Правила проведения стимулирующего мероприятия

Ежедневно тысячи компаний проводят стимулирующие мероприятия для потребителей, стремясь повысить процент продаж и добиться большей лояльности клиентов. В магазинах и в торговых сетях нередко на товаре встречается яркая наклейка «АКЦИЯ» с возможностью выиграть приз или получить какой-либо подарок от компании при покупке товара.

Но как правильно оформить стимулирующее мероприятие внутри компании?

Юристы «АВЕНТА» напоминают, что при организации проведения стимулирующего мероприятия, следует оформить следующие документы:

  1. Приказ руководителя (генерального директора). Решение о проведении мероприятия принимается руководителем компании или иным уполномоченным на принятие подобных решений лицом, органом. В этом же приказе можно указать ответственных лиц за проведение акции, а также указать обоснование и цель проведения данного мероприятия (например, с целью увеличения продаж, повышения лояльности потребителей к продукту, повышения конкурентоспособности продукта, проведения благотворительного мероприятия, повышения имиджа компании на рынке и т.д.). В приказе руководителя о проведении стимулирующего мероприятия должно быть указано об утверждении Правил проведения стимулирующего мероприятия.
  2. Правила проведения стимулирующего мероприятия. В них должна быть указана информация об организации мероприятия, о правилах его проведения, при наличии розыгрыша – о количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения. На титульном листе Правил должна быть отметка «Утверждено» с указанием ссылки на Приказ руководителя с его реквизитами (номер, дата принятия) и печатью организации.
  3. В целях бухгалтерского учета, при определении расходов на проведение стимулирующих мероприятий, рекомендуется утвердить также смету расходов на данный проект. В таком случае Смета, как и Правила проведения стимулирующего мероприятия, должны быть приложены к Приказу о проведении стимулирующего мероприятия.
  4. Правила стимулирующего мероприятия целесообразно разместить в сети Интернет на сайте организатора или на самостоятельном ресурсе. Это необходимо для доведения информации о правилах проведения стимулирующего мероприятия до сведения потребителя. Для этого на упаковке, этикетке продукта, а также на информационных ресурсах (сайт компании, официальная страница в социальных сетях и проч.) необходимо указать адрес (ссылку на сайт), где потребитель может ознакомиться с Правилами проведения и иной обязательной к размещению информацией. Эта информация должна быть хорошо читаема и размещена на видном месте.

Юридическая фирма «АВЕНТА» желает компаниям, проводящим маркетинговые акции, достичь всех поставленных целей и помнить о корректном документальном оформлении стимулирующего мероприятия!

Особенности проведения лотореи как стимулирующего мероприятия

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона , лотерея это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

Статья 10 Федерального закона определяет обязательные нормативы лотереи. К ним, в частности, относится требование о том, что размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от проведения лотереи должен составлять не менее чем 50 процентов.

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона призовой фонд лотереи формируется за счет выручки от проведения лотереи.

В соответствии с изложенным, можно сделать вывод, что проводимое мероприятие не является лотереей. Оно является стимулирующим мероприятием, предполагающим розыгрыш приза.

В Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» указанное понятие определяется как конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара ( ст. 9 данного Закона ). Законодательство РФ не содержит требований к регистрации таких мероприятий.

С 1 июля 2014 г. в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ запрещены и выведены из сферы регулирования Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях» . Такой вывод сделан Минэкономразвития в Письме от 07.04.2014 N Д09и-451 «О проведении стимулирующих мероприятий», которое доведено Письмом ФНС России от 21.04.2014 N ЕД-4-2/7598. Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» закреплен общий термин – «стимулирующие мероприятия». Из ст. 9 Закона N 38-ФЗ следует, что стимулирующее мероприятие ‒ это конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара. В п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 уточнено, что ст. 9 Закона N 38-ФЗ применяется к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

К рекламе стимулирующего мероприятия установлены специальные требования

Федеральная антимонопольная служба в Письме от 02.12.2011 N АК/44977 указывает на то, что стимулирующее мероприятие выделено в отдельный объект, к рекламе которого установлены специальные требования. При этом ФАС отмечает, что мероприятие, по условиям которого одинаковые подарки предоставляются всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного ст. 9 Закона о рекламе, и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования этой статьи, поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно, подобные подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей.

На основании ч. 5 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.

Реклама конкурса, игры или иного мероприятия, условием участия в которых, является приобретение определенного товара

В рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (мероприятие), должны быть указаны сроки проведения такого стимулирующего мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения ( ст. 9 Закона о рекламе ). При этом указанная норма обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия и т.д., а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию) ( п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 ).

При этом такая информация должна быть хорошо читаема без усилий, не должна быть указана с использованием мелкого или непонятного шрифта.

Образец:

Сроки проведения мероприятия с _______ по ______. Подробнее (о мероприятии, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения) на сайте _______ (по телефону _______).

Расходы на стимулирующее мероприятие

При проведении стимулирующего мероприятия в составе расходов для налога на прибыль можно учесть:

  • расходы на приобретение призов;
  • расходы на рекламу стимулирующего мероприятия.

Налогообложение при проведении стимулирующего мероприятия

В соответствии с п. 1 ст. 228 НК РФ самостоятельная уплата НДФЛ физическими лицами, получившими подарки (выигрыши) от организатора мероприятий стимулирующего характера, не предусмотрена. Следовательно, данные суммы подлежат налогообложению у источника выплат ( ст. 226 НК РФ ). При этом стоит помнить, что НДФЛ удерживать не нужно, если:

  • сумма выигрыша (стоимость приза) составила менее 4000 руб. ( п. 28 ст. 217 НК РФ );
  • выигрыш получен в натуральной форме (приз) и организатор рекламной акции не выплачивает денежных средств физическому лицу. В этом случае о невозможности удержать налог необходимо сообщить налоговой инспекции, а также налогоплательщику ‒ физическому лицу в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ .
Это интересно:  Утрата права пользования жилым помещением

Согласно п. 2 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ .

Личная обязанность уплаты налога

НК РФ устанавливает, что обязанность по уплате налогов может быть исполнена налогоплательщиком лично ( п. п. 1, 8 ст. 45 НК РФ ). Данная норма является диспозитивной, соответственно, такая обязанность не может быть возложена соглашением на иное лицо.

Представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств представляемого им лица. Следовательно, платежные документы на уплату сбора должны исходить от плательщика сбора (а не его представителя), то есть должны быть подписаны им самим и оплачены за счет его собственных средств ( Определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 N 41-О ).

Таким образом, уплатить госпошлину за совершение юридически значимых действий можно через представителя. Но в платежных документах на уплату госпошлины будет указано, что соответствующая сумма уплачена лицом (фамилия, имя, отчество), действующим по выданной вами доверенности и от вашего имени. В связи с этим целесообразно приложить к платежному документу, представляемому в соответствующий орган, должностному лицу или в суд, указанную выше нотариально удостоверенную доверенность.

Уплата госпошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платежном документе на перечисление суммы госпошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что представитель действует от имени представляемого им лица ( Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 ).

Таким образом, во избежание недовольства победителей конкурса можно:

  • передавать им денежные средства для уплаты налога самостоятельно;
  • оформлять доверенность от имени налогоплательщика для совершения действия от его имени, при необходимости подписывать иные документы, которые потребуются для подачи декларации.

Общие выводы

В настоящее время отсутствуют какие-либо требования, предъявляемые к проведению стимулирующего мероприятия, за исключением установленных ФЗ «О рекламе». Таким образом, можно сделать вывод, что для легитимности стимулирующего мероприятия необходимо:

  • предоставить достоверную информацию о нем (срок проведения, сведения об источнике информации, количестве призов, срок, место и порядок получения призов);
  • ознакомить с правилами проведения.

Само мероприятие должно быть связано с приобретением товаров, услуг и носить стимулирующий характер – то есть призы должны получать не все, а лишь некоторые из покупателей.

Требования к порядку определения победителей не устанавливаются. Таким образом, победители могут быть определены любым способом, информацию о котором желательно указать в правилах проведения стимулирующего мероприятия.

Соответственно, все призы могут быть приобретены в любой момент времени, поскольку участники гражданского оборота вправе действовать любыми способами, не запрещенными законодательством.

Образец:

Сроки проведения мероприятия с _______ по ______.
Место проведения: ____________.
Призовой фонд: 1 место – ноутбук; 2 место – планшет; 3 место – телефон.

Порядок получения призов: призы направляются почтовым отправлением в течение _____ дней с момента завершения срока проведения мероприятия (срок для получения приза не более 1 месяца с момента завершения стимулирующего мероприятия). Призы могут быть получены в отделениях почты России в соответствии с информацией о месте проживания, предоставленной участниками мероприятия.

Обязанности участников: участников обязан подать заявку для участия в конкурсе с использованием формы, доступной на сайте организатора мероприятия.
Участником может быть лицо, воспользовавшееся услугами организатора.
Ограничение количества участников: 500 человек.

Победители определяются случайным образом путем смешивания заявок участников мероприятия и последовательного извлечения трех из них. Победителю, сведения о котором содержатся в заявке, извлеченной первой, присваивается первое место.

Сведения об организаторе: _______________.

Если вам понравилась статья, не забудьте подписаться на наши группы в соц. сетях и порекомендовать нашу компанию друзьям и знакомым.

Стимулирующие мероприятия и их правовое регулирование в рекламе

Реклама стимулирующих мероприятий является одной из наиболее популярной и часто встречающейся в рекламной практике. Реклама данных мероприятий имеет ряд существенных вопрос, которые необходимо рассмотреть в целях правильного право применения. Правовому регулированию рекламы стимулирующих мероприятий посвящена ст. 9 Закона о рекламе.

Основным вопросом применения данной статьи является вопрос отнесения тех или иных акций к стимулирующим мероприятиям. При этом, необходимо отметить, что понятие «стимулирующее мероприятие» является не совсем удачным, поскольку сам по себе процесс размещения рекламы уже является по сути стимулирующим мероприятием, поскольку реклама, исходя из ее определения и экономической сути, призвана формировать интерес к товару и стимулировать реализацию рекламируемого товара.

Также стоит отметить, что представляется не совсем правильным и корректным помещение статьи посвященной рекламе стимулирующих мероприятий в раздел общих требований к рекламе, поскольку «стимулирующие мероприятия» выделены в отдельную категорию, к которым предъявляются особые требования, то правильней было бы закрепить данные положения в раздел, посвященный рекламе отдельных видов товаров и услуг.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», под стимулирующим мероприятием понимается конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара.

Конкурс, игра — это соревновательные процессы, целью которых является определение победителя, в соответствии с правилами, определёнными перед началом проведения процесса, т.е. не каждый участник такого мероприятия становится его победителем и получает приз.

Таким образом, если в рекламном материале речь идет о скидке на товары, либо о предоставлении каждому покупателю при совершении покупки какого-то товара в подарок, то это не является стимулирующим мероприятием, подпадающим под действие ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», так как отсутствует соревновательный процесс и победитель не определяется случайным образом.

Аналогичная позиция была отражена в Пленуме ВАС РФ О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012 г., где сказано, что нормы упомянутой статьи Федерального закона «О рекламе» применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и только тогда, когда они проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

Кроме того, в своём письме от 02.12.2011 N АК/44977 Федеральная антимонопольная служба (далее – «ФАС») отмечает, что мероприятие, по условиям которого предоставляются одинаковые подарки всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования этой статьи, поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно, подобные подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей.

Таким образом, можно выделить следующие признаки отнесения акции к стимулирующему мероприятию, которое подпадает под регулирование ст.9 ФЗ «О рекламе», это:

  • подарок получает не каждый принявший участие в мероприятии;
  • наличие соревновательного процесса;
  • для участия в мероприятии необходимо приобрести определенный товар.
Это интересно:  Нормами муниципального права регулируются

Также следует обратить внимание на то, что с 1 июля 2014 г. вступила поправка в ст.9 ФЗ «О рекламе», которая установила запрет на проведение любых стимулирующих лотерей, при этом запрет на проведение стимулирующих мероприятий, идентичных по содержанию со стимулирующими лотереями, но в которых призовой фонд формируется за счет организатора акции, отсутствует. Таким образом рекламодатель может рекламировать стимулирующее мероприятие схожее с лотерей, в котором призовой фонд формируется за счет его собственных средств, но только теперь без уведомления госоргана о проведении мероприятия, как это ранее требовала ст. 7 Федерального закона № 138-ФЗ «О лотереях».

Следует также отметить, что реклама не стимулирующих лотерей в соответствии Федеральным законом № 38-ФЗ «О рекламе» возможна с учетом требований, указанных в ст. 27 данного закона, таким образом необходимо четко разграничивать, когда в рекламном материале речь идёт о стимулирующем мероприятии, а когда о лотерее.

Обратимся к определению лотерея и её отличительным признакам, которые описаны в Федеральном законе № 138-ФЗ «О лотереях», чтобы было легче её отграничить от стимулирующего мероприятия, которое регулируется ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе». Согласно Федеральному закону № 138-ФЗ «О лотереях» лотерея – это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

Основными отличительными признаками лотереи от стимулирующего мероприятия являются:

  • договор между оператором лотереи и участником лотереи оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом на которых обязательно должна присутствовать лотерейная комбинация;
  • организатором лотереи может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта.
  • призовой фонд лотереи формируется за счет выручки от проведения лотереи.

Организаторами данных лотерей выступают Министерство спорта Российской Федерации, Федеральное агентство специального строительства РФ (Спецстрой России), подведомственное Минобороны России РФ и Министерство Финансов Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, определить, когда в рекламном материале идёт речь о лотерее, а когда о стимулирующем мероприятии не представляется затруднительным.

В ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» установлено, что в рекламе стимулирующего мероприятия обязательно должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. Попробуем разобрать в каком виде это должно быть.

Также следует отметить, что Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» устанавливает необходимость указания сроков проведения стимулирующего мероприятия непосредственно в тексте рекламы, срок должен быть указан полностью, включая год, иначе у потребителей отсутствует возможность достоверно определить срок, в течение которого проводится мероприятие.

Так в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 19.06.2013 N А63-512/2012 суд отметил , что отсутствие в рекламе указания на сроки проведения акции (не назван год) не позволяет потребителям правильно и адекватно воспринимать рекламную информацию, вводит их в заблуждение относительно временного промежутка реализации указанного в рекламе мероприятия, нарушает их права на получение достоверной информации о рекламируемой услуге, данная информация является существенной для потребителя рекламы, поскольку влияет на оценку и решение потребителей относительно приобретения рекламируемой услуги.

В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должен быть также указан источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения. В связи с этим ВАС РФ в Пленуме «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012 г. обратил внимание на то, что эта норма обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, либо предоставления информации по конкретному адресу и т.п.), где можно получить данную информацию.

На основании вышеизложенного, если стимулирующие мероприятие отвечает признакам, указанным выше, и подпадает под действие ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», то в рекламном материале должна быть обязательно информация приблизительно следующего содержания: «Срок проведения акции с … по…. Подробности об организаторе акции, о правилах её проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения по телефону _________/на сайте _______».

*Если у Вас возникнет вопрос по данной статье или смежным вопросам правового регулирования рекламы, то Вы можете написать мне на grigorev.dm@icloud.com .

Больше полезных, практических материалов по рекламному закону в моей книге «Законы рекламы. Право для маркетинга».

Стимулирующие мероприятия

К сведению: См. также «Стимулирующие лотереи и стимулирующие мероприятия в 2014 г. — новые запреты или новые возможности?!» в разделе «Экспертная консультация по стимулирующим мероприятиям»

Понятие стимулирующего мероприятия

Стимулирующее мероприятие – бесплатное мероприятие игрового (игра любого вида, случайный или вероятностный розыгрыш), соревновательного (конкурс, викторина и т.п.) или иного характера, проводимое в целях стимулирования реализации конкретного товара или услуги, для участия в котором участнику необходимо приобретать такие товар или услугу и результатом которого является возможное получение участником материального выигрыша (вещи, услуги, имущественного права, любой иной исчисляемой в денежном выражении выгоды).

Бесплатность участия в стимулирующем мероприятии подразумевает . (закрытый текст)*

Организатор стимулирующего мероприятия

Какие-либо специальные ограничения в отношении организатора (его юридического статуса — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, организационно-правовой формы, мест регистрации и нахождения, принадлежности к стимулируемым к реализации товару или услуге и т.п.) в действующем законодательстве отсутствуют.

К сведению: Организаторы стимулирующих мероприятий, не проводящие их на основании договора и обрабатывающие персональные данные (ПДн) участников, обязаны быть зарегистрированными в качестве операторов ПДн в Роскомнадзоре до начала обработки ПДн .

Правила стимулирующего мероприятия

Действующее законодательство не содержит норм, прямо регулирующих содержание правил стимулирующего мероприятия. Однако, если принять во внимание п. 15 ч. 3 ст. 5 и ст. 9 Закона о рекламе, регламентирующие рекламу стимулирующего мероприятия (а не содержание его правил), можно сделать выводы о том, что правила стимулирующего мероприятия должны включать информацию о/об:

  • организаторе;
  • общих сроках проведения (включая выплату, передачу или предоставление выигрышей)
  • сроках направления участниками заявок на участие;
  • правила определения победителей и/или выигрышей;
  • количестве выигрышей по результатам стимулирующего мероприятия;
  • сроках получения выигрышей;
  • порядке получения выигрышей;
  • месте получения выигрышей.

Так как стимулирующие мероприятия не являются мероприятиями, обязательно проводимыми на основании договора, если сам организатор добровольно не выбрал договорной порядок проведения стимулирующего мероприятия, то в случае обработки персональных данных (ПДн) участников стимулирующего мероприятия в его правилах необходимо соблюсти требования Закона о ПДн и указать информацию о/об:

  • — порядке и способе дачи согласия участником на обработку его ПДн (в том числе биометрических, если такие ПДн обрабатываются организатором) в перечне (объеме), не связанном с выполнением организатором обязанностей налогового агента;
    — перечне (объеме) ПДн, обрабатываемых организатором в качестве налогового агента;
    — правовых основаниях отсутствия необходимости получения согласия участника на обработку его ПДн в перечне (объеме), необходимом для выполнения организатором обязанностей налогового агента.
Это интересно:  Согласно выписки или выписке как правильно

Если согласие участника стимулирующего мероприятия на обработку его ПДн получается путем его присоединения к правилам стимулирующего мероприятия как к формуляру и тексту договора присоединения путем совершения определенных действий (помимо покупки товара или услуги), позволяющих установить, что заключение договора и согласие исходит от конкретного участника, и об этом есть указание в правилах, а также перечень (объем) ПДн и действий (операции), совершаемых с ПДн, реально необходим для заключения и исполненеия договора на участие в стимулирующем мероприятии, то рекомендуется указать дополнительно информацию о/об:

  • — целях обработки ПДн;
    — перечне (объеме) орабатываемых ПДн;
    — сроках обработки, хранения и уничтожения (обезличивания) ПДн;
    — действиях (операциях), совершаемых с ПДн;
    — порядке отзыва участником согласия на обработку ПДн;
    — порядке направления участником требования об уточнении, блокировке и уничтожении его ПДн;
    — порядке направления участником запроса для получения от организатора сведений согласно ч. 7 ст. 14 Закона о ПДн и предоставления таких сведений организатором;
    — лицах, уполномоченных организатором на обработку ПДн;
    — правовых основаниях отсутствия необходимости получать согласие участника на обработку его ПДн в связи с заключением и исполнением договора организатором и (или) выполнения им обязанностей налогового агента;
    — порядке получения согласия на обработку биометрических ПДн, если такие ПДн обрабатываются организатором.
Заблуждения по поводу правовой природы и законодательного регулирования стимулирующих мероприятий

На рынке организации и проведения стимулирующих мероприятий распространено мнение, что их законно проводить, помимо упраздненной с 30.01.2014 г. формы стимулирующей лотереи , только в виде публичных конкурсов или публичного обещания награды. (закрытый текст)*

Еще одним устоявшимся «мифом» является то, что стимулирующее мероприятие многим представляется рекламой. Однако Закон о рекламе регулирует лишь рекламу самого мероприятия – распространение о нем и его проведении информации, адресованной неопределенному кругу лиц определенными способами (вернее сказать, определенные способы не признаются рекламой), а не само мероприятие. (закрытый текст)*

  • Не являются стимулирующими мероприятиями в полном смысле этого правового понятия согласно Закону о рекламе и разъяснениям ФАС России и не требуют написания юридических правил стимулирующего мероприятия (соблюдения положений в соответствии с Законом о рекламе) следующие мероприятия. (закрытый текст)*

Порядки и алгоритмы розыгрышей в стимулирующих мероприятиях, реализующих принцип случайности определения выигрышей и (или) выявления победителей (бывшие стимулирующие лотереи)

Защита правил стимулирующего мероприятия перед контролирующими органами и повышение к ним доверия участников (Сертификация правил стимулирующего мероприятия по присвоению Знаков доверия)

В стимулирующих мероприятиях права и законные интересы их участников, по сути, ничем не защищены и не охраняются, за исключением административной ответственности организаторов за ненадлежащую рекламу стимулирующего мероприятия и нарушения законодательства о персональных данных участников, а также обязанности компенсировать моральный ущерб субъекту персональных данных по решению суда.

Закон о защите прав потребителей не распространяет свое действие на организацию и проведение стимулирующих мероприятий, а участник даже в случае победы лишен судебной защиты своего права на истребование выигрыша.

Если Заказчику небезразличны при проведении стимулирующего мероприятия его имиджевая сторона, права участников стимулирующего мероприятия, и он добровольно готов соблюдать баланс интересов организатора и участников, то для него будут актуальны услуги по Cертификации правил стимулирующего мероприятия и присвоения им Знаков доверия Ассоциации по защите прав и законных интересов участников лотерей, стимулирующих лотерей и стимулирующих мероприятий.

Любой Знак доверия также «автоматически» свидетельствует, что правила стимулирующего мероприятия прошли дополнительную независимую юридическую экспертизу на соблюдение действующего законодательства не только в части соблюдения прав и законных интересов участников, но и в части любых иных требований контролирующих органов, так как никаким изначально незаконным мероприятием невозможно гарантировать права его участников.

Информация о стимулирующем мероприятии с Сертификатом и присвоенным Знаком доверия размещается в Галерее «ПРОВЕРЕННЫЕ АКЦИИ И ЛОТЕРЕИ» на Главной странице Консультационного портала «ЛОТЕРЕИ РОССИИ. Агентство лотерейных услуг» , в разделе «Надежные рекламные акции и лотереи» , сертифицированные Правила стимулирующего мероприятия с присвоенным Знаком доверия публикуются в электронном СМИ «Вестник Всероссийских стимулирующих лотерей» .

Рекомендации для Сертификации по присвоению Знаков доверия

Самая главная рекомендация — не указывать в правилах стимулирующих мероприятий всяких лишних прав организатора и дополнительных обязанностей участников в целях мнимой перестраховки от возможных конфликтов с участниками. В любом случае, все, о чем организатор умолчал, он a priori вправе делать по своему усмотрению, если это прямо не запрещено законодательством или не предусмотрен какой-то специальный законодательный порядок реализации таких прав организатора или обязанностей участников.

Получение согласий участников на использование их изображений, избыточных персональных данных, в том числе не связанных непосредственно с проведением стимулирующего мероприятия, рассылки в их адрес рекламы электронными способами лишь посредством правил стимулирующего мероприятия без получения отдельного согласия участников и, тем более, без предоставления им права отозвать такое согласие без потери права на участие в стимулирующем мероприятии — незаконно и, соответственно, ничтожно (недействительно без необходимости подтверждения решением суда) в порядке ст. 168 ГК РФ.

При этом, если в правилах стимулирующего мероприятия не указано, что они являются текстом договора, т.е. двусторонней сделкой между организатором и участником, то на них в полной мере распространяются основания недействительности сделок как на одностороннюю сделку.

Из нашей почти десятилетней практики организации и проведения стимулирующих лотерей и стимулирующих мероприятий ни один победитель ни разу не отказал потом предоставить свои необходимые персональные данные, а также не возражал против предоставления своего отдельного согласия на использование его изображения в связи с получением выигрыша, поэтому изначальное «превентивное» включение незаконных положений в правила стимулирующих мероприятий ничем не обосновано.

По сути, требования для сертификации правил стимулирующего мероприятия и присвоения им Знака доверия сводятся к двум концептуальным моментам:

  • указание в правилах стимулирующего мероприятия о том, что оно проводится на основании договора, в целях предоставления участникам охраны их прав и законных интересов обязательственным договорным правом;
  • неуказание незаконных дополнительных прав организатора и обязанностей участников в целях не ущемления еще больше и без того практически неохраняемых законодательством прав и законных интересов участников.

Более того, договорная форма проведения стимулирующего мероприятия в силу п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона о ПДн позволяет организатору обрабатывать ПДн участников без получения их дополнительного согласия в объеме и в сроки, необходимых для заключения и исполнения договора для участия в стимулирующем мероприятии, а также согласно п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона о ПДн не требует от организатора стимулирующего мероприятия регистрации в Роскомнадзоре в качестве оператора ПДн.

*Закрытый текст доступен только после регистрации на сайте:

Статья написана по материалам сайтов: primelegal.ru, zakon.ru, www.lotorus.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector