Правовое регулирование обращения с отходами

§ 9. Правовое регулирование обращения с отходами в Беларуси

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами»* под отходами понимаются вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства. Подразделяются на отходы производства и отходы потребления. Отходы производства образуются в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), к ним относятся также побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых. Отходы потребления — вещества или предметы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, в том числе отходы в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов. Согласно ст. 15 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» отходы разделяются по видам в зависимости от:

• агрегатного состояния — на твердые отходы и жидкие отходы;

• степени опасности — на опасные отходы и неопасные отходы;

• возможности их использования — на вторичные материальные ресурсы и иные отходы производства и потребления.

Опасные отходы классифицируются также по классам опасности:

• первый класс опасности — чрезвычайно опасные;

• второй класс опасности — высокоопасные;

• третий класс опасности — умеренно опасные;

• четвертый класс опасности — малоопасные.

Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» право собственности на отходы имеют:

производитель отходов — с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;

юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, — на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.

Пользователи земельных участков, выявившие на своих земельных участках отходы и не заинтересованные в обращении их в свою собственность, обязаны в течение пяти календарных дней со дня выявления отходов сообщить в письменной форме об их выявлении в местные исполнительные и распорядительные органы. Местные исполнительные и распорядительные органы обязаны обеспечить сбор и удаление этих отходов, а также принять иные меры по предупреждению их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество. В случае невыполнения данного требования пользователи земельных участков признаются собственниками отходов со дня их выявления государственными органами, осуществляющими государственный контроль и (или) государственный надзор в области обращения с отходами.

Отчуждение опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, разрешается только в целях последующего их захоронения, обезвреживания и (или) использования. Сделки о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также

об отчуждении опасных отходов другому лицу подлежат регистрации в территориальных органах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по месту хранения,

обезвреживания и (или) использования таких отходов. Перечень таких опасных отходов утвержден Советом Министров Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 17 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:

• обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам;

• назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

• обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;

• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию;

• представлять первичные статистические данные об обращении с отходами;

• предоставлять информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;

• разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;

• осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия и др.

Законодательство устанавливает ряд требований (в том числе экологической безопасности) по обращению с отходами. Так, согласно ст. 50 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» лица, хозяйственная и иная деятельность которых связана с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, а также санитарные, противопожарные и иные требования, установленные законодательством Республики Беларусь. Захоронение отходов на территории заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы, в болотах, водных объектах и их водоохранных зонах, зонах санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, а при причинении или возникновении опасности причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан в результате вредного воздействия на окружающую среду- на землях оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, территории населенных пунктов и зеленых зон этих пунктов запрещается. Требования к обращению с отходами устанавливаются также техническими нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 50 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» ввоз опасных и иных отходов на территорию Республики Беларусь в целях хранения и (или) обезвреживания запрещается. На международном уровне право на запрещение импорта отходов с целью их удаления закреплено Базельской конвенцией

о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 г., стороной которой является Республика Беларусь. При этом национальное законодательство предусматривает возможность ввоза в Республику Беларусь отходов с целью их использования в качестве сырья или вторичного сырья на территории Республики Беларусь. Такие действия возможны при условии получения разрешения на трансграничное перемещение отходов в Республику Беларусь, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты

2. О радиационной безопасности населения: Закон Респ. Беларусь, 5 янв.

4. О безопасности генно-инженерной деятельности: Закон Респ. Беларусь,

5. О магистральном трубопроводном транспорте: Закон Респ. Беларусь,

9 янв. 2002 г., № 87-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь,

6. О газоснабжении: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2003 г., № 176-З (с изм. и

доп.: Законы Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 137-З;

20 июля 2006 г., № 162-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.

2003. — № 8. — 2/925; 2006. — № 107. — 2/1235; № 122. — 2/1259.

Это интересно:  Субъекты конституционного права рф

7. Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках: Закон Респ. Беларусь, 21 июля 2001 г., № 50-З (с изм. и доп.: Закон Респ. Беларусь,

24 июля 2002 г., № 134-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2001. — № 71. — 2/793; 2002. — № 87. — 2/883.

9. О железнодорожном транспорте: Закон Респ. Беларусь, 6 янв. 1999 г., № 237-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 21 мая 2002 г., № 100-З;

19 июля 2004 г., № 306-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. —

1999. — № 4. — 2/12; 2002. — № 59. — 2/849; 2004. — № 120. — 2/1054.

12. О перевозке опасных грузов: Закон Респ. Беларусь, 6 июня 2001 г., № 32-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З; 9 июля 2007 г., № 247-З) // Нац. реестр правовых

— 2/1259; 2007. — № 170. — 2/1344.

15. Об утверждении Положения о порядке размещения объектов внутрихозяйственного строительства на землях сельскохозяйственного назначения: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 февр. 2000 г., № 260 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. — № 26. -5/2704.

20. Положение о порядке проведения государственной экспертизы

безопасности генно-инженерных организмов и примерных условиях договоров, заключаемых для ее проведения: Постановление Совета

22. Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции

о биологическом разнообразии, 29 янв. 2000 г.: ратифицирован Законом Респ. Беларусь 6 мая 2002 г., № 97-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2007.

Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления

В законодательстве предусмотрен всесторонний подход к регулированию обращения с отходами, включая деятельность, в процессе которой образуются отходы в сферах производства и потребления, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Государственная политика в области обращения с отходами в Российской Федерации основывается на принципах:

· охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия;

· научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

· использования новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

· комплексной переработки материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

· использования методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

· доступа в соответствии с законодательством РФ к информации в области обращения с отходами;

· участия в международном сотрудничестве РФ в области обращения с отходами.

Регулируется обращение с твердыми отходами производства и потребления многими законодательными и иными актами. Наиболее общие требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены Законом об охране окружающей среды. Согласно ст. 51 Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Одновременно в целях исключения экологического вреда Закон запрещает захоронение отходов на наиболее экологически и социально ценных территориях. В частности, запрещается:

· захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и на почву, на территориях водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в бальнеологических целях (т.е. использования минеральных источников, вод, грязей в лечебных целях), для извлечения ценных минеральных ресурсов;

· размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

· захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Закон запрещает также ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

Цели предупреждения или минимизации экологического и экогенного вреда, создаваемого отходами производства и потребления, достигаются посредством установления в законодательстве различных мер и требований, образующих правовой механизм обращения с такими отходами.

Механизм обращения с ними предусмотрен Законом об отходах производства и потребления. Положения этого Закона получили развитие в ряде подзаконных актов: Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г.; Порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г.; постановлении Правительства РФ от 1 июля 1996 г. «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов» и др., а также в законах субъектов РФ, где соответствующие законы приняты.

Важную роль в охране природы играют требования: к предприятиям и иным объектам, на которых образуются отходы; к обращению с отходами на территориях городских и других поселений; к объектам размещения отходов; к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; к транспортированию опасных отходов.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ И ОПАСНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

Правовое регулирование в области обращения с отходами имеет целью предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах производства).

Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

  • ? охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
  • ? научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
  • ? использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;
  • ? комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
  • ? использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
  • ? доступ, в соответствии с законодательством РФ, к информации в области обращения с отходами;
  • ? участие в международном сотрудничестве РФ в области обращения с отходами.

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, полупродуктов, продукции (товаров), в результате использования которых эти отходы образовались. Оно может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении отходов (по договору купли- продажи, мены, дарения).

Это интересно:  Кому писать жалобу на неправильные платежи жкх

Полномочия органов власти в области обращения с отходами разделены между Российской Федерацией и субъектами РФ.

К полномочиям РФ, в частности, относятся:

  • ? лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами;
  • ? установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами;
  • ? осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.

Полномочиями субъектов РФ, в частности, являются:

  • ? проектирование и строительство объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов;
  • ? организация и осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами;
  • ? проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.

Под отходами производства и потребления, согласно Закону об отходах производства, понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образовавшихся в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Особо выделяются опасные отходы — отходы, содержащие вредные вещества, обладающие опасными свойствами — токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой радиацией или способностью возбуждать инфекционные болезни, либо которые могут представлять непосредственную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Ежегодно в России образуется около 7 млрд т отходов, из которых используется лишь 2 млрд т, или 26,6%. Для сравнения в СШЛ стали производить 55% соответствующей продукции из отработанного металла. На международной конференции, прошедшей в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, был сделан глобальный вывод: человечество не может развиваться так, как оно развивалось раньше, иначе планета будет превращена в загрязненную пустыню, а человек как вид погибнет.

К числу задач, подлежащих решению в сфере обращения с отходами, сокращения и ликвидации загрязнения окружающей среды, экономии природных ресурсов, относятся:

  • ? организация и обеспечение научно-исследовательских и опытноконструкторских работ (НИОКР), направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов;
  • ? создание системы управления обращения с отходами, построенной на основе организационно-управленческих, правовых, нормативных, экономических, информационных и контрольных регуляторов;
  • ? реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего тиражирования как начальный этап крупномасштабного решения проблемы накопленных в стране отходов и технического перевооружения производства на основе ресурсосберегающих и малоотходных технологий.

Согласно ст. 4 Закона об отходах производства, право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

К полномочиям РФ в области обращения с отходами относятся:

  • ? разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области обращения с отходами;
  • ? проведение единой государственной политики в области обращения с отходами;
  • ? осуществление надзора за исполнением законодательства РФ в области обращения с отходами;
  • ? организация и осуществление государственного контроля и надзора в данной области;
  • ? разработка, утверждение и реализация федеральных программ и др.

Образование, сбор, накопление, хранение и первичная обработка

отходов является неотъемлемой составной частью технологических процессов, в ходе которых они образуются и должны быть отражены в технологических регламентах и другой нормативно-технической документации. Отходы производства — это остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства (металлическая стружка, древесные опилки, бумажные обрезки и пр.), а также образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве. Наряду с отходами производства на промышленных предприятиях образуются и отходы потребления, к которым относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в результате жизнедеятельности работников предприятия.

Отходы производства и потребления требуют для складирования не только значительных площадей, но и загрязняют вредными веществами, пылью, газообразными выделениями атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. В связи с этим деятельность природо- пользователя должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение малоотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с Законом об отходах производства индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны:

  • ? соблюдать экологические требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
  • ? разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
  • ? внедрять малоотходные технологии на основе научно-технических достижений;
  • ? проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
  • ? проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
  • ? предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
  • ? соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
  • ? в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Отходы производства и потребления могут включать в себя опасные вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с Законом об отходах производства индивидуаль- ные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. На опасные отходы должен быть составлен паспорт, который является документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, а также содержащим сведения об их составе.

Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию.

Юридические лица и частные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны:

  • ? вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
  • ? установить класс опасности образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
  • ? составить паспорта на опасные отходы;
  • ? разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение;
  • ? получить лицензию на деятельность но обращению с опасными отходами.
Это интересно:  Методы конституционно правового регулирования

Учет отходов ведется с использованием федерального классификационного каталога отходов, который представляет собой перечень образующихся в РФ отходов.

Паспорт опасных отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Он составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом Минприроды России по соответствующему субъекту РФ. Паспорт опасного отхода составляется:

  • ? на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней);
  • ? отходы I—IV класса опасности.

В целях обеспечения охраны окружающей среды, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

При определении нормативов образования отходов применяются следующие методы:

  • ? метод расчета по материально-сырьевому балансу;
  • ? метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов.

Для объекта хранения отходов проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывается с учетом:

  • ? площади и вместимости объекта хранения отходов;
  • ? сохранности у размещаемого отхода полноценных свойств вторичного сырья;
  • ? экономической целесообразности формирования транспортной партии для вывоза размещаемых отходов.

Для объекта захоронения отходов проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывается с учетом:

  • ? количества предполагаемых к захоронению отходов (с разбивкой по годам) в соответствии с проектными данными объекта захоронения отходов;
  • ? вместимости объекта захоронения отходов;
  • ? расчетного срока эксплуатации объекта захоронения отходов;
  • ? иных характеристик объекта захоронения отходов.

Контрольные вопросы и задания

  • 1) Назовите основные принципы государственной политики в области обращения с отходами.
  • 2) В чем состоит особенность обращения с отходами производства?
  • 3) Что такое паспорт опасных отходов?
  • 4) Назовите полномочия органов власти РФ в области обращения с отходами.

Правовое регулирование обращения с отходами

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается «деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов».

Рассмотрим понятие каждой стадии обращения.

Накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования (ст.1 ФЗ №89-ФЗ).

Использование отходов — применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии ( ст.1 ФЗ №89-ФЗ).

Обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду( ст.1 ФЗ №89-ФЗ).

Размещение отходов — хранение и захоронение отходов (ст.1 ФЗ №89-ФЗ);

При применении данного понятия весьма важно знать значение терминов «захоронение» и «хранение».

Захоронение отходов —изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду (ст.1 ФЗ №89-ФЗ).

Хранение отходов — содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования (ст.1 ФЗ №89-ФЗ).

Трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств (ст.1 ФЗ №89-ФЗ).

Мы рассмотрели с Вами понятие «Обращение с отходами».

А теперь рассмотрим, что такое «организация деятельности по обращению с отходами».

Для обеспечения осуществления организации деятельности по обращению с отходами необходимо разработать и принять группу мер по принятию управленческих решений. (см.Табл.1)

Принятие эффективных своевременных управленческих решений в области обращения с отходами производства и потребления позволит создать замкнутые циклы оборота отходов определенных видов или оптимизировать направления их потоков, а также не допустить нарушений в области обращения с отходами, приводящим к штрафным санкциям.

Что касается организации деятельности по обращению с отходами на территории муниципальных образований для этого необходимо обратиться к Федеральным законам:

Ст7 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ « Об охране окружающей среды»;

Ст.8 ФЗ от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Ст.14;ст15; ст.16 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» .

К вопросам местного значения поселения относятся:

-организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

К вопросам местного значения муниципального района относятся:

организация утилизации переработки бытовых и промышленных отходов;

К вопросам местного значения городского округа относятся:

— организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

Согласно вышеуказанных законов:

поселениямнеобходимо решить вопрос по выделению организаций занимающихся сбором и вывозом отходов на территории поселения. Для этого необходимо разработать тарифы на сбор и вывоз, а также на размещение отходов. Охватить договорами на данное обслуживание юридических лиц, физических лиц и частный сектор – все на 100%. Необходимо также разработать нормативы накопления отходов на душу населения.

муниципальным районам и городским округамнеобходимо организовать размещение отходов.

Перед ними стоит задача как можно меньше организовать объектов размещения отходов. Если раньше в каждом поселении имелись свои свалки, то сегодня ведется политика (минимизации объектов размещения отходов) необходимо выделить порядка 2-3 объектов размещения отходов, а в добавок ко всему решить вопрос по строительству именно полигонов, но ни в коем случае свалок

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, bstudy.net, studopedia.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector