Правовое регулирование рынка ценных бумаг

В нашей стране регулированием ценных бумаг на рынке занимаются как компании, которые участвуют в фондовом рынке, так и государственные органы. Сегодня принято уже больше количество актов нормативного плана, регламентирующих погашение, выпуск и проведение торгов ЦБ на всей территории России. Основной задачей государственных органов, занимающихся регулированием рынка ЦБ, – создать равные условия для всех инвесторов и обеспечить безопасное проведение сделки с ценными бумагами торговых площадках России.

В государственных органах РФ главенствующая роль регулирования борота ЦБ осуществляется путем надзора за эмиссией ценных бумаг, созданных на основании требований установленных законодательством, а также лицензированием профессиональной деятельности тех, кто принимает участие в рынках.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг у нас в стране проводится на основании федеральных законов, принятых свыше 15 лет назад. Сегодня видно, что законодательная база претерпела значительные коррективы. Однако основной принцип, заложенный в большинство законодательных актов, это строгий надзор деятельности рынка ЦБ.

Основная задача правового регулирования ЦБ – открытость эмитентов, за счет которой инвесторы могут получать четкую картину о деятельности тех компаний владельцами ЦБ, которых собираются стать.

Предотвратить подлог со стороны эмитента возможно не всегда, поэтому государственным органам стоит большого труда не допустить обман инвесторов. В данный момент существует три основные функции, при помощи которых возможно осуществлять правовое регулирование ценных бумаг на российском рынке.

Первая функция – регистрация аналитиков и брокеров, занимающихся непосредственно торговлей ЦБ, а также предоставляющие консультации.

Вторая функция – обеспечение гласности. Эмитент, планирующий вывести ценные бумаги на рынок, обязуется опубликовать достоверную и полную информацию о своей деятельности.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг в третьем случае – правопорядок на рынке ЦБ и его поддержание. Для этого контролирующие органы периодически устраивают проверки тех компаний, которые неоднократно допускают нарушения, работая на рынке ЦБ. В таких случаях они могут быть отстранены от сотрудничества с эмитентами и инвесторами.

В нашем государстве основной контролирующий орган, работающий с организациями, которые работают на рынке ЦБ – Федеральная комиссия. Приоритетная функция, которой является координация деятельности организация и разработка ее направления, установление общеобязательных условий как для участников сделок, так и до порядка их осуществления, а также лицензирование деятельности компаний осуществляющих сделки с ЦБ.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг не произойдет еще без одной немаловажной функции – обложения налогом участников сделки. За счет этого возможно регулировать активность на рынке.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России контролирует Федеральная комиссия по рынку ЦБ. Она создает и контролирует правила поведения эмиссии облигаций либо акции различных коммерческих учреждений, и, конечно же, проводит контроль над деятельностью тех, кто участвует в рынке ЦБ на торговых площадках нашей страны.

Еще один орган, принимающий участие в контроле над оборотом ЦБ в РФ – Федеральная служба, регулирующая финансовые рынки, а также занимающаяся обеспечением прав тех, кто владеет ценными бумагами. Помимо этого, в регулировании рынка участвуют торговые площадки, занимающиеся лицензированием организаций – брокеров, имеющих право на участие в торгах. Однако такая компания может лишиться права совершать сделки на российских рынках в тех случаях, если нарушаются правила размещения, продажи или покупки ценных бумаг.

Сегодня большинство участников торгов ЦБ считают действующее законодательство, которое осуществляет правовое регулирование рынка ценных бумаг, несовершенным, т.е. не отвечающим жизненным реалиям. По их мнению, оно требует основательной доработки. Но, смотря с другой стороны, за счет жесткого контроля различных органов, российский рынок стабилизировался в последние годы, поскольку большинство инвесторов проявляет все больший интерес к ценным бумагам.

Если у вас возник экономический спор, обращайтесь только к профессионалам своего дела. Качественные услуги юриста сегодня высоко ценятся. В сложной ситуации вам поможет адвокат по арбитражным делам, не экономьте на достойных адвокатах в Москве.

Тема 15. Правовое регулирование рынка ценных бумаг

1. Понятие, признаки и правовое регулирование рынка ценных бумаг

2. Виды ценных бумаг

3. Требования, предъявляемые к ценной бумаге

4. Субъекты прав, удостоверенных ценной бумагой

При изучении этой темы следует уяснить, чем эмиссионная ценная бумага отличается от ценной бумаги, не являющейся таковой. Овладеть понятийным аппаратом, предусмотренным Законом о рынке ценных бумаг и стандартами эмиссий ценных бумаг. Усвоить процедуру эмиссии ценных бумаг и ее этапы.

1. Понятие, признаки и правовое регулирование рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг является частью финансового рынка. Другими структурными элементами последнего являются денежный рынок (рынок находящихся в обращении наличных денег и выполняющих их функции краткосрочных платежных средств (векселей, чеков и т.п.)), а также рынок ссудного капитала (банковских кредитов).

Важнейшим элементом рыночной экономики любой страны является рынок ценных бумаг (фондовый рынок) — совокупность экономических отношений, возникающих между его участниками по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг можно определить как систему отношений, возникающих при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, а также при обращении иных ценных бумаг. Данные отношения являются предметом регулирования Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Также этим Законом определяются правовые основы деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Ценной бумагой согласно статье 142 ГК РФ является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.

— Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» 22 апреля 1996 года;

— Гражданский кодекс РФ (часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ);

— Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»,

Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и др.

Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Эмиссионная ценная бумага — любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;

имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Акция — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.

Облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.

Опцион эмитента — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента. Опцион эмитента является именной ценной бумагой. Принятие решения о размещении опционов эмитента и их размещение осуществляются в соответствии с установленными федеральными законами правилами размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции. При этом цена размещения акций во исполнение требований по опционам эмитента определяется в соответствии с ценой, определенной в таком опционе.

Выпуск эмиссионных ценных бумаг — совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации. Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска, а в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом выпуск эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, — идентификационный номер.

Дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг — совокупность ценных бумаг, размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска эмиссионных ценных бумаг. Ценные бумаги дополнительного выпуска размещаются на одинаковых условиях.

Эмитент — юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Именные эмиссионные ценные бумаги — ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца.

Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя — ценные бумаги, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав не требуют идентификации владельца.

Документарная форма эмиссионных ценных бумаг — форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо.

Бездокументарная форма эмиссионных ценных бумаг — форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо.

Решение о выпуске ценных бумаг — документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой.

Сертификат эмиссионной ценной бумаги — документ, выпускаемый эмитентом и удостоверяющий совокупность прав на указанное в сертификате количество ценных бумаг. Владелец ценных бумаг имеет право требовать от эмитента исполнения его обязательств на основании такого сертификата.

Владелец — лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.

Обращение ценных бумаг — заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги.

Размещение эмиссионных ценных бумаг — отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.

Эмиссия ценных бумаг — установленная настоящим Федеральным законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг — юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, указанные в главе 2 настоящего Федерального закона.

(часть восемнадцатая в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

Финансовый консультант на рынке ценных бумаг — юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и/или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг.

Добросовестный приобретатель — лицо, которое приобрело ценные бумаги, произвело их оплату и в момент приобретения не знало и не могло знать о правах третьих лиц на эти ценные бумаги, если не доказано иное.

Государственный регистрационный номер — цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг, подлежащий государственной регистрации.

Публичное размещение ценных бумаг — размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Не является публичным размещением размещение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Это интересно:  Новые правила осаго с 1 ноября 2024

Публичное обращение ценных бумаг — обращение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы. Не является публичным обращением обращение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Листинг ценных бумаг — включение фондовой биржей ценных бумаг в котировальный список.

Делистинг ценных бумаг — исключение фондовой биржей ценных бумаг из котировального списка.

Идентификационный номер — цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг, не подлежащий государственной регистрации.

Российская депозитарная расписка — именная эмиссионная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости, удостоверяющая право собственности на определенное количество акций или облигаций иностранного эмитента (представляемых ценных бумаг) и закрепляющая право ее владельца требовать от эмитента российских депозитарных расписок получения взамен российской депозитарной расписки соответствующего количества представляемых ценных бумаг и оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем российской депозитарной расписки прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами. В случае, если эмитент представляемых ценных бумаг принимает на себя обязательства перед владельцами российских депозитарных расписок, указанная ценная бумага удостоверяет также право ее владельца требовать надлежащего выполнения этих обязанностей.

Из определения ценной бумаги могут быть выделены следующие признаки.

Ценная бумага — это документ. Согласно ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» документ — это материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.

Ценная бумага должна иметь определенную форму и реквизиты. Как правило, требования к форме и реквизитам определяются в отдельных федеральных законах и иных нормативных правовых актах. Так, например, переводной вексель согласно п. 1 Положения о переводном и простом векселе, утвержденного Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 7 августа 1937 г. N 104/1341 «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе», должен содержать:

1) наименование «вексель», включенное в самый текст документа и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен;

2) простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму;

3) наименование того, кто должен платить (плательщика);

4) указание срока платежа;

5) указание места, в котором должен быть совершен платеж;

6) наименование того, кому или по приказу кого платеж должен быть совершен;

7) указание даты и места составления векселя;

8) подпись того, кто выдает вексель (векселедателя).

Документ, в котором отсутствует какое-либо из обозначений, не имеет силы переводного векселя, за исключением следующих случаев. Переводной вексель, срок платежа по которому не указан, рассматривается как подлежащий оплате по предъявлении. При отсутствии особого указания место, обозначенное рядом с наименованием плательщика, считается местом платежа и вместе с тем местом жительства плательщика. Переводной вексель, в котором не указано место его составления, признается подписанным в месте, обозначенном рядом с наименованием векселедателя.

Согласно ст. 878 ГК РФ чек как ценная бумага должен содержать:

1) наименование «чек», включенное в текст документа;

2) поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;

3) наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;

4) указание валюты платежа;

5) указание даты и места составления чека;

6) подпись лица, выписавшего чек, — чекодателя.

Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека. Чек, не содержащий указание места его составления, рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя. Указание о процентах считается ненаписанным.

Форма чека и порядок его заполнения определяются законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. Положения Женевской конвенции, устанавливающей Единообразный закон о чеках 1931 г., отражены в приложении N 9 к Инструкции Внешторгбанка СССР от 25 декабря 1985 г. N 1 «О порядке совершения банковских операций по международным расчетам».

Как отмечается в п. 2 ст. 144 ГК РФ, отсутствие обязательных реквизитов ценной бумаги или несоответствие ценной бумаги установленной для нее форме влечет ее ничтожность.

Ценная бумага относится к категории движимых вещей. Ценная бумага является таковой только в случаях, определенных законом. Так, в ст. 143 ГК РФ указаны некоторые виды ценных бумаг. Ценная бумага удостоверяет обязательственные права.

Ценная бумага удостоверяет имущественные права, в частности акция удостоверяет право акционера на дивиденд, ликвидационную квоту. Чек удостоверяет право получить платеж от банка, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

В то же время некоторые ценные бумаги могут удостоверять и неимущественные права, например акция удостоверяет право на участие в управлении акционерным обществом, право голоса, право на информацию и др.

Осуществление имущественных прав, удостоверенных ценной бумагой, возможно только при ее предъявлении. Это положение не вполне согласуется с нормами о бездокументарных ценных бумагах и имеет значение прежде всего для тех ценных бумаг, которые представлены в документарном виде, например для векселей. Об этом свидетельствует и судебная практика. Так, например, Постановлением Президиума ВАС РФ от 13 июля 1999 г. N 519/99 в связи с уничтожением подлинного векселя векселедателем авалист был освобожден от ответственности по векселю.

Действующее законодательство, в том числе Федеральные законы от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» и от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг), не содержит указания на обязательность регистрации сделки с ценными бумагами (в том числе с акциями). Согласно ст. 8 и 29 Закона о рынке ценных бумаг, а также Положению о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг соответствующими органами осуществляется лишь учет перехода прав на ценные бумаги путем внесения записи в реестр, что не является регистрацией сделок с ценными бумагами, поскольку у владельца акций есть правовая возможность не сообщать держателю реестра о переходе прав на акции, а также отсутствуют какие-либо меры воздействия на лицо, не сообщившее о таких действиях. Не требует обязательной регистрации сделки с ценными бумагами и ГК РФ, в том числе его ст. 149.

Понятие виды и правовое регулирование рынка ценных бумаг

Понятие рынок ценных бумаг» является не только правовой, но и экономической категорией, имеющей огромное значение для развития экономики современного государства. Рынок ценных бумаг — составная часть финансового рынка. Определяя место рынка ценных бумаг в рыночной экономике, исследователи, прежде всего, разделяют финансовый рынок на денежный рынок и рынок капиталов. Рынок капиталов, в свою очередь, состоит из фондового рынка и кредитного рынка. Фондовый рынок составляет часть рынка ценных бумаг. На фондовом рынке обращаются лишь эмиссионные (инвестиционные) ценные бумаги, отвечающие требованиям, установленным в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

С точки зрения экономической теории рынок ценных бумаг как сегмент финансового рынка, обеспечивающего распределение денежных средств между участниками экономических отношений, охватывает как кредитные отношения, так и отношения совладения, выражающиеся через выпуск специальных документов (ценных бумаг), которые имеют собственную стоимость и могут продаваться, покупаться и погашаться.

Легального правового понятия рынка ценных бумаг действующее российское законодательство не содержит. В правовой литературе термин «рынок ценных бумаг» также раскрывается по-разному, единого его определения юридическая наука не выработала. Так, с точки зрения исследователей гражданско-правовых отношений рынок ценных бумаг может быть определен как совокупность сделок, совершаемых участниками имущественного оборота по поводу ценных бумаг.

Такая позиция, приемлемая для цивилистической науки, является слишком узкой для предпринимательского права и обоснованно критикуется исследователями, предлагающими более широкое определение понятия рынка ценных бумаг, понимая его как совокупность отношений между его участниками (субъектами) по поводу объектов рынка.

На наш взгляд, такое широкое определение может быть применено к любому рынку, как ценных бумаг, так и товарному или финансовому, т.е. оно не отражает специфики определяемого понятия. Более точной представляется следующая формулировка: рынок ценных бумаг представляет собой сферу обращения ценных бумаг, обладающих свойствами специфического товара, по особым правилам и в рамках определенной территории между субъектами, осуществляющими или иным образом воздействующими на их выпуск, обращение и погашение.

Исходя из различных критериев, возможна классификация рынков ценных бумаг на виды. В зависимости от территории охвата рынки ценных бумаг могут быть международными, национальными (в рамках одного государства), региональными и местными.

С точки зрения предмета, относительно которого складываются отношения между участниками рынка, можно выделить рынок акций, рынок облигаций, в том числе государственных, рынок иных ценных бумаг.

Имея в виду специфику первоначального размещения и дальнейшего обращения ценных бумаг (связи объектов рынка ценных бумаг с их выпуском и обращением), рынки ценных бумаг можно классифицировать на первичные (возникающие при эмиссии ценных бумаг) и вторичные (имеющие место при перераспределении ценных бумаг). Причем в свою очередь вторичный рынок, в зависимости от участия или неучастия в его функционировании фондовой биржи в качестве посредника при совершении сделок с ценными бумагами, разделяется на биржевой и небиржевой.

Беря за классификационный критерий характер и особенности эмитента (предопределяющие особенности регулирования эмиссии и обращения), можно подразделить рынок ценных бумаг на рынок корпоративных ценных бумаг и рынок государственных ценных бумаг. В зависимости от срока, на который привлекаются денежные средства, в составе рынка ценных бумаг, так же как и в составе рынка банковских кредитов, выделяются денежный рынок (срок привлечения денег менее одного года) и рынок капиталов (срок привлечения денег более одного года). В зависимости от степени урегулированности отношений на рынке исследователи предлагают выделять организованный рынок ценных бумаг, в рамках которого существуют биржевой рынок и рынок, функционирующий на площадках организаторов торговли на рынке ценных бумаг — профессиональных участников рынка, и неорганизованный рынок ценных бумаг, участниками которого могут быть физические лица-непредприниматели. По сроку исполнения заключаемых на рынке сделок с ценными бумагами выделяют кассовый рынок и срочный рынок ценных бумаг. Кассовый рынок предполагает исполнение сделок в течение 1—2 дней, а срочный рынок — заключение сделок со сроком исполнения более двух рабочих дней, чаще всего со сроком исполнения три месяца.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации осуществляется целым комплексом нормативных правовых актов различной юридической силы, затрагивающих разные аспекты функционирования рынка.

Прежде всего, следует назвать Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг). В указанном законе определяются важнейшие основы функционирования рынка ценных бумаг, в частности основные положения, определяющие место государства в регулировании соответствующих отношений. Закон регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Это интересно:  6 ндфл как правильно заполнить для чайников

Далее, большое значение имеет Федеральный закон от 5 марта 1999 Г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Действие данного Федерального закона направлено на обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг. Закон устанавливает условия предоставления профессиональными участниками услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками; формулирует дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг; закрепляет дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг; регулирует осуществление дополнительных мер по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», который регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг. Закон формулирует понятия, в частности, конкуренции на рынке финансовых услуг, недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг, доминирующего положения финансовой организации, а также устанавливает условия и пределы государственного контроля за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» устанавливает порядок возникновения в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; процедуру эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения; порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг в части, не регламентированной законодательством Российской Федерации.

Для регулирования отношений на рынке ценных бумаг важны также положения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях и пр. Среди подзаконных актов, занимающих свое место в системе правового регулирования отношений на рынке ценных бумаг, следует назвать, например. Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера» Указ Президента РФ от 16 сентября 1997 г. № 1034 «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на рынке ценных бумаг в Российской Федерации» , Постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 934 «Об утверждении порядка наложения ареста на ценные бумаги». Постановление Правительства РФ от 3 июня 1992 г. № 376 «Об упорядочении производства бланков ценных бумаг в Российской Федерации».

Важную роль в регулировании различных аспектов рынка ценных бумаг играют нормативные акты федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, поскольку именно этот орган исполнительной власти проводит государственную политику в области рынка ценных бумаг. В качестве примера можно привести Стандарты эмиссии акций, размещаемых при учреждении акционерных обществ, и их проспектов эмиссии, утвержденные Постановлением ФКЦБ России от 3 июля 2002 г. № 25/пс^, Стандарты эмиссии дополнительных акций, размещаемых путем конвертации, облигаций, конвертируемых в дополнительные акции, и их проспектов эмиссии, утвержденные Постановлением ФКЦБ России от 30 апреля 2002 г.№ 16.

Нормативная база рынка ценных бумаг включает также ряд внутренних (локальных) нормативных актов, в частности внутренних актов акционерных обществ (уставов, положений и т.п.), профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг

Законодательного определения рынка ценных бумаг в настоящее время не существует, и данный рынок представляет собой один из сегментов рыночных отношений, который, с одной стороны, решает свои собственные задачи, а с другой — является основой для существования иных сегментов общего рынка через обеспечение их финансирования (товарного рынка, рынка услуг и т.д.). В самом общем виде рынок ценных бумаг — сфера обращения определенных видов ценных бумаг в соответствии с установленными правилами.

Рынок ценных бумаг можно классифицировать на первичный (такой рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг) и вторичный (на данном рынке выпущенные в оборот ценные бумаги перераспределяются).

Правовое регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в основном следующими нормативными актами:

  • — Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг) — регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • — Федеральным законом от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» — осуществляет обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг.

Деятельность на рынке ценных бумаг также предполагает наличие профессионалов: брокера, дилера, управляющего ценными бумагами и денежными средствами, клиринговых организаций, депозитариев, регистраторов, организаторов торговли и фондовых бирж. В качестве данных субъектов могут выступать как юридические лица — коммерческие организации, так и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Брокер — индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, осуществляющие от имени и за счет клиента (в качестве поверенного или агента) или от своего имени и за счет клиента (в качестве комиссионера или агента) на основании возмездных договоров с клиентом гражданско-правовые сделки с ценными бумагами.

Дилер — коммерческая организация, осуществляющая от своего имени и за свой счет сделки купли-продажи ценных бумаг путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Управляющий — коммерческая организация, осуществляющая от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, переданными ей во владение другим лицом, которому они принадлежат, в интересах данного собственника или указанного им третьего лица.

Клиринговая организация — коммерческая организация, осуществляющая деятельность по определению взаимных обязательств, связанных с расчетами по операциям с ценными бумагами (сбору, сверке, корректировке информации поданным сделкам и подготовке бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Депозитарий — коммерческая организация, оказывающая услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги.

Держатель реестра (регистратор) — коммерческая организация, осуществляющая деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (сбору, фиксации, обработке, хранению и предоставлению данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг).

Организатор торговли на рынке ценных бумаг — индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, осуществляющие деятельность, направленную на организацию торговли на рынке ценных бумаг, и непосредственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

В качестве организатора торговли на рынке ценных бумаг выступает фондовая биржа. Фондовая биржа может создаваться в форме некоммерческого партнерства или АО. Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Следует сказать, что профессиональные участники рынка ценных бумаг (числом не менее десяти) могут также на основе добровольного объединения осуществлять свои функции для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных целей. Подобное объединение именуется саморегулируемой организацией и действует на принципах некоммерческой организации. Учредителями данной организации выступают только профессиональные участники.

В силу специальной правоспособности прибыль, полученная данной организацией, используется ею исключительно для выполнения уставных задач и не распределяется среди ее членов.

Деятельность данного участника регулируется не только указанным законом, но и постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) от 01.07.1997 № 24 «Об утверждении Положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положения о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг».

Следует учитывать, что указанные «роли» профессиональные участники рынка ценных бумаг могут совмещать, но при следующих условиях.

Брокер может осуществлять также и дилерскую деятельность, но при этом сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера; деятельность по управлению ценными бумагами; депозитарную деятельность.

Дилер может совмещать свою деятельность с деятельностью брокера, управляющего, депозитария.

Доверительное управление может совмещаться с брокерской деятельностью, с деятельностью по управлению ценными бумагами, депозитарной деятельностью.

Клиринговая деятельность может совмещаться с депозитарной деятельностью и деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Фондовая биржа вправе совмещать свою деятельность и деятельность валютной биржи, товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли), клиринговую деятельность, связанную с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельность по распространению информации, издательской деятельностью, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду. Если происходит указанное совмещение с данными видами деятельности, то и для их осуществления должны быть созданы отдельные структурные подразделения.

Деятельность по ведению реестра не может совмещаться ни с какой иной деятельностью.

К указанным профессиональным участникам рынка ценных бумаг государство предъявляет определенные требования, в частности установлены обязательные требования к деятельности данных субъектов и ее стандарты, определена необходимость лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В силу данных требований все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании специального разрешения — лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченными им органами на основании генеральной лицензии.

На осуществление деятельности рассматриваемых субъектов выдают одну из трех видов лицензий: лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензию фондовой биржи.

Условием оказания брокером и (или) дилером услуг по подготовке проспекта ценных бумаг является его соответствие установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг требованиям к размеру собственного капитала и квалификационным требованиям к сотрудникам (работникам). Следует иметь в виду, что брокеры (дилеры) — юридические лица, оказывающие данные услуги, — именуется также финансовыми консультантами.

Объектом отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг, является эмиссионная ценная бумага. Как ценная бумага данный объект характеризуется тем, что представляет собой документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные и некоторые неимущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. В определение эмиссионной ценной бумаги Закон о рынке ценных бумаг к указанным признакам добавляет следующие. Данный вид ценных бумаг: а) закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка; б) размещается выпусками; в) имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Это интересно:  Правила внесения изменений в проектную документацию

Ценная бумага может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом договоров, а в конечном итоге — служить источником получения регулярного или разового дохода. Инвестор, приобретая ценную бумагу, может рассчитывать на два вида дохода: инвестиционный (дивиденды от владения ценными бумагами) и курсовой (доход, полученный в результате перепродажи ценной бумаги по более высокой цене, чем та, за которую ее покупали).

Ранее пенные бумаги существовали только в осязаемой (документарной) форме. В настоящее время, кроме документарной формы, ценные бумаги стали оформляться в виде записей на различных носителях информации и, таким образом, перешли в безбумажную (бездокументарную) форму. В отношении эмиссионных ценных бумаг документарная и бездокументарная формы определяют следующее их значение.

Документарная форма эмиссионных ценных бумаг — форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо. Сертификатом является документ, выпускаемый эмитентом и удостоверяющий совокупность прав на указанное в сертификате количество ценных бумаг.

Бездокументарная форма эмиссионных ценных бумаг — форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе веления реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо.

Кроме документарных или бездокументарных, различают также эмиссионные ценные бумаги на предъявителя и именные.

Именные эмиссионные ценные бумаги — такие ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца.

Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя — ценные бумаги, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав не требуют идентификации владельца. Форма эмиссионных ценных бумаг определяется эмитентом. Указанные ценные бумаги на предъявителя могут существовать только в документарной форме.

В качестве эмиссионных ценных бумаг закон предусматривает такие виды, как акция и облигация. Акция — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая следующие права ее владельца (акционера): а) имущественные — на получение части прибыли АО в виде дивидендов и на часть имущества, остающегося после его ликвидации; б) неимущественные — на участие в управлении АО. Облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

Эмиссия ценных бумаг — установленная законом последовательность действий эмитента, направленных на отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок (размещения эмиссионных ценных бумаг).

Процедура эмиссии определяется Законом о рынке ценных бумаг. Согласно данному Закону эмиссия осуществляется в следующие этапы.

  • 1. Принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг. Решение должно содержать данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой, и быть зарегистрированным в органе государственной регистрации ценных бумаг.
  • 2. Регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг. Для регистрации выпуска эмитент обязан представить в регистрирующий орган следующие документы:

заявление на регистрацию;

  • — решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
  • — копии учредительных документов (при эмиссии акций при создании АО);
  • — проспект эмиссии (если регистрация выпуска сопровождается регистрацией проспекта эмиссии);
  • — документы, подтверждающие разрешение уполномоченного органа исполнительной атасти на осуществление выпуска (когда законодательством РФ установлена необходимость получения данного разрешения).

При регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг данному выпуску присваивается государственный регистрационный номер. Регистрирующий орган обязан зарегистрировать выпуск эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в регистрации не позднее чем через 30 дней с даты получения документов.

Перечень регистрирующих органов на территории РФ устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

  • 3. Для документарной формы выпуска предусматривается изготовление сертификатов ценных бумаг. Сертификат эмиссионной ценной бумаги должен содержать в себе исключительный набор реквизитов. Если сведения, содержащиеся в сертификате и решении о регистрации, не совпадают, то владелец вправе требовать осуществления прав в объеме, закрепленном сертификатом.
  • 4. Размещение эмиссионных ценных бумаг. Указанный этап начинается только тогда, когда осуществлена регистрация их выпуска. Фактическое количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг может не совпадать с количеством, указанным в проспектах о выпуске и в учредительных документах. Но такое несовпадение может быть только в сторону уменьшения, и, наоборот, нельзя разместить больше, чем указано в данных документах. Фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, представляемом на регистрацию. Доля неразмещенных ценных бумаг из числа, указанного в проспекте эмиссии, при которой эмиссия считается несостоявшейся, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Законодатель установил предельный срок для окончания размещения выпускаемых эмиссионных ценных бумаг — не более одного года с даты начала эмиссии, если иные сроки размещения эмиссионных ценных бумаг не установлены законодательством РФ.

Новый выпуск ценных бумаг не может быть размещен ранее чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности доступа к информации о выпуске, которая должна быть раскрыта в соответствии с законом. Информация о цене размещения ценных бумаг может раскрываться вдень начала размещения ценных бумаг.

Запрещается при публичном размещении или обращении выпуска эмиссионных ценных бумаг закладывать преимущество при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими.

5. Регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг. Указанный отчет должен быть зарегистрирован в соответствующем органе в установленный срок, а именно — не позднее 30 дней после завершения размещения данных бумаг.

Законодатель определяет также данные, которые должны быть в данном отчете (ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг). При эмиссии и размещении акций в отчете также должен содержаться список владельцев, владеющих пакетом эмиссионных ценных бумаг, размер которого определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг нарушений регистрирует его. Регистрирующий орган отвечает за полноту зарегистрированного им отчета.

Помимо данных действий, при эмиссии необходимо провести регистрацию проспекта эмиссии, если размещение эмиссионных ценных бумаг производится среди неограниченного круга владельцев или заранее известного круга владельцев, число которых превышает 500.

При регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг процедура эмиссии дополняется следующими этапами:

  • — подготовкой проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;
  • — регистрацией проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;
  • — раскрытием всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии;
  • — раскрытием всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.

Действия, нарушающие установленную процедуру эмиссии, называются недобросовестной эмиссией. В случае обнаружения признаков недобросовестной эмиссии регистрирующим органом он обязан в течение семи дней сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (региональное отделение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг). Как результат выпуск эмиссионных ценных бумаг может быть приостановлен, признан несостоявшимся или в регистрации данного выпуска может быть отказано.

К субъектам рынка ценных бумаг следует отнести, помимо профессиональных участников (рассмотренных ранее), также эмитента и саморегулирующуюся организацию профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Эмитент — лицо, выпускающее в обращение ценные бумаги и несущее от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. Статья 2 Закона о рынке ценных бумаг определяет возможность быть эмитентом для юридических лиц, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. В этом списке нет физических лиц, соответственно, даже индивидуальные предприниматели не вправе выпускать в обращение ценные бумаги и нести от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. В то же время следует учитывать, что поскольку данный закон в качестве эмиссионных ценных бумаг рассматривает акции и облигации, то физические лица вправе выпускать иные виды ценных бумаг, к примеру векселя.

Но и среди эмитентов также есть свои ограничения на выпуск. ГК устанавливает прямой запрет на выпуск акций кем-либо, кроме акционерных обществ.

Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» устанавливает, что решение об эмитенте ценных бумаг РФ принимается Правительством РФ. Эмитентом ценных бумаг РФ выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. Так же определяется эмитент ценных бумаг субъекта РФ и муниципального образования.

Помимо указанных субъектов, следует назвать также инвесторов — лиц, вкладывающих средства в развитие рынка товаров, работ, услуг. Деятельность данного субъекта связана не только с рынком ценных бумаг, финансовым рынком. Инвестиционная деятельность имеет место во всех сферах рыночной экономики, в том числе и на товарном рынке, рассмотренном ранее.

Инвестирование может быть реализовано различными путями, например через создание организаций, принадлежащих инвесторам, или приобретение долей (акций) в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций, или приобретение зданий, сооружений и т.д.

В качестве инвесторов могут выступать: а) органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами; б) граждане, организации, предпринимательские объединения и другие юридические лица; в) иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации. При этом допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности.

Инвестор обладает вещными правами на свои объекты инвестирования и соответствующие обязательственные права. Так, инвестор вправе передать по договору свои правомочия по инвестициям и их результатам гражданам, юридическим лицам, государственным и муниципальным органам в установленном законом порядке. Также инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций. Основные обязанности инвестора сводятся к необходимости соблюдения требований законодательства и иных нормативных актов.

Инвестор наряду с профессиональными участниками рынка ценных бумаг является субъектом рынка ценных бумаг, и его деятельность также регулируется Законом о рынке ценных бумаг. При этом устанавливаются особые гарантии прав инвесторов — граждан — на указанном рынке. Права инвесторов, как имущественные, так и неимущественные, закреплены в ценной бумаге.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, studwood.ru, studme.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector