Система управления промышленной безопасностью на предприятии образец


Warning: Use of undefined constant callback_thumbing_img - assumed 'callback_thumbing_img' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/ec02/data/www/ec02.ru/wp-content/themes/design/includes/kama_thumbnail.php on line 337

10 апреля 2014г.

Содержание системы управления промышленной безопасностью

Управление промышленной безопасностью представляет собой взаимодействие субъектов управления для обеспечения безопасной работы производственных объектов. Система управления промышленной безопасностью – это совокупность решений, процедур и норм, которые используются для осуществления и развития деятельности по предотвращению рисков на объекте и соблюдению норм и требований промышленной безопасности.

Система управления промышленной безопасностью

В положении о системе управления промбезопасностью включены такие сведения:

  1. задачи организаций, эксплуатирующих опасные производства, в области промбезопасности;
  2. структура системы управления промышленной безопасностью, места и положения в общей системе управления организацией;
  3. опасные производственные объекты, которые поддаются управлению промышленной безопасностью;
  4. права и обязанности работников, руководителей и заместителей эксплуатирующих организаций относительно промышленной безопасности;
  5. консультации с работниками ОПО относительно обеспечения промышленной безопасности на производстве;
  6. материальное и финансовое обеспечение мероприятий, которые выполняются в рамках данной системы управления, осуществляемые работы;
  7. анализ работы системы управления промбезопасностью, мероприятия и разработки, сделанные для устранения несоответствий ОПО нормам и требованиям для повышения уровня промышленной безопасности на производстве;
  8. информационное обеспечение;
  9. предаттестационная подготовка и аттестация руководителей и работников в области промышленной безопасности производственных объектов;
  10. обучение и проверка знаний работников;
  11. документационное обеспечение мероприятий, которые проводятся для обеспечения системы управления промбезопасностью;
  12. работа с подрядными организациями, которые работают на опасных производственных объектах;
  13. безопасность применения технических устройств;
  14. идентификация опасностей, оценка риска возникновения аварий на опасном производстве.

Организация системы управления промышленной безопасностью


При создании крупных вертикально интегрированных структур для управления бизнесом особо актуальной становится организация эффективной системы управления промышленной безопасностью. Из-за желания соответствовать образцам социальной и экологической ответственности, жестким стандартам в охране труда и ПБ разрабатываются новые системные подходы в организации промышленной безопасности.

Система управления промбезопасностью определяет задачи и функции руководителя организации и управленческих структур, структурных подразделений, а также общественных формирований.

Мероприятия, обеспечивающие функционирование СУПБ:

  • планирование мер для повышения уровня промышленной безопасности на ОПО, определение их задач, функций и приоритетов;
  • своевременное выявления факторов, которые влекут за собой снижение уровня безопасности на ОПО;
  • прогнозирование сценариев возникновения и развития факторов, влияющих на безопасность производства;
  • производственный контроль, разработка мер по предупреждению аварий, повлекших за собой травмирование людей, негативные экологические и экономические последствия;
  • аварийно-спасательная подготовка;
  • выявление экономических регуляторов, благодаря которым функционируют и взаимодействуют составляющие элементы управления промышленной безопасностью;
  • оценка деятельности служб и спецподразделений, руководителей, заместителей и работников организации по выполнению ими обязанностей относительно промышленной безопасности.

Система управления промышленной безопасностью ОПО

Законодательство РФ по промышленной безопасности определяет экономические, правовые и социальные основы для обеспечения безопасной эксплуатации ОПО. Система направлена на предупреждение возникновения аварий и обеспечение полной готовности организаций, которые эксплуатируют опасные производства, к локализации и ликвидации аварий.

Чтобы добиться высокого уровня промышленной безопасности, нужно не только организовать эффективный производственный контроль по соблюдению требований промышленной безопасности, но также разработать и внедрить в действие систему управления промбезопасностью. СУПБ представляет собой структурированную совокупность норм, процедур и решений, которые используются для осуществления и развития деятельности относительно предотвращения рисков возникновения аварийных ситуаций. Важно соблюдать все требования промышленной безопасности.

Структура системы управления промышленной безопасностью

Система УПБ должна иметь структуру, которая работает для прогнозирования и предупреждения возникновения аварийных ситуаций на ОПО. Она включает информационное, организационное и техническое обеспечение безопасности. Обеспечивается организация безопасной эксплуатации оборудования с соблюдением всех норм и требований ведения работ в безопасных условиях. Для минимизации опасности своевременно должны быть выявлены и оценены риски, связанные с использованием производства. Для предотвращения рисков возникновения аварий проводится постоянное наблюдение, проверка и аудит предприятий, эксплуатирующих ОПО, а также экспертиза промышленной безопасности.

Документация системы управления промышленной безопасностью


Сейчас ознакомимся с документацией СУПБ, но перед этим также советуем рассмотреть нормативные документы по промышленной безопасности. Перечень документов СУПБ:

1) заявление о политике эксплуатирующих организаций относительно промбезопасности;

2) положение об управлении промышленной безопасностью;

3) положение о контроле над тем, соблюдаются ли на ОПО требования промбезопасности;

4) документы, где проводится планирование мероприятий для максимального снижения риска аварий на ОПО;

5) другие документы, которые обеспечивают нормальную работу системы УПБ (они предусматриваются положением об управлении промышленной безопасностью).

Аварийно-спасательная служба Москвы оказывает широкий спектр услуг по организации спасательных работ, а также по стационарному наблюдению за аварийно-опасными объектами производства. Связаться с нами можно при помощи страницы Контакты.

Телефоны для быстрой связи:

Архив новостей
Первая помощь
Меры безопасности
Газоспасательная служба
Ликвидация аварийных разливов нефти
Аварийно-Спасательное Формирование.
Профессиональное аварийно-спасательное формирование

Система управления промышленной безопасностью (СУПБ)

В российском законодательстве представлено определение супб, под которой принято понимать совокупность организационно-технических мер в отношении ОПО I или II класса опасности, которые реализуются эксплуатирующей фирмой для снижения риска аварий или инцидентов.

Обязанность организации системы регламентирована ФЗ N 116-ФЗ.

На какие объекты разрабатывается СУПБ

Составить СУПБ требуется для таких высоко и чрезвычайно опасных участков как:

  • Нефтеперерабатывающие заводы, базисные склады взрывчатых материалов, металлургические заводы, ведущие сернокислотное производство
  • Металлургические комбинаты, где ведутся литейные работы
  • Организации по добыче полезных ископаемых (рудники, карьеры, угольные шахты)
  • Предприятия по уничтожению химического оружия, спецхимии. В данных компаниях ведется разбор, транспортировка, утилизация вооружения (взрывчатые вещества, порох, топливо)
  • Газопроводы для проведения газа к парогазовым и турбинным установкам
  • Организации с возможностью выброса сульфида, сернистого водорода
  • Сети газораспределения и газопотребления

Для чего нужна система управления промышленной безопасностью

Анализ функционирования ОПО с последующей разработкой мер управления ПБ необходим, чтобы:

  1. Выяснить цели и задачи эксплуатирующих компаний в сфере промышленной безопасности
  2. Информировать общественность о целях и задачах деятельности организации
  3. Выполнять идентификацию, анализ и прогнозирование чрезвычайных происшествий и связанных с ними угроз
  4. Планировать и применять меры по уменьшению рисков инцидентов
  5. Модернизировать варианты мер по уменьшению опасности инцидентов на опасных площадках
  6. Безопасно использовать технические устройства
  7. Координировать работы по предупреждению аварийных ситуаций
  8. Осуществлять информационное обеспечение
  9. Вести производственный контроль соблюдения требований ПБ
  10. Привлекать работников опасного объекта к подготовке и реализации задач, связанных со снижением риска аварийных ситуаций
  11. Предотвращать неконтролируемое развитие нештатных ситуаций
  12. Оперативно развертывать спасательные операции для снижения уровня опасного воздействия
  13. Восстанавливать штатные производственные процессы

Как реализуется СУПБ

Обязанность утверждать положение ложится на руководителей эксплуатирующей компании. Отечественное законодательство не требует прохождения процедуры согласования СУПБ в органах Ростехнадзора.
В числе иных обязанностей руководителя эксплуатирующей фирмы:

  • Утвердить заявление о политике эксплуатирующих организаций
  • Разместить документ на корпоративном сайте компании или сделать публикацию в СМИ. Информирование населения о принятой системе положений выполняется ответственным лицом в течение 30 календарных дней с момента утверждения

Публикация должна проходить в печатных СМИ, выпускаемых по месту нахождения опасной производственной площадки.

Разработка системы в отношении менее опасных ОПО III и IV классов опасности не регламентирована. Система управления подготавливается на всю организацию в целом. Это происходит даже при большой удаленности ОПО друг от друга. Готовить СУПБ на каждый отдельный объект нет необходимости

Утверждая систему, ИП или юридическое лицо официально признает степень своей ответственности в случае возникновения нештатных ситуаций на производственном объекте. Публикация в СМИ означает, что руководитель эксплуатирующей организации признает наличие достаточных человеческих и материальных ресурсов для выявления и нейтрализации последствий инцидента.

Одним из главных инструментов СУПБ является производственный контроль, который ведется руководителем компаний, имеющим на своем балансе ОПО.

Среди обязанностей ответственных лиц:

  1. Подготовка и допуск сотрудников
  2. Составление производственных и должностных инструкций
  3. Безопасное проведение планово-предупредительного ремонта
  4. Экспертиза промышленной безопасности опасных участков, площадок, сооружений
  5. Анализ, дополнение и формирование ежегодного плана работы по снижению риска инцидентов. Порядок мероприятий оформляется на период от 3 до 5 лет

Преимущества создания и обеспечения функционирования СУПБ

Среди главных плюсов использования СУПБ в организации с опасными объектами можно отметить:

  • Действенную профилактику аварийных ситуаций с человеческими жертвами
  • Создание надежной системы операций, связывающих элементы безопасности компании
  • Качественный контроль и управление технологическими процессами на ОПО
  • Сохранение жизни и здоровья сотрудников, снижение уровня травматизма среди персонала
  • Обеспечение сохранности имущества предприятия или индивидуального предпринимателя
  • Сохранение окружающей среды от загрязнения опасными веществами
  • Создание безопасных условий эксплуатации опасного производственного участка
  • Гарантию внимательного отношения руководителя и всех сотрудников компании к вопросам промышленной безопасности
  • Снижение финансовых и временных издержек на соблюдение законодательных предписаний

Порядок разработки СУПБ

Важным требованием, которое предъявляется к системе управления промышленной безопасности, является соответствие нормам федерального законодательства.

Подготавливая СУПБ, ответственным лицам организации требуется составить пакет документов, в том числе:

  1. Заявление (декларацию) о политике эксплуатирующей компании
  2. Положение о производственном контроле, предполагающее соблюдение требований ПБ
  3. Положение о системе управления ПБ
  4. Документы по планированию действий, направленных на снижение риска аварий
  5. Сведения для функционирования системы управления

Где заказать систему управления промышленной безопасностью

Центр сертификации «Центр-Стандарт» предоставляет помощь в сфере оформления и внедрения СУПБ. Документация подготавливается опытными экспертами, имеющими высокую квалификацию и многолетний опыт в данной сфере деятельности.

Система управления промышленной безопасностью на предприятии образец

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

от 30 ноября 2017 года N 520

Об утверждении Типового положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев)

В соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 26, ст.3033; 2000, N 33, ст.3348; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 25, ст.2647; 2007, N 31, ст.4010; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 31, ст.4155; 2011, N 19, ст.2707; N 30, ст.4596, 2012, N 29, ст.3992; 2013, N 9, ст.874; 2014, N 42, ст.5615; 2016, N 27, ст.4216)

приказываю:

Утвердить прилагаемое Типовое положение о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

Типовое положение о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев)

УТВЕРЖДЕНО
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 30 ноября 2017 года N 520

I. Основные положения

1. Настоящее Типовое положение о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) (далее — Типовое положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2000, N 33, ст.3348; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 52, ст.5498; 2009, N 1, ст.17, ст.21; N 52, ст.6450; 2010, N 30, ст.4002; N 31, ст.4195, ст.4196; 2011, N 27, ст.3880; N 30, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 49, ст.7015, ст.7025; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 9, ст.874; N 27, ст.3478; 2015, N 1, ст.67; N 29, ст.4359; 2016, N 23, ст.3294; N 27, ст.4216; 2017, N 9, ст.1282; N 11, ст.1540) (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ), Требованиями к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2013 г. N 536 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст.3596), Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст.1305; 2005, N 7, ст.560; 2013, N 31, ст.4214; 2014, N 32, ст.4499; 2016, N 51, ст.7390) (далее — Правила организации и осуществления производственного контроля), Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 438н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2016 г., регистрационный N 44037) (далее — Типовое положение о СУОТ).

2. Настоящее Типовое положение распространяется на организации, эксплуатирующие шахты и (или) разрезы, а также углеобогатительные фабрики, являющиеся опасными производственными объектами (далее — ОПО), которые осуществляют добычу (переработку) угля (горючих сланцев) (далее — эксплуатирующие организации), и подрядные организации, осуществляющие свою деятельность на ОПО эксплуатирующих организаций.

II. Структура и основные положения системы управления промышленной безопасностью и охраной труда

3. В эксплуатирующей организации должны применяться единые принципы по обеспечению безопасного ведения работ, контролю соблюдения требований промышленной безопасности (далее — ПБ) и охраны труда (далее — ОТ).

Это интересно:  Приказ о ненормированном рабочем дне образец

4. Положение о системе управления промышленной безопасностью и охраной труда (далее — СУПБиОТ) должно включать следующие разделы:

«Система управления промышленной безопасностью» (далее — СУПБ);

«Производственный контроль» (далее — ПК);

«Система управления охраной труда» (далее — СУОТ).

5. Действие положения о СУПБиОТ должно распространяться на все ОПО эксплуатирующей организации.

6. Раздел «Система управления промышленной безопасностью» должен включать подразделы:

«Задачи эксплуатирующей организации в области ПБ»;

«Описание структуры СУПБ и ее места в общей системе управления эксплуатирующей организации»;

«Перечень ОПО эксплуатирующей организации, на которые распространяется действие СУПБ»;

«Функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области ПБ»;

«Порядок проведения консультаций с работниками ОПО и их представителями по вопросам обеспечения ПБ»;

«Организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ»;

«Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО»;

«Порядок проведения анализа функционирования СУПБ, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям ПБ и повышение уровня ПБ»;

«Организация информационного обеспечения в рамках СУПБ»;

«Порядок проведения предаттестационной подготовки и аттестации в области ПБ руководителей и работников эксплуатирующих организаций»;

«Порядок проведения обучения и проверки знаний в области ПБ работников ОПО»;

«Организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ»;

«Порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на ОПО»;

«Обеспечение безопасности опытного применения технических устройств в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 116-ФЗ»;

«Порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий на ОПО».

7. Раздел «Производственный контроль» должен включать следующие подразделы в соответствии с подпунктом 3_1 Правил организации и осуществления ПК:

«Должность работника, ответственного за осуществление ПК или описание организационной структуры службы ПК»;

«Права и обязанности работника или должностных лиц службы ПК, ответственных за осуществление ПК»;

«Порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований ПБ, а также подготовки и регистрации отчетов об их результатах»;

«Порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии ПБ между структурными подразделениями эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на ОПО»;

«Порядок принятия и реализации решений по обеспечению ПБ с учетом результатов ПК»;

«Порядок принятия и реализации решений о диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО»;

«Порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО»;

«Порядок организации расследования и учета аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО»;

«Порядок учета результатов ПК при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников эксплуатирующей организации»;

«Порядок принятия и реализации решений о проведении экспертизы ПБ»;

«Порядок подготовки и аттестации работников в области ПБ»;

«Порядок подготовки и представления сведений об организации ПК».

8. Раздел «Система управления охраной труда» должен включать следующие подразделы в соответствии с пунктом 8 Типового положения о СУОТ:

«Политика работодателя в области ОТ»;

«Цели работодателя в области ОТ»;

«Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере ОТ между должностными лицами)»;

«Процедуры, направленные на достижение целей в области ОТ», включая процедуры:

— подготовки работников по ОТ;

— организации и проведения оценки условий труда;

— управления профессиональными рисками;

— организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;

— информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

— обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;

— обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

— обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;

— обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией;

«Планирование мероприятий по реализации процедур»;

«Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур»;

«Планирование улучшений функционирования СУОТ»;

«Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания»;

«Управление документами СУОТ».

9. Допускается объединение подразделов положения о СУПБиОТ с учетом особенностей ОПО.

III. Система управления промышленной безопасностью эксплуатирующей организации Задачи эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности

III. Система управления промышленной безопасностью эксплуатирующей организации. Задачи эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности

10. В подразделе «Задачи эксплуатирующей организации в области ПБ» эксплуатирующая организация должна указывать основные задачи в области ПБ:

а) контроль за соблюдением требований ПБ, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) создание условий для укрепления производственной и технологической дисциплины путем мотивации работников ОПО к формированию заинтересованности в организации условий безопасной эксплуатации ОПО;

в) обеспечение противоаварийной устойчивости и снижения уровня несчастных случаев;

г) разработка методов сбора информации в области ПБ и оценка уровня безопасности производства, выявления потенциально опасных технологий, участков и рабочих мест;

д) финансирование мероприятий в области ПБ;

е) управление основными производственными рисками;

ж) взаимодействие с:

федеральными органами исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области ПБ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее — контрольно-надзорные органы);

органами местного самоуправления;

профессиональными союзами, осуществляющими контроль за соблюдением прав и интересов работников ОПО (далее — профсоюзы);

научными организациями, деятельность которых связана с посещением ОПО (далее — научные организации);

з) подготовка и распространение на ОПО эксплуатирующей организации информации о состоянии ПБ.

Ежеквартальный контроль выполнения задач должен осуществлять руководитель эксплуатирующей организации.

Описание структуры системы управления промышленной безопасностью и ее места в общей системе управления эксплуатирующей организации

11. В подразделе «Описание структуры СУПБ и ее места в общей системе управления эксплуатирующей организации» должны указываться внешние и внутренние органы управления ПБ эксплуатирующей организации.

12. К внешним органам управления ПБ относятся уполномоченные контрольно-надзорные органы, органы местного самоуправления, профсоюзы, а также по решению руководителя эксплуатирующей организации — научные организации.

13. К внутренним органам управления ПБ относятся структурные подразделения эксплуатирующей организации, которые формируются с учетом специфики деятельности эксплуатирующей организации.

14. В подразделе должны быть указаны уровни управления эксплуатирующей организации.

В качестве уровней управления эксплуатирующей организацией могут рассматриваться:

а) уровень производственной бригады;

б) уровень производственного участка;

в) уровень производственного цеха (структурного подразделения);

г) уровень филиала (обособленного структурного подразделения);

д) уровень службы (совокупности нескольких структурных подразделений);

е) уровень руководителя эксплуатирующей организации в целом.

С учетом специфики деятельности руководителя, структуры управления и численности работников эксплуатирующей организации для целей СУПБ могут устанавливаться и иные уровни управления.

Перечень опасных производственных объектов эксплуатирующей организации, на которые распространяется действие системы управления промышленной безопасностью

15. В подразделе «Перечень ОПО эксплуатирующей организации, на которые распространяется действие СУПБ» необходимо указать: наименование, класс опасности, адрес местонахождения и регистрационный номер ОПО. Перечень должен быть утвержден руководителем эксплуатирующей организации.

Рекомендуемый образец перечня ОПО, на которые распространяются действия СУПБ, приведен в приложении N 1 к настоящему Типовому положению.

Функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области промышленной безопасности

17. В подразделе «Функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области ПБ», исходя из особенностей организации СУПБ в эксплуатирующей организации, должны быть указаны следующие функции работников эксплуатирующей организации:

а) организация и координация СУПБ;

б) принятие решений по обеспечению ПБ, в том числе по обеспечению необходимого и своевременного финансирования в области ПБ;

в) ежеквартальная подготовка и направление руководителю эксплуатирующей организации и управляющей комиссии по оценке состояния ПБ отчетной информации:

о выполнении плана мероприятий по обеспечению ПБ;

о проведении проверок соблюдения работниками ОПО требований ПБ;

об идентификации опасностей, оценке и управлении рисками на ОПО;

г) ознакомление с документами, фото- и видеоматериалами, необходимыми для оценки состояния ПБ на ОПО;

д) рассмотрение актов комплексных проверок соблюдения требований ПБ, проведенных контрольно-надзорными органами;

е) рассмотрение актов расследования причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

ж) ежемесячный анализ аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

з) ежегодная (по окончании календарного года) разработка плана мероприятий по обеспечению ПБ с учетом проведенного анализа причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев как на ОПО эксплуатирующей организации, так и на аналогичных ОПО других эксплуатирующих организаций;

и) ежегодный (по окончании календарного года) анализ эффективности СУПБ эксплуатирующей организации;

к) ежегодная (по окончании календарного года) разработка плана профилактических мероприятий по предупреждению аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО (далее — план профилактических мероприятий) и плана мероприятий по совершенствованию СУПБ с учетом анализа эффективности СУПБ. План профилактических мероприятий и план мероприятий по совершенствованию СУПБ утверждает руководитель эксплуатирующей организации;

л) отстранение от работы лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по ПБ;

м) проведение приостановок работ, осуществляемых с нарушением требований ПБ, создающих угрозу жизни и здоровью работников ОПО, или работ, которые могут привести к аварии;

н) привлечение к ответственности лиц, нарушивших требования ПБ на ОПО;

о) доведение до сведения работников ОПО информации об изменениях требований ПБ, а также обеспечение наличия на рабочих местах эксплуатирующей организации действующих нормативных правовых актов, устанавливающих требования в области ПБ;

п) взаимодействие с контрольно-надзорными органами, местными органами управления, общественными организациями, научными организациями по вопросам ПБ;

р) изучение и распространение передового опыта в области ПБ.

18. Права работников эксплуатирующей организации должны быть определены руководителями эксплуатирующей организации.

19. Обязанности работников эксплуатирующей организации в области ПБ устанавливаются в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в области ПБ персонально для каждого работника эксплуатирующей организации:

а) руководитель эксплуатирующей организации должен самостоятельно организовать:

техническую реализацию корпоративной политики в области ПБ;

работу службы ПБ и ОТ для проведения мероприятий по обеспечению требований ПБ;

разработку проектной и технической документации в соответствии с требованиями ПБ, ее согласование и утверждение, реализацию и контроль принятых технических решений;

определение особо опасных зон и выработку дополнительных мер безопасного ведения работ в них;

разработку технических решений и контроль выполнения мероприятий по ПБ;

контроль за работоспособностью многофункциональной системы безопасности (далее — МФСБ);

контроль за соблюдением технических решений локальных проектов на ОПО;

соблюдение порядка выдачи заданий на производство работ;

работу оперативно-диспетчерской службы;

контроль посещения рабочих мест ОПО лицами, ответственными за ПБ, на всех уровнях управления эксплуатирующей организации, а также анализирует причины аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

б) руководитель эксплуатирующей организации через своих заместителей, руководителей структурных подразделений должен организовать:

техническую реализацию корпоративной политики в области ПБ;

работу службы ПБ и ОТ для проведения мероприятий по обеспечению требований ПБ;

разработку проектной и технической документации в соответствии с требованиями ПБ, ее согласование и утверждение, реализацию и контроль принятых технических решений;

определение особо опасных зон и выработку дополнительных мер безопасного ведения работ в них;

разработку технических решений и контроль выполнения мероприятий по ПБ;

контроль за работоспособностью МФСБ;

контроль за соблюдением технических решений локальных проектов на ОПО;

соблюдение порядка выдачи заданий на производство работ, работу оперативно-диспетчерской службы, а также анализ причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

в) служба ПБ и ОТ должна:

организовать и координировать СУПБ в эксплуатирующей организации;

принимать решения по обеспечению и повышению уровня ПБ в эксплуатирующей организации (в том числе по обеспечению необходимого и своевременного финансирования в области ПБ);

ежеквартально (по решению руководителя эксплуатирующей организации) рассматривать и отчитываться по структурным подразделениям в управляющей комиссии по оценке состояния ПБ по вопросам ПБ по:

— идентификации опасностей, оценке и управлению рисками на ОПО;

— проведению проверок руководителем и главным инженером эксплуатирующей организации за соблюдением работниками ОПО требований ПБ;

— выполнению комплекса профилактических мероприятий с учетом потенциальной опасности, различных видов применяемых технологий на определенном производственном объекте ОПО;

рассматривать акты проверок соблюдения требований ПБ, проведенных контрольно-надзорными органами;

рассматривать акты расследования причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

ежемесячно рассматривать и направлять на утверждение руководителю эксплуатирующей организации анализ уровня безопасности ОПО;

ежемесячно рассматривать акты целевых и комплексных проверок ОПО соблюдения требований ПБ, проведенных службой ПБ и ОТ;

ежегодно рассматривать и направлять на утверждение руководителю эксплуатирующей организации комплекс мероприятий по обеспечению ПБ по всем основным направлениям деятельности ОПО и анализ причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

ежегодно рассматривать и направлять на утверждение руководителю эксплуатирующей организации график проведения целевых и комплексных проверок соблюдения требований ПБ на ОПО;

ежегодно рассматривать и направлять на утверждение руководителю эксплуатирующей организации анализ эффективности СУПБ, план профилактических мероприятий, план мероприятий по совершенствованию СУПБ;

Это интересно:  Заявление на выдачу решения суда образец

осуществлять проверки за соблюдением работниками ОПО требований ПБ с выявлением опасностей и оценкой рисков;

выдавать руководителям служб и отделов, начальникам участков (цехов) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований ПБ;

отстранять от работы лиц, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по ПБ;

приостанавливать работы, осуществляемые с нарушением требований ПБ, создающие угрозу жизни и здоровью работников ОПО, или работы, которые могут привести к аварии, инциденту и несчастному случаю на ОПО;

привлекать к ответственности лиц, нарушивших требования ПБ;

доводить до сведения работников ОПО информацию об изменениях требований ПБ, а также обеспечить эксплуатирующую организацию указанными документами;

г) руководитель структурного подразделения должен:

контролировать соблюдение в структурных подразделениях эксплуатирующей организации требований ПБ;

обеспечивать планирование средств в бюджет эксплуатирующей организации, необходимых для соблюдения требований ПБ;

обеспечивать разработку, финансирование и реализацию плана профилактических мероприятий и плана мероприятий по совершенствованию СУПБ с учетом анализа эффективности СУПБ;

руководить работой по соблюдению требований ПБ эксплуатирующей организации;

определять перечень обязательной документации ПБ, организовывать контроль за ее наличием и правильным ведением;

руководить работой по безопасной эксплуатации на ОПО;

организовать взаимодействие с контрольно-надзорными органами, структурными подразделениями эксплуатирующей организации;

организовать внесение изменений в производственно-технические документы при изменении законодательной и нормативной правовой базы;

принимать соответствующие организационные решения для укомплектованности штата в структурных подразделениях эксплуатирующей организации;

давать соответствующие указания о расследовании аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

распределять и закреплять ответственность за исполнение требуемых контрольно-надзорными органами мероприятий;

организовать аттестацию работников ОПО;

принимать решение и организовать выполнение соответствующих организационных и технических мероприятий, обеспечивающих ПБ на ОПО;

принимать к исполнению предписывающие документы по устранению нарушений требований ПБ, ставить соответствующие задачи для устранения нарушений требований ПБ;

координировать действия всех служб и участков структурного подразделения с целью обеспечения достоверности, полноты, оперативности и своевременности информации об устранении нарушений требований ПБ;

инициировать расследование несчастных случаев на ОПО в соответствии с законодательством Российской Федерации;

давать соответствующие указания о проведении профессионального обучения работников ОПО, обучения безопасным методам выполнения работ;

организовать проведение поведенческих бесед в структурных подразделениях с нарушителями требований ПБ;

д) начальник производственного участка должен:

обеспечивать согласование нарядов участков и подрядных организаций с целью соблюдения технологии и ПБ на ОПО;

контролировать соблюдение нарядной системы, выдачу нарядов на устранение нарушений требований ПБ;

принимать меры по устранению нарушений технологии, отступлений от паспортов и проектов производства работ;

формировать сменные производственные задания участкам ОПО исходя из оперативного положения на рабочих местах;

утверждать наряды на производство работ на ОПО, учитывая необходимый объем работ по устранению выявленных нарушений требований ПБ, а также по выполнению предписаний контрольно-надзорных органов;

корректировать сменные наряды участкам при поломке механизмов, возникновении угрозы аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО, изменении горно-геологических и горнотехнических условий;

давать указания об устранении выявленных нарушений требований ПБ на участках и вносит их в наряды для производственных бригад;

контролировать соблюдение графика работы технологического транспорта, режим работы подъемных установок;

контролировать состояние оборудования, обеспечивающего жизнедеятельность и безопасную работу на ОПО;

контролировать выполнение работ повышенной опасности;

контролировать соблюдение требований ПБ на уровне производственных бригад;

организовать оперативное восстановление (ремонт) оборудования, оказывающего влияние на безопасную работу ОПО;

участвовать в работе комиссии по внутреннему расследованию аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

участвовать в разработке предложений по структурным изменениям СУПБ в соответствии с должностными инструкциями;

е) мастер, бригадир производственной бригады должны:

проверять обеспеченность работников ОПО техническими инструментами, необходимыми для выполнения наряда;

производить расстановку исполнителей работ по рабочим местам в соответствии с квалификацией и опытом работы;

контролировать выполнение работ в течение смены, выявляет и устраняет причины нарушений требований ПБ;

обеспечивать соблюдение требований ПБ на ОПО;

принимать оперативные меры по устранению возникших неисправностей, отказов в работе технологического оборудования;

контролировать наличие и исправность противопожарного инвентаря, средств тушения пожаров;

контролировать безопасную работу машин и механизмов при производстве работ на ОПО;

обеспечивать соблюдение требований к технической эксплуатации оборудования на ОПО;

запрещать выполнение работ при нарушении требований ПБ, технической документации на ведение работ, технологии производства;

участвовать в работе комиссии по внутреннему расследованию аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

участвовать в разработке предложений по структурным изменениям СУПБ в соответствии с должностными инструкциями;

ж) работник ОПО должен:

соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования ПБ, а также правила ведения работ на ОПО и порядок действий при авариях, инцидентах и несчастных случаях на ОПО;

проходить подготовку и аттестацию в области ПБ;

незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об авариях, инцидентах и несчастных случаях на ОПО;

приостанавливать работу при авариях, инцидентах и несчастных случаях на ОПО;

участвовать в проведении работ по локализации аварии на ОПО.

20. Руководитель эксплуатирующей организации вправе дополнять (сокращать) функции и обязанности работников эксплуатирующей организации исходя из специфики эксплуатируемых ОПО.

21. По решению руководителя эксплуатирующей организацией допускается совмещение функций в области ПБ и ОТ с учетом специфики ОПО. Рекомендуемый образец совмещения обязанностей в области ПБ и ОТ приведен в приложении N 2 к настоящему Типовому положению.

Порядок проведения консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности

22. В подразделе «Порядок проведения консультаций с работниками ОПО и их представителями по вопросам обеспечения ПБ» указываются:

должности работников эксплуатирующей организации, которые проводят консультирование работников ОПО по вопросам обеспечения ПБ;

время и место проведения устных консультаций;

форма и срок предоставления письменных консультаций;

места размещения стендов с информацией о дополнительных устных консультациях (в комнате выдачи нарядов технологического участка или в административно-бытовом комплексе ОПО).

Время проведения устных консультаций на ОПО определяется техническим руководителем.

23. В подразделе «Порядок проведения консультаций с работниками ОПО и их представителями по вопросам обеспечения ПБ» указываются вопросы, рассматриваемые при устной и письменной консультациях, в том числе:

права и обязанности работников ОПО в части выполнения требований ПБ на рабочих местах;

изменения действующих требований ПБ;

необходимость соответствия ОПО требованиям ПБ;

последствия несвоевременной подготовки и аттестации по ПБ, а также нарушения требования ПБ на ОПО;

иные вопросы, отнесенные к компетенции лиц, ответственных за ПБ.

Организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью

24. В подразделе «Организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ» указывается объем средств, необходимый для реализации мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ. Источник средств финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ, определяется руководителем эксплуатирующей организации.

Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах

25. В подразделе «Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО» указываются планы мероприятий по обеспечению ПБ, профилактических мероприятий и планы мероприятий по совершенствованию СУПБ (далее — планы мероприятий).

Структура и содержание планов мероприятий определяются руководителем эксплуатирующей организации.

Планы мероприятий пересматриваются по окончании календарного года на основании анализа:

аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

эффективности СУПБ эксплуатирующей организации.

В подразделе «Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО» также указывается список лиц, контролирующих выполнение планов мероприятий: технический руководитель, руководитель эксплуатирующей организации, представители контрольно-надзорных органов, а также при необходимости органов местного самоуправления, профсоюзов, научных организаций для изучения динамики выполнения запланированных мероприятий.

Отчеты о выполнении планов мероприятий должны размещаться на официальном сайте эксплуатирующей организации (при наличии).

26. На основании планов мероприятий, указанных в пункте 25 настоящего Типового положения, работники, принимающие управленческие решения на производственных объектах, должны разрабатываться оперативные планы работы по ПБ служб, участков, цехов (далее — оперативные планы). Ежеквартально должна проводиться проверка реализации оперативных планов руководителем эксплуатирующей организации.

27. Перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО включает планы мероприятий, указанные в пункте 26 настоящего Типового положения, а также паспорта безопасности ОПО, разработанные в соответствии с типовым паспортом безопасности опасного объекта, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 4 ноября 2004 г. N 506 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2004 г., регистрационный N 6218).

28. Руководитель эксплуатирующей организации вправе дополнять перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО в зависимости от их особенностей.

Порядок проведения анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности

29. В подразделе «Порядок проведения анализа функционирования СУПБ, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям ПБ и повышение уровня ПБ» указываются:

порядок и результаты оценки достижения целей и задач эксплуатирующей организации в области ПБ, определенных в СУПБ, за отчетный период (календарный год);

сравнительный анализ эффективности организации СУПБ за отчетный период (календарный год) с предыдущими годами;

выявленные недостатки в организации СУПБ за отчетный период (календарный год) (в случае выявления недостатков вносятся изменения в СУПБ);

приоритеты рационального планирования и непрерывного совершенствования в части организации ПБ на ОПО.

30. При проведении анализа функционирования СУПБ необходимо учитывать:

результаты расследования аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

количество аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО за отчетный период (календарный год);

количество нарушений требований ПБ;

коэффициент частоты и тяжести травмирования в зависимости от количества отработанных человеко-часов;

коэффициент травмирования на миллион тонн угля;

индекс производственных несчастных случаев;

коэффициент тяжести травмирования;

результаты соответствия ведения работ проектным решениям;

результаты соответствия материально-технического снабжения требованиям ПБ;

дополнительные факторы, которые могут влиять на функционирование СУПБ.

С результатами и выводами анализа эффективности СУПБ необходимо ознакомить работников ОПО под роспись.

31. В соответствии с выводами анализа эффективности СУПБ при необходимости принимается решение о внесении изменений в СУПБ.

Организация информационного обеспечения в рамках системы управления промышленной безопасностью

32. В подразделе «Организация информационного обеспечения в рамках СУПБ» указываются применяемые средства получения информации по ПБ, такие как:

стенды по ПБ (размещаются в местах массового скопления работников ОПО и должны содержать информацию о текущем количестве аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО);

инструкции по безопасным методам производства работ к каждой отдельной профессии или виду работ;

видеоролики по безопасным методам производства работ;

обзоры аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО за истекший месяц;

видеореконструкции тяжелых несчастных случаев в целях визуализации причин и последствий несчастных случаев на ОПО;

справочные правовые системы на рабочих местах для лиц, ответственных за ПБ;

системы связи, оповещения и определения местоположения персонала, занятого на ОПО, входящие в МФСБ на ОПО.

33. Информационное обеспечение проводится для:

оперативного оповещения работников ОПО и подрядных организаций, осуществляющих свою деятельность на ОПО;

ознакомления работников ОПО с результатами расследования аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО и планом профилактических мероприятий;

раскрытия информации об авариях, инцидентах и несчастных случаях на ОПО;

визуализации безопасных методов производства работ и последствий нарушения требований ПБ работникам ОПО;

доступности использования федеральных норм и правил в области ПБ для лиц, ответственных за ПБ.

Порядок проведения предаттестационной подготовки и аттестации в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующей организации

34. Подраздел «Порядок проведения предаттестационной подготовки и аттестации в области ПБ руководителей и работников эксплуатирующих организаций» разрабатывается в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2007 г., регистрационный N 9133), с изменениями, внесенными приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 июля 2007 г. N 450 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июля 2007 г., регистрационный N 9881), от 27 августа 2010 г. N 823 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 сентября 2010 г., регистрационный N 18370), от 15 декабря 2011 г. N 714 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2012 г., регистрационный N 23166), от 19 декабря 2012 г. N 739 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 2013 г., регистрационный N 28002), от 6 декабря 2013 г. N 591 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2014 г., регистрационный N 31601), от 30 июня 2015 г. N 251 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2015 г., регистрационный N 38208) (далее — Приказ N 37).

Это интересно:  Как правильно написать письмо в прокуратуру образец

Порядок проведения обучения и проверки знаний в области промышленной безопасности работников опасных производственных объектов

Организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью

36. В подразделе «Организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ» для оценки состояния ПБ ОПО необходимо указать наименование и место для ознакомления с проектными, техническими и технологическими, учетно-контрольными и организационными видами документации, такими как:

технико-экономические обоснования и рабочие проекты строительства ОПО, проекты, схемы, паспорта на производство и развитие в пределах горного отвода и земельного участка;

план развития с указанием последовательности и совмещения во времени горных работ по пластам, блокам, выемочным участкам, годовой программы по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), проведению горных выработок и (или) других работ на ОПО;

проектно-технологическая графическая документация на проведение определенных видов работ;

комплекс мероприятий по обеспечению ПБ по всем основным направлениям деятельности ОПО;

комплекс профилактических мероприятий с учетом потенциальной опасности, различных видов применяемых технологий на определенном ОПО.

Порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах

37. В подразделе «Порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на ОПО» необходимо описать порядок взаимодействия при проведении совместной работы работников ОПО и подрядных организаций, осуществляющих деятельность на ОПО. В данном подразделе указываются:

требования к подрядным организациям, осуществляющим деятельность на ОПО;

система проверки соответствия требованиям ПБ подрядных организаций, осуществляющих деятельность на ОПО;

система допуска подрядных организаций, осуществляющих деятельность на ОПО;

система контроля за деятельностью подрядных организаций, осуществляющих деятельность на ОПО.

Обеспечение безопасности опытного применения технических устройств в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 116-ФЗ

38. В подразделе «Обеспечение безопасности опытного применения технических устройств в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 116-ФЗ» указывается порядок обеспечения безопасности опытного применения технических устройств на ОПО и формы оценки их соответствия законодательству Российской Федерации о техническом регулировании. При необходимости в данный подраздел включается:

информация о предельных условиях и нагрузках технического устройства, в которых будет впоследствии эксплуатироваться данное техническое устройство;

список лиц, состоящих в комиссии при проведения опытных испытаний технического устройства.

Состав комиссии определяется руководителем эксплуатирующей организации из числа представителей эксплуатирующей организации, ОПО, разработчика, завода-изготовителя и участка, на котором будут проводиться испытания, а также организации, выдавшей сертификат(-ы) или проводившей экспертизу по ПБ на данное техническое устройство. По решению технического руководителя в состав, комиссии могут быть включены представители контрольно-надзорных органов.

Порядок идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий на опасных производственных объектах

39. В подразделе «Порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий на ОПО» указываются:

перечень всех существующих технологических процессов и производственных операций, а также расстановка приоритетов проведения идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий, по результатам которых формируется график проведения идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий;

график проведения оценки рисков и оценки рисков возникновения аварий, утвержденный руководителем эксплуатирующей организации;

состав комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков возникновения аварий на ОПО.

40. В подразделе указываются ситуации, при которых проводятся плановая и внеплановая идентификация опасностей и оценка рисков возникновения аварий на ОПО.

41. Плановая идентификация опасностей и оценка рисков возникновения аварий на ОПО проводятся при:

выполнении работ, для которых не разработана техническая документация;

изменении горно-геологических и горнотехнических условий;

существенных изменениях в технологии производства работ.

42. Внеплановая идентификация опасностей и оценка рисков возникновения аварий на ОПО проводятся при:

замене технических устройств для производства горных работ;

проведении опытных испытаний технических устройств, если опасности и оценка рисков возникновения аварий не определены в технической документации на эти технические устройства;

привлечении подрядных организаций, осуществляющих деятельность на ОПО;

возникновении аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО, если причиной послужила ранее не идентифицированная опасность.

43. Регулярный пересмотр идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий на ОПО должен проводиться не реже одного раза в три года.

44. В случаях превышения допустимого уровня риска возникновения аварий начальник участка разрабатывает мероприятия по снижению рисков до допустимого уровня, утверждаемые техническим руководителем.

IV. Производственный контроль

45. ПК на ОПО эксплуатирующих организаций является составной частью СУПБ и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования ОПО, а также на предупреждение аварий на этих ОПО.

46. Порядок организации и осуществления ПК на ОПО устанавливается в соответствии с пунктом 8 настоящего Типового положения и Правилами организации и осуществления производственного контроля.

V. Система управления охраной труда

47. Порядок организации и осуществления управления ОТ на ОПО устанавливается в соответствии с пунктом 8 настоящего Типового положения и Типовым положением о СУОТ.

Приложение N 1 к Типовому положению. Перечень опасных производственных объектов, на которые распространяются действия системы управления промышленной безопасностью

Приложение N 1
к Типовому положению
о единой системе управления
промышленной безопасностью и
охраной труда для организаций
по добыче (переработке) угля
(горючих сланцев), утвержденному
приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 30 ноября 2017 года N 520

Система управления промышленной безопасностью в горнодобывающей промышленности – опыт внедрения. Единая книга предписаний и формирование сменных нарядов.

Д.Я. Владимиров, генеральный директор ОАО «ВИСТ Групп»

А.Ф. Клебанов, к.т.н., зам. генерального директора ОАО «ВИСТ Групп»

Е.Е. Китляйн, руководитель проекта, ОАО «ВИСТ Групп»

Для улучшения состояния промышленной безопасности (ПБ) необходимы организация эффективного производственного контроля над соблюдением требований промышленной безопасности (ТПБ), а также разработка и внедрение Системы управления промышленной безопасностью (СУПБ). Под СУПБ понимается структурированная совокупность управленческих решений, норм и процедур, посредством которых осуществляется и развивается деятельность по предотвращению рисков и соблюдению ТПБ.

Организация эффективной СУПБ приобретает особую актуальность с созданием крупных вертикально интегрированных структур управления бизнесом (управляющих компаний, холдингов, финансово-промышленных групп и т.д.). Стремление соответствовать лучшим образцам экологической и социальной ответственности, самым жестким стандартам в сферах охраны труда, ПБ, управления персоналом предопределяет разработку новых системных подходов в организации управления промышленной безопасности.

Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 г. №116-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»: «СУПБ – комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты (ОПО), в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий…».

№50) (ред. от 17.07.2001 г.), 1.7. «СУПБ – механизм, обеспечивающий непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на промышленную безопасность и включающий комплекс мер правового, организационного, технического, экономического, информационного, образовательного и социального характера, направленных на предупреждение, предотвращение и ликвидацию аварий на опасных производственных объектах…».

При разработке СУПБ предприятие опирается на действующую нормативную базу. Основными стандартами для создания СУПБ являются следующие документы:

— Федеральный закон от 21.07.1997 г. №116-ФЗ (ред. от 04.03.2013 г.) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в том числе ФЗ-22;

— Постановление Правительства РФ от 26 июня 2013 г. №536 «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью» (начало действия с 01.01.2014 г.);

— Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 №263 (ред. от 21.06.2013 г.) «Об организации и осуществлении производственного контроля (ПК) за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте».

С 1.01.2014 г. обязательно должны быть документированы следующие элементы СУПБ:

— Положение о ПК, составная часть СУПБ Постановление правительства РФ от 10.03.1999 г. №263 (ред. от 21.06.2013 г.) «Об организации и осуществлении ПК за соблюдением ТПБ на ОПО»;

— Риски: расчет и анализ рисков травм и аварий Планирование мероприятий по снижению риска травм и аварий на ОПО;

— СУПБ. Положение о СУПБ. Документы, обеспечивающие функционирование СУПБ предусмотренные положением;

— Заявление о политике эксплуатирующих организаций в области ПБ.

Создание и внедрение СУПБ необходимо, так как существующие подходы к управлению промышленной безопасностью не приводят к устойчивой динамике снижения травматизма и аварийности. По статистическим данным в период с 1992 по 2013 г. на угольных шахтах Кузбасса произошло 15 аварий с количеством погибших более 5 человек (см. таблицу).

Если рассмотренный период 1992–2013 гг. условно разделить пополам и проанализировать интервалы между авариями, получится, что в 1-й половине этого периода (1992–2002 гг., 121 месяц) средний интервал между авариями составлял 24,2 месяца, а во 2-й половине периода (2002–2013 гг., 121 месяц) средний интервал между авариями уменьшился в 2 раза и составил 12,1 месяц, т.е. количество аварий увеличилось вдвое (рис. 1).

Вместе с тем инвестиции в технико-технологическое развитие угольной отрасли Кузбасса по сравнению с 2003 г. возросли почти в 2 раза и составили в 2012 г. около 60 млрд руб., около 10% – в промышленную безопасность. По уровню оснащенности современной техникой и средствами защиты предприятия Кузбасса не уступают ведущим зарубежным, а по уровню аварийности и травматизма превосходят в несколько раз.

По исследованиям института НИИОГР и компании Дюпон, предприятия России и зарубежные имеют разную структуру рисков травмирования и аварий (рис. 2). На отечественных предприятиях велика доля системно повторяющихся нарушений требований ПБ, которые возникают из-за недостаточного уровня организации производства. Доля системно повторяющихся нарушений на зарубежных предприятиях меньше в десятки раз. Индивидуальный риск на отечественных предприятиях в 2 раза выше. Фоновые риски практически одинаковые на отечественных и зарубежных предприятиях (рис. 2).

Очевидно, что приоритетным направлением при создании СУПБ на предприятии должно стать значимое уменьшение доли повторяющихся нарушений в структуре риска. Так как доля повторяющихся нарушений наиболее высока, необходимо разрабатывать новые системные методы их устранения и методы повышения компетентности персонала. Если для повышения квалификации и компетентности решение очевидно – обучение персонала (инструктажи, экзамены, курсы повышения квалификации, регулярное тестирование и т.д.) и эти методы доказали свою эффективность, то для ликвидации повторяющихся нарушений общепринятой, эффективной и зарекомендовавшей себя методики не существует. Для разработки и применения методики в рамках СУПБ необходимо автоматизировать процессы сбора, хранения и обработки информации. Иначе процесс сбора и анализа информации будет весьма затруднительным. Если удастся собрать вручную и проанализировать информацию о нарушениях, без средств автоматической обработки этот процесс будет запаздывающим. А это в свою очередь приведет к запаздывающему воздействию и, как следствие, низкой эффективности по устранению повторяющихся нарушений. Процесс сбора, обработки и анализа информации должен быть регулярным и быстрым.

Созданием и внедрением системы, способной решать задачи, стоящие перед СУПБ, компания «ВИСТ Групп» занимается с 2004 г.

За данный период удалось осуществить разработку качественной платформы, на которой строится система «Единая книга предписаний и Формирование сменных нарядов». Получено разрешение Ростехнадзора на применение этой системы на ОПО.

На текущий момент уже внедрены 20 программных продуктов на угледобывающих предприятиях Республики Хакасия (в разрезах Восточно-Бейский, Черногорский, Изыхский, ш. Хакасская, фабрика Хакасская): Кемеровской области (в шахтах Полысаевская, им.Кирова, Комсомолец, Котинская, №7, им. А.Д. Рубана, им. 7 Ноября, Талдинская-Западная 1, Талдинская-Западная 2, Распадская; в разрезах Майский, Камышанский, Заречный, Барзасское товарищество, УД и УМ (управление по дегазации угольных месторождений); Республики Бурятии (разрез Тугнуйский).

При использовании программного обеспечения автоматизируются следующие области производства:

  • Автоматизация деятельности ПК для выявления отклонений. Все выявленные нарушения заносятся в БД ПО вместо рукописных книг.
  • Автоматизация расчета и анализа рисков для определения приоритетов.
  • Оценка и расчет рисков.

Каждое выявленное нарушение оценивается по тяжести и вероятности. Оценка риска проводится на основании базы стандартных нарушений. Вероятность возникновения (1–5) х

Тяжесть последствий (1–5) = Риск (1–25). Анализ рисков включает в себя выявление приоритетов относительно цифровых показателей матрицы рисков, выявление причин возникновения рисков, повторяющихся нарушений. Управление рисками предусматривает разработку и выполнение мероприятий по их снижению.

— Автоматизация учета инцидентов для определения опасностей: взрыв, пожар, обрушение, травма… На основании статистических данных прошлых периодов. Данные – аварии, инциденты, травмы, профзаболевания, нарушения.

— Автоматизация НС для выполнения мероприятий: Формирование наряд-заданий в соответствии с предъявляемыми требованиями. Устранение нарушений и выполнение мероприятий через включение в наряд.

При качественном внедрении программного обеспечения предприятие получает инструмент автоматизации процессов системы СУПБ и соответствует современным требованиям, предъявляемым к созданию и функционированию СУПБ.

Статья написана по материалам сайтов: standart-centr.ru, docs.cntd.ru, mining-media.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector