованным ввиду того, что не все правильно понимают суть этой процедуры.

Базисом в понимании альтернативных процедур разрешения спора является то, что до обращения в компетентные органы спор представляет собой локальный конфликт или недопонимание. В данном ракурсе необходимо отметить, что слова «до обращения в компетентные органы» в вышеприведенном тезисе нужно рассматривать как противопоставление традиционному порядку разрешения споров, когда после обращения в компетентные органы применительно к гражданскому процессу по гражданскому делу появляется условно-невиновный (истец) и условно-виновный (ответчик).

При возникновении спорной ситуации существуют лишь мнения вовлеченных лиц относительно вопроса: «Было ли в действительности нарушено право конкретного лица в конкретной ситуации?». В большинстве случаев все вовлеченные стороны до обращения в компетентные органы доподлинно знают ответ на указанный вопрос и вся процедура, предусмотренная законодательством, сводится лишь к определению суммы и порядка возмещения ущерба и, возможно, затягиванию разрешения возникшей ситуации.

Медиация, согласно Закону, — это процедура урегулирования спора между сторонами при содействии медиатора в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон. При первом прочтении не улавливается, но мы догадываемся, что стороны – это лица, непосредственно вовлеченные в спор, которые обращаются к медиатору с просьбой помочь в разрешении конфликта. В настоящей статье рассмотрим лишь основные моменты без детального анализа всех норм Закона. Отметим лишь, что при написании разработчики в этот раз учли опыт зарубежных стран, мнения различных ученых и экспертов, то есть в целом он соответствует общемировым тенденциям. Закон краток, он призван лишь узаконить подобную процедуру разрешения споров, вместе с тем, практика применения может внести свои коррективы.

Считаем, что интересным моментом в указанном Законе на данный момент являются положения, указанные в пунктах 5 и 6 статьи 27 Закона «О медиации» от 28 января 2011 года. В них закреплено, что при достижении соглашения об урегулировании спора в ходе гражданского процесса государственная пошлина подлежит возврату плательщику. Иными словами, процедуру медиации приравняли к процедуре разбирательства в третейском суде, что вызывает справедливое недоумение, поскольку по сути такое соглашение об урегулировании спора будет являться «мировым соглашением», но такая норма безусловно подтолкнет практиков к использованию процедуры медиации.

В пункте 6 статьи 27 Закона определяется возможность заключения соглашения об урегулировании конфликта между потерпевшим и лицом, совершившим преступление. Такое нередко случается и сейчас, но получение отступного потерпевшим зачастую никак не оформляется и лишь так называемое «встречное заявление» от имени потерпевшего может служить основанием для прекращения уголовного дела.

Что такое медиация?

Медиация – это процедура разрешения споров, при которой стороны обращаются к третьему независимому лицу за помощью в достижении взаимовыгодного результата. При этом стороны опираются на автономию воли сторон. То есть никто не может заставить кого-либо вступить в процесс медиации, участвовать в этом процессе, заключать какие-либо соглашения и потом следовать этим соглашениям. Таким образом, все в медиации предельно добровольно. Если у кого-то возникает спор, и переписка по этому поводу затягивается (претензия, ответ на претензию, просьбы о предоставлении отсрочки и прочее), то одним из вариантов разрешения возникшей проблемы можно выбрать медиацию. Может показаться, что медиация как процедура разрешения споров неприменима в существующих реалиях, так как с одной стороны существуют «дружественные переговоры», в процессе проведения которых можно разрешить спор, а если оппонент не идет на контакт – то можно обратиться в суд или арбитраж. Но стоит отметить, что не всегда стороны правильно понимают друг друга. Часто стороны готовы пойти на компромисс, но какие-либо моральные установки – личностные, национальные и другие, мешают воспринять аргументы противоположной стороны. В таком случае вполне возможно обратиться к специалисту по разрешению споров, основной задачей которого бы являлось преодоление таких установок и ориентирование спорящих на поиск взаимовыгодного разрешения возникшей проблемы.

Это интересно:  Можно ли вернуть проценты по ипотеке

Каковы процедуры медиации? Когда это возможно? Кем инициируется?

Единой процедуры медиации не предусмотрено. Все процедурные вопросы могут обсуждаться сторонами и сами стороны вправе определить место, время, а также иные вопросы относительно процедуры медиации. Действительно, поскольку сама процедура является исключительно добровольной, то она должна проводиться в условиях максимального комфорта всех вовлеченных лиц. Вместе с тем, полагаем, что каждая организация медиаторов будет стремиться утвердить собственный регламент по проведению процедуры медиации с целью предоставить сторонам оптимальные условия для проведения деловых встреч и определения условий соглашения об урегулировании спора (конфликта).

При возникновении какого-либо спора вовлеченная сторона может письменно обратиться к противоположной стороне о проведении процедуры медиации как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства. В таких случаях адресат должен ответить на такое письмо в срок, указанный в обращении, либо в течение десяти дней (такой срок выбран законодателем по умолчанию). Дата заключения сторонами спора договора о медиации в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона будет являться официальным началом процедуры медиации. В случае недостижения соглашения о медиации, инициирующая сторона не лишается права на обращение в компетентный орган. Кроме того, предложение о проведении процедуры медиации может быть сделано судом или органом уголовного преследования.

При этом законодатель определил, что медиация по конфликтам, вытекающим из совершения преступления, должна проводиться в ходе уголовного судопроизводства. Отдельным моментом, заслуживающим особое внимание, следует отметить, что факт участия в медиации не может служить доказательством признания вины участником судопроизводства, являющимся стороной медиации.

Какие споры разрешаются (уголовные, гражданско-правовые)?

Предметом медиации могут служить споры (конфликты), возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, если иное не установлено законами Республики Казахстан.

В тексте Закона нет прямого указания, но, анализируя статью 27, можно прийти к выводу, что законодатель делает различия между гражданско-правовыми спорами (куда совершенно справедливо относятся споры, возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц), а также конфликтами, рассматриваемыми в ходе уголовного судопроизводства.

Кто может быть медиатором, требования?

Медиатор – это лицо, помогающее сторонам прийти к соглашению об урегулировании спора (конфликта). Им может быть независимое, беспристрастное, не заинтересованное в исходе дела физическое лицо, выбранное по взаимному согласию сторон медиации, включенное в реестр медиаторов и давшее согласие на выполнение функции медиатора. Медиаторы могут быть профессиональными и непрофессиональными. Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью, так что отсутствует необходимость постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя.

У непрофессиональных медиаторов реестр должен вести аким района в городе, города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа. Непрофессиональными медиаторами могут быть лица, достигшие сорокалетнего возраста и состоящие в реестре непрофессиональных медиаторов. Для этого необходимо предоставить соответствующему акиму копию удостоверения личности, медицинские справки из медицинской организации, оказывающей наркологическую помощь, и психоневрологической организации, выданные по месту жительства претендента, справку об отсутствии судимости.

У профессиональных медиаторов такой реестр должны вести организации медиаторов, которые должны быть некоммерческими, негосударственными, самофинансируемыми и самоуправляемыми организациями, созданными по инициативе медиаторов в организационно-правовых формах, предусмотренных законом Республики Казахстан «О некоммерческих организациях». Не совсем понятно, сколько будет таких организаций, как они будут друг с другом координироваться, но, думается, что каждый, кто удовлетворяет требованиям, предъявляемым к медиаторам, сможет найти себе подходящую организацию для включения в соответствующий реестр.

Профессиональными медиаторами могут быть лица, имеющие высшее образование, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие документ (сертификат), подтверждающий прохождение обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, и состоящие в реестре профессиональных медиаторов. Несмотря на то, что такую программу подготовки Правительство Республики Казахстан еще не утвердило, различные организации уже активно ведут занятия по подготовке профессиональных медиаторов.

Результат разрешения спора. Правовые последствия. Разница с мировым соглашением

В результате успешной медиации согласно статье 27 Закона стороны приходят к соглашению об урегулировании спора (конфликта), которое оформляется в письменном виде и подписывается сторонами. Такое соглашение должно содержать данные о сторонах медиации, предмете спора (конфликта), медиаторе, а также согласованные сторонами условия соглашения, способы и сроки их исполнения и последствия их неисполнения или ненадлежащего исполнения. Соглашение об урегулировании спора (конфликта) рассматривается как гражданско-правовая сделка, которая подлежит исполнению сторонами в добровольном порядке; ответственность за неисполнение такой сделки наступает в соответствии с законодательством РК.

Это интересно:  Может ли оклад быть ниже мрот

Интересно положение о том, что, в случае, если спор уже находится на рассмотрении в суде, то такое соглашение подлежит утверждению судом в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. При этом соглашение об урегулировании спора и мировое соглашение, судя по планируемым изменениям в Гражданский Процессуальный Кодекс РК, — это разные понятия.

Не совсем понятно, зачем соглашение об урегулировании спора утверждается судом, если оно вступает в силу с момента подписания сторонами. Может ли случиться на практике случай, когда соглашение подписано и исполнено одной стороной, а суд впоследствии такое соглашение не утвердит? Предполагается, что суд не утверждает мировое соглашение сторон, и не будет утверждать соглашение об урегулировании спора, если это противоречит закону или нарушает чьи-либо права, свободы и законные интересы.

Этот момент роднит два соглашения – мировое соглашение и соглашение об урегулировании спора. Но есть существенная разница: в случае достижения сторонами соглашения об урегулировании спора, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату. В случае, если сумма государственной пошлины является значительной, есть хороший способ ее вернуть посредством заключения договора о медиации, а впоследствии – соглашения об урегулировании спора. Даже в случае неисполнения оппонентом своих обязательств по такому соглашению об урегулировании спора, предъявление такого соглашения, утвержденного судом, в последующем, наверняка сможет оказать сильное влияние при рассмотрении спора о невыполнении условий соглашения об урегулировании спора. Следует отметить, что одним из оснований для отказа в принятии искового заявления вскоре будет наличие соглашения об урегулировании спора в порядке медиации.

Закон “О медиации” — что ждать в 2020 году?

Поделиться

В Беларуси завершается работа над проектом закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законы РБ по вопросам медиации”.

Закон Республики Беларусь “О медиации” вступил в силу в 2014 году. За четыре года, прошедших после его принятия, в стране были проведены тысячи медиаций. Анализ медиативной практики показал, что институт медиации нуждается в дальнейшем развитии. Проект содержит ряд новаций, которые, в случае их принятия, позволят расширить возможности медиации, как способа разрешения споров. Изменения и дополнения затронут Гражданский кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Хозяйственный процессуальный кодекс, Кодекс о браке и семье и закон “О медиации”.

Медиация, наряду с претензионным порядком, признается досудебным способом разрешения споров. Это означает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели могут включать в хозяйственные договоры медиативную оговорку и, в случае возникновения споров, использовать медиацию в качестве досудебного способа урегулирования спора.

В настоящее время обращение к медиации по хозяйственным спорам, поступившим в суд, возможно только на подготовительном этапе судопроизводства. Проект расширяет возможности применения медиации для разрешения хозяйственных споров. Стороны спора, по обоюдному желанию, смогут обратиться к медиации на любом этапе судебного процесса, а также в процессе исполнительного производства.

Возможность принудительного исполнения медиативных соглашений, существующая в Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь и распространяющаяся на коммерческие медиативные соглашения, будет применяться к медиативным соглашениям по всем другим видам гражданских отношений.

В закон “О медиации” вносится определение понятия «информационная встреча с медиатором». Кодекс о браке и семье предусматривает обязанность суда направлять стороны на информационную встречу с медиатором в случаях споров между супругами о разделе имущества, воспитании и содержании детей. Кодекс также предусматривает возможность обращения к медиатору по спорам, вытекающим из брачного договора.

Национальное собрание Республики Беларусь должно утвердить проект закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам медиации” в марте 2020.

Статья написана по материалам сайтов: pravo.ru, services.nalogikz.kz, mediation-eurasia.pro.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector