Декларация по правам ребенка в кратком содержании

Декларация прав ребенка 1959 г. стала основой для подготовки документа, который бы обладал юридической силой и устанавливал механизм реализации своих положений.

Краткое содержание десяти принципов

1.Права, принятые Декларацией, касаются каждого ребенка на планете, и не имеет значения, в богатой или бедной семье он рожден, какого цвета его кожа, какой он национальности и пр.;

2.законом и всеми иными средствами должны быть обеспечены условия всестороннего развития, приоритеты должны быть расставлены таким образом, чтобы лейтмотивом было соблюдение интересов ребенка;

3.право с самого появления на свет на имя и гражданство;

4.право на жилье, медицинскую помощь как до рождения (и его матери тоже), так и после, здоровое взращивание, полноценное развитие, на игры и развлечения;

5.маленькому человеку, который неполноценен психически или физически, должно быть обеспечено право на заботу, образование, социальную адаптацию;

6.право жить в любви, внимании и понимании, со своими родителями, и по возможности не быть в разлуке с матерью;

7.право на бесплатное образование (как минимум, начальное), на основе которого он мог бы реализовать свои способности и возможности;

8.приоритетное право на получение помощи и защиты среди других, которые также в этом нуждаются;

9.право не подвергаться насилию, унижению, принуждению к труду до достижения возрастной планки для этого, и др.;

10.право на ограждение от любой из форм дискриминации.

Всемирная декларация прав ребенка актуальна и ныне, любой из этих 10 принципов актуален на сегодняшний момент времени.

Ответственность за нарушение Декларации прав ребенка

Ответственность может быть назначена за несоблюдение прав несовершеннолетнего административная или даже уголовная.Дело в том, что нарушение детских прав прямо или косвенно вредит здоровью несовершеннолетнего – физическому, моральному, психическому. Если детеныш обратится в полицию или в органы опеки, то там обязательно должны отреагировать на сигнал.

В зависимости от тяжести обвинений, может быть заведено даже уголовное дело. За ненадлежащее исполнение долга родителя мать, отца или обоих могут лишить родительских прав. Административные наказания сведены в Кодекс об Административных Правонарушениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Права и интересы детей призваны соблюдать родители, органы опеки, прокуратура и суд. В этом вопросе есть масса нюансов. Например, именно родители являются прямыми представителями ребенка, обязанными следить за тем, чтобы права их отпрыска не ущемлялись никоим образом.

Но бывает, что именно папа и мама попирают эти права, заботясь больше о своем собственном интересе, тогда защиту прав детей берут в свои руки органы опеки.

В случае, если имеет место физическое, сексуальное или моральное насилие, или иное нарушение прав, несовершеннолетний может искать помощи у следующих лиц:

· представителей центра помощи детям;

· работников социального приюта для детей;

· специалистам центра экстренной помощи (по средствам связи);

· представителей органов опеки и др.

Дети требуют защиты прав уже потому, что они слабые, маленькие, не обладающие массой знаний и умений, известных взрослым людям.

Малыш не может дать достойный отпор при физическом или сексуальном насилии, его легко обидеть и унизить, чем и пользуются взрослые люди с низким уровнем воспитания и культуры.

Бывает, что права ребенка, закрепленные Декларацией ООН, нарушают родители, ведущие непотребный образ жизни – пьющие, избивающие детей, заставляющие попрошайничать.

Закон, охраняющий права ребенка в окружающем мире, регламентирует участие органов опеки и попечительства, прокуратуры, правоохранительных органов в обеспечении полноты прав несовершеннолетнего и их защиту.

Титова Т.А. Развитие международно-правовой защиты ребенка// Российский юридический журнал № 1. 2000 г. С. 47-48.

Каширцева Е., Шабельник Е. Права на каждый день. М., Вита-пресс, 1995 –
124 с.

Декларация о правах ребенка. 1959 г. // Международная защита прав и свобод человека.- М.: Юридическая литература, 1990.

Конвенция о правах ребенка. 1989 г. // Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.- № 45 Ст. 955.

О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. // СЗ РФ.- 1995.- № 29.- Ст. 2757.

Основные принципы Декларации по правам ребенка и их применение в России

Права каждого несовершеннолетнего записаны как в законодательствах разных стран, так и в официальных международных документах. Основными документами являются Конвенция и Декларация по правам ребенка. Также эти законы в странах не должны идти вразрез с международными.

История принятия Декларации и ее определение

Международная Декларация по правам детей – это официальный документ, принятый международным сообществом, в котором прописаны обязанности взрослого перед ребенком.

Первый вариант Декларации приняли в 1924 году. Она состояла из пяти основных пунктов и предусматривала обеспечение защиты детей от проституции, торговли и рабства. Для ООН это было серьезное продвижение в преобразовании международных законов. Но все же несовершеннолетние нуждались в большей защите. Позднее в Декларацию были внесены некоторые доработки и изменения.

Декларация и Конвенция по правам ребенка: отличия

Конвенция – это юридически-образующий документ, а Декларация таковым не является.

Все, что записано в данной декларации, несет призыв к родителям, правительствам, общественным организациям, чтобы те соблюдали и признавали права детей, а так же оказывали содействие в их реализации.

Конвенция определяет волю несовершеннолетних на получение образования, на проведение отдыха и досуга, на пользование другими услугами государств, входящих в ООН и подписавших этот документ. Данная Конвенция – это первый и основной международно-правовой документ, определяющий права несовершеннолетних. Конвенцию подписали все страны, входящие в ООН, кроме США и Сомали.

Основные принципы

Декларация по правам несовершеннолетних содержит в себе десять основных принципов:

  1. У всех несовершеннолетних должно быть равноправие независимо от любых обстоятельств, например: пол, раса, вероисповедание и др. Такое равенство должно быть поддержано и защищено законодательствами всех стран.
  2. Все дети имеют право на моральное и физическое саморазвитие. Никто не вправе стеснять их достоинство.
  3. Дети вправе получать гражданство той страны, в которой они родились, и имя, данное родителями. Родители или опекуны должны принять меры к оформлению и получению документов на родившегося ребенка.
  4. Все дети начиная с самого рождения имеют право на медицинские и социальные услуги. В медицинские услуги также входит и контроль за психическим состоянием ребенка.
  5. Неполноценному в физическом или психическом плане ребенку, неважно, рожден он таким или стал при жизни, должна оказываться как психологическая, так и материальная помощь.
  6. Ребенок должен быть окружен любовью и заботой родителей независимо от своего гражданства. А также забота должна проявляться и со стороны государства, в котором проживает несовершеннолетний.
  7. У детей есть право развиваться и обучаться. По этой причине любое правительство должно обеспечить их вероятностью приобрести безвозмездное получение образования. Со стороны родителей требуется организация обучения.
  8. Ребенок на первом месте. Оказание помощи несовершеннолетнему при любой ситуации в приоритете.
  9. Право несовершеннолетних на неприкосновенность со стороны старших. Дети должны быть защищены от жестокости в различных ее проявлениях. Воспитательный процесс должен проходить методами убеждений и пояснений.
  10. У каждого ребенка должно быть право на мирную жизнь. Детям не должно прививаться чувство неприязни к другим расам или людям другой социальной группы. Все должно основываться на гуманности и взаимопонимании к окружающим людям.

Нарушение основных принципов прав ребенка

Чаще всего нарушения происходят внутри семьи. Многие родители при воспитании ругают детей, применяют физические меры, причем не только скрытно, но и на виду у людей.

Это может быть для кого-то нормой в воспитательном процессе, но на самом деле такие действия – это нарушение закона и прав ребенка. Такие наказания, которые выглядят не только как физическая мера воздействия, но и как моральное подавление, могут применяться воспитателями в детских дошкольных учреждениях и учителями в школах в целях воспитания.

От таких методов ребенок страдает и должен получать защиту со стороны закона.

Как применяются принципы Декларации в России

Права детей прописаны в российском законодательстве и защищаются. Независимо от национальности ребенка, его вероисповедания, социального статуса и т. д., он имеет право на следующее:

  • жизнь;
  • гражданство РФ;
  • фамилию, имя и отчество;
  • семью и родственные узы;
  • воспитание;
  • защиту своих прав;
  • защиту неприкосновенности;
  • образование;
  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • отдых и развлечения;
  • разного рода имущество;
  • выражение личного мнения;
  • вероисповедание;
  • неприкосновенность собственности, тайну переписки и телефонных разговоров;
  • поддержку от государства, если несовершеннолетний осиротел или его родителей лишили родительских прав;
  • достойные условия жизни.
Это интересно:  Нормами муниципального права регулируются

Права ребенка применимы не только в семейных отношениях, но и в обществе. Создаются телефоны доверия, куда можно обратиться в случае нарушения прав детей.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Декларация прав ребенка: краткое содержание

Название Декларация прав ребенка: краткое содержание
страница 1/4
Дата публикации 13.02.2016
Размер 454.87 Kb.
Тип Краткое содержание

p.120-bal.ru > Право > Краткое содержание

10 принципов Декларации прав ребенка.

Декларация прав ребенка: краткое содержание
Преступления против детей и подростков совершаются повсеместно. Первый официальный процесс по урегулированию прав ребенка прошел в Австралии в конце XIX в. Затем аналогичные суды начали свою деятельность в Канаде и США. Однако требовался документ, юридическая основа, по которой можно выносить соответствующие решения и постановления.

10 принципов декларации прав ребенка Защита детей Так в Женеве в 1924 году появилась первая декларация прав ребенка. Краткое содержание ее сводится в описанию пяти главных принципов, которые берегли детей от рабства, проституции и торговли. Это был существенный прорыв в мировом законодательстве, но требовалась и иная защита для несовершеннолетних. Генеральная Ассамблея ООН доработала существующий женевский документ и приняла его новый вариант. В новой Декларации 1959 года права ребенка были зафиксированы в более полном варианте. Ее разработчики определили ответственность лиц, которые должны обеспечивать, учить, воспитывать несовершеннолетних, но не делают этого. 10 принципов декларации прав ребенка освещают обязанности взрослых перед детьми. Если говорить коротко, то все лучшее, что есть на Земле, принадлежит малышам и подросткам и не может быть у них отнято по чьей-то прихоти.

1-й принцип: Все дети, независимо от того, в какой стране они родились, какой у них возраст, цвет кожи, социальный статус, — имеют равные со своими сверстниками права. Они не могут быть ущемлены, занижены или отменены вовсе.

2-й принцип: Каждый ребенок имеет право на собственное достоинство и возможность развиваться нравственно, физически, духовно.

3-й принцип: Все дети — субъекты стран, в которых проживают, поэтому государство обязано обеспечить их гражданством, а родители — именем.

4-й принцип : Чтобы правильно расти и развиваться, ребенок имеет право на социальный уход и медицинскую поддержку, которые должны быть предоставлены его матери во время беременности еще до появления малыша на свет. Послеродовый период также должен быть обеспечен достойным уходом со стороны государства. Дети имеют право на жилье и питание. Школьный возраст, по статистике, самый незащищенный для ударов со стороны нервной системы, его особенно подробно характеризует декларация прав ребенка. Краткое содержание 4-го принципа поясняет необходимость постоянного контроля за состоянием детей, особенно из неблагоприятных семей. Цель наблюдения — предупредить срывы психики с формированием садистских и прочих патологических наклонностей.

5-й принцип: Неполноценные (физически или психически) дети должны быть обеспечены особой заботой и вниманием.

6-й принцип : Каждый ребенок имеет право на любовь со стороны родителей и государства, чьим гражданином он является.

7-й принцип : Все дети должны учиться бесплатно. Они имеют право играть и развиваться. Родители обязаны дать им эту возможность. Они же должны учить детей ответственности и полезности своему обществу. Один из 10 принципов декларации прав ребенка характеризует игру как способ познать окружающий мир. Родители обязаны обучать детей жизни в игровой форме. Должную помощь могут оказать добрые мультфильмы и книги. Ребенок с самого раннего возраста должен понимать, что нельзя обижать детей, истязать животных. Та информация, которая поступает в мозг в течение первых лет жизни, создает платформу для стабильности психического сознания в будущем.

8-й принцип: Права ребенка определяются как первостепенные в возможности получить помощь.

9-й принцип : Декларация защищает детей от жестокого обращения и эксплуатации. Ребенок не должен привлекаться к выполнению работ, приносящих вред его развитию и эмоциональной стабильности. К детям нельзя применять силу. Воспитание должно проходить в пояснительно-убеждающей манере. Жестокое отношение подразумевает любые виды насилия: физического, сексуального, психического. Россия регламентирует дополнительную ответственность в случаях, когда права ребенка нарушены. Однако статистика ежегодных случаев ужасает! Это связано с низким социальным уровнем населения. Взяв за основу 10 принципов декларации прав ребенка и Конвенцию, в Российском законодательстве приняли статьи ГК, УК и СК. Насильственными принято считать действия, связанные с ограничением передвижения, телесными наказаниями, грубостью, унижающей достоинство ребенка, угрозами, любым травмированием тела и психики.

10-й принцип: Каждый ребенок имеет право на мирную жизнь, в которой взрослые люди, в первую очередь родители, учат его заботе и взаимопониманию. Запрещается воспитывать в детях чувство расовой и социальной ненависти. Все люди равны.

Позже по принципу 10 деклараций прав ребенка была создана и доработана новыми положениями Конвенция, регулирующая отношения взрослых и детей, права несовершеннолетних. Она действует и сегодня. В ее составе 54 статьи.Конвенцию приняли и поддерживают 193 страны, в их числе Россия. Она стала наследницей СССР при его распаде. Все участники договора с участием Конвенции обязаны полностью пересматривать свое законодательство с целью обеспечения выполнения всех пунктов: права ребенка должны быть защищены. Дети рассматриваются документом как личности, «маленькие взрослые», чья жизнь и здоровье находятся в руках родителей и государства. Всеобщая декларация прав ребенка при всей ее полезности имеет существенный недостаток. Дети часто просто не знают о ее существовании и поэтому не могут заявить о том, что их интересы нарушены. Ни декларация, ни конвенция подробно в школах не разбирается, затрагивается лишь в старших классах, когда подростки становятся совершеннолетними. Подводя итоги, можно сказать, что 10 принципов декларации прав ребенка дали надежную основу для более детальных документов, таких как Конвенция, Гражданский и Семейный кодекс. Нарушители детских прав преследуются законодательством страны, в которой совершено преступление против личности. В России это часто Уголовная ответственность. Важно научить детей не бояться обращаться за помощью, когда их права нарушаются. http://fb.ru/article/169492/printsipov-deklaratsii-prav-rebenka-deklaratsiya-prav-rebenka-kratkoe-soderjanie

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20. 11. 1989 г. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13. 06.1990 г.

Преамбула
Государства-участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества являются основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле, (. )
признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства, напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, (. ) принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 г. и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 10 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, (. )
согласились о нижеследующем:
Часть I
Статья 1. Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Статья 2.1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств. (. )
Статья 5. Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.
Статья 6.1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. (. )
Статья 7.1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу. (. )
Статья 8.1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства (. )
Статья 9.1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. (. )
Статья 11.1. Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением или невозвращением детей из-за границы. (. )
Статья 13.1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:
а) для уважения прав и репутации других лиц; или
б) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Статья 14.1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести я религии. (. )
Статья 15.1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний. (. )
2. Ребенок имеет право на защиту закона от всякого вмешательства или посягательства. (. )
Статья 16.1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Статья 19.1. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы (. )
Статья 23.1 Государства-участники предпринимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. (. )
Статья 20.1 Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
2. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.
3. Такой уход может включать, в частности, передачи на воспитание, «кафала» по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык. (. )
Статья. 24.1 Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях» которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и обеспечивают его активное участие в жизни общества.
Статья 25. Государства-участники признают право неполноценного ребёнка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответе за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.
Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребёнок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.(. )
Статья 25.1. Государства-участники признают право ребенка» помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического либо психического лечения, на периодическую оценку лечения» предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о ребенке.
Статья 26.1. Государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством (. )
Статья 27.1. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
2. Родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.
3. Государства-участники в соответствии с; национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителя и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем. (. )
Статья 28.1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:
а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
б) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают, такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
в) обеспечивают доступность высшею образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;
г) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
д) принимают меры по содействию регулярному посещению школы и снижению числа учащихся, покинувших школу. (. )
Статья 32.2. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать; в культурной жизни и заниматься искусством. (. )
Статья 32.1. Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. (. )
Статья 33. Государства-участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими.
Статья 34.1. Государства-участники обязуются защитить ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. (. )
Статья 35. Государства-участники принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме.
Статья 36. Государства-участники защищают ребенка от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.
Статья 37. Государства-участники обеспечивают, чтобы:
а) Ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначается за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.
б) Ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом (. )
в) Каждый лишенный свободы ребенок пользовался гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста (. )
Статья 38.1. Государства-участники обязуются уважать нормы международного гуманитарного права, применимые к ним в случае вооруженных, конфликтов и имеющие отношение к детям, и обеспечивать их соблюдение.
2. Государства-участники принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях.
3. Государства-участники воздерживаются от призыва любого лица, не достигшего 15-летнего возраста, на службу в свои вооруженные силы. При вербовке из числа лиц, достигших 15-летнего возраста, но которым еще не исполнилось 18 лет, государства-участники стремятся отдавать предпочтение лицам более старшего возраста. (. )
Статья 39. Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление или реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.
Статья 40.1. Государства-участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе.
2. В этих целях и принимая во внимание соответствующие положения международных документов, государства-участники, в частности, обеспечивают, чтобы:
а) Ни один ребенок не считался нарушившим уголовное законодательство, не обвинялся и не признавался виновным в его нарушении по причине действия или бездействия, которые не были запрещены национальным или международным правом во время их свершения.
б) Каждый ребенок, который, как считается, нарушил уголовное законодательство или обвиняется в его нарушении, имел по меньшей мере следующие гарантии:
I) презумпция невиновности, пока его вина не будет доказана согласно закону;
II) незамедлительное и непосредственное информирование его об обвинениях против него и, в случае необходимости, через его родителей или законных опекунов и получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты;
III) безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом в ходе справедливого слушания в соответствии с законом в присутствии адвоката или другого соответствующего лица, если это не считается противоречащим наилучшим интересам ребенка, в частности, с учетом его возраста или положения его родителей или законных опекунов;
IV) свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признание вины; изучение показаний свидетелей обвинения либо самостоятельно, либо при помощи других лиц и обеспечение равного участия свидетелей защиты и изучения их показаний;
V) если считается, что ребенок нарушил уголовное законодательство, повторное рассмотрение вышестоящим компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом согласно закону соответствующего решения и любых принятых в этой связи мер;
VI) бесплатная помощь переводчика, если ребенок не понимает используемого языка или не говорит на нем;
VII) полное уважение его личной жизни на всех стадиях разбирательства.
3. Государства-участники стремятся содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении, в частности:
а) установлению минимального возраста, ниже которого дети считаются неспособными нарушить уголовное законодательство;
б) в случае необходимости и желательности, принятию мер по обращению с такими детьми без использования судебного разбирательства при условии полного соблюдения прав человека и правовых гарантий.
4. Необходимо наличие таких различных мероприятий, как уход, положение об опеке и надзоре, консультативные услуги, назначение испытательного срока, воспитание, программы обучения и профессиональной подготовки и другие формы ухода, заменяющие уход в учреждениях, с целью обеспечения такого обращения с ребенком, которое соответствовало бы его благосостоянию, а также его положению и характеру преступления.

Это интересно:  Правила заверения трудовой книжки

Семейный кодекс Российской Федерации

10 принципов Декларации прав ребенка и их соблюдение

Взрослые не всегда понимают, что у ребенка тоже есть свои права. Мало того, Семейный кодекс РФ защищает эти права наряду с Всемирной Декларацией прав ребенка. Несоблюдение этих прав, ущемление маленького человечка в любом из гарантированных законом прав карается, так что не стоит думать, что взрослым позволено все.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Самые важные права ребенка, закрепленные законодательно

Впервые в России права детей зафиксированы в Семейном кодексе РФ. Различают личные и имущественные права ребенка, перечень этих прав выглядит следующим образом:

  • проживать и получать воспитание в семье (ст.54);
  • общаться с папой, мамой и другими людьми, состоящими в родстве (ст. 55);
  • право на защиту (ст.56);
  • право на свою точку зрения и возможность ее выражать (ст.57);
  • право на свою фамилию, имя и отчество (ст.58);
  • право изменить фамилию, имя и отчество (ст.59);
  • право владеть имуществом, получать его по наследству и пр. (ст.60).

Каждый из этих пунктов трактуется широко. Законы РФ учитывают права детей и привязывают другие свои решения к принятым в отношении ребятни. Например, право жить в семье реализовывается другими статьями того же Семейного Кодекса.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства. Статья 54 СК РФ.

Принципы Всемирной Декларации прав ребенка

Генеральная Ассамблея ООН 20 ноября 1959 г. приняла важнейший документ – Декларацию, в которой сконцентрированы главные принципы, закрепляющие за ребенком его права.

Это интересно:  Переуступка права аренды нежилого помещения

Краткое содержание десяти принципов

  1. права, принятые Декларацией, касаются каждого ребенка на планете, и не имеет значения, в богатой или бедной семье он рожден, какого цвета его кожа, какой он национальности и пр.;

  • законом и всеми иными средствами должны быть обеспечены условия всестороннего развития, приоритеты должны быть расставлены таким образом, чтобы лейтмотивом было соблюдение интересов ребенка;
  • право с самого появления на свет на имя и гражданство;
  • право на жилье, медицинскую помощь как до рождения (и его матери тоже), так и после, здоровое взращивание, полноценное развитие, на игры и развлечения;
  • маленькому человеку, который неполноценен психически или физически, должно быть обеспечено право на заботу, образование, социальную адаптацию;
  • право жить в любви, внимании и понимании, со своими родителями, и по возможности не быть в разлуке с матерью;

  • право на бесплатное образование (как минимум, начальное), на основе которого он мог бы реализовать свои способности и возможности;
  • приоритетное право на получение помощи и защиты среди других, которые также в этом нуждаются;
  • право не подвергаться насилию, унижению, принуждению к труду до достижения возрастной планки для этого, и др.;
  • право на ограждение от любой из форм дискриминации.
  • Всемирная декларация прав ребенка актуальна и ныне, любой из этих 10 принципов актуален на сегодняшний момент времени.

    Нарушение декларации, охраняющей детство

    Как ни странно, но именно семья и школа чаще всего и являются главными нарушителями детских прав.

    Унижения словами, действиями в виде шлепков, избиений, постановок в угол, публичные наказания, а также принуждения работать за, скажем, непослушание – эти действия распространены повсеместно.

    Считая свои поступки вполне правомерными, направленными на воспитание, родители и даже педагоги не видят в них признаков нарушения прав. И совершенно зря: маленький человек все понимает, испытывает унижение и обиду. И может найти защиту от деспотического произвола.

    Ответственность за нарушение

    Ответственность может быть назначена за несоблюдение прав несовершеннолетнего административная или даже уголовная.

    Дело в том, что нарушение детских прав прямо или косвенно вредит здоровью несовершеннолетнего – физическому, моральному, психическому.

    Если детеныш обратится в полицию или в органы опеки, то там обязательно должны отреагировать на сигнал.

    В зависимости от тяжести обвинений, может быть заведено даже уголовное дело. За ненадлежащее исполнение долга родителя мать, отца или обоих могут лишить родительских прав.

    Административные наказания сведены в Кодекс об Административных Правонарушениях.
    к содержанию

    Важнейшие принципы детских прав под охраной государства

    Права и интересы детей призваны соблюдать родители, органы опеки, прокуратура и суд. В этом вопросе есть масса нюансов. Например, именно родители являются прямыми представителями ребенка, обязанными следить за тем, чтобы права их отпрыска не ущемлялись никоим образом.

    Но бывает, что именно папа и мама попирают эти права, заботясь больше о своем собственном интересе, тогда защиту прав детей берут в свои руки органы опеки.

    Где искать защиту, если ребенка обижают?

    В случае, если имеет место физическое, сексуальное или моральное насилие, или иное нарушение прав, несовершеннолетний может искать помощи у следующих лиц:

    • представителей центра помощи детям;
    • работников социального приюта для детей;
    • специалистам центра экстренной помощи (по средствам связи);
    • прокурора;
    • представителей органов опеки и др.

    Советуем ознакомиться с судебной практикой лишения родительских прав в статье.

    Дети требуют защиты прав уже потому, что они слабые, маленькие, не обладающие массой знаний и умений, известных взрослым людям.

    Малыш не может дать достойный отпор при физическом или сексуальном насилии, его легко обидеть и унизить, чем и пользуются взрослые люди с низким уровнем воспитания и культуры.

    Бывает, что права ребенка, закрепленные Декларацией ООН, нарушают родители, ведущие непотребный образ жизни – пьющие, избивающие детей, заставляющие попрошайничать.

    В случаях любого насилия над ребенком на защиту обязаны встать соответствующие государственные органы.

    Закон, охраняющий права ребенка в окружающем мире, регламентирует участие органов опеки и попечительства, прокуратуры, правоохранительных органов в обеспечении полноты прав несовершеннолетнего и их защиту.

    Статья написана по материалам сайтов: zakonguru.com, p.120-bal.ru, 2supruga.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector