Заполнение ттн при перевозке товара перевозчиком

Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2013, N 2

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1208 «О внесении изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее — Постановление N 1208) были внесены изменения и дополнения в Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее — Постановление N 272), коснувшиеся в том числе формы и порядка заполнения транспортной накладной.

Несовместимость ранее предложенной в Постановлении N 272 формы транспортной накладной с большим количеством вариантов практических отношений, возникающих при перевозках грузов автомобильным транспортом, побудило Правительство РФ уточнить некоторые моменты.

Изменения, по мнению автора, носят принципиальный характер, снимают ряд спорных вопросов и ставят новые проблемы в части применения формы транспортной накладной.

Обращаем внимание, что с 2013 г. в связи с упразднением унифицированных форм первичной бухгалтерской документации, в том числе унифицированной формы N 1-Т «Товарно-транспортная накладная», транспортная накладная может явиться единственным документом для оформления автоперевозки товаров.

При оформлении транспортной накладной не нужна печать. Ни одна сторона, участвующая в оформлении транспортной накладной, не должна проставлять оттиск печати.

Соответствующие исключения внесены в графы 6 «Прием груза», 7 «Сдача груза», 9 «Информация о принятии заказа к исполнению» и даже 16 «Дата составления, подписи сторон» формы транспортной накладной.

Транспортная накладная может подписываться уполномоченными лицами грузоотправителя, грузополучателя и (или) перевозчика, являющихся физическими лицами. Дополнение о том, что транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами, внесено в п. 9 Постановления N 272.

Однако при анализе изменений в заполнении графы 1 «Грузоотправитель (грузовладелец)», графы 2 «Грузополучатель» и графы 10 «Перевозчик» формы транспортной накладной можно сделать вывод, что привлечение уполномоченных лиц предполагается только для физических лиц.

При этом уполномоченные лица также должны быть гражданами (не юридическими лицами), так как для них в графах 1, 2, 10 формы транспортной накладной предполагается заполнение информации о фамилии, имени, отчестве и адресе места жительства.

Таким образом, в графах 6, 7, 16 дополнение о том, что ставить подпись о приеме груза для перевозки, сдаче груза и дате составления транспортной накладной от имени грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика может уполномоченное ими лицо, только если грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик являются физическими лицами.

По мнению автора, уполномоченное лицо может быть привлечено и грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком, являющимися индивидуальными предпринимателями, так как с точки зрения пояснений по заполнению граф 1, 2 и 10 субъекты разделены на категории «физических» и «юридических» лиц. Индивидуальный предприниматель — физическое лицо, имеющее фамилию, имя, отчество и адрес места жительства.

Юридические лица в таком случае видимо, не могут уполномочить иное юридическое или физическое лицо для оформления транспортной накладной. Иными словами, в любом случае в графах 1, 2, 6, 7, 10 и 16 юридические лица, являющиеся грузоотправителем, грузополучателем или перевозчиком, указывают свое наименование, а не наименование посредника.

При этом, по мнению автора, данное обстоятельство не должно исключать права организации привлекать посредников для совершения каких-либо действий (фактических или юридических), связанных с перевозкой грузов, как от имени самой организации, так и от имени посредника. Такое право не противоречит п. 9 Постановления N 272, в котором не уточняется, что уполномоченные лица могут подписывать транспортную накладную только в том случае, если грузоотправитель или перевозчик является физическим лицом.

В таком случае, вероятно, организации в графах 1, 2, 10 нужно указывать наименование самой организации, а для того, чтобы в графах 6, 7, 16 транспортной накладной могли расписываться работники посредника, им должны быть выданы соответствующие полномочия (например, оформлена доверенность на право сдачи-приема груза и заключения договора перевозки, или такие полномочия должны прямо следовать из договора).

В графе 1 транспортной накладной должен указываться только грузоотправитель, являющийся грузовладельцем. Наименование графы 1 транспортной накладной в редакции Постановления N 1208 звучит так: «Грузоотправитель (грузовладелец)». Аналогичное дополнение внесено в пояснения к заполнению графы 16 транспортной накладной.

При этом аналогичных уточнений в текст Постановления N 272 внесено не было.

Четкого определения термина «грузовладелец» по отношению к автомобильным перевозкам законодательство РФ не содержит.

Исходя из толкования этого понятия в иных нормативных актах о грузоперевозках, под грузовладельцем понимается собственник груза или иное лицо, правомерно владеющее этим грузом (к примеру, арендатор или лизингополучатель, перевозящий предмет аренды или лизинга, или хранитель по договору хранения товара, распоряжающийся грузом по указанию поклажедателя).

Что касается понятия «грузоотправитель», то в силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав транспорта) грузоотправитель — это физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.

Очевидно, что на практике грузовладелец не всегда является грузоотправителем и грузоотправитель не всегда является грузовладельцем. Между тем и грузоотправитель, и грузовладелец могут указываться в транспортной накладной как сторона по договору перевозки грузов.

Безусловно, при решении вопросов налогообложения и оформлении первичных документов термин «грузоотправитель» вовсе не совпадает с аналогичным термином «грузоотправитель» по гражданскому законодательству. Так, по Уставу транспорта, грузоотправитель, заключивший договор перевозки груза с перевозчиком и указываемый грузоотправителем в транспортной накладной, не обязательно передает груз к перевозке со своего склада, в то время как для правильного заполнения, к примеру, счета-фактуры и товарной накладной (унифицированная форма N ТОРГ-12) важно в графах «Грузоотправитель» указывать наименование и адрес организации, со склада которой вывозится товар.

Учитывая, что транспортная накладная призвана подтверждать факт заключения договора перевозки груза, уместно вспомнить ст. 785 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), в силу которой заключение договора с перевозчиком и уплату ему за перевозку груза платы осуществляет отправитель груза. Именно отправитель груза вверяет перевозчику груз для доставки в пункт назначения.

Очевидно, что гражданско-правовое понятие «отправитель груза» скорее соответствует определению «грузоотправитель» по Уставу транспорта и не совпадает с пониманием налоговыми органами термина «грузоотправитель».

Таким образом, исходя из требований Устава транспорта, ст. 785 ГК РФ и уточненной формы транспортной накладной, в графе 1 и в графе 16 транспортной накладной нужно указывать наименование организации, владеющей грузом на момент заключения с перевозчиком договора перевозки этого груза (именно грузовладелец имеет право и возможность пользоваться грузом, в том числе перевозить его, заключая договор перевозки), или наименование организации, которой владелец груза поручил заключение с перевозчиком договора перевозки этого груза.

Примечательно, что в графах 6 «Прием груза» и 7 «Сдача груза» накладной по-прежнему должны расписываться должностные лица реальных грузоотправителей и грузополучателей, со склада которых отгружается товар и на склад которых товар поступает.

Если наименование реального грузополучателя будет указано в графе 2 «Грузополучатель» транспортной накладной, то наименование реального грузоотправителя нигде в транспортной накладной не будет отражено в случае, когда реальный грузоотправитель не является грузовладельцем или его уполномоченным лицом, заключившим договор перевозки (указанным в графе 1).

Чтобы решить эту проблему, в графе 6 «Прием груза» наряду с адресом места погрузки нужно предусмотреть указание реального грузоотправителя, со склада которого отгружается товар.

По мнению автора, изменение в порядке заполнения графы 1 транспортной накладной является наиболее существенным.

Дело в том, что при введении новой формы транспортной накладной возникло большое количество спорных ситуаций, при которых реальный грузоотправитель (со склада которого отгружался товар) вполне правомерно отказывался заполнять графу 1 и графу 16 транспортной накладной, ссылаясь на то, что он не является стороной договора перевозки.

С большим трудом организациям удавалось достигать компромисса, к примеру, дополняя форму транспортной накладной графой 1а. В ней указывалась организация, представитель которой расписывался в графе 16 накладной в подтверждение заключения договора перевозки с перевозчиком.

При изменении положения, что в графе 1 и в графе 16 должна указываться все же организация — владелец груза (товара), а не реальный грузоотправитель, вновь последует необходимость пересмотра сложившегося порядка оформления транспортной накладной.

В транспортной накладной нужно указывать наименование организации-плательщика, ее адрес и банковские реквизиты. Графа 15 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы» транспортной накладной дополнена новой строкой, в которой должны указываться полное наименование организации-плательщика (грузоотправителя), ее адрес и банковские реквизиты.

Таким образом, по мнению автора, это дополнение свидетельствует о том, что если за перевозку денежные средства перевозчику вносит не грузоотправитель, не грузовладелец, а некая иная организация-плательщик, то реквизиты этого плательщика и нужно указать в графе 15 транспортной накладной.

При этом для целей составления транспортной накладной (и заключения договора перевозки) не имеет значения, каким образом грузовладелец, заключивший договор перевозки, будет компенсировать плательщику провозную плату и расходы перевозчика. Плательщика в таком случае следует рассматривать как организацию, осуществляющую платеж за третье лицо (грузовладельца).

Если плательщик является и грузовладельцем, то в отличие от прежней редакции в транспортной накладной будут указываться его банковские реквизиты.

В транспортной накладной не нужно указывать сведения о путевом листе, выписываемом водителю перевозчика. В графе 10 «Перевозчик» по новой редакции транспортной накладной не нужно указывать сведения о путевом листе (листах), которые выписывает перевозчик своему водителю для перевозки груза.

Это логично, поскольку для заключения и исполнения договора перевозки данные сведения не нужны, путевые листы являются внутренними документами перевозчика, не имеющими значения для всех иных участников процесса перевозки груза.

В транспортной накладной не нужно указывать информацию о лицах, ответственных за перевозку. В графах 1, 2, 10 транспортной накладной не нужно указывать информацию о лице, ответственном за перевозку со стороны грузоотправителя (грузовладельца), грузополучателя и перевозчика (фамилию, имя, отчество и средства связи).

Данное изменение также видится оправданным.

Для юридического лица обязательно нужно указывать телефон. В графах 1, 2, 10 транспортной накладной грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, являющиеся юридическими лицами, помимо полного наименования и адреса должны указывать также телефон.

Подписи должны быть расшифрованы, должности указаны. В графах 6 «Прием груза» и 7 «Сдача груза» следует не только расшифровать подписи грузоотправителя и грузополучателя, но и указать их должности.

Подпись водителя в этих графах также должна быть расшифрована.

Приведем примеры заполнения отдельных граф транспортной накладной в новой редакции.

Вариант 1. Ситуация, при которой продавец со своего склада, расположенного в обособленном подразделении, отгружает товар на склад покупателя, при этом перевозчика нанимает и его услуги оплачивает продавец.

Графа 1 — наименование организации-грузовладельца, юридический адрес, телефон (в нашем случае — это продавец).

Графа 2 — наименование организации, на склад которой поступит груз, юридический адрес, телефон (в нашем случае — это покупатель).

Графа 6 — адрес склада погрузки, т.е. адрес обособленного подразделения продавца, подпись кладовщика продавца, отпустившего товар; подпись водителя, принявшего груз к перевозке.

Графа 7 — адрес склада выгрузки, т.е. фактический адрес склада покупателя, подпись кладовщика или иного представителя покупателя, принявших груз, подпись водителя, сдавшего груз грузополучателю.

Графа 10 — наименование перевозчика, адрес, телефон, фамилия, имя, отчество водителя, телефон.

Графа 15 — стоимость услуг по перевозке и дополнительные расходы перевозчика; наименование, адрес и банковские реквизиты организации плательщика (в нашем случае — это продавец).

Графа 16 — подпись должностного лица грузоотправителя (грузовладельца) — в нашем случае — это продавец; подпись должностного лица перевозчика.

Вариант 2. Другая распространенная ситуация, при которой продавец со своего склада, расположенного в обособленном подразделении, отгружает товар на склад покупателя, при этом перевозчика нанимает и его услуги оплачивает покупатель (на склад продавца приезжает за грузом автомобиль, направленный покупателем).

Графа 1 — наименование организации-грузовладельца, юридический адрес, телефон (в нашем случае — это покупатель).

Графа 2 — наименование организации, на склад которой поступит груз, юридический адрес, телефон (в нашем случае — это покупатель).

Графа 6 — адрес склада погрузки, т.е. адрес обособленного подразделения продавца, здесь же можно указать наименование организации — реального грузоотправителя (в нашем случае — это продавец), подпись кладовщика продавца, отпустившего товар, подпись водителя, принявшего груз к перевозке.

Графа 7 — адрес склада выгрузки, т.е. фактический адрес склада покупателя, подпись кладовщика или иного представителя покупателя, принявших груз, подпись водителя, сдавшего груз грузополучателю.

Графа 10 — наименование перевозчика, адрес, телефон, фамилия, имя, отчество водителя, телефон.

Графа 15 — стоимость услуг по перевозке и дополнительные расходы перевозчика; наименование, адрес и банковские реквизиты организации-плательщика (в нашем случае — это покупатель).

Графа 16 — подпись должностного лица грузоотправителя (грузовладельца) — в нашем случае — это покупатель, подпись должностного лица перевозчика.

Вариант 3. Более сложная ситуация, при которой продавец со своего склада, расположенного в обособленном подразделении, отгружает товар на склад покупателя, при этом покупатель нанимает экспедитора, действующего по агентской схеме и нанимающего перевозчика от своего имени, но за счет заказчика (покупателя), услуги перевозчика оплачивает экспедитор.

Графа 1 — наименование организации-отправителя груза по поручению грузовладельца (т.е. покупателя), юридический адрес, телефон (в нашем случае — это экспедитор).

Графа 2 — наименование организации, на склад которой поступит груз, юридический адрес, телефон (в нашем случае — это покупатель).

Графа 6 — адрес склада погрузки, т.е. адрес обособленного подразделения продавца, здесь же можно указать наименование организации — реального грузоотправителя (в нашем случае — это продавец), подпись кладовщика продавца, отпустившего товар, подпись водителя, принявшего груз к перевозке.

Графа 7 — адрес склада выгрузки, т.е. фактический адрес склада покупателя; подпись кладовщика или иного представителя покупателя, принявших груз; подпись водителя, сдавшего груз грузополучателю.

Графа 10 — наименование перевозчика, адрес, телефон, фамилия, имя, отчество водителя, телефон.

Графа 15 — стоимость услуг по перевозке и дополнительные расходы перевозчика, наименование, адрес и банковские реквизиты организации-плательщика (в нашем случае — это экспедитор).

Графа 16 — подпись должностного лица грузоотправителя (грузовладельца) — в нашем случае это экспедитор (полномочия действовать в интересах покупателя, т.е. грузовладельца подтверждаются договором транспортной экспедиции или доверенностью), подпись должностного лица перевозчика.

Это интересно:  Как подать электронное заявление на госуслугах

Вариант 4. Обычная ситуация (но в новом прочтении правил заполнения графы 1), при которой перепродавец нанимает перевозчика и оплачивает его услуги, чтобы со склада продавца забрать товар и перевезти его на склад покупателя.

Графа 1 — наименование организации-грузовладельца, юридический адрес, телефон (в нашем случае — это перепродавец).

Графа 2 — наименование организации, на склад которой поступит груз, юридический адрес, телефон (в нашем случае — это покупатель).

Графа 6 — адрес склада погрузки, т.е. адрес склада продавца, здесь же можно указать наименование организации — реального грузоотправителя (в нашем случае — это продавец), подпись кладовщика продавца, отпустившего товар, подпись водителя, принявшего груз к перевозке.

Графа 7 — адрес склада выгрузки, т.е. фактический адрес склада покупателя, подпись кладовщика или иного представителя покупателя, принявших груз, подпись водителя, сдавшего груз грузополучателю.

Графа 10 — наименование перевозчика, адрес, телефон, фамилия, имя, отчество водителя, телефон.

Графа 15 — стоимость услуг по перевозке и дополнительные расходы перевозчика, наименование, адрес и банковские реквизиты организации-плательщика (в нашем случае — это перепродавец).

Графа 16 — подпись должностного лица грузоотправителя (грузовладельца) — в нашем случае это перепродавец; подпись должностного лица перевозчика.

Новая форма транспортной накладной: порядок оформления, образец заполнения

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее — Правила) и новая форма транспортной накладной. Применять ее следует начиная с 25 июля 2011 г.

Документы, необходимые для перевозки грузов

Транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза (п. 20 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», далее — Закон N 259-ФЗ).
Необходимость использования транспортной накладной и заполнения ее реквизитов установлена п. 6 Правил перевозки грузов (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).
Начиная с 25 июля расходы на доставку при перевозках грузов автотранспортом необходимо подтверждать транспортной накладной, составленной по новой форме. Этот документ потребуется и при налоговой проверке, когда налоговики оценивают реальность операций и обоснованность расходов.
Новая форма транспортной накладной используется в случае, когда товар перевозит специализированная транспортная компания или предприниматель, оказывающий услуги по автоперевозке. То есть участниками операции по перевозке являются грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель.

Товарная накладная по форме N ТОРГ-12, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации.
Товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, используется для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.
Форма N Т-1 может использоваться в случае, когда перевозка товаров осуществляется без участия специализированной транспортной компании. В этом случае договор перевозки груза не составляется. Организация, выступающая в роли отправителя или получателя, самостоятельно осуществляет перевозку товаров (п. 2 Постановления N 78).

Общие правила оформления транспортной накладной

Транспортную накладную (далее — ТН) составляет грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки груза (п. 1 ст. 8 Закона N 259-ФЗ). Груз, на который не оформлена ТН, перевозчиком для перевозки не принимается.
Выписывать ТН нужно в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Каждый экземпляр является оригиналом.
ТН составляется на одну или несколько партий груза, которые перевозятся на одном транспортном средстве (п. 9 Правил).
Если груз перевозится на двух автомобилях, то необходимо составить две транспортные накладные. Иными словами, количество ТН должно соответствовать количеству используемых транспортных средств (п. 10 Правил).
Если какая-либо строка транспортной накладной не заполняется, то в ней следует поставить прочерк (п. 11 Правил).
Транспортную накладную подписывают и заверяют печатями грузоотправитель и перевозчик.
Любые исправления заверяются подписями и печатями как грузоотправителя, так и перевозчика.

Особенности заполнения отдельных разделов транспортной накладной

Сопроводительные документы

Чтобы беспрепятственно осуществить перевозку груза, грузоотправитель обязан приложить к ТН:
— документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиями законодательства РФ;
— сертификаты, паспорта качества, удостоверения, другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (п. 4 ст. 8 Закона N 259-ФЗ).
Эти документы следует указать в разд. 4 ТН.

Указания грузоотправителя

В разд. 5 ТН грузоотправитель должен указать:
— тип, марку, грузоподъемность и вместимость транспортного средства;
— требования фитосанитарных, санитарных, карантинных, таможенных органов;
— предельный срок и температурный режим перевозки.
Особое внимание следует обратить на температурный режим при перевозке скоропортящегося груза (п. 77 Правил).
Если в ТН грузоотправитель не сделает особых отметок, не укажет меры предосторожности, необходимые при перевозке груза, либо укажет недостоверные сведения о свойствах груза, то с него будет взыскан штраф в пользу перевозчика в размере 20% провозной платы. Помимо этого, грузоотправителю придется возместить ущерб, причиненный перевозчику такими нарушениями (п. 3 ст. 35 Закона N 259-ФЗ).

Объявленная стоимость

По строке «Объявленная стоимость» грузоотправитель указывает действительную стоимость груза (п. 12 Правил). По нашему мнению, эта сумма должна соответствовать итоговой сумме, указанной в счете-фактуре, и включать в себя НДС.
Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи его грузополучателю (п. 5 ст. 34 Закона N 259-ФЗ).
Если груз был утрачен или не подлежит восстановлению, то перевозчик возмещает ущерб в размере объявленной стоимости груза. Если же груз испорчен частично, то владельцу груза возмещается доля объявленной стоимости груза.
Обратите внимание, что в отдельных случаях ценность груза не определяется и в накладной не указывается (п. 76 Правил). Это касается:
— груза, который перевозится навалом, насыпью или наливом;
— груза, опломбированного грузоотправителем;
— скоропортящегося и опасного груза;
— части груза, который перевозится по одной накладной.
В этом случае ущерб возмещается в размере стоимости утраченного или недостающего груза. Если повреждена была только часть груза, то грузоотправителю возмещается сумма, на которую понизилась стоимость груза.
При этом стоимость груза определяется исходя из цены груза, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, либо исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Масса груза

Запись в ТН о массе груза с указанием способа ее определения осуществляется грузоотправителем, если иное не установлено договором перевозки груза (п. 3 ст. 12 Закона N 259-ФЗ).
Если груз перевозится навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, его масса должна быть определена и указана в транспортной накладной (п. 1 ст. 12 Закона N 259-ФЗ).
При перевозке грузов в таре или упаковке, а также штучных грузов в транспортной накладной следует указывать массу груза и количество грузовых мест, массу нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеры (высота, ширина и длина) в метрах, объем грузовых мест в куб. метрах (п. 53 Правил).
Масса грузов в таре или упаковке, а также масса штучных грузов определяются грузоотправителем до предъявления их для перевозки.
Для определения массы груза используют следующие способы:
— взвешивание;
— расчет на основании данных геометрического обмера согласно объему загружаемого груза. Либо масса определяется на основании технической документации на груз (п. 54 Правил).
По требованию перевозчика масса груза определяется грузоотправителем в присутствии перевозчика, а в случае если пунктом отправления является терминал перевозчика, — перевозчиком в присутствии грузоотправителя (п. 55 Правил).

Прием груза

При передаче груза перевозчику заполняется разд. 6 «Прием груза». В этом разделе следует указать:
— адрес места погрузки;
— дату и время подачи транспортного средства под погрузку.
При подаче транспортного средства под погрузку грузоотправитель отмечает в транспортной накладной в присутствии перевозчика (водителя):
— фактические дату и время подачи транспортного средства под погрузку;
— состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования;
— массу груза и количество грузовых мест.
Затем эти сведения заверяются подписью грузоотправителя и скрепляются печатью организации-грузоотправителя (п. 25 Правил). Перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает в п. 12 транспортной накладной свои замечания и оговорки при приеме груза (п. 26 Правил).
Время подачи транспортного средства под погрузку рассчитывается с момента предъявления водителем транспортного средства в пункте погрузки грузоотправителю следующих документов (п. 2 ст. 11 Закона N 259-ФЗ):
— документ, удостоверяющий личность водителя;
— путевой лист.

Сдача груза

Перевозчик доставляет и выдает груз грузополучателю по адресу, который указан грузоотправителем в ТН (п. 63 Правил). Грузополучатель принимает доставленный ему груз.
При передаче груза грузополучателю заполняется разд. 7 «Сдача груза». В этом разделе следует указать:
— адрес места выгрузки;
— дату и время подачи транспортного средства под выгрузку.
В присутствии перевозчика (водителя) грузополучатель указывает в ТН:
— фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку;
— состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования;
— массу груза и количество грузовых мест (п. 68 Правил).
Эти сведения заверяются подписью грузополучателя и водителя, а также скрепляются печатью грузополучателя.
Время подачи транспортного средства под выгрузку отсчитывается с момента предъявления водителем транспортного средства грузополучателю транспортной накладной в пункте выгрузки (п. 2 ст. 11 Закона N 259-ФЗ).
Перевозчик должен доставить груз в срок, который установлен договором перевозки груза. В случае если в договоре перевозки груза сроки не установлены, доставка груза осуществляется:
а) в городском, пригородном сообщении — в суточный срок;
б) в междугороднем или международном сообщениях — из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки.
Разница между массой груза, определенной в пункте отправления, и массой груза, определенной в пункте назначения, не должна превышать норму естественной убыли груза (п. 11 ст. 15 Закона N 259-ФЗ).
В разд. 8 следует указать условия перевозки:
— сроки, по истечении которых грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным;
— форму уведомления о проведении экспертизы для определения размера фактических недостач, повреждения (порчи) груза;
— размер платы и предельный срок хранения груза в терминале перевозчика;
— сроки погрузки (выгрузки) грузов;
— порядок предоставления и установки приспособлений, необходимых для погрузки, выгрузки и перевозки груза;
— массу груза и способ ее определения;
— сведения об опломбировании крытых транспортных средств и контейнеров;
— порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ, работ по промывке и дезинфекции транспортных средств.
В случае отсутствия всех или каких-либо отдельных записей в разделе «Условия перевозки» ТН применяются условия перевозки грузов, предусмотренные Законом N 259-ФЗ и Правилами. При отсутствии записей в свободных строках ставятся прочерки (п. 11 Правил).

Штрафы для перевозчика

Помимо прочих сведений в разд. 8 отражаются размеры штрафов, которые должен уплатить перевозчик:
— за невывоз груза по вине перевозчика;
— несвоевременное предоставление транспортного средства;
— просрочку доставки груза и порядок исчисления срока просрочки.
Напомним, что за невывоз груза по вине перевозчика предусмотрен штраф в размере 20% платы, установленной за перевозку груза (п. 1 ст. 34 Закона N 259-ФЗ).
За несвоевременное предоставление транспортного средства перевозчик уплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф в размере, который устанавливается договором перевозки груза (п. 3 ст. 34 Закона N 259-ФЗ). В том случае, если размер штрафа договором перевозки груза не установлен, то перевозчик уплачивает штраф в размере:
— при перевозке в городском или пригородном сообщении — 5% провозной платы;
— при перевозке в междугороднем сообщении — 1% среднесуточной провозной платы, определенной в соответствии со сроком перевозки, указанным в договоре.
Кроме того, грузоотправитель может потребовать у перевозчика и возмещения причиненных им убытков (п. 4 ст. 34 Закона N 259-ФЗ). Основанием для начисления штрафа является отметка о дате и времени подачи транспортного средства в ТН.
За просрочку доставки груза грузополучателю перевозчик уплачивает штраф в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза (п. 11 ст. 34 Закона N 259-ФЗ). При этом общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с 24 часов суток, когда должен быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза.
Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.

Штрафы для грузоотправителя

В разд. 8 предусмотрена строка, в которой следует указывать размер штрафа:
— за непредъявление для перевозки груза;
— задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку;
— простой специализированных транспортных средств;
— задержку (простой) контейнеров.
За непредставление груза для перевозки грузоотправителю придется заплатить штраф в размере 20% платы за перевозку (п. 1 ст. 35 Закона N 259-ФЗ). Кроме того, перевозчик вправе потребовать от грузоотправителя возмещения причиненных ему убытков.
За задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, грузоотправитель уплачивает штрафы в размере, установленном договором перевозки груза (п. 4 ст. 35 Закона N 259-ФЗ). А в случае, когда размер штрафа не установлен, то в размере:
— при перевозке в городском или пригородном сообщении — 5% провозной платы;
— при перевозке в междугороднем сообщении — 1% среднесуточной провозной платы, определенной в соответствии со сроком перевозки, указанным в договоре.
В таком же размере уплачивают штраф грузополучатели в случае задержки транспортных средств, поданных под выгрузку, а также за задержку (простой) контейнеров (п. 7 ст. 35 Закона N 259-ФЗ). При задержке специализированных транспортных средств размер штрафа увеличивается в два раза (п. 5 ст. 35 Закона N 259-ФЗ).
В разд. 9 следует указать дату принятия заказа к исполнению, лицо, которое приняло заказ к исполнению, его подпись и печать организации-перевозчика.
На оборотной стороне ТН приводятся сведения о перевозчике и транспортном средстве.
В разд. 10 необходимо указать:
— наименование и место нахождения организации-перевозчика;
— Ф.И.О. лица, ответственного за перевозку, и данные о способах связи с ним;
— Ф.И.О. водителя и данные о средствах связи с ним;
— сведения о путевом листе.
В разд. 11 указывают тип и марку транспортного средства, на котором осуществляется перевозка груза, его грузоподъемность, вместимость в кубических метрах, а также его регистрационный номер.
В разд. 12 перевозчик описывает фактическое состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования при приеме груза и сдаче груза, а также изменение условий перевозки при движении и при выгрузке.
Раздел 13 предназначен для указания прочих условий. В них перевозчик указывает:
— номер, дату и срок действия специального разрешения;
— установленный маршрут перевозки опасного, тяжеловесного или крупногабаритного груза и др.;
— режим труда и отдыха водителя в пути следования;
— сведения о коммерческих и иных актах.

Это интересно:  Федеральная комиссия по ценным бумагам

Переадресовка

На практике возможна ситуация, когда покупатель решит изменить адрес доставки, когда товар уже находится в пути. В этом случае переадресовка фиксируется в разд. 14.
Напомним, что переадресовка осуществляется в порядке, установленном п. 67 Правил.
Водитель по телефону или электронной почте информирует перевозчика о дате, времени и причинах отказа грузополучателя принять груз. Перевозчик в письменной форме либо по телефону (электронной почте) уведомляет грузоотправителя об отказе и причинах отказа грузополучателя принять груз и запрашивает указание о переадресовке груза.
Если в течение двух часов грузоотправитель не укажет новый адрес, перевозчик в письменной форме уведомляет грузоотправителя о возврате груза и дает указание водителю о возврате груза грузоотправителю.
Если грузоотправитель передал сведения о новом месте выгрузки, то перевозчик передает эту информацию водителю автотранспортного средства.
В этом случае в разд. 14 следует указать:
— дату, когда поступила информация о переадресовке, и форму, в которой она сделана, — письменно или устно;
— Ф.И.О. лица, от которого получено указание на переадресовку, и наименование организации, где оно работает;
— адрес нового пункта выгрузки, а также дату и время подачи транспортного средства под выгрузку;
— новое наименование грузополучателя и его место нахождения при изменении получателя груза.
Раздел 15 предназначен для определения стоимости услуг перевозчика и для указания порядка расчета провозной платы. Здесь же перевозчик указывает:
— свои расходы и платеж за проезд по платным автомобильным дорогам, которые должен оплатить грузоотправитель;
— таможенные пошлины и сборы, уплаченные при перевозке опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
— стоимость погрузо-разгрузочных работ, работ по промывке и дезинфекции транспортных средств.
Раздел 17 представляет собой таблицу, в которой могут делать отметки и грузоотправители, и грузополучатели, и перевозчики.
В первой графе дается краткое описание тех обстоятельств, которые послужили основанием для отметки, во второй графе приводится расчет и размер штрафа, а в третьей графе — проставляется подпись лица, сделавшего запись, и указывается дата.

Новый порядок оформления транспортной накладной

Автор: Наталья Михайлова, ассистент бухгалтера ООО «Аксор»

Начиная с 25 июля 2011 года, при транспортировке товара автомобильным транспортом предприятиям нужно будет оформлять транспортную накладную по новой форме.

Как правило, предприятия уделяют достаточно мало внимания сопроводительным документам при доставке товаров. Между тем, их правильное заполнение является необходимым условием для признания расходов. Поэтому и необходимо следить за изменениями законодательства в этой области.

25 июля 2011 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 15.04.2011г. №272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом». В Приложении 4 к данному Постановлению приведена новая форма транспортной накладной.

В соответствии с новыми Правилами перевозка груза автотранспортом осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза — заявки грузоотправителя (п. 6 Правил №272). Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза).

В настоящий момент при перевозке груза автотранспортом оформляется товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т. Форма 1-Т «Товарно-транспортная накладная», а также указания по ее применению и заполнению утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997г. №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» . Рекомендации по применению товарно-транспортной накладной также содержатся в Общих правилах перевозки грузов автотранспортом (утверждены Минавтотрансом РСФСР 30.06.1971г.).

Какие же основные отличия новой формы транспортной накладной можно выделить?

Наиболее заметным изменением является отсутствие деления накладной на товарный и транспортный раздел. Товарно-транспортная накладная (форма 1-Т) состоит из двух разделов:

1) товарный раздел — определяет взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей, на его основании производится списание и оприходования ТМЦ.

2) транспортный раздел — определяет взаимоотношения грузоотправителей с транспортными организациями — перевозчиками, служит для расчетов за услуги по перевозке грузов (Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997г. №78).

А транспортная накладная, установленная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011г. №272, фактически состоит только из транспортного раздела. При этом разработанная форма во многом позволяет устранить дублирование сведений о грузоотправителе и перевозимом товаре, которые отражаются в накладной. В новой форме транспортной накладной не содержится информации о коде (номенклатурном номере) продукции, количестве, цене, общей стоимости товара.

В транспортной накладной в разделе 3 «Наименование груза» указывается отгрузочное наименование груза, количество грузовых мест, маркировка, вид тары и способ упаковки, масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеры в метрах, объем грузовых мест в кубических метрах.

В отличие от накладной по форме Т-1, из данных о сторонах договора перевозки исключены сведения о плательщике (заказчике), данные о банковских реквизитах перевозчика, реквизиты с подписями и расшифровками главного бухгалтера и сотрудников, которые разрешили и осуществили отпуск груза.

В транспортной накладной не указывают номеров телефонов компаний грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков. Вместо этого в накладной содержатся данные о средствах связи лица, ответственного за перевозку.

В новую форму также добавлен ряд дополнительных сведений, необходимых для лучшей организации и контроля процесса перевозки товара. Так, в транспортную накладную включаются данные об условиях перевозки, свойствах транспортного средства, рекомендации и указания грузоотправителя, сведения о фактическом состоянии груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования при приеме и сдаче груза, об изменении условий перевозки при движении и при выгрузке и т.д.

Особенностью новой транспортной накладной является отсутствие сведений о цене перевозимого товара. В разделе 5 бланка транспортной накладной предусмотрена лишь объявленная стоимость груза, но она указывается грузоотправителем только в случае, когда груз считается ценным. Сведения о стоимости груза в новой накладной заполняют лишь для того, чтобы при недостаче или порче товара по вине перевозчика рассчитать сумму возмещения ущерба (п. 12 Правил № 272).

По этой причине транспортная накладная не заменяет собой товарную накладную по форме № ТОРГ-12 . В этом и состоит одно из главных отличий новой транспортной накладной от формы Т-1. В товарном разделе товарно-транспортной накладной указывается стоимость груза, то есть сумма, которую покупатель должен заплатить продавцу. То есть, в товарно-транспортной накладной содержатся все данные, необходимые для списания и оприходования товара. Некоторые организации добавляют в форму № 1-Т дополнительные графы, в которых указывают сумму НДС. Это дает возможность отказаться от ТОРГ-12 и ограничиться товарно-транспортными накладными при принятии к учету товаров.

Следовательно, отсутствие в транспортной накладной по новой форме информации о стоимости груза не позволяет ей быть документом, который служит достаточным обоснованием признания расходов.

Порядок заполнения транспортной накладной

Транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза.

Сначала грузоотправитель подает перевозчику заказ (заявку) на транспортировку груза. Данная заявка должна быть рассмотрена перевозчиком, который в срок до 3 дней со дня ее принятия информирует грузоотправителя о принятии заказа или об отказе в принятии заказа. Дата и номер принятого заказа (заявки) указывается в транспортной накладной.

По общему правилу транспортную накладную составляет грузоотправитель (п. 6 Правил №272). Однако договором перевозки можно предусмотреть и другой порядок ее оформления. Например, возложить эту обязанность на перевозчика.

В п. 9 новых Правил установлены требования к форме транспортной накладной. Она должна быть составлена в письменной форме, подписана перевозчиком и грузоотправителем, а также заверена печатью перевозчика. Если грузоотправитель является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, то накладная заверяется еще и печатью грузоотправителя. Любые исправления в транспортной накладной также заверяются подписями и печатями, как грузоотправителя, так и перевозчика.

Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика (п. 9 Правил №272). Каждый из экземпляров нумеруется, для чего в транспортной накладной предусмотрена графа «Экземпляр №». Следовательно, осуществляющий перевозку водитель транспортного средства должен иметь при себе два экземпляра транспортной накладной — для перевозчика и для грузополучателя. Напомним, что товарно-транспортная накладная по форме Т-1 на перевозку грузов автомобильным транспортом выписывается в четырех экземплярах.

В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств. При этом сведения о нескольких партиях груза, доставляемых на одной автомашине можно занести в одну накладную.

В пунктах 1, 2 и 10 транспортной накладной указываются данные о грузоотправителе, грузополучателе и перевозчике. Для того чтобы избежать споров с налоговыми органами, необходимо, чтобы эти сведения, соответствовали счету — фактуре.

Перевозчик согласовывает условия перевозки груза с грузоотправителем, и на этом основании заполняет пункты 8-11, 13, 15 и 16 транспортной накладной. При перевозке опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов перевозчик указывает в пункте 13 транспортной накладной при необходимости информацию о номере, дате и сроке действия специального разрешения, а также о маршруте перевозки такого груза.

При подаче транспортного средства под погрузку грузоотправитель отмечает в разделе 6 «Прием груза» транспортной накладной в присутствии перевозчика фактические дату и время подачи транспортного средства под погрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест (п. 25 Правил №272).

После завершения погрузки перевозчик подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает в разделе 12 «Оговорки и замечания перевозчика» накладной свои замечания и оговорки при приеме груза. В данном разделе транспортной накладной перевозчиком (водителем) также отмечается изменение условий перевозки груза (п. 28 Правил №272).

Запись в транспортной накладной о массе груза с указанием способа ее определения осуществляется грузоотправителем, если иное не установлено договором перевозки груза. По требованию перевозчика масса груза определяется грузоотправителем в присутствии перевозчика, а если пунктом отправления является терминал перевозчика, — перевозчиком в присутствии грузоотправителя. При перевозке груза в опломбированных грузоотправителем крытом транспортном средстве и контейнере масса груза определяется грузоотправителем (п. 55 Правил №272). Сведения об опломбировании груза (вид и форма пломбы) указываются в транспортной накладной.

В новых Правилах перевозок грузов предусмотрено изменение места доставки груза (переадресовка). Переадресовка осуществляется в случае, когда изначально заявленный грузополучатель по причинам, не зависящим от перевозчика, оказался не в состоянии принять товар (п. 66 Правил №272). Сведения о новом пункте выгрузки или о новом грузополучателе вносятся перевозчиком в пункт 14 транспортной накладной.

При подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель отмечает в разделе 7 «Сдача груза» транспортной накладной в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест (п. 68 Правил №272).

Обязательными реквизитами транспортной накладной являются подписи и печати сторон:

  • перевозчика — в разделе 9 «Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению», в разделе 16 «Дата составления, подписи сторон»,
  • грузоотправителя — в разделе 6 «Прием груза» и в разделе 16 «Дата составления, подписи сторон»,
  • грузополучателя — в разделе 7 «Сдача груза».

Конечно, для того чтобы избежать споров и с контрагентами, и с контролирующими органами, необходимо максимально подробно заполнять все разделы накладной. Однако если у предприятия нет информации для их заполнения, то допускается, что строки транспортной накладной могут быть пустыми. Отсутствие записи подтверждается прочерком в соответствующих строках накладной. Так, если грузоотправитель и перевозчик не оговаривали особых условий перевозки, то во всех строках раздела 8 «Условия перевозки» ставятся прочерки. В таком случае условия перевозки надо определять по общим правилам, закрепленным Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007г. №259-ФЗ (п. 11 Правил №272).

Если же для перевозки необходимы какие-либо другие сведения, не предусмотренные установленной формой транспортной накладной, то предприятия могут ввести в накладную дополнительные строки и разделы. В Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом №272 не установлено никаких ограничений на этот счет.

Основные сведения, которые должны содержаться в транспортной накладной, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011г. №272, приведены в следующей таблице.

Раздел (пункт) транспортной накладной

Содержание раздела

ФИО, адрес места жительства, данные о средствах связи – для физического лица;

полное наименование, адрес места нахождения – для юридического лица;

ФИО, данные о средствах связи лица, ответственного за перевозку

ФИО, адрес места жительства, данные о средствах связи – для физического лица;

полное наименование, адрес места нахождения – для юр. лица;

ФИО, данные о средствах связи лица, ответственного за перевозку

Это интересно:  Расчет пошлины при подаче искового заявления

наименование груза, его состояние и другая информация о грузе;

количество грузовых мест, маркировка, вид тары и способ упаковки;

масса грузовых мест (кг), размеры в метрах, объем грузовых мест (м 3)

4.Сопроводительные документы на груз

перечень прилагаемых к транспортной накладной документов, предусмотренных ДОПОГ, санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с законодательством РФ;

перечень прилагаемых к грузу сертификатов, паспортов качества, удостоверений, разрешений, инструкций, товарораспорядительных и других документов, установленных законодательством РФ

параметры транспортного средства (тип, марка, грузоподъемность, вместимость)

указания, необходимые для выполнения санитарных, таможенных, прочих требований, установленных законодательством РФ;

рекомендации о предельных сроках и температурном режиме перевозки, сведения о запорно-пломбировочных устройствах;

объявленная стоимость груза

адрес места погрузки/выгрузки;

дата и время подачи транспортного средства под погрузку/выгрузку;

фактические дата и время прибытия;

фактическое состояние груза, тары, упаковки, маркировки, опломбирования;

масса груза, количество грузовых мест;

подпись и оттиск печати грузоотправителя;

подпись водителя, принявшего/ сдавшего груз

сроки, по истечении которых груз считается утраченным, форма уведомления о проведении экспертизы для определения размера фактических недостачи, повреждения (порчи) груза;

размер платы и предельный срок хранения груза в терминале перевозчика, сроки погрузки (выгрузки) грузов;

порядок предоставления приспособлений для погрузки, выгрузки и перевозки груза;

масса груза и способ ее определения, сведения об опломбировании;

порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ;

размеры штрафов (за невывоз груза, несвоевременное предоставление транспортного средства, просрочку доставки груза, непредъявление для перевозки груза, за задержку и простой транспортных средств, др.)

9.Информация о принятии заказа к исполнению

дата принятия заказа (заявки) к исполнению;

ФИО, должность лица, принявшего заказ к исполнению, оттиск печати, подпись

ФИО, адрес места жительства, данные о средствах связи – для физического лица;

полное наименование, адрес места нахождения – для юр. лица;

ФИО, данные о средствах связи лица, ответственного за перевозку

количество, тип, марка, грузоподъемность, вместимость;

регистрационные номера транспортного средства

12.Оговорки и замечания перевозчика

фактическое состояние груза, тары, упаковки, маркировки
и опломбирования при приеме и сдаче груза;

изменение условий перевозки при движении и выгрузке

13. Прочие условия

номер, дата и срок действия специального разрешения, маршрут перевозки опасного, тяжеловесного или крупногабаритного груза и др.;

режим труда и отдыха водителя в пути следования;

сведения о коммерческих и иных актах

дата, форма переадресовки (устно или письменно);

сведения о лице, от которого получено указание на переадресовку;

адрес нового пункта выгрузки, дата и время подачи транспортного средства под выгрузку;

новое наименование грузополучателя и место его нахождения

15.Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы

стоимость услуги, порядок расчета;

размер провозной платы (заполняется после окончания перевозки);

расходы перевозчика и предъявляемые грузоотправителю платежи за проезд по платным автодорогам, уплаты таможенных пошлин и сборов;

выполнение погрузо-разгрузочных работ, работ по промывке и дезинфекции транспортных средств)

16.Дата составления, подписи сторон

дата, оттиск печати, подпись грузоотправителя и перевозчика

17.Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков

краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для отметки, расчет и размер штрафа, подпись, дата;

(обычно заполняется при составлении актов и оформлении претензий)

Проблемы применения товарной накладной

Уже сейчас существуют споры по поводу порядка применения товарной накладной. Дело в том, что введение товарной накладной, приведенный в приложении № 4 к Правилам перевозок грузов, фактически не отменяет использования товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т (утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78) при документировании перевозок. Таким образом, фактически будет существовать две формы документа, которым подтверждаются расходы на доставку. Чиновники из Минтранса и Минфина до сих пор не обозначили своей четкой позиции по этому вопросу. В настоящее время существуют два противоположных мнения на этот счет:

  • С 25 июля 2011 года прекращается применение товарно-транспортной накладной (форма Т-1) и предприятия имеют право подтверждать расходы по доставке товара только на основании транспортной накладной, приведенной в новых Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом.
  • Новая форма транспортной накладной не является заменой для формы Т-1, следовательно, при перевозке товара должны составляться оба документа.

Первая позиция аргументируется тем, что преимущественно должны применяться новые Правила перевозок грузов автомобильным транспортом как более поздняя версия нормативного акта. А в данном документе не содержится никаких положений относительно применения товарно-транспортной накладной по форме Т-1.

Приверженцы одновременного применения этих форм указывают на тот факт, что транспортная накладная служит подтверждением расходов на перевозку (п. 6 Правил № 272), а товарно-транспортная накладная нужна для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом (Постановление Госкомстата России от 28.11.97 №78). Следовательно, они не могут заменять друг друга.

Еще один подход к этому вопросу заключается в том, что транспортная накладная и товарно-транспортная накладная имеют разные сферы применения. Форма №1-Т используется всеми юридическими лицами, эксплуатирующими автотранспортные средства и выступающими в роли отправителей и получателей грузов (п. 2 Постановления №78). Следовательно, форма №1-Т оформляется и при заключении договора со специализированной компанией-перевозчиком, и в случае, когда функции перевозчика выполняются либо грузоотправителем, либо грузополучателем.

Транспортной накладной подтверждается заключение договора перевозки груза. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ). То есть товар доставляет сторонняя транспортная компания, с которой заключается договор перевозки.

Если доставка товара до покупателя осуществляет сам поставщик, то договор перевозки не заключается. Соответственно, нет оснований для оформления транспортной накладной. Если же доставку организует поставщик или покупатель, с привлечением перевозчика, то с 25 июля 2011 года составление транспортной накладной по новой форме обязательно.

Таким образом, обе формы накладной при перевозке товаров автотранспортом считаются действующими, но должны применяться в разных случаях.

Неизвестно, какой из вышеперечисленных позиций будут придерживаться налоговые органы при проверке обоснованности признания расходов на приобретение и транспортировку товаров. В связи с этим, до тех пор, пока не появятся официальные разъяснения Минфина и ФНС о порядке применения транспортных накладных, предприятиям при транспортировке товара автотранспортом рекомендуется использовать обе формы – и транспортную накладную, утвержденную постановлением Правительства РФ от 15.04.11 № 272, и товарно-транспортную накладную (форма 1-Т). Также не следует забывать и о необходимости оформлять при поставке товарную накладную по форме № ТОРГ-12 . В противном случае, при признании налоговыми ведомствами обязанности составлять накладную по форме 1-Т, могут возникнуть проблемы с подтверждением расходов на приобретение и транспортировку товара и с принятием к вычету НДС.

Товарно-транспортная накладная по форме 1-Т

Оформление бланка 1-Т происходит в случаях перевозки товарно-материальных ценностей от одной организации к другой как собственными силами продавца-отправителя, так и при посредничестве компании-перевозчика.

Кто должен оформлять товарно-транспортную накладную

Если транспортировка товарно-материальных ценностей происходит непосредственно собственником или продавцом товара, то оформление документа входит в его прерогативу.

Если же используется заключение договора с перевозчиком, которое может происходить как от лица отправителя, так и от лица получателя товара, то и составление этого документа может быть компетенцией как той, так и другой стороны.

Иными словами, оформляет форму 1-Т та компания, которая нанимает перевозчика.

Можно ли использовать один бланк для разных перевозок

Для каждой перевозки оформляется отдельный бланк 1-Т, использовать одну и ту же накладную для нескольких транспортировок категорически нельзя. Точно также, если один и то же груз необходимо развести по разным фирмам, то на каждую партию необходимо составлять свой документ.

Структура документа

Накладную условно можно поделить на две части.

  1. Первая – товарная, — включает сведения
    • об отправителе и получателе товара,
    • объеме,
    • наименовании и т.п. параметры.

Эта часть документа является основанием для списания груза со склада отправителя и одновременно для приходования его получателем.

  • Вторая часть – транспортная. В ней содержатся сведения
    • непосредственно о перевозке,
    • информация о компании-перевозчике и конкретном водителе,
    • марке автомобиля,
    • времени в пути и километраже,
    • товаре и т.д.

    Здесь же указывается стоимость транспортировки.

    Правила оформления и порядок работы с бланком

    Данный документ относится к первичной документации, поэтому при его заполнении следует придерживаться определенных стандартов. В частности, нельзя оставлять ячейки пустыми (где нужно ставятся прочерки), допускать неточности и ошибки, а также вносить в бланк неверные сведения.

    К форме 1-Т могут прилагаться дополнительные документы:

    • сертификаты,
    • паспорты,
    • свидетельства,
    • договоры и пр.

    Все они должны обязательно быть указаны в строке «Приложение» товарно-транспортной накладной.

    Документ распечатывается в четырех копиях, одна из которых остается у отправителя товара, остальные три передаются на руки водителю, который будет развозить груз.

    Все документы необходимо удостоверить нужными подписями. Затем второй экземпляр водитель должен вручить грузополучателю, а третий и четвертый передать руководству транспортной компании (при этом они должны иметь подписи как отправителя, так и получателя товара). После этого, третий экземпляр с выписанным счетом на оплату за услуги транспортировки отправляется заказчику (т.е. той фирме, которая заключила договор на доставку товара), а четвертый остается у перевозчика и становится частью его бухгалтерского учета.

    Инструкция заполнения бланка товарно-транспортной накладной

    • Сначала в документе нужно указать его номер (по внутреннему документообороту компании, выписывающей накладную), поставить дату заполнения, затем в строку «Грузоотправитель» вписать информацию о предприятии, отправляющем товар – здесь нужно указать его полное название, фактический адрес и телефон.
    • После этого точно таким же образом следует внести сведения об адресате в строку «Грузополучатель».
    • Напротив обозначения «Плательщик» надо указать ту фирму, которая оплачивает услуги перевозчика.
    • Напротив каждой компании в соответствующем окошке нужно указать ее код ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций).

    Заполнение первого раздела формы 1-Т

    Первый раздел накладной практически полностью должен заполнить грузоотправитель. Сначала вписываются подробные данные о товаре в таблицу.

    В первый столбец вносится номенклатурный номер товара (но только, если такая система учета используется на предприятия),
    во второй и третий — номер прейскуранта и артикул (также только при их наличии).
    Четвертый столбец «Количество» заполнить нужно обязательно – сюда ставится цифра, соответствующая числу перевозимых товаров по каждому наименованию отдельно.
    Столбики, которые идут дальше, пропускать тоже нельзя: в них вносятся —

    • цена за одну единицу товара,
    • его название,
    • единица измерения (килограммы, метры, кубы и т.п.),
    • вид упаковки (коробки, ящики, бочки, мешки и т.д.).

    Затем туда же вносится количество мест, масса (в тоннах) и общая стоимость по каждому виду товара в отдельности. Если есть наценка за объем или складские, транспортные расходы, это также надо указать в таблице. Следующим шагом вписываем общую стоимость товара по всем наименованиям и в последний столбик вносится номер товара по складской картотеке грузоотправителя.

    Если товарно-транспортная накладная имеет продолжение, то нужно отметить количество дополнительных листов в соответствующей ячейке (прописью) и также общее количество видов товара и мест (значения дублируются из первой таблицы).

    Далее прописью и цифрами вписывается масса груза, а после этого необходимо указать все имеющиеся приложения (количество листов) и ниже – прописью общую стоимость отпущенного со склада товара.

    Внизу товарного раздела слева должны стоять подписи с расшифровками представителей грузоотправителя: лица, уполномоченного на отпуск товара (с указанием его должности), главного бухгалтера, а также кладовщика, непосредственно осуществившего отгрузку.

    С правой стороны вносятся данные водителя, в том числе вписываются сведения о доверенности, которую компания-перевозчик на него оформила.

    Позже здесь же ниже ставится подпись представителя грузополучателя (обычно это тоже кладовщик), который своим автографом в этой части документа удостоверяет факт приема товара после транспортировки в целости и сохранности.

    Заполнение второго раздела формы 1-Т

    Второй раздел товарно-транспортной накладной включает сведения о транспортировке. Сначала здесь указывается

    • срок доставки груза,
    • приводится информация о фирме-перевозчике, в том числе ее полное наименование, контактные данные (адрес и телефон),
    • вписываются сведения о машине (марка и гос.номер),
    • в крайнем правом столбике пишутся номера накладной и путевого листа.

    В строку «Плательщик» включается информация о предприятии – заказчике перевозки (ее название, адрес-телефон и банковские реквизиты), фамилия, имя, отчество водителя и номер его удостоверения.

    Строки «Лицензионная карточка», а также ее «Регистрационный номер» и серию можно пропустить, поскольку лицензирование ныне не производится, а вот окошко о виде перевозки надо заполнить (коммерческий).

    Далее вносятся сведения о погрузке-отгрузке (фактические адреса доставки товара) и прочая дополнительная информация (переадресовка, маршрут, прицепы – по необходимости).

    Ниже снова стоит таблица. Все данные в нее вносятся аналогично товарному разделу. В столбце «Способ определения массы» указываются весы – автоматические, ручные или товарные (если взвешивание производится на весах), если же взвешивание не делается, то надо указать либо «нормативный», либо «согласно маркировке».

    Справа под таблицей надо вписать документы, сопровождающие груз (сертификат качества, паспорта, акты и т. д.), а слева внести подписи непосредственных участников процесса погрузки-доставки-отгрузки.

    Следующая часть документа под названием «Погрузочно-разгрузочные операции» включает таблицу, в которую вносится информация о погрузке-разгрузке (наименование отправителя и получателя груза, способ действия, дата убытия, прибытия товара и подпись ответственного сотрудника).

    Далее, в предпоследнюю табличку водителем вносятся все прочие ведения (километраж, стоимость поездки, штрафы за неверно оформленные документы, время простоя и т.д.) и наконец последние данные в «Расчет стоимости» и «Таксировку» вписывает бухгалтер перевозчика.

    Статья написана по материалам сайтов: www.mosbuhuslugi.ru, www.audit-it.ru, assistentus.ru.

    »

  • Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector