Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений

— уплачивать законно установленные налоги;

— встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

— вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

— представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом О бухгалтерском учете»;

— представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

— выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

— нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели – помимо вышеназванных обязанностей должны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

— об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;

— обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

— обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

— об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

— об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

Налогоплательщик имеет право:

— получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

— получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

— использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

— получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

— на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

— представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

— представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

— присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

— требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

— не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

— обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

— требовать соблюдения налоговой тайны;

— требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налоговые органы вправе:

— требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

— проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

— производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

— вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

— приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;

— осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

— взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;

— контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

— заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

— предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

— о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

— о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

— о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

— о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите.

Вопросы для самоконтроля:

1. Налоговое законодательство — основа правовых отношений в сфере налогообложения.

2. Принципы формирования налоговой системы РФ на современном этапе.

3. Соотношение прямого и косвенного налогообложения, его влияние на формирование доходов бюджета.

4. Установление, введение и отмена налогов. Налоговые реформы.

5. Понятие «налогоплательщики», «агенты» и «сборщики» налогов; их различия; функции.

6. Компетенция органов власти РФ на всех уровнях в сфере налогообложения.

7. Налоговые органы России, их права и обязанности в сфере налогообложения.

8. Налоговое производство и налоговый менеджмент.

9. Налоговое планирование, прогнозирование, анализ и контроль; цели и задачи.

10. Современная налоговая политика государства в краткосрочном и долгосрочном периоде.

11. Права и обязанности налогоплательщиков

12. Издание государством нормативных актов по вопросам налогообложения

13. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лип

Тема 3. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов в соответствии с нормами налогового законодательства

План лекции:

1. Возникновение и прекращение налогового обязательства плательщика перед I государством

2. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в соответствии с нормами налогового законодательства

3. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм обязательных платежей в бюджет

4. Обжалование актов налоговых органов и действия или бездействия их должностных лиц

ВОПРОС 34. Налоговые правоотношения, их субъекты. Основные права и обязанности субъектов налоговых правоотношений.

Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций.

Правоотношения по поводу установления и введения в действие налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной власти РФ, ее субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ разграничению предметов ведения РФ и субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с ними возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти.

Налоги реализуются через налоговые правоотношения, которые возникают по поводу взимания этих налогов с физических лиц и организаций. Основным содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов – обеспечить уплату налогов.

Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству или муниципальным образованиям, ограничивает их возможности по реализации своих функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия на лиц, допустивших такое правонарушение.

Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.

Субъекты налогового правоотношенияхарактеризуются особенными признаками, кот-ые являются обобщением свойств конкретных их участников. Существенной особенностью субъекта налогового правоотношений является его правовой статус, основу кот-го составляет налоговая правосубъектность.

Налоговая правосубъектностьвключает в себя налоговую правоспособность и дееспособность.

Налоговая правоспособностьпредставляет собой способность лица иметь права и нести, соответствующие, обязанности, дееспособность– способность лично участвовать в налоговых правоотношениях, а также нести ответственность за нарушения налогового законодательства.

Основными субъектами налогового правоотношенияявляются налогоплательщики и государство в лице налоговых органов.

Участие всех иных лиц в налоговых правоотношениях носит факультативный характер.

Согласно ст.19 НК РФ, налогоплательщики и плательщики сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность, уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно п.2 ст.83 НК РФ, постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора. Т.Е. лицо признается налогоплательщиком еще до появления у него объекта налогообложения

Налогоплательщики подразделяются на:

Налогово-правовой статус каждой группы имеет свои особенности. В частности, физические лица не обязаны вести бухгалтерский учет, в отличие от организации.

Согласно ст.11 НК РФ, к физическим лицам относятся:

— граждане Российской Федерации,

— лица без гражданства (апатриды).

Возраст и вменяемость не влияют на признание физического лица налогоплательщиком.

С точки зрения подоходного налогообложения, выделяются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами, и не являющиеся налоговыми резидентами, по получающими доход от источников РФ.

К налоговым резидентам относятся физ. лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Течение этого срока прерывается окончанием налогового периода (календарного года) и в новом налоговом периоде (календарном году) отсчитывается заново.

К налоговым нерезидентам относятся физ. лица, находящиеся на территории РФ менее 183 дней в календарном году.

От определения статуса налогоплательщика (резидент, нерезидент) зависит выбор объекта налогообложения и налоговой ставки, кот-е у них существенно различаются. Налоговые резиденты РФ уплачивают налоги со всех доходов, полученных на территории РФ, так и за ее пределами. Нерезидент – только с доходов, полученных от источников РФ.

Среди физ. лиц в отдельную категорию налогоплательщиков выделены индивидуальные предприниматели – физ.лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также, нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Налогоплательщики – организации подразделяются след-м образом:

Российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Филиал и иные обособленные подразделения не являются организациями, но исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения.

Иностранные организации – иностранные юридические лица, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Налогоплательщики (плательщики сборов) могут участвовать в налоговых отношениях как лично, так и через своего представителя. Полномочия представителя налогоплательщика д/б документально подтверждены. Представительство может осуществляться законным (ст.ст. 27, 28 НК РФ) либо уполномоченными (ст.29 НК РФ) представителями налогоплательщика.

Перечень основных прав, кот-ми пользуются налогоплательщики, закреплен в ст.21 НК РФ. Кроме того, на установленные законодательством о налогах и сборах, например:

— право передавать имущество под залог обеспечения обязанности по уплате налогов, сборов (ст. 73 НК РФ);

— право выступать поручителем перед налоговыми органами (ст. 74 НК РФ);

— право присутствовать при выемке документов (ст. 94 НК РФ);

— обязанность уплачивать установленные налоги;

— обязанность встать на учет в налоговых органах;

— обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

— обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);

— иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Обязанности могут возлагаться как на определенные категории налогоплательщиков (в связи с определенным видом деятельности), так и в рамках регулирования отдельных видов налогов.

В соответствии с п.1 ст. 22 НК РФ налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита из прав и законных интересов.

— Кодексом РФ об административных правонарушений от 30.12.2001г. №195-ФЗ;

— ГПК РФ от 14.11.2002г. №138-ФЗ (гл. 25);

— АПК РФ от 24.07.2002г. №95-ФЗ (гл. 23, 24);

— УПК РФ от 18.12.2001г. № 174-ФЗ;

— Таможенный кодексом РФ от 28.05.2003г. №61-ФЗ.

Налоговые агенты – это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в частности, предприятия и учреждения в отношении налогов из заработной платы работников). Сборщиками налогов могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, которые осуществляют прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.09.2004г.т№506 «Об утверждении Положения о федеральной налоговой службе», таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России), находящаяся в ведении Министерства финансов РФ. ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министерства финансов РФ. Руководитель ФНС РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФНС РФ задач и функций.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к кот-ым относятся:

— УФНС России по субъектам РФ;

— Межрегиональные ИФНС России;

— ИФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления;

— ИФНС России межрайонного уровня.

Основная цель деятельности налоговых органов — обеспечение полного и своевременного поступления в бюджеты налогов и сборов. Действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ, в том числе, гражданским, административным, а также иных отраслей права.

Среди функций налоговых органов в сфере налогообложения выделяют:

1. учет налогоплательщиков;

2. налоговый контроль;

3. применение налоговых санкций;

4. выработку налоговой политики государства;

5. разъяснительную и информационную работу по применению налогового законодательства.

Для реализации возложенных государством задач налогового органа наделяются специальной компетенцией— совокупностью государственно-властных полномочий по определенным предметам ведения. Перечень прав налоговых органов содержится в ст.31 НК РФ, в ст.32 НК РФ закрепляет перечень обязанностей.

В соответствии с п.4 ст. 30 НК РФ налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Убытки, причиненные налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и другими участниками налоговых правоотношений в результате неправомерных действий (решений) или бездействия налоговых и таможенных органов, а также их должностных лиц и работников, возмещаются за счет средств бюджета (абз.2 п.1 ст.35 НК РФ).

Таможенные органыпользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, установленные НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами (п.1 ст.34 НК РФ). Права и обязанности налоговых органов закреплены в ст.31 и 32 НК РФ, соответственно этими же правами наделяются таможенные органы при осуществлении контроля за исчислением и уплатой налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Необходимо учитывать, что таможенные правоотношения являются комплексными и регулируются нормами различных отраслей права. При этом нормы налогового законодательства выступают общими, а таможенные права – специальными.

Финансовые органы прямо не указаны в числе участников налоговых правоотношений. Однако анализ ст.34.2 НК РФ, раскрывающей полномочия финансовых органов в области налогов и сборов, позволяет установить в качестве таковых МИНФИН РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов.

Органы внутренних дел в качестве субъектов налогового права, основной функцией кот-х является выявление, пресечение и расследование преступлений в сфере налогообложения (гл.6 НК РФ). С этой целью органы ВД вместе с налоговыми органами участвуют в выездных налоговых проверках. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, органы ВД обязаны в десятидневный срок направить материалы в налоговый орган для принятия по ним решения. Органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, налоговые органы и кредитные организации — банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т.е. субъектами налогового права.

НК РФ в перечне обязанностей налогоплательщиков выделил две группы:

  • 1) общие для организаций и физических лиц обязанности;
  • 2) дополнительные к ним обязанности налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей.

В первую группу входят следующие обязанности налогоплательщиков:

P уплачивать законно установленные налоги;

P встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена законодательством;

P вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

P представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

P представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных законодательством, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

P выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

P предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

P обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

P нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо этих обязанностей должны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета;

P об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;

P обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

P обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

P о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

P об изменении своего места нахождения — в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

Обязанность налогоплательщика по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законодательным актом о налогах и сборах. Так, основанием возникновения обязанности уплатить какой-либо налог является, прежде всего, наличие у него соответствующего объекта налогообложения. Другие обязанности связаны и обусловлены этой основной обязанностью.

Неспособность юридического лица — коммерческой организации или индивидуальных предпринимателей уплатить налоги является основанием для признания этого лица в установленном законом порядке банкротом. Если юридическое лицо ликвидируется в судебном порядке или по решению собственника, то обязанность уплаты недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию.

Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют права, которые направлены на то, чтобы обеспечить им возможность защиты своих прав и интересов. НК РФ (ст. 21), расширив и уточнив их, закрепил следующие права налогоплательщиков (и плательщиков сборов):

  • 1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
  • 2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и органов местного самоуправления — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;
  • 3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • 4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
  • 5) на своевременный зачет или возврат сумм, излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;
  • 6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
  • 7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  • 8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • 9) получать копии актов налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налога;
  • 10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  • 11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
  • 12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • 13) требовать соблюдения налоговой тайны;
  • 14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Этот перечень не является исчерпывающим. НК РФ подчеркивает, что налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Права, обязанности и функции субъектов налоговых отношений

Исходя из конституционной нормы (ст. 57 Конституции РФ) о том, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Правам и обязанностям налогоплательщиков и плательщиков сборов посвящена гл. 3 НК РФ. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) указаны в ст. 21 НК РФ.

Законодательство не только закрепляет соответствующие права, но и гарантирует их. Так, в соответствии со ст. 22 НК РФ налогоплательщикам (плательщикам сборов) и налоговым агентам гарантируется административная и судебная защита их прав и законным интересов.

Налогоплательщики (плательщики сборов, налоговые агенты) как субъекты налоговых правоотношений не только имеют права, но и несут определенные обязанности.

Также налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов в банке, обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях, обо всех обособленных подразделениях, о реорганизации или ликвидации.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщики (плательщики сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Обязанности по уплате налога и (или) сбора прекращается:

С уплатой налога и (или) сбора;

Со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим. Задолженность по налогам погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

С ликвидацией организации – налогоплательщика;

С возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика.

Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

Помимо прав и обязанностей налогоплательщиков содержание налогового правоотношения включает права и обязанности иных субъектов правоотношений, в частности налоговых органов.

Законодательством предусматривается обязательное участие государства в налоговых правоотношениях в лице уполномоченных органов, к которым относится Федеральная налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные подразделения. В случае, предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы, финансовые органы и органы внутренних дел – при решении вопросов, отнесенных НК РФ к их компетенции. Осуществляя свои функции в сфере налогообложения, налоговые, таможенные и финансовые органы взаимодействуют в пределах, установленных законодательством о налогах и сборах.

В 1990 г. в составе Минфина СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, а в 1991 г. выделена в качестве самостоятельного органа исполнительной власти РФ – Государственная налоговая служба (впоследствии преобразованная в Министерство РФ по налогам и сборам).

В настоящее время налоговый контроль осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные органы, а также Федеральная таможенная служба РФ, в части налогов, уплачиваемых при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (НДС, акцизы).

Главной задачей Федеральной налоговой службы является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью его исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных органов других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Федеральная таможенная служба осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Функции таможенных органов закреплены в ст. 403 Таможенного кодекса РФ. Таможенные органы обладают контрольными полномочиями в сфере налогообложения в случаях, предусмотренных ст. 34 НК РФ, ст. 408 ТК РФ, и только в отношении конкретных налогов, уплачиваемых при пересечении таможенной границы РФ (НДС и акцизов).

Отношения, возникающие при взимании таможенных пошлин, сборов и налогов, при контроле уплаты таможенных платежей, обжаловании действий таможенных органов, регулируются нормами различных отраслей права.

Функцией Минфина России в налоговой сфере охватывают разработку проектов федеральных законов и актов Президента и Правительства РФ по вопросам налоговой политики, политики в сфере таможенных платежей в части исчисления и порядка их уплаты, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, избежание двойного налогообложения доходов и имущества, а также по другим налоговым вопросам.

Федеральное казначейство выполняет функции кассового исполнения федерального бюджета.

Платежи по федеральным налогам и сборам подлежат зачислению в полном объеме на счета территориальных органов Федерального казначейства для распределения этими органами доходов от уплаты в соответствии с нормативами отчислений, установленных бюджетным законодательством РФ, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов.

На органы внутренних дел (ОВД) возложено выполнение функций по предупреждению, выявлению, пересечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, подпадающих под преступление или административное правонарушения.

ОВД в том числе вправе по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках, осуществлять иные полномочия.

Статья написана по материалам сайтов: lektsii.net, studme.org, xstud.ru.

»

Это интересно:  Возраст заключения трудового договора по общему правилу
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector
Читайте также:

  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. A)простые, синтетические, аналитические, основные
  3. A1Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему немцы постоянно простреливали трассу, проложенную по льду Финского»?
  4. A]любое имущество, включая деньги, ценные бумаги и имущественные права, если иное не предусмотрено законодательными актами.
  5. A]права и обязанности страхователя переходят к лицу, принявшему это имущество в порядке наследования
  6. B. Основные приложения метода координат на плоскости.
  7. C.) Документ, занимающийся вопросами регулирования труда педагогических работников называется .
  8. E) с момента заключения подозреваемого под стражу до уведомления его об окончании производства следственных действий и разъяснения права ознакомиться с материалами уголовного дела
  9. E) уравнение в правах дворянства и боярства.
  10. I) Основные компоненты и методы их оценки