Материальные и процессуальные нормы бюджетного права

— часть финансового права, его ведущий институт: совокупность устанавливаемых государством общеобязательных норм, определяющих основы бюджетного устройства страны и регулирующих общественные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, которые сосредоточиваются в различных звеньях бюджетной системы, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета и бюджетов, входящих в бюджетную систему государства. По характеру регулируемых отношений нормы бюджетного права можно подразделить на материальные и процессуальные. Материальные нормы бюджетного права устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему в РФ; состав доходов и направления расходов бюджетной системы; полномочия по получению бюджетных доходов и т. д. Отличительной особенностью процессуальных норм бюджетного права является то, что они имеют процедурный характер. То есть эти нормы регламентируют бюджетный процесс -процедуру составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и отчетов об их исполнении. Процессуальные нормы бюджетного права распределяются по стадиям бюджетного процесса. Исключительно важная роль процессуальных норм бюджетного права — в четкой регламентации порядка разрешения разногласий, возникающих при рассмотрении и утверждении бюджетов, например реализация права отлагательного вето Президента РФ при утверждении федерального бюджета и другие процедурные вопросы, связанные с осуществлением бюджетной компетенции соответствующими субъектами.

Составьте классификацию нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, подкрепите ее примерами.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные.

Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т. д.

К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Нормы бюджетного права содержатся:

1. в Конституции РФ,Ст. 71 и 72 определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. 101, 104, 106, 114 и др.).

2. в Бюджетном Кодексе РФ(17 июля 1998 года). Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете.

3. В федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год, Федеральный закон от 14.12.2015 N 363-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год», Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год».

4. В Указах Президента РФ. Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2268 (ред. от 18.08.1996) «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году». Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».

Это интересно:  Задачи по семейному праву с решением

5. Постановлениях Правительства. Постановление Правительства РФ от 27.12.2014 N 1563 (ред. от 25.12.2015) «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

7. нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год,

На основе анализа положений действующего законодательства РФ сформируйте перечень потенциальных участников бюджетных правоотношений. Предложите варианты их (участников бюджетных отношений) классификации.

Субъекты бюджетных правоотношений – это участники конкретных общественных отношений по образованию, распределению и использованию средств бюджетов всех уровней, вступившие в них для реализации своих юридических обязанностей и прав, закрепленных бюджетным законодательством РФ.

Участниками бюджетных правоотношений являются:

1) государство и его территориальные подразделения (РФ в целом, субъекты РФ, Муниципальные образования);

2) Президент РФ; высшие должностные лица субъектов РФ, главы МО-ний;

3) законодательные (представительные) ОГВ и представительные органы МСУ (местного самоуправления);

5) исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы МО-ний);

6) органы денежно-кредитного регулирования, кредитные организации (Центральный банк РФ; коммерческие банки и небанковские кредитные организации (РКЦ);

7) органы гос-ного (муниц-ного) финансового контроля;

8) главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств;

9) главные администраторы и администраторы доходов бюджета;

10) главные администраторы и администраторы источников финансирования дефицита бюджета.

Источники бюджетного права

Бюджетное право одержит материальные и процессуальные нормы. Материаль­ные нормы устанавливают структуру бюджетной системы России, перечень бюджетных доходов и расходов, их распределение между различными бюджетами и права участников бюджетных отношений. Процессуальные нормы регламентируют весь бюджетный про­цесс, а именно порядок образования, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов.

Нормы бюджетного права содержатся в различных правовых источниках.

│ Система источников бюджетного права │

│ │ │ Международно-правовые акты нормативного характера │

Практика Конституционного Суда РФ

│ Судебная (административная) практика│

┌──┤ Структура бюджетного законодательства │

│ │ Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) │

│ │Федеральные законы о федеральном бюджете, о бюджете государственных│

│ │ внебюджетных фондов, принятые в соответствии с БК РФ │

│ │Иные федеральные законы, регулирующие бюджетные отношения, принятые│

Это интересно:  Соотношение трудового и гражданского права

│ │ в соответствии с БК РФ │

│ │ Законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, о бюджетах │

│ │ территориальных государственных внебюджетных фондов, принятые │

│ │ соответствии с БК РФ │

│ │ Иные законы, регулирующие бюджетные отношения, принятые в │

│ │ соответствии с БК РФ │

│ Муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных│

│ образований о местных бюджетах, принятые в соответствии с БК РФ │

│ Иные муниципальные правовые акты представительных органов │

│ муниципальных образований, регулирующие бюджетные отношения, │

│ принятые в соответствии с БК РФ │

Основным источником бюджетного права в РФ является Конституция РФ. Кон­ституция устанавливает форму государственного устройства РФ и принципы взаимодей­ствия федерального центра и субъектов федерации (ст. 5).

Основополагающим нормативным источником является БК. В нем установлены общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюд­жетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, а также определены исходные положения бюджетного процесса и межбюджетных отношений, ос­нования и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

В БК от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ введены изменения, направленные на комплексное регулирование организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы. Основные нововведения, вступившие в действие в 2008 г., следующие:

1. формирование бюджетов на трехлетний срок;

2. четкая структура состава и полномочий участников бюджетного процесса;

3. установление единых принципов организации бюджетного процесса;

4. уточнение базовых понятий и бюджетной терминологии;

5. планирование расходов на реализацию долгосрочных целевых программ;

6. проведение реструктуризации бюджетной сети; усиление стимулирования соответст­вующих органов власти по эффективному распоряжению и управлению региональными и муниципальными финансами;

7. детальная классификация средств отдельных бюджетов;

8. утверждение основных принципов и позиций бюджетной классификации РФ.

Система источников бюджетного правав РФ закреплена в положениях ст. ст. 2–4 БК РФ. Бюджетное законодательство РФ состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 БК РФ (ст. 2 БК РФ).

Президент РФ имеет правоиздавать указы, которые регулируют бюджетные правоотношения на основании и во исполнение положений БК РФ.

Это интересно:  Как правильно заполнить доверенность

Правительство РФ имеет правопринимать нормативные правовые акты. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в случаях и пределах, установленных БК РФ, а также указами президента и нормативными актами Правительства РФ. При этом федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, только по вопросам, отнесенным к ведению РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, которые регулируют бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции. На уровне субъектов РФ принимаются нормативные акты соответствующего субъекта РФ, регулирующие бюджетные правоотношения на его территории. Органами местного самоуправления принимаются нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения внутри муниципального образования.

В случае противоречиямежду нормами БК РФ и других нормативных правовых актов всех уровней, регулирующих бюджетные правоотношения, применяются положения БК РФ.

В качестве источников бюджетного права предусматриваются также международные договоры РФ, нормы которых превалируют над национальным законодательством.

Нормы бюджетного права

Как и бюджетные правоотношения, нормы бюджетного права также могут быть материальными и процессуальными.

Материальные нормы устанавливают бюджетное устройство, систему, структуру доходов и расходов всех уровней, а также полномочия государственных органов по разграничению доходов и расходов внутри бюджетной системы.

Процессуальные нормы устанавливают процедуру, порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета и отчетов об их исполнении, т.е. регламентируют бюджетный процесс.

Источники бюджетного права – это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти, регулирующих отношения, возникающие в процессе формирования и использования бюджетных средств. К ним относятся Бюджетный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ (регулирует налоговые доходы бюджетов), Федеральный закон «О бюджетной классификации в Российской Федерации», постановления Правительства РФ, приказы Министерства финансов РФ, федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год; правовые акты местных представительных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год; другие федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.

Статья написана по материалам сайтов: helpiks.org, lektsii.org, finekon.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector