Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страхованиисостоит из:

· Конституции Российской Федерации;

· ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

· ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

· ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;

· ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

· ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

· иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актовРоссийской Федерации.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Закон — кое что ( некоторые понятия)

Статья 1. Предмет правового регулирования

Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения;

обязательное страховое обеспечение — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии, накопительной пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

средства обязательного пенсионного страхования — денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

обязательные платежи — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также — страховые взносы) — обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

стоимость страхового года— утверждаемая Правительством Российской Федерации сумма денежных средств, которая определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного частью 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», увеличенное в 12 раз, и исходя из которой определяется объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на возмещение расходов Пенсионного фонда Российской Федерации по выплате страховых пенсий в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 243-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

солидарная часть тарифа страховых взносов — часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

индивидуальная часть тарифа страховых взносов — часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, в том числе в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации.

Проблемные вопросы правового регулирвания обязательного пенсионного страхования в РФ

Изменения в пенсионном законодательстве, произошедшие в 2010 году и предусматривающие возврат от Единого социального налога к полноценным страховым взносам в систему обязательного пенсионного страхования, повлекли за собой необходимость решения вопросов совершенствования и укрепления накопительного компонента российской пенсионной системы.

Несовершенность правовых вопросов в формировании накопительного компонента пенсионной системы создает препятствия для развития института добровольного формирования пенсионных накоплений и несет риски для устойчивого функционирования обязательного накопительного компонента пенсионной системы.

Рассмотрим некоторые из проблемных вопросов правового регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ.

1. Противоречие между публично правовым регулированием отношений в рамках обязательного социального страхования, которое не предусматривает получение прибыли, и сущностью накопительного компонента, создаваемого с целью получения прибыли его участниками (в форме инвестиционного дохода) и основанного на гражданско-правовых (договорных) отношениях.

Средства обязательного социального страхования, включая пенсионные накопления, находятся в собственности Российской Федерации. Российская Федерация несет обязательства перед застрахованными лицами по реализации их выбора страховщика или управляющей компании и по выплате накопительной части трудовой пенсии в пределах средств, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета. При передаче средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд исполнение обязательств Российской Федерации переходит к фонду. Вопросы распределения инвестиционного дохода и увеличения обязательств Российской Федерации перед застрахованными лицами урегулированы действующим законодательством. Вопросы распределения убытка в связи со снижением стоимости инвестируемых активов и определения источников его покрытия не урегулированы. При этом, с одной стороны, публичное право не допускает умаления прав застрахованных лиц, с другой стороны, вопрос покрытия фонду полученного убытка за счет средств Российской Федерации не имеет перспективы.

Администратором страховых взносов определен Пенсионный фонд Российской Федерации, и делегирование этих полномочий другим страховщикам — негосударственным пенсионным фондам в рамках действующей системы не представляется возможным. В случае корректировки страхователем сумм взносов, подлежащих учету в специальной части лицевого счета застрахованного лица и переданных в фонд, возникает правовая коллизия, когда фонд вынужден перераспределять средства переданных пенсионных накоплений по индивидуальным счетам застрахованных лиц и, тем самым, пересматривать приобретенные пенсионные права граждан, причем, без специально определенной законодательством правоспособности фонда и в отсутствие порядка такого пересмотра. При этом вопрос, может ли такое перераспределение средств в рамках публичного права осуществляться без согласия застрахованного лица, которое в аналогичных ситуациях является обязательным условием для гражданско-правовых отношений, однозначных ответов не имеет.

Выплаты страхового обеспечения в рамках обязательного пенсионного страхования осуществляются в течение всего периода реализации страхового риска, применительно к накопительной части трудовой пенсии по старости — бессрочно. Это исключает возможность выплат на определенный срок из негосударственного пенсионного фонда за счет средств обязательного пенсионного страхования. Более того, в рамках публично-правовых отношений все параметры, определяющие размер выплат должны быть однозначно определены в законодательном порядке. Это, в частности, делает невозможным использовать параметр ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, отличный от применяемого при определении ее страховой части, и в том числе различающийся в зависимости от страховщика.

По названным выше причинам, негосударственным пенсионным фондам в рамках обязательного пенсионного страхования не удастся предложить застрахованным лицам какой-либо уникальный пенсионный продукт, кроме унифицированной выплаты накопительной части трудовой пенсии. В частности, невозможны схемы выплат на ограниченный срок с наследованием остатка накоплений, наиболее приемлемые для мужчин четвертой и пятой групп здоровья. Также невозможна бессрочная (пожизненная) выплата сумм пенсионных накоплений с выплатой пережившему супругу. Ссуды под залог средств пенсионных накоплений, переданных в фонды, также невозможны, хотя бы потому, что аналогичные права не могут быть предоставлены остальным застрахованным лицам, чьи пенсионные накопления продолжают оставаться собственностью Российской Федерации.

Попытка урегулировать все правовые проблемы, связанные с движением денежных средств в системе обязательного пенсионного страхования, получения и распределения инвестиционного дохода в увязке с приобретенными правами граждан, в рамках публичного права, построенного по принципу «все, что не предусмотрено, запрещено», приведет лишь к включению в законодательство об обязательном пенсионном страховании значительного объема норм гражданского законодательства, построенного по принципу «все, что не запрещено, разрешено», правил актуарной (страховой) математики и смежных отраслей права (наследственного, семейного и т.п.) с неизбежными коллизиями правового регулирования.

Для решения данной проблемы представляется необходимым осуществить поэтапный вывод обязательного накопительного компонента из системы обязательного пенсионного страхования и его трансформация в систему обязательного накопительного пенсионного страхования в рамках гражданско-правовых (договорных) отношений, предусматривающий:

  • — возложение с 2013 года на работодателей обязанности перечислять 6% выплат, начисленных работнику, не превышающих предел заработка, страхуемого в системе обязательного пенсионного страхования, в накопительный пенсионный фонд по выбору работодателя на основе заключаемого договора обязательного накопительного пенсионного страхования либо по выбору работника на основе заключенного им публичного договора обязательного накопительного пенсионного страхования, обязанность участия работодателя в котором в качестве третьей стороны устанавливается по закону;
  • — обособление (не позднее 2023 года) взносов на накопительное пенсионное страхование работников, обязательных к уплате работодателем, в том числе: в полном объеме — для организаций, финансируемых за счет бюджетных средств различных уровней бюджетной системы; в оговоренной в рамках коллективных договоров части — для других работодателей при условии удержания остальной части взноса из заработной платы работников;
  • — введение переходного периода (не более чем до 2023 года), в течение которого страхователю предоставляется вычет из суммы взносов по обязательному пенсионному страхованию на сумму взноса по обязательному накопительному пенсионному страхованию, а его администрирование осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • — закрепление в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию исключительно Пенсионного фонда Российской Федерации с ликвидацией такого статуса у негосударственных пенсионных фондов и с одновременным предоставлением права действовать в качестве накопительных пенсионных фондов негосударственным пенсионным фондам и создаваемому Российской Федерацией государственному накопительному пенсионному фонду, статус, права и обязанности которых должны быть определены в рамках законодательства о негосударственных пенсионных фондах, подлежащего трансформации в законодательство о накопительных пенсионных фондах — негосударственных и государственного;
  • — установление правила активного выбора накопительного пенсионного фонда — негосударственного или государственного — работодателем либо работником. В отсутствие выбора обязательные отчисления производятся в государственный накопительный пенсионный фонд, средства депонируются на лицевых счетах граждан до осуществления ими выбора и инвестированию не подлежат. Для предотвращения обесценивания таких средств, они должны размещаться на депозитах банков в порядке, установленном для размещения временно свободных средств казны Российской Федерации. Прежний выбор застрахованными лицами частных управляющих компаний (инвестиционных портфелей), в течение переходного периода (не более 3-х лет) следует заменить выбором накопительного пенсионного фонда;
  • — введение в системе обязательного накопительного пенсионного страхования элементов, свойственных гражданско-правовым отношениям с учетом преимуществ, которые присущи системам долгосрочного сбережения средств граждан, в частности: возможности получения гражданином в течение оговоренного срока (не менее 10-15 лет) сформированной суммы пенсионных накоплений в форме ежемесячных выплат; разовой выплаты суммы пенсионных накоплений при их ничтожности для осуществления периодических выплат; полноценного наследования средств пенсионных накоплений.
  • 2. Отсутствие реальных механизмов гарантий сохранности и возвратности пенсионных накоплений.
Это интересно:  Нарушение права лица на неприкосновенность жилища

Значительная часть застрахованных лиц полагает, что средства пенсионных накоплений находятся в государственном пенсионном фонде, по обязательствам которого субсидиарную ответственность несет Российская Федерация. Однако, в случае недостатка средств пенсионных накоплений правовой механизм его компенсации из федерального бюджета отсутствует. Единственный механизм субсидиарной ответственности, который может «заработать», хотя, и не предусмотрен законодательством — это продолжение выплаты назначенной накопительной части трудовой пенсии полностью за счет средств федерального бюджета, когда средства накоплений, предназначенные для выплаты, будут полностью исчерпаны.

Для гарантирования выплат из негосударственных пенсионных фондов такой «механизм» едва ли когда-нибудь может быть применен. В лучшем случае может быть принято специальное решение об исполнении обязательств негосударственного пенсионного фонда Пенсионным фондом Российской Федерации, разумеется, после лишения частной организации дальнейших прав по осуществлению деятельности по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика.

Реальные механизмы гарантий сохранности и возвратности средств пенсионных накоплений, которые бы позволяли контролирующим органам на ранней стадии выявлять несоответствие обязательств активам, приостанавливать действие лицензий, запрещать застрахованным лицам на период приостановления действия лицензий совершать действия по фиксации убытка (переводу средств в другие организации), а фондам — страховать риск отзыва лицензии (по аналогии со страхованием банковских вкладов), при котором средства пенсионных накоплений должны быть срочно переданы другому страховщику и покрыт их дефицит, в законодательстве отсутствуют.

Для решения данной проблемы представляется целесообразным ввести специальный вид гражданско-правового страхования на случай утраты пенсионных накоплений, сформированных в пользу граждан, участие в котором накопительных пенсионных фондов и нанимаемых ими управляющих компаний носило бы обязательный характер.

3. Несоответствие правового статуса негосударственных пенсионных фондов предъявляемым к ним требованиям.

Для решения данной проблемы потребуется осуществить институциональное преобразование негосударственных пенсионных фондов в накопительные пенсионные фонды путем:

  • — определения накопительного пенсионного фонда в рамках гражданского законодательства в качестве самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческой организации;
  • — определения учредителей фонда в качестве титульных владельцев вклада в уставной капитал накопительного пенсионного фонда (за исключением государственного) и соответствующей вкладу доли имущества для обеспечения уставной деятельности фонда, включая возможность передачи (продажи) прав титульного владения третьим лицам без согласия других учредителей (за исключением случаев, которые могут оговариваться в учредительном договоре), а также пропорционального вкладу участия учредителей в принятии управленческих решений по деятельности фонда;
  • — разграничения лицензионных требований к накопительным пенсионным фондам в зависимости от их участия в обязательном накопительном пенсионном обеспечении, с возможной заменой лицензирования фондов, участвующих исключительно в добровольном накопительном пенсионном страховании, обязательным участием в саморегулируемой организации и создаваемом ею гарантийном фонде (страховом резерве);
  • — установления для накопительных пенсионных фондов (кроме государственного) обязанности участвовать в одной из саморегулируемых организаций в качестве условия выдачи лицензии;
  • — установления связи (на уровне до 10%) между требуемым размером имущества для обеспечения уставной деятельности и объемом средств накопительного пенсионного страхования, переданных фонду с учетом полученного инвестиционного дохода;
  • — определения в качестве источника пополнения имущества для обеспечения уставной деятельности фонда и создаваемых страховых резервов части взносов на обязательное накопительное пенсионное страхование (не более 10% сумм взносов).

Кроме того, несовершенствование правовых вопросов обязательного пенсионного страхования сопровождается целым рядом технических проблем, связанных с практической отработкой новых норм, которые, не будучи связанными с сутью реформы, тем не менее, усиливают напряженность в обществе и негативные настроения в отношении пенсионной реформы. Так, предусмотренная реформой дифференциация пенсионных тарифов (по году рождения и заработной плате), направляемых в систему накопительных счетов, привела к значительному увеличению транзакционных издержек для работодателей, связанных с заполнением множества новых форм, увеличением финансовых расчетов, со сверкой неизбежно возникающих в ходе отработки новых процедур ошибок.

Таким образом, в настоящее время сфера правового регулирования пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения.

Представляется целесообразным осуществить профессиональное обсуждение развития пенсионного обеспечения с участием заинтересованных министерств и ведомств, социальных партнеров, экспертных организаций и институтов гражданского общества в целях:

  • — выработки консолидированного сценария развития пенсионной системы Российской Федерации, рассчитанного на период функционирования до 2050 года, включающего наиболее приемлемые для общества решения;
  • — осуществления программы актуарного прогнозирования результатов реализации консолидированного сценария развития пенсионной системы Российской Федерации на основе специальной актуарной модели, разработанной и применяемой Пенсионным фондом России;
  • — подготовки и принятия Программы долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.

Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования

Братчикова Наталия Васильевна

Специалист в области правового регулирования государственных внебюджетных фондов. Аспирантка кафедры финансового права Московской государственной юридической академии.

Родилась 12 августа 1966 г. в Москве. Окончила Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова по специальности «Ревизия и контроль в торговле», учетно — экономический факультет.

Автор более сорока статей в юридических и экономических журналах, ряда монографий, в том числе: «Порядок уплаты налога на доходы физических лиц», 2001, «Единый социальный налог (взнос)», 2001, комментариев к Законам «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О негосударственных пенсионных фондах» и др.

Отношения об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации в 2002 г. регулируются Конституцией РФ, Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (с изм. и доп.), Приказом МНС от 28 марта 2002 г. N БГ-3-05/153 «Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и порядка ее заполнения» , а также Методическими рекомендациями о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, утвержденными ПФР 11 марта 2002 г. N МЗ-09-25/2186 . Под обязательным пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Российская газета. 2002. 20 апреля.
Финансовая газета. 2002. N 17.

Застрахованные лица — это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом N 167-ФЗ. К ним относятся граждане РФ, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

работающие по трудовому договору или по договору гражданско — правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов. Граждане РФ, работающие за пределами территории Российской Федерации, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за себя. Физические лица вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с законодательством РФ;

являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии со ст. 5 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия состоит из базовой, страховой и накопительной. При этом п. 3 ст. 9 Закона N 167 установлено, что финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет. Таким образом, федеральный бюджет является источником выплаты базовой части государственной пенсии. При этом льготные категории плательщиков, не уплачивающих единый социальный налог, будут получать базовую пенсию, т.к. право на получение и размер базовой части пенсии работника не зависят от величины взносов, уплаченных за него работодателем.

Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется только в случае уплаты страховых взносов в соответствии с законодательством РФ.

Обязательное пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию — это исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии (страховая и накопительная ее части по старости или инвалидности, а также страховая часть по случаю потери кормильца), социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. При этом страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии — за счет средств бюджета ПФР. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет ПФР, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет ПФР в полном объеме. Указанные средства расходуются на возмещение недостатка средств бюджета ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии; дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Объектом обложения взносами на обязательное пенсионное страхование (далее — страховые взносы) и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные ст. ст. 236, 237 и 238 НК РФ.

Объектом налогообложения для страхователей — организаций и физических лиц, осуществляющих найм на работу по трудовому договору или по гражданско — правовому договору, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу застрахованных лиц, включая вознаграждения, выплачиваемые по договорам гражданско — правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг (за исключением вознаграждения, выплачиваемого индивидуальным предпринимателем), а также по авторским договорам.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско — правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). К таким договорам, например, относятся договоры дарения, купли — продажи, аренды, уступки права требования.

Это интересно:  Основные принципы избирательного права рф

Не признаются объектом налогообложения выплаты, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, указанные в ст. 270 НК РФ.

Не включаются в налогооблагаемую базу следующие выплаты:

доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, — в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства. При этом данная норма применяется в отношении доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой;

доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово — огородных, гаражно — строительных и жилищно — строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;

выплаты в натуральной форме товарами собственного производства — сельскохозяйственной продукцией и/или товарами для детей — в размере до 1000 руб. (включительно) в расчете на одно физическое лицо — работника за календарный месяц.

В связи с тем что объект налогообложения и налоговая база для начисления как единого социального налога, так и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование одинаковы, на вышеуказанные суммы выплат в пользу работников (доходов) страховые взносы начисляются.

В целях обеспечения прав членов крестьянского (фермерского) хозяйства на пенсионное обеспечение глава крестьянского (фермерского) хозяйства вправе уплачивать за членов крестьянского (фермерского) хозяйства страховые взносы в виде фиксированного платежа в добровольном порядке в соответствии со ст. 29 Федерального закона N 167-ФЗ за период, в течение которого их доходы не подлежали налогообложению единым социальным налогом.

Выплаты в размере до 1000 руб. (включительно) на одного работника, произведенные в виде сельскохозяйственной продукции собственного производства и/или товаров для детей, не облагаются единым социальным налогом у работодателя в том месяце, в котором они были начислены. Суммирование этих выплат в налоговом периоде не производится. При этом не имеет значения, начислены ли указанные выплаты в денежном эквиваленте или в натуральном виде.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 131 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от суммы заработной платы. При выявлении фактов нарушения указанной нормы ОПРФ необходимо обратиться в инспекцию по труду с указанием на нарушения трудового законодательства.

Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что Федеральным законом N 167-ФЗ не предусмотрено применение в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование льгот по их уплате, как это предусмотрено для уплаты единого социального налога ст. 239 НК РФ.

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля для начисления страховых взносов. Страховые взносы согласно абз. 6 ст. 3 Федерального закона N 167-ФЗ — это индивидуальные возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. В соответствии со ст. 6 указанного Закона страхователи по обязательному пенсионному страхованию делятся на 2 категории:

  1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в т.ч. организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;
  2. индивидуальные предприниматели, в т.ч. частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты.

Указанные категории страхователей совпадают с категориями налогоплательщиков единого социального налога, предусмотренного ст. 235 НК РФ.

Кроме того, к страхователям отнесены физические лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществляющие уплату страховых взносов в бюджет ПФР за себя и за других физических лиц.

Страхователи производят ежемесячно исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа установленного страхового взноса. При этом сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам. При этом данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам по согласованию с ПФР. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, представляются страхователями в территориальные органы МНС не позднее 20 апреля (за первый квартал текущего расчетного периода), 20 июля (за полугодие текущего расчетного периода), 20 октября (за 9 месяцев текущего расчетного периода).

Обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организаций по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также по представлению расчетов по авансовым платежам в налоговый орган по месту своего нахождения.

Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов, и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в ПФР.

Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой МНС по согласованию с ПФР, а также сведения в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования в ПФР.

Таким образом, тариф страховых взносов установлен отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Для правильного применения тарифов страховых взносов все физические лица, в пользу которых производятся выплаты, разделены на три возрастные группы:

мужчины 1952 г. рождения и старше и женщины 1956 г. рождения и старше;

мужчины с 1953 г. по 1966 г. рождения и женщины с 1957 г. по 1966 г. рождения;

мужчины и женщины 1966 г. рождения и моложе.

Следует особо отметить, что в п. 3 ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ, регулирующем порядок регрессивной шкалы тарифов страховых взносов, содержится ссылка на аналогичную норму ст. 241 НК РФ, т.е. доступ к регрессии по страховым взносам аналогичен доступу к регрессии по единому социальному налогу. Вместе с тем п. 2 ст. 241 НК РФ с 1 января 2002 г. претерпел значительные изменения. Начиная с указанной даты страхователь может применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога (тарифов страховых взносов) независимо от размера выплат застрахованным лицам в предыдущем году. Таким образом, теперь осталось только одно условие для применения регрессивной шкалы, согласно которому налоговая база в среднем на одного работника, разделенная на количество месяцев, прошедших с начала года, должна составлять сумму не менее 2500 руб. (в 2001 г. указанный норматив составлял 4200 руб.). При этом если хотя бы в одном из месяцев данное условие будет нарушено, страхователь не сможет применять регрессивную шкалу до конца налогового периода (года). Как и прежде, в данном расчете нельзя учитывать суммы, выданные 10% (если численность работников превышает 30 человек) или 30% (если работает менее 30 человек) наиболее высокооплачиваемых сотрудников.

После определения сумм страховых взносов для трех различных возрастных групп страховые взносы, подлежащие уплате на страховую часть и накопительную часть, суммируются, и получаются две суммы страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в целом по организации и на накопительную часть трудовой пенсии в целом по организации.

Индивидуальные предприниматели и адвокаты уплачивают суммы страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа. Под бюджетом ПФР понимается форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного социального страхования в Российской Федерации. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Стоимость страхового года — это сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет ПФР в течение одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения в установленном размере.

ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ (ТАБЛ. 1)

ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ ДЛЯ ЛИЦ 1967 Г. РОЖД. И МОЛОЖЕ ДО 2005 ГОДА (ТАБЛ. 2)

I группа — мужчины 1952 г. рождения и старше, женщины 1950 г. рождения и старше.

II группа — мужчины с 1953 г. рождения, женщины с 1957 по 1966 г. рождения.

III группа — лица 1967 г. рождения и моложе.

Максимальный размер фиксированного платежа не может превышать 3600 рублей, а минимальный устанавливается НК РФ и является обязательным для уплаты. При этом порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством РФ.

Под расчетным периодом понимается календарный год, состоящий из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

В соответствии со ст. 243 НК РФ сумма единого социального налога, подлежащая уплате в Федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиком на сумму начисленных им за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование, которая является налоговым вычетом. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога, подлежащую уплате в Федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Статьей 9 Федерального закона от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» установлено, что в случае если по итогам месяца сумма, на которую уменьшена сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по единому социальному налогу), подлежащая уплате в Федеральный бюджет, превысит сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за соответствующий месяц, такая разница признается с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу, занижением суммы единого социального налога. Это означает, что начисленные, но неуплаченные страховые взносы будут считаться недоимкой и взысканы налоговыми органами в бесспорном порядке с начислением сумм пеней по итогам отчетного квартала. Кроме того, недоимка по страховым взносам будет взыскана органами ПФР с начислением сумм пеней в судебном порядке.

Это интересно:  Жалоба на неправомерное начисление перерасчета за отопление

После поступления неуплаченных сумм страховых взносов на счета ПФР будет произведен перерасчет единого социального налога, переплата по единому социальному налогу и пеням будет пересчитана и зачтена в счет будущих платежей по единому социальному налогу. Следует иметь в виду, что эта норма будет действовать до 1 января 2003 г.

За счет льгот, предусмотренных отдельным категориям страхователей ст. 239 НК РФ, суммы страховых взносов организаций любых организационно — правовых форм, в которых работают инвалиды I, II и III групп, будут превышать сумму единого социального налога. Например, в организации численностью 30 человек работают 5 инвалидов II и III групп. Сумма выплат, начисленных в пользу всех работников, составляет 270 тыс. руб. Сумма выплат, начисленных в пользу работающих инвалидов, — 30 тыс. руб.

В организациях, которые полностью освобождены от уплаты единого социального налога, будет начисляться и уплачиваться только сумма страховых взносов.

Однако в случае, когда заработная плата у работников организации свыше 600 тыс. руб., возникает превышение суммы единого социального налога, зачисляемой в федеральный бюджет, по отношению к страховым взносам. Это связано с тем, что ставка единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, установленная ст. 241 НК РФ, на выплаты в пользу работников, превышающие 600 тыс. руб., установлена на 2% больше, чем тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, частных детективов и адвокатов сумма страховых взносов, уплаченная в виде фиксированного платежа, будет зачтена как налоговый вычет в размере, не превышающем 1/2 суммы единого социального налога.

При создании организации после начала календарного года первым расчетным периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. Если организация создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

В случае ликвидации (реорганизации) организации до конца календарного года последним расчетным периодом для нее является период времени от начала этого года до дня ликвидации (реорганизации). Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, следующего за годом создания, расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Страхователи — организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

В случае реализации работником права на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд в соответствии со ст. 32 «Право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд» Федерального закона N 167-ФЗ уплата страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии производится в установленном порядке. Согласно указанной статье застрахованное лицо вправе в установленном порядке отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из ПФР и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд начиная с 1 января 2004 года.

Сумма страховых взносов считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа ПФР.

Уплата страховых взносов в ПФР на страховую и накопительную части трудовой пенсии, а также задолженности по страховым взносам, включая пени и штрафы, производится страхователями отдельными платежными поручениями по соответствующим кодам бюджетной классификации:

Гражданам в порядке, определяемом Правительством РФ, выдается пенсионная книжка застрахованного лица, которая служит для отражения информации о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в ПФР. При этом застрахованное лицо самостоятельно пополняет содержание пенсионной книжки путем включения в нее ежегодных выписок о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, получаемых из ПФР в установленном порядке. По требованию застрахованного лица соответствующее подразделение ПФР обязано провести сверку индивидуального лицевого счета застрахованного лица и содержания пенсионной книжки. Споры, возникающие при проведении сверки расчетов, разрешаются в судебном порядке.

Контроль за уплатой страховых взносов осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.

Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами ПФР в судебном порядке. Статьей 27 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Согласно п. 1 этой статьи нарушение страхователем срока регистрации в органе ПФР при отсутствии признаков нарушения законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб., а то же деяние, но с нарушением срока регистрации более чем на 90 дней, — 10 тыс. руб. Регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется в 30-дневный срок:

для работодателей — организаций, а также крестьянских (фермерских) хозяйств — со дня государственной регистрации по месту их нахождения. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, регистрируются по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам;

для физических лиц, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в бюджет ПФР (индивидуальных предпринимателей, частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой), — со дня государственной регистрации (получения лицензии на осуществление определенных видов деятельности) по месту жительства этих физических лиц, а в случае осуществления их деятельности в другом месте — по месту осуществления этой деятельности;

для физических лиц, осуществляющих прием на работу наемных работников по трудовому договору или по контракту, а также выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско — правового характера, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, — со дня заключения соответствующих договоров по месту жительства физических лиц, осуществляющих прием на работу (выплачивающих вознаграждения).

При этом порядок регистрации страхователей и приравненных к ним лиц устанавливается страховщиком, которым является ПФР. ПФР (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. При этом государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами. Кроме того, страховщиками по обязательному пенсионному страхованию могут являться негосударственные пенсионные фонды в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченных сумм страховых взносов, то же деяние, совершенное умышленно — в размере 40% неуплаченных сумм страховых взносов.

Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании. Вместе с тем сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, и определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. При этом процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центробанка России.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате единого социального налога не приостанавливает начисления пеней на сумму страховых взносов, подлежащую уплате.

9.1. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования

Обязательное страховое обеспечение — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погре­бение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти.

Средства обязательного пенсионного страхования —

денежные средства, которые находятся в управлении стра­ховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Бюджет Пенсионного фонда РФ — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в РФ.

Обязательные платежи — страховые взносы на обяза­тельное пенсионное страхование.

Страховые взносы на обязательное пенсионное стра­хование (далее — страховые взносы) — индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целе­вым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенси­онному страхованию в размере, эквивалентном сумме стра­ховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Стоимость страхового года — сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюд­жет Пенсионного фонда РФ в течение одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном российском законода­тельством.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Законодательство РФ об обязательном пенсионном стра­ховании состоит из: Конституции:

законодательства РФ о налогах и сборах; федеральных законов от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об ин­дивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования», от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Закона о трудовых пенсиях и иных федеральных законов и прини­маемых в соответствии с ними нормативных правовых ак­тов Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с обязательным пенсион­ным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ, в том числе за счет средств, направляемых в его бюджет из федерального бюджета в соответствии с Законом об обязательном пенси­онном страховании, регулируются российским законода­тельством.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регу­лируются российским законодательством о налогах и сбо­рах, если иное не предусмотрено Законом об обязательном пенсионном страховании.

В случаях, если международным договором РФ уста­новлены иные правила, чем предусмотренные Законом об обязательном пенсионном страховании, применяются пра­вила международного договора РФ.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, wiselawyer.ru, all-sci.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector